Особняк милютина официальный. «Особняк графа Милютина»

Особняк милютина официальный. «Особняк графа Милютина»

Здравствуйте! Сегодня хотелось бы рассказать об интереснейшем здании в центре Петербурга, об особняке военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Расположен он по соседству с Михайловским (Инженерным) замком, напротив Михайловского же сада, на Садовой улице. Сколько десятков раз проходил или проезжал мимо, но не знал, что за этим скромным на вид фасадом небольшого двухэтажного здания скрывается такое интересное место.

Построен этот особняк в квартале военно-инженерного ведомства был в 1872-74 годах архитекторами Бернгардом и фон Гиппиусом по заказу военного министра генерала-фельдмаршала (кстати, последнего в русской истории) Милютина. Уникальная для своего времени планировка дома позволяла совмещать служебные обязанности, работу канцелярии министра, устраивать различные официальные и частные приемы и комфортно существовать многочисленной семье. А у Дмитрия Алексеевича было шесть детей. И все это при небольшом на первый взгляд здании.

После отставки с поста министра в 1881 году, Милютин уезжает в Крым, в свое имение в Симеизе, где и прожил до своей смерти в 1912 году (в возрасте 96-ти лет), а похоронен на кладбище Новодевичьевого монастыря в Москве. Ну а здание после отставки Милютина использовалось военным ведомством для работы канцелярии и для официальных приемов в парадных залах особняка. В советское время здание особняка осталось за военным ведомством и использовался в качестве закрытой гостиницы для высокопоставленных гостей. В частности именно здесь размещалась комиссия из Москва, приехавшая для расследования убийства Кирова. И ныне часть помещений особняка, где ранее размещалась канцелярия и во флигеле каретного двора, используется под гостиницу, но поселиться в ней может каждый. Гостиница так и называется -"Особняк военного министра".

Как видите он классифицируется как музейный отель. И, правда, как я прочитал по отзывам живших в этом отеле, администратор проводит экскурсию по парадным залам особняка. Посмотрел ради интереса цену номеров отеля на Букинге, конечно нельзя сказать, что очень дешево, но учитывая местоположение и само здание, и дорогими эти цены нельзя назвать. Двухместный номер с завтраком обойдется в 4600 рублей, а люкс в 11000. Кроме того, что особняк используется под гостиницу, парадные залы использует продюсерский центр "Домино" для проведения театрализованных экскурсий и концертов. Вот на один из таких концертов, совмещенным с концертом под названием "Романс серебряного века" мы и посетили. Надо сказать, что купили билеты на это мероприятие достаточно случайно. Еще в апреле, в день театра, была на одном из сайтов, продающих билеты в театры и на концерты, распродажа билетов со скидкой. Мы взяли билеты на несколько событий, и в том числе привлек внимание этот концерт. При номинальной стоимости билетов в 1200 рублей, предлагалась скидка 30 процентов. Итого билет обошелся в 860 рублей. И надо сказать замечательная экскурсия по особняку с интереснейшим концертом превзошла ожидания. Мы подошли к назначенному времени, нас достаточно радушно встретили, раздали бахилы, все-таки в парадных залах сохранился исторический паркет. Вел экскурсию великолепный гид, помимо того, что знающий и умеющий рассказать об истории как этого особняка, так и об истории дворцов и усадеб, почему они именно так планировались и строились, но при этом рассказывающий все не просто как эксурсовод, а с большим театральным талантом. Жалко не запомнил его имени. Началась экскурсия с так называемого холодного вестибюля, расположенного при входе в здание.

Слева от лестницы, ведущий на второй этаж особняка, где и расположена анфилада парадных залов, разместилась биллиардная. Хоть, как сказал экскурсовод, биллиардный стол 19-го века, но ранее он находился в другом помещении, а в этой комнате находилась приемная канцелярии министра, и все важные депеши и донесения, касающиеся военного ведомства в конце 19-го века проходили через эту небольшую комнату. А ныне посетители гостиницы могут поиграть тут в биллиард, за дополнительную плату, как я понял.

После этого поднявшись по парадной лестнице, расписанной в помпейском стиле, поднялись в верхний, теплый вестибюль.

На потолке парадной лестницы, когда-то была роспись, но после попадания фугасной бомбы в годы войны, она была уничтожена.

В нишах вестибюля расположены симпатичные бронзовые скульптуры.

В этих сохранившихся светильниках было когда-то газовое освещение, ныне естественно, замененное на электрическое.

Первое помещение в парадной анфиладе - Розовая гостиная.

За ней следует Зеленая гостиная, он же танцевальный зал, самый большой в особняке. Но несмотря на то, что он самый большой, концерты проводятся не здесь. Это связано с акустикой, то что подходит для танцевального зала, может не подходить для проведения концерта. Как сказал эксурсовод, в здании сохранился уникальный акустический эффект, когда звучит музыка в танцевальном зале, люди входящие в здание, на первом этаже, в холодном вестибюле, слышат музыку, звучащую как-будто за их спиной. Ниже фотографии Зеленой гостиной.

Живопись на стенах представлена натюрмортами 1920-х годов, когда здесь размещалась закрытая гостиница военного ведомства.

Следующая комната в парадно анфиладе - Охотничья гостиная.

В этой гостиной собирались по преимуществу мужчины, в отличие от Розовой, женской. Экскурсовод показывает сохранившийся ломберный столик.

На стенах гостиной висят картины, сделанные из необычного материала. По моему что-то типа соломы.

И, наконец, последний из залов парадной анфилады - Синяя гостиная, она же музыкальная. В этом зале с прекрасной акустикой и проводятся концерты.

Сохранившийся камин, который может функционировать до сих пор, с очень необычным расположением - в углу здания с дымоходом, вмонтированным в стену, сбоку от камина.

На концерте, как явствует из названия, были исполнены романсы на стихи поэтов серебряного века российской поэзии - Есенина, Ахматовой, Блока, Гумилева и многих других. Еще преимущество концерта состояло в том, что были разные жанры исполнения романса. Открыл концерт актер театра и кино Дмитрий Лебедев, с простым "актерским" исполнением романсов под гитару.

И, наконец, завершила концерт выступление оперной певицы Светланы Ивановой в сопровождении пианистки. Хоть голос у нее и замечательный, но ее выступление понравилось менее других, уж слишком экзальтированно она пела.

На этом прекрасный вечер в особняке военного министра, занявший более двух с половиной часов - более обещанных изначально двух, завершился. Если у кого то из жителей города или его гостей, будет возможность посетить его с подобной программой (а их существует в стенах особняка несколько видов), то я искренне могу посоветовать сделать это.

Особняк Военного министра - уникальная усадьба в центре города, расположенная в непосредственной близости от Михайловского замка, на территории бывшего третьего Летнего сада, вырубленного и превращённого в плац после преобразования Михайловского замка в Инженерный. Одной частью фасада он выходит на Садовую улицу, а другой — на Кленовую аллею. Особняк был создан по идее великого реформатора русской армии эпохи императора Александра II, Д.А. Милютина. Двухэтажный, на цокольном этаже и с антресолями, особняк (1872-1874) хорошо сохранился до нашего времени. Изящно оформленные парадные и личные комнаты изысканных форм смотрят в сады Инженерного замка и Марсова поля.

Решение о строительстве специального особняка было принято в 1872 году. Заказчиком строительства был военный министр генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин, назначенный на этот пост в 1861 году. Проектировал здание известный архитектор, профессор Рудольф Богданович Бернгард. В строительстве принял участие также военный инженер Д.В. Покотилов, а в создании внутренней отделки - архитектор О.Г. Гиппиус.

Первый этаж дома предназначался для небольшой канцелярии министра. Здесь также располагались жилые комнаты семьи Д.А. Милютина. На втором этаже размещались 16 парадных помещений, в том числе и личные апартаменты Военного министра. В мансарде, которая выходила во двор, находились комнаты камердинера и дворецкого.

Во всех жилых и рабочих помещениях имелись голландские печи, отделанные изразцами или камины. Пол в вестибюле и на лестницах был выполнен из мозаики, в комнатах из наборного паркета. В конце 19 века, для обеспечения безопасности министра и членов его семьи, жилые комнаты были перенесены на второй этаж дома. Продуманная, уникальная для своего времени планировка комфортабельного дома давала возможность министру совмещать службу, работу своей канцелярии с общественными обязанностями и с частной жизнью многодетной семьи в присутствии посетителей, многочисленных служащих и прислуги. Лестница особняка расписана в помпейском стиле, зал оформлен в стиле Людовика XV, дамские гостиные — в стиле Людовика XVI и т. д. В исторических интерьерах представлены прекрасные комплекты художественной меблировки и декоративного убранства парадных и жилых комнат 1880-1900 годов. Таким дом военного министра и оставался до революции 1917 года. В нем жили и работали все военные министры Российской империи, занимавшие этот пост после графа Дмитрия Алексеевича Милютина.
Хотите подарить билеты на концерт или спектакль близкому человеку, другу или второй половинке? Лучше преподнесите , которая позволит оплатить билеты на любое понравившееся мероприятие и действует в течение целого года. Подарочная карта - беспроигрышный вариант и самый приятный подарок по любому поводу.

Дом г. Военного министра в С.-Петербурге

В феврале месяце 1872 г. мне поручено было составить проект предположенного к постройке дома для г. военного министра, в левом сквере Михайловского Замка, по Большой Садовой улице. По утверждении проекта, в том же году, 15-го июля, приступлено было к производству работ по очистке местности и установке временного забора; а 1-го мая 1874 г., по отслужении молебна, вновь отстроенный дом передан был по назначению. Весь дом состоит из: 1) главного корпуса, 2) двухэтажного флигеля, 3) конюшен, и 4) ледника; при нем имеются: 1) большой сад, чистый двор, 3) малый двор, 4) черный двор, и 5) двор для склада дров. Главный корпус - каменный, двухэтажный, на жилом подвале со сводами, с двумя антресольными помещениями со стороны двора, прилегает главным фасадом к Большой Садовой улице, двумя другими фасадами - к саду и к Петровской площади; остальные же стороны корпуса обращены на чистый двор. В подвальном этаже имеются: комнаты для швейцара, дворников, мужской и женской прислуги; барская и людская кухни, с кладовыми и проч. хозяйственными удобствами. В первом этаже помещены: вестибюль и комнаты для семейства г. военного министра. Во втором этаже: парадные комнаты и комнаты г. военного министра, буфетные, уборные; дежурным фельдъегерю и лакею. В антресольных комнатах помещаются: камердинер и дворецкий; тут же установлен и резервуар для воды. Все этажи сообщаются между собою посредством двух каменных лестниц, а первый этаж со вторым, кроме того - парадною каменною и чистою внутреннею лестницами, исключительно назначенными для семейства. Все помещения - за исключением парадной лестницы и вестибюля, отапливаемых духовою печью - огреваются голландскими печами. Для проветривания комнат устроены камины. По всему дому проведены вода, газ и электрические звонки. В подвальном этаже стены и своды оштукатурены и отбелены; полы покрыты асфальтом по слою утрамбованного и залитого растворенными высевками строевого мусора, выстланного кирпичом. В первом этаже стены оштукатурены и оклеены обоями, а потолки оштукатурены и отбелены клеевыми красками, за исключением вестибюля и нижней площадки, где стены окрашены клеевыми красками. Полы в помещении для семейства паркетные; в остальных комнатах - сосновые; в вестибюле же и на площадках лестниц - мозаичные. Во 2-м этаже круглая гостиная, зал, семейная гостиная, столовая и помещение верхней площадки лестницы отделаны тягами; остальные комнаты оклеены обоями. Полы паркетные, в буфетных комнатах - сосновые. При составлении проекта, главная задача заключалась в том, чтобы при расположении помещений избежать, по возможности, излишних проходных комнат и притом сгруппировать все парадные апартаменты в одной части здания. Насколько эту задачу удалось разрешить - видно из плана второго этажа. Верхняя площадка лестницы, эллиптической формы, имеет 5 дверей, ведущих в пять разных помещений; такое устройство даёт возможность избегать прохождения чрез комнаты и вместе с тем облегчает прислуге присмотр за входящими лицами. Первая дверь налево ведёт в помещения дежурного фельдъегеря и дежурного лакея; вторая - в приёмную комнату; третья - в круглую гостиную; четвертая - в залу, и пятая - в столовую. Из приёмной комнаты налево сделан вход в кабинет, а из залы и столовой - в семейную гостиную. Отсюда видно, что все главные помещения связаны между собою. Двухэтажный флигель. Каменный, двухэтажный, нежилой флигель, (на плане под лит. В), примыкающий к правой меже участка, фасадом обращён на чистый двор, против главного корпуса. В нижнем этаже помещены сараи, прачечная и лестница; во втором этаже - сеновал и сушильня. В сарае настлан сосновый пол и сделана польская подшивка потолка. Прачечная крыта кирпичными сводами, внутри оштукатурена; пол асфальтовый, по кирпичной выстилке. Тут же проведены вода и газ. Для стирки белья устроены: 1) железный бак для горячей воды, соединенный с водогрейною печью медною спиралью; 2) Бульонский аппарат для вывариванья белья; 3) медный котёл для варки мелкого белья; 4) центрифугальный прибор; 5) две неподвижные лоханки с кранами - для стирки, и одна - для полоскания белья. Для отвода пара проведены от каждого аппарата трубы в вытяжные каналы. Остальные части здания устроены согласно прилагаемым чертежам. В предупреждение сырости, в жилых подвальных помещениях применён способ расположения в стенах, в уровень с полом, горизонтальных каналов, связанных с нагретыми вертикальными трубами. Способ этот вполне оправдал ожидания и на этот результат имеет влияние не только асфальтовые полы в подвальных помещениях, но и производство всей кладки на цементе Роше.

Когда «Светлана» пришвартовалась к причалу копенгагенского порта, я тепло попрощался с ее командиром, капитаном 1-го ранга Сергеем Павловичем Шеиным, и стал ждать, когда матросы опустят трап. На пристани меня уже ожидали посланник Александр Петрович Извольский, и оба его секретаря в расшитых золотыми позументами придворных мундирах и белых штанах.

При виде нашего посланника я поморщился. Извольский был известен как ярый сторонник союза России с Антантой и откровенный англофил. Человек с подобными взглядами на такой должности, да еще там, где сейчас завязывался тугой антибританский узел, был явно лишним. Я про себя решил, что Александра Петровича надо будет срочно переместить из Копенгагена в какое-нибудь другое место. Допустим, посланником в Сиам. Или еще куда подальше.

В этот же день в Копенгаген поездом в качестве обычного пассажира прибыл германский министр иностранных дел Освальд фон Рихтгофен. Договоренность об этом визите была озвучена еще во время пребывания кайзера в Санкт-Петербурге. Ну, а неофициальность была связана с приватностью предстоящих переговоров, которые должны были пройти в Копенгагене. В них я должен был сыграть роль ангела-миротворца. Мне предстояло весьма сложное дело – стать связующим звеном между двумя странами, давно уже враждебно настроенными по отношению друг к другу. Но искусство дипломата и заключалось в том, чтобы мирить народы и заключать альянсы, причем часто совершенно невероятные.

Как было уже предварительно оговорено, господин Рихтгофен прибыл в наше посольство на Брэдгадэ-сю, где он и я привели себя в порядок после путешествия. Там мы стали готовиться к трудному разговору с королем Кристианом IX, и еще с некоторыми особами, которые фактически и определяли политику Датского королевства.

Аудиенция нам была назначена на два часа пополудни в особняке Шак – одном из четырех, входивших в комплекс датского королевского дворца Амалиенборг.

В назначенное время нас там уже ждали – сам король, его наследник, принц Фредерик, министр иностранных дел Дании граф Раабен-Леветцау и Енс Кристенсен, глава правящей в Дании политической партии «Венстре».

Когда я и господин Рихтгофен вошли в зал, где должны были проходить переговоры, в нем повисла напряженная тишина.

Гостиница Особняк военного министра

Енс Кристенсен, высокий и бодрый старик с характерным вздернутым чубом седых волос, воинственно посмотрел на германского министра иностранных дел. В его глазах полыхнуло пламя сражений при Дюббеле и Фредерисии, прогремевших пятьдесят лет назад. Но Кристенсен сумел сдержаться и поздоровался с нами. Со мной – тепло, с Рихтгофеном – сухо и официально.

Министр иностранных дел Дании граф Раабен-Леветцау, седой и моложавый старик, больше похожий на богатого помещика, чем на дипломата, на хорошем французском языке приветствовал гостей.

Король, кивнув нам, предложил садиться. Когда все участники встречи расселись вокруг большого круглого стола, я встал и передал королю письмо от его дочери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Кристиан, по-стариковски щурясь, прочитал послание своей любимой Минни, после чего еще раз кивнул мне. Потом он обратился к присутствующим:

– Господа, – сказал он, – мы собрались здесь, чтобы принять важное решение. Возможно, одно из самых важных за время моего правления. Как я уже говорил, это будет связано с особым режимом прохождения военных кораблей через Датские проливы, и с присоединением нашего королевства к союзу Российской… – он пристально посмотрел на фон Рихтгофена, – и Германской империй.

– Господа, – продолжил король, обращаясь к Раабен-Леветцау и Кристенсену, – вы понимаете, что я не могу единолично принять решение о присоединении Дании к этому Союзу. И потому прошу вас приложить все силы для того, чтобы добиться одобрения в фолькетинге моего решения.

– Все это замечательно, ваше величество, – нарушил немного затянувшееся молчание Енс Кристенсен, – но Дания – маленькая страна, и в случае нашего присоединения к союзу двух великих европейских монархий, на нас может обрушиться третья, не менее великая монархия, с примкнувшей к ней республикой. Что тогда будет с нашим королевством, ваше величество?

– Да, об этом надо хорошенько подумать, – подал голос граф Раабен-Леветцау, – тем более что в начале прошлого века корабли этой островной монархии дважды нападали на Копенгаген и громили орудиями своих линейных кораблей кварталы нашей столицы.

– Гм, – впервые обозначил свое присутствие на данном совещании германский министр. Потом он встал и, достав из кожаной папки лист бумаги, с поклоном передал его королю Кристиану. – Это послание моего императора вам, ваше величество, – сказал фон Рихтгофен. – В нем он дает гарантии полной безопасности для Датского королевства в случае нападения на нее любой из европейских держав. Подчеркиваю – любой! – министр иностранных дел Германской империи пристально посмотрел в глаза королю.

– Мы когда-то воевали с вами, – сказал он чуть погодя, – но война та уже стала достоянием истории и историков. Пора жить не прошлым, а настоящим. Лишь тогда у нас всех появится шанс на счастливое будущее.

– Ваше величество, – прервал я немного затянувшуюся паузу, повисшую после слов германского министра, – Россия тоже станет гарантом вашей безопасности. Вы можете быть абсолютно спокойны. Два флота – российский и германский, наши сухопутные части, которые в самое короткое время будут в случае опасности переброшены в Данию, наконец, мощные береговые батареи и мины, которые будут выставлены нашими минными заградителями – все это позволит сохранить Данию от угрозы нападения какой-либо другой державы.

– Если это так, – задумчиво сказал Енс Кристенсен, – то тогда есть смысл одобрить в фолькетинге предложение вашего величества. Дания должна перестать быть мальчиком для битья, когда в любой момент могут напасть эти наглые британцы.

– Только, господин министр, – обратился он к Освальду фон Рихтгофену, – прежде чем заключить договор о присоединении к вашему альянсу, хотелось бы получить письменные гарантии неповторения тех пагубных для нашего королевства событий, которые произошли пятьдесят лет назад. Вы понимаете, о чем идет речь?

Это был более чем прозрачный намек на войну между Данией и Пруссией, которую поддержала Австро-Венгрия. В ходе той войны Датское королевство лишилось Шлезвига, Гольштейна и Лауэнбурга.

– Мой император готов дать подобные гарантии, – отчеканил фон Рихтгофен, – а следить за их выполнением будет Российская империя. Мой уважаемый коллега это подтвердит, – и германский министр кивнул в мою сторону.

Видя, что разговор пошел в благоприятном для нас направлении, я решил подсластить пилюлю:

– Ваше величество, – сказал я, – хочу добавить, что присоединение к нашему альянсу может дать Датскому королевству не только безопасность, но и вполне материальные выгоды. Я имею в виду финансовые, экономические и торговые преференции, а также возможность получать крупные заказы от российского военного ведомства. Например, на пулеметы Мадсена. Крупную партию их мы уже недавно закупили. Будут и новые заказы на строительство кораблей для российского флота. Мы помним, что в составе Тихоокеанской эскадры прекрасно показал себя крейсер «Боярин», который был построен на датской верфи «Бурмейстер ог Вайн».

Глаза у Енса Кристенсена заблестели, и он переглянулся с графом Раабен-Леветцау, на лице которого появилась довольная улыбка. И я понял, что теперь договор о присоединении Дании к Альянсу пройдет в фолькетинге без особых затруднений.

– Господин Дурново, господин фон Рихтгофен, – обратился к нам король Кристиан, – нам надо будет еще раз, как следует, обдумать ваше предложение. Но я думаю, что решение по нему будет благоприятным.

Мы с фон Рихтгофеном раскланялись и вышли из кабинета.

– Господин Дурново, – обратился ко мне германский министр, – а не отметить ли нам сегодняшнюю беседу в ресторане?

– А почему бы и нет, – сказал я, снова вспомнив свою лихую флотскую юность. – Я тут знаю одно хорошее местечко…

Инженер и изобретатель Тринклер Густав Васильевич

Петербург встретил меня звонкой капелью, осевшими сугробами и громкими писком драчливых весенних воробьев. В Германии, которую я покинул три дня назад, получив телеграмму с приглашением прибыть от самого Степана Осиповича Макарова, уже вовсю зеленела трава и светило солнце. Там весна уже была в разгаре, а тут только начиналась.

Но за год моего отсутствия Петербург сильно изменился. Он стал каким-то напряженным и нервным. Главной приметой нового времени стало военное положение, о котором свидетельствовали патрули на вокзале, встречавшие каждый прибывающий в столицу империи поезд. В Петербурге после убийства императора Николая II начались волнения, даже мятеж, который был подавлен быстро и жестоко. Во всяком случае, об этом писали в германских газетах. Писали там и об установленном в городе особом порядке управления, и о стремительных и безжалостных действиях новой русской спецслужбы ГУГБ, в считаные дни переловившей убийц и заговорщиков. Сказать честно, читать такое было немного страшно. Но я все равно поехал, поскольку адмирал Макаров настоятельно телеграфировал мне о том, что русский флот крайне нуждается в моем изобретении.

    Литература:
  1. Памятники архитектуры Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1976

Садовая, 4.
Дом военного министра

После строительства Михайловского (Инженерного) замка и передачи его Военно-Инженерной академии вся близлежащая территория стала принадлежать военному ведомству, и военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин решил построить здесь собственный дом. Дмитрий Алексеевич Милютин был автором прогрессивных военных реформ, в частности закона 1874 года о воинской повинности в России, по которому сокращался срок солдатской и матросской службы с 20 лет до 6 в сухопутных войсках и до 7 на флоте. Ему было 56 лет. До этого собственного жилья у министра не было, он с семьёй жил на казенных квартирах. Авторы-строители Покотилов Дмитрий Викторович, фон Гиппиус Отто Густавович, Бернгард Рудольф Богданович.

Вид на здание со стороны Cадовой улицы и с других сторон

Фрагменты орнамента на стенах лестницы

Стены
Двери
Камин

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели