Александрийский дворец в нескучном саду на карте. Нескучный сад

Александрийский дворец в нескучном саду на карте. Нескучный сад

Это прекрасное здание мелькает в глубине двора, когда едешь по Ленинскому проспекту. Роскошные ворота с надписью "Российская Академия Наук" перегораживают доступ, и я включила ддворец в список , но знатоки подсказали: в будни к дворцу можно спокойно подойти.
У дворца длинная и интересная история.
В середине XVIII века земли в районе Калужского тракта приобрели Демидовы, и в 1756 году был возведен дворец. В 1804 году он был перестроен новыми владельцами - Орловыми, а в 1832 году усадьбу (которая охватывала земли нынешнего Парка Горького и Нескучного сада) приобрело дворцовое ведомство для императорской семьи. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне и назвал его Александринским. Дворец был обновлён, от Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами; по одним данным, они символизируют изобилие, по другим - времена года и выполнены Иваном (Джованни) Витали.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. Однако в В 1890-е годы в Александринском дворце поселился московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя Николая Второго; он закрыл доступ в парк.
А после революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым (здесь искали стулья герои бессмертного романа):

Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором...По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами. В зале тоже стояла мебель и блуждали посетители.

А в 1934 году во дворец переехал Президиум Академии наук, который занимает его и по сей день (не считая построенного неподалеку 22-этажного небоскреба).
И тогда же во двор с Лубянской площади (с того места, где долгие годы стоял "Железный Феликс") был перенесен Никольский фонтан Ивана Витали: четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с .
Где-то я читала, что фонтан не работает. Неправда, работает, да еще как...

Проходим фонтан, идем к дворцу.

Ах, какие балкончики, какие решетки

Вход во дворец охраняют вот такие собаки; они, как и фонтан, перенесены - с Нижнего Пресненского пруда, ныне не существующего (находился в районе Белого дома)

Здания, сохранившиеся с первой половины XIX века

Дворец в Нескучном

Дворец в Нескучном графа Федора Григорьевича Орлова

(Г. М. Анциферова)

Дом в Нескучном саду, получивший название Александринского дворца, произведение позднего классицизма. Его дворцовый облик связывали с деятельностью архитектора Е. Д. Тюрина в 30-х годах XIX в., когда он был главным архитектором Московской дворцовой конторы. Но облик здания сформировался гораздо раньше. Оно принадлежало Орловым с 90-х годов XVIII века , до того домом владели Вяземские, а в середине XVIII в. здесь стоял дом П. А. Демидова.




Новый ордерный декор, который здание получило при перестройке, изменил соотношение его фасадов. Дом Демидова был обращен главным фасадом в сторону сада и Москва-реки, что соответствовало приемам усадебного строительства середины XVIII в., теперь этот фасад, ориентирован на Б. Калужскую улицу.

Проследим, начиная с середины XVIII в., историю владения в Нескучном.

В середине XVIII в. на участке от Калужской заставы до того места, где впоследствии была выстроена Голицынская больница, между Москвой-рекой и Б. Калужской улицей располагалось несколько усадеб * . Самое первое от заставы большое владение в 40-х годах и еще в конце 70-х годов принадлежало генерал-прокурору князю Н. Ю. Трубецкому. В 1804 г. на этой территории значится двор В. И. Зубова. После Зубова усадьбой владел князь Л. А. Шаховской, а в 1826 г. она была куплена Московской дворцовой конторой. Участок справа от Трубецкого в XVIII в. принадлежал Н. М. Голицыной. Он был куплен дворцовым ведомством только в 1842 г.

* (Сведения о расположении усадеб взяты из следующих источников: А. Михайлов. Архитектор Ухтомский и его школа. М., 1954, с. 184; Московский гос. исторический архив, ф. 105, оп. 9/1, № 664; МГИНТА, Серпуховская часть, №№ 731-733; ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 20, № 18758, л. 3. )

Владение справа от Голицыной во второй половине XVIII в. состояло из четырех участков: Походяшина, Соймоновых, Демидовой и Серикова. Именно на общей территории этих четырех участков находится Александринский дворец со всем комплексом относящихся к нему зданий * .

* (Сведения об этой части Нескучного находятся в деле о покупке дома у Орловой-Чесменской (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 60, № 29712, л. 59), а также в издании: "Актовые книги XVIII столетия", т. VIII. М., 1898 (купчее свидетельство № 585 за 1754 г.). )

В 1754 г. М. А. Демидова купила соседний двор Соймоновых. Двор Походяшина в 1786 г. был куплен Ф. Г. Орловым . Дворы Серикова и Демидовых купила Е. Н. Вяземская * (вероятно, после смерти П. А. Демидова в 1788 г., так как вряд ли он сам мог продать свою усадьбу с ботаническим садом, который был его детищем). В 1793 г. Вяземская продала все это владение своему соседу Ф. Г. Орлову, который, таким образом, стал единым хозяином всех четырех участков одновременных Демидову и владельцем дома Вяземских ** , т. е. бывшего дома Демидова.

* (Е. Н. Вяземская, дочь Н. Ю. Трубецкого, владельца усадьбы в Нескучном. )

** ("Указатель Москвы, показывающий по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы...". М., 1793. )

В 1796 г. все владение в Нескучном унаследовала по завещанию Ф. Г. Орлова его племянница А. А. Орлова-Чесменская, которой в то время было одиннадцать лет. Фактическим владельцем усадьбы стал ее отец, знаменитый екатерининский вельможа (тогда уже в отставке) граф А. Г. Орлов-Чесменский. В том же году, после воцарения Павла, А. Орлов уехал за границу, а вернувшись в 1801 г., поселился в этом доме и жил в нем до своей смерти в 1808 г. А. А. Орлова-Чесменская владела усадьбой и домом до 1832 г., когда все это владение было продано ею Николаю I.











Три имени связаны с авторством дома Демидова. Первое из них - крепостной строитель Ситников - названо в книге Бессонова. Имя Ивана Федоровича Ситникова возникает в 1828 г. в связи с постройкой в доме Орловой-Чесмекской чугунной лестницы по проекту Бове *** .

* (С. В Безсонов. Крепостные архитекторы. М., 1938, с. 84. У Безсонова написано что Ситников - крепостной И. А. Демидова. Но из трех братьев Демидовых не было никого с инициалом И (Прокофий, Григорий и Никита Акинфиевичи). Это, видимо, опечатка. )

*** (Переписка О. И. Бове и И. Ф. Ситникова по поводу сметы на строительство лестницы. Обращение Бове: "его превосходительству И. Ф. Ситникову". См.: ЦГИАЛ, ф. 472, оп.58/893, № 35, лл. 5, 11. )



Фрагмент из материалов к "Атласу Москвы". 1806-1808 гг. Обывательские строения на Б. Калужской ул. вблизи Голицынской больницы. ЦВИА, ф. ВУА, № 22174

Второе имя - архитектор Иехт. Ему приписывается авторство дома Демидова. И, наконец, В. Т. Шмаковой опубликовано еще одно имя - В. Яковлева, архитектора, подписавшего первоначальный план дома ***** .

* ("Иехт Вильгельм, архитектор иностр. в России... ум. 1763... строил Александр, дворец в Москве...". - "Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих...". Составил Н. Н. Собко, т. II, вып. 1. СПб., 1893, с. 513. )

***** ( В. Т. Шмакова. Здание президиума Академии наук СССР. - "Природа", 1974, № 1, с. 99. См. также: "В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв.", с. 387-388. )



Список владельцев дома:

П.А.Демидов 1781-1788 гг.

А. А. и Е. Н. Вяземские.....1788-1793 гг. Ф. Г. Орлов.................1793-1796 гг. А. Г. Орлов.................796-1808 гг. А. А. Орлова................1808-1832 гг.





В период от 1781 г. до 1804 г. дом могли перестроить: сам Демидов, Вяземские, Ф. Орлов и А. Орлов.

В 1781 г. П. А. Демидову было уже за 70 лет и трудно представить, что, прожив четверть века в своем доме, он на старости лет стал бы его переделывать по новой моде.

С нашей точки зрения, это делает граф Федор Григорьевич Орлов.

Братья Орловы - Григорий, Алексей, Федор и Владимир, - выйдя в отставку в 1775 г., переселились в Москву. В книге "Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова", изданной его внуком, есть следующие строки о Федоре Орлове: "Он жил несколько лет то у Владимира, то у Алексея, которые тянули его каждый на свою сторону; но, пожелав завестись своим домом и имея большой вкус к архитектуре, выстроил на прекрасном берегу Москвы-реки дворец, превосходивший изящностью хоромы графа Алексея (на Донском поле, уступившие впоследствии свое место Городской больнице) и графа Владимира (на Никитской)" * .

* ( В. Орлов-Давыдов. Биографический очерк графа В. Г. Орлова, т. II. СПб., 1878, с. 25. )




Рассмотрим две версии, вытекающие из этого семейного предания. Если здесь имеется в виду дом Ф. Орлова на бывшем участке Походяшина, то речь идет о сравнительно небольшом, летнем (без печей) * действительно изящном доме (сейчас так называемый Чайный домик), выстроенном в стиле классицизма, как и "ванный" павильон внизу у пруда. Но слово "дворец", конечно, больше подходит к бывшему дому Демидова, а существенный характер состоявшейся перестройки равнозначен здесь понятию "выстроил".

* ("В саду Александрийского летнего дворца на берегу Москвы-реки находится весьма солидное и красивое каменное без печей строение, называемое потому "Летний домик"". - Из рапорта в делах Московской дворцовой конторы за 1833 г. ЦГИАЛ, Ф. 472, оп. 12/846, № 43, л. 94. )

Кроме того, в 1878 г., когда В. Орлов-Давыдов пишет свой очерк, уже не помнят про дом Демидова, но знают, что дом Орловых стал царским Александринским дворцом.

Таким образом, фамильные воспоминания Орловых дают нам наибольшие основания считать, что перестроен дом в 1793-1796 гг. Федором Орловым.

На плане владения Орловой-Чесменской 1804 г. и на "профиле" Б. Калужской ул. мы видим дом с теми особенностями, какие он сохранил до настоящего времени - полуциркульные колонные балконы, аттики, полуциркульные окна. По-видимому, существенных работ на фасадах при Орловой не производилось. Сама Орлова еще в 1820 г. переехала в Петербург (она была фрейлиной), а в 1832 г. царь купил у нее дом со всей усадьбой.

Интерес Николая I к дому Орловой возник еще в 1826 г., когда в дни коронации царская семья жила в ее доме в Нескучном * . К этому году относится дело об отпуске из "Кабинета его императорского величества" 12850 рублей на постройку в доме Орловой-Чесменской висячей чугунной лестницы, отлитой на заводе Шепелева по брульону О. И. Бове ** .

* (ЦГИАЛ, ф. 472, оп. 12/846, № 43, л. 14. )

** (ЦГИАЛ, ф. 472, оп. 58/893, № 35, лл. 1-16. Указанием на эти документы автор обязан А. Н. Петрову. )

Состояние здания тщательно документировано при подготовке дома к продаже. В 1831 г. оценочная комиссия во главе с архитектором Мироновским произвела графическую фиксацию, опись и сметы по всем строениям * . Из сравнения этих материалов с планами, представленными Орловой-Чесменской ** , и с современным зданием видно, что интерьер дома в своей основной планировке не подвергся изменениям, сохранив планировочную структуру, полученную при перестройке в 90-х годах XVIII в. и в значительной части унаследованную от середины XVIII в.

* (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 60, № 29712. )

** (Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, р. 1, № 5673. )

Высокие входные ступени из серого камня ведут в парадные сводчатые сени. В правой половине дома с первого до третьего этажа идут марши дубовой лестницы на ползучих сводах. В левой половине парадная чугунная лестница 1829 г. ведет в бельэтаж. Еще две узкие белокаменные лестницы, расположенные симметрично по садовому фасаду, ведут во все этажи и в подвал.

Расположенные в бельэтаже анфиладой парадные гостиные, облицованные искусственным мрамором, с расписными плафонами, назывались по цвету мебельных гарнитуров голубой, малиновой и большой желтой гостиными; по направлению к южному торцу находились, также с росписью на потолках, малая гостиная и угловая столовая. Дверные проемы анфилады направлены по оси, начинающейся от южного торцового фасада здания. На другом конце перспектива анфилады замыкается высоким белым мраморным камином голубой гостиной, от которой анфилада поворачивает, нанизывая на свою ось парадную с колонным альковом спальню и угловую комнату-кабинет. Анфилада открывалась в обе стороны от средней большой гостиной, к которой вел торжественный подход с парадной лестницы через аванзал и малый колонный зал.

Ряд гостиных комнат находился в нижнем и верхнем этажах: на третьем этаже была библиотека, в первом - кухня в левой половине, вблизи хозяйственной лестницы, и баня возле парадных сеней. Все помещения первого этажа сводчатые, в том числе и в той части по садовому фасаду, которая была пристроена в конце XVIII в.

Почти все помещения бельэтажа украшены живописными плафонами и лепниной. Плафон большого колонного зала, возведенного в 90-х годах XVIII в., близок росписи большой двусветной гостиной на противоположном фасаде. Обоим плафонам присущи компоненты позднеклассического крупного гризайльного орнамента с яркими по тону вставками и цветочными гирляндами. В таких же чертах выполнена роспись плафона в малой гостиной, в угловой гостиной и в спальне. Единой по стилю является роспись парадной лестницы * и аванзала. Характер орнамента и строгость одноцветной гризайли придают этим помещениям некоторую официальную холодность. Живопись всех этих помещений, хотя и несколько различная по эмоциональному характеру, может быть датирована первой третью XIX в. Можно предположить, что эти росписи одновременны работам, производившимся в доме при подготовке его для коронации 1826 г.

* (Роспись выполнена в 1829 г. после установки чугунной лестницы. См.: ЦГИАЛ, Ф. 472, оп. 58/893, № 35, л. 16. )

Совершенно иная роспись плафона малого колонного зала была открыта под позднейшим слоем при реставрации живописи в 1959 г. Орнаментальный мотив плафона и сочетание тонов - нежно-зеленые амфоры на приглушенном розовом фоне - заставляют отнести эту роспись, как и роспись угловой комнаты в начале анфилады с левой стороны, к периоду раннего классицизма, т. е., по всей вероятности, ко времени до перестройки дома в 90-х годах.

Новый этап строительной истории здания, когда оно стало Александрийским дворцом, связан с деятельностью Е. Д. Тюрина в 1833-1870 гг., когда он был главным архитектором Московской дворцовой конторы * .

Вот строгий список работ, произведенных в дворце под руководством и по проектам Тюрина, составленный нами по документам Московской дворцовой конторы за 1833-1860 гг. * :

* (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 21, № 19327, л. 5, № 19326, л. 59; Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, р. 1, №№ 3520, 3524, 3651, 3665. 3699, 5673, 5674, 5676; ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 16, лл. 321, 426, ч. 60, № 29712, л. 32, № 29748, л. 51, № 29790, лл. 4-8, № 29818. )

1833 г. Устройство чугунных решетчатых балконов внизу полуциркульных балконов бельэтажа на главном фасаде. Устройство помещения для церкви на антресолях с поднятием потолка на два с половиной аршина, устройство флагштока.

1856 г. Устройство световых проемов над темными помещениями третьего этажа. Пристройка деревянной террасы с левой стороны садового фасада у новой угловой гостиной в первом этаже и переделка в связи с этим арочного колонного проема портала с заменой колонн столбами. Устройство сквозного междуэтажного люка для механического подъема кресла возле угловой гостиной. Замена ионических капителей колоннады боковых полуциркульных балконов главного фасада коринфскими.

1860 г. Постройка кухонного корпуса в отдалении за правым флигелем и пристройка к торцевому фасаду дворца соединяющей деревянной галереи.

1833-1836 гг. Строительство деревянной на каменном фундаменте гауптвахты, а в 1836 г. - каменной.

1836-1870 гг. Установка на пилонах въездных ворот аллегорических скульптурных групп.

Вот все, что было сделано Тюриным (не считая периодических ремонтных работ).

В последующие годы дворец был в ведении архитекторов Гаврилова и Кольбе. В период подготовки здания для размещения двора на время коронации в 1881-1882 гг. в интерьерах были произведены мраморные, лепные и живописные работы реставрационного характера * . Позже фасады дворца не подвергались переделкам ** .

* (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 35, № 24095, лл. 19-24. )

** (Хорошее состояние Александрийского дворца было засвидетельствовано комиссией подотдела архитектурной реставрации музейного отдела Главнауки 28 декабря 1918 г. (Академия архитектуры, Архив ЦГРМ, оп. 1, № 248, л. 5(132), А-1028, № 3772(6). Комиссия отметила, что необходимо, по художественным соображениям, удалить поздние деревянные покрытия балконов, разобрать деревянную террасу на садовом фасаде и восстановить арки с колоннами, которые в 1856 г. были заменены столбами. На фотографии дворца, подписанной 30 октября 1927 г. (ГИМ, отдел архитектурной графики, фотоальбом Губарева, А-1028, № 3772(6), деревянной террасы уже нет, но колонны в арочном проеме еще не восстановлены. По всей вероятности, одновременно с террасой была разобрана деревянная галерея, ведущая в кухонный корпус. На фотографии ее уже нет. Каменная ограда с вазами наверху, соединяющая флигели с дворцом, в правой части примыкает прямо к порталу, загораживая нижнюю часть садового фасада точно так же, как это изображено на акварели середины XIX в. Фотография с нее есть в фототеке Гос. научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, К. V., нег. 21970. )

Итак, кроме частичных и, во всяком случае, не решающих изменений, здание до нашего времени сохранило архитектурный облик, полученный при перестройке в 90-е годы XVIII в., а в интерьере сохранилась планировочная структура середины XVIII в.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Предыдущая фотография Следующая фотография

В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.

Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.

В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом - Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.

Особенности архитектуры

Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом - Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели - раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой - в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.

Залы и интерьеры

Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.

Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.

Они покидали дворец навсегда, ехали по широкой подъездной аллее в последний раз - и где-то в глубине души предчувствуя это, глядели в окошки кареты, каждый со своей стороны. Сергей Александрович скользил взглядом по заснеженным кронам деревьев, а Елизавета Федоровна вдруг порывисто оглянулась, стараясь разглядеть двух каменных псов, охранявших вход в здание Александринского дворца. Место, где она была очень счастлива...

Начало января 1905-го выдалось суетным и горьким. В первые дни года государь подписал прошение великого князя Сергея Александровича об отставке с должности генерал-губернатора Москвы, но командующим войсками Московского военного округа оставил. Князь с семьей покинул губернаторский особняк на Тверской и переехал в резиденцию в Нескучном саду, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями и определить, как жить дальше. Но спустя неделю случилось Кровавое воскресенье - и вечером 9 января они, снова спешно собравшись, отправились в Кремль. Теперь безопасно было только там. А Александринский дворец - свидетель счастливых лет - остался позади.

Вот растаяли очертания белоснежного фасада с чудесными полукруглыми балконами на изящных колоннах, резными арками перед окнами третьего этажа - все давно уже называли дворец «маленьким Версалем». Скрылись из виду роскошные въездные ворота, украшенные скульптурами - аллегориями изобилия. Отныне всему этому предстояло жить только в памяти.

Четырнадцать лет назад, в 1891 году, когда великая княгиня Елизавета Федоровна перешагнула порог своего нового дома, она постаралась побольше узнать о его истории. Ей вообще было свойственно желание как можно полнее постичь свою новую родину, ее веру, культуру и язык. Вот и теперь она старалась запомнить бесчисленные русские фамилии всех тех людей, которые строили этот прекрасный особняк или обитали здесь. Трубецкие и Демидовы, Голицыны и Орловы, Сериковы и Вяземские…

ПОДРОБНЕЕ

Ей рассказали о том, что когда-то три аристократические усадьбы, принадлежавшие разным семьям, в конце концов объединили в одну, под общим названием «Нескучное», - Елизавета Федоровна повторяла трудное слово раз за разом, пытаясь добиться верного произношения. Имена собственные давались ей труднее всего - взять хотя бы князя Трубецкого, давшего усадьбе это диковинное название: он устраивал здесь разнообразные увеселения в далеком XVIII столетии. А прекрасный Александринский дворец, оказывается, назывался сначала Демидовским, и там, говорят, все сплошь было уставлено клетками с певчими птицами - владелец, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, был человеком эксцентричным, славился коллекциями минералов и картин, гербариями и редкой библиотекой, слуг обряжал шутами, да что там, по комнатам свободно бегали кролики, обезьяны и кошки…

А ботанический сад, разбитый им в усадьбе, считался лучшим в России и одним из первейших в Европе… Зато легкой для запоминания оказалась фамилия графа Федора Орлова. Тот, приобретя усадьбу, постарался придать ей респектабельности - это при нем появились прелестные Чайный и Ванный домики, гроты, ротонды и мостики. Брат же его, легендарный Алексей Орлов-Чесменский, напротив, привнес сюда дух безудержных развлечений - от маскарадов и фейерверков до катаний на лодках и кулачных боев.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели