Урок на тему большие полушария головного мозга. Урок на тему «Большие полушария головного мозга

Урок на тему большие полушария головного мозга. Урок на тему «Большие полушария головного мозга

Задача урока : установить сложность строения коры больших полушарий у млекопитающих и особенно у человека; познакомить с функциями коры больших полушарий и методами ее изучения.

Оборудование . Демонстрационный материал: таблицы: «Головной мозг», «Развитие нервной системы у позвоночных» (рис. 56), «Строение коры больших полушарий» самодельная (рис. 57); влажный препарат головного мозга человека.

Раздаточный материал: разборные модели головного мозга человека, пластинчатые препараты срезов головного мозга.

План урока

Проведение урока
Фронтальная беседа строится на решении вопросов типа задач.

Вопросы Могут быть примерно такие: почему спинномозговая лягушка значительно отличается от нормальной? Для какой цели ставятся опыты на спинномозговой лягушке? Из какого опыта на спинномозговой лягушке можно увидеть распространение возбуждения по спинному мозгу? Как это происходит?

Спинномозговая лягушка отравлена стрихнином. Малейшее прикосновение к ее коже вызывает бурную реакцию, сокращаются сгибатели и разгибатели одновременно. Какой процесс в нервной системе усиливается стрихнином, а какой подавляется?

Почему животное без мозжечка остается живым, а животное, у которого перерезан продолговатый мозг ниже дыхательного центра, погибает? А если перерезать ножки мозга (учитель показывает их), то животное остается жить, может бегать, ходить, лазать? Почему обезьяны после такой операции не могут жить? Какие можно сделать выводы из сопоставления результатов всех этих опытов?

Опишите, какие будут возникать рефлексы у спортсмена-бегуна после команды: «На старт!» Действие каких нервов будет преобладать в это время в организме? Как их возбуждение будет влиять на разные органы? Каким путем после бега организм спортсмена придет к норме?

Чем объяснить, что рефлексы внутренних органов протекают медленнее, чем мышечные рефлексы?

Что доказывает опыт: раздражали симпатический нерв, идущий к сердцу лягушки; при этом собиралась кровь, оттекающая от сердца. Собранная кровь вводилась другой лягушке, и у нее ускорялась работа сердца.

Как доказать, что нервная система представляет собой единое целое?
После решения этих вопросов-задач ученик сделает вывод о характерных особенностях развития головного мозга позвоночных животных.

После этого учитель рассказывает о больших полушариях головного мозга. Кратко указывая на строение больших полушарий, учитель отмечает, что их историческое развитие заключается в увеличении поверхности, т. е. в развитии коры больших полушарий.

Учащиеся получают модели и пластинчатые препараты мозга и, руководствуясь текстом учебника и его рисунками, выполняют следующее задание:
1. Рассмотрите на модели большие полушария. Найдите борозды и извилины. Найдите центральную извилину, мозолистое тело (что это такое?) .
2. Определите, где находятся лобная, затылочная, теменная и височная доли мозга.
3. Определите примерное положение долей мозга на себе.
4. Проследите, где отходят от головного мозга черепно-мозговые нервы. Сколько их?
5. На пластинчатом препарате найдите кору, подкорковые центры, белое вещество.
6. Какой толщины примерно кора? Найдите, руководствуясь рис. 58, зоны коры.
7. Подготовьте ответы на следующие вопросы: какие доли мозга особенно развиты у человека? Какие зоны различают в коре больших полушарий и на что указывают их названия? Какое значение имеют борозды и извилины коры? Что можно сказать о микроскопическом строении коры? Из чего она состоит? Каковы характерные особенности ее строения?
Объяснение материала о функциях коры можно начать с методов изучения работы коры. Учитель рассказывает о методе удаления частей коры у млекопитающих и напоминает о поведении собаки без коры больших полушарий.

Затем приводятся данные клинических наблюдений у человека, записи биотоков с разных участков коры. Можно указать на факты получения записи биотоков с одного нейрона через микроэлектрод, введенный в мозг животного; на получение путем раздражения через вживленные в мозг электроды определенных эмоций - ярости или удовольствия. Все методы показали известную специализацию районов и даже клеток коры. Учитель дает первое понятие об анализаторной функции коры, связанной в своей деятельности с органами чувств.

Учитель формулирует вывод о функциях коры: кора - орган связи с внешней средой; при помощи анализаторов человек ориентируется во внешней среде. У высших животных и у человека кора - орган условных рефлексов, орган приспособления к внешней среде.

У животного без коры больших полушарий теряется целесообразная связь с внешней средой. У человека кора контролирует все функции. Речь и мышление у человека также связаны с корой.

По вопросу о строении коры учащиеся к концу урока могут сформулировать следующие выводы: кора у человека имеет наибольшую площадь, состоит из очень большого количества клеток, клетки разнообразны по форме, имеют много отростков, расположены в коре в несколько слоев; количество отростков на клетках коры увеличивается в течение жизни.

Задание на дом : статья учебника «Большие полушария головного мозга»; подготовить ответы на вопросы на стр. 176, 183 под знаком «!».

Рис. 57. Микроструктура коры больших полушарий (схематический рисунок на доске)

Рис. 58. Доли и зоны коры больших полушарий (образец немой карточки):
1 - зрительная зона; 2 - слуховая; 3 - чувствительно-двигательная; 4 - зрительный центр речи; 5 - слуховой центр речи; 6 - двигательный центр речи; 7 - обонятельная зона

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

УРОК 72. Большие полушария головного мозга

Образовательная цель: изучить особенности строения больших полушарий, микроскопическую структуру их.

Основные понятия и термины: большие полушария головного мозга, кора больших полушарий, слои коры, борозды коры больших полушарий, доли коры больших полушарий.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Упражнение «Я так думаю...»

1. У новорожденного ребенка масса мозжечка составляет 1/17 массы тела, тогда как у взрослого человека-1/8. О чем это свидетельствует?

2. Есть узел жизни в продолговатом мозга? Как вы думаете, почему он так называется?

3. Если в организм человека попал алкоголь, как вы думаете, какие отделы головного мозга и как реагировать на него?

4. Через 5-6 мин. без кислорода клетки мозга погибают. Почему?

5. Почему в лагерях отдыха после обеда вкладывают детей в кровать?

II. Изучение нового материала.

Учитель. В книге Кэрола Донера «Тайны анатомии» главный герой Макс рассказывает своей собеседнице Молли: «Тело человека похоже на великую державу, независимую державу. Кровеносные сосуды выполняют функцию дорог, соединяющих города, то есть органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область. Желудок и кишки - это органы, принадлежат к одной системе области. Сердце и кровь - ко второй, а мышцы и кости - к третьей. В этой стране есть большое количество нейронов - телефонов. Миллиарды клеток - это граждане страны, работающие на заводах и фабриках мост-органов и систем областей. А где расположено руководство этого государства? Ты знаешь, Молли?»

А вы знаете?

2. Задачи для домашних проектов.

Группа 1. Внешнее и внутреннее строение больших полушарий, их микроструктура.

Группа 2. Изучение мозга человеком.

Презентация проектов.

Группа 1. Внешнее и внутреннее строение больших полушарий и их микроструктура.

Большой мозг (конечный) состоит из двух полушарий, соединенных мозолистым телом, через мозолистое тело осуществляются связь между правым и левым полушарием.

Полушария покрыты корой, образованной серым веществом, состоящее из тел нейронов. Кора - носитель интеллекта и высших функций. От коры внутрь отходят отростки нейронов, что вместе с волокнами, направленными к коре, образуют белое вещество, которое выполняет проводниковую функцию.

В белом веществе содержатся ядра (узлы) серого вещества (скопления нервных клеток) и образуют так называемую подкорку.

Поверхность полушарий собрана в извилины, между которыми есть борозды. Более 2/3 поверхности коры скрыто в бороздах.

Группа 2. Изучение мозга человека.

В 30-х годах девятнадцатого века французский физиолог Флуранс предложил идею: все участки коры больших полушарий равнозначных в функциональном отношении. Но это было ошибкой. В 1874 г. киевский анатом В.А. Бец доказал, что все участки по строению нервных клеток и по шаровістю отличаются друг от друга. Он есть основоположником учения об архитектонике коры головного мозга.

Еще Гиппократ знал, что значительные повреждения больших полушарий вызывают паралич руки и ноги противоположной стороны тела. Связь между расстройствами речи и нарушением левого полушария обнаружил впервые французский анатом антрополог Поль Брока (1824-1880 p .), а немецкий психолог Карл Вернике (1848-1905 гг.) доказал, что в задней части височной извилины левого полушария есть участок, отвечающий за речь.

Впоследствии ученые выяснили, что левая полушарие обеспечивает чтения, письма, счета, мышления, запоминания, а права - образную память. При заболеваниях последней у больных наблюдаются нарушения они путают цвета, мир становится для них серым.

Группа 3. Архитектоника коры больших полушарий.

Мозг человека имеет около 100 млрд. нейронов, мозг осы - 200, а пчелы - 900.

Серое вещество, из которого образована кора, имеет вид шара высотой 1,5-5 мм. Кора имеет шесть слоев клеток.

Заполнить таблицу «Микроструктура коры больших полушарий»

№ п/п

Название слоя

Особенности

Молекулярный

Внешний зернистый

Пірамідний

Внутренний зернистый

Гигантские пирамидные клетки Беца (внутренний пірамідний)

Полиморфный

Мало клеток, много волокон

Мелкие клетки, напоминающие зернышки

Форма пирамиды

Мелкие нейроны

Клетки различной величины и формы.

В коре головного мозга есть до 14 млрд. клеток, каждая из которых соединена с контактами 10 тыс. подобных нейронов.

Группа 4. Функции коры больших полушарий.


С корой больших полушарий связаны психические функции: память, речь, мышление, сознание и регулирования поведения человека.

III. Закрепление знаний учащихся.

Лабораторная работа №6

Тема. Строение головного мозга человека (изучение за муляжами, моделями и пластинчатыми препаратами).

Цель: научиться распознавать на пластинчатых препаратах, моделях и муляжах отделы головного мозга и определять взаиморасположение в них серого и белого вещества; определять особенности строения коры больших полушарий.

Оборудование: разборные модели головного мозга человека, муляжи; пластинчатые препараты продольного и поперечного разрезов мозга человека.

Ход работы

1. Разделите модель головного мозга на две половинки. Найдите мозолистое тело. Из чего оно состоит? Его функция?

_______________________________________________________________________________

2. На одной из половинок модели найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Какими цифрами обозначены эти отделы на рисунке 1?

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

6 - ____________________

Рис. 1. Строение головного мозга человека.

3. Используя пластинчатые препараты, выясните, как размещены серая и белая вещества. Из чего состоят серая и белая вещества?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Найдите на модели мозжечок, рассмотрите в нем размещение серой и белой веществ. Какая цифра соответствует мозжечке на рисунке 1?

_______________________________________________________________________________

5. Рассмотрите на модели (муляжи) большие полушария головного мозга, найдите борозды и извилины, а также доли головного мозга. Напишите на указателях к рисунку 2 названия долей коры больших полушарий, извилин.

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

Рис. 2. Строение головного мозга человека. Вид сбоку.

На указателях к рисунку 3 напишите расположение зон в коре больших полушарий: зрительной, слуховой, обонятельной, кожно-мышечной, двигательной.

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

Рис. 3. Зоны коры больших полушарий.

6. Соберите модель головного мозга. На ее нижней части найдите места, где отходят черепно-мозговые нервы.

7. Сделайте вывод, ответив на вопрос:

а) Какие особенности строения головного мозга человека в сравнении с позвоночными животными?

б) Как размещаются в отделах головного мозга серое и белое вещества?

в) В чем заключается биологическое значение складчатого строения коры больших полушарий?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Заполните таблицу.

Передний мозг (большие полушария)

Кора, ядра в толще белого вещества

Аналізаторна функция: ощущение, восприятие, анализ движений. Замикальна функция: образование временных условнорефлекторных связей. Высшие психические функции: сознание, речь, волевые процессы, чувства

Затылочная доля

Воспринимает и анализирует зрительные раздражение

Височная доля

Воспринимает и анализирует слуховые раздражение

Теменная доля

Воспринимает и анализирует кожные раздражение (температура, давление)

Лобная доля

Регуляция произвольных мышечных движений

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня, в условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации общество нуждается в образованных, мобильных, конкурентоспособных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности.

В связи с этим предполагаются изменения в системе образования, его ключевой характеристикой становится не столько передача знаний и технологий, сколько формирование ключевых компетентностей. Создание условий для развития у учащихся ключевых компетентностей - одна из главных профессиональных задач учителя, в арсенале которого множество современных педагогических технологий.

На своих уроках я чаще использую технологию развития критического мышления - это универсальная "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами.

Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми, участие в совместном принятии решений, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком.

Предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 8 классе "Полушария большого мозга" с использованием этой технологии.

Тема урока: "Полушария большого мозга"

Цель урока: создать условия для осмысления информации о строении и функциях большого мозга.

Задачи урока:

  • создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о строении отделов головного мозга: больших полушарий,
  • создать условия для развития у школьников умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий,
  • способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, информацией ЦОР,
  • способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы,
  • способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация ), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1 ), задания для работы в группах (Приложение 2 ); электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

Ход урока

I. Определение темы. Вызов.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы изучали особенности нервной системы. Вспомните, из каких частей состоит данная система органов?

Ученик: Нервная система состоит из центральной и периферической частей.

Учитель: Что входит в состав периферической нервной системы?

Ученик: В состав периферической нервной системы входят нервы и нервные волокна.

Учитель: Чем представлена центральная нервная система?

Ученик: Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом.

Учитель: Перечислите уже изученные вами отделы головного мозга.

Учитель: На прошлом уроке мы составляли синквейны об этих отделах. А сейчас я предлагаю вам прочитать ещё одно пятистрочие и определить, о чём сегодня на уроке пойдёт речь (слайд 1).

Молодой, важный

Анализирует, воспринимает, координирует

Самый крупный отдел мозга

Грецкий орех.

Учитель: С особенностями какого отдела головного мозга нам предстоит познакомиться? Итак, тема урока "Полушария большого мозга". Сегодня вы работаете на рабочих листах, которые есть у каждого на столе. Запишите туда число, тему урока.

В настоящее время о большом мозге известно много, все сведения о нём можно представить в виде информационного кластера, который появился на экране и есть у каждого из вас на рабочих листах (слайд 2). Сейчас кластер пуст. Как вы думаете, какого рода информацией его можно заполнить (что о большом мозге вам хотелось бы узнать сегодня на уроке)?

Учащихся выдвигают свои предположения: информация о строении, составе, функциях большого мозга, возможных нарушениях его работы и последствиях для человека.

Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке найти интересующую вас информацию и заполнить кластер. Все готовы к работе, тогда мы начинаем.

II. Осмысление.

Учитель: Изучая различные системы органов, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения. И сейчас я предлагаю изучить особенности строения большого мозга. Для этого прослушайте информацию. Будьте внимательны и постарайтесь выделить те данные, которые помогут заполнить кластер.

На данном этапе урока используется электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", тема "Полушария большого мозга"

Учащиеся прослушивают информацию, после называют ключевые слова.

Учитель: Что вы узнали о строении большого мозга? (При затруднении - организуется беседа по вопросам или работа с рисунками на слайде 3):

Известно, что переднезадняя щель делит большой мозг на две части, назовите их.

Чем между собой соединены левое и правое полушария мозга?

Как распределяется серое и белое вещество в полушариях большого мозга?

Охарактеризуйте расположение нейронов серого вещества: располагаются ли они равномерно или образуют слои нервных клеток?)

Учитель: Разместим полученные сведения в кластер. Предложите, какую информацию можно разместить в верхней строке? Что следует разместить ниже? (слайд 4)

Учитель: Кое-что нам стало известно, но неизвестного ещё больше, например: установлено, что площадь поверхности коры больших полушарий составляет 2200 см 2 , она образована 12 - 18 млрд. нервных клеток (слайд 5). Как вы полагаете, за счёт чего достигается столь большая площадь коры при относительно небольшом объёме головного мозга? (Почему сравнение больших полушарий с грецким орехом в начале урока не вызвала у нас особого удивления?).

Ученик: Кора больших полушарий имеет неровную (складчатую) поверхность.

Учитель: Действительно поверхность полушарий складчатая, имеет углубления и выступающие части. В учебнике на стр. 232 найдите, какими биологическими терминами они обозначены?

Учитель: Величина борозд и извилин подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех: это центральная, боковые, теменно-затылочная борозды, которые делят каждое полушарие на 4 доли (слайд 6). Рассмотрите рисунок 95 на стр. 232 учебника. Определите, на какие доли делят кору указанные борозды, подпишите доли мозга на рисунке в рабочем листе.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Я уверено, что эту работу вы выполнили правильно, поэтому предлагаю вам следующее задание: заполните пропуски в тексте, появившемся на экране (слайд 7). Прочтите текст "про себя", вставьте недостающие по смыслу слова. Озвучить текст я попрошу ребят, сидящих за партами среднего ряда.

Учитель: Разместим полученные сведения в кластере. А ребятам, сидящим за первыми партами, я предлагаю вписать название долей большого мозга в кластер на доске (данное предложение имеет место, если кластер выполнен на доске в виде вставок).

Учитель: Итак, теоретически, вам стали известны некоторые анатомические особенности коры больших полушарий. А сейчас попытаемся объяснить явления, которые на практике наблюдают врачи и учёные (слайд 9).

При операции на головном мозге у больных совершаются непроизвольные движения (рукой или ногой). Это происходит в момент прикосновения к определённым участкам коры, лежащим спереди от центральной борозды.

При обследовании глухого пациента обнаружили, что уши и слуховые нервы у него не повреждены. Почему же он всё-таки не слышит?

В результате дорожно-транспортного происшествия у мужчины повреждена затылочная доля коры больших полушарий и нарушено зрительное восприятие: зрение сохранилось, но узнавать окружающие предметы он не мог.

Учитель: Как вы полагаете, в чём причины описанных явлений?

Учащиеся высказывают предположения (в коре есть функциональные зоны - участки, выполняющие функции восприятия звука, изображения и т.д.)

Учитель: Ваши гипотезы я предлагаю проверить, работая в группах по 4. Для этого ребята, сидящие за нечётными партами, развернутся к тем, кто сидит за чётными партами. Работая совместно, вам предстоит выполнить задания, указанные в инструктивной карточке. Вам необходимо поработать с текстами, рисунками в учебнике, на рабочем листе и на "экране" (схематический рисунок больших полушарий, заранее помещённый на доске и скрытый от учащихся), составить рассказ для одноклассников и презентовать свою работу по истечении 5 минут (слайд 10).

Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

Учитель: Пришло время вернуться к случаям, описанным практикующими врачами, в чём причина указанных явлений? (Нарушение деятельности чувствительной - слуховой, двигательной и ассоциативной зон мозга).

Учитель: Таким образом, кора головного мозга анатомически и функционально подразделяется на неравноценные участки. Как вы думаете, равнозначны ли правое и левое полушария между собой?

Учитель: Действительно, полушария неравнозначны, имеет место асимметрия мозга, но об этом лучше расскажет "специалист", который занимается изучением этого явления (имеет место выступление заранее подготовленного ученика, или краткая информация учителя) .

Выступление:

Изучая распределение обязанностей между полушариями, учёные пришли к выводу о существовании функциональной асимметрии мозга (слайд 11).

Функциональная асимметрия - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счёт, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков (слайд 12).

В настоящее время учёные выделяют несколько видов асимметрии (слайд 13):

1. Моторная асимметрия - неодинаковая двигательная активность рук, ног, половин тела, управляемых разными полушариями мозга. Проведём простой эксперимент: переплетите несколько раз пальцы рук, образуя "замок". Обратите внимание, палец какой руки оказался сверху. Эта рука, скорее всего и является ведущей. Однако для получения истинного результата этого опыта недостаточно. Выполняя исследовательскую работу, мы узнали, что среди девятиклассников нашей школы большее количество (76%) склонны к использованию для одних действий только правой, а для других - только левой руки. Праворуких оказалось больше, чем леворуких: 16% и 8% - соответственно. Истинных правшей и левшей мы не обнаружили.

2. Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым полушарием объектов, расположенных слева и справа от срединной плоскости тела.

3. Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психических процессов. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала, сколько характером переработки информации, то есть типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному. Рассмотрим на конкретном примере. У меня в руке яблоко. Опишите, какое оно: (выслушать предложения). Левополушарные люди, как правило, воспринимают предмет целиком: его объём, форму - это те, кто охарактеризовал яблоко как круглое, объёмное. Правополушарные люди, воспринимая предмет целиком, обращают внимание на мельчайшие детали - это те, кто сказал про яблоко сладкое, красное, яркое, аппетитное.

Как вы думаете, нужны ли нам сведения о функциональной асимметрии собственного мозга? На самом деле эти вопросы актуальны для нас, людей, которым в скором времени придётся выбирать дальнейший образовательный маршрут, ведь между левым и правым полушариями есть различия по принципу управления поведением, что может оказать влияние на деятельность человека (слайд 14). Известно, что левополушарные люди - это "мыслители", склонные к теории, обладающие логическим типом мышления, а правополушарные люди - это "художники", у которых преобладает художественный тип мышления, они наделены способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

III. Рефлексия

Учитель: Итак, посмотрите на кластер, он заполнен, проанализируйте всё ли из того, что вам хотелось узнать о большом мозге, вам удалось узнать (слайд 15)? На рабочем листе закончите предложение: "Сегодня на уроке я узнал (а), что:

Учитель: Известно, что головной мозг человека по сей день для учёных остаётся "тёмной лошадкой" - многие тайны раскрыты, но ещё больше скрыто от внимания исследователей, на кластере снова появляются "белые пятна" - символ неопознанного, неизвестного. Поэтому я предлагаю вам выполнить домашнее задание и ликвидировать эти "белые пятна" (слайд 16).

Домашнее задание (учащиеся сами выбирают наиболее интересующее их задание):

1. С помощью дополнительных источников информации составьте информационный лист (сообщение) на тему "Новейшие исследования мозга".

2. В литературе часто встречаются термины "старая кора" и "новая кора" - с помощью учебника и дополнительных источников информации выясните, в чём разница между этими терминами?

3. Составьте кроссворд на тему "Нервная система человека", используя данные о строении и функциях спинного и головного мозга человека.

4. Белое вещество головного мозга представлено волокнами трёх типов. Что это за волокна, и какие функции они выполняют?

Тема урока: Полушария большого мозга.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Полушария большого мозга.

Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.


Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого) , соединённых мозолистым телом . Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга .

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое - за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Серое вещество образует кору головного мозга .

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Кора больших полушарий головного мозга - это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около 2000-2500 см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную . Между бороздами расположены складки коры полушарий - извилины .

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли , отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной , именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны :
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели