Научная электронная библиотека. Современные проблемы науки и образования Духовное воспитание студентов

Научная электронная библиотека. Современные проблемы науки и образования Духовное воспитание студентов

16.11.2021

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

ДОКЛАД НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

На тему: «Духовно – нравственное воспитание студентов »

Подготовила:

Преподаватель

Игнатенко О.Ю.

р.п. Красные Баки

2014

Доклад

Слайд 1 .

На тему: « Духовно - нравственное воспитание студентов »

Слайд 2.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла

и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций-знаний и умений, но и общих – понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами, бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика работника

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Слайд 3.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 4.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что в ажнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Слайд 5.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-

исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Слайд 6.

В Концепции выделены базовые национальные ценности:

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный

мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие, этическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 7.

Перед педагогами колледжа стоят задачи духовно - нравственного воспитания как процесса содействия духовно-нравственному становлению студентов, формированию у них:

нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надежность, правдивость);

нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).

Для реализации данных задач воспитательной работы в колледже систематически проводятся следующие мероприятия:

тематические мероприятия и классные часы, беседы, конкурсы, дискуссии, акции, соревнования, викторины, выставки, субботники,встречи, экскурсии и т.д. Вот некоторые из них:

Слайд 8.

Воспитание гражданственности, прав и законов -встреча с правоохранительными органами;

Слайд 9.

Воспитание патриотизма, изучение истории Отечества;

Слайд 10

Экологическое воспитание, прививать любовь к природе родного края;

Слайд 11-12.

Воспитание здоровой, физически-развитой молодежи;

Слайд 13.

Изучение истории колледжа, района, родного края;

Слайд14 - 15

Воспитание патриотизма, любови к России, служение Отечеству;

Слайд 16.

Прививать любовь и заботу о младших;

Слайд 17.

Воспитание трудолюбия;

Слайд 18

Уважение старшего поколения-оказание шефской помощи ветеранам труда.

Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире.

Но любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой.

Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.

Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.

Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. К личностным качествам, необходимым для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, относят

Слайд 19:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества : чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

мировоззренческие качества: любовь к студентам, патриотизм, гуманизм.

Воспитывать в наших студентах духовно-нравственные ценности мы стараемся на уроках, на практических занятиях и во внеклассной деятельности. Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в нашем колледже направлена на воспитание нравственных качеств личности, формирование профессиональных компетенций, и развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика будущего специалиста. Слайд 20

Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни.

Слайд 21

« В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли …» А.П.Чехов

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования

средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - с. 49 - 53.

2. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. с. 14 - 19.

3. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - с. 221 - 226.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .

1

1 Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

В статье представлен анализ проблем современной студенческой молодежи России. Исследование, проведенное на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что наиболее важными, по мнению студентов, являются социально – психологические проблемы: игромания, уход в виртуальный мир (69 % опрошенных), наркомания (67 % респондентов), алкоголизм (64,5 %), насилие (в разных формах) (61 %), одиночество (53 %), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47 %), проблемы адаптации к новым условиям (44 %), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38 %), незапланированная беременность (24 %), суицид (12 %). Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник», решающий задачи формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных ценностей, формирование навыков самопрезентации, организации общественно и личностно значимых дел.

проблемы личности

саморазвитие

самовоспитание

духовность

нравственность

православие

высшая школа

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 301 с.

2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.2001. - СПб., 1995. - 148 с., ил.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М. : Педагогика, 1983. - 391 с.

5. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания: личностно-ориентированное коллективное творческое дело. - Ульяновск: Изд-во ИПК ПРО, 1996. - 90 с.

6. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - М. : МПСИ, 2006. - 424 с.

7. Смысл человеческого бытия / под ред. Ф.В. Цанн-Кай-Си. - Владимир: ВГПУ, 2002. - 276 с.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды. Т. 1-2. - М. : МПСИ, 2005. - Т. 1. - 568 с.

9. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 40-47.

Введение

С начала XXI века российское образование, как один из социокультурных, педагогических и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

Поиск новой образовательной парадигмы идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о духовности. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими как свобода совести, открытость общества, вариативность выбора жизненного пути, широкое информационное поле СМИ и сети Интернет и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Новые политические и социально-экономические реформы в России, начавшиеся в 1990-х годах, обусловили крах советских идеалов, норм и взглядов на мир когда-то огромной страны, оставив целый народ без ориентиров и веры в светлое будущее.

Целью нашего исследования, проведенного на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, необходимых для духовно-нравственного воспитания личности в системе высшего образования. Методическую основу исследования составили: анализ педагогической, психологической, философской, культурологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; диагностические методы: анкетирование, беседы; обсервационные методы: прямое, косвенное, включенное наблюдение; интерпретационные методы: ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; математические методы анализа данных.

Вопросы, связанные с проблемой духовно-нравственного развития молодого поколения, традиционно находились в центре философской научной рефлексии. Так, философы Античности (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.), Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.) решали вопрос о роли и месте человека в соответствии с мировоззренческими установками современной им исторической эпохи.

С конца ХIХ века эта проблема стала одним из самых востребованных теоретических конструктов. Вопрос о способах связи элементов в системе «человек - мир» не утратил своей актуальности и на текущем этапе культурно-исторического процесса.

В научной литературе советского периода освещались и психологический (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.В. Шевандрин), и социально-психологический (И.С. Кон, А.И. Ковалева, Д.А. Леонтьев) аспекты формирования духовно-нравственных установок личности.

В отечественной педагогической теории наших дней разрабатываются системы диспозиций личности, связанные с такими понятиями, как смысловая установка, система личностных ценностей, нравственное развитие (Ю.В. Александрова, Е.Е. Вахромов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и др.).

Ученый Е.Ю. Ястребова отмечает, что в деятельности каждой личности имеют место системообразующие факторы (цель, ценности, средства, потребность, интерес, мотив, предмет деятельности), организационные механизмы (методы, организационные и моральные принципы, механизмы мотивации), организационные формы (регламенты, правила, программы, планы). У каждой личности свое представление о том, какой она хочет быть и почему. Выбор последовательных действий и направление движения зависят от нее самой .

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, сущность смысла жизни проецируется в отношении мотива деятельности к непосредственной цели ее. При этом ведущую смысложизненную нагрузку в системе «мотив - цель» несет мотив . Ценностный подход позволяет увидеть личность таковой, какова она есть сейчас, какой могла бы быть и будет. Он предполагает отношение к личности как к субъекту - К.А. Абульханова-Славская, С.Д. Поляков, В.Д. Сайко, Т.Ф. Яркина и др. .

Вместе с тем мы отмечаем, что современная педагогика располагает небольшим арсеналом научных исследований по проблеме данного феномена. С.Л. Беличева, Л.Г. Десфонтейнес, Д.И. Фельдштейн и др. - авторы работ, ориентированных на направленность, потребности и ценностные ориентации личности .

Проведенное нами исследование (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что молодые люди, получившие образование в школе, не обладают положительным мировоззрением (68% опрошенных). Они часто не понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности (57% респондентов). Все чаще в молодежной среде проявляются явления деструктивного характера, стремительно растет количество суицидов.

Проблемы студенческой молодежи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Эти проблемы, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны, они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи государственной политикой. Рассмотрим ряд специфических проблем, относящихся к молодежной среде.

Социально-психологические проблемы - это проблемы, возникающие при взаимодействии индивида с социумом. От умения человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить свое место в обществе зависит его психологическое состояние.

Наше исследование выявило наиболее важные, по мнению студентов, социально-психологические проблемы (по данным проведенного опроса студентов 1-2 курсов): игромания, уход в виртуальный мир (69% опрошенных), наркомания (67% респондентов), алкоголизм (64,5%), насилие (в разных формах) (61%), одиночество (53%), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47%), проблемы адаптации к новым условиям (44%), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38%), незапланированная беременность (24%), суицид (12%).

Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно».

Наработанная в отечественной педагогике и психологии практика формирования у субъекта позитивной цели оправдала себя на протяжении предыдущих десятилетий. Однако на сегодняшний день у ряда студентов 1 и 2 курсов обучения мы отмечаем явление «экзистенциального вакуума» (42% опрошенных). Суть этого явления заключается в том, что человек находится в состоянии некоей пустоты, скуки, не знает, чем себя занять (своего рода «эффект выходного дня»). Так у студентов постепенно теряется смысл существования и опора в жизни. Следовательно, многие из молодежных проблем (наркомания, алкоголизм, преступность) целесообразно начинать рассматривать с причин возникновения «внутренней пустоты».

В этом состоянии каждый молодой человек подвергается огромной психологической нагрузке, требующей адекватной реакции на реальность и сортировки получаемых знаний об окружающем мире. Сознание подростков и молодежи, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим высшее профессиональное образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие нравственному развитию.

Веками носительницей духовных ценностей русского народа была и остается православная церковь. Принадлежность к православию для большинства представителей российской молодежи является всего лишь национальной идентичностью. Число же реально воцерковленных крайне мало, что обусловлено современной культурой потребления. Интерес к церковному укладу и духовной жизни можно возродить миссионерской работой в студенческой среде нового поколения. Помощь в приобщении молодых людей к родной религии способны оказать группы православной молодежи, организованные на базе высших учебных заведений.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся в последние десятилетия имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь и любовь к Родине, привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди молодежи, бродяжничеству, токсикомании и наркомании, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только в семьях группы риска, но и у вполне «благополучной» категории семей, тех, где родители заняты карьерой и не имеют ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию собственных детей.

Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. В этом ряду одной из инновационных технологий является технология духовно-нравственного воспитания личности студентов в структуре высшего профессионального образования с интегрированными в неё вопросами различного содержания, форм, средств и методов в сложном процессе духовно-нравственного развития личности.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник» в Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета.

Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, мы стимулируем интерес и потребность личность в сопричастности, возникает потребность в познании, самоанализе, признании. Проектируются приемлемые ценностные ориентиры формирования себя как специалиста, происходит выбор вектора духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду института.

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе института. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе учебно-воспитательной деятельности вуза и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

Основными направлениями духовно-нравственного воспитания мы считаем: формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей, формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

Управление моделью включает в себя координацию действий различных структур института: руководства вуза, воспитательного и учебного отдела, деканатов, профсоюзной организации работников и студентов, совета студентов и аспирантов института. А также создание на базе института научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию и региональной группы по экспертизе программ духовно-нравственного содержания.

При институте функционирует первый в области университетский храм, чин освящения которого совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 18 августа 2004 г. Важной составляющей в развитии объединения является участие профессиональных педагогов в организации обучающего процесса и создании благоприятной психологической среды. Работа «Паломника» ведется в тесном взаимодействии с духовенством Спасо-Преображенского мужского монастыря, подворьем которого является университетский храм. Активисты общества принимают участие в крестных ходах и других важных событиях православной жизни города. Деятельность православного объединения постоянно освещается в университетской газете, в которой также существует отдельная колонка для публикаций на тему современного православного служения и проблем религиозности. Для участников клуба православной молодежи работает музыкальная студия, в которой студенты получают возможность творческого развития и приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

В 2011 году руководитель клуба, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета института Климова Ю.Н. и аспирант Малакаев К.Н выиграли грант фонда преп. Серафима Саровского «Православная инициатива», что позволило провести ряд конференций, круглых столов и обучающих семинаров для учителей общеобразовательных школ округа Муром по вопросу духовно-нравственного развития школьников.

Рецензенты

  • Андрианов Дмитрий Евгеньевич, доктор технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.
  • Жизняков Аркадий Львович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.

Библиографическая ссылка

Фомина О.Е. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6973 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2011 Н. Н. Шатохина

канд. пед. наук, доцент каф. МПТ e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются разнообразные методологические возможности осуществления духовно-нравственного воспитания. Представлены сущностные признаки нравственности как явления, условия и принципы положительного осуществления духовнонравственного воспитания человека с позиции философско-христианского и воспитательнопедагогического оснований.

Ключевые слова: дух, духовный, нравственность, сущностный, духовность, вера,

В современном обществе о духовно-нравственном воспитании говорят много. Проблема духовности рассматривается в истории, культурологи, философии, психологии, святоотеческой литературе. В настоящее время вопрос о духовной основе образования является одним из ведущих в работах ученых, мыслителей, педагогов (Е. П. Белозерцев, З. В. Видякова, М. В. Захарченко, А. А. Корольков, А. Ф. Киселев, В. М. Кларин, В. М. Меньшиков, С. И. Маслов, Н. Д. Никандров, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков, Т. В. Склярова, игумен Георгий (Шестун), Н. Л. Шеховская и др.), которые единогласно свидетельствуют о необходимости возрождения отечественной духовно-нравственной культуры.

Обращаясь к толковым словарям, можно обнаружить расхождение в определениях духовности и нравственности. В словаре В. Даля: «... все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [Даль 2001]. Определение С.И. Ожегова: «относящийся к умственной деятельности, к области духа» [Ожегов 1986: 157].

Духовность является сущностной характеристикой личности человека. Однако духовная способность заложена в человеке лишь потенциально. Для того чтобы духовность потенциальная стала реальной духовностью, необходимо постоянное духовное развитие человека, предрасполагающее живое взаимодействие человека с Богом. «Человек соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства» [Святитель Игнатий (Брянчанинов) 2001: 385].

Эту идею высказывают Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и другие выдающиеся деятели в области воспитания. И. А. Ильин выявляет один из способов воспитания духовности, основанный на формировании способности увидеть в своей душе «лучшее» и «худшее» обращаясь к разуму. Он вводит категориальные понятия: «дух», «духовная ответственность», «духовное достоинство», «духовный характер», «духовный опыт», «духовная воля», «свобода воли». Методологической основой анализа и определения выделенных категорий у него являются идеи христианской антропологии. При этом «духовное достоинство» определяется как чувство предназначения своего бытия для совершенствования себя и мира, «духовная ответственность» - как ощущение творческой основы в выборе жизненного пути, осознание собственного несовершенства как потребность в самосовершенствовании. Воспитание «духовного характера» он рассматривает через творчество и жизненный опыт человека. «Духовный характер»

направляет человека в его практическом опыте при выборе ценностных ориентаций в трудовой деятельности, в отношениях с другими людьми, в определении своей позиции в той или иной жизненной ситуации, в стремлении к самосовершенствованию. По мнению И. А. Ильина, «духовная воля» есть «свободная воля». Свобода проявляется в самостоятельном определении человека в своих решениях и поступках, в способности действовать согласно своему призванию и ответственности независимо от обстоятельств [Ильин 1993].

Святитель Феофан Затворник отмечает, что по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчиняться и духом проникать все душевное и телесное [Святитель Феофан Затворник 1996].

Таким образом, можно сказать, что духовность - это приобщение человека к божественному, высшему и обретение на основе этого высших знаний.

Важным проявлением духовности является нравственность. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. То есть человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным человеческим ценностям. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, доброта, красота [Медушевский 2001].

В учениях классических философов Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа, Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга и других представлены основы нравственного бытия. Это ведение добра и истинное размышление о выборе правильной цели и праведного действия, добродетельность как состояние души человека. Сократ, Платон отмечали, что путь к истине есть самопознание человека в процессе нравственного преображения [Зеленский, Черникова 2010].

Г. Гегель определяет механизм воспитания нравственности на основе преобразования природной сущности в духовную. Автор отмечает, что через жизнь в любви, доверии и послушании происходит становление учащихся в самостоятельных свободных личностей [Г егель 2000].

С позиций В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, митр. Амфилофия (Радовича), И. А. Ильина и других, нравственное воспитание есть предоставление свободы для выбора пути духовного совершенствования в рамках определенной традиции. Ключевая идея В. С. Соловьева состоит в понимании явления нравственности как взаимодействия между личностью и окружающей средой. Это позволяет педагогам осуществлять выбор сфер, содержания и средств нравственного воспитания [Соловьев 1999].

Учения святых отцов непосредственно связаны с особым нравственным бытием -нравственным преображением человека, с восхождением к святости (прп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама, прп. Марк Подвижник, прп. Макарий Египетский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Иоанн Лествичник и др.).

Так, архимандрит Платон (Игумнов), основываясь на учении святых отцов о жизни человека, указывает, что норма, ценность и благо соответствуют трем аспектам ориентации личности: природная, социально-культурная, религиозная. В связи с этим он указывает на то, что нравственное воспитание основывается на решении трех задач: сохранение природных дарований (чистота, целомудрие); преодоление инертного природного начала (склонность к духовному застою и падению); приобретение нравственных добродетелей [Арх. Платон (Игумнов) 1994].

Идеи христианских философов нашли отражение и в работах ученых-педагогов В. В. Зеньковского, А. В. Маклецова, А. В. Ельчанинова, Н. Е. Пестова, А. С. Арсеньева, Б. С. Братуся, Ф. С. Василюка, Т. А. Флоренского и других. По мнению авторов, основаниями нравственного бытия являются следующие компоненты: ведение истины, добродетельность, сострадание, долженствование, добрая воля.

Таким образом, нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Быть нравственным - это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и окружающем мире.

Духовность и нравственность являются важнейшими и базисными характеристиками личности. В сочетании они составляют основу личности, где духовность есть направление ее развития (саморазвития). На наш взгляд, наиболее глубокий смысл проблемы духовности отражен в христианской антропологии Григория Нисского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и в идеях основоположника педагогической антропологии К. Д. Ушинского, ученых Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Г. И. Челпанова и других, где сущностными характеристиками личности является духовность и нравственность.

Святитель Игнатий Брянчанинов рассматривает духовно-нравственное воспитание человека в контексте понимания природы человека, его духовного развития. Исходя из природы человека и цели его воспитания, он обосновывает принципы духовно-нравственного воспитания: духовно-антропологический принцип, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Эти принципы тесно взаимосвязаны между собой, так как обусловлены естественной природой человека и полностью соответствует ее потребностям.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное совершенствование человека: воспитание сердца, «возвышение сердца» как центра духовной жизни, научение сердца любви. Любовь, с одной стороны, это задача духовного воспитания человека, а с другой - это дар Святого Духа, соединяющий человека с Богом. Человек должен приготовиться к принятию этого дара. Человек готовит почву души и очищает её, соделывая её достойным сосудом для восприятия Духа Святого. Божественная благодать без участия самого человека и его свободной воли не может силой Своей освящать человека. А человек без содействия благодати не может обрести Духа. Именно в этом предуготовлении человека к восприятию благодати раскрывается моральное начало свободы в нем.

Следовательно, с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, формирование мотивов к той или иной деятельности. Это воздействие носит комплексный характер, оно опирается на определенную систему ценностей и личностных смыслов, раскрытие творческих способностей учащихся.

Обращаясь к телесной составляющей человеческой природы, святитель писал, что тело есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может, телесность позволяет осуществиться творческим личностным возможностям человека. Он говорит, что тело является не только пространственной границей личности, но с телесностью связаны творческие способности человека. [Святитель Игнатий Брянчанинов 2001].

Подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания является вера. Вера - это система духовно-нравственных ценностей, подлежащих усвоению в процессе воспитания. Можно выделить два вида веры: веру теоретическую и веру практическую. Вера теоретическая доставляет человеку ясное знание о высших истинах. Посредством практической веры человек получает деятельное познание высших истин. Теоретическая и практическая веры тесно взаимосвязаны между собой. В совокупности они ведут человека к живой вере - таинственному духовному познанию Бога и законов духовно-нравственной жизни. Господь сказал: «Верующий в меня будет иметь жизнь вечную» [Святитель Игнатий (Брянчанинов) 2005: 163].

Размышляя над проблемами современного образования, ученый А. Ф. Киселев замечает, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека внешнего, а не внутреннего. Поэтому необходимо не только передавать студентам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, нравственные качества [Киселев 2008].

По мнению отца Иоанна Кронштадтского, прежде всего надо научить воспитанника самой сложной и самой нужной для каждого человека науке -самопознанию, воспитывая в нем стремление к осуществлению подлинно духовной жизни [Святой праведный Иоанн Кронштадтский 2006].

О том же пишет И. А. Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять... Формальная “образованность” вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [Ильин 1993: 177-178].

Надо признать, что сегодня многие люди, имея многостороннее образование, очень часто своего внутреннего мира не знают.

Игумен Георгий (Шестун) пишет о том, чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной в традиции, необходимо положить духовно-нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацеливает воспитание на создание условий, способствующих восприятию идеалов и ценностей, рождению в человеке духовной жизни [Игумен Г еоргий (Шестун) 2007].

Учительство святыми отцами возводится в высокий ранг великого служения. Поэтому совершенно особую роль отводится нравственным качествам и духовным свойствам учителя, заповеданным Евангелием. Сущность учения предстает как таинство, в котором происходит двустороннее воспитательное воздействие. С одной стороны, воспитывает личность учителя, а с другой - невидимое преображающее действие Бога, то есть происходит то, что называется «синергией». Труд учителя осмысливается как служение Самому Богу. Педагог, содействуя исполнению божественного замысла о человеке, приближает человека к его предвечному предназначению [Пустошин 1999].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В рамках традиционной педагогики необходимо осуществлять целенаправленное развитие у студентов проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовнонравственное его совершенствование.

На основании проведенного анализа можно сформулировать ряд общих и наиболее значимых, по нашему мнению, выводов относительно проблемы духовнонравственного воспитания студентов.

1. Духовно-нравственное воспитание является существенной необходимостью для человека и должно рассматриваться в контексте понимания его природы. Оно направлено на выявление и развитие высшего достоинства человека - его духовной

природы. Главными принципами духовно-нравственного воспитания признается духовно-антропологический принцип, приоритет духовного воспитания над обучением.

2. Обращение к опыту православной педагогики в период возрождения России особенно актуально. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

3. На основе православных традиций формируется ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром (эстетическое развитие, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие). Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание сердца, «возвышение сердца» как центра духовной жизни.

4. Духовно-нравственное воспитание возможно только в живой деятельной вере. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания составляют вера, а его средства - таинства Православной церкви, Евангелие, евангельские заповеди, молитва, сочинения святых отцов. Человек должен стремиться к получению Благодати, направляя к тому свою волю. В этом проявляется свобода выбора человека, то есть искусство жить, проявляющееся в стремлении к святости, к реализации в творчестве.

5. Духовно-нравственное воспитание молодежи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением всех заинтересованных структур, в частности высших учебных заведений.

6. Определяющее значение для успешного воспитания студентов имеет личность педагога. Успех в области духовно-нравственного воспитания студентов зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью. Особая роль отводится нравственным качествам и духовным свойствам учителя.

7. Духовно-нравственное начало в человеке нуждается в постоянном развитии, что осуществляется в процессе воспитания. Результаты духовно-нравственного воспитания выражаются в системе духовно-нравственных добродетелей, которые внутренне присущи каждому человеку, вступившему на путь духовного развития. Это такие добродетели или качества: любовь, смирение, кротость, послушание, терпение, милосердие и т.д.

Библиографический список

Гегель, Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

Георгий (Шестун), игумен. Идеология и традиция // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Духовно-нравственная культура как фактор безопасности Российского государства: материалы Покровских чтений 20062007 гг. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.

Зеленский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пособие / под ред.

В. И. Слободчикова; послеслов. В. И. Слободчикова. М.: Планета, 2010. 280 с.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. соч. Т. 2. М., 2001.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о спасении и о христианском совершении // Там же. С. 385

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Пишу к вам прямо из сердца: сборник писем / сост. Е. А. Смирновой. М., 2005. 544 с.

Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1.

Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т.

Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. 480 с.

Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. 2008. № 9. С. 20-24.

Медушевский В. В. Святая традиция Руси // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2001.

Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН

СССР Н. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.

Платон (Игуменов), арх. Православное нравственное богословие. М.: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.

Пустошкин В. Педагогическая деятельность отца Иоанна Кронштадтского // Школа православного воспитания: сборник / сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 1999.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. IV. 1862 / подгот. к изд. Т. И. Орнатская, монахиня Серафима (Иванова), Э. С. Смирнова, Л. Г. Коротенко, Л. Е. Зайцева, М. Е. Шкатов, А. Г. Дунаев, П. А. Бобров, Ю. В. Балакшина; рец. игумен Петр (Пиголь). М.: Отчий дом, 2006. 672 с.

Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. 912 с. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? М.: Православная вера, 1996. 415 с.

Духовно - нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования

Автор : Пластун Наталья Анатольевна, преподаватель математики и информатики.
Место работы: Актюбинский кооперативный колледж.

Описание статьи: данная статья предназначена для педагогов профессионального образования. Элементы данной статьи могут быть использованы для выступления на педагогическом или методическом совете.
Цель : духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

«Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления –
и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»
В. А. Сухомлинский

В сегодняшней сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость пересмотра педагогических позиций в вопросах воспитания. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент деятельности общества и фактор социального развития, а с другой – в условиях социального кризиса воспитание лишено социальных опор и достойного содержания. Воспитателем духовно-творческого человека в Казахстане сегодня призвана стать профессиональная школа.
Вспомним, что воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова – это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего педагогического коллектива должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.
Воспитывающая среда в отличие от формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным профессиональным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т.д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Очевидно, что это общая цель, которую ставит на современном этапе государство, общество перед отечественным образованием.
Особое место в разработке концептуальных основ воспитательной системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе воспитанников, национальным и региональным культурным традициям. Практикой воспитательной деятельности в колледже определены следующие направления воспитательной деятельности:
1. Патриотическое – задачей профессиональной школы становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера – эти и другие активные формы классных и внеурочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента.
2. Гражданско-правовое – степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:
- осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;
- развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;
- выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;
- формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.
4. Валеологическое – приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.
5. Работа по адаптации студентов к требованиям, условиям образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
6. Социальная защита. Студенты, как наиболее чувствительная к переменам группа населения, чутко реагирует на изменения в жизни общества. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. Особое положение занимают студенты из малообеспеченных и других социально-незащищенных категорий, число которых ежегодно растет. Вследствие этого повышаются темпы социального расслоения в студенческой среде. Опыт показывает, что в решении социальных студенческих проблем отсутствует комплексный подход. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической программой, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению социальных проблем студентов, в поиске новых методов работы со студенческими проблемами.
7. Работа с родительским коллективом. Роль семьи в формировании личности является определяющей. Семья физически развивает ребенка, обеспечивает первичную специализацию, помогает стать компетентным человеком, нравственно развивает. В условиях демократизации образования семья выступает как социальный заказчик, как источник целеполагания в программах развития образования в целом и деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое, психологическое, социальное обследование семьи для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в воспитательном процессе.
8. Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий – столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.
Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. В свою очередь, хорошо отлажена система управления воспитательным процессом, центром которой является студент академической группы, создает благоприятные предпосылки для осуществления работы по развитию личностных качеств студентов в соответствии с поставленными целями и задачами.
Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Лаптева Валерия Игоревна

аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

E- mail : vista . vrn @ mail . ru

Астапенко Екатерина Федоровна

студент 4-го курса лечебного факультета Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

Коваленко Ирина Викторовна

аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко , РФ , г . Воронеж

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION MEDICAL STUDENTS

Valeriya Lapteva

postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh

Ekaterina Astapenko

student of 4th year of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russian Voronezh

Irina Kovalenko

postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko , Russia Voronezh

АННОТАЦИЯ

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства. Становление личности будущего врача невозможно без формирования у него нравственного облика и поведения. Потому целью нашего исследования явилась оценка процесса духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Выявлено, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты личности, способной помогать людям и оказывать высококвалифицированную помощь.

ABSTRACT

Spiritual and moral education of students is one of the priority tasks of the modern Russian state. Formation of a future doctor is impossible without forming his moral character and behavior. Because the purpose of our study was to evaluate the process of spiritual and moral education of students in VGMA t named after N.N. Burdenko. Found that in the three years of training in a medical Institution changing young people"s worldview is the formation of spiritual and moral dominant personality, able to help people and provide highly skilled assistance.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; студенты; медицинские ВУЗы.

Keywords: spiritual and moral education; students; medical universities.

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства . В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности». Духовное воспитание остается приоритетом в образовании и после 2010 года. В связи с этим в последние годы в высшей школе активно внедряется переход педагогической направленности на духовно-нравственное развитие студентов .

Студенты медицинского ВУЗа представляют собой особую группу студентов в силу специфики медицинской науки. Воспитание будущих врачей является социально значимой задачей, поскольку только глубоко нравственный, духовный, специалист сможет в полной мере оказывать помощь людям, заботиться об их здоровье, создавать благоприятную психологическую обстановку для пациентов, способствовать скорейшему восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний.

При определении задач по духовно-нравственному воспитанию студентов важно понимать среду, в которой эти задачи будут решаться. Средовые факторы влияют на успешность воспитания, дают возможность для реализации потенциала студентов. Таким образом, создание благоприятной среды в ВУЗе позволяет максимально эффективно взаимодействовать с молодежью.

Процесс содействия духовно-нравственному становлению будущего врача заключается в формировании у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Основная цель духовного развития студентов медицинского ВУЗа заключается в определении смысла профессии врача, ее целей и задач. Только глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней, потребность в сохранении здоровья позволит молодому специалисту реализоваться в полной мере.

Специфической особенностью нравственного воспитания студентов медицинского ВУЗа является то, что его нельзя обособить от процесса обучения и медицинской практики. Формирование морального облика будущего врача возможно только в непосредственном контакте с педагогами и в процессе практической деятельности, общении с пациентами. При этом не стоит забывать, что направлять и показывать пример должен именно педагог, а процесс духовного воспитания должен гармонично сочетаться с основными целями и задачами образовательных программ и осуществляться под его контролем .

Процесс духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко осуществляется посредством двух основных методик:

1. организация оптимальных условий для усвоения духовно-нравственных идеалов в формировании личности будущего врача, умении их применять в повседневной практической деятельности;

2. общение с людьми, являющимися примером духовной жизни, которые могут стать примером для молодежи.

Реализация данных методик осуществляется путем выбора способа подачи материала, построением разнообразных занятий, вовлечением в процесс обучения преподавателя, который являлся бы источником ценностно-ориентационного общения. Особое место в воспитании студентов медицинского ВУЗа является развитие способности осознавать себя личностями, способными определять для себя духовно-нравственные ценности, грамотно ставить приоритеты и решать проблемы, возникающие в повседневной практике с точки зрения совести.

Подтверждением того, что данный подход позволяет осуществлять воспитание молодежи, служит проведенное анкетирование в октябре 2013 года в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В нем участвовали 120 человек (60 первокурсников и 60 студентов 3 курса). Студентам предлагалось ответить на 3 вопроса:

1. Почему Вы решили поступать в медицинский ВУЗ?

2. Какими чертами должен обладать настоящий врач?

3. На чем Вы будете основываться в выбранной профессии?

В результате анкетирования были получены достоверные данные о том, что первокурсники стремятся стать врачами с целью укрепления своего положения в обществе (45 %), получением достаточного материального содержания (40 %), реализацией собственный амбиций (15 %). В своей деятельности они предполагают опираться на стандартные нормы оказания медицинской помощи (100 %), а настоящий врач должен обладать расчетливостью и холодным умом (70 %).

Студенты третьего курса отвечали иначе: поступать в медицинский ВУЗ 70 % студентов решили с целью помогать людям, 25 % для реализации себя в обществе, 5 % с целью получения достаточного материального содержания. Настоящий врач, по их мнению, должен обладать терпением (40 %), человеколюбием (25 %), чувством долга (15 %), чувством сострадания (10 %), расчетливостью и холодным умом (5 %). В профессии основываться на морально-этических и нравственных нормах будут 75 % опрошенных, 25 % - на стандартные нормы оказания медицинской помощи.

Результатом исследования можно считать то, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты в повседневной деятельности. Причиной этого является грамотное преподавание, так и ориентированность на духовно-нравственное воспитание молодых специалистов.

Обучение в медицинском ВУЗе представляет собой многокомпонентную систему, направленную на формирование профессиональных навыков будущих врачей, так и на их духовно-нравственное воспитание. Данное условие позволяет сформировать полноценную личность, способную помогать людям, оказывать высококвалифицированную помощь и осуществлять профилактику как физических, так и духовных болезней.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса в высшей школе. Приоритетным направлением необходимо считать развитие у студентов духовности, ориентированности на доброту, помощь людям, сострадание, милосердие и терпимость .

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста, способного оказывать медицинскую помощь людям, с пониманием самой природы человека.

2. Основной направленностью высшего образования считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно-нравственными приоритетами.

3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и нравственные качества.

Список литературы:

  1. Бородаева Л.Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 3(17). - с. 24-28. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1348482562.pdf (дата обращения 11.04.2014).
  2. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 3(17). - с. 39-42. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1352378312.pdf (дата обращения 12.04.2014).
  3. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011.(2-е изд.) - 384 с.
  4. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. - 2011. - № 3-4. - с. 118-120.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели