Молодые инвалиды. Центр для молодых инвалидов «Россия

Молодые инвалиды. Центр для молодых инвалидов «Россия

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.

Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое -- это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие. Второе немаловажное положение -- это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности -- во взаимодействии инвалида и общества.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в реабилитационных средствах и услугах, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно - молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, - это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов. Ввиду необходимости ухода за инвалидом, один или несколько его родственников в той или иной мере также ограничены в возможности покинуть семью. Утрируя, можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России - это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают. Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

  • 1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.
  • 2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальную среды - семьи.
  • 3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.
  • 4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

  • -максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;
  • -содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;
  • -проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;
  • -способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;
  • -обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

По реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы.

В настоящее время в России реализуются разрозненные меры по профессиональной ориентации молодых инвалидов, их обучению и последующему трудоустройству. Утвержденный План позволит систематизировать работу органов исполнительной власти регионов, органов службы занятости и образовательных организаций по реализации программ сопровождения инвалидов.

«В этом году Минтруд России подготовит типовую программу сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве с целью унифицированного подхода к данному процессу, - прокомментировал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. - В типовой программе будет прописан алгоритм сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма».

«На основе типовой программы регионы должны подготовить собственные программы и начать их реализацию с 2017 года», - подчеркнул глава Минтруда России.

В соответствии с утвержденным Планом в региональных программах будет предусмотрена реализация таких мероприятий, как профессиональная ориентация детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное профессиональное образование, содействие развитию предпринимательских навыков у молодых людей с инвалидностью и другие. Предусматривается также обучение специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами.

В последующем работа по сопровождению молодых инвалидов, по словам Министра, будет вестись на основе информации из Федерального реестра инвалидов, в котором будут представлены в том числе данные о профессиональном потенциале инвалида.

«По результатам реализации региональных программ в 2017-2019 годах будет разработан стандарт услуги по сопровождению инвалида молодого возраста при решении вопросов трудоустройства, - сообщил Министр Максим Топилин. - Единый и обязательный для всех регионов стандарт должен быть утвержден к 2020 году».

Справочно :

По данным Минтруда России, в настоящее время около 3,9 млн инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. При этом работает из них 948,8 тыс. человек или 24% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы предусмотрено увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста до 40% к 2020 году.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте 18-44 лет. Вместе с тем мероприятия Плана охватывают лиц с 14 лет, поскольку Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

На Западе людей с синдромом Дауна называют «альтернативно одарёнными». В России к ним относятся двояко: одни их называют «солнечными», окружают любовью и лаской, другие отворачиваются.

Дети с умственными, ментальными и психическими нарушениями - особая группа людей, которой с рождения приходится буквально бороться своё место под солнцем. Для многих этот путь тернист и сложен, особенно для тех, кто уже перешагнул возрастную черту 18 лет.

Путь в никуда?

Детство мальчика Валентина почти не отличалось от жизни ребятишек его возраста. С трёх лет он пошёл в детский сад, правда, в особую группу - для малышей с задержкой развития. Валя с рождения тоже «особенный»: врачи поставили диагноз «синдром Дауна ».

Затем – обучение в школе, в классе для детей с задержкой умственного развития.

«10 лет, без перерыва, мой сын посещал школу, причём последние 5 лет - самостоятельно. Я знала, что всё это время ребёнок сидит за партой и внимательно слушает учителя. А какие поделки он приносил из школы! Младший сын, через 5 лет, обучаясь уже в 7-м классе, нередко брал работы брата на труды, и они оказывались лучшими из всех», - рассказала мама Валентина Ольга Васильева.

Жизнь Вали резко изменилась, как только ему исполнилось 18 лет. Он оказался словно вычеркнут из мира, как и многие «особенные» дети его возраста.

Многому сын учит и меня: например, как относиться к обидчикам и просто любить жизнь.

«Двери училищ закрыты: мы вышли из школы со справкой об окончании школы вместо аттестата. Молодые люди с интеллектуальными нарушениями, научившись в школе элементарному счету, чтению, письму, в 18 лет перестают быть инвалидами детства, их признают инвалидами II, III группы, людьми, способными работать, если другие лица будут постоянно оказывать им помощь. Но профессиональную или ремесленную подготовку в мастерских, УПК, училищах они не получили, рабочие места для них не созданы, возможность минимального заработка у них отсутствует, а на пенсию инвалиду II, III группы (в Кировской области, например, в среднем 10 тысяч рублей) без подработки не прожить, с учётом, что у мамы доплату по уходу тоже сняли. Благо, я работаю, а сколько мам, которые воспитывают молодых инвалидов в одиночку! А если я, допустим, не могу себе позволить няню, что дальше - увольняться с работы?!» – недоумевает Ольга Васильева.

Валентин, как и многие молодые инвалиды, чувствует себя полноправным членом общества и пытается найти своё место в жизни.

«Как-то мне позвонили из Театра юного зрителя в Кирове и сообщили: «Ваш ребёнок сказал, что хочет выступать на сцене»: он занимается брейк-дансом, - поделилась мама Валентина. - Любые просьбы и поручения он выполняет безукоризненно, например, в плане уборки. Эти дети вообще очень трудоспособны. Те 12 человек с нарушениями умственного развития, которые обучались в классе Вали, могли бы стать готовой трудовой ячейкой, только им нужен наставник. Многому сын учит и меня: например, как относиться к обидчикам и просто любить жизнь».

Вот и празднику конец

В 2010 году в Кирове сами родители открыли неформальное общественное объединение «Клуб 18+» для ребят с умственными и психическими нарушениями, инвалидами I и II группы. 25 девушек и юношей учились дружить, петь и танцевать, читать стихи, лепить из глины, плести из бумаги, ставить спектакли, встречались с творческими людьми города, посещали театры, выставки, концерты, готовились к выступлениям на фестивалях и домашних концертах.

Были в клубе свои звёзды. Николай Даровских, например, стал победителем Международного фестиваля «Инклюзив Дэнс» в 2013 году. Молодой человек с синдромом Дауна выступал с «Цыганским танцем» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Создала клуб кировчанка Вера Даровских. О том, что молодые инвалиды нуждаются не только в заботе и внимании, но и в занятости, женщина знает не понаслышке: сама воспитывает сына-инвалида.

Со временем клубу дали помещение и сделали социокультурным дневным отделением Областного Центра реабилитации молодых инвалидов (ул. Казанская, 3а.) Молодёжи приходило всё больше, требовалась дополнительная помощь специалистов.

Вера Даровских не раз обращалась за помощью к губернатору, встречалась с членами правительства, чиновниками министерств. Совет родителей и опекунов молодых инвалидов искренне верил, что органы соцзащиты окажут клубу поддержку.

«Вместо этого родителям предложили оплатить существующие социальные услуги по очень высоким ценам. Мы были вынуждены отказаться», - отметила Вера Александровна.

Несмотря на свою инвалидность, это по факту взрослые люди, которых унижают «детскими» занятиями.

После закрытия дневного отделения социокультурной реабилитации Вера Даровских обратилась за помощью в Москву, к Элле Панфиловой, которая на тот момент была Уполномоченным по правам человека в России. Лишь тогда ситуация сдвинулась с «мёртвой точки»: опять нашлись и ставки, и соцработники, и новое место для занятий с молодыми инвалидами. В Центре соцобслуживания, на ул. Пугачёва, 24, нашёлся маленький кабинет для занятий рукоделием, заставленный старой мебелью.

«Музыкальные, театральные и развлекательные занятия на уровне утренников в детском саду уже ничего не дают молодому инвалиду: не готовят его к будущей самостоятельной жизни без родителей, не «окультуривают», не воспитывают. Такое «соцобслуживание» молодежи с инвалидностью - это позапрошлый век. Несмотря на свою инвалидность, это по факту взрослые люди, которых унижают «детскими» занятиями», - считает Вера Даровских.

Всего 2 часа утром - вот и всё время для «реабилитации», выделенное для молодых инвалидов всех районов города Кирова и области.

«Для части молодых инвалидов, живущих в удаленных районах города, такой график не подходит, места мало, а само местоположение неудобно и просто несовместимо с их здоровьем», - говорит Вера Александровна.

Так молодежь и не учится, и не работает, и не реабилитируется. И сколько подобных примеров можно насчитать по стране?

Счастье - дома

Родители, воспитывающие взрослых детей-инвалидов, зачастую делают для них всё возможное, но очень смутно представляют, что ждёт их в будущем.

«Перспективы для таких людей слишком ограничены. Есть, конечно, интернаты, которые принимают молодых инвалидов, но какая нормальная мать добровольно отдаст своего ребёнка в такое учреждение - это значит своими руками погубить его! Их место - дома, в кругу близких. Важно, чтобы государство обратило внимание на наших детей - пусть уже больших, но таких незащищённых. Главная задача взрослых - здоровых и умных - социализировать их и подготовить к самостоятельной жизни, - считает член Совета «Клуба 18+», мама дочери-инвалида Алла Россихина. - Главное для наших детей - общение и социализация. Должен быть клуб по интересам для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет, где они могли бы знакомиться друг с другом и общаться».

Часто в обществе на «особенных» людей смотрят как на обречённых, для которых дорога в интернат - единственная.

Есть, конечно, интернаты, которые принимают молодых инвалидов, но какая нормальная мать добровольно отдаст своего ребёнка в такое учреждение.

«Многим молодым инвалидам там просто не место. Напротив, они должны прожить жизнь дома, в своей квартире, среди друзей, знакомых, родни и помощников. Для этого нужны новые формы социальной работы, - считает Вера Даровских. – Они не требуют миллионных вложений, и примеры тому есть».

Так, во Владимирской области молодых людей с тяжёлой формой инвалидности готовят к жизни без родителей в так называемой «квартире учебного проживания». Ребят заселяют на время в отдельную квартиру без родителей, но под руководством наставника, где их учат вести домашнее хозяйство: убираться в доме, готовить еду, стирать, делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию.

«На мой взгляд, очень важно позаботиться о социальном сопровождении молодых инвалидов, но для этого социальные службы должны знать все семьи, в которых есть взрослые инвалиды, интересоваться, чем они заняты и в какой помощи нуждаются, - отметила Вера Александровна. - Инвалиды имеют право на помощь не из милости, а по законному праву».

      Молодые инвалиды как объект социальной работы.

      Социальная работа по формированию здорового образа жизни.

      Социальная реабилитация как технология социальной работы с молодыми инвалидами.

2.1. Адаптивная физкультура как средство формирования здорового образа жизни.

Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирной организацией здравохранения в 1980 году в Женеве определяет инвалидность как любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровья осуществлять ту или иную деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Под инвалидностью понимают степень ограничения жизнедеятельности человека вследствии нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.

Нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма

Инвалидность

Степень ограничения жизнедеятельности человека

Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качества жизни.

Данные барьеры могут быть преодолены через реализацию социальной функции государства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение или компенсацию последствий ухудшения качетсва жизни.

Инвалидность включает в себя медицинскую, правовую и социальную составляющие.

Инвалидность

Социальная

Правовая

Медицинская

Правовая составляющая предоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительных прав и социальных льгот.

Социальная составляющая заключается в реализации социальной функции государства, которое в рамках предоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользунуждающихся членов общества.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для

инвалидов (1993 г.) определяют инвалидность как функцию «отношений между инвалидами и их окружением» (пункт 6) и указывают, что «термин инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений <…> Люди могут стать инвалидам вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания своему характеру могут быть постоянными или временными» (пункт 17)

(ПОЧЕМУ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ РАВНЫ?

Правовые проблемы реализации права инвалидов на образование

в современной России)

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности: медицинская модель инвалидности (традиционный подход) и социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидностиопределяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным разви­тием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патоло­гия. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае по­лучения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пре­бывания инвалида в медицинском учреждении). Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются . Изменения в социально- политической и экономической жизни РК делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни.

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребно­стям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограни­ченные возможности - это не «часть человека», не его вина. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья .

Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо "социальной моделью инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Проблема инвалидности в социальной модели выведена за рамки индивидуального существования и рассматривается в плоскости взаимоотношений между личностью и элементами общественной системы, акцентируя внимание на социальном давлении, дискриминации и эксклюзии. Данная модель не только популярна во многих цивилизованных странах, но и официально признана на государственном уровне, например, в США, Великобритании, Швеции. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъек­том общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные воз­можности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих соб­ственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на со­циальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью.

(http://www.rusnauka.com/3_ANR_2012/Pedagogica/6_99670.doc.htm)

Существует международная классификация инвалидности, которую опубликовала Всемирная организация здравоохранения в 1980 г.:

Биологический аспект: потеря или любая аномалия физиологической, психологической или анатомической структуры или функции организма;

Персональный аспект: любое нарушение или отсутствие способности действовать в пределах диапазона, который считается нормальным для человека;

Социальный аспект: неблагоприятное положение, в котором индивид оказывается вследствие нарушения или неспособности действовать и которое ограничивает выполнение обычных ролей, зависящих от возраста, пола, социальных и культурных факторов. Понятия недостаточности, недееспособности и нетрудоспособности были разработаны ВОЗ для дифференциации различных исходов заболевания и выбора такой тактики терапии, которая соответствует подобному исходу.

В России термин «инвалид», в отличие от европейских и всемирных стандартов определения инвалидности, традиционно остается превалирующим по отношению к людям с ограниченными возможностями. Означает ли это, что содержание понятия «инвалид» остается неизменным? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать, какой смысл вкладывался в данное понятие в различные исторические эпохи.

Вплоть до середины XIX в. в России инвалидами называли военнослужащих, пострадавших во время войн. В.И. Даль, толкуя слово «инвалид», использует такое определение: «отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью».

Впоследствии категория людей, состояние которых подпадало под определение инвалидности, расширилась. Это было обусловлено прежде всего зарождением и развитием капитализма, когда общественная значимость человека начала зависеть от его способности участвовать в процессе производства. Основным критерием стала частичная утрата работоспособности в результате заболевания или травмы, а позже - также в результате психических заболеваний и врожденных нарушений. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалидом называется «человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни». Официальные документы также определяли инвалидность как «длительную или постоянную полную или частичную потерю трудоспособности». В свою очередь такая часть населения, как дети-инвалиды, вообще не попадала в категорию инвалидов. Такое толкование сохранялось вплоть до 1995 г., когда был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором было предложено следующее определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок - инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из всех предложенных понятий, мы возьмем за основу опредение «инвалид» изДекларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его (или ее) физических или умственных возможностей.

По характеру заболевания инвалиды могут быть отнесены к мобильным, маломобильным и неподвижным группам. Характеристика в таблице понятий

На уровень инвалидности у людей влияет ряд факторов: состояние окружающей среды, демографическая ситуация, экономический и социальный уровень развития в местах их проживания, уровень заболеваемости, уровень и количество лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения (медицинский фактор).

Среди людей молодого возраста основную массу составляют лица, ставшие инвалидами вследствие психических расстройств и болезней нервной системы, а также вследствие травм. В структуре заболеваемости, приводящей к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания; затем заболевания внутренних органов; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения зрения и слуха. Необходимо отдельно отметить, что в отношении детей-инвалидов различают четыре группы факторов риска, приводящих к возникновению инвалидности: пренатальные (наследственные), перинатальные (больная мать), неонатальные (внутриутробные) и приобретенная патология.

Способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

Способность к передвижению – способность перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве;

Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели