Архитектурные элементы фасада здания в картинках. Украшение наружных стен дома декоративными элементами

Архитектурные элементы фасада здания в картинках. Украшение наружных стен дома декоративными элементами

Архитектурные элементы фасада имеют не только практическое функциональное назначение, но и служат для оформления здания, придавая ему эстетически завершенный внешний вид. Продуманное сочетание элементов декора способно кардинально преобразить дом, подчеркнув его достоинства и скрыв возможные недостатки. Архитектура – это гармоничный союз науки градостроения и искусства, с интересной многовековой историей. Именно ей мы обязаны быть благодарными за такое многообразие существующих сегодня красивых и оригинальных фасадных элементов.

Данная статья познакомит вас с основными видами архитектурных элементов фасада, а также с особенностями и характеристиками материалов, из которых они изготавливаются.

Основные виды архитектурных элементов фасада здания

В настоящее время в калейдоскопе декоративных и функциональных элементов отделки фасада, человек несведущий легко может запутаться. Балюстрады, пилястры, фрески, барельефы… Все это разнообразие дизайнерских решений, созданное мастерами прошлого и современности, на первый взгляд, кажется загадочным и непонятным. Однако мы постараемся внести ясность в понимание данного вопроса и ознакомим вас с основными архитектурными терминами и понятиями подробнее.


Колонна — один из древнейших архитектурных элементов

Колонна представляет собой столб, как правило, цилиндрической формы. Она может быть каменной, мраморной, металлической, деревянной и даже изготавливаться из искусственно созданных материалов. Изначально, в архитектурном деле колонны использовались для обеспечения опоры антаблементам и аркам. В наше время зачастую выполняют роль исключительно декоративного элемента фасадного оформления без функциональной нагрузки.

Колонна, как правило, состоит из трех основных частей:

  • Нижнего основания, также известного как «база», на которую давит вся масса, поддерживаемая колонной. Деталь необязательная, архитектуры некоторых стилей ее не используют.
  • Тела колонны, называемого стволом и являющегося основной ее частью. Иногда украшается каннелюрами, специальными вертикальными либо горизонтальными желобами.
  • Верхнего основания колонны, именуемое капителью, которая, как и база, предназначена для лучшего распределения нагрузки на колонну. В некоторых случаях может отсутствовать.


Колонны могут похвастаться наличием своеобразных «родственников» в сфере строительства и архитектуры, известные под названием «полуколонны» и «пилястры». Пилястры являют собой, по сути, частично выдающиеся из плоскости фасада здания колонны. Они бывают самых разнообразных видов:

  • Прямоугольной формы
  • Округлые
  • Сложной пучкообразной либо иной формы

Полуколонны, в свою очередь, являются подвидом округлых пилястров, которые выдаются вперед из стены здания наполовину либо на три четверти своей толщины.


Карниз здания – это выдающийся вперед элемент внешнего оформления фасадов, который разделяет стену с крышей, либо визуально делит плоскости стен на части по параллельным линиям горизонтально земле.


Фронтоном называют архитектурный элемент треугольной (реже полукруглой) формы, границы которого по бокам обозначены двумя скатами крыши, а снизу очерчены карнизом.

Карниз с фронтоном, расположенный над проемом двери либо нишей в стене здания носит название сандрика.


Слово «балясина» имеет греческие корни и на языке оригинала буквально означает «цветок граната». В архитектуре зачастую используется для дизайнерского оформления балконов, лоджий и террас. Представляет собой аккуратный ряд столбиков, напоминающих миниатюрные колонны. Функциональным назначением балясины является поддержка перил различных ограждений. Как и в случае с колоннами, столбики балясины могут дополнительно украшаться различными декоративными элементами.


Барельеф – один из древнейших архитектурных элементов. Он представляет собой выпуклое скульптурное изображение, которое не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью стены фасада. Функциональной нагрузки не несет, применяется исключительно в качестве дизайнерского решения. Горельефы от барельефов отличаются тем, что могут выступать над уровнем стены более, чем на 50% своей толщины.


Фрески – это живописные изображения, создаваемые непосредственно на внутренней либо внешней поверхности стен здания. Как правило, для оформления фасадов домов применяются редко. Однако существуют и исключения. Современные технологии, в которых для создания наружных фресок используется армированная сетка и цветные отделочные составы на основе полимеров, позволяют создавать изображения полностью устойчивые к внешнему погодному воздействию.


Консоли – это опорные элементы, применяемые для обеспечения механической поддержки различным выступающим элементам фасада, таким как карнизы и балконы. Внешне могут представлять собой скульптуру и довольно часто используются также для реализации оригинальных дизайнерских решений в архитектурном оформлении зданий.


Различные варианты консолей, созданных парижскими архитекторами

Балкон представляет собой огражденную площадку, которая выступает из стены фасада здания и поддерживается балками либо консолью.


Материалы для изготовления элементов фасадного декора

Сразу оговоримся, что в строительстве при отделке фасадов зданий применяют множество материалов различного типа. Мы же рассмотрим только те, которые имеют наибольшую популярность и часто используются на практике.

Гипс и гипсовая лепнина

Несмотря на наполненность строительного рынка различными современными аналогами, гипсовая лепнина и сегодня остается одним из популярнейших стройматериалов. Ее применяют не только для дизайнерского оформления фасадов, но и задействуют при внутренних отделочных работах.

Особенности:

Главным преимуществом гипса является природность его происхождения и экологическая чистота.

Гипс пластичен и с его помощью без особых усилий можно создавать изысканные и сложные архитектурные формы.

Изготовление лепнины с помощью готовых форм возможно производить своими руками прямо в процессе строительства.

К сожалению, гипсовые элементы имеют довольно значительный вес, который следует учитывать во время отделки. Массивную лепнину допустимо размещать лишь на прочных фасадах, оборудованных качественным фундаментом. Кроме того, значительный вес гипсовых изделий требует использования дополнительной техники, что приводит к удорожанию отделочных работ. Да и сами по себе декоративные элементы из такого материала стоят довольно дорого.


Бетон и его разновидности

Бетон, как и гипс, в исходном состоянии обладает значительной пластичностью, позволяющей создавать на его основе весьма оригинальные архитектурные формы. Однако данный материал тоже весьма массивен, что приводит к появлению множества дополнительных неудобств во время отделочных работ.


Впрочем, современная промышленность позволила решить данную проблему, предоставив нам искусственно созданные аналоги: стеклофибробетон и полимербетон. Первый представляет собой пронизанный стекловолокном состав из сухих строительных смесей, имеющих цементную основу. В состав полимербетона, в свою очередь, входят размельченные натуральные стройматериалы с добавлением смол: песок, кварцевая мука, гранитная крошка. Таким образом эти два материала имеют в значительной степени меньший удельный вес, сохраняя при этом свою прочность.

Декор из стеклофибербетона легко может быть покрашен в любой цвет еще на этапе производства, посредством добавления красителя в его состав. Материал этот отличается высочайшей прочностью, выдерживает воздействие атмосферных осадков и ему не страшны резкие перепады температур. К механическим повреждениям стеклофибербетон также устойчив в большей степени, чем бетон обычный. Практически теми же полезными качествами может похвастаться и полимербетон.


Пенополиуретан и пенополистерол

Оба этих материала относятся к классу газонаполненных пластмасс, и, на первый взгляд, очень похожи между собой. Однако на практике их функциональные возможности во многом различны. Для более удобного сравнения рассмотрим таблицу:

Пенополистирол Пенополиуретан
Экологическая чистота
При нагреве свыше 60 градусов выделяет химикат под названием фенол Устойчив к температурному воздействию, сохраняет структуру и свойства при нагреве до 180 градусов включительно, не выделяя токсинов
Пожарная безопасность
Довольно легко воспламеняется. В процессе горения распадается на части, что способствует быстрому распространению пламени. Не является горючим материалом.
Срок службы
Пенополистирол сохраняет свою функциональность не более 15 лет, проявляя заметное снижение характеристик уже после 10 лет использования. Способен оседать и сжиматься, меняя свою форму, что приводит к искажению фасадной геометрии. Долговечен, невосприимчив к ультрафиолету, способен прослужить дольше несущих элементов конструкции дома. В течение всего периода эксплуатации не теряет своей функциональности, сохраняя изначальные характеристики.
Удобство и простота монтажных работ
Хрупкость материала приводит к тому, что архитектурные элементы из пенополистерола часто ломаются при монтаже.

В процессе монтажа требует использования специально предназначенных для данного материала клеящих составов.

Обладает более высокой прочностью. Прекрасно закрепляется посредством различных универсальных строительных составов.
Устойчивость к атмосферным воздействиям
Повышенная влажность может привести к образованию грибка и плесени на поверхности элементов отделки. Способен впитывать влагу, что при резких падениях температуры приводит к ее замерзанию и последующему разрушению материала. Обладает влагоотталкивающими качествами, что препятствует образованию плесени и преждевременному разрушению отделочного материала.

Очевидно, что пенополиуретан для внешних отделочных работ подходит лучше пенополистирола. Именно поэтому последний находит свое применение, как правило, в процессе внутренней декоративной отделки.

Монтаж фасадного декора

Работа с различными материалами и фасадными элементами имеет свою специфику и ее лучше доверить профессионалам. Однако, в случае с пенополиуретановыми и пенополистироловыми материалами, особые навыки вам не потребуются. Монтаж элементов такого типа вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже мы рассмотрим подробную инструкцию по фасадному оформлению здания, которая позволит вам разобраться в общих принципах проведения финальных отделочных работ.

Этап №1. Распределение комплектов фасадного декора
Упакованные в стрейч комплекты деталей внешнего оформления фасадов в обязательном порядке подписывают и распределяют по узлам и элементам здания, согласно с заданным в архитектурном проекте планом. Поэтому, в первую очередь, рассортируйте каждый из наборов по окнам и прочим участкам фасада дома.
Этап №2. Предварительно распределите части каждого комплекта
Все элементы фасадного оформления имеют с обратной стороны артикул с наименованием. Ваша задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на монтажную схему (дизайнерский проект), разобраться куда какая деталь должна быть в дальнейшем помещена и аккуратно разложить их по порядку на земле.
Этап №3. Выполните разметку элементных стыков на фасаде и подгонку деталей
Сначала с помощью маркера либо карандаша сделайте на фасаде отметки в местах расположения будущих соединений. Выполняя разметку помните о том, что стыки, в той или иной степени, будут заметны, поэтому их размещение обязательно должно быть симметричным.
В качестве инструмента для порезки и подгонки элементов по размерам прекрасно подойдет острый нож либо ножовка с мелкими зубцами на полотне. Осуществите нарезку согласно предварительно сделанной разметке, учитывая при этом промежутки для стыков.

Совет. Оставшиеся отходы не стоит сразу выбрасывать в мусор, они могут вам пригодиться при дальнейшей работе.

Этап №4 Монтаж крепежа (мультишипов)
Вдоль периметра окна (либо иного монтируемого элемента) прикрепите мультишипы, выдерживая шаг порядка 50 сантиметров. Задача этого крепежа - обеспечение надежной фиксации деталей на время высыхания клея. Помните о том, что продолговатые детали должны крепиться не менее чем на трех шипах. Даже для самых мелких частей декора следует предусмотреть минимум одну точку фиксации.
Этап №5 Предварительная примерка
Этот шаг нужен для того, чтобы подготовиться к сборке фасадного элемента и убедиться в корректности проведенной ранее подгонки деталей. Оденьте части декора на соответствующие им мультишипы по выполненной разметке, учитывая толщину швов используя плиточные крестики. Осуществлять «сухую» примерку рекомендуется в направлении снизу вверх.

Если все выглядит хорошо, - приступаем к следующему этапу.

Этап №6 Обработка деталей клеем
Предварительно сняв собранный фасадный элемент с шипов, приготовьте специальный клеящий состав по прилагающейся инструкции. Гребенчатым шпателем равномерно нанесите готовый клей по всей обратной стороне и на торцах стыков монтируемой детали.
Этап №7 Сборка и монтаж фасадного элемента
Снизу вверх, как в случае «сухой» примерки, насадите части на соответствующие им мультишипы. Для получения идеально ровных стыков используйте плиточные крестики. Уберите в местах соединения лишний клей, оставив свободное место глубиной 0,5 см для акрилового герметика. Дождавшись полного высыхания клеящего состава, обработайте стыки герметиком.

Видео — инструкция по монтажу фасадного декора

Вот и все. Процесс монтажа полностью завершен и остается лишь с удовольствием наблюдать результаты нашего кропотливого труда. Теперь, руководствуясь нашей инструкцией, вы спокойно сможете произвести многие фасадные работы самостоятельно. Надеюсь, мы смогли раскрыть для вас некоторые секреты строительного искусства и помогли углубить ваши здания в вопросе классификации и особенностей монтажа архитектурных элементов фасада.

Мы поможем создать дом Вашей мечты!
Архитектурное бюро разработает индивидуальный дизайн-проект для оформления фасадов зданий. Наше преимущество в том, что мы не просто предлагаем архитектурные решения фасадов, но учитываем особенности материалов и можем провести все этапы работ - от проектирования и разработки дизайна фасада загородного дома до подбора архитектурного декора и монтажа.
Архитектурные проекты фасадов домов - работы нашей архитектурной мастерской, выполненные на заказ. В разделе размещены индивидуальные решения фасадов зданий - частных и общественных. Здесь возможные разные стили: и дизайн фасадов коттеджей в классических стилях от древнегреческих канонов до ампира, модерна, ар-деко и других, и резной декор в традициях русской усадьбы XIX века. Мы разработаем для Вас оригинальные архитектурные решения фасадов. Творческое креативное начало архитекторов ООО "Фасад проект" дополнено доскональным знанием особенностей материалов, из которого изготавливаются разные виды архитектурного декора.

Архитектурные фасады предполагают использование различных элементов и материалов для проектов. Основной декор, используемый при оформлении фасадов - лепнина из полиуретана из нашего каталога. Многообразие готовых каталожных элементов, выполненных в классических канонах ордеров и более поздних стилей, позволяют создавать многочисленные индивидуальные комбинации.
Дополнительным декором, формирующим общий дизайн фасадов зданий - частного дома или общественного строения, могут выступать любые художественные элементы из любых материалов. Это искусственный и натуральный камень, художественная роспись, мозаичные полотна, витражи, ковка и даже... резной декор (смотрите пример в портфолио нашей компании "дом с декором в арабском стиле"). А используя возможности нашего производства лепного и резного декора на заказ, Вы можете стать владельцем красивого эксклюзивного особняка.

Декор окон и дверей - ключевое звено оформления фасада здания
Ключевым звеном, формирующим архитектурные фасады зданий, является декор окон и дверей. Именно оформление дверных и оконных проемов меняют облик дома. Сандрики, наличники, молдинги и кронштейны из полиуретана сразу придают дому праздничный и торжественный вид, характерный для классической архитектуры.
Дизайн фасада можно сделать более изысканным. Для этого используются дополнительные элементы - пилястры с капителями, например, выполненные в стилистике дорического или ионического ордера, цветочные розетки. Для придания большей "легкости" архитектурным решениям фасадов пилястры можно заменить вертикально расположенными рустами, как делали еще в древние времена.
При ограниченном бюджете может быть достаточным остановить свой выбор только на обрамлении дверных и оконных проемов - это уже будет красиво. Готовые оконно-дверные композиции можно увидеть и заказать в разделе Декор окон и дверей.

Оформление фасадов зданий - загородного дома, коттеджей, домов общественного значения - сегодня выполнять и удобно, но и сложно. Богатство выбора современных средств декорирования фасадов - лепнина, резьба, камень и т.д. - облегчает творчество, но как сориентироваться в многообразии декора и не ошибиться в выборе материала? Наши специалисты проконсультируют вас и помогут сделать верный выбор, чтобы ваш дом радовал вас многие годы своей красотой.

Так уж устроен человек, что ему не достаточно просто иметь собственный загородный дом или коттедж, крышу над головой, ему хочется также, чтобы оформление его дома было стильным, и в нем присутствовали архитектурные элементы фасадов, делающие его непохожим на все остальные.

Многих владельцев просто покраска, пускай и в два цвета, не удовлетворяет. Тут дизайнерам на выручку придут различные элементы , которые сделают наружные стены богаче, более вычурными, подчеркнут тот или иной стиль, в котором выполнено здание. Или при очередном ремонте позволят его изменить, буквально преобразовав строение.

Из какого бы материала не был бы изготовлен фасад здания, из кирпича, дерева, отштукатуренный, существуют единые принципы архитектурного декорирования, которые просто необходимо учитывать.

Производя украшение фасада дома, нужно их придерживаться, иначе наружный вид будет смотреться просто нелепо, что будет свидетельствовать об отсутствии вкуса его хозяев.

Группы элементов дизайна

Итак, в архитектурном декоре различают, как ни странно, всего ДВЕ группы элементов дизайна, которые предназначены либо для горизонтального членения, либо для вертикального членения.

В чем же их отличие, и когда применяется первый способ, а когда второй?

  1. Если здание длинное и невысокое, всего в пару-тройку этажей, то предпочтительнее горизонтальное членение. Его использование подчеркнет солидность такого дома и его надежность.
  2. Если же фасад наоборот – короткий, да еще и этажей в нем хватает, то стоит использовать вертикальное членение. Тогда здание не будет давить своей «громадностью» и как бы нависать над окружающей средой, а станет зрительно более воздушным, легким, как бы устремленным ввысь.

Вполне возможно и комбинированное решение, если подойти к или коттеджа с умом и проявить при этом дизайнерский вкус. Это сделает здание в чем-то неповторимым и ярким в своей архитектуре, придаст ему необычайную выразительность.


Яркий пример тому, классический стиль, когда для оформления входа использовались колонны (вертикальное членение), а само здание, в то же время, было длинное и в два этажа, для которого более всего подошло бы горизонтальное членение.

Какие же детали и архитектурные используются для оформления наружных стен? В зависимости от членения применяются:

При горизонтальном варианте:

  • Всевозможные пояски (тяги)
  • Выкружки
  • Карнизы
  • Архитектурные фризы
  • Объемные консоли
  • Полочки
  • Лекальные желобки
  • Архитрав
  • Декоративные подоконники / отливы и перекрытия окон и дверей;

При вертикальном варианте:

  • Колонны
  • Пилястры
  • Простенки
  • Проемы окон и дверей.

Следует отметить, что если в типовой многоэтажке преобладают вертикальные оси, а поэтому тут уместно только вертикальное членение. А также использование того или иного вида членения, или их комбинации в частном доме — зависит исключительно от фантазии его владельца.

Декоративные материалы на фасаде

Как можно предположить, когда производится украшение фасада здания — все средства хороши, вернее сказать – материалы. А их, честно говоря, неисчислимое множество. Вот только некоторые из них, наиболее часто используемые:

  • Искусственный и натуральный камень
  • Виниловый и цокольный
  • Облицовочные декоративные панели
  • Фасадная штукатурка
  • Лицевой полнотелый и пустотный кирпич
  • Керамическая плитка
  • Разнообразная лепнина
  • Изразцы всех видов
  • Окрашивание наружных стен.

Остановимся более подробно на этих материалах, при помощи которых производится украшение фасада дома, а также из которых изготавливаются элементы отделки фасада дома.

Камень

Одним из древнейших облицовочных материалов можно считать камень. В эту группу входят такие материалы, используемые с давних времен, как мрамор, гранит, известняк, горный и речной камень и прочее. Если кто не знает, многие египетские пирамиды были облицованы отполированным белым известняком. Их ряд сегодня пополнили различные новые виды искусственного камня, так называемый «белый камень».


Камень лучше всего смотрится при оформлении различных проемов: окон, балюстрад, рустов и т.д. Из натурального камня или бетона иногда изготавливают барельефы и другие архитектурные элементы фасадов. Очень оригинально смотрятся вкрапления из натурального необработанного «дикого» камня где-нибудь на гладкой части наружной стены здания.

Панели

Горизонтальные панели, изготовленные из винила, цемента, металла, дерева более известны как сайдинг. Очень экономным вариантом можно считать использование в облицовочных панелей. Кроме того, они еще дополнительно утеплят само здание.

Из винила также производят доборные элементы отделки фасада дома, которые могут применяться вместе с панелями. При этом производители стараются подобрать цветовые схемы для панелей в пику к декору.

Штукатурка

Самым простым и доступным материалом, при помощи которого производится украшение фасада дома, можно считать штукатурку. Но если взять штукатурные элементы фасада здания, которые производятся непосредственно на стене, от исполнителя требуется высокий уровень мастерства, что иногда может вылиться в «копеечку».


Штукатурки при проведении декоративных работ подразделяют на следующие типы:

  • Минеральные
  • Полимерные с различными добавками
  • Структурные и объемные
  • Камешковые
  • Мозаичные / разнородные
  • Декоративные типа «короед»

Кирпич

Лицевой (облицовочный) кирпич и керамическая плитка как элементы отделки фасада дома в особых рекомендациях не нуждаются, а широкий выбор цветов и фактур позволяет реализовать все пожелания домовладельца. Тем более, что потом здание нет необходимости красить.

Мало того, из кирпича могут производиться прямо на внешних стенах архитектурные элементы фасадов, которые были уже упомянуты выше – колонны и полуколонны, фризы, декоративные фронтоны и так далее.

Лепнина

Использование такого накладного декоративного элемента как лепнина позволит стилизовать здание под старину, стоит только подобрать для себя подходящую. Так называемую «тяжелую» лепнину изготавливают из камня, гипса или бетона. А «легкую» — из , стеклопластика, полиуретана, полимербетона.

«Тяжелая» лепнина предъявляет свои требования к фундаменту и крепости стен, и трудно подгоняется под конкретные проемы, поэтому такой вариант оформления следует учитывать еще на стадии проектирования дома.


Значительно проще обстоят дела с «легким декором» хоть он и не столь износоустойчив, но зато легко монтируется. В этом случае определенным компромиссом и оптимальным вариантом может стать полиуретановый декор, который достаточно «вынослив», легок и прост при монтаже.

Дополнительные элементы декора

В оформлении зданий в отдельную группу выделяют межэтажный молдинг – визуальное зонирование поверхности с помощью накладных объемных планок, которые придают строению завершенный и окончательный вид, как бы ставя точку во всем процессе оформления здания.

Декорирования окон и дверей – это отдельный раздел в . Двери и окна уже сами по себе являются элементами декора, использование же дополнительных средств декорирования окон и дверей только усилит общее впечатление от фасада.


Здесь в ход идет все: подоконники, короны, карнизы, а особняком стоят наличники, которые могут быть различной конфигурации, различного сечения, цельного обрамления (вдоль всего окна и опираться на подоконник) или же частичного (сверху и немного по бокам, оставляя свободное пространство между ним и подоконником) и другие варианты.

Используя эти всевозможные архитектурные элементы фасадов и их комбинацию, главное – выдержать меру и вкус, а не превратить наружные стены в хаотическую и безалаберную аляповатую свалку-выставку. Декоративные элементы призваны украсить здание, а не уродовать его.

Все же лучше в этом вопросе положиться на знания профессионального архитектора, который сможет грамотно учесть все пожелания владельца и в полной мере их реализовать. Тогда здание заиграет новыми «красками», принося эстетическое удовольствие домочадцам, гостям и просто прохожим.


Качественно выполненные фасадные работы, когда производится ремонт фасада частного дома, являют собой один из важнейших строительных процессов....

  • В начале 20 века вагонкой обшивали вагоны, шедшие из Сибири, чтобы те меньше продувались и в них было более комфортно ехать. Кто-то последовал этому примеру,...

  • Наружная отделка зданий выполняется последовательно и может защищать от воздействия ветра, снега и дождя материал, из которого выполнены базовые стены. Отделка фасада обеспечивает дополнительное утепление...
  • Фасад — это лицо здания, по которому судят о внутреннем устройстве, предназначении здания и благосостоянии владельцев. Разнообразие фасадов зависит от функции наружной стены, используемых строительных материалов и расположения фасада относительно главного входа. Читайте подробнее об экстерьере дома в нашей статье.

    Что такое фасад? Фасад архитектурный – это внешние вертикальные стены сооружения с его сторон. Фасад дома имеет свою архитектонику – построение цельной композиции, объединяющей в единое целое несущую форму и декоративный материал. Декоративные элементы дома выражают композицию, стилевое единство, подчёркивают экстерьер здания.

    Виды фасадов зданий определяются расположением входа, отделкой, наличием элементов отделки на стенах.

    Согласно конфигурации здания определяют:

    1. главный фасад
    2. боковой фасад
    3. задний фасад

    Следует объяснить, что такое торец – узкая часть здания, не несущая функции главного фасада. В некоторых сооружениях, однако, вход располагается в этой узкой части. Говорить о входе с торца дома неуместно, поэтому торец здания в данном случае – просто узкая часть строения. В другом смысле торец здания, он же – боковой фасад – та часть помещения, которая располагается сбоку стороны, с которой идёт подход к центральному входу. В этом смысле торец здания – та стена, что бросается в глаза не сразу, где допускается расположение отдельного входа, запасного. При возведении многоквартирных жилых домов с глухим торцом близко друг от друга, такой торец без окон и балконов играет роль брандмауэра, защищая от распространения огня при пожаре. Задняя часть здания также называется фасадом.

    Итак, чтобы понять, что такое фасад, достаточно бросить взгляд на здание под прямым углом зрения. При этом каждая из его сторон будет представлять собой тот или иной вид фасада.

    В зависимости от используемого отделочного материала выделяют следующие типы фасадов:

    • каменные,
    • кирпичные,
    • бетонные,
    • деревянные,
    • окрашенные,
    • стеклянные,
    • оштукатуренные.

    В зависимости от характеристик выступающих элементов стены:

    • фасады домов с эркером,
    • с балконом,
    • с лоджией.

    Основные элементы и для чего они необходимы

    Описание любого дома начинается с описания фасада здания. О том, что такое фасад, говорит наружный вид, который не всегда связан с внутренним устройством дома, но по внешней стилистике судят о содержании.

    Фасад здания в первозданном виде выглядит уныло и серо. Без декора все дома выглядели бы неразличимо одинаковыми. Уникальным внешний вид фасада делают архитектурные элементы здания, с помощью которых даже гараж легко превратить в маленький замок. Экстерьер — это безграничное поле для творчества и применения дизайнерских задумок.

    К распространённым элементам относятся:

    арка – изогнутый сводчатый элемент, установленный в дверном или стенном проёме. Облагораживает проём в стене, обуславливает симметричность, корректирует пропорции.

    аркада – несколько арок, объединённых единым антаблементом. Располагается вдоль фасада здания, равномерно распределяя нагрузку между столбами.

    балкон – выступающая часть здания в виде платформы, расположенная перпендикулярно стене и крепящаяся на консолях, снабжена балюстрадой или резными ограждениями. Встроенный в фасад балкон, огороженный с двух сторон стеной здания, называется лоджией.

    колонна – опора в виде столба с гладким покрытием либо неглубокими, параллельно идущими желобками, расположенными вертикально.

    карниз – архитектурная деталь, расположенная под крышей или оконным проёмом, защищающая экстерьер дома от воды.

    кронштейн – выступ в стене под карнизом окна, балкона, служащий для дополнительной опоры.

    окно – стенной проём прямоугольной или круглой формы, служащий для проникновения свежего воздуха и дневного света.

    портал (дверь) – художественно оформленный главный вход здания, визуально преувеличенный с целью усиления впечатления масштабом архитектурного сооружения.

    ротонда – строение круглой формы, состоящее из колонн и завершённое куполом. Применяется в зодчестве, оформлении главных входов во дворцы и богатые дома.

    фронтон – часть крыши от балки потолочного перекрытия до верхней точки крыши. Ограничивается по бокам скатами крыши, а снизу портиком.

    цоколь – нижняя часть дома, расположенная непосредственно на фундаменте и слегка выступающая за стенную плоскость. Цоколь относительно дома снаружи не виден, но несет огромное архитектурное значение.

    эркер – выступающая часть здания, увеличивающая площадь помещения. Имеет округлую, трапециевидную, прямоугольную или многогранную форму. Дома с эркерами лучше освещены изнутри благодаря панорамным световым проёмам. Фасады домов с эркером смотрятся богато и добротно.

    Какие декоративные элементы применяются при оформлении стен

    Декоративные элементы нужны, чтобы придать зданию завершённый вид, облагородить внешний облик, подчеркнуть стилистическое описание дома. Помимо эстетических функций, декор нередко защищает стены сооружения от разрушительного воздействия воды, ветра и града.

    Часто используемыми фасадными декоративными элементами являются:

    антаблемент – завершающий колонну элемент, расположенный под балкой перекрытия. Защищает колонны и стены от сырости и влаги.

    балюстрада – привлекательное, эстетически оформленное ограждение лестниц, террас, балконов, состоящее из вертикально стоящих фигурно выточенных опор (балясин), подпирающих горизонтально лежащие перила или балки.

    барельеф – глиняная, мраморная, алебастровая, деревянная или металлическая основа с выпуклым изображением, выступающим от плоскости основы менее, чем на половину толщины основы.

    замок – декоративный элемент на вершине свода, закрывающий перемычку над окном или дверью.

    наличник – под ним понимается название частей декора, закрывающих место вставки окна или двери в проём. Резьба или лепнина на наличниках выполняет символическое значение.

    пилястра – выступающая часть стены, имитирующая колонну, но не обладающая объёмом. Выполняет эстетические функции, придавая зданию рельеф и стилистическое завершение фасада дома.

    портик – это комплекс архитектурных элементов, образованных выступающими вперёд колоннами, объединённых аркой или фронтоном. Он служит для визуального связывания главного входа и основного здания, центрует ось всего архитектурного ансамбля.

    розетка – фасадный декор в виде распустившегося цветка.

    рустик – облицовка фасада натуральным или искусственным материалом, с видом неотёсанного, сколотого выпуклого камня.

    русты – названия прямоугольных накладок на угол стен из тёсанного камня.

    сандрик – небольшой немного выступающий козырёк над оконным или дверным проёмом, украшенный декором. Защищает окна и двери от стекающей с крыши дождевой и талой воды.

    тимпан – углубление над дверью или окном, в котором расположены скульптуры, барельефы и другие изображения.

    филёнки – декоративные элементы дома, предназначенные для разделения пространства стены. Имеют вид профилированной рамки и иногда зрительно объединяют различные части фасада дома в единую композицию.

    фриза – декоративный элемент в виде плоской или рельефной узкой полоски.

    Заключение

    Фасад дома, не оформленный декоративными элементами, смотрится скучно и уныло. Грамотное использование элементов декора значительно преображает виды фасадов домов, визуально корректируя пространство и выражая назначение строения, выделяя экстерьер здания. Чтобы в двух словах сформулировать определение той части здания, что именуется фасадом – что это такое, каково ее значение, достаточно емкой и образной характеристики: лицо дома.

    Фасад — это визитная карточка владельцев дома, создающая в глазах общества впечатление о характере и качествах хозяев. Неслучайно по тому, как выглядит дом снаружи, судят о его внутреннем содержании.

    В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

    Архитектура и строительство - искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, - имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

    Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть - стилобат - служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна - один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера - антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

    Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя - база - опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст - ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель - деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

    Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

    Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

    Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

    Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

    К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

    Цоколь - горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя - придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

    В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

    Стилобат - наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

    Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

    Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

    Столб - отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней - карниз или капитель. Пилон - мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть - базу, и верхнюю - капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

    Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

    Рис. 1.17. Пилон

    Рис. 1.18. Пилястра

    Колонна - декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

    Аркада - это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

    Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, - капитель (рис. 1.19).


    Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а - дорического; б - ионического; в - коринфского

    Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны.

    Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

    Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

    Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

    Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера - утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

    В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

    Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз - гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

    Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров - воплощать принцип пропорциональности.

    Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

    Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

    Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии


    Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

    античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам - Византии, Италии, Испании, Франции.

    Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.

    Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

    Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI-XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.


    Рис. 1.21. Романский стиль:
    а - фриз из полуциркульных арок; б - двойной арочный фриз из кирпича; в - кубическая капитель; г - капитель из пальметт

    Готика. В XII-XV вв. новый архитектурный стиль получил название - готика. Характерная особенность готического стиля - стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

    В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.


    Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

    Ренессанс (XV-XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450-1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

    Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

    В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).


    Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

    Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

    Барокко (XVI-XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco - причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу - вихрю, движению, симметрии - «каменной симфонии» (рис. 1.25). Асимметричный орнамент этого периода - орнамент из раковин и завитков - дал название другому стилю - рококо (рис. 1.26).

    Классицизм (XVIII-XIX вв.) - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.


    Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

    Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

    Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

    Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

    Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.


    Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

    Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

    Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

    Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

    © 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели