Мавзолей Тадж-Махал — шедевр индийской архитектуры. Тадж-махал Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал — шедевр индийской архитектуры. Тадж-махал Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. , воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал - смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.

Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.

Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.

В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Камера содержит кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой (их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями), в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Снаружи арочный портал на каждом фасаде фланкирован двумя ярусами ниш, и все сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой внутренней купольной чашей погребальной камеры. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.

Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Напротив Тадж-Махала шах Джахан распорядился начать строительство такого же мавзолея из черного мрамора - уже для себя. Но едва строители успели завезти первые глыбы черного мрамора, один из старших сыновей безутешного шаха - Джахангир - сверг отца с престола. Тот попросил только об одном - чтобы из места его заточения был виден Тадж-Махал.

Шах Джахан окончил свои дни в уединенной башне в двух километрах от выстроенного им мавзолея, глядя на него из небольшого окна. Когда же зрение его ослабело, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница любимой Мумиаз.

Известная всем легенда утверждает, что Тадж Махал – это гробница жены могольского (Моголы – династия правителей Индии 1526-1858) шаха Джахана. Считается, что строили этот памятник архитектуры 22 года (1631-1653), после чего шах захотел построить аналогичное сооружение, но из черного мрамора, для себя. Осознав, что подобное строительство в конец разорит государство, собственный сын короля положил конец этой задумке, поместив отца в тюрьму. Однако это лишь одна теория происхождения Тадж Махала. Красивая, привлекательная для туристов. Романтическая. Правдива ли она?

Альтернативная история

Есть те, кто оспаривает официальную теорию, указывая на следующие факты:

Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.

В архиве махараджы Джайпура того времени есть два приказа Джахана передать Тадж в собственность Джахана.

Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.

В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.

Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.

Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.

Профессор П. Н. Оук считает, что название «Тадж Махал» произошло от имени Шри Шивы – «Теджо Махалайя», а само здание является древним храмом Шри Шивы.

Многие комнаты Тадж Махала опечатаны со времен Джахана.

Сообщается также, что исследования профессора Оука были запрещены во времена Индиры Ганди, чье имя до сих пор проклинают многие индийцы.

Отметим, что большинство историков придерживается официальной истории.

Название : ताज महल (хинди), تاج محل‎, (урду), Taj Mahal (en)

Местонахождение : Агра (Индия)

Создание : 1632–1653 гг.

Архитектор(ы) : предположительно Устад-Иса

Заказчик / Основатель : император Великих Моголов Шах-Джахан

Архитектура

  1. План ансамбля Тадж-Махал. Основная ось симметрия ансамбля идет с севера на юг – от ворот к усыпальнице. Линии крестообразно расположенных каналов (символ четырех райских рек), подчеркнутые фонтанами и кипарисами, пересекаются в небольшом беломраморном бассейне. Мечеть и Дворец отдохновения дополняют строгую геометрию композиции.
  2. Купол. Главный купол, венчающий здание мавзолея, покоится на барабане, окруженном 4 ортогональными башнями с небольшими куполами. Высота главного внутреннего купола 24,4 метра; высота простирающегося над ним огромного внешнего купола – 61 метр – он нависает над ансамблем наподобие гигантской раковиной.
  3. Шпиль. Главный купол увенчан медным шпилем, высота которого 17, 1 метр.
  4. Изысканный декор. Сводчатые ниши обрамлены изящным цветочным орнаментом, выложенным из полудрагоценных камней (горного хрусталя и лазурита), и каллиграфическими надписями. Узор продолжается в рельефах простенков и на сводах интерьера.
  5. Главное здание. Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. В нем похоронена любимая жена Шах-Джахана Мумтаз. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора – для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.
  6. Образ рая. Сад, занимающий площадь 6,9 гектаров, воспроизводит образ «земного рая». Изначально сад был засажен экзотическими цветами и деревьями.
  7. Мраморная платформа. Мавзолей возведен на мраморной платформе, благодаря которой он будт парит над долиной реки. Каменная ограда защищает сад от речной сырости и эрозии.
  8. Фонтаны. Ось симметрии сада подчеркнута рядом фонтанов. Вода для наполнения канала и орошения сада сначала поступала из реки в подземное хранилище.
  9. Вода. Значение воды – источника жизни – было столь велико, что ее использование приобретало изысканные формы, в которых религиозные образы сливались с хитроумными способами борьбы с жарким и сухим климатом.
  10. Кипарисы. Ко входу ведет каменная дорога, окаймляющая канал. Вдоль дороги выстроились ряды кипарисов. Деревья отбрасывают четкие тени и подчеркивают пространственную перспективу.
  11. Мраморные ленты. Все здания опоясывают ленты фризов из белого мрамора. Мрамор инкрустирован драгоценными камнями, янтарем, кораллами, нефритом и лазуритом. Изящный цветочный узор в исламской традиции – символ небесного царства.
  12. Каллиграфические надписи. Арку входа обрамляют инкрустированные черным камнем каллиграфические надписи, в которых запечатлены строки Корана.
  13. Материалы. Мавзолей сооружен из камня и щебня и облицован тонкими мраморными плитами, скрепленными металлическими штифтами.
  14. Сводчатая ниша. Двери сводчатой нише ведут в центральную часть здания. Там, отгороженный резной мраморной ширмой, стоит саркофаг. Однако настоящая гробница расположена в подземном помещении, прямо под местом за ширмой.
  15. Композиция. Высокие минареты играют важную роль в композиции, подчеркивая величие центрального здания.

    Источники:

  • Всеобщая История Искусств, том второй Искусство Средних веков “ИСКУССТВО”, Москва, 1961

Построенный во второй половине XVII века Шах-Джиханом великолепный мавзолей Тадж-Махал, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Стиль в котором построен Тадж-Махал это смесь индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Считается, что Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, а над проектом работали лучшие на то время зодчии Востока. Основной замысел всего комплекса проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок. Шах-Джахан лично выбрал место для постройки мавзолея, ниже Агры на правом берегу реки Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год, на ней постоянно работало более 20 тысяч рабочих.

Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял понравившийся ему участок земли, принадлежащий в то время махарадже Джай Сингху, на дворец в самом центре Агры.

Участок размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) был перекопан, произведена замена грунта для уменьшения проникновения воды из рядом протекающей реки. Уровень стройплощадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. В том месте, где сегодня расположился мавзолей были выкопаны колодцы, которые, заполнили бутовым камнем, образуя фундамент сооружения.

Вместо лесов из перевязанного бамбука (стандартно используемого в Индии и сегодня) были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу по периметру. Интересный факт заключается в том, что строительные леса были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Но согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.

Здание мавзолея Тадж-Махал вместе с окружающим его парком и прочими строениями занимает площадь равную 17 га. Доступ к мавзолею открыт с южной стороны сада, там на одной линии стоят два входных портала. Пройдя вторые ворота, вы попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, а точкой пересечения служит бассейн в центе парка.

Мавзолей Тадж-Махал стоит на искусственной платформе близ берега реки Джамна. Автором мавзолея считается индийский архитектор Устад Ахмад Лахори. Тадж Махал представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, венчает которое купол и четыре чаттри по углам крыши. Здание целиком выполнено из белого мрамора, а искусственная платформа лишь облицована мрамором, но совместно они идеально отражают солнечные лучи, заливая солнечным светом все вокруг.

С восточной и западной стороны от мавзолея Тадж-Махал, строго по поперечной оси расположены две постройки из красного песчаника с тремя белыми куполами. Постройка справа – это «Джаваб» – приют для паломников, а слева – мечеть, где служили поминальные службы, здания симметричны и идеально вписываются в комплекс.

В центре искусственной платформы расположена гробница, если смотреть сверху, то это квадрат со скошенными углами. Внутри, стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В самом центре находится погребальная камера, над которой подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) служит для соблюдения пропорций. Внутрь погребальной камеры ведут порталы, по одному с каждой стороны.

Войдя внутрь погребальной камеры, вы увидите кенотафы, окруженные ажурной мраморной оградой, подлинные захоронения находятся непосредственно под погребальной камерой.

Снаружи сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой крышей погребальной камеры. Простые пропорции определяют соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 метров, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Внутренние поверхности Тадж-Махала сделаны с таким изяществом, что смотреть на цветочные орнаменты выполненные в камне можно часами. В отделке Тадж Махала применялись самоцветы и разноцветный мрамор, поставки материалов осуществлялись со всего мира.

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.

В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя отделочные работы продолжались вплоть до 1653 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из уникальной раджпутанской каменоломни в 320 км от Агры. Малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Стены мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, но на заре становится розовым, а в лунную ночь - серебристым. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.

Считается, что даже Шах Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником, к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

Рисунок 1- Схема Тадж-Махала

Усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. (На самом деле настоящей мечетью является только одна из них - та, что повернута к востоку, а второе строение известно как Jawab). Весь комплекс - это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 куполов, по бокам - две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда - это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки. Как уже говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии.

Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены назад - это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне?

Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах. Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию - четыре малых купола и четыре минарета.

К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры венчают своды арок над окнами. Недавно ученые обнародовали информацию, что амбициозный правитель, соревнуясь с Небесами, хотел возвести рай на земле, где находился бы трон Аллаха. Вот и на воротах сура из Корана, заканчивающаяся словами «войди в мой рай!». В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.

В центре мавзолея лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы окружены мраморной изгородью, которая искусно декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить себе, как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа, словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал тишину, тишину и покой нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой девы»…

Рисунок 2- Строительство Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад, сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж-Махала.

Достойное обрамление Тадж-Махалу - великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров, имеющий четкую планировку. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн, разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов. Таким образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии.

Прошло 23 года как не стало Мумтаз-Махал. Могущественный Шах Джахан пытался забыться и в ласках гарема, и в военных походах, но так и не смог. Он часто приезжал в Агру, и долго, не отрываясь, глядел на величественный памятник своей Любви. Он и назвал его созвучно с именем потерянной жены - Тадж-Махал. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шах Джахан сильно заболел. Между его детьми от персидской принцессы и от Мумтаз-Махал началась борьба за трон. Не самый старший, но поддерживаемый мощными мусульманскими кланами Индии, принц Аурангзеб захватил власть. Однако болезнь отца отступила. И тогда Аурангзеб вынужден был заключить родителя в крепость Агры, мотивировав это тем, что безумные проекты родителя разоряют страну. История повторяется, ведь когда-то сам Джахан пришел к власти через братоубийство. Но, вопреки легенде, Шах Джахан долгие годы смотрел на Тадж-Махал не через решетки. Он был заключенным и не покидал пределов крепости. Но там ему оказывались все почести. К тому же, с ним постоянно находилась его младшая любимая дочь Джаханара. Именно она настояла, чтобы отца похоронили рядом стой, кого он так любил.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели