Что необходимо для формирования личности. Курсовая работа: Социальные и психологические условия формирования личности

Что необходимо для формирования личности. Курсовая работа: Социальные и психологические условия формирования личности

18.07.2020



Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

При каких же условиях формирование личности будет успешным?

Отечественный физиолог А.А.Ухтомский говорил, что результаты воспитания зависят не только от станции отправления (воздействия воспитателя), но и от станции назначения, т.е. от той психологической почвы, на которую падают соответствующие воздействия. Какими бы хорошими они ни были, но если станция отправления (воздействия) не будет соответствовать станции назначения (субъективный мир ребенка), эффект окажется незначительным. Искусство воспитания заключается в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника, и тем, что субъективно значимо для него. И если воспитателю удается затронуть то, что является для воспитуемого важным и значимым, то он непременно вызовет нужную реакцию.

  1. Активность и самостоятельность самих учащихся . Если они сами проанализировали факты, самостоятельно сделали выводы, а еще лучше, если в споре проявили собственное отношение и дали собственную оценку, то можно говорить о том, что были созданы благоприятные условия для формирования убеждений. Если же оценка фактов навязана учителем извне, то можно говорить только об усвоении знаний, но не о выработке убеждений.
  2. Принцип развития в деятельности . Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности. При этом надо иметь в виду, что для того чтобы сформировать нужные мотивы, деятельность должна быть соответствующим образом организована. В ней формируются не только мотивы, но и привычные способы поведения (подробнее см. т.3.2.).
  3. Подкрепление . Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива. Положительная оценка действий учащегося, разнообразные виды подкрепления, одобрение его поступков (словесное поощрение, благодарность и др.) вызывают положительные эмоции, чувство удовлетворения, побуждают поступать таким же образом в дальнейшем. Порицание, осуждение ученика вызывают неприятные переживания, состояние неудовлетворенности, в результате чего появляется стремление в дальнейшем воздержаться от подобных действий.

Психологи отмечают ряд психологических моментов, когда речь идет о роли оценки в воспитании:

1) публичная похвала вызывает в большинстве своем положительное отношение людей. Если же речь идет о порицании, то оно дает положительный эффект, если высказывается наедине. Самая отрицательная реакция вызывается публичным иронизированием;

2) вредна глобальная оценка (отдельного человека или группы), как положительная, так и отрицательная. В случае глобальной положительной оценки («вот примерный ученик», вот «хороший класс») внушается чувство непогрешимости, что снижает самокритичность, требовательность. Во втором случае (при глобальной отрицательной оценке) подрывается вера в свои силы, в возможности отдельного человека или группы. Лучше давать частичные (парциальные) оценки.

3) Может быть оценка прямая (с указанием имен) и косвенная (без указания имен). Прямая оценка хороша, когда она положительная. При неудачах предпочтительнее косвенная.

На основе оценки окружающих, прежде всего взрослых, а также на базе оценки результатов собственной оценки у детей формируется самооценка . Самооценка – существенный фактор формирования личности, регулятор поведения ребенка. Важна адекватная самооценка, отвечающая реальной способности ребенка решать определенные задачи. Такая самооценка позволяет критически оценивать свои силы и возможности, способствует организации самовоспитания .

Самовоспитание – это процесс сознательного формирования школьником нравственных качеств личности, коррекции своего поведения . Потребность к самовоспитанию возникает в подростковом возрасте благодаря определенному уровню сформированности самосознания в этот период. Но поскольку самооценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как лихачество, удаль и т.д. Поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно , как только лишь его исключительно личная деятельность. На первых этапах необходимо умело помочь ему найти наиболее оптимальные методы, приемы самовоспитания, помочь и в организации самого содержания самовоспитания, не подавляя, а напротив, укрепляя веру в его возможности.

Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей у школьников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей.

Институты воспитания

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, она является той средой, в которой происходит первичная социализация, закладываются основы личности ребенка, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов – детей, родителей, бабушек, дедушек – объединяет многообразие отношений (между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д.).


Прежде чем говорить об отношениях в семье, правомерным будет рассмотреть саму категорию «отношение». В нашей стране проблема отношений в значительной степени разработана в работах В.Н.Мясищева. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа – изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект , как деятель , и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.

Содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения (исследуются, в основном, социологией, и люди в них выступают как представители определенных общественных групп) и, как определяет Мясищев, психологические отношения личности (исследуются, в основном, психологией и ее отраслями, люди выступают в них как неповторимые личности со своими индивидуальными психологическими особенностями) .

В семье складываются определенные психологические отношения между ее членами. Одними из самых значительных являются родительско-детские отношения. Психологи выделяют четыре тактики воспитания, в основе которых лежат четыре типа этих отношений:

  • диктат : проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей;
  • опека – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя;
  • «невмешательство» - система отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей;
  • сотрудничество – тип взаимоотношений в семье, который предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Как отмечают психологи , сотрудничество как способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего поколений в семье является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность диктату, опеке и «невмешательству».

Воспитательное воздействие семьи, несмотря на ее большую роль в формировании личности, тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане школа и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении.

В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, до 10-11 лет, обучаясь с 6-7 до 16-17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе. Несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и ряд других. Все это – очевидные достоинства школьного воспитания. Но есть у него и слабые стороны, одна из них – обезличенность. Для работников школы в отличие от членов семьи все дети одинаковы, и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. В то же самое время мы знаем, что каждый ребенок – индивидуальность и требует особого подхода.

Через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации также осуществляются весьма широкие и разнообразные воспитательные воздействия, адресованные большой аудитории пользователей всем этим. Преимущество данных средств воспитательного воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательных влияний можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, «тиражируя» их в нужном количестве через соответствующие технические средства повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется. Готовя литературу для детей, фильмы, радио- и телепередачи, можно заранее тщательно обдумать их содержание, взвесить и оценить возможное воспитательное воздействие. Соответствующими средствами с должным эффектом может воспользоваться любой педагог, причем относительно независимо от его индивидуальности, жизненного и профессионального опыта. Все это – достоинства, но есть и заметный недостаток в воспитательных воздействиях средств массовой информации: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны в основном на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка, т.е. они не индивидуализированы и не располагают так называемой «обратной связью».

Литература и искусство в отдельности выступают как источники воспитания, рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Наконец, личность воспитывается через многочисленные личные контакты , официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Такие группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными .

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

Кафедра «Связи с общественностью и педагогика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Выполнила: студентка гр. СО-081

естественно-гуманитарного факультета

Попова Юлия Юрьевна

Руководитель: проф. Савушкин Л.М.

Воронеж 2010

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Что такое личность..…………………………………………………………....5

1.1. Понятие личности……………………………………………..…….5

1.2. Психологическая структура личности…..........................................9

1.3. Личность и ее особенности.……………………..…………….......11

2. Формирование и развитие личности ……………...………………………...14

2.1. Формирование личности как процесс …………………...…...…….14

2.2. Условия формирования личности ……………………………….…17

Заключение………………………………………………………….…………....27

Библиографический список……………………………………………………..29

ВВЕДЕНИЕ

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются.

Целью данной работы является рассмотрение социальных и психологических условий формирования личности.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

а) рассмотреть определение понятия личность;

б) изучить психологическую структуру личности и ее особенности;

в) дать общую характеристику процессу формирования личности;

г) изучить социальные и психологические условия формирования личности.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что формирование личности играет очень важную роль в жизнедеятельности людей. Ведь в современном мире повышаются требования к человеку, к свойствам его лич­ности. Изучение же условий формирования личности может помочь человеку в процессе самосовершенствования и самореализации.

1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

1.1. Понятие личности

Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях человеческого знания (философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии).

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

Личность рассматривается и как субъект персонализации, то есть потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему».

Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное – в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Каждая личность является одновременно человеком, но далеко не каждый человек проявляет себя как личность.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого) составляет личность.

Личность - это «социальное лицо» человека, плод социализации человека в процессе онтогенеза. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, превращает человека в полноценное социальное существо.

Личность - это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем. Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями.

Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается тем, что она проявляется и формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими людьми, в постоянном общении с ними.

Сознание своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой полезности этого участия окружающими и самооценкой результатов своей деятельности.

Личность - человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. О личности спящего человека ничего сказать нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сразу же начнут проявляться различные свойства и особенности его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Черт личности очень много. В русском языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих (в грузинском - более 4 тыс).

Личность – это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека.

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее, продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

1.2. Психологическая структура личности

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе – неуверенность.

2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).

3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.

4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.

5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).

6. Мягкость – черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.

8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.

9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.

10. Реализм – аутизм.

11. Сила воли – безволие.

12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.

14. Уверенность – неуверенность.

15. Взрослость – инфантилизм.

16. Тактичность – бестактность.

17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).

18. Веселость – грустность.

19. Очарованность – разочарованность.

20. Общительность – необщительность.

21. Активность – пассивность.

22. Самостоятельность – конформность.

23. Экспрессивность – сдержанность.

24. Разнообразие интересов – узость интересов.

25. Чувствительность – холодность.

26. Серьезность – ветреность.

27. Честность – лживость.

28. Агрессивность – доброта.

29. Бодрость – веселость.

30. Оптимизм – пессимизм.

31. Смелость – трусость.

32. Щедрость – скупость.

33. Независимость – зависимость.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

¾ активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

¾ принятие себя и других людей такими, какие они есть;

¾ непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

¾ сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

¾ обладание чувством юмора;

¾ развитые творческие способности;

¾ неприятие условностей;

¾ озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

¾ способность к глубокому пониманию жизни;

¾ установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

¾ способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

¾ умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

¾ открытое и честное поведение во всех ситуациях;

¾ способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

¾ приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

1.3. Личности и ее особенности.

Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

1. Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт.

· Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

· Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

· Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

· Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

· Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

· Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности.

· Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

· Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

· Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

· Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

· Побуждения – мотивационный компонент характера.

· Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

· Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

· Целеустремленность – направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.

· Стремление – потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.

2. Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности . Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать.

4. Личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЧТИ.

2.1. Формирование личности как процесс.

Процесс формирования личности очень сложен, он имеет свои закономерности. Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.

Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.. Они зафиксированы в очень различных формах – в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные , инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Рассмотрим подробнее условия формирования личности.

2. 2. Условия формирования личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Имея в виду то, что человеческую личность формируют в своем единстве генетическая и социальная программы, отметим существование субъективных и объективных условий становления личности, ее совершенствования в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.

Биологические факторы : наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, прямохождению - общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности.

Человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов - общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Но влияние биологических факторов всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими. Психическая деятельность человека, будучи детерминирована внешними условиями, развивается по своим специфическим внутренним законам. «Идея, чувства и верования, - говорил Г. В. Плеханов, - сочетаются по своим особым законам. Но эти законы приводятся в действие внешними обстоятельствами, не имеющими ничего общего с этими законами».

Социальные факторы (они же - «внешние обстоятельства»): общественно-экономические условия жизни, семья и целенаправленное воспитание образуют, систему объективных условий, влияющих на формирование личности. Именно среда - вся окружающая человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и становление личности, - является объективным условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки - мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Поскольку если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Социализация осуществляется как система двух взаимодействующих факторов:

1) воздействие общества на личность в процессе воспитания, образования, общения с родителями, сверстниками, в процессе пользования средствами массовых источников информации;

2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.

Действительно, социальный индивид не получает своего общественного содержания наследственно и вынужден приобретать его в онтогенезе и в ходе всей своей жизни. Условно процесс социализации имеет три периода:

Первичная социализация, или социализация ребенка;

Промежуточная социализация, или социализация подростка;

Устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.

Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания).

Воспитание так же выступает важным фактором в развитии личности. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

Диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

Организация учебно-воспитательной деятельности детей;

Использование положительных факторов в развитии качеств личности;

Воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

Формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Итак, личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни).

Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой - частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.

Рассмотрение вопроса о влиянии объективных условий на формирование личности будет неполным, если не отметить решающее значение в развитии человека социальной наследственности. Каждая личность представляет в той или иной мере весь человеческий род; в ее человеческой, телесной организации воплощен итог развития не только рода человеческого, но и ближайших его предков. Общечеловеческая природная организация личности формировалась по законам биологии, а потому и выступает как общественно-детерминированная природа человека.

Человек наследует от предыдущих поколений орудия труда и опыт организации производства, материальные и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая всем этим, он приобщается к общечеловеческой и национальной культуре, становится способным к труду, творческому развитию оставленного ему наследства.

Что является определяющим условием приобщения человека к социальному опыту, заставляющим его становиться личностью?

К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений». Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М. С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека. И именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом, классифицируется в четыре основных вида:

1) Преобразовательная деятельность (труд) - все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

4) Коммуникативная деятельность (общение) - социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. Общение - вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый.

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности.

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. И, как уже отмечалось, процессы трансформации личности осуществляются в деятельности, вернее, в сложнейшей совокупности различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает.

Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М. С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

До года - младенчество. Ведущий вид деятельности - непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно - непосредственное окружение ребенка - микросреда.

От года до трех лет - раннее детство. Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия - среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение с взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От трех до семи лет - дошкольник. Ведущий вид деятельности - игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4-5 годам уже закладываются основные черты личности.

Семь - одиннадцать лет - младший школьник; двенадцать - пятнадцать лет - подросток. Ведущий вид деятельности - познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель.

Пятнадцать - восемнадцать лет - ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.

Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность - преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности - действующего существа, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Таким образом, формирование личности - сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.


Заключение

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих историю общества и ее собственного жизненного пути.

Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор развития личности), другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Это сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, социальных и психологических.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. - 498 с.

2. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. "Питер", 2000. -501 с.

3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974.- 328 с.

5. Ковалев А. Г. Психология личности. 2-е перераб. изд. - М.: Просвещение, 1965. - 254 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974, № 4, - 87-97 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

8. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977. - 447с.

9. Маркс К. Капитал. Т. 3. - M., 1955. – 502 с.

10. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

11. Миславский Ю. А. "Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте" - М., Педагогика, 1991. - 151 с.

12. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 651 с.

13. Платонов К. К., Голубев Г. Г.. Психология. – М.: Высшая школа, 1977 г. - 246 с.

14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986г. -255с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

16. Рухманов А. А. Познай себя.- М.: Молодая гвардия, 1981, - 208 с.

17. Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 357с.

18. Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). М.: Мысль, 1974г. - 192 с.

19. Теория личности К. Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - 115-127 с.

20. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590с.

Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:

  • Биологический организм и его врожденный опыт;
  • Научение через сочетательные рефлексы;
  • Человек научился сам;
  • Человека научили другие люди.

В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.

Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.

Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.

Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→

В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.

В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей . См.→

В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение . В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→

Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Первые ростки личности - это упрямство малыша "Я сам", следующие шаги - отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже - взросление, и на всем пути - развитие разума и воли.

Воля

Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли . Одно помогает другому. См.→

Материнская любовь и формирование личности

И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели