Архитектура современных городов творчество ф шехтеля. Шехтель — звезда русской архитектуры

Архитектура современных городов творчество ф шехтеля. Шехтель — звезда русской архитектуры

Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель, родился в Санкт-Петербурге 1859 году, скончался в Москве 1926 году в возрасте 66 лет.

Фёдор Осипович Шехтель (1890-е).

Русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19-20 столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от отца.

Семья Шехтелей (слева направо) Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип (1875).

Федор Шехтель с женой и сыном.

Архитектурный стиль:
Эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (дом-музей Горького) (1900).








Работал в городах:
Москва, Саратов, Балаково, Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое (село в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области).

Особняк Морозова на Спиридоновке (1883).






Усадьба Локалова в Великом (Ярославская область).

Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог.

Важнейшие постройки:
Особняк на Спиридоновке (1893), Торговый дом М. С. Морозова на Мясницкой ул. (1898-1903), особняк С. П. Рябушинского (1903), особняк А. И. Дерожинской (1901-1904), павильоны Русского отдела на выставке в Глазго (1901, не сохр.), Ярославский вокзал в Москве (1902-1904), здание МХТ в Камергерском пер. (реконструкция, 1902), типография Рябушинских «Утро России» (1907), доходный дом Строгановского училища на Мясницкой (1904-1906), собственный дом на Большой Садовой (1910).

Павильон на Триумфальной площади.

Дом Щапова, Москва.

ДЦС-1 Московско-Курский.

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.

В настоящий момент известно о более чем 210-ти архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86-ти возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.

Проект памятника 26 бакинским комиссарам (1923).

Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина в Москве (1924)

Назначенной Шехтелю весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало (назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало на лекарства, тяжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете). Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:

"Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать - я не знаю - нищенствовать при таких ценностях - это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист."

В мае зодчий переехал вместе с семьёй на арендованную дачу в Петровско-Разумовское (Новое шоссе, 23 На этой даче Фёдор Осипович Шехтель скончался от рака желудка 7 июля 1926 года. Отпевание Шехтеля прошло в церкви Святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие.

Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 15) на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.

Надгробие семьи Шехтель.

Могила Шехтеля.

Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля

Федор Шехтель в конце XIX века создал новаторский архитектурный язык, который усвоили многие видные зодчие начала XX столетия. Шехтелевский модерн составил целую эпоху в истории русской архитектуры.
Федор Осипович Шехтель, прошедший искусы «псевдорусскости» и неоготики и в конце концов придумавший русский модерн — стиль, религией которого стало поклонение идее красоты в чистом виде.

Корни Федора Шехтеля

Федор Шехтель родился в Петербурге в 1859 году, при рождении получил имя Франц Альберт (в православие Шехтель крестился лишь в 1915 году — с наречением Федором). Петербург архитектор никогда не считал своей родиной, он был москвичом по жизни и по духу. Тесные связи имелись у Федора Осиповича и с Саратовской землей.

Предки зодчего переехали из Баварии на Волгу в 1760-х годах. В 1820-х годах дед Шехтеля обосновался в Саратове, занимался торговлей — и весьма успешно: вскоре он стал очень богатым человеком. Богатые люди давали своим детям приличное образование — дед Шехтеля тоже отправил одного из своих сыновей, Осипа, учиться в Петербург (в Технологический институт). Там Осип Осипович женился, пошли дети, одним из которых был Франц Альберт. Однако пошатнувшиеся дела в Саратове вызвали возвращение Осипа Шехтеля на родину в 1866 году, где он вскоре, увы, умер. Семья Шехтелей после этого впала в бедность. Спасала лишь поддержка родственников.

В 1871 году мать будущего архитектора Шехтеля уехала в Москву, устроившись по протекции экономкой в семейство знаменитого мецената П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Франц Альберт остался «приживалом» в Саратове, учился в местной первой гимназии — учился плохо, во втором классе даже остался на второй год. С 1875 года он — тоже в Москве.

Начало


Вероятно, у Третьяковых юный Федор Шехтель познакомился с Александром Каминским, видным представителем эклектики в тогдашней русской архитектуре. Тот оценил художественные дарования своего юного знакомца и взял его на работу в собственную мастерскую. По сути, это была единственная профессиональная школа в судьбе Шехтеля. По окончании сотрудничества с Каминским он развивался самостоятельно — на свой страх и риск: осваивал архитектурный опыт прошлого, далекого и недалекого, зорко приглядывался к работам современников.

В 1875— 1878 годах Шехтель учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), коего не окончил, будучи отчислен «за плохую посещаемость». Профессиональной школой этот опыт вряд ли можно назвать. Эти годы ознаменовались новыми знакомствами и дружбами: так, учась в МУЖВЗ вместе с Николаем Чеховым, Шехтель близко сошелся с ним, а позже и с его братом Антоном Павловичем.

Первыми самостоятельными работами архитектора стали проекты провинциальных усадеб. Видимо, по рекомендации А. Каминского он познакомился с богатейшим семейством фон Дервизов, по заказу которых в 1883—1889 годах обновил их рязанские усадьбы — в Сохе, Старожилове и Кирицах. Да что там обновил! В тех же Кирицах Шехтель возвел сказочный дворец, настоящую невидаль, привлекавшую в эти места массу любопытствующих. Это была чистейшая эклектика — с искусной компоновкой неоготических и неорусских элементов, — но столь безудержная, как бы похваляющаяся собственной смелостью, что никто не посмел упрекнуть автора в повторении «чужого», в движении по накатанной колее.

К первым работам Шехтеля стилистически примыкают чуть более поздние дома А. А. Локалова и П. Д. Иродова в селе Великом Ярославской губернии, а также часовня Михайловской церкви в Таганроге, положившая начало дерзаниям Шехтеля в области храмовой архитектуры.

Эти постройки и проекты зодчего начала 1890-х годов сделали ему имя в среде купцов и предпринимателей, а она тогда была наиболее мобильной, наиболее восприимчивой к художественной новизне.

Шехтель - мастер модерна


Переход Шехтеля от неорусского стиля и неоготики на качественно иной уровень, к собственно модерну, произошел в середине 1890-х годов.

Первой его этапной работой на этом пути стал московский особняк жены знаменитого Саввы Морозова 3. Г. Морозовой на Спиридоновке. Именно в этом проекте Шехтель заложил основы оригинального стиля, на два десятилетия определившего лицо русской архитектуры и принесшего его автору оглушительную славу.

На первый взгляд, морозовский дом — всё та же неоготика. Но только на первый взгляд. Это уже не привычная нам «фасадная» постройка, поставленная вдоль уличной красной линии: Шехтель отодвинул особняк несколько в глубь усадьбы, при этом отказавшись от идеи главного фасада — все фасады морозовского дома равноправны и в равной мере формируют то удивительное единство, которое свойственно шедеврам архитектора. Это единство касается не только экстерьера, предназначенного для «кругового» обзора (этот обзор предполагает движение не только в пространстве, но и во времени) и достаточно лаконично украшенного декором, с укрупнением тех или иных деталей (они исполняют роль «точек притяжения», «остановки взгляда», «мысленного усилия»), — но и внутреннего устройства особняка. Последнее, не забывая об уюте и комфорте, направлено на осознание идеи красоты. И здесь важна композиционная ось, каковой является парадная лестница — вокруг нее компонуются внутренние помещения. Этот прием отныне станет одним из основных в профессиональном «наборе» Шехтеля.

К оформлению особняка Шехтель привлек совершенно еще тогда неизвестного Михаила Врубеля — малую готическую гостиную украсили три панно художника («Утро», «Полдень» и «Вечер»), парадная лестница получила врубелевскую скульптуру «Роберт и Бертрам», по рисунку Врубеля был выполнен витраж с изображением рыцаря на коне.

Это уже была не архитектура в чистом виде, а универсальное искусство, поставившее своей задачей познание красоты и «приучение» к ней тех, кому предстояло здесь жить.

Особняк Рябушинского - апофеоз творчества Шехтеля


Вторая этапная (и вместе с тем вершинная) работа Шехтеля — особняк С. Г. Рябушинского на Малой Никитской в Москве, построенный по проекту архитектора в 1900 году.

Поразительно: в этом проекте автор предвосхитил, напророчил «содержание» только-только начинавшего утверждаться Серебряного века русской культуры — с его нервным и увлекающимся духовными крайностями сознанием, которое уже тогда предчувствовало грядущие катастрофы. Идеальная гармония особняка Рябушинского парадоксальным образом складывается из множества звучащих в нем диссонансов. Уже в экстерьере строгие внешние формы испытывают тектоническое давление, как бы стремятся вздыбиться — на это «играют» криволинейные силуэты окон, декора и украшающих фасады панно. В интерьере же текучесть формы возводится в абсолютный принцип. Подобные «единство и борьба противоположностей», кажется, невозможны в архитектуре, однако Шехтель доказывает: нет, возможны, тут только требуется не ограничивать творческую волю, не изменяя при этом вкусу (а он был у Шехтеля врожденным), и быть чутким по отношению к голосам эпохи.

Ныне в бывшем особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской размещается Мемориальный музей-квартира А. М. Горького. Пролетарский писатель жил в этом доме, предоставленном ему советским правительством, в 1932—1936 годах.

Шехтель без работы не сидел — заказчики выстраивались к нему в очередь. В 1901 году он был избран академиком — несмотря на отсутствие законченного художественного образования.

Шехтель после революции

После революции 1917 года Федор Осипович пытался «встроиться» в новую действительность, но она не приняла его. Все его тогдашние опыты, относящиеся к выполнению «социального» заказа и службе победившему пролетариату, как-то неубедительны — будь то проект Мавзолея В. И. Ленина или проект памятника 26-ти бакинским комиссарам.

Не от хорошей жизни знаменитый зодчий занялся и промышленной архитектурой, заняв должность заведующего архитектурным подотделом Днепрогэса. Очевидным было угасание — большевистской России Шехтель оказался не нужен. Кажется, он и сам понимал это — оттого столь печальным видится финал жизни архитектора.

Умер Шехтель в июле 1926 года в полной нищете.

Из воспоминаний Н. А. Попова, племянника Ф. О. Шехтеля.

При упоминании о Москве и ее архитектуре имя Федора Осиповича (Франца Альберта) Шехтеля закономерно возникает в памяти наряду с именами Василия Баженова, Матвея Казакова или Доменико Жилярди. Существует Москва «шехтелевская», неповторимый образ которой сложился на рубеже XIX-XX веков. Похоже, Шехтелю удалось воплотить в своем искусстве самый дух буржуазной Москвы, в котором стремление к оригинальности соединилось с волей к всеобъемлющей Красоте. Он был необычайно плодовит как архитектор и художник, но дело не только в этом. Даже если перед нами постройка, под чертежом которой не стояло автографа Федора Осиповича, она все равно нередко отмечена печатью его присутствия. Многие московские зодчие, практиковавшие в 1900-1910-х годах, прошли выучку в архитектурной конторе Шехтеля, были знакомы с ним и находились под влиянием его универсально одаренной натуры. Впрочем, о талантах мастера речь еще впереди...

Проект Исторического музея. Рисунок Ф. О. Шехтеля

Театр Георга Парадиза (ныне Государственный академический театр им. В. В. Маяковского)

Выходец из семьи обрусевших немцев, он родился в Санкт-Петербурге. В первой половине XIX века Шех-тели осели в Саратове, куда семья Осипа Осиповича и возвратилась из столицы около середины 1860-х. Здесь отец будущего архитектора завел ткацкую фабрику, затем открыл гостиницу на главной улице и собственный магазин с кофейней, устроенной на европейский манер. Еще одной страстью Осипа Осиповича был театр. Вместе со своим братом, Францем Осиповичем-старшим, он организовал в Саратове увеселительный «Сад Шехтель» с летним театром.

Первоначальное образование Франц Альберт (Федором он станет лишь в 1915 году, в разгар Первой мировой войны и связанных с нею антинемецких настроений) получил на приготовительном отделении Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Семинария называлась так по городу Тирасполю Херсонской губернии, который предполагалось сделать новым центром католической епархии, однако временно находилась в Саратове. Именно в эти годы, с 1873-го по 1875-й, среди ее учеников оказался и наш герой.

В 1867 году Осип Осипович скончался от воспаления легких, полученного при тушении пожара в своем летнем театре. На руках у вдовы осталось семеро детей. Ввиду бедственного материального положения семьи, лишившейся главы и кормильца, Розалия Доротея Карловна даже передала самого младшего из сыновей на воспитание чужим людям в Петербург, а сама направилась в Москву, где смогла устроиться экономкой в богатый купеческий дом. Сюда же вскоре прибыл из Саратова и окончивший семинарию Франц Альберт.

Особняк П. В. Щапова

Эта драматическая история могла бы считаться вполне заурядной в реалиях пореформенной России, но в дело вмешалось Искусство. Главой семьи, в которую поступила экономкой Доротея Карловна Шехтель, был Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитейшего собрания работ русских художников. Это обстоятельство имело судьбоносное значение для Франца, поскольку именно через знакомство с Третьяковыми для него открылась дорога к будущему призванию - к архитектуре.

Есть все основания полагать, что работать Шехтель помощником Каминского начал еще до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1875 году. Во всяком случае, сам Федор Осипович включал позднее в альбом собственных работ чертеж фасада Исторического музея в Москве, представленный на конкурс в 1875 году.

В 1878 году имя Шехтеля появилось в списке учеников, отчисленных из училища по причине злостного непосещения занятий. Позже, уже обладая репутацией на поприще архитектуры и искусства, мастер был вынужден искажать факты и даты собственной биографии, дабы сообщить ей хотя бы подобие стройности и логичности. Ситуация, при которой самым модным и востребованным архитектором Москвы, прославившимся также и за пределами России, являлся фактически самоучка, по тем временам (да и по сегодняшним тоже) смотрелась бы дико.

Однако дело обстояло именно так. В 1878 году Шехтель выполнил свою первую постройку-особняк фабриканта П. В. Щапова на Немецкой (ныне Бауманской) улице. Хотя проект его был подписан А. С. Каминским, манера исполнения чертежей выдает менее опытную руку ученика. Достоверно известно, что строительными работами здесь руководил именно Шехтель, по доверенности, полученной от Каминского. Автограф последнего на чертежах был нужен для утверждения проекта, поскольку молодой Шехтель не обладал необходимым статусом.

Примером, наставником и первым работодателем Шехтеля стал Александр Степанович Каминский, официально состоявший архитектором Московского купеческого общества, но особенно много строивший для Павла и Сергея Третьяковых, на сестре которых, Софье Михайловне, был женат

Главный дом усадьбы С. П. фон Дервиза в Кирицах, Рязанская область.

С именем А. С. Каминского связана целая эпоха жизни Москвы, когда на арену культурной деятельности, прежде монопольно принадлежавшей дворянам и аристократии, выступило торговое сословие, представители капитала. От Александра Степановича Шехтель унаследовал не только профессиональные приемы и навыки, но и амплуа главного архитектора «купеческой» Москвы. В истории московской архитектуры эта преемственность прочитывается очень хорошо: первые заметные самостоятельные постройки Шехтеля датируются концом 1880-х годов; тогда же, в результате строительной катастрофы, случившейся при возведении доходного дома Московского купеческого общества на Кузнецком Мосту, завершается блистательная карьера Каминского.

Усадьба в Кирицах

Впрочем, наряду с Александром Степановичем учителями Шехтеля можно считать еще как минимум двух архитекторов - Дмитрия Николаевича Чичагова и Константина Викторовича Терского. С обоими его познакомил, вероятно, тот же Каминский. Если о работе Шехтеля с Д. Н. Чичаговым, более всего известным в качестве архитектора-строителя здания Московской городской думы (ныне один из корпусов Государственного исторического музея), мы знаем лишь по косвенным свидетельствам, то его сотрудничество с К. В. Терским наглядно запечатлелось в конкретной постройке - здании театра Георга Парадиза на углу Большой Никитской и Среднего Кисловского переулка (ныне Государственный академический театр им. В. В. Маяковского).

Главный дом усадьбы в Кирицах. Фрагмент фасада

К слову, именно в театре, вернее - в театральнодекорационном творчестве, сформировался художественный талант Федора Осиповича, без учета которого невозможно вполне оценить вклад, сделанный Шехтелем в отечественную архитектуру.

Но возвратимся в 1880-е годы, имевшие для дальнейшей судьбы Шехтеля ключевое значение. За два года пребывания в МУЖВЗ он подружился с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым, младшим братом А. П. Чехова. Дружба Шехтеля с самим Антоном Павловичем, начавшаяся в 1879 году, продолжалась до самой смерти писателя.

Личная жизнь Шехтеля устроилась в 1887 году, когда он женился на своей двоюродной племяннице Наталье Тимофеевне Жегиной, внучке Франца Осиповича-старшего. Отец ее, саратовский купец Тимофей Ефимович Жегин, состоявший в дружбе с П. М. Третьяковым, оказал в свое время протекцию Доротее Карловне для поступления в дом Третьяковых. С Натальей Тимофеевной Шехтель прожил всю жизнь и, вероятно, был счастлив. У них родились четверо детей: Екатерина (Китти), Борис, Вера и Лев, судьбы которых сложились различно. Старшая дочь никогда не имела семьи, а сын Борис скончался в детском возрасте, в 1895 году. Именно тогда Шехтелями был приобретен участок на Ваганьковском кладбище, где под надгробием в виде монументального приземистого щипца в разные годы затем обрели покой члены семейства во главе с самим Федором Осиповичем.

Листы из альбома «Весна-красна».

На заре же карьеры Федора Осиповича (разумеется, тогда еще Франца) мы видим его не только радующимся жизни бонвиваном, но и тружеником, энергичность которого в немалой степени объяснялась постоянной нуждой в средствах к существованию. С1882-1883 годов Шехтель систематически занимался архитектурной практикой, но не менее активно работал как сценограф и книжный иллюстратор.

Антон Павлович Чехов, один из первых сборников которого «Пестрые рассказы» был оформлен Шехтелем, рекомендовал мастера знакомым литераторам как «известного виньетиста».

В напечатанной в одном из журналов ироничной рецензии на издание А. П. Чехов писал:.

«Альбом со всех сторон русский, но дело, надо полагать, не обошлось без вмешательства западных держав. Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто сей?.

Знаю я всех московских художников, но про Шехтеля не слыхал.

Держу пари на 5 рублей (кредитными бумажками), что он иностранец»

Титульный лист альбома «Весна-красна»

Собственный дом Ф. О. Шехтеля в Ермолаевском переулке

Неоготика - направление в архитектуре конца XVIII-XIX века, возникшее на волне романтического интереса к Средневековью и основанное на более или менее последовательном использовании форм готического стиля.

Неоклассика - направление в архитектуре XX века, возникшее в недрах стиля модерн и являющееся попыткой найти «большой стиль» эпохи.

С модерном его роднит широко понимаемая стилизация, с классицизмом - рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора.

Барельеф - разновидность скульптурного изображения, предполагающая сравнительно небольшую (до половины объема) выпуклость форм относительно плоскости фона. При большем выносе изображение именуется горельефом (высоким рельефом).

Под броскими псевдонимами Ф. Ш. и Финь-Шампань молодой человек сотрудничает с юмористическими журналами «Сверчок» и «Будильник», опять-таки по чеховской протекции. Одновременно он становится художником антрепризы Михаила Валентиновича Лен-товского, выдающегося театрального предпринимателя конца XIX века.

Лентовского называли «магом и волшебником» русской сцены, и неспроста. Арендованные им городские парки превращались в фантастическую среду, а важную роль в ее формировании играли всевозможные павильоны, киоски и прочие временные сооружения, в которых театральная декорация сливалась с архитектурой. Для молодого Шехтеля это был бесценный опыт. В 1883 году он создает свой первый шедевр - оформление аллегорического шествия «Весна Красна», приуроченного к коронации императора Александра III.

Согласно идее Лентовского, начало нового царствования уподоблялось наступлению весны, изображавшемуся в виде костюмированной процессии с участием Весны, окруженной цветами и бабочками, русских богатырей, а также «лягушек», «пчел», «кузнечиков»,«жуков» и т. п. Представление имело ошеломительный успех у публики, и Лентовский решил издать эскизы Шехтеля к нему в виде альбома. Это была первая громкая удача Шехтеля, хотя и случилась она не на поприще архитектуры.

Впрочем, на начальном этапе архитектурной карьеры упомянутый Чеховым «европеизм» дарования Шехтеля заявлял о себе буквально, через его склонность к романтическим интерпретациям западных исторических стилей - в первую очередь к неоготике, в формах которой архитектором были решены, к примеру, усадебный комплекс С. П. фон Дервиза в Кирицах под Рязанью (1883-1888), особняк 3. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893-1898) и отчасти - собственный дом в Ермолаевском переулке (1894-1896).

Интерьер собственного дома Ф. О. Шехтеля в Ермолаевском переулке

Собственный дом Ф. О. Шехтеля в Ермолаевском переулке. План

С характерной самоиронией Шехтель в письме А. П. Чехову описывал свой дом как «избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу».

Это был уже второй особняк, спроектированный и осуществленный мастером для своей семьи. Первый, на Санкт-Петербургском шоссе, он выстроил спустя два года после женитьбы (деревянное здание не сохранилось). Будет и третий - возведенный на Большой Садовой в 1910 году, с явными нотами неоклассики и «античным» барельефом над аркой, изображающим тихое содружество муз.

Церковь Пимена Великого. Вид на иконостас главного алтаря

Церковь Пимена Великого. Интерьеры

В 1890-х годах мы видим Шехтеля уже состоявшимся мастером, имеющим не только солидные заказы и круг постоянных клиентов, но и штат помощников. Как уже говорилось, курьезность ситуации заключалась в том, что, не имея документа о законченном профессиональном образовании, Шехтель формально не обладал правом на ведение строительных работ. Такое разрешение от Технико-строительного комитета Министерства внутренних дел было получено им лишь в 1894 году.

Яркой чертой культурной атмосферы рубежа XIX-XX веков было беспрецедентное в истории послепетровской России возрастание роли церковного искусства, которое приобретает стилеобразующее значение. Вполне естественно, что одной из существенных сторон творчества Ф. О. Шехтеля, наряду с постройкой и оформлением частных вилл и особняков, стала работа для церкви. Замечательным примером его подхода к решению церковного интерьера является внутреннее убранство храма Пимена Великого в Новых Воротниках, созданное Шехтелем в 1897 году под мощным влиянием только что завершенных командой В. М. Васнецова росписей Владимирского собора в Киеве.

Историзм - здесь: практика намеренного использования форм различных художественных стилей прошлого, а также экзотических и национальных традиций, при создании архитектурных построек, мебели, предметов интерьера и т. д. Являлся доминирующим творческим методом в архитектуре и дизайне стран Европы, России и США в XIX веке.

Романский стиль - первый большой стиль в искусстве средневековой Европы (X-XII вв.). Характерными признаками его в архитектуре является щедрое использование арочных форм (включая протяженные аркады), массивность стен и сводов, малая величина оконных проемов. Главным архитектурным типом в романскую эпоху являлась крупная монастырская церковь, украшенная на фасаде скульптурой и расписанная внутри.

Церковь Пимена Великого. Интерьер

Из 35 васнецовских композиций Шехтель отобрал для Пименовской церкви 18 наиболее значимых, а вместо 130 изображений святых включил в свои эскизы лишь 120, существенно уменьшив их в размерах и сгруппировав попарно. Невысокие, на византийский манер, двухъярусные мраморные иконостасы всех трех приделов не отгораживают алтарное пространство от взоров молящихся. Их аркады «рифмуются» с несущими арками и сводами трапезной. Архитектурные членения интерьера акцентированы полосами орнаментальных росписей. Последним вторят изысканные по деталировке позолоченные хоросы (паникадила). Обращение к неовизантийской стилистике было вполне закономерно при возобновлении храма, посвященного восточно-христианскому подвижнику V-VI веков. Этот памятник позволяет ощутить широту стилистической палитры Шехтеля, включавшей самые различные направления историзма.

На рубеже столетий в московскую архитектуру извне ворвался «новый стиль», именовавшийся moderne - именно так, в латинском написании; и именно извне, из иностранных журналов и заграничных впечатлений зодчих и их заказчиков. Вторжение это не то чтобы случилось внезапно. Обретением нового, универсального стиля, каковым виделся воспринятый из-за рубежа модерн, казалось, возможно было разрешить обострившиеся к исходу столетия противоречия между тягой к родной старине и стремлением к достижениям космополитичной европейской культуры, между индивидуализмом творчества и набиравшей силу массовостью художественного вкуса.

Русские приверженцы модерна писали о необходимости избавиться от канонов и формальных традиций в архитектуре, о том, что формы ее должны подражать природе, а не избитым образцам прошедших эпох. Впрочем, эти мысли следует отнести скорее к разряду желаемого. На самом же деле исторические аллюзии довольно явно присутствуют в формальном лексиконе модерна. Это хорошо заметно и по работам Шехтеля начала 1900-х годов, таким как здание скоропечатни (типографии) «Товарищество Левинсон А. А.» в Трехпрудном переулке, а также торговые дома М. С. Кузнецова в начале Мясницкой улицы и В. Ф. Аршинова в Старо панском переулке. При всем новаторстве композиционных решений, в облике этих построек узнаются мотивы романской, готической или барочной архитектуры.

Торговый дом М. С. Кузнецова.

Тем не менее модерн предлагал серьезную ревизию устоявшихся методов проектирования и самой эстетики архитектуры.

Сам Шехтель к этому времени успел прославиться за рубежами отчизны как создатель павильонов Русского отдела на Международной выставке в Глазго 1901 года. Его выставочный «городок», вдохновленный образами деревянных церквей Русского Севера, вызвал фурор и удостоился специального диплома. Называя своим учителем художника-сказочника В. М. Васнецова, Шехтель давал обнаружить истоки своего национального романтизма. Но столь же существенную роль в формировании шехтелевского подхода к национальной теме в архитектуре играли впечатления от новейших художественных поисков западных коллег. Мастеру удалось создать национально-романтический, «русский» вариант модерна. Балансируя на грани интернациональновсеобщего и национально-самобытного, Шехтель создает один из своих свой шедевров - Ярославский.

Барокко- один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII века. Для барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Готический стиль - стиль европейского искусства зрелого и позднего Средневековья (конец XII - начало XVI в.). Наиболее характерным архитектурным типом готической эпохи был большой городской собор, каркасно-нервюрная конструкция сводов которого позволила отказаться от массивных несущих стен. Место последних занимают высокие оконные проемы стрельчатой формы, заполненные многоцветными витражами. Как и в романике, фасады готических церквей обильно украшены скульптурой.

вокзал (1902-1904), в котором угадываются мотивы временных павильонов Глазго.

Кроме описанных «отражений» в дальнейшем творчестве шотландский опыт имел большую важность и для укрепления профессиональной репутации Шехтеля. Несомненно, что для многих коллег он выглядел лишь удачливым дельцом и выскочкой без диплома. Именно успех в Глазго позволил опровергнуть такое мнение. В 1902 году Императорская Академия художеств присвоила Шехтелю звание академика архитектуры. Четыре года спустя коллеги избрали Федора Осиповича председателем Московского архитектурного общества, и обязанности эти (более обременительные, нежели почетные) Шехтель исполнял, покуда хватало сил, до 1922 года.

Доходный дом Строгановского училища. Керамическое панно с вензелем

Облик Москвы начала XX века определялся и многоквартирными доходными домами, и частными особняками, и общественными зданиями - вокзалами, гостиницами, магазинами, банковскими и конторскими корпусами. Хотя Шехтель работал во всех без исключения перечисленных архитектурных жанрах, наиболее яркими его произведениями являются импозантные особняки, выстроенные или перестроенные для богатейших московских заказчиков. Знаменитые дома П. П. Смирнова (1901), С. П. Рябушинского (1900-1903), А. И. Дерожинской (1901-1904) не только украсили Москву, но стали выразительными символами русского Серебряного века. Однако в реалии советской эпохи Шехтелю вписаться не удалось.

Доходный дом Строгановского училища

Собственный дом Ф. О. Шехтеля на ул. Большой Садовой

Доходный дом Строгановского училища. План

Благодаря прозорливости, а быть может, и простому везению, Федору Осиповичу удалось вовремя (летом 1917 года) избавиться от своего последнего особняка на Большой Садовой, дабы не навлечь на себя и свою семью классового гнева адептов пролетарской революции. Жестокое безденежье заставило Шехтеля возвратиться на ниву педагогики. 15 апреля 1919 года он выступил перед учащимися организованных новой властью Свободных государственных художественных мастерских. Его лекция, озаглавленная на тот момент уже старомодно - «Сказка о трех сестрах: Архитектуре, Скульптуре и Живописи», представляла собой, по сути, изложение его собственного кредо, которому мастер остался верен до конца жизни.

Последнее десятилетие жизни Шехтеля - это история стоического сопротивления обстоятельствам. В условиях повсеместного сокращения строительства, вызванного войной и разрухой первых послереволюционных лет, ему удалось сохранить Московское архитектурное общество и в какой-то мере облегчить тяготы, постигшие его рядовых членов. Сам Шехтель продолжает много и активно работать, создает проекты доходных домов и банков, санатория для раненых в Крыму и Инвалидного дома в Москве, комплекса Всероссийской промышленной выставки, архитектурную часть проекта «Ирригация Туркестана» («Иртур»), Болшевского оптического завода и Днепрогэса. Все они остались не реализованными, как и конкурсные проекты памятника 26 Бакинским комиссарам или Мавзолея В. И. Ленина.

В 1920 году Федора Осиповича пригласили в Научнотехнический отдел Высшего совета народного хозяйства, где он в должности председателя особой Художественнопроизводственной комиссии фактически возглавил работу по становлению советской художественной промышленности.

Дом Ф. О. Шехтеля на ул. Большой Садовой. План здания

  • Вперёд >

Федор Осипович Шехтель - величайший русский архитектор рубежа 19 и 20 столетия, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий, и многие из них сохранились до наших дней.

Шехтель Федор Осипович (Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов. В феврале 1867 года умерли отец и дядя Федора, семья осталась без средств к существованию. Дарье Карловне, матери Федора, в 1868 году пришлось одного младшего сына отдать в другую семью, а второй сын был отправлен на учебу. Оставшиеся пять детей вместе с Федором получали образование на дому. В 1871 году, после сдачи вступительных экзаменов, Федор был зачислен во второй класс первой мужской гимназии. Способности он проявил только в рисовании и черчении, овладевая этим мастерством под руководством Андрея Сергеевича Година (учеником которого на пять лет раньше был Михаил Врубель).

В 1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии, которая в то время находилась в Саратове, а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы, именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. Не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл крупный архитектор А.С. Каменский, в мастерской которого он работал еще до училища.

В 1875 году Федор осуществил свою мечту и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось перебиваться случайными заработками. В 1878 году он был вынужден уйти из училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В результате будущий гений архитектуры остался без диплома архитектора. Тогда Шехтель занялся оформлением и иллюстрированием книг и журналов, рисованием виньеток, дизайном театральных афиш. Вместе со своим другом Н.П. Чеховым, братом знаменитого писателя А.П. Чехова, Шехтель писал иконы и эскизы церковных росписей, принимал участие в оформлении коронационных торжеств (1883 и 1896 г.г.).

В период 1880-1890 г.г., карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально -декоративное искусство. Он был талантливым художником, создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр), непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр "Скоморох"), который начинал свою карьеру в Саратове.

Федор Осипович являлся участником и исполнителем режиссерских идей Лентовского. Работа в театре вплотную переплелась с архитектурой. Самой крупной работой стал открытый театр "Антей" построенный (1883-1886) по проекту Шехтеля в "помпейском" стиле в Москве. Для Лентовского по проектам Шехтеля сооружались в парках галереи, театры, открытые эстрады, павильоны. В Петербурге для него Шехтель построил театр "Ливадия" и ресторан в "китайском" стиле "Кинь-Грусть".

В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.

В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах, напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским архитектором. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.

Большой вклад в развитие архитектуры Федор Осипович внес и как талантливый педагог, который с 1896 года преподавал композицию в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1889 году Федор Осипович построил свой первый дом на Петербургском шоссе 20, после женитьбы на Наталье Тимофеевне Жегиной, а позднее продал его главе Театральной дирекции Всеволожскому. В 1896 году в Ермолаевском переулке Шехтель построил себе особняк в романском стиле, в виде небольшого замка с гранеными башнями. Над входом были выложены золотистой мозаикой дата постройки "96", инициалы жены "S" "N" и ирисы.

За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы в стиле модерн четыре павильона русского отдела. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой и башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Одним из лучших проектов Шехтеля считается проект особняка московского миллионера С.П. Рябушинского, созданный им в 1900 году в национально-романтическом стиле модерн. Замечательный светлый особняк со спиралевидными и криволинейными линиями, с кубовидным объемом здания, большими окнами и уникальным интерьером, расположенный на углу Спиридоновки и Малой Никитской, притягивает к себе взгляд и восхищает своей неповторимостью. Произведением искусства была каждая деталь этого дома. Эта работа принесла Шехтелю подлинное признание, и он стал самым востребованным архитектором. С 1931 года в нем проживал Максим Горький, в настоящее время особняк стал мемориальным домом - музеем Горького и открыт для посещения. Сохранился почти весь уникальный интерьер. Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, происходившей из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл придают особняку особый "шехтелевский" стиль.

В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка выполнена в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П. Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.

В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным.

Павильоны в стиле модерн построенные в Глазго нашли свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки явно видятся черты средневекового замка. Обращают на себя внимание и панно, а также фронтон над входом в вестибюль, в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец - это герб Москвы, Святой Михаил Архангел - Архангельска, а медведь с секирой - Ярославля, все это черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О. Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше время.

С 1906-1922 год был председателем Московского архитектурного общества. С 1908 года состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Был почетным членом Общества британских архитекторов и архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа.

Не менее талантлив Шехтель был и как церковный зодчий творивший как для христиан, так и для старообрядцев и лютеран. В Москве, на углу 1-й Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека, им была построена Никольская часовня в память о дне бракосочетания государя Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. До нашего времени эта постройка не сохранилась. В Москве Шехтель строил домовые храмы, усыпальницы, надгробия, но многие его проекты так и не были осуществлены.

Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики на Большой Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор. У Федора Осиповича Шехтеля с Натальей Тимофеевной было трое детей. Сын Лев стал живописцем и теоретиком искусств, дочь Вера художником оформителем, а Екатерина занималась воспитанием племянников и их детей. В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор. Революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался адаптироваться в новой жизни, но началась Гражданская война и строительство практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой Садовой 4 был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным квартирам. При этом он занимал высокие посты, был председателем Архитектурно - технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. Был членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Хотя в 1920-х годах строительство и стало восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не мог. Из всех созданных им проектов, строился в 1923 году только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. Хотя Шехтель создавал новые проекты: Мавзолея Ленина (1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и другие, все они были отклонены.

Гениального архитектора и профессора прославившего Россию за рубежом, Ф.О. Шехтеля, который спроектировал и построил более 80 сооружений в Москве и по всей стране, человека, который принес много пользы стране и после революции 1917 года, ожидала унизительная старость. Назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало даже на лекарства, тыжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете. Шехтель тяжело заболел и уже не вставал. Последние годы прожил в коммуналке у своей дочери Веры (Малая Дмитровка 25).

Работы Шехтеля в Москве

1889 г. - Первый собственный дом на Петербургском шоссе 20, Москва (не сохранился)
1890-1902 г.г. - Никольская часовня в память о дне бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Федоровны во имя Николая Чудотворца при храме Василия Кесарийского на углу 1-ой Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека (не сохранилась)
1894-1898 г.г. - Особняк Морозова на Спиридоновке, 17
1895 г. - Дом Храма усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском пер, 2
1896 г. - Мраморный иконостас Храма усекновения главы Иоанна
Предтечи под Бором в Черниговском пер, 2
1896 г. - Собственный особняк О.Ф. Шехтеля в Ермолаевском переулке 28, при участии А.Д. Адамовича
1898 г. - Особняк М.В. Малич ул. Садовая-Самотечная, 6 (в 1905 г перестроен)
1898 г. - Торговый дом товарищества М.С. Кузнецова, ул. Мясницкая, 8/2
1899 г. - Спасская церковь в Иваново- Вознесенске, контролировал строительство архитектор П.Г.Беген (не сохранилась)
1899 г. - Конторские помещения Торгового дома В.Ф. Аршинов и Кo, Старопанский пер., 5
1899 г. - Торговый дом В.В. Аршинова, ул. Большая Ордынка 32
1895-1897 г.г. - Особняк Кузнецовой на проспекте Мира 43
1897- 1907 г.г. - Церковь Преподобного Пимена Великого (Живоначальной Троицы). Нововоротниковский пер., 3
1900-1902 г.г. - Особняк С.П. Рябушинского, ул. Малая Никитская, 6/2
1900 г. - Типография А.А. Левенсона. Трехпрудный переулок, 9
1901 г. - Перестройка особняка А.А. Левенсона, Пречистинская набережная, 35
1901-1902 г.г. - Особняк А.И.Дерожинской. Кропоткинский пер. 13
1901 г. - Дом Московского общества страхования от огня и гостиница Боярский двор. Старая площадь, 8
1901 г. - Доходное владение Н.С. Кана. Садовая-Кудринская, 2/62/36 первое и второе строение
1902 г. - с марта по октябрь перестройка Московского Художественного театра Камергерский пер., 3
1902-1904 г.г. - Ярославский вокзал. Комсомольская площадь 5 (в
1906-1907 построено новое здание вокзала, в три раза больше) 1903-1904 г.г. - Банк Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского на Биржевой площади
1904-1906 г.г. - Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища ул. Мясницкая, 24
1905 г. - Дом А.И. Аршиновой, В.В. Аршинова Старомонетный переулок, 31
1905-1907 г.г. - Дом причта при Старообрядческом храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Турчанинов переулок, 4 (перестроена в 1911 г.)
1907-1909 г.г. - Типография Утро России П.П. Рябушинского в Большом Путинковском переулке, 3
1908 г. - Торговый дом И.М. Гальперина. Пятницкая, 13 (магазин Крестовникова)
1909 г. - Собственный особняк Ф.О. Шехтеля с флигелем-мастерской. Большая Садовая, 4
1909-1911 г.г. - Торговый дом Купеческого общества в Малом Черкасском пер., 2/6
1909-1914 г.г. - Ансамбль больницы Г.А.З ахарьина. Куркинское шоссе, 29, совместно с И.Э. Грабарем
1912 г. - Перестройка кинотеатра Художественный на Арбатской площади, 14
1913 г. - Особняк И.И. Миндовской. Вспольный пер., 9
1914-1915 г.г. - Выставочное здание и Электротеатр. Камергерский пер., 3а (с 1924 школа-студия МХАТ)
1923 г. - Павильон Туркестана на Всероссийской Сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду

Работы Шехтеля в других городах

1883-1889 г.г. - Усадьба Кирицы С.П. фон Девиза Рязанская область, Спасский район
1883-1889 г.г. - Усадьба Соха П.П. фон Дервиса Рязанская область, Старожиловский район
1883-1889 г.г. - Усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса пос. Старожилово, Рязанская область
1887 г. - Часовня Михайловской церкви (не сохранилась) г.Таганрог
1888 г. - Дом А.А.Шилова Пруссы Коломенский район, Московская область
1888-1890 г.г. - Дом Локалова село Великое, Ярославская, 14, Гавроло-Ямский район, Ярославская область
1888 г. - Дом Иродова село Великое Гаврилов-Ямский район, Ярославской области
1900 г. - Особняк П.М. Мальцева г. Балаково, Коммунистическая, 5
1906-1912 г.г. - Храм во имя Пресвятой Троицы г. Балаково, ул. Ленина, 1
1908 г. - Здание Зимнего театра г. Краснодар, ул.Красная, 55, совместно с А.А.Козловым
1909-1913 г.г. - Особняк В.М. Сурошникова г. Самара, ул. Пионерская, 22
1911-1912 г.г. - Дом Рукавишниковых г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 39а
1912 г. - Особняк Рейнеке г. Саратов, ул. Соборная, 22
1912 г. - Особняк Е.И.Шаронова г. Таганрог, ул. Фрунзе, 80
1913-1916 г.г. - Банк Рукавишниковых г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, 23
1914 г. - Библиотека им. А.П.Чехова г. Таганрог, ул. Петровская, 92


Историческая справка:


1859 г. - родился 26 июля в Петербурге
1871 г. – зачислен во второй класс Мужской гимназии в г. Саратове (учился не больше года)
1865 г. – семья переехала в Саратов
1873-1875 г.г. – училище при Тираспольской римско-католической гимназии (г.Саратов)
1875-1878 г.г. – обучался в училище живописи, ваяния и зодчества,(отчислен за плохую посещаемость)
1880-1890 г.г. – работал в театре с художником К.Ф. Вальцем (Большой театр) и с антрепренером М.В. Лентовским (народный театр “Скоморох”)
1894 г. – получил диплом техника-строителя
1896 г. – преподавал композицию в Строгановском художественно- промышленном училище
1899 г.– один из основателей Московского литературного кружка
1900 г. – за участие во Всемирной выставке в Париже награжден серебряной медалью
1901 г. - на Международной выставке в Глазго построил четыре павильона Русского отдела
1901г. – удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга
1902-1903 г.г. – участник выставки Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля в Москве
1906-1922 г.г. – председатель Московского архитектурного общества (МАО)
1908 г. – член комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почетный член общества британских архитекторов и архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа
1914 г. – принял православие, при крещении дано имя Федор
1921-1923 г.г. – председатель Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе
7 июля 1926 г. – умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.


Один из современников говорил о Шехтеле: «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского… ». Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору, работал при этом он очень легко, весело и вдохновенно, проявляя потрясающую фантазию. Не зря Шехтеля называли «Моцартом русской архитектуры ». 66 зданий в столице были выполнены по его проектам, к счастью, многие из них сохранились до сих пор. И все они являются настоящим украшением города.

Судьба и творчество Шехтеля неразрывно связаны с Москвой, которую он любил всем сердцем. Творчество Федора Осиповича Шехтеля во многом определило архитектурный облик дореволюционной Москвы. Сегодня Шехтель по праву считается отцом чисто русского явления - московского модерна. Антон Павлович Чехов, друживший с Шехтелем, назвал его талантливейшим из всех архитекторов мира.


На самом деле имя Шехтеля Франц-Альберт, но в 1914 году он принял православие, получив при этом имя Федор. Немец по происхождению, Шехтель навсегда связал свою судьбу с Россией. А судьба его была непростой.

Переехав в Россию еще в 18-ом веке, Шехтели поселились в Саратове. Вначале дела шли неплохо, семья была довольно состоятельной, но, после того, как умер отец, для них настали тяжелые времена. Мать уехала на заработки в Москву, устроившись экономкой к знаменитому коллекционеру П.Третьякову, Федор же остался в Саратове заканчивать гимназию. Впоследствии он тоже переехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Но поскольку на его плечи легли заботы по содержанию семьи, Федору приходилось подрабатывать, и за частые пропуски занятий его отчислили с 3 курса. Но отсутствие художественного образования не помешало ему в 1901 году получить за свои работы звание академика архитектуры.
Хотя Шехтель и считается отцом московского модерна, уместить его творчество в определенные стилевые рамки очень сложно. Он творил, играя элементами разных стилей и направлений, смешивая и противопоставляя их, придумывая новые элементы.

«Избушка» Шехтеля


Говоря о работах великого зодчего, нельзя обойти стороной особняки, которые Шехтель построил для себя. Один из них находится в Ермолаевском переулке, рядом со станцией метро «Маяковская». В этом романтическом миниатюрном особняке-замке Шехтель с семьей прожил 14 лет своей жизни. Это были самые плодотворные годы архитектора.

Здание состоит из нескольких частей, заметно различающихся по своему внешнему виду. Шехтель любил экспериментировать, а уж в своём-то доме он вполне мог себе это позволить. К этому своему дому Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову писал: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу ».



На золотистом фоне мозаики, украшающей главный вход, изображены три ириса – распускающийся, цветущий и увядающий - символизирующие сущность бытия.






Сегодня в здании расположена резиденция посла республики Уругвай.

Особняк Шехтеля на Большой Садовой

В 1910 году семья переезжает в более просторный дом, построенный Шехтелем неподалеку, на Садовой улице. Дети подросли, поступили учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, то самое, которое так и не закончил их отец, поэтому и требовались дополнительные помещения.
Этот дом получился в более спокойном стиле, тяготеющем к классицизму.



У здания оказалась очень непростая судьба. В советское время дом переходил из рук в руки, а с 1991 года вообще оказался заброшенным. В 1991 году в нем поселились бомжи, и два года там жили, сжигая в камине все, что могло гореть. А в 1993 году выяснилось, что дом построил Федор Шехтель и что он здесь жил. Здание начали потихоньку реставрировать. Закончена реставрация была лишь в 2016 году, после чего дом предстал во всей своей красе.


Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке (Особняк Зинаиды Морозовой)


В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Известный меценат Савва Тимофеевич Морозов, с которым Шехтеля связывала настоящая дружба, заказал архитектору строительство роскошного особняка для своей молодой супруги, который он видел готическим замком. Cам Морозов был достаточно неприхотлив и даже аскетичен, а Зинаида Григорьевна, не считаясь с деньгами мужа, вела исключительно расточительный образ жизни. Новый дом Морозовых был призван поразить столицу. Поскольку строительство особняка на Спиридоновке не ограничивалось никакими финансовыми рамками, многие именовали его не иначе, как «пляска миллионов».

Особняк действительно вышел великолепным, став истинным украшением Москвы.
Шехтелем были разработаны абсолютно все детали внешнего интерьера: решетки, фонари, ворота, замки, ручки и т. д.


Внутри дом также был поистине роскошным: к оформлению его пышных интерьеров Шехтель привлек тогда еще начинающего художника Михаила Врубеля, с которым они были хорошо знакомы.



Зинаида Григорьевна осталась довольна: подобных замков в Москве ни у кого из купцов еще не было.



Ещё одно великолепное творение Шехтеля - Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из красивейших домов в Москве.

В 2016 году здание скоропечатни Левенсона было открыто после 4-х летней реставрации.


Особенность внешнего оформления - вплетение природных элементов в архитектуру здания, повсюду можно увидеть изображение чертополоха.



Особняк Рябушинского на Малой Никитской


Особняк Рябушинского – еще одно уникальное здание, выполненное по проекту Шехтеля.



Особняк Рябушинского являет собой классический образец модерна, автор c беспрецендентной смелостью игнорирует все традиции классицизма, симметрию и четкость форм. Однако смелость и новаторство Шехтеля оценили не все:

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина ", - так писал К. Чуковский об этом здании.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке


Еще один шедевр Шехтеля, над которым он трудился безвозмездно– это всем известный МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Затраты по строительству взял на себя Савва Морозов, известный русский меценат.

Задуманная перестройка довольно безликого на тот момент здания по замыслу Федора Осиповича была подчинена созданию в театре особой эмоционально насыщенной атмосферы. При этом было учтено все до мелочей – размеры помещений, цвет стен, пола, мебель, светильники, дверные ручки. Все это Федор Осипович спроектировал лично. А также совершенно уникальный по тем временам зрительный зал с вращающейся сценой. И в качестве последнего штриха росчерком пера он нарисовал чайку, которая по сей день является эмблемой этого театра.

Ярославский вокзал

Самым глобальным проектом и венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал в Москве, который строили с 1902 по 1904 год. Выглядит здание, как сказочный дворец.



Его внутренне убранство также было роскошным, но это было до революции.


После революции для семьи Шехтеля настали тяжелые времена. Знаменитый архитектор остался без работы, причиной было то, что всякое строительство в стране прекратилось, заказов просто не было. Строить начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель до этого времени не дожил, в 1926 году он умер…

В советское время про Шехтеля мало кто знал, но сейчас интерес к его творчеству неуклонно растет.
Реставрируются созданные им здания. В Москве появилась аллея Шехтеля и установлен его бюст около Ярославского вокзала.



Огромный интерес вызывают сегодня и дворянские «гнезда» Москвы - .

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели