Г.Юдин. Муромское чудо

Г.Юдин. Муромское чудо

Счастливым просветителем детства дано было стать русскому писателю и художнику Георгию Николаевичу Юдину. Ему мы посвящаем новый номер журнала ХиП (Художник и писатель в детской книге).

27 сентября заслуженному художнику России, писателю, члену редколлегии ХиПа Георгию Николаевичу Юдину исполнилось 70 лет.
8 октября в 16-00 в Российской Государственной детской библиотеке (калужская площадь, 1) открывается большая выставка иллюстраций художника.

Георгий Николаевич Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). В 1961 году поступил в Московский полиграфический институт, где учился у А.Д. Гончарова и В.Н. Ляхова и участвовал в работе над экспериментальными учебниками. «Позже, после рождения дочек, написал и нарисовал «Букварёнок», впервые изданный в 1980 году и выдержавший уже около тридцати переизданий.
С 1961 года Юдин проиллюстрировал более 200 книг русской и зарубежной классики, многие отмечены дипломами 1 и 2 степени всесоюзных и всероссийских конкурсов «Искусство книги». В 1987 году включён в Международный почётный список Г.Х. Андерсена за иллюстрации к авторской книге «Птица Сирин и всадник на белом коне».
Книга «Чёрная курица» А. Погорельского с его иллюстрациями, изданная на двенадцати языках, в 1986 году получила премию культурного центра Испании. За авторскую книгу «Букварёнок» в 1989 году Юдин награждён серебряной медалью на Международной книжной выставке-ярмарке «Самая красивая книга» в Лейпциге. За иллюстрации к «Былинам» удостоен диплома Академии художеств в 1993 году. В том же году избран вице-президентом Совета по детской и юношеской книге России при Российском фонде культуры. Георгий Юдин член Союза писателей России.
В 1995 году Юдин был награждён Патриархом Всея Руси Алексием II орденом Преподобного Сергия Радонежского. За книгу «Смиренный воин» имеет Всероссийскую премию по детской литературе имени Л.Н. Толстого. В 1997 году получил Международную премию имени Кирилла и Мефодия за книги по духовному воспитанию детей и юношества. Начиная с 2007 года в издательстве «Белый город» вышло пять уникальных по изобразительному материалу и содержанию томов: «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую Землю», «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» и «Душа России», где Георгий Юдин выступает как автор текста, фотограф и дизайнер. Эти книги завоевали первые места на Международном конкурсе Издательского Совета русской православной церкви «Просвещение через книгу», а «Каппадокия» - Гран-при. Юдин - лауреат Международной литературной премии «Облака»-2007 за серию книг «Божий мир». Его иллюстрации к повести «Левша» Н.С. Лескова и «Приключениям капитана Врунгеля» А. Некрасова приобретены Государственной Третьяковской галереей. Значительным явлением в искусстве иллюстрации, безусловно, станет его новая работа - «Сказки» Р. Киплинга, издаваемые «Эксмо».

Перечень деяний Георгия Николаевича, его «послужной список» признаний (а он ещё здесь и неполный) говорят сами за себя. Его вклад в русскую культуру, в культуру детства необычайно велик. Недавно он был справедливо выдвинут на звание народного художника России, да и Государственная премия не помешала бы.
Что касается сочетания детского писателя и художника в одном лице, то оно в таком качестве достаточно уникально. Как художник-иллюстратор, Юдин может быть задорным и весёлым, почтительно серьёзным и возвышенным, когда это касается православной темы, рыцарски романтичным, как в «Чёрной курице». Но природное остроумие никогда не делает ни его прозу, ни его рисунки скучными и невыразительными. Его тексты самобытны. Его иллюстрации эмоциональны, часто экспрессивны, сочны, богаты по цвету, рисунок энергичен, композиции прихотливы. В иллюстрациях к сказкам и преданиям героини одухотворённы, герои мужественны и непобедимы, неизбежное зло, рисуемое с гневным сарказмом, неизбежно терпит поражение. Юдин - автор со сформировавшимся мировоззрением, с духовными ориентирами. Страстная просветительская натура художника не может не делиться своими духовными открытиями с читателями, тем более с детьми. «Душеполезным чтением» назвал его творчество писатель Владимир Крупин.
Мы публикуем записки самого художника.
Лидия Кудрявцева

Я сделал себя сам...
Грустно началось моё детство. 1943 год - середина страшной войны, дети почти не рождаются, но мои родители так любили друг друга, так верили в Победу, что назло Гитлеру явили меня миру. Прошло всего пять лет, когда мирно спящий Ашхабад за несколько минут был полностью уничтожен ужасным девятибалльным землетрясением. В ту ночь погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой от падающей крыши, я словно бы родился второй раз.
От пережитого я на целый год превратился в съёжившегося, неулыбающегося старичка. Засыпая в наспех сколоченной из чего попало времянке, я подолгу смотрел на висящую передо мной чудом уцелевшую наивную, как я сейчас понимаю, картину на стекле, на которой возле озерка стояли две берёзки, а над водой с кувшинками неслышно летели две утки. Я погружался в тот сказочный, добрый мир, в котором не содрогалась земля, не кричали задавленные люди, не носились по вздымающейся земле обезумевшие от ужаса убежавшие из зоопарка львы и жирафы, и тихо засыпал под стук капель, падающих с протекающего потолка в тазы, кастрюли и железные миски.
Это детское впечатление помогло мне впоследствии, когда я задумывал и долго работал над литографиями к своей любимой книге «Чёрная курица» Погорельского. Ведь и Алёша - герой этой книги, оставленный родителями в чужом, враждебном ему пансионе, чувствовал себя лишённым любви и заботы маленьким одиноким существом. Вот тогда-то и появилась в его жизни таинственная подземная страна, населённая удивительным, благородным, великодушным народом.
Отсюда и появилось драматургическое и цветовое решение оформления книги: всё, что происходит на земле, в пансионе - строго, неэмоционально, бесцветно. Но как только Алёша оказывается в сказке, мир оживает, становится радостным, цветным, наполняется звуком, запахом, фантастическими растениями, животными и живущими в гармонии с ними маленькими, добрыми человечками.
Но это позже, а пока, оставаясь жить в Ашхабаде, я, окончив железнодорожный техникум, ибо учиться там было больше негде, был призван на три года в Советскую армию, где командовал взводом, и ночами, почувствовав неведомо откуда явившееся желание рисовать (возможно, от деда священника, игравшего в деревне на скрипке и читавшего Шекспира), рисовал боевые стенгазеты, которые завоёвывали грамоты на разных армейских конкурсах.

Вот с таким багажом, не имея за плечами никакого художественного образования, я в пилотке и гимнастёрке, смело и решительно (ведь у меня столько полковых наград за стенгазеты!), попытался поступить в Московский полиграфический институт на художественный факультет. Как же я был удивлён, что и по рисунку и по живописи ничего не понимающие «дядьки профессора» поставили мне двойки. А ведь я так красиво растушёвывал пальцем рисунки!
Куда идти? Не в Ашхабад же ехать непризнанному художнику! И тут на улице в глаза бросилось объявление: «На стройку требуются маляры. Предоставляется общежитие». Маляр - тот же художник, решил я и, бесстрашно, в той же гимнастёрке, устроился в женскую малярную бригаду. Не знали бедные труженицы кисти и шпателя, получавшие зарплату сдельно, кого берут! Ведь вместо десяти окрашенных полов, я успевал за день покрасить только два, ибо, когда ступал с ведром яркого сурика и широкой кистью на свежевыструганный деревянный пол, я видел перед собой не пол, а огромный нежно охристый холст, на котором с упоением, забывая о плане, начинал рисовать. Стоит ли говорить, что и здесь не оценили моего дарования, но бригадир, видимо из материнского сострадания, год терпела и не выгоняла меня. Наверное, чувствовала, что из меня, единственного со всей стройки непьющего мужика, может выйти толк.
Целый год днём я работал маляром, - шесть домов, между прочим, подарил счастливым москвичам, а вечером ходил в «Полиграф» на подготовительные курсы. В результате в 1961 году, на удивление тех самых «дядек профессоров», зарубивших меня в первый раз, я успешно поступил в институт. До сих пор помню, какая это была радость! Меня распирало от восторга, я любил всех этих прекрасных, красивых, добрых людей, наконец поверивших в меня и допустивших в свой чудный, волшебный мир художников.
Учился с упоением. Не пропустил ни одной лекции, вместо одного задания по композиции делал по три-четыре, а после лекций обязательно, вместо весёлых походов с сокурсниками пить пиво, ходил по библиотекам, выставкам и музеям, жадно впитывая всё то, что они, московские мальчики, знали с детства.
Оказалось, что в мире существуют не пять художников, которых я тогда знал, а сотни! Кроме любимых, понятных и простых Шишкина, Репина и Айвазовского творили непостижимые, запрещённые в СССР импрессионисты, кубисты и сюрреалисты, которых мы тайно разглядывали на открытках.
В литературе, помимо Горького и Шолохова, оказывается, существовали экзистенциализм и театр абсурда. Но самое главное - только что опубликованный сумасшедший роман Булгакова! Я был потрясён его «Мастером и Маргаритой», его фантазией, запретной божественной темой и необыкновенным словом. Каждая фраза, каждое предложение несли в себе мощный талант, упругую, наполненную жизнью силу настоящего художника. Слова под его пером начинали трепетать, звенеть, звучать по-новому, поражая своей необычной окраской и смыслом. Вот сцена казни Иешуа: «Пилат задрал голову и уткнул её прямо в солнце. Под веками у него вспыхнул зелёный огонь, от него загорелся мозг, и над толпой полетели хриплые арамейские слова… И, раскатив букву “р” над молчащим городом, он прокричал: - Вар-равван! Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне бушевали рёв, визги, стоны, хохот и свист».
Непревзойдённый стилист, которого можно цитировать бесконечно. До сих пор, не боясь навлечь на себя гнев моих православных читателей, я считаю Михаила Афанасьевича своим учителем, сформировавшим мой литературный стиль.
По окончании института в 1967 году как один из лучших выпускников был позван в экспериментальную лабораторию, созданную Волей Николаевичем Ляховым при кафедре ХТОПП, где придумывались учебники будущего. Но длилась эта научная работа недолго. В то время я иллюстрировал одну из первых своих книг «Человек амфибия». Иллюстрации к ней были замечены кинорежиссёром, и я был приглашён на Одесскую киностудию художником-постановщиком трёхсерийного фильма «Капитан Немо». Ни минуты не сомневаясь, что с этим совершенно новым для меня делом я не справлюсь, с головой окунулся в удивительный, ни на что не похожий мир. Мне было всё интересно, я даже сыграл небольшую роль и, больше того, как режиссёр придумал несколько сцен, которые вошли в фильм, идущий до сих пор по телевизору. Там же был снят следующий фильм «Красные дипкурьеры» с моим участием.
По вечерам еле живой от сложнейших съёмок садился придумывать свою первую авторскую книгу «Букварёнок». В то время у меня уже были две дочки Аня и Даша, и начались муки под названием: «Папа, почитай сказку!» И я, с тоской думая о незаконченных иллюстрациях к «Чёрной курице», наверное, в сотый раз начинал пересказывать этим ненасытным мучителям про Ивана-царевича с лягушкой, про козу рогатую да про кота усатого, и обязательно про нехорошую рыжую девочку Машу, которую серый волк утащил в страшный лес за то, что она не давала папе рисовать книги и зарабатывать деньги.
Мои намёки их не пугали, наоборот, они придумывали свои продолжения о том, как эта рыжая бестия Маша ловко «сделала волку сонный укол, вырвалась из его страшных ногтей» и радостно прибегала домой домучивать несчастного отца. «Когда же это кончится? - стонал я, - когда вы научитесь читать сами?» «А ты научи!!» - радостно вопили они.
«Нас очень много», - с тоской думал я о миллионах молодых родителей, которых дети заставляют читать сказки и не дают работать и отдыхать. Вот тогда-то я после съёмок фильма и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети, почти без помощи родителей, могут научиться читать уже с четырёх лет. С тех пор «Букварёнок» двадцать восемь раз переиздавался, и тысячи детей учились по нему читать.
Аня с Дашей росли, и в один распрекрасный день явились ко мне с неожиданным для всех родителей вопросом: «Папа, откуда берутся дети?» «Нас слишком много», - с тоской думал я о бедных родителях, которые не знают, что ответить на это пытливым чадам. Пришлось прочитать много научных книг по анатомии, биологии, чтобы потом все эти знания перевести на детский язык. Я был потрясён прочитанным. Мне хотелось бегать по улицам, размахивать руками и, не боясь показаться сумасшедшим, орать: «Люди! Каждый из нас чудо!» Я так и назвал книгу - «Главное чудо света».
О том, в какое время была написана эта книга, в которой я впервые в СССР рассказывал, что детей не в капусте находят, а рожает любимая мама, можно себе представить из следующей истории. Прихожу в издательство, редактор, недобро глянув на меня, произнёс: «Ваша рукопись прочитана». Сердце моё покатилось вниз от предчувствия беды. «В главе “Как стать гением” вы рассказываете о Леонардо да Винчи, Пушкине, Ломоносове и ничего ещё об одном гении! Не догадываетесь, о ком идёт речь?» «Нет, - честно глядя редактору в глаза, говорю я». «Вы забыли о Владимире Ильиче Ленине! Но это ещё не всё, - зловеще листая рукопись, говорит редактор, - в главе о возможностях человека вы пишете, что Лев Толстой в свои 80 лет был так силён, что одной рукой мог за шиворот поднять дворового!» «Но это правда! - горячусь я, - хотите я принесу доказательства?» «Не-ет, вы меня совсем не понимаете, - медленно поднимаясь из-за стола, страшным голосом говорит редактор, - а ведь это намёк на то, что Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза товарищ Леонид Ильич Брежнев в свои годы этого сделать не может!!»
Конечно, ради того, чтобы вышла книга, я мог бы вставить в неё и Ленина, и польстить немощному Брежневу, и всему политбюро вместе взятому. Но как потом жить с такой стыдобищей?! Я предпочёл забрать рукопись, в результате чего книга вышла только через семь лет в другом издательстве. Книга издаётся до сих пор, и вот что о ней думают читатели: «Я - ребёнок, выросший на книге “Главное чудо света”. Читала её сама, не отрываясь, жадно изучая картинки. Я прочла её всю, и перечитывала, как только снова приезжала к бабушке, где она хранилась. Уже в пятилетнем возрасте эта книга сформировала мою картину мира и моё мировоззрение, не побоюсь громкости таких слов. И представления о человеке, и об отношениях между людьми, и привычка не верить на слово, а искать доказательства и объяснения фактам, начиная с некоторых из тех, что упомянуты в этой книге, и чувство прекрасного, и понимание связей между очевидным и скрытым, и адекватное отношение к любым физическим проявлениям человека и явлениям природы, и чёткое осознание того, что все эти механизмы нужны для чего-то важного и чудесного - иначе бы их просто не было... всё это осталось в моей голове во многом благодаря “Главному чуду света”. Многие впечатления живы до сих пор. Честно говоря, я не знаю, кем бы я была, если бы не эта книга».
Прошло ещё два года, и моих детей, и других тоже нужно было обучить арифметике, но не нудно, как в школе, а интересно и весело. Появилась «Заниматика», где все цифры были не скучными закорючками, а живыми существами со своей удивительно интересной историей. Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь, когда я узнал от мамы, что дед мой был не только сельским учителем, но священником, я крестился и вскоре отчётливо осознал своё предназначение, своё главное дело жизни: я должен писать и рисовать книги, которые наполняли бы души людей духовным светом веры, и вели бы их к Богу, без Которого нет жизни.
Когда я готовился к работе над большими книгами-альбомами «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую Землю», «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» и «Душа России», мне довелось посетить немало святых мест. Влезал на высоченные горы, где Моисей получил скрижали от Бога, спускался в 28-этажные подземные города Каппадокии, летал над ней на воздушном шаре, на Афоне припадал к величайшим святыням, которые редко кто видел. Даже при всей моей фанатичной работоспособности сделать пять огромных книг за пять лет фактически в одиночку невозможно. Только явная помощь Бога, которую я постоянно ощущал во время работы, помогла мне.
Спасибо Тебе, Господи, за всё.
Георгий ЮДИН











Класс:

#}

«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский

Учебник «Букварь»

Тема: ЗаглавнаябукваМ

Цели:

  1. формировать навыки чтения, ознакомить с правописанием имен собственных, фамилий, географических названий, развивать интерес к чтению, обогащать словарный запас школьников;
  2. развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук;
  3. воспитывать чувство доброты, милосердия, взаимовыручки, любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации (мышонок Мыша, медвеженок Миша, девочки Марина, Мила, мальчики Марк, Максим, гномик Томми с тележкой, кошка Мурка, коза Машка, корова Марта, «Красная площадь-главная площадь в Москве»); словарные слова, портреты поэтов Маршака, Михалкова, Маяковского, Мориц.

Ход урока

I . Орг. Момент

II . Повторение

Работа с азбукой. Чтение алфавита. Повторение гласных звуков. Чем отличаются звуки от букв?

III . Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами будем знакомиться с большой буквой М. А знаете кто принес нам эту букву? Знакомьтесь – это мышонок Мыша и медвежонок Миша. Кто знает, почему слова Мыша и Миша напечатаны с большой буквы?

IV . Постановка и решение проблемной ситуации

А посмотрите кто это? (изображения коровы, козы, кошки)

И они настаивают, что тоже принесли большую буквы М. Это возможно? Объясните. (Под картинками появляются слова «корова Марта, кошка Мурка, коза Машка»)

Про медвежонка Мишу и мышонка Мышу Г. Юдин написал сказку «Поэты». Послушайте и подумайте, кто такие поэты, какие имена в этой сказке вы услышите.

«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:

Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…

Малины! - заорал Миша.

Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.

Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»

Беседа .

Какие имена вы встретила в этой сказке?

Кто такие поэты?

Хороший ли поэт Миша?

Кто лучше всех на свете?

Какие грибы нельзя есть?

Кого мышонок назвал доктором леса?

Работа по развитию речи .

А давайте мы с вами попробуем посочинять. Подскажите мне словечко в рифму.

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...
(мышка )

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…

Каждый тут в лесу талант
И певец, и…

Каких поэтов вы знаете? (на доске появляются портреты и фамилии Михалкова, Маршака, Маяковского, Мориц) Учитель обращает внимание на написание фамилий поэтов. Учащиеся читают небольшие отрывки стихотворений поэтов.

Работа с учебником.

Чтение столбиков слов в «Букваре».

Прочитайте самые длинные имена. Объясните.

Прочитайте имена, состоящие из одного слога, двух слогов. Как определить, сколько в слове слогов?

Игра (на доске изображения девочек и мальчиков, буквы вразброс).

Составьте из букв имена девочек и мальчиков.

Физ. минутка

Работа с учебником (продолжение)

Чтение слов третьего столбика.

Угадайте, что это упругая нить из металла или капрона, которая натягивается на музыкальных инструментах. Что это? (струна)

Где вы могли видеть струны?

В слове «струна» замените гласную «У» на гласную «А». Прочитайте получившееся слово.

Как называется страна, в которой вы живете?

Какой город считается самым главным в нашей стране? Хотите побывать в Москве? (на доске появляется репродукция Красной площади и другие фотографии Москвы)

Развитие речи.

Составьте с данными словами предложение.

(На доске слова «Столица», «Москва», «России» и «большой, Москва, город, красивый»).

Совершенствование навыков чтения.

Чтение текста о гноме Томми.

Беседа по тексту.

Что мы уже знаем об этом гноме?

Кто написал стихотворение об этом гноме?

Чтение стихотворение Юнны Мориц наизусть.

Зарядка с гномом.

Игры с Томми.

В тележке у гнома буквы, из которых ребята должны составить имена.

Произнесите имена ласково.

Гном рассказывает старинные дразнилки.

А у Мити на носу кошки ели колбасу.

Мариночка-пышка на улицу вышла,
На пенёчек села, пирожочек съела.

Подведение итогов урока.

  1. Какие слова пишутся с большой буквы?
    Назови имена, которые начинаются с буквы «М», придумай клички животным: собаке, кошке, корове, козе - на букву «М».
    Вспомни фамилии детских поэтов, которые начинаются на букву «М».
    Назови города, реки, которые начинаются на «М».
  2. Придумай предложения,первое слово которого начинается на букву «М» (Например: М ама мыла раму.)

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А.Шибаев)

(к 75-летию со дня рождения художника - иллюстратора и писателя).
Родился 27 сентября 1943 г.

Заслуженный художник России Георгий Николаевич Юдин – строитель и актер, художник кино и иллюстратор детских книг. А для тех, кто любит читать, он еще и автор сказочных историй про трогательного поросенка из пластилина Пашу, про «Главное чудо света» - человека («Птица Сирин и всадник на белом коне»), про древнерусского художника Егория, умеющего строить дома, расписывать стены, лепить из глины игрушки, про богатыря Илью Муромца, жившего на Руси в XII веке, и множества замечательных былин, рассказывающих про Русь христианскую.

Георгий Юдин родился близ Ашхабада в туркменском ауле Каакха в 1943 году. А Каакха в переводе означает «ха-ха-ха». Так хохотали жестокие кочевники, когда напали на маленький аул: хитрые жители встретили их огромными кривыми зеркалами. Увидев свое отражение в таком зеркале, любой станет хохотать доупаду. А уж если солдат смеется, какой из него вояка! После службы в армии, двадцати лет от роду, Георгий приехал в Москву – поступать в полиграфический институт. Но студентом сразу стать не удалось, пришлось пойти в маляры. Больше всего он любил красить полы. А вечером Георгий спешил домой, в общежитие строителей, где, положив на колени альбом, до самой поздней ночи рисовал. И вот, наконец, Георгий - студент художественно-графического факультета Московского полиграфического института, где учатся будущие иллюстраторы. Он ходит в музеи, слушает лекции, много читает, пробует писать масляными красками. Делает рисунки к первой в своей жизни книжке, заказанные туркменским издательством. Книжки, которые он иллюстрировал после окончания института, полны удивительных сказочных происшествий. Это приключенческие романы А.Беляева «Человек-амфибия», Ф. Купера «Шпион», сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица». Всего Г. Юдиным оформлено иллюстрациями 130 книг.

Рассматривая рисунки Г. Юдина, замечаешь, какими живыми, подвижными умеет нарисовать художник своих героев. Он был художником-постановщиком нескольких знаменитых кинофильмов. Таинственный серебристый «Наутилус» - подводный корабль из романа Ж. Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника – широкоплечего рыжеволосого бородача. В середине 70-х годов, рисуя сказки и стихи других писателей, Юдин пять лет думал про свою будущую книжку. Про то, как сделать увлекательной игрой разговор о буквах. Так родился «Букваренок» – книга, в 1989 году получившая серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.

«Букваренок»:

«Только для девочек и мальчиков, не умеющих читать!».

«Все о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире» – так написал сам автор в предисловии к своей первой книге. Кто не пробовал разглядеть что-то знакомое в привычных очертаниях разных букв? Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Так появился «Букваренок» – удивительная книга, при помощи которой любой человек 5-6 лет может научиться читать. Наверное, придумывая эти сказочные истории, художник вспоминал свою жизнь, в которой – как у каждого из нас - веселое перемешано с очень грустным. «Букваренок» - это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. В современной педагогике дидактическая игра признана одним из методов обучения. Ребенок, взяв в руки «Букваренок», сразу попадает в многообразие интересных для него явлений. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок – «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои – мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Следующим замечательным учебником для дошкольника стала книга «Заниматика». Это – веселая младшая сестра арифметики. Она поможет детям не только быстро запомнить цифры и решать несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения, как в арифметике, так и в жизни. Вышедшая позже «Заниматика для малышей» поможет детям с трех лет ознакомиться с простейшими математическими понятиями решить маленькие задачи, которые автор Г. Юдин изобразил с помощью знакомых игрушек, сказочных персонажей. Оба этих пособия с успехом можно использовать в работе учителя начальной школы (1-2кл.) в качестве дополнительного, занимательного материала, в подготовке к школе в старшей труппе детского сада. Их можно рекомендовать родителям для занятий с 5-6 летними детьми. В творчестве Г. Юдина писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Очень серьезной работой для Г. Юдина стало создание «мудрого» пособия для родителей и детей «Главное чудо света». Книга с уважением, любовью, восхищением рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, где у него почки, печень, сердце, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств.

Г. Юдин не побоялся взяться за столь сложную для детской литературы тему: психофизиология человека. Задача была весьма не простая: нужно знать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковый стиль. Г. Юдин нашел верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором, ответы на вопросы малышей доступны и занимательны. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,– делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

В последнее время Г. И. Юдин полностью посвятил себя созданию книг духовно-нравственного содержания. Автор воздействует на своего читателя как прирожденный педагог, воспитатель, как поэтически настроенный, верующий в красоту и добро, христианскую святость прозаик и художник. Эту веру он стремится передать детям. Одной из первых книг такого направления стала «Птица СИРИН и всадник на белом коне». Что такое родная история, что такое русский человек, чем одарен, на что способен? – задается вопросами автор повести (1993г.). Через сиротство, душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление, очищение проходит Егорий, прежде чем становится иконописцем. Читатель переживает его духовный путь, узнает, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Г. Юдин, как и Егорий осознаются частью своего народа, с присущими ему традициями, культурой. Книга эта – прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.

Душа любого ребенка, а особенно живущего в наши дни, – хрупкий сосуд. И заполнить его надо светом, добром и любовью. Рассказы, притчи и сказки, помещенные в сборник «Спасенная душа» позволят маленькому человеку лучше узнать русскую культуру, приблизиться к традициям предков, стать чище, добрее и, может быть, найти благодатную искру Божью. Эта книга требует определенной подготовки и духовных знаний. Очень трудно читать о чудесах Богородицы, не зная, кто Она такая, откуда в Ней бесконечное милосердие и любовь ко всем без исключения: бедным и богатым, больным и здоровым, негодяям и праведникам. Возможно, после прочтения этой книги, у читателей возникнет желание побольше узнать о реально живших на земле Богородице, сыне Её Иисусе Христе, святых апостолах и старцах, об их необыкновенных духовных подвигах, о чудесах, творимых ими как при жизни, так и после смерти.

Разные науки изучаются в школе. Полнота знаний никогда не будет лишней. Знания делают человека личностью, а личность не может обойтись без души. Однако без добрых дел и духовной пищи душа человека, увы, мертва. Об этом повесть «30 лет и три года» - о былинном богатыре земли Русской Илье Муромце. О подвигах Ильи Муромца известно много былин, но Г. Юдин рассказал нам о душевном его подвиге, о том, как была побеждена его хворь и немощь. Илья Муромец был не наказан, а награжден своей болезнью и (сидел тридцать лет и три года), чтобы, пройдя через испытания неподвижностью не ожесточиться, а созрев духовно, стать защитником Руси.

В необычной для нашего читателя книге «Нечаянная радость» Г. Юдин рассказывает о тонком и порой необъяснимом с точки зрения человеческого разума духовном мире, о помощи небесных заступников и ангелов людям, попавшим в беду. Говорить доступно о высоких понятиях трудно - это особый дар. Книга Г. Юдина соединяет в себе необходимое единство простоты речи и ее духовного звучания. Вдобавок и еще радость - автор текста является и автором оформления рисунков в книге. И, может, только сам Г. Юдин знает, когда и какой дар в нем объявился раньше: художника или писателя. Книга «Нечаянная радость» - особая для самого автора. В ней собраны судьбы многих и многих людей. Иногда действие уносит в далекое прошлое, иногда герои – наши современники, но все они входят в наше сознание как реально живущие в земной или вечной жизни.

С удивления, с восторга начинается книга «Муромское чудо». Свою «цветистую» речь, богатую эпитетами, Юдин сопровождает не менее декоративными изображениями всех Муромских святых на красивом развороте, напоминающем церковную настенную роспись! Для повествования выбирает четырех: Петра и Февронию, епископа Василия, а главное – Илью Муромца, жизнь и судьба которого становится настоящим открытием.

«Тихий ангел пролетел». В этот сборник вошли православные сказки и легенды, в том числе и из коллекции знаменитого собирателя русских сказок А. Афанасьева, легенды и предания из древнего Патерика (сборник жизнеописаний отцов Церкви), художественные рассказы и притчи. Это интересное и полезное чтение ребенка любого возраста, ведь подрастая, он будет открывать в самом простеньком сюжете философские глубины. Великолепно изданные, эти книги – подарок каждому, кто к ним прикасается, это эстетическое наслаждение, это чтение для сердца и разума.

Георгий Николаевич – человек и художник необыкновенный. Знакомство с его книгами – нечаянная (высшая!) радость прикосновения к искусству искреннему, неподдельному, талантливому.

Список использованной литературы.

1. Кудрявцева. Л. Художники детской книги. Преданья старины глубокой.. //Дошк. восп.– 2000. – № 4. – С. 78-79.

2. Звонарева Л. Написал и нарисовал Георгий Юдин //Костер.– 1960.– № 12.

3. Юдин. Г. Муромские святые и окаянный змей.– Дет. лит. –1993.– №8-9.– С 54.

4. Евсеев. Б. Его нечаянная радость //.Книж. обоз.– 1999.– №51.

Математика – заниматика

(Утренник для учащихся 1-х классов)

Участники: ведущий (учитель, библиотекарь);

Оборудование: книга Г. Юдина «Заниматика», М «Росмэн», 2000г.; карточки с текстами гороскопа цифр, таблица предметов разных геометрических форм;

Ведущий - Отряд! Смирно! На ле-во! (ребята-цифры поворачиваются в разные стороны);

Ведущий - Ой-ой-ой! Нолик, ты у нас круглый отличник, расскажи всем, где лево, где право.

Нолик - Правая рука - правильная, мы ею пишем, едим, держим ложку, ракетку. А левая - помощница, без нее правая просто не справлялась бы.

Ведущий - Всем понятно? Нале-во! Теперь молодцы! Начинаем разминку для ума. Единичка, иди сюда. Двоечка, встань слева от Единички. Какое число получилось? А теперь справа. Какое? Что больше и на сколько? (Провести еще 2-3 перестановки с разными цифрами);

Ведущий - Играем все. Называем слова, противоположные по значению и добавляем название предмета, действия;

Например: Много - (мало птиц), можно - (нельзя), правый - (левый), впереди - (сзади), внизу - (вверху),близко - (далеко); маленький - (большой), низкий - (высокий), узкий -(широкий), короткий - (длинный). Легкий - (тяжелый) и т.д.

Ведущий - Мы провели игру, где вы показали, как умеете мыслить логически, а это умение очень важно в математике, без него ни одной задачи не решишь. А сейчас, познакомимся с очень важным понятием в математике - формой предмета. Умение увидеть и различать: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

(Здесь могут быть использованы таблицы из книги, рисунки, окружающие предметы). Игра «На что это похоже».

Ведущий - А теперь поиграем!. Называет вразнобой цифры, а дети быстро придумывают предметы (пять - ромашек, три - медведя, семь - козлят, десять - пальцев).

Ведущий - Вы уже давно познакомились с цифрами, знаете, что они означают количество чего-нибудь. А как люди вообще считать научились, кто придумал цифры? (Читает или рассказывает главу из книги «История цифр»).

Ведущий - Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. Попробуем найти свое главное число. (На примере одного из ребят находят его главное число. Читают его гороскоп. Для остальных надо заготовить гороскопы цифр и дать возможность найти каждому ребенку его главное число, дать характеристику его числа. См. книгу Г. Юдина, II главу).

Ведущий - А сейчас конкурс на лучшего матемагика класса:

1. На столе лежали орехи. Два мышонка стоят и думают: если мы возьмем по три ореха, то один останется лишним, а если по четыре - одного не хватит. Сколько было орехов?

2. Двое друзей договорились сесть в четвертый вагон электрички, в которой было семь вагонов. Один сел в четвертый с начала поезда, а другой – с конца. Встретились ли друзья в одном вагоне?

3. Сколько раз надо распилить бревно, чтобы получилось четыре полена?

4. Стоит, в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

5. Каждый месяц года оканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть число 28?

6. Отец с двумя детьми катался на велосипедах. Велосипедов было три, а колес - семь. Как это может быть?

Ведущий – все ребята с задачами справились. А помогли вам логика, знание формы и цифры. И, конечно, веселая и умная книга Г. Н. Юдина «Заниматика», которую он придумал сам, сам и все рисунки к ней нарисовал.

Медведева Т.А.,
библиотекарь ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Г.Н.Юдин

Георгий Николаевич Юдин - писатель и художник. Заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России.

Родился в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так:

«В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз» .

Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.

По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Потом работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо».

«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: «Папа, почитай сказку!»

С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке «Чёрная курица» А. Погорельского.

Вот тогда-то, 25 лет тому назад, я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут сами научиться читать.

Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», Обложка книги Г.Юдина «Букварёнок»Обложка книги Г.Юдина «Зелёный поросёнок»но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими наградами. Он - кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Основные работы:

А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля

А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители

Г. Юдин. Букварёнок

Г. Юдин. Букварёнкина школа

Г. Юдин. Заниматика

Г. Юдин. Заниматика для малышей

Г. Юдин. Зелёный поросёнок

Г. Юдин. Муромское чудо

Г. Юдин. Свеча неугасимая: Преподобный Сергий Радонежский

Г. Юдин. Смиренный воин: Историческая повесть о Святом Георгии Победоносце

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели