Современные проблемы науки и образования. Биологическое и социальное в человеке Внешняя структура личности включает в себя

Современные проблемы науки и образования. Биологическое и социальное в человеке Внешняя структура личности включает в себя

1. Человек и природа. Понятие природы. Географическая среда, ее влияние на развитие общества. Природное (биологическое) и социальное в человеке

Большое место в осознании места человека мира имеет осознание его отношения с природой и географической средой. Что есть человек? Часть природы? Ее царь? Или ее раб? Кто все же выше человек или природа? Эти вопросы неизбежно возникают у каждого, особенно они важны для осознания общего хода развития человеческого сообщества. Именно от этого зависит взаимодействие человека с окружающим природным миром?

Понятие природа неоднозначно. Чаще всего мы используем слово природа как противопоставление городу, современной индустриальной цивилизации. «Поехали на природу» - значит поехали там, где нет машин, заводов, где зеленая травка и свежий воздух. А воздух за окном городской квартиры не природа? А живность, которая обитает у нас под окнами? И наконец сам человек - это не природа?

Природа в широком смысле - это все материальное, объективно существующее, включая общество. Общество выделилось из природы в процессе антропогенеза - происхождения и становления человека и социогенеза - возникновения общественных отношений людей. Выделившись из природы человек все равно неразрывно связан с географической средой. Географическая среда - это совокупность естественных, природных факторов, с которыми люди непосредственно взаимодействуют, осуществляя свою жизнедеятельность. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера -. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда.

Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне.

Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Природа является также и важнейшим источником физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.

В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы не­изменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Географическая среда задает определенные условия существования человека. Так как географическая среда у человечества неоднородна, то проявления ее влияния многогранны. Географическая среда может влиять на физические данные человека. Самый простой пример: расы. Почему на африканском континенте живут люди с черной кожей и курчавыми волосами? Под палящими лучами солнца человек со светлой кожей просто не выжил бы. Также природная среда предопределяет род занятий. Так кочевники монголы-татары могли заниматься только кочевым скотоводством, а славяне могли себе позволить оседлый образ жизни.

Степи, в которых обитали монголы-татары не пригодны для скотоводства, а у славян были вполне плодородные почвы. Постоянная нехватка пропитания в Китае. Бедность природных ресурсов предопределила всеядность китайской кухни. Славянам, у которых в лесу водилось много дичи, не было необходимости есть змей, червей, крыс. Зачем? Это все мало калорийно, когда можно забить одного большого кабана и все будут сыты. Именно нехватка не только продуктов питания, но древесины предопределило, что в китайской кухне все мелко режется, чтобы быстрее зажарилось или сварилось. Жаркий климат сделал индийскую кухню острой. Также географическая среда влияла и на общественный и государственной строй людей. В Древнем Египте были прекрасные условия для земледелия за исключением одного - нехватка воды. Нужно было строить иррагационные сооружения. Это было тяжелым делом, требовало усилий всех людей. Чтобы сконцентрировать человеческие ресурсы, нужна была сильная государственная власть, поэтому государство в Египте образует по типу восточной деспотии. В Древней Греции много солнца, но и воды хватало. Земледелием мог заниматься каждый единолично, поэтому там стало возможно создание городов- полисов с гораздо более демократичными традициями. Древнее славяне тоже не могли жить в одиночку, подсечно-огневая система требовала общих усилий. Поэтому для Киевской Руси характерно объединение свободных людей в общину.

Значит ли это, что географическая среда является решающим фактором в развитии человека и общества? Ответ на этот вопрос в философии неоднозначен. Сторонники географического детерминизма считают, что географическая среда является решающим фактором. Например, сторонником такой позиции был Лев Мечников, брат известного ученого- физиолога - Ильи Мечникова. Монтескье впервые начинает осмысление различия государственности в цивилизациях Запада и Востока, которые он определяет как Север и Юг. Он считает, что холодный климат Севера воспитывает в людях привычку к постоянному движению и физическому напряжению, а это формирует такие черты характера, как мужество, уверенность в себе, чувство превосходства над природой и соседями. Северный климат воспитывает в людях индивидуализм, что делает их способными жить в условиях демократии.

Жаркий климат Юга, напротив, воспитывает коллективизм. Он рождает в людях привычку к физической расслабленности и такие черты характера, как робость, неуверенность в себе, стремление не к труду, а к наслаждениям, чрезмерную страстность. У жителей южных стран снижается уровень активности и любопытства к окружающему миру, вслед за которым следует снижение уровня морали, зато растет уровень коварства, лицемерия и жестокости.

Они получают удовольствие не от деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира, а от созерцательной пассивности и лени, даже если это приводит к нищете и рабству. Вместо индивидуализма на Юге господствует коллективизм как предпосылка подчинения людей деспотической власти.

Если говорить о человеке и природе, то важно определить о сочетании природного и социального в нем. Человек с одной стороны часть природы, с другой стороны - существо социальное. Можно говорить, что он существо биосоциальное. В нем сочетается два начала - биологическое и социальное.

Под биологическим (от природы данным) в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела, физиологические процессы и функции в нем. Это также центральная нервная система с мозгом как главным "зеркалом" окружающего мира. Сюда относится и генофонд, являющийся носителем наследственной информации. От природы даны половые характеристики людей - мужское и женское начала. Взятое в своей совокупности, биологическое образует природные силы человека как живого существа. Оно активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни. Биологическое сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей - наблюдательность, реакции на внешний мир, силе воли. Природные силы, в основе своей, передаются детям от родителей посредством рождения, однако они дают человеку лишь возможность существования в мире в качестве человека. Биологическое - это форма, строение организма и психосоматические реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление человека к внешней среде.

Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. К нему относится и духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать. Социальное - это также самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос "Кто я есть в этом мире?" и давать на него ответ. Важной составляющей социальных качеств человека является и его отношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни. Все это, вместе взятое, и составляет социальные силы человека. Они формируются в общественной среде через механизмы социализации, т.е. приобщения человека к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности. Социальное - сложившиеся на основе трудовой деятельности система связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей человека.

Как же соотносятся социальное и биологическое? В решении этого вопроса в научной литературе наиболее распространены три позиции. Первый подход - это биологизаторские (натуралистические) трактовки человека (З.Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают определяющее влияние на его поведение. Полагается, что человек изначально является слугой нескольких господ - своего бессознательного и норм культуры, которые являются "врагами" и "угнетателями" человека. Они как бы подавляют естественное начало в человеке, например - устанавливают какие-нибудь запреты и ограничения. Биологизаторской трактовки человека придерживался и основатель евгеники английский ученый Ф.Гальтон. Он считал, что поведение и социальные действия людей причинно обусловлены их наследственными генетическими данными. Большой резонанс в науке получило учение известного итальянского ученого Ч. Ломброзо о якобы наличии у человека "гена преступности", который, дескать, передается по наследству и определяет поведенческую программу.

Второй подход представляют собой преимущественно социологизаторские (социоцентристские) трактовки человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Г. Мор, Т. Кампанелла), который провозглашал задачу формирования "нового человека" в грядущем коммунистическом обществе и уповал на "всесилие" воспитания. В некоторой степени социологизаторство содержится и в классическом марксизме, который тяготеет к переоценке роли социального начала в человеке. Известно, например, что русские большевики во главе с В.И.Лениным ставили задачу формирования коммунистического типа личности, которая освободилась бы от наследия и пережитков буржуазного общества.

Третий подхода решении биосоциальной проблемы основан на желании избежать названных выше крайностей. Эта позиция представлена, в частности, в работах современных отечественных ученых (Н.П.Дубинин. И. Т.Фролов и др.) и характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Такой подход открывает простор для исследования человека средствами и естественных, и общественных наук - как единое живое целое.

Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества его природы (способность мыслить и творчески действовать) имеют все же социальное происхождение. Эти качества ведь не даны человеку при рождении, что совершенно очевидно. Их еще предстоит сформировать, ведь иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь "куском мяса". Способность мыслить и прак­тически действовать даны человеку при рождении лишь в форме задат­ков, т.е. предпосылок для существования в качестве человека. Биологи­ческое и социальное в человеке наслоились друг на друга и выполняют свои специфические функции. Под влиянием социализации природное становится культурным, "благородным". Известно, например, что прием пищи современным человеком происходит "по-человечески", т.е. по определенным правилам. При вынашивании и рождении ребенка широко применяются социальные технологии. Все это в итоге делает человека не только цивилизованным существом, но и дает ему дополнительные шансы на выживание в окружающем его мире.

Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социального. Биологическое проявляется раньше в человеке. С какого возраста человек себя помнит? Обычно с трех-пяти лет. А с какого возраста человек себя осознает? Обычно с двух лет. Когда ребенок начинает говорить про себя «я» - это важнейший момент, который чаще всего родители не осознают. «Ты, ты, собирайся скорее». Биологические способности. Т.е. природные нередко предопределяют возможность человека заниматься чем-либо. Например, не сможет стать музыкант, тот у какого медведь на ухо наступил. Или у кого нет способностей к рисованию не сможет стать художником. Даже если есть такие способности их надо развивать как можно раньше. Во взрослом возрасте научиться рисовать гораздо труднее. Однако, стать членом общества человек может только в процессе социализации. Овладеть речью, письмом, даже научиться ходить на двух ногах он может только в обществе себе подобным. Приведем классический пример - Маугли. Только в сказке он смог стать членом общества. В реальной жизни, если дети оказывались в обществе животных, попав в человеческое общество возрасте 5-7 лет так уже не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. К сожалению такие случаи бывают и в нашей стране. Однажды пришлось видеть репортаж о девочке 10-12 лет. Которая жила в конуре с собакой. Родителям она не была нужна. Девочка бегала на четвереньках, ела из миски. Попав в детский дом она с большим трудом перешла на прямо хождение. Больших усилий стоило ее приучить пользоваться ложкой. Еще одного ребенка воспитывала кошка. Пора родители пили водку. Ребенок тоже вместо человеческой речи стал мяукать. Процесс социализации очень сложный включает много составляющего: от освоения половых ролей до социализации политической. Большую роль в социализации играет игра, например игра в дочки-матери. Игра в куклы не является баловством, пустым провождением времени. Она учить ребенка социальным роля: мама, папа. При этом ребенок повторят то, что есть в семье. 2. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством. В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Ге­родота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмотреть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы -производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе - аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом (Аврелий Августин, Фома *Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство - особой социальной группой. Отдельные мыслители средних веков полагали, что история общества, как и жизнь индивида, тоже имеет свои периоды - рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество - это сложная система отношений и институтов, возникшая марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

История философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, а предметом - всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия - это всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как со­циология. Если социальная философия являет собой теорию высшей сте­пени обобщения знаний об обществе, то социология - это теория "сред­него" уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функциони­рование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (на­пример, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а соци­альную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности. Философское исследование общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в XIX - XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.

Социальная философия, как область знания, выполняет ряд важных функций. К ним относятся, прежде всего, мировоззренческая и методологическая, идеологическая, аксиологическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает формировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Она исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Обществознание как комплекс наук о социальной форме движения материи, образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева - это и есть социальная философия как стержень, несущая конструкция всей системы обществознания. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека, ответить на иные вопросы, которые составляют проблемное поле социально-философского исследования.

Ставя вопрос о сущности общества ("Что это такое?"), социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что общество - это саморазвивающаяся структурированная система, целостность которой определяется в первую очередь производственно-трудовыми и духовными отношениями людей.

Что же характерно для общества как уникального явления Космоса?

В социальной философии общество (социальное бытие, социум) характеризуется как высшая форма движения материи среди всех изве­стных современной науке. Началом и решающим фактором его станов­ления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать прин­ципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: /Один, который нас творил, /Другой, который мы от века /Творим по мере наших сил". Труд сыграл и играет особую роль в общественной жизни. Он есть начало и субстанция (основа) общества. Да и вся всемирная история - это ведь не что иное, как, говоря словами К.Маркса, "порождение человека человеческим трудом", становление человека в качестве творческого деятеля.

Социальная философия отмечает также, что общество представляет собой сверхсложный организм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. В социальном мире человек является одновременно автором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир - театр, все женщины, мужчины в нем - актеры", - так образно выразился об этом В.Шекспир. Общество являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Оно есть единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.

Во-первых, это экономическая сфера, или "мир материального про­изводства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования общества, двигателем его прогресса.

Во-вторых, в обществе имеется социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно- историческом основании. Данная сфера представляет собой совокупность больших и малых социальных групп (общностей) людей с их потребностями, интересами и взаимоотношениями. Экономическая сфера - это экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а так же международное экономическое сотрудничество Материальное производство, т.е. создание необходимых для потребления людьми предметов, которые в готовом виде в природе, как правило, не встречаются (пища, одежда, жилье и т.д.), является важнейшим признаком общественной жизни. Все, что есть в обществе, создано, в конечном счете, в результате труда в различных формах его проявления. Животные, в самом лучшем случае, собирают, тогда как люди умеют производить, они - труженики и созидатели. Основными критериями экономической сферы являются: развитость орудий производства, механизация и автоматизация производства, наличие новых технологий, максимальная реализация профессиональной подготовки специалистов, материальный уровень жизни людей. В каждом обществе материальное производство обладает своей спецификой, которая обусловлена географическим положением, климат, сырьевыми и энергетическими ресурсами, народонаселением, историческими традициями и другими факторами.

Материальное производство осуществляется в ходе труда, который представляет собой целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Роль труда в жизни человека и общества настолько велика и многогранна, что необходимо характеризовать его как социокультурное явление и процесс. Труд - это необходимое условие человеческой жизни, "отец" всех создаваемых в обществе богатств. Кроме того, преобразуя внешнюю природу, человек совершенствует и самого себя - строение своего тела, органы чувств, мыслительные и иные способности. По мере становления и усложнения общества усложнялся и сам труд, его характер, формы и средства. В частности, появилось разделение труда, т.е. распределение между людьми тех или иных функций и условий их выполнения. Сложились труд аграрный и промышленный, управленческая и исполнительская, военная деятельность.

Для каждого уровня развития экономики характерен свой способ производства. Способ производства - это то, чем и как обрабатывается природа, и каким образом взаимодействуют люди в ходе материального производства. Орудия, предметы труда и техника, взятые вместе, со­ставляют средства производства. Их можно называть также и вещным компонентом способа материального производства. Особое место среди них занимают орудия труда - специальные инструменты для обработки природного материала человеком (лопата, сверло, отбойный молоток и распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально- классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это - обобщающие показатели достигнутого уровня бла­госостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов - упрочение существующей политической власти. Других - ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества. _

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, а также; знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило! свой отпечаток в душе народа, его национальном характере* Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспита­ние, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный! мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания - от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное - театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Дальше или Показать всю главу

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – религиозная, которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

В высказываниях мыслителей о человеке, его сущности выделяются две основные точки зрения – пессимистическая (без веры в лучшее в человеке) и оптимистическая (с верой в человека, его возможности). «Пессимисты», прежде всего, отмечают животную сторону человека. «Оптимисты», напротив, считают, что человек – существо духовное, стремящееся к божественным вершинам сознания и поведения. В человеке переплетается и добро и зло.

Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человек сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.

Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность- это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.);

В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость -расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров.

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации, т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

Человека от животного прежде всего отличает мышление и речь.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей. Мышление – сложнейший вид психической деятельности человека. Одна из основных составляющих этой деятельности – процесс отражения внешнего мира. Мышление всегда активный процесс. Мышление всегда протекает на уровне осознанного.

Речь – форма общения, опосредованная языком (системой знаков, которая существует и реализуется через речь). Речь не только средство общения между людьми, она – орудие мышления.

Речь, язык – универсальное средство формирования и выражения мысли.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека. Основная мыслительная база – чувственный опыт, который анализируется в процессе мышления. Мышление социально, так как для постановки и решения проблемы использует понятия, сформулированные в человеческой практике.

Типы мышления:

Наглядно-образное мышление связано с непосредственным восприятием окружающей действительности. Здесь задействуется кратковременная память (Карты, схемы)

Наглядно-действенное мышление предполагает усвоение определенных действий с реальными предметами (профессии, связанные с физическим трудом)

Понятийное (теоретическое) мышление предполагает решение задачи в уме, с помощью понятий, категорий. Как средство выражения используются символы: термиты, обозначения и т.д.

Образно-теоретическое мышление использует вместо понятий образы, которые воссоздаются при помощи воображения.

Этапы мышления:

1. Формирование задачи, т.е. определение предмета мышления. Задачу диктует определенная потребность.

2. Решение поставленной задачи (мыслительный процесс). Методы: анализ (выявление составляющих компонентов), синтез (объединение компонентов и выявлением существенных связей), сравнение (сопоставление обнаруженных сходств и различий), классификация (группировка по признакам), обобщение (объединение по общим существенным признакам), конкретизация (выделение частного из общего), абстрагирование (выделение одного аспекта и игнорирование других).

Достижение нового знания.

Мышление носит личностный характер. Особенностью мышления выступает эмоционально-волевой характер (мотивы, цели, досада, радость и т.д.)

В философии существует понятие БЫТИЕ , которое обозначает существование чего-либо. Формами бытия выступают:

1. Бытие процессов природы и вещей, произведенных человеком (вторая природа).

2. Бытие человека. Первичная предпосылка – жизнь. Не зря, право человека на жизнь – основа законодательства всех стран и народов.

Но, человек, в отличие от животного, не подчиняется слепо законам тела. Он способен контролировать и регулировать свои потребности. Бытие человека рассматривается как индивидуальное (жизнь от рождения до смерти), так и личностное (включенность в культуру социума).

3. Духовное бытие, то есть внутренний мир человека: сознание, результат его духовной деятельности.

4. Социальное бытие (отношение человека к природе, к самому себе).

Бытие человека тесно связано с его потребностями.

Потребность – состояния индивида, которое возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Выделяются следующие виды потребностей:

Биологические или физиологические (пища, самосохранение, продолжение рода, температурная среда и др.);

Экзистенциальные (безопасность, комфорт, уверенность в завтрашнем дне);

Социальные (труд, познание, общение, престиж, самореализация и др.);

Духовные (творчество, самоуважение).

Социальные и духовные потребности являются вторичными и формируются социумом.

Пирамида потребностей - общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге "Мотивация и Личность".

Выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых – ведет к деградации личности.

В результате осознания потребности формируется интерес, т.е. целенаправленное отношение человека к потребности.

Интересы можно классифицировать по носителю (индивидуальные, групповые, всеобщие) и по направленности (экономические, социальные, духовные и т.д.)

Интерес – важнейший побудитель к деятельности.

Нельзя путать интерес и склонность. Склонность - расположение к чему-либо, отличающееся постоянностью. Интерес направлен на предмет, а склонность – на действие.

Например: интерес к музыке не всегда приведет человека в музыкальную школу, он вполне может оставаться слушателем, а вот склонность сделает вероятным успешные занятия музыкой.

Для реализации интереса и склонности необходимо учитывать способности человека.

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

Деятельность – это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.

Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется.

Особенности:

1. Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, меняя образ жизни.

2. Целеполагание. Сознательная постановка цели, связанная со способностью анализировать ситуацию.

3. Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека.

Будучи одним из аспектов бытия, деятельность воспроизводит социальные связи.

Структура деятельности:

  1. Субъект (человек, коллектив, общество)
  2. Объект (предмет, процесс, внутреннее состояние)
  3. Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, интересы, убеждения и т.д.)
  4. Цель – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие.
  5. Средства и методы.
  6. Процесс (действия)
  7. Результат

Деятельность состоит из действий – процесса, направленного на реализацию цели.

Виды действий (по М. Веберу):

1. Целенаправленные (рационально-поставленная и продуманная цель)

2. Ценностнорациональные (действия по убеждению)

3. Аффективные (эмоциональные)

4. Традиционные (автоматическая реакция на привычный раздражитель).

Становление личности человека происходит в процессе деятельности. Источником развития выступают противоречия между потребностью утвердить себя в обществе и активностью в решении групповых задач. Вследствие разрешения этих противоречий человек проходит через три основных этапа становления личности:

  1. Адаптация (освоение действующих в обществе норм, овладение основными формами деятельности).
  2. Индивидуализация (поиск способов и средств обозначения свой индивидуальности).
  3. Интеграция (одобрение обществом индивидуальных особенностей личности)

Классификация деятельности:

Важнейшие виды деятельности:

Игра – форма деятельности в условных обстоятельствах. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.

Особенность игровой деятельности в том, что она не нацелена на материальный результат.

Учение - приобретение знаний, навыков, умений. Выступает в организованной, неорганизованной форме и в самообразовании.

Труд – социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельности, что способствует их социализации.

Трудовая деятельность характеризуется:

Использованием и изготовлением орудий труда;

Целеполаганием;

Совместным характером деятельности;

Направленностью на преобразование человеческого мира.

Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.

Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько развиты у него способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др.

Общение – это вид деятельности, в результате которого человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми.

Уровни общения:

1. Взаимовосприятие (Коммуникация) (Процесс передачи, уточнения, формирования информации, при котором каждый участник выступает в качестве субъекта общения.) Эффективный обмен информацией возможен, если коммуникатор (тот, кто направляет информацию) и реципиент (принимающий) обладают одной системой кодирования информации.

Взаимодействие (интеракция) –систематические устойчивые действия, направленные на получение ответной реакции со стороны партнера. Компоненты взаимодействия: этика, психологическое состояние. Выражается взаимодействие в сотрудничестве (кооперация) и соперничестве (конкуренция).

3. Понимание (процесс социальной перцепции). Социальной перцепция – способы восприятия, интерпретации и понимания друг друга.

Структура:

А) стереотип – устойчивые упрощенные образы;

Б) эмпатия – способ понимания эмоционального состояния.Формы эмпатии: повторение

  • III. Изучение нового материала. – Что помогает человеку тренировать мышечную систему?
  • III. Каждый человек в отдельности - это тот ближний, которого нужно любить, но его нужно любить по качеству его добра.

  • Биологическая природа человека Выполнили: у ченицы 11 класса Прайс Вероника и Морозкина Мария МОУ «СОШ №6» г. Саранск Учитель биологии Т.А.Карячкина 2012 год

    Человек – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства: класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, в котором до нашего временя дожил только один вид – Человек разумный.

    Экологическое сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы.

    Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.

    Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта.

    Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам.

    Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens ; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

    Таким образом, хотя человек существо социальное, собственно природа всегда будет фактором существования человека, составлять неотъемлемую часть окружающей человека среды, куда входит и искусственно созданная им среда и общественные отношения и институты (социум). Искусственная среда обитания также воздействует на человека, т. е. здесь возникает обратная связь, но она воздействует как на биологические, так и на социальные процессы, протекающие в человеческих популяциях. ВЫВОД

    План

    Вопрос 1. Охарактеризуйте биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объясните характер их взаимодействия………………….3

    Вопрос 2. Почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии……………………………………………………….10

    Список использованной литературы………………………………………………….14

    Вопрос 1. Охарактеризуйте биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объясните характер их взаимодействия

    Хорошо известно, что биологические системы обладают свойствами саморегуляции, то есть способностью перестраиваться в зависимости от внешних воздействий так, чтобы сохранился оптимальный уровень их функционирования.

    Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического.

    С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке представлено как организм, задатки, телесная физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность действовать. С другой стороны, он - творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе.

    Как же связаны эти два начала - природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?

    То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.

    На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.

    В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек - биосоциокультурная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности.

    Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов, но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма. В связи с этим человека нельзя представить как "сгусток социума", нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику соотношения, взаимодействия социального и биологического в организме человека на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей морфологии и функций его организма, физического развития и формирования здоровья и др. В связи с этим возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все эти проблемы особенно актуальны и обусловлены усилением воздействия современного общества, науки, техники на организм и психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе.

    Потребность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук. Биологическое, однако, не является определяющим в человеке. Оно лишь материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей.

    Существуют различные способы регуляции жизнедеятельности клетки, которые можно условно отнести к генетическому, биохимическому и физиологическому уровням регуляции. В пределах каждого из них действуют механизмы, в основе которых лежит последовательность конкретных метаболических процессов. Понять динамические свойства этих регуляторных механизмов можно лишь на основе общесистемного подхода, рассматривающего поведение каждого из элементов сложной системы как результат его взаимодействия с остальными элементами. Одним из наиболее развитых подходов для решения этой проблемы в современной биофизике является математическое моделирование. В соответствующих кинетических моделях отражена динамика изменения концентраций различных составных элементов биологической системы, которая определяется скоростями отдельных элементарных реакций.

    На самом деле переменные в биологических системах изменяются не только во времени, но и в пространстве. В отличие от точечных такие модели называются распределенными (в пространстве). В распределенных системах могут протекать в отдельных точках пространства химические превращения веществ и одновременно происходить диффузия отдельных веществ из объемов с высокой концентрацией в объемы с меньшей концентрацией. Таким образом, связь между соседними элементарными объемами осуществляется за счет процессов переноса. Кроме того, в биологических системах (активные мембраны, ткани, сообщества организмов) существуют и распределенные источники энергии. Такие системы относятся к активным распределенным системам.

    Примером биологического процесса, протекающего в распределенной системе, служит образование структур в морфогенезе из продуктов биосинтеза. Оно происходит не за счет внешних толчков, а самопроизвольно на основе информации, заключенной в оплодотворенной яйцеклетке, в исходно пространственно-однородной среде. Речь идет в данном случае о возникновении в активной распределенной системе стационарных пространственно-неоднородных структур. Другой пример - распространение волн возбуждения в нервном или мышечном волокне.

    Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации. Повторяемость процессов - один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны. Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Исследование простейших моделей показало, что различные типы поведения активных распределенных систем могут быть описаны нелинейными дифференциальными уравнениями в частных производных, где учитываются химические реакции и диффузия реагентов.

    Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой).

    С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин. В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

    В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков - речи, мышления, хождения в вертикальном положении - необходимо человеческое общество, социальное окружение.

    Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде - ближайшему окружению ребенка. Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. У некоторых видов, например мотыльков или бабочек, этот генетический план строго определен и практически не допускает сколько-нибудь существенных изменений в строении тела или поведении. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограмми­рованных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны значительно его ускорить.

    Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость - все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических по­требностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться ком­понентами научения. Средовые влияния могут задерживать или стимулиро­вать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формиро­ванию сложных навыков.

    Некоторые процессы развития, такие как пренатальный рост плода, носят преимущественно биологический характер, в то время как другие происходят главным образом под влиянием окружающей среды. Яркими примерами такого влияния могут служить изучение чужого языка во время проживания за рубежом или усвоение речевой манеры и артикуляции членов семьи, в которой живет человек. Однако развитие человека большей частью не укладывается ни в одну из этих двух категорий, поскольку предполагает взаимодействие биологического и социального начал. Кроме того, окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной, рабочей и т. д.), которые постоянно взаимодействуют между собой и влияют на развитие через это взаимодействие.

    Вопрос 2. Почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии

    Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук - к данным психологии. Однако междисциплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность - в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены в России академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы человека, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития - Человек разумный - наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология.

    Поэтому, по крайней мере, в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляется, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возможно, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним - комплементарным - концентром синтетического человекознания, новой и более объективной науки о человеке и его развитии.

    Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем он неповторим, как и любая человеческая личность.

    Жизнь человека коротка и непредсказуема и всю свою историю человек пытается противопоставить этой непредсказуемости нечто определённое, предсказуемое. Долгое время за опору бралась религия, являвшейся идеальной моделью бытия. Соблюдая эту модель, человек мог рассчитывать на определённую степень предсказуемости в жизни (воздаяния и наказания по делам) и после смерти.

    Однако, с приходом эпохи Просвещения, Бог постепенно замещался Человеком. Точнее, всемогущество Бога – всемогуществом человеческого Разума. Как это обычно бывает в истории, человек сначала разрушил «старое», и только потом приступил к освоению «нового». В итоге, к началу XIX века (условная дата завершения эпохи Просвещения) оказавшись в «тёмном мире», с «пустым» небом и незрелой наукой.

    Опору теперь стали искать в науке как в чем-то высшем и независимом от человека, хранящем знания и истины, выходящие за пределы ограниченного человеческого бытия. Сложность состояла в том, что наука сама была созданием человека. Для того чтобы служить человеку опорой, чтобы рассматриваться как абсолют, наука должна была быть отделена от человека. Она должна была предстать в идеале, как нечто, не зависимое от человека, безличное, объективное и внечеловеческое. И хотя сама задача независимости науки от человека никогда не ставилась, наука вырабатывает свой собственный безличный язык со своей собственной системой обоснований и доказательств, представляя себя как некое безличное, внечеловеческое и истинное в данный момент времени знание, - эти особенности знания и составляли то, что определялось как объективность науки.

    Одновременно в науке, как создании человека, не может не присутствовать след человека, делающего эту науку, но наука делается не только человеком, но и для человека, она должна ему соответствовать. Эти характеристические особенности науки - след в ней человека и ее соответствие человеческим масштабам - можно определить, как свойство науки иметь человеческую размерность. Смысл созданной человеком науки (или человеческого познания) в открывании и изучении законов природы и окружающего мира, но кто сказал, что наш мир живёт по законам? Л.Шестов писал об этой особенности науки: «Наука не констатирует, а судит. Она не изображает, а творит истину по своим собственным, ею же созданным законам. Наука, иначе говоря, есть жизнь перед судом разума. Разум решает, чему быть и чему не быть. Решает он по собственным - этого нельзя забывать ни на минуту - законам, совершенно не считаясь с тем, что он именует "человеческим, слишком человеческим". Всю историю науки человекоразмерность проникала в научное знание. Математизация физики, введение абстрактных математических структур есть ни что иное, как субъективное желание получить стройную, калькулируемую научную теорию. Идея генезиса - наследования - остаётся основополагающей в физике до сих пор, а понятие нового получает свою интерпретацию через фактор человеческого действия, через свойство использования. Целеполагание - основной человеческий фактор в обосновании теории и выборе правильной, при наличии нескольких неабсурдных вариантов. На сегодняшний день, при любых попытках дать обоснование общим положениям современной науки, обращение к её человеческой природе неизбежно. Ведь именно человек создаёт науку исходя из критерия познаваемости её человеком. Внутри научной деятельности и её результатов всегда можно отыскать некие включения, имеющие своей основой и источником человеческую субъективность. Они не являются искажениями научного знания, просто сама объективность и развитие этого знания обосновываются диалогичностью человеческого мышления. Сама наука, как объективная деятельность, обосновывается в своей объективности через человека, через его способности к диалогичности и целеполаганию. Последовательное объективное обоснование науки происходит именно через её, науки, человекоразмерность.

    Список использованной литературы

      Библер В.С. От наукоучения - к логике науки. - М., 1991.

      Иванова Р.И. Предмет и метод права социального развития. – М.: Изд-во МГУ, 1993

      Платонов Д.И. Право социального обеспечения. – М., 2001

      Алешин А.И., Аршинов В.И., Величковский Б.М., Городецкий Б.Ю. Философско-методологические проблемы специальных наук // Вопросы философии, 1988, 6, с. 48 - 67.

      Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки // Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32.

    На планете среди других существ людям принадлежит уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества - социальной сущности. Это означает, что уже не биологические механизмы, а в первую очередь общественное устройство, интеллект, производство, труд обеспечивают выживание, всесветное и даже космическое расселение, благополучие человечества. Социальность, однако, не противопоставляет людей остальной живой природе. Приобретение этого качества указывает лишь на то, что отныне историческое развитие представителей вида Homo sapiens, т.е. человечества, подчиняется законам общественного, а не биологического развития.

    Человек остается включенным в систему органического мира. Этот мир складывался и развивался на протяжении большей части истории планеты независимо от человеческого фактора, более того, на определенном этапе своего развития он этот фактор породил. Человечество составляет своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют его биологическое наследство. Биологическому наследству, формировавшемуся в процессе эволюции жизни, отводится видная роль в патологии человека. Крупный отечественный патолог И. В. Давыдовский писал, что естественность и законность болезней вытекают из основных свойств жизни, а именно из универсального и важнейшего свойства организмов - приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. По его мнению, полнота такого приспособления и есть полнота здоровья.

    Развитие жизни в одной из ее ветвей привело к появлению современного человека, объединяющего в себе биологическое и социальное. Характер взаимоотношения социального и биологического в человеке нельзя представить как простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинение одного другому. Особенностью человеческого биологического является то, что оно проявляется в условиях определяющего действия законов общественного развития. Биологические процессы с необходимостью совершаются в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. Вместе с тем эти процессы в популяциях людей не дают результата, закономерного и обязательного для популяций остальных представителей мира живых существ.

    В качестве примера обратимся к процессу эволюции, которым в конечном итоге обусловливаются биологические механизмы главных уровней организации жизни - молекулярно-генетического, клеточного, онтогенетического, популяционно-видового, биогеоценотического. Генофонды популяций людей и в настоящее время изменяются в результате мутаций, комбинативной изменчивости, неслучайного подбора брачных пар, дрейфа генов, изоляции и некоторых форм естественного отбора. Однако благодаря действию в социальной сфере естественный отбор утратил здесь свою важнейшую биологическую функцию - видообразование. В таком случае среди людей исключается возможность завершенного эволюционного цикла путем достижения закономерного биологического результата - появления новых видов рода Человек. Сохраняющееся же действие элементарных эволюционных факторов, перечисленных выше, оборачивается в отношении человеческих популяций необычными с эволюционно-биологической точки зрения последствиями (например, не имеющим по масштабам равных в других видах организмов генетическим и, следовательно, фенотипическим разнообразием).

    Знакомство с уже обширными, но еще мало систематизированными материалами, касающимися естественнонаучной стороны проблемы человека, указывает на неуклонный рост интереса к биологическим основам жизнедеятельности людей. Отчасти это обусловливается успехами биологической науки, открывающими перспективы активно влиять на ход многих физиологических процессов в организме. В немалой степени это связано с тем, что в условиях современной энергетической и технической оснащенности воздействие человечества на биосферу оказывается по своим результатам таким, что уже невозможно, даже с медицинской точки зрения, дальнейшее игнорирование людьми своей собственной биологии, своего биологического наследства.

    © 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели