Как появилась земля библия. Как Бог создал Землю? Сотворение мира Богом из ничего

Как появилась земля библия. Как Бог создал Землю? Сотворение мира Богом из ничего

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.

И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле... и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его...

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт. 1, 1-31; 2, 1-3, 7-9)

Итак, великолепен был Божий мир, данный в жилище человеку. Роскошна была природа, окружавшая его; щедро рассыпала она перед ним дары свои. Жить и блаженствовать - вот что было назначением человека: для этого-то и вызван он был из небытия Всемогущим, Всеблагим, Всеправедным, а потому и Всеблаженным Богом, восхотевшим разделить Свое блаженство со Своим возлюбленным созданием - человеком.

Вот и причина его создания, а вместе с тем и начало его отношений к Творцу своему. Отношения же эти, получив начало от Безначального и Бесконечного Бога Самого, не будут никогда иметь и своего окончания.

Но все дело в том, что, дав жизнь человеку, Бог дал ему вместе с тем и свободную душу, хотя и созданную по образу и подобию Божию, но свободную по собственной воле направлять свои отношения к Богу и в добрую, и в недобрую сторону.

Как же употребили люди эту данную им беспредельно-возвышающую их свободу? В какие отношения к Богу поставили они себя и состоят?

Проследить историю отношений между Творцом и созданием можно в священных книгах, написанных богодухновенными людьми. Имя этим книгам - Библия, или сказания о жизни людей от их сотворения до воплощения Сына Божия на земле (Ветхий Завет) и от Рождества Спасителя мира, Иисуса Христа, до Его крестной смерти ради искупления употребившего во зло свою свободу человечества (Новый Завет, Евангелие).

Из этого-то священного источника - Божественного Откровения и предлагаются «Библейские рассказы», доступные для ознакомления с историей союза или общения Бога с людьми, которая должна составлять начальную и главную науку человека - ради того, чтобы при сознательном изучении отпадения его от Бога или разобщения его с Богом и вместе с тем неустанного привлечения его Богом к Себе научиться направлять себя к возвращению в потерянный рай - вечное Царство своего Небесного Отца.

Сотворение мира Богом - это предание, с которого начинается первая глава Библии. О сотворении мира в той или иной форме говорят все без исключения религии мира, подтверждая тот факт, что мир не возник случайно

Сотворение мира по Библии.

Библия описывает сотворение мира очень кратко. Это описание не расчитано на конкретное историческое время и расчитано на понимание людей всех времен и разного образования. Поэтому сотворение мира выражается символами, очень емкими по значению, и не всегда правильно понимаемыми нами. Так, например, слово “йом” (переведенное словом “день”), в древнееврейском языке может означать, как непосредственно “день”, так и неограниченный период времени. В пользу последнего варианта некоторые исследователи Библии приводят слова апостола Петра: “… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8)”, хотя возможно и прямое значение этого слова.

История сотворения мира. Сотворение мира из ничего

В Священном Писании и стория сотворения мира начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю". Понятия "небо" и "земля" в данном случае не следует воспринимать буквально. "Небом" здесь названы "силы небесные", то есть мир ангелов - светлых духов, исполняющих Божью волю. Дословно "ангел" - значит "вестник". А словом "земля" обозначено абстрактное пространство (возможно Вселенная). Эта "земля" была "безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". И сказал Бог: "Да будет свет" - и явился свет. Бог отделил его от тьмы и назвал свет днем, а тьму - ночью. "И был вечер, и было утро, день один". Отличительной особенностью Бога-Творца является сила Его Слова: только Ему было подвласно сотворение мира из ничего, только Слово способно вызывать к существованию несуществующее и мертвое возвратить к жизни - никому в мире, кроме Него, это неподвластно.

Во второй день Бог создал "твердь", которую назвал небом (собственно, небесный свод), и “отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью". Так появились воды земные и воды небесные, способные проливаться на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша". Сушу Он назвал землею, а "собрание вод" - морями. "И увидел Бог, что это хорошо". Затем Господь сказал: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле".

В четвертый день создал Бог солнце, луну и звезды "для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов".

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Господь благословил их и повелел им "плодиться и размножаться".

Сотворение человека Богом

В шестой день Бог сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" и сотворил мужчину и женщину. Сотворение человека по образу и подобию Божию подразумевает не внешнее сходство, а присутствие "образа Божия" в душе человека, т. е. - сходство внутреннее. И Господь сотворил человека, образовав его "из праха земного", то есть из глины, и "вдунул в лицо его дыханье жизни, и стал человек душою живою". Имя первого человека было Адам, что по-древнееврейски значит "человек", однако иногда это имя переводят как "слепленный из красной глины".

В стране Эдем Бог насадил сад невиданной красоты и изобилия (в русском переводе Эдемский сад назван "Раем") и поселил там Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Затем Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему". Он создал зверей и птиц - и привел их к Адаму. Адам дал им всем имена (Согласно древним преданиям Адам был способен понимать язык зверей и птиц, видеть их свойства и повелевать ими в прямом смысле слова). Но среди птиц и животных "для человека не нашлось помощника, подобного ему". Тогда Господь погрузил Адама в глубокий сон, и пока тот спал, вынув у него одно ребро, сотворил из ребра женщину. Впоследствии она получила имя - Ева (“жизнь”), но поначалу Адам назвал ее просто женою, сказав: "Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою: ибо взята от мужа своего". Бог благословил первых людей и сказал им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею".

В седьмой день от начала сотворения мира Бог "почил от всех дел Своих". Этот день был назван "суббота", что означает "покой", и установлен в качестве праздника - для отдыха и служения Богу. Так произошло сотворение человека Богом.

О существовании ангелов задолго до сотворения человека говоритят слова Господа к Иову: “… где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд , когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов.38:4-8)”

Теурсты, николя, муриоше и дух смерти Анку

Японские духи и демоны

Последняя битва Энея

Философия и философы Нового времени

Собственный бизнес - с чего начать

Люди делятся на два типа: те, кто работают в найме, и те, кто ищут себя в предпринимательстве и реализуют...

Статуэтки Ушебти

Ушебти - древнеегипетские погребальные статуэтки, как правило со скрещенными на груди руками, иногда с орудиями труда. Назначение ушебти - обеспечение покойного пропитанием...

Цена квартиры

Очень часто, когда нужно оценить реальную стоимость жилья, многие начинают путаться. Ведь иногда крайне тяжело решить какая стоимость будет...

Лемурия – континент Му

Лемурия имеет еще одно название, которое употребляется реже – континент Му. Об этой удивительной цивилизации, как и о затерянной...

Курская битва - переломный момент

Общий замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. ...

Библия начинается повествованием о сотворении мира. «В начале сотворил Бог Небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1-2).

Сотворение Неба – невидимого мира

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил Небо, то есть духовный, невидимый мир или мир Ангелов. Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собой по степени совершенства и по роду своего служения, и разделяются на девять ликов или чинов, которые составляют три ступени иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней иерархии Власти, Господства и Силы. В третьей, более близкой к нам, Ангелы, Архангелы и Начала.

Все Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал насильно принуждать любить, поэтому Он предоставил Ангелам свободу выбора: жить в Боге, любить Его и друг друга, или нет.

Один, самый высший и могущественный Ангел, по имени Денница (Люцифер), возгордился своим могуществом и силой и отверг волю Божию – любовь и жизнь в Боге. Он сам захотел стать Богом. Он начал клеветать на Господа, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, сатаной. Слово «диавол» значит «клеветник», а слово «сатана» – «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собой много и других Ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами или демонами.

Тогда выступил против сатаны один из высших Ангелов Божиих, Архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них.

Но не могла злая сила устоять против Ангелов Божиих, и упал сатана, вместе с бесами, как молния, вниз с духовных Небес. Место их пребывания в низших областях духовного мира стало именоваться преисподней или адом. Там падшие духи мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они по своей нераскаянности так утвердились во зле, что уже не могут стать добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы отвратить от Бога.

Так возникло зло в Божием творении. Однако Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, имеющая самостоятельное бытие, подобная Богу или силам мира, но оно есть уклонение живых существ от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, Его заповедей и естественного нравственного закона, начертанного в сердце каждого человека (совести). Это нарушение еще именуется грехом.

Ангелы, оставшиеся верными Богу, с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла – не могут грешить, потому и называются святыми Ангелами. «Ангел» – греч. «вестник». Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.

Сотворение земли – видимого мира

После сотворения Неба – невидимого, Ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них.

Бог создал мир не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». По всей вероятности, эти «дни» творения не были обычными днями, в двадцать четыре часа, поскольку обычный день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца. Библия написана пророком Моисеем на древнееврейском языке, а на этом языке и день, и период времени выражаются одним словом «йом». Поэтому точно знать, какие это были «дни» невозможно, тем более что известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8; Пс. 89, 5). «Какого рода эти дни – представить нам или крайне трудно или невозможно; а тем более говорить о том… Но мы должны верить тому без колебания» – писал святитель Августин Иппонский.

Итак, сначала созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмой, и Дух Божий носился над ней, давая ей живоносную силу.

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. В еврейском подлиннике слово «Бог» в этом месте Писания поставлено во множественном числе – «Элогим», т. е. Боги (ед. число Элоах или Эль – Бог), а слово «сотворил» – «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Святой Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги (Три Лица Святой Троицы) Небо и землю».

Первый день творения

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы».

Предметом творения первого «дня» является свет. «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1, 3). Приблизится к пониманию природы этого света нам может помочь современная наука. В XX веке научный взгляд на происхождение Вселенной стал отождествляться с так называемой теорией «Большого взрыва». Кратко ее можно описать следующим образом.

Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. Вселенной, как таковой, не существовало. Существовала лишь праматерия, о первоначальном состоянии которой наука ничего не знает, да и вряд ли будет когда-нибудь что-либо знать. Вся материя, вероятно, находилась в плазматическом, сверхсжатом состоянии, при котором отсутствовали даже атомы, а существовали в неописуемом хаосе только элементарные частицы. И вот, в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, и явилась ослепительная вспышка света – огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной также быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем – молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Взорвавшись примерно 20 миллиардов лет назад, Вселенная все еще расширяется, создавая, таким образом, все большее и большее пространство. Такова в кратких чертах господствующая в науке теория «Большого взрыва».

Если эта теория окажется верной, то она, как никакая другая теория в прошлом, близко стоит к тайне того света, который по воле Божией явился в первый творческий день.

А пока можно предположить, что явившийся по слову Творца свет был тем первозданным веществом, которое, как утверждают ученые, появилось в результате «Большого взрыва» и из которого затем произошла Вселенная. «И отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1, 4). Когда из праматерии стало образовываться вещество в том виде, в каком мы его знаем, то, как мы уже упоминали выше, не все элементарные частицы перешли в это состояние материи, большинство из них осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Ученые предполагают, что на каждую ядерную частицу вещества приходится миллиард фотонов и миллиард нейтрино – элементарных частиц лучевой энергии. Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большей своей массе остается невидимой для человеческого глаза.

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). Это и был первый день мира.

Второй день творения

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1, 6-8). Второе творческое повеление образует твердь. Под «твердью» (видимым небом) может пониматься как воздушное пространство (атмосфера), так и межпланетное космическое пространство. С точки зрения гипотетического наблюдателя, находящегося на Земле, происхождение тверди, или видимого неба, можно представить так.

Неизмеримо громадная масса первозданного водообразного вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, и стало «твердью»; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения так, что они не сталкиваются между собой и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью – это новосозданные водообразные шары, которые потом окрепли и с четвертого дня творения заблистали и заискрились на небосводе (звезды); а вода под твердью – это планета Земля. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм.

К этому же творческому периоду, вероятно, относится и начало образования атмосферы нашей планеты. Она также вполне может быть наименована «твердью», т.к. защищает Землю от воздействия жестких космических излучений.

Третий день творения

Далее земля получает такое устройство, что на ней уже является жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. Творческое действие третьего дня можно предположительно представить себе в следующем виде.

Земля все еще была сплошным морем. Тогда сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так» (Быт. 1, 9). Сгустившееся и постепенно охлаждавшееся вещество в одних местах поднималось, в других опускалось; возвышенные места обнажались от воды, делались сушей, а углубления и впадины наполнялись сливающейся в них водой и образовывали из себя моря. «И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морем: и увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 10). Но земля не обладала еще тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, лишь голые скалы мрачно смотрели на вместилище вод. Но вот, когда совершилось распределение воды и суши и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее – в виде растительности: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1, 11-13).

Четвертый день творения

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1, 14-19).

За образованием земли следует устройство светил небесных. Творческое повеление «да будут светила», очевидно, равнозначно прежним повелениям Творца: «да будет свет... да соберется вода», то есть не как первоначальное творение, а как творческое образование предметов. Так и здесь надо понимать не как новое создание, а только полное образование тел небесных.

В этот период по Слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы, которые уже начали зарождаться во второй день. Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получили свое завершение.

Возможно, речь здесь также идет о том, что в этот «день» земная атмосфера приобрела прозрачность, так что сквозь нее стали видны солнце, луна, звезды и иные космическое объекты. И для гипотетического наблюдателя, находящегося на Земле, все выглядело именно так: явились «светила на тверди небесной».

Пятый день творения

В пятый день мира, по слову Божию, были созданы животные, живущие в воде и летающие в воздухе, то есть появились в воде рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, а над землей, по тверди небесной, полетели птицы. Творческое повеление Божие образует эти виды тварей из стихий земных. В их появлении видна особая образовательная сила Творца – в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа. Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в их собственность ту силу, чрез которую они получили свое бытие, т. е. дает им способность производить от себя новые подобные существа, каждый по роду своему.

Шестой день творения

В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека – мужчину и женщину по образу и подобию Своему, то есть по духу похожими на Себя.

Как для произведения рыб и водных гадов Господь обращался к воде, так равно и для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что Господь дал земле живительную силу.

В шестой день творения земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека – царя природы.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26-27). Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других существ.

Так закончилась история творения и образования мира. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1, 31). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2).

В следующий затем период, то есть в седьмой день мира, который, как учат Святые Отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот день, и назвал его субботой (евр. «шаббат»), то есть покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот свободным от житейских дел – праздником.

По окончании творения Бог, предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по законам природы), но в то же время Он непрестанно заботится обо всем сотворенном, подавая каждому творению то, что ему необходимо для жизни. Такая забота Бога о мире называется Промыслом Божиим.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 1, 1-31; 2, 1-3 .

Кратко дни творения можно представить в виде таблицы:

1. Свет, отделение его от тьмы

2. Видимое небо, воздух

3. Отделение суши от воды и создание земли, морей и рек; растительный мир: трава и деревья

4. Солнце, луна и звезды на небе

5. Рыбы и птицы

6. Звери и человек

Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

Сотворение Мира. Микеланджело

Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

Шесть дней сотворения мира.

Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

Первый день Сотворения мира.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

Второй день сотворения мира.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

Третий день сотворения мира.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.


Густав Доре. Сотворение мира

Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет - и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Четвертый день сотворения мира.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.


Сотворение Мира - день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы - и, в целом, сведены к природной реальности.

Пятый день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.


Сотворение мира. Якопо Тинторетто

И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

Шестой день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo . Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует . Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что , на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике : Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован . Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …» . В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль .

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

Библия говорит нам о том, что Бог сотворил мир в течение 7 дней , но надо помнить, что под названием «дни» надо понимать не наши земные дни. Наш земной «день» или сутки -- это 24 часа, в течение которых земной шар поворачивается вокруг своей оси, и то одна, то другая его части оказываются освещенные солнцем. Это мы называем днем (светлая часть суток) и ночью (темная). Но солнце было сотворено Богом лишь на четвертый «день» творения, поэтому семь «дней» Библии это, как считают богословы, семь отрезков времени, в которые Создателем было создано все видимое и невидимое. Нам надо запомнить последовательность этих семи «дней» и то, что было в них сотворено из ничего Господом Богом.

Еще перед началом создания мира видимого Бог творит мир невидимый. Это мир невидимых Божьих слуг, .АНГЕЛОВ. Именно «здесь» они обитают. После предательства Бога частью ангелов и превращения их в бесов (демонов, противников Бога), они тоже стали существовать в этом невидимом мире. А после того, как стали умирать люди, их души также стали обитать в этом невидимом мире, сотворенном Богом до начала создания видимого мира.

После того, как появился невидимый мир, Бог начинает творить видимый. Вот последовательность этого творения.

1-ый «День». В первый «день» Бог повелевает появиться «свету». Но не привычному нам свету солнца или электрической лампочки, а некой ЭНЕРГИИ, которая лежит в основе всего видимого мира и которую мы будем называть «свет».

2-ой «День». Бог творит «твердь». То есть все окружающее нас пространство. Как художник вначале готовит краски, которые потом превратятся в рисунки людей, строений, животных.

3-ий «День». Творец начинает, подобно художнику, «рисовать» «красками»- «твердью» наш мир. Он создает нашу планету Земля. Сушу и океаны на ней. Зелень, траву и деревья.

4-ый «День». Бог создает солнце, луну и звезды.

5-ый «День». Бог создает на Земле пресмыкающихся, насекомых, слизняков, рыб и птиц.

6-ой «День». Бог творит животных. И,наконец, в заключение, людей. Мужчину Адама (в переводе с еврейского языка - «земного»), и Еву («мать всех людей»).

7-ой «День». Про этот «день» Библия говорит, что Бог, благословя Свое творение, то есть дав ему Свою Божественную силу для спокойной,безопасной жизни, «почил», как бы мы сказали, стал "отдыхать". Но Бог не человек, Он не может устать. Библия имеет ввиду то, что Бог перестал творить. В седьмой «день» должно было совершиться важное событие. Люди, созданные Богом, должны были утвердиться в своем добровольном послушании Ему. А еще «покой» или «отдых» Бога в седьмой «день» напоминают нам о том, что седьмой «день» нашей обычной недели необходимо посвящать не работе и делам, а Богу: посещать храм, молиться, исповедоваться и причащаться.

Проверочные вопросы:

1.В какой «День» Бог творит Землю?

2.В какой «День» Бог создал Солнце?

3.В какой «День» были сотворены люди?

4.Что создал Бог в первый «День»?

5.Что создал Бог во второй «День»?

Проверочное задание: нарисуйте любой из дней творения, так как вы это понимаете.

Новые понятия: творение из ничего, бесы, первозданный «свет», «твердь», первые люди (Адам и Ева). Благословение Бога.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели