Естественная иерархия. Иерархия естественных наук Естественная иерархия

Естественная иерархия. Иерархия естественных наук Естественная иерархия

Когда лежишь в снегу и пытаешься закрывать голову руками, чаще всего пытаешься как-то структурировать произошедшие события и выяснить, почему ты тут оказался, почему ситуация дошла до прямого конфликта и зачем это нужно нападающим.

Если отбросить всю шелуху оправданий и лицемерия, если перестать оправдывать агрессора и перекладывать вину на алкоголь, воспитание и сложную ситуацию в стране, ответ будет не самым обнадеживающим: тебя бьют, потому что ты слаб.

Обезьяна видит, обезьяна делает. Обезьяна видит возможность проявить силу, обезьяна ее проявляет. Можно обвинять ее, можно называть ее нецивилизованной и бессмысленно жестокой, но когда кто-то получает возможность проявить силу, немногие способны остаться человеком.

Интернет и социальные сети дают такую возможность всем, и поэтому мы имеем счастье наблюдать, как жирная туша насилия и агрессии переползает из подворотен и круглосуточных ларьков в огромный информационный бассейн. Больше не нужно рисковать, чтобы покормить обезьяну внутри. Больше не нужно быть смелым, чтобы быть плохим. У нас появился целый вагон возможностей для кибер-насилия.

Главное его преимущество – в том, что агрессор почти всегда остается недосягаем и в случае чего может оправдаться тем, что «это просто интернет». Степень личной ответственности снижается настолько, что оправдать себя можно практически за любой акт кибер-агрессии — от безобидного оскорбления в комментариях под фотографией до распространения личной информации жертвы без ее согласия.

По приблизительным подсчетам петербургской полиции за первые 6 месяцев этого года сексуальному шантажу в соцсетях подверглись около 6.000 человек. Но с заявлением к правоохранителям обратились около трехсот девушек, которым предлагали простой выбор: за то, чтобы их интимные снимки не попали в открытый доступ, нужно было заплатить или оказать шантажисту «сексуальную услугу».

Прогремевшая на весь Интернет акция собрала невообразимое количество оскорбительных и унизительных для жертв комментариев. Девушек называли «пуховыми овцами», обвиняли во лжи и написании фанфиков.

Стремление к доминации живет в каждом из нас, и каждый из нас будет рад поставить себя выше кого-то другого — побив, если хватит сил, публично унизив и высмеяв, если хватит обаяния, анонимно заклеймив и оскорбив, если представится такая возможность.

Культура насилия целиком строится на праве сильного, которое, в свою очередь, регулирует некую «естественную» иерархию: чем чаще агрессор доказывает, что он сильный и чем чаще унижает слабых, тем ближе он к вершине пирамиды.

И, конечно же, унижая тех, кто хочет вырваться из закрепленного для них места внизу пищевой пирамиды, он не просто ставит своих жертв на место, но и сам приподнимается чуть выше. Это закрепление слабых за своим положением, за своей социальной ролью, является основой патриархальной системы ценностей, которая неразрывно связана с культурой насилия.

Наше общество веками выстраивалось с позиций патриархальности. В нем поощрялось не только насилие, но и закрепление права на насилие у определенных групп. Мужчине практически всегда позволено менять свое положение в пирамиде. Проявляя силу, он действует в тех же рамках патриархальной культуры насилия, что и поддерживает само существование пирамиды.

Если копошение происходит у ее основания — женщины грызутся с женщинами, дети с детьми — общество склонно воспринимать это как норму. Но если тот, за кем закреплена роль жертвы, пытается сбросить с себя это ярмо, он подвергается еще большему давлению.

Это не означает, что положение полностью безнадежное — патриархальная культура получает все больше и больше тычков в лицо по всему миру, но до счастья, равенства и братства еще очень далеко. Пирамида находится в постоянном движении с тех пор, как какие-то парни вроде Боккаччо или Мора начали рассуждать о гуманизме, и хорошенечко встряхнулась, когда советы завалили царя и потоптали его самодержавный огород.

Мы поддерживаем пирамиду своим молчаливым согласием и принятием насилия как метода социального и личностного утверждения. Не только физического насилия, но и устного, нравственного, и, конечно же, интернет-насилия. И недостаточно просто уметь защитить себя: рядом с нами множество людей, которые не могут справиться c это жестокостью сами.

Человек обычно задействует свои самые сильные стороны, особенно когда самореализуется за чужой счет, так что он как минимум хорош в том, что делает — пинает ли он мальчишку из младших классов или пишет в интернете о том, что гомосексуальность противоестественна. Но если другого выхода нет — что поделать, иногда придется вступаться за слабых даже без надежды на успех.

Кто-то все время пытается вырваться, изменить свое положение в пирамиде, перестать быть тихой жертвой или забраться еще выше. Так что при любой возможности пнуть по этой пирамиде – надо пинать, при любом поползновении человека согнуть спину под тяжестью права сильного – надо действовать. Ставя себя на один уровень с жертвой и помогая ей, мы уже вытаскиваем по кирпичику из этой мерзкой пирамиды.

Иллюстрации:

Естественные науки на рис. 1.1 представлены в виде непересекающихся прямоугольников, что на самом деле не совсем верно. Хорошо известно, что между естественными науками существуют достаточно широкие пограничные области, в которых «хозяйничают» науки - «гибриды», такие как математическая физика, физическая химия, биофизика, биохимия, геофизика и многие другие. Напрашивается вопрос: а есть ли вообще в естественных науках «непересекающаяся» информация? Другими словами, все ли естественные науки одинаково фундаментальны или одна из них в будущем, возможно, «поглотит» остальные?

Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться в различиях между естественными науками, которые имеют место в настоящее время. Различия эти связаны с тем, что материя в природе имеет различные уровни организации, которые, так же как и культура, образуют иерархическую структуру. На самом глубоком уровне находятся элементарные частицы и фундаментальные физические поля, посредством которых эти частицы взаимодействуют. Изучением таких объектов занимается современная физика. Однако в более широком смысле к физике относят все те явления и процессы в природе, описание которых опирается непосредственно на энергию взаимодействия между отдельными частями рассматриваемой системы и между системой и окружающей средой. Энергия взаимодействия - это то общее, что есть и в механике, и в электромагнетизме, и в термодинамике, и в квантовой физике. В философии для обозначения материальной структуры, которая на данном иерархическом уровне организации материи считается элементарной (неделимой) используется термин субстрат. Таким субстратом для физики являются частицы (не обязательно элементарные), взаимодействующие посредством физических полей.

На более высоком уровне структурной организации материи располагаются атомы, представляющие собой устойчивые образования из элементарных частиц и полей. Описывать взаимодействие атомов, особенно сложных, с помощью законов физики - очень неблагодарный труд из-за резко возрастающей сложности математических расчетов. Кроме того, и это оказывается самым главным, результаты таких расчетов часто трудно интерпретировать. В то же время, перейдя на другой «язык» - язык химии, можно без труда описать практически все известные процессы с участием атомов. Таким образом, в химии не интересуются внутренней структурой атомов, а считают их элементарными (неделимыми) объектами химических процессов. Другими словами, субстратом химии являются атомы.

Химия изучает процессы образования и превращения молекул. Молекулы, как известно, отличаются огромным разнообразием: от простейших, типа Н2, СО2 или Н2О, до сложнейших органических молекул, состоящих из сотен тысяч и миллионов атомов. Однако, существует класс органических молекул - так называемые биополимеры (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды), поведение которых обнаруживает особые свойства, в первую очередь, самоорганизацию и самовоспроизведение, которые лежат в основе биологических процессов в природе. Поэтому субстратом биологии являются биополимеры.

Эту иерархическую лестницу можно продолжать и дальше, за пределы естествознания. Например, в социальных науках элементарной структурой, или субстратом, является человек.

Мы сознательно начали рассмотрение этого вопроса с физического субстрата, хотя если включать математику в состав естественных наук, следовало бы поговорить и о субстрате математики. Таким субстратом, очевидно, является единица, ибо все остальные числа - это разное количество единиц или же их отсутствие. Однако, не все ученые согласны с тем, что математика - это естественная наука, так как она изучает не сами материальные объекты, а пространственные и количественные соотношения между ними, выраженные в абстрактной, обобщенной форме.

Обратимся теперь к проблеме фундаментальности естественных наук, которая фактически сводится к ответу на вопрос: возможно ли в будущем описать социальные процессы на языке биологии, биологические - на языке химии, химические - на языке физики, а самое физику представить в виде простых математических соотношений? При положительном ответе на этот вопрос мы приходим к понятию редукционизма, под которым понимают возможность сведения сложных явлений к более простым, более элементарным. Редукционизм являлся и является весьма мощным методологическим принципом в науке, с его помощью были получены важные результаты, позволившие связать, казалось бы, совершенно различные явления. Например, электромагнитная картина мира установила единую природу электрических, магнитных и оптических явлений.

Однако, как показало развитие науки, возможности редукционизма не беспредельны. Оказывается, далеко не всегда поведение сложной системы можно свести к простой сумме поведения ее компонентов. Сложные системы, начиная с определенного уровня организации своей структуры, обнаруживают новые качества, которые не могут быть даже описаны с помощью тех характеристик, которыми пользуются для описания отдельных частей системы. Например, свойства здания, построенного из кирпичей, нельзя свести к свойствам кирпичей, хотя бы потому, что из одних и тех же кирпичей можно построить совершенно разные здания. Точно так же из одних и тех же букв алфавита можно составить совершенно разные слова, а значит «свойства» слов не вытекают из «свойств» составляющих их букв. Таких примеров появления нового качества при переходе от простых объектов к сложным можно приводить до бесконечности.

Таким образом, разделение на гуманитарные и естественные науки, на физику, химию, биологию не является временным, а имеет принципиальный характер и, скорее всего, в том или ином виде сохранится в будущем.

Иерархия - это принцип, определяющий распределение элементов системы по уровням в зависимости от общности функций (свойств) этих элементов и силе оказываемого влияния на другие элементы. Стандартное иерархическое взаимодействие между элементами системы осуществляется в порядке от высшего к низшему, иными словами, в системе выделяются управляющие уровни и элементы и управляемые, которые от них зависят. Термин «иерархия» вплоть до середины XIX в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. Причем предполагалось, что те, кто находятся на верхних уровнях церковной иерархии, обладают наивысшей (священной, непререкаемой) властью именно в силу нахождения наверху. В дальнейшем этот термин стал употребляться для характеристики структуры сложных многоуровневых структур, в том числе и организационных, но с определенными оговорками, конкретизирующими понятия естественной и организационной (искусственной) иерархии.

В основе естественной иерархии лежит неравенство, вытекающее либо из природных предпосылок (сила, ловкость, хитрость), либо из неких заданных параметров (технические функции). В силу различия в своих свойствах и параметрах элементы совокупности не могут исполнять необходимые функции одинаково (с точки зрения количества, качества, скорости и т.д.) и в процессе деятельности в системе происходит распределение по уровням, на высших из которых оказываются самые способные или те, которых извне наделяют управленческими функциями.

Примеры естественных иерархических систем: биологическая (человеческий организм, в котором на вершине иерархии - мозг), популяционная (стая волков); техническая (компьютер, «во главе» иерархии которого - процессор, обладающий заданными извне техническими функциями).

Если говорить о человеческих сообществах, то естественная иерархия чаще всего складывается в неформальных группах (друзья), а также в так называемых харизматических (простых) и, отчасти, союзных организациях. В этих случаях иерархия, в самом деле, выстраивается в соответствии с талантами и компетенцией лидера, т.е. наверху естественной иерархической лестницы оказывается самый мудрый, или сильный, или хитрый (в зависимости от целей, которые данная группа преследует).

Во всех остальных организациях иерархия строится отнюдь не на естественных предпосылках. Главный источник организационной иерархии - разделение труда. Как уже было сказано, трудовые функции разделяются на общие и частные, однородные и неоднородные (горизонтальное разделение), а также на решение и исполнение (вертикальное разделение). Элемент системы (человек, орган), отвечающий за планирование, принятие общеорганизационных решений и контроль, приобретает определенное влияние, власть и, как следствие - статус, место в иерархической лестнице, которое заведомо выше, чем место того, кто принимает решения, касающиеся более частных видов организационной деятельности или подразделения, или не принимает никаких решений вовсе.


Причем в данном случае атрибутами этого статуса не обязательно будет особенный талант или природные качества. Скажем, в монархических государствах основой статуса и, соответственно, источником власти, возносящим человека на вершины иерархии, будет факт рождения в королевской семье. В какой-то степени аналогом монархической организации в современных организациях являются «семейные» предприятия, где власть (место в иерархии) передается по наследству (как, например, в большинстве итальянских компаний, производящих обувь и одежду).

Еще одним объективным источником организационной иерархии является централизация. Дело в том, что в рамках организационной системы невозможно непосредственное взаимодействие всех элементов и необходимо выделение посредника - координационного узла, к которому стекаются и от которого расходятся коммуникации. Благодаря централизации появляется возможность определить количество уровней иерархии, степень концентрации полномочий или решений на том или ином уровне и т.д.

Но, несмотря на то, что организационную иерархию относят к искусственным и что в ее основе - объективные источники, главной социально-психологической предпосылкой ее возникновения и существования остается все то же представление о неравенстве людей. Если более грубо и точно - представление о некоей массе - «персонале», который следует принуждать (мягкий вариант - побуждать) к выполнению обязанностей, контролировать его действия, оценивать и вознаграждать (наказывать). Таким образом, организационная иерархия, «держа в уме» естественное обоснование выстраиваемых отношений (неравенство), фактически исходит из ошибочных представлений о природной безответственности и лени работников, их неспособности самостоятельно действовать во имя организационных целей без «контроля и координации». В самом деле, все эти отрицательные качества людей - не их врожденные пороки, а, скорее, следствие неверно выстроенных искусственных иерархических отношений. В этом то и состоит одна из главных проблем реализации данного организационного принципа.

В последние десятилетия внимание теоретиков и практиков организационной теории и менеджмента смещается от рассмотрения анализа и способов реализации традиционной иерархии к созданию и реализации организационной гетерархииОт греческого heteros - разный, смежный.. Гетерархия предполагает, что члены организации имеют равные статусы и обладают равным, распределенным по горизонтали, влиянием на процесс принятия значимых решений. В реальной практике управления этот подход нашел отражение в «менеджменте команд» (team management), «менеджменте участия» (participative management), построении горизонтальных, матричных и сетевых структур.

Гетерархия, как организационный принцип, предполагает иное отношение к членам организации: они сначала люди, а потом работники, они обладают не меньшими способностями и компетенцией, чем их «иерархические» начальники, они могут понимать и самостоятельно, без избыточного контроля, достигать организационных целей.

Следует отметить, что гетерархия, как принцип построения и функционирования организационной системы, наиболее эффективно реализуется там, где для этого созданы как социально-экономические, так и национально-ментальные условия. Многие современные исследователи отмечают, что англосаксонская организационная модель (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) отличается наибольшей склонностью к гетерархии как в силу высокоразвитой экономики, так и в силу индивидуалистского менталитета большинства людей. С другой стороны, такая высокоэффективная организационная модель, как японская, до сих пор строится на традиционной и глубоко укорененной иерархической основе, хотя и здесь под влиянием глобализации и усиливающейся конкуренции отмечаются определенные сдвиги (знаменитые японские «кружки качества», в которых рабочие наравне со своими непосредственными начальниками обсуждают, как улучшить свою работу, и качество продукции - тому пример).

Если говорить о России, то здесь в сознании большинства людей, в том числе тех, кто профессионально занимается управлением, доминируют представления о незыблемости и эффективности жестко выстроенной иерархии, а стремление и реальные шаги к гетерархии прослеживаются пока только либо в компаниях, связанных с западным бизнесом, либо в относительно новых для России отраслях высоких технологий.

Впрочем, есть целый класс организаций, для которых жесткая иерархия неприемлема по своей сути. Речь идет об инновационных и творческих организациях, где определяющую роль играют группы высококомпетентных профессионалов, способных самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность Такие организации часто называют адхократическими..

С другой стороны, среди современных организаций есть такие, в которых этот принцип, несмотря на изменения в мире, должен выдерживаться достаточно четко, поскольку от этого зависит не только и не столько существование данной организации, сколько нормальное функционирование подсистем общества, с ней связанных. К ним относятся, например, армия, организации государственного аппарата, правоохранительные и инфраструктурные организации и т.д.

В заключение рассмотрим ряд наиболее распространенных форм иерархии.

Любой эгрегор это прежде всего системные ограничения для входящих в него людей. Что такое системные ограничения? Как от них избавиться, чтобы не зависеть от неосознанного психически обусловленного диктата системы? То есть, как научиться психологически входить и выходить из социально обусловленных систем (эгрегориальных матриц-алгоритмов) по жизненной необходимости?

Ясно, что избавиться от эгрегориального наследия никто из людей сразу и полностью не может. Мало того, существует множество эгрегоров, без водительства которыми люди не могут обходиться. Это эгрегоры обеспечивающие необходимую жизнедеятельность и безопасность во многих частных сферах нашей технократической цивилизации (их можно назвать эгрегорами профессионализма), в которой людям нужны навыки управления техникой и навыки самоуправления в узких сферах на уровне автоматизмов. Эти автоматизмы и обеспечивает эгрегориальная алгоритмика. Также есть целый спектр эгрегоров, обеспечивающих необходимую биологическую жизнедеятельность людей (их можно назвать эгрегорами основного биообеспечения вида Человек Разумный).

Однако, все эти названные и множество других частных эгрегоров жизнеобеспечения людей современной цивилизации вписаны (как нижестоящие в иерархии эгрегоров) в общекультурные эгрегоры, которые образовались при непосредственном «духовном» сопровождении входящих в них людей и в первую очередь - разного рода религиозных систем. То есть, религии являются первоисточником культурных эгрегоров, которые вписывают в себя все частные науки, технологии, многие приобретённые навыки биологического жизнеобеспечения людей.

По отношению к религиям (к религиозным системам) первичным может быть лишь мировоззрение и нравственность людей, стоящих у истоков образования религиозных систем (в частности - тех кто считается пророками и их историческими «последователями») и тех людей, кто вносил свои изменения в религиозные системы (эгрегоры и вещественную культуру) впоследствии.

Поэтому особо важен пересмотр нравственно-мировоззренческих основ религиозных систем с точки зрения богоцентричного мировоззрения и праведности, поскольку они - первооснова всего эгрегориального (духовного) обеспечения в обществе. Изменения в эгрегорах религий (и идеологий) обязательно приведёт к изменениям в частных эгрегорах жизнеобеспечения людей. Внесения же изменений в какие-либо частные эгрегоры жизнеобеспечения людей может конечно повлиять на алгоритмику религиозно-идеологических эгрегоров. Однако, имея в виду способность эгрегоров (особенно крупных религиозных) к самоадаптации в отношении разнообразных мелочей (частные изменения на низших ступенях духовной иерархии - мелочи), а также и возможности их менеджеров, не следует особо надеяться повлиять частностями на целое, в которое эти частности входят. Тем более, что менеджеры крупных религиозных систем следят за изменениями частностей и стараются вовремя адаптировать их под свои нужды.

Пока же существуют мощные религиозные идеологические неправедные системы, преображение которых дело не одного десятилетия, у людей, осознающих, что им пора выходить из подчинения этим системам, выход один - отстраиваться психологически от заданных в этих системах нравственно-мировоззренческих постулатов в сторону объективной праведности, двигаясь тем самым вверх по иерархии эгрегоров. Этим каждый может внести свой щедро оцененный Свыше вклад в дело построения «соборности» на Земле . Ясно, что если большинство людей последует примеру такой добро-вольной духовной динамики, неправедные эгрегоры будут преобразовываться в «соборности» как бы автоматически.

Короче говоря, начинать своё духовное преображение (начинать новую жизнь: тем более что в современном мире почти у всех в жизни неладно) нужно не с мелочей, а с нравственно-мировоззренческих вопросов: тогда всё остальное (житейские мелочи) будут налаживаться как бы сами собой. В этом неоценимую роль людям должно оказывать сравнительное богословие .

В то же время, системные ограничения , свойственные каждой эгрегориальной системе, будут духовно мешать людям, решившим встать на путь преображения собственной психики в человечность . Эгрегориально-системные ограничения можно мысленно уподобить барьеру, который должен взять прыгун в высоту в спортивных состязаниях. Делается это, как известно, после длительных изнурительных тренировок, концентрацией и усилием воли.

Также и эгрегор: прежде чем суметь преодолеть его системные запреты (ограничения), которые дадут о себе знать тут же как индивид примет решение о том, что он будет жить иначе - нужно много работать над собой (меняя нравственные ориентиры) и усилием воли мысленно и в делах настаивать на своём . Бог в праведности поможет, но результат, выражающийся в изменении эмоционального строя психики (как некая психологическая лёгкость после тяжести прежнего духовного груза), проявится не сразу.

Естественная духовная иерархия задана Свыше и изменить её никто из людей не в силах. В Мироздании всё устроено таким образом, что все существующие эгрегоры - творение интеллекта людей (если рассматривать лишь социальные системы и не касаться общебиосферных: ограничимся этим). И одна лишь - Божья Мhра (Божий Промысел) - творение Бога. Все эгрегоры (все частные мhры - алгоритмы эгрегоров) сходятся к Божией Мhре по восходящей.

Общий принцип схождения следующий: иерархически выше (ближе к Божией Мhре - её наилучшему Предложению Свыше) тот эгрегор, содержание которого (алгоримика-мhра) с позиции Бога праведнее остальных.

В то же время информация для принятия того или иного решения, либо просто бессознательное водительство индивида со стороны любого эгрегора происходит при “подключке” индивида нему. Понятно, что чем выше по естественной духовной иерархии эгрегор, на которую имеет возможность выходить индивид (“подключаться” к нему), тем более важную информацию он получит для принятия правильного решения .

Идеальный вариант, которого ждёт Бог от людей - это возможность легко входить во все эгрегоры за информацией (имеется в виду конечное число эгрегоров для каждого человека, что обусловлено в частности судьбой человека; а для всех - весь набор эгрегоров), не будучи в положении «зомби» ни одного из них при непосредственном водительстве Свыше .

Свободный доступ к вышестоящему эгрегору, грубо говоря , обеспечивает относительную безопасность нахождения в нижестоящем. При этом, пребывая в нижестоящем эгрегоре, индивид (который имеет доступ в вышестоящий эгрегор) как бы “невидим” системным ограничениям нижестоящего эгрегора. Умение входить в нижестоящие и выходить из вышестоящих эгрегоров, руководствуясь информацией (и алгоритмикой) Божьего Промысла в диалоге с Богом - залог полной безопасности и правильности принятия решений при нахождении в любых нижестоящих эгрегорах.

Примечания:

7 В церковном христианстве термин обозначающий стремление объединить все церковно-христианские течения в одно.

77 Хотя и частности тоже могут эффективно влиять на общую эгрегориальную алгоритмику основных духовных систем на очень длительных промежутках времени. Этот вопрос будет рассмотрен в одной из следующих глав.


Иерархии бывают естественные (возникшие самопроизвольно, стихийно) и искусственные (созданные ради некоторых целей).
Жизнеспособность искусственных иерархий (формальные группы — учебные, производственные, спортивные, военные... коллективы), как и естественных, самоорганизующихся, зависит от рангового потенциала лидера. Если он недостаточен, то:
либо группа не выдерживает конкуренции извне — со стороны других социумов и, теряя источники витальных (жизненно важных ресурсов), прекращает существование;
либо появляется т.н. неформальный лидер, дополняющий формального, но, в конце-концов, двоевластие разрушает группу изнутри и она исчезает, либо из ее остатков формируется новая группа с новым вожаком.
В зависимости от структуры рангового потенциала (соотношение амбиций и возможностей) и профессиональных качеств высокоранговая личность, занимающая высокий пост может быть
либо ЛИДЕРОМ — харизматической личностью (харизма - греч. оказанная милость, дар — особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей) с пониженной примативностью (не агрессивен с подчиненными, способен к альтруизму, умеренные иерархические амбиции, подлинный ранговый потенциал, владеет конфликтной ситуацией);
либо ТИРАНОМ — обладателем высоких ранговых амбиций и низкого рангового потенциала (трусость, умеренная конфликтная инициативность, слабая конфликтоустойчивость), борющимся за завоевание и сохранение высокого ранга всеми доступными ему методами, среди которых доминируют репрессии и обман. "Альфа - тиран" с удовольствием смотрит прямо в глаза, если они опускаются, признавая его превосходство. Агрессивный доминант любит унижать окружающих, провоцируя поведение, подтверждающее его высокий статус. Тиран — трус и властвует над людьми лишь потому, что те добровольно ему покоряются.
В опытах с петушками, исследователи заклеивали доминантам их высокие гребни, и, несмотря на свои прекрасные бойцовские качества, они оказывались "внизу". А всё потому, что им никто не покорялся сам.
Соблазн реализации ранговых амбиций вызывает политика, административная служба в государственных структурах, военная служба или служба в силовых структурах. Это привлекает туда амбициозных людей. Обладатели низкого рангового потенциала для работы в органах власти профессионально непригодны. Но без строгой регламентации и контроля они скатываются к эгоистическому самоутверждению и злоупотреблениям.
Кто, как и с какой целью сможет их эффективно контролировать?
Низкоранговые? - Они по природе не способны к регламентации доминантов.
Другие высокоранговые? - Эффективно контролировать смогут только они, но будут ли они контролировать бескорыстно — не для себя, не для включения контролируемых в новую иерархию, где контролеры еще выше контролируемых, а ради интересов низкоранговых? - Нет! Их контроль сведется к смене команды у власти, но не избавит от коррупции.
Чьим интересам объективно служит иерархическая структура? - Доминантам? Или всем участникам структуры?
И чем отличаются «эгоистическое самоутверждение и злоупотребление» от «обыкновенного доминирования»?
После всего сказанного полезно задуматься об исполнимости в принципе демократического политического проекта. Не случайно все известные истории демократические политические режимы не просуществовали долго и, рано или поздно, были заменены авторитарными формами власти, реставрирующими строгую пирамиду вертикальных иерархических отношений.
Тем, кто хотел бы подробнее ознакомиться с описанием принципов высокорангового поведения, полезно почитать труд Н. Макиавелли «Государь».
УТОПИЯ ДЕМОКРАТИИ!!!
Для обуздания беспредельных ранговых амбиций высокопримативных социальных иерархов низкопримативные «омеги» когда-то в глубокой древности выдумали «пугало» сверхиерарха — Бога.
Религия объективно ограничивает ранговые амбиции доминантов виртуальным образом Бога, безусловно обладающего высшим рангом. БОГ — страшилка для низкокультурных и высокопримативных людей, мотивирующая коммунальное поведение и ограничивающая разрушительные для социума эгоистические импульсы доминантов. БОГ, как "сверх-иерарх", наделяется разнообразными гуманистическими качествами, которые, благодаря его высшему иерархическому статусу, усваивались в качестве образца для подражания без подозрений Прототипа в низкоранговой «мягкости» и альтруизме.
Все религии возникли в низкоранговых слоях общества из мечты о справедливом, добром и милосердном Сверх-доминанте.

Продолжение следует

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели