Зимующие птицы занятие в детском саду. Конспект урока на тему "зимующие птицы"

Зимующие птицы занятие в детском саду. Конспект урока на тему "зимующие птицы"

27.01.2021

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Материал :

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия

I.Организационный момент:

Психогимнастика:

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)

(выставляется картина снегиря).

Угадайте, что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

Кто это?

Вороны! (выставляется картинка ворон).

Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Дети: - Зимующие!

Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: - Размером, окраской, оперением.

Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона - (вороны) сорока - (сороки)

Голубь - (голуби) сова -(совы)

Снегирь - (снегири) галка - (галки)

Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)

Перо - (перья) крало - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед: А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать, прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

Ленивый, грустный, малоподвижный.

У какая по характеру синица?

Тонкая, умная, весёлая, юркая.

А какой воробей?

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

А что можно сказать про сороку? Какая она?

Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

Синица.

Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

Дынными.

А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

Снегири.

Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III. Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала, как каркает ворона,

А я слышала, как чирикает воробей.

Я слышал, как свистят синицы и снегири.

А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.

Смирнова Любовь Ивановна

Место работы: МОУ ДОД Центр дополнительного образования детей пос.Авсюнино

Должность: педагог дополнительного образования

Дополнительные сведения: общий стаж работы – 40 лет, в том числе педагогом дополнительного образования – 6 лет.

Открытое занятие по развитию речи

Тема: Зимующие птицы.

ЗАДАЧИ

Образовательные:

Дать понятие о зимующих птицах;

Закрепить знания о птицах, их повадках, внешнем виде;

Обогатить словарь детей новыми словами;

Умение описывать предмет;

Учить составлять и распространять предложение, правильно читать его.

Развивающие:

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к птицам, помощь им в трудное время года.

Материал:

Предметные картинки «Зимующие птицы» (снегирь, синица, свиристель, дятел, сорока, голубь.)

Виды кормушек, кормушка на дереве, слайды с птицами.

1.Организационный момент.

К нам сегодня на занятие пришли гости. Повернули все головку в сторону гостей, улыбнулись им, они посмотрят, как вы научились сидеть и работать на занятии, а теперь повернулись ко мне, настроились на работу. Мы спокойны, добры, приветливы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, страх. Забудьте о них. И давайте вдохнём радость, спокойствие и хорошее настроение.

2.Речевая разминка (Сначала скажем обычной интонацией).

Ри-ри-ри - на ветках снегири (выделим снегири).

Мо-мо-мо – написали нам письмо (выделим письмо).

Повторить (спросить 2-3 ребят)

3.Беседа

Вам приходят письма домой?

Да.

Кто получает письма? (мама, папа, сестра)

А кто им пишет письма? (родные, близкие, друзья).

Посмотрите, к нам пришло письмо. На конверте написано, ребятам дошкольникам, то есть вам. А как думаете, кто принёс письмо?

Давайте посмотрим, что там за письмо? Открываю конверт, достаю письмо.

Посмотрите, что вы увидели? Палочки, маленькие, большие, наклонные, не прямые. Давайте подумаем, кто вам мог написать это письмо?

Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Так кто же написал письмо? Птицы.

А чем они писали? На чём?

Вывод. И вот на белом снегу своими лапками птицы оставили следы – это и есть письмо, которое можно прочитать.

О чём просят птицы? Чтобы сделали кормушки.

4.Работа над видами кормушек

Давайте посмотрим, из чего могут быть сделаны кормушки?

Из дерева, какая она? Деревянная (показать)

Из пластмассы, какая она, пластмассовая.

Из плотной бумаги, какая? Картонная, бумажная.

А в какое время года развешиваем кормушки? Зимой. А почему?

Вывод. Холодно, голодно. Всё покрыто снегом. Птицам трудно найти корм.

5.Игра «Живые слова»

Ты, Андрюша, слово птицы. Какое, ты слово? Птицы.

Ты, Варя слово прилетали. Какое ты слово? Прилетали.

Они нам скажут предложение, а мы будем слушать (Не забыли дать руку).

Про (кого?) сказали слова. (Про птичек)

А что они сказали про птичек (Прилетали)

Какое предложение сказали?

Птицы прилетали.

Продолжим игру с «живыми словами» добавим слово.

Сейчас ко мне подойдут Костя, Максим Г. Саша Е. Артём В.

Ты будешь слово птицы, ты – прилетали, ты слово «к», а Артём должен придумать и сказать своё слово.

Подскажу, вывешиваю кормушку. Какое получилось предложение?

Птицы прилетали к кормушке.

Поменяемся местами. Первым словом будет к, дальше кормушке, прилетали, птицы. Какое получится предложение?

К кормушке прилетали птицы.

6.Просмотр слайдов

Сейчас посмотрим, какие зимующие птицы прилетали к нам на кормушку.

Смотрим на экран.

Кто из вас знает, как зовут эту птичку?

Чик – чирик. Не робей.

Я бывалый …(воробей).

Давайте найдём эту птичку среди других птиц и посадим её на кормушку.

Следующий слайд.

Как зовут птичку? Синица. Расскажите, как выглядит синица.

Головка у синицы тёмненькая, грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилет нарядилась. Зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи, а особенно любит сало.

Послушайте загадку.

Зимой на ветках – яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири.

С чем сравнивают снегирей (с яблоками). А почему?

Найдём эту птичку среди птичек. Посадим её на кормушку.

А вы слышали иногда, кто-то барабанит по стволу дерева. Кто же это?

Это дятел работает, древесину долбит, застучал клювом тук-тук-тук.

Как его называют? Лесным доктором. Насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт длинным липким языком, они все приклеиваются к его языку.

Найдём дятла среди птичек, пёрышки у него пёстрые. Посадили на кормушку.

А сейчас Артём прочитает стихотворение.

Трещала с самого утра.

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что – пора

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)

Вы догадались, кто трещит?

Игра «Разные слова».

Я вам буду говорить свои слова, а вы в ответ слова, связанные с ними по смыслу, только говорить нужно по - быстрей.

Воробей (прыгает, чирикает, шныряет, маленький, юркий).

Синица (летает, садится, сидит).

Снегирь (клюёт, красногрудый).

Дятел (стучит, долбит, достаёт, пёстрый).

Сорока (трещит, перелетает, белобока).

7.Физкультминутка

Птички прилетели (машут руками)

На кормушку сели (присели на корточки)

Корма захотели (наклоняем голову).

8.Рисование корма

Ребята птицы собралось на нашей кормушке, а она пустая. Давайте покормим птиц. Рома, чем ты будешь кормить птиц, нарисуй.

Ребята выходят и рисуют (семечки, рябина, зерно, крошки хлеба).

Улетели холода, метели

Улетели в дальние края

Вновь звенит капель

И птичьи трели

Говорят спасибо вам друзья.

Птицы рады, что выдержали суровую холодную зиму и благодарны вам, что вы им в этом помогли, не забывали подкармливать их зимой, за это они прислали со своей кормушки угощение. Угощайтесь.

9.Итог занятия.

Список используемого материала:

    Т.Р. Кислова. По дороге к азбуке. Методические рекомендации к частям 1 и 2. Издательский дом РАО. Москва 2003г.

    Т.А. Фалькович. Развитие речи, подготовка к освоению письма. ВАКО Москва. 2007 год.

    У.М. Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы. Творческий центр Сфера. Москва 2008 год.

Кобякова Тамара Васильевна

Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область

Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" // Совушка. 2017. N3(9)..07.2019).

Заказ № 31966

Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.

Развивающие задачи . Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные

Поощрение, подведение итогов

Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных изображений синиц, картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками, простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.

Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.

1. Вхождение в день.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

Хотите помочь сороке?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? - орнитологи.

Катя, кто мы сегодня?

Богдан, кто мы сегодня?

Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .

Вот мы с вами и в лесу.

Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Ребята, да это птицы. Но где — же они?

А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .

Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Птички в этой стайке разные.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…

-Как мы назовем всех птиц одним словом. (зимующие птицы)

-А теперь мальчики пусть посчитают птиц

-Сколько всего птиц на дереве - 10 (десять)

- какой это счет - прямой

А девочки посчитают обратным счетом.

- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?

- Дети. Первой нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.

- Вы правильно выполнили задание.

(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).

Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.

Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку - левую. Сову на верхнюю правую ветку. Молодцы справились с задание.

Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.

Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:

Воспитатель: Пролетая над нами, голуби показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.

Игра «Прилетели снегири».

Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.

(Приглашаю подойти к фланелеграфу, на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).

К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.

Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.

Игра «Синицы на березе». Формирование умения читать двойками.

(Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).

Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?

Дети. На верхней ветке березы две синицы.

Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.

(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит на ветку четыре синицы).

Дети. На этой ветке четыре синицы.

Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит шесть синиц).

Сколько синиц на этой ветке?

На этой ветке шесть синиц.

Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.

Сколько синиц на этой ветке?

На этой ветке восемь синиц.

Посадите на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

Сколько синиц на этой ветке?

Дети. На этой ветке десять синиц.

Как мы получили каждое последующее число в этой игре?

Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.

Назовите количество синиц на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.

Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.

Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!

Физминутка «В зимнем лесу»

Рано утром на пушке Ходьба с высоким подниманием колен

Мы повесили кормушку Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза

Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек. Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).

Не едите вы с ладошки Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки. Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.

Прилетайте на опушку, Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке. Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.

Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.

Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.

Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.

Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.

1 - ый ребенок

Вот на ветках, посмотри.

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Дети. На светло - голубой.

Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?

Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).

Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.

2 - ой ребенок.

Крики слышатся вдали,

Улетают журавли.

В синем небе тает стая.

Улетают, улетают...

Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).

А эту картинку куда следует поместить?

Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.

Объясните свой выбор.

Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.

Это верно. Слушайте следующее стихотворение.

3 - ий ребенок.

У леса на деревьях -

Грачиная деревня.

Как ветер начинается -

Деревья все качаются.

Качаются деревья.

А с ними вся деревня.

Подберите картинку к этому стихотворению.

- (Дети выполняют задание).

На какой сектор вы поместите эту картинку?

Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.

Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?

Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.

Правильно. Слушайте последнее стихотворение.

4 - ый ребенок.

Над речкой кружатся стрижи...

Горячий воздух так дрожит,

Что солнце в нем качается,

Что солнце в нем купается.

Подберите картинку.

(Дети выполняют картинку).

Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?

Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.

На какой сектор вы положите картинку?

Дети. Мы положим ее на красный сектор.

Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?

Дети. Красный сектор обозначает лето.

Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.

Рефлексия.

Чему вы научились сегодня?

Дети. Мы сегодня вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу, играли в игру «Птичий год».

Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые - орнитологи, очень много знаете о птицах.

Литература

  1. Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
  2. Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект открытого занятия в средней группе

Воспитатель Аверченко Р.М.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель : Закреплять и уточнять знания о зимующих птицах.

Задачи : -Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;

Развивать творческие способности и воображение, умение

рассуждать и делать выводы;

Создавать изображение, передавая форму частей птички;

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних

условиях;

Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной

деятельности.

Словарная работа : зима, зимующие.

Материалы к занятию : фотографии, иллюстрации зимующтих птиц, музыка- запись голосов птиц, обручи красного, серого, желтого цвета, геометрические фигуры, клей и атрибут дерева на доске.

Ход занятия:

Дети проходят и встают в круг перед стульчиками.

Подготовка к приветствию. Игра- релаксация приветствия

«Что за чудо- чудеса!

Раз рука и два рука.. ..(руки вытянуты тыльной стороной);

Вот ладошка правая, вот ладошка левая… (показ ладошек);

И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья… (приветствуют)».

Вот мы и поприветствовали друг друга, садятся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение о зиме .

Белый снег пушистый. И под утро снегом

В воздухе кружится, Поле забелело.

И на землю тихо Точно пеленою,

Падает, ложится. Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непрорбудно……

Воспитател ь: Какое сейчас время года?

Правильно. Зима. Холодно зимой, многие птицы улетают в теплые края,

а те птицы, которые остаются зимовать, перебираются поближе к людям.

Воспитатель : Как называются такие птицы?

Правильно. Зимующие.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о зимующих птицах.

Воспитатель : Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.

Послушайте загадки про птиц

1. Эта маленькая пташка,

Носит серую рубашку.

Подбирает быстро крошки.

И спасается от кошки (воробей) Ставит картинку на доску .

2. Желто- синенькие птички,

Называются …… .(синички).

3. Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Кто она… ..(ворона).

4. Ночевали до зари на морозе ……(снегири).

5. Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет……(сорока).

Воспитатель : Правильно. Скажите, как мы можем помочь птицам выжить

в холодных условиях?

Верно, построить им кормушки.

Чем питаются птицы? Птицы едят: пшено, семечки, сало, хлебные крошки.

Молодцы!

Воспитатель : Сегодня я вам расскажу еще об одной зимующей птице - это клест. Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми и сильными пальцами, острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым опереньем. Главная особенность клеста- клюв, сложенный крестиком. Клесты очень дружные птички, любят летать стайками и всегда строят гнезда в хвойных лесах, где много шишек.

Строят гнездо на верхушки ели или сосны под прикрытием густых ветвей. Строят гнезда сама мамочка, а папа клест помогает. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, которые находятся в шишке (сосны и ели). Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще зимой.

Слушайте загадку : «Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Кле, кле, кле – поет со свистом» (клест).

Воспитатель : Дети, хотите поиграть? Игра называется «Птицы на прогулке ».

Воспитатель раскладывает обручи разного цвета на полу:

серый обруч - воробьи, красный обруч – снегири, желтый обруч –синицы.

Устно называет птицу ребенку. Под бубен птицы летают, по команде «столовая открыта» птицы быстро слетаются к соответствующим кормушкам.

Ребята, нам нужно определить самую дружную стаюптиц.

Воспитатель : Молодцы, все птицы дружно прилетели на свою кормушку.

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает , стихотворение про птиц?

Дети рассказывают по желанию.

1. Стынут лапы на морозе. Подойду поближе к ней.

У сосны и ели. И глазам не верится:

Что за чудо? На березе Стайка алых снегирей.

Яблоки поспели. Облепила деревце.

2. Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца –

Покормите молодца.

Воспитатель : Молодцы!

Дети садятся за столы и воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Зимующие птицы».

Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы);

И прекрасна для клеста (перецепить пальцы);

А снегирь, встряхнув снежинки (смахнуть снег с тыльной стороны кисти);

Поклюет зимой рябинки (пальцы правой руки согнуть в щепоть- «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».

Воспитатель : Посмотрите, какие геометрические формы лежат на столах?

Какую фигуру мы можем собрать? Дети предлагают птичку – снегиря.

Воспитатель: Из каких частей состоит птичка? Дети перечисляют.

Из большого круга - тело, круга поменьше - голова, из треугольника хвост, и двух полукругов крылья. Воспитатель предлагает посадить этих птиц на дерево (на доске). Дети приступают к работе под пение птиц.

В завершении работы, дети рассматривают получившийся результат совместной работы.

«Веселая стайка снегирей .

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели