Занятие по развитию речи "Вот так истории!" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Развитие речи на тему вот такая история

Занятие по развитию речи "Вот так истории!" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Развитие речи на тему вот такая история

14.10.2020

Программные содержание:

Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

Формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

Систематизировать знания детей о символике государства;

Познакомить с историей Терского казачества;

Познакомить детей с казачьими костюмами;

Познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;

Привитие любви к родному краю.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Использования песен, литературного произведения;

Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

Презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».

Словарная работа : Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.

Ход НОД.

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

1 слайд . (Солнышко.)

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.

«Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)

Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.

Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.

Дети : Флаг России.

2 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия – самая большая страна на Земле.

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?

Дети: Герб России.

Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем?

Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.

Дети: мелодия Гимна России.

Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?

Дети: Флаг РСО-Алании.

3 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии.

Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.

Дети: Герб РСО-Алании.

Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?

Дети: Музыкальный лепесток.

Воспитатель:

Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.

Дети: мелодия Гимна нашей республики.

Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?

Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков.

4 слайд.

Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.

То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице.

5 слайд. (Стелла Луковской и станицы.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской.

6 слайд. (Хата.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. (Выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах.)

Казак и казачка:

На земле казачьей мы вас величаем,

Крепкого здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим.

Как велит обычай мы пирог подносим.

Казак: Я расскажу вам сейчас

О Терских казаках

Те, что создали для нас

Радость в песнях и делах.

Казачка: Мы вспомним те былые времена,

Как славно казаки трудились.

После работы веселились

И чем горды были всегда!

7 слайд.

Казачка : Слово казак означает– удалой, вольный человек.

Казак: Степь да воля – казачья доля.

Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки, которые селились на берегу реки Дон? (Донские.) На реке Кубань - кубанские.

Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены.

8 слайд.

Казак: «Казаку конь себя дороже».

Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».

9 слайд (казак с конём)

Физминутка :

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

10 слайд.

Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.

11 слайд.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили казаки и казачки. Посмотрите на казака. Это парадная форма терского казака.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи.)

12 слайд.

Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.

13 слайд (дети внутри церкви)

Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила.

Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.

14 слайд. (Колокол.)

Воспитатель : Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром! (Колокол.)

15 слайд. (Колокольчик.)

Воспитатель: Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей! (Колокольчик.)

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?

В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.

16 слайд (Священник с деревянным билом.)

Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.

Вот посмотрите, как священник использовал такое било.

Позже стали использовать металлическую доску.

17 слайд: (Сравнение бил.)

Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое).

Как вы думаете, звон какого била слышен громче?

Дети: металлическое.

Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.

Воспитатель.

– А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики.

18 слайд. (Цветы колокольчики.)

Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

19 слайд.

Так появился колокол (картинка), который вешали на перекладину на столбе.

В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.

20 слайд. (Колокольни.)

Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков. (Показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку.)

Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.

Воспитатель: Символом тревоги считается – набат.

Прослушайте его.

21 слайд. (Пожар.)

Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.

Предлагаю прослушать.

22 слайд. (Свадьба.)

Воспитатель : на православные праздники звучит благовест.

23 слайд. (Православные праздники.)

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

24 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх, вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз, два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять!

(Поочередно зажимают пальцы.)

Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.

(Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.)

Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон. (Складывают колокольчики обратно в шкатулку.)

Воспитатель : Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.

25 слайд.

И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Марш казачат».

Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

26 слайд. (Солнышко.) Вели, чтобы мы оказались в группе детского сада.

Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков, казачьими костюмами, со старинной казачьей музыкой - колокольными звонами.

Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

Любовь Жукова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ТВОРЧЕСКОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК"

Цель:Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем.

Продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений;

Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

Развивать внимание,мышление, творческое воображение,монологическую речь, активизировать словарь детей.

Оборудование:

Сюжетные картинки,книги, фишки разного цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

В: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию. Поэтому занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики)

В: Чтобы начать нашу экскурсию, нужно чтобы вы закрыли глаза. (Дети закрывают глаза)

В: Ребята, представьте, что мы сели в автобус, и он поехал. Вот мы едем по широкой улице, проезжаем дома, магазины. Наш автобус проезжает мимо красивого парка. Мы проехали по мосту, автобус сворачивает на другую улицу и останавливается. (Во время рассказа воспитатель расставляет книги.)

В: А теперь, ребята,откройте глаза и посмотрите куда мы с вами приехали! Как вы думаете, где мы? (Ответы детей)

В:Ребята, мы с вами приехали в библиотеку, где большое количество разных книг,энциклопедий и интересных рассказов. Ребята, а что такое библиотека и зачем нужна библиотека (Ответы детей)

Ребята, о чем пишут в книгах (Ответы детей) А кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы получилась интересная история (Ответы детей) Молодцы! Да, историю сначала нужно придумать.

Тогда подумайте и скажите, кто пишет разные сказки,рассказы? Правильно, их придумывают и пишут писатели. И сегодня вы станете маленькими писателями и придумаете свой рассказ.

При чтении истории герои рассказа оживают, начинают бегать, играть, плавать в нашем воображении. А что еще необходимо рассказу, чтобы он стал более понятным и интересным? (Ответы детей)

В:Правильно, его необходимо проиллюстрировать. Сейчас вы будете выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится небольшая разминка-рассказ.

Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.

Воспитатель читает стихотворение,а дети выполняют движения. (Проводится физкультурная разминка)

Скок,скок,скок-поскок,

Сел мышонок на пенек.

В барабан он громко бьет,

На зарядку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Ставим лапки на носок,

А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,

А потом в присядку.

В:Молодцы ребята, хорошую зарядку вы сделали.

А сейчас с новыми силами возвращаемся в библиотеку. Нас ждет интересная работа.

Для этого мы с вами разделимся на 3 команды. Каждый из вас возьмет из мешочка фишку определенного цвета. Так сформируются наши команды. Каждая команда вытянет себе конверт, в котором находятся разные серии картинок, по которым вы составите различные истории.

Так как вы сегодня писатели, мы будем придумывать новую историю, а как она называется, каждая команда придумывает самостоятельно. Для этого вам необходимо посмотреть на картинки и расположить их по порядку. Дети рассматривают картинки(1-2 минуты). И вот первое задание: определите где начало истории, где середина и конец истории.

В: Ребята, посмотрите, первая картинка- начало истории - завязка,то с чего начинается наш рассказ.

И третья картинка- окончание истории- развязка, то чем закончилось.

В: Вот и второе задание: Составьте рассказ по своей серии картинок, вы еще раз внимательно рассмотрите картинки, а затем постарайтесь озвучить свою историю, т. е. составить совместный рассказ по своей картинке.

Когда ваши истории будут готовы, мы сможем их услышать.

Дети самостоятельно составляют рассказы. Затем по одному ребенку выходят и рассказывают рассказ по своей картинке. Воспитатель или дети помогают по мере необходимости.

В: Ребята, вам понравилась история (Ответы детей)

В:Вот такая интересная история приключилась с героями ваших рассказов.

В:Наша экскурсия в библиотеку подошла к концу, и мы с вами возвращаемся в детский сад.

Рефлексия

Вспомните ребята,где мы сегодня с вами были? Что мы делали на занятии? Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями. В конце занятия я хочу отблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались.

Спасибо всем ребятам.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как мы играем» Цели и задачи: Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. Обогащение активного словарного запаса детей новыми.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Дед Мазай и зайцы". Цель: познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; обогащать словарный запас; развивать.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Еж» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Золотой ключик» общеразвивающего вида Конспект НОД по.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранняя весна» Образовательные задачи: обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе; расширение, уточнение, актуализация.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Занятие по развитию речи.

«Вот так истории!»

Задача: развивать связную речь.

Цели:

  • формирование умения устанавливать причину и следствие;
  • обучение составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов;
  • формирование умения составлять рассуждение, располагать аргументы в определённой последовательности;
  • воспитание культуры мышления и речи.

Ход занятия.

Ребята, вы помните, как Незнайка напугал своих друзей историей про оторвавшийся от Солнца кусок и как над ним потом все смеялись? Почему так получилось? (Ничему не учился. Ничего не знал).

Это верно. Но ещё он не смог пересказать то, что услышал от Стекляшкина. Значит, очень важно не только много знать, но и уметь передать свои знания другим, доказывать свою точку зрения. Будем этому учиться, чтобы не оказаться в положении Незнайки.

«Объяснялки».

Детям предлагаются картинки: мальчик-боксёр тренируется с боксёрской грушей, бегущий страус, кипящий чайник, аплодирующие зрители, украшенная игрушками ёлка. (В сильной группе можно провести это игровое упражнение без использования картинок).

Продолжить предложения.

Серёжа сильный , потому что …

Страус быстро бегает, потому что …

Из чайника идёт пар, потому что …

Зрители аплодируют, потому что …

Мы нарядили ёлку, потому что …

Незнайка сел учить уроки, начал составлять предложения, но тут Гунька позвал его играть в футбол. Незнайка быстро всё написал и побежал на улицу. Давайте проверим, правильно ли он выполнил задание.

«Шиворот-навыворот».

Исправить предложения.

Гунька заболел, потому что ему поставили градусник.

Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья.

Крапива жжётся, потому что я её боюсь.

Чашка упала, потому что на ней появилась трещина.

Сегодня жарко, потому что дети загорают.

На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

А вот какие рисунки нарисовал Незнайка к уроку рисования.

«Учимся рассуждать».

Детям предлагаются рисунки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы, мальчик посадил в саду лыжу и т.п.

Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Используйте слова – во-первых, во-вторых,– чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Если бы наши друзья коротышки приехали сейчас к нам в гости, то они, наверно, сильно удивились, ведь зима в этом году не очень похожа на зиму.

«Составь рассуждение».

Составьте рассуждение на тему «Зима в этом году не совсем похожа на зиму».

Используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим…

А теперь попробуем собрать воедино всё, чему научились сегодня.

Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлым, шустрым. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришёл. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему?»

(Дети продолжают рассказ).

Вспомните какую-нибудь сказочную ситуацию, которую сможете объяснить. Например: «Почему Незнайка рассказывал, что это он выдумал воздушный шар?», «Почему малышки пригласили Гвоздика на бал?», «Почему из всех нарисованных в Зелёном городе портретов Тюбику нравились только портреты Снежинки и Синеглазки?» (Ответы детей).

Итак, сегодня мы сделали ещё один шаг к тому, чтобы ваша речь стала правильной, понятной и интересной.


ольга Мельникова
Конспект открытого занятия «Книжкины истории» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Книжкины истории»

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группе. Материал поможет легко, непринужденно, интересно познакомить детей с историей создания книги, расскажем о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги. Материал разработан в соответствии с ФГОС

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Книжкины истории» - открытое занятие

Цель: углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Цели непосредственно образовательной деятельности:

1. Образовательный аспект:

Образовательная область ««Познавательное развитие»:

Формирование познавательного интереса, расширение кругозора

Обобщить и расширить представления детей об окружающем мире и предметном мире (о книгах, о книгопечатании, о глине, бересте, шелке)

Содействовать обогащению представлений детей в области географии и астрономии (глобус, моря, океаны, названия стран)

Углубить представления детей о существенных свойствах и качествах материалов

Систематизировать умение детей ориентироваться и изображать предметы в указанном направлении (вверху, в середине, справа)

Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности

2. Развивающий аспект:

Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности

Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников

Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление

3. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать социальные навыки

Вызвать желание работать в команде, сообща, учить работать в малых группах

Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия элементарные правила игры-путешествия

Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками

Применение технологий сохранения и стимулирования здоровья

Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий

Образовательная область «Речевое развитие»:

Вызвать интерес детей к научно-познавательной, художественной литературе

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге

Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми

Образовательная область «Физическое развитие»:

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности

Следить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии

Методы и приемы.

1. Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения

3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра «Составь слово», «Иероглиф», «Книгопечатники»

4. Метод проектной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование)

Словарная работа: обогащение словаря словами (фараон, жрец, оттиск, книгопечатание, шелк, иероглиф, Египет, Китай, Русь, летописец, клинок).

Форма проведения: Игра-путешествие

Используемые современные технологии: здоровьесберегающая технология, элементы социоигровой технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, использование информационно-коммуникативных технологий

Материалы и оборудование: Глобус, микроскоп, макет машины времени, проектор, экран, музыкальный центр, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, пяльцы, кусочки шелка, кисточка, тарелочки красками, салфетки, доски с глиной, тарелки с песком и с водой, деревянные палочки, деревянные оттиски букв, образцы иероглифов, большие кубики с буквами и цифрами, подставка для кисточек, медали «умников», столы, стулья, ковер, веер, деревенский домик, березка, костюм профессора Почемучки.

Ход образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Звучит веселая музыка. В музыкальном зале за столом сидит профессор Почемучка и смотрит в микроскоп.

Профессор : Сколько всего надо успеть узнать самому и рассказать ребята. Ведь у них всегда столько вопросов и я на каждый должен найти ответ!

В это время в зал входит воспитатель и дети подготовительной к школе группы.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучка, у наших ребят опять возник вопрос, не могли ли вы помочь найти на него ответ?

Профессор: - Здравствуйте ребята! Я магистр школы «Почемучек». В моей школе «Почемучек» занимаются ребята со всего земного шара (показывает на глобус, все те, кто хочет получить ответы на различные вопросы. Значит и у вас есть ко мне вопрос? И что же вы бы хотели узнать сегодня?

Ребенок: (в руках у него книга) Уважаемый профессор я и мои друзья хотели бы узнать, какими были первые книги?

2. Основная часть

Профессор: Я вижу, вы очень умные и любознательные ребята, а таких детей я люблю и вам конечно помогу. Значит, вы хотите узнать какими были первые книги. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны книги? А как вы думаете, какими были первые книги? (ответы детей) .

Профессор: Молодцы, вы наверно дома много читаете со своими папами и мамами?

Ответы детей: Да

Профессор: А какая твоя любимая книга, отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных деток.

Ответы детей: Моя любимая книга «Дюймовочка». (дети называют свои любимые книги) .

Профессор: Молодцы, ну что ж пора в путь. Чтобы узнать какими были первые книги, нам надо будет отправить в прошлое. А что же такое прошлое?

Ответы детей: Прошлое это то, что уже было, то, что уже прошло.

Профессор: Хорошо. Ребята, как же нам попасть в прошлое, кто знает? А как я уже сказал, отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных деток.

Ответы детей: Мы можем попасть в прошлое на…(при помощи волшебной палочки, на самолете, на ракете, на машине времени)

/профессор обыгрывает каждое высказывание ребенка, например «Ты думаешь, что на ракете, ребята если мы сядем в ракету, куда мы попадем? В космос. А космос – это прошлое? Нет» и т. д. пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени/

Профессор: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени. И в моей лаборатории тоже она есть. Прошу всех вас пройти в мою машину времени (звучит космическая музыка дети проходят в машину времени).

Профессор : Ребята, чтобы наша машина полетела нужно ее завести. Машина времени к полету в прошлое готова, смотрите на меня, повторяйте и делайте как я.

Физминутка «Машина времени»

В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»,

В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).

Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета,

В прошлое нас всех верни (описываем двумя руками в воздухе круг).

Профессор: Какие молодцы! А сейчас посмотрите ребята на экран мы с вами попали в древний Египет. (идет слайд – шоу на экране при помощи проектора сопровождающее рассказом профессора Почемучки и звучит тихая музыка).

Профессор: Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать.

Профессор: А сейчас закройте глазки и послушайте музыку. А теперь откройте их. Проходите и садитесь за столы. Посмотрите на ваших столиках лежат какие-то природные материалы. Давайте посмотрим, что перед вами лежит? Скажи Илья, что лежит на твоем столике?

Ответы детей: На моем столике лежит глина, песок и вода.

Профессор: Молодцы вы угадали все материалы. А как вы думаете, почему на наших столах лежит песок, глина, вода?

Ответы детей: Может, мы будем, что-то строить или выращивать растение, а может из них делали книги.

Профессор: А давайте мы сейчас с вами и узнаем. Для начала попробуем песке. Возьмите деревянные палочки и попробуйте написать любую знакомую вам букву на песке. Скажи какую букву написал ты? (ответы детей) . Ваше изображение видно?

Ответы детей: Да.

Профессор: А сейчас положите свои палочки на стол. Представим, что мы свои надписи понесли читать нашим мамам. Мы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелочки и немножко, не сильно потрясите, как я. Что стало с нашей надписью?

Ответы детей: Ее нет, наша надпись исчезла.

Профессор: А как мы думаете почему это произошло?

Ответы детей : Потому что мы трясли, потому что песок сыпучий.

Профессор: Правильно ребята потому, что песок сыпучий и если его потрясти, подуть на него надпись пропадает. Подойдет нам песок для написания книги?

Ответы детей: Нет, потому что надпись исчезает.

Профессор: А сейчас подвинем аккуратно тарелочки с водой возьмем наши деревянные палочки и попробуем пописать на воде. Ну что получается ребята?

Ответы детей: Ничего

Профессор: А почему?

Ответы детей: Потому что вода невидимая, жидкая, и буквы наши тоже исчезают

Профессор: Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы, а значит и вода нам тоже не подойдет для написания книги. А сейчас аккуратно отодвинем нашу тарелочку с водой и подвинем следующий природный материал глину. Возьмем свои палочки и попробуем порисовать на глине. Нарисуйте в середине небольшой квадрат, а справа от него круг. Ну что, получается, рисовать на глине?

Ответы детей: Да.

Профессор: Хорошо, положите палочки на стол. А теперь поверим, сохраниться ли наш рисунок, давайте потрясем доску с глиной, а теперь подуем на него. Что стало с нашим рисунком, он остался?

Ответы детей: Рисунок остался, он не изменился.

Профессор: Значит, какой можно сделать вывод?

Ответы детей: Из глины можно сделать книгу.

Профессор: Вот к этому выводу и пришли древние жрицы. Давайте посмотрим на экран, как они это делали (идет показ слайд-шоу сопровождающийся рассказом профессора) . Для записи жрицы использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги. Когда жрицами было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на дружку. Вот так ребята и получились первые книги. Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми.

Профессор: Ну, что ребята понравилось вам в Древнем Египте?

Ответы детей: Очень.

Профессор: А сейчас, вытирайте свои руки, салфеточкой, и нам пора снова в путь. Пройдемте к нашей машине времени. Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени. Но чтобы нам туда попасть, нужно опять завести нашу машину времени. /физминутка «Машина времени»/.

Профессор: Давайте выйдем из машины времени. Мы с вами попали в страну Древний Китай, чтобы узнать какие же первые книги были в этой стране, посмотрим на наш экран, который все знает (идет слайд - шоу сопровождающее рассказом профессора). Ребята Китай это родина многих открытий. Это дворец императора, император-это самый главный человек в Китае. В Китае выращивают все время чай, рис, изобрели материал шелк. А это ребята китайский Новый год, он считается самым главным праздником в Китае. Китайцы очень любят придумывать различные загадки и головоломки. И для нас они тоже приготовили задание. Посмотрите на эти кубики, рассмотрите их и подумайте какое задание могли придумать для нас хитрые китайцы?

Ответы детей: Может из них надо, что-то построить. На кубиках написаны буквы и цифры.

Профессор: А как вы думаете, ребята, зачем они написали нам буквы на кубиках?

Ответы детей: Из букв нужно составить слов.

Профессор: А из слов, что можно составить?

Ответы детей: А из слов можно составить предложение.

Профессор: А это мы сейчас с вами и проверим. Ребята, нам нужно разделить на две команды (профессор делить детей на две команды, идет работа в группах). Слушайте внимательно, у вас у каждого на кубике написана буква, а рядом с буквой в верхнем углу написана цифра. Вам необходимо расставить цифры по порядку и тогда у вас получиться слово. Ребята, с какой цифры начнем составлять слово?

Ответы детей : Мы начнем составлять слово с цифры один.

Профессор: Будьте внимательными, не путайте последовательность цифр, а то слово может не получиться (дети составляют слова: книга, друг ).

Профессор: Я смотрю, вы работали дружно и уже справились с заданием, давайте проверим, правильно ли вы их выполнили. Виталик, прочитай, какой слово получилось у вашей команды.

Ответы детей : У нас получилось слово-книга.

Профессор: Молодцы, все правильно выполнили. Никита, прочитай, пожалуйста, какое слово получилось у вашей команды.

Ответы детей: У нас получилось слово-друг.

Профессор: А сейчас вместе дружно произнесем эти два слова (дети произносят хором книга-друг). Какой предложение у нас получилось? Произнеси еще раз Владик?

Ответы детей: Книга-друг.

Профессор: Да ребята, книга это наш с вами друг. А почему так говорят: «Книга - лучший товарищ», кто знает?

Ответы детей: Так говорят, потому что книга нас всему учит, из нее мы можем узнать много интересного.

Профессор: Молодцы ребята. А сейчас, присаживайтесь по удобнее, на этот красивый ковер. История древней китайской книги очень интересная. А как вы думаете, из чего была сделана первая книга в Китае? (ответы детей, возможно дети посмотрят на ковер и увидят кусочки материи, сделают вывод). Первую книгу в Китае сделали из шелка. А что такое шелк?

Ответы детей: Шелк - это такой материал (если дети не отвечают, профессор сам проговаривает, что шелк - это такой материал, из которого можно сшить блузку, платье, халат).

Профессор: Молодцы. Затем шелк нарезали на небольшие кусочки, это и были страницы книжки, а потом эти странички сшивали их между собой. И получались вот такие шелковые книги, посмотрите на экран. В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок. Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковой книги. И предлагаю написать на ваших кусочках книжной шелковой страницы. Только, то, что мы будем писать на ваших шелковых страничках, давайте я вам сейчас покажу. Посмотрите на доску, что за странные символы здесь нарисованы? (выслушать ответы детей, они могут быть различны, все зависит от уровня знаний ребенка и его фантазии) . Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные буквы - символы, которые назывались иероглифы. Скажем вместе - иероглифы. Посмотрите, вот на этой стене написаны иероглифы. Вот этот иероглиф обозначает слово человек, этот обозначает слово солнце, а это иероглиф обозначает слово трава, а это вода. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в древнем Китае, на ваших шелковых страничках. Ну, что ребята получается? Ты Снежана, что рисуешь? А ты Владик (дети комментируют свои иероглифы? Ой, как красиво Игнат у тебя получилось, человек стоит в траве. Молодцы. Положите кисточку на подставку и посмотрите на меня.

Профессор: А еще ребята в Китае люди очень любят танцевать. И я вас тоже хочу научить китайскому танцу (динамическая пауза «Китайский танец»+ артикуляционная гимнастика)

Профессор: Ребята, я открою вам небольшой секрет, что китайцы это довольно изобретательный народ, и следующее что они изобрели - это была бумага. Но об этом мы поговорим на другом занятии и в другом времени. А сейчас, вытирайте салфеткой, свои ручки и прошу всех вас прошу пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время. Ну что, раз, два, три, машину заводи (проводиться физминутка «Машина времени»).

Профессор: Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. А как вы думаете, из чего можно было сделать первую книгу на Руси? (ответы детей).

Профессор : Ну, тогда, посмотрите на экран. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста?

Ответы детей: Береста - это кора березы (если дети не отвечают, профессор обращается к экрану, «ребята, посмотрите на что это похоже»).

Профессор: Молодец, Саша, действительно береста – это кора березы. И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы. Скажем вместе: летописцы / дети проговаривают слово хором летописцы/. А как по-другому сейчас мы называем летописцев?

Ответы детей: Сейчас летописцев мы называем писателями.

Профессор: Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания и терпения. Поэтому они так обрадовались, когда на смену бересте пришла бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран. Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги (на экране идет показ слайд-шоу). Вот такая была первая печатная книга.

Профессор: Предлагаю вам сейчас, тоже попробовать себя в роли книгопечатников и попробовать напечатать одну страничку, такой книги. Хотите? Тогда пройдемте вместе со мной к столу, на котором мы и будем печатать. Посмотрите, у нас на столе лежит большой лист бумаги и оттиски печати. Вам как древним летописцам необходимо нанести краску на оттиск и приложить его к листу бумаги. Для этого выберите понравившуюся вам букву и будем создавать первую печатную книгу, так как это делали в древней Руси. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.

Профессор: Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени. Ребята закройте свои глазки и произнесите вместе со мной следующие слова:

Раз, два, три,

Машина времени лети,

В настоящее нас верни.

3. Заключительная часть.

Профессор: А сейчас откройте свои глазки. Посмотрите, мы с вами опять оказались в моей лаборатории. Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени? А где мы с вами сегодня побывали? На чем рисовали в Египте? А еще где мы были? Какие первые книги были в Китае? А еще где мы побывали? На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам запомнилось? А на прощание я хочу вручить вам ордена умников, которые вам будут напоминать о нашей встрече и подтверждать что вы стали учениками школы «Почемучек». Ну что ж ребята, нам с вами пора прощаться, до свидания, до скорых встреч.

Г. Орехово-Зуево

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему: «Они всегда в моём сердце»

Цели: обобщить знания детей о семье, помочь детям понять значимость семьи, показать её ценность для каждого человека, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, дети, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапывают грядку-

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(дети отгадывают загадку)

Воспитатель: – А как вы догадались, что это пальчики?

(ответы детей )

Воспитатель: – Куда прячутся пальчики зимой?

(ответы детей )

Воспитатель: – Ребята, а вы любите играть с пальчиками?


1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

(разгибаем из кулака пальцы и сопровождаем движения текстом )

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья»

(дети повторяют за воспитателем сначала на правой, затем на левой руке. Присаживаются на ковёр. )

2. Беседа о семье:

Воспитатель: – О чем же эта игра?

Дети: – О семье.

Воспитатель: Что такое семья?

(ответы детей )

Воспитатель: У каждого из нас есть мама и папа. Это наши родители. У них есть свои мама и папа – это наши дедушки и бабушки. Но и у дедушки и бабушки были свои папа и мама, а у тех – свои. Их было много, и жили они давно. Они являются нашими предками. Все ваши предки составляют ваш род. У каждого из нас есть свой род.

– Каким словом можно заменить слово семья? (род)

3. Беседа о детях

Воспитатель: – У меня есть вот такая ладошка (демонстрирую силуэт ). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик – мизинец.

(дети подсказывают )

Воспитатель: – А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый?

– Как вас ласково называют в семье? (зайка, солнышко, доча и пр .)

– Почему взрослые вас так называют? (потому что любят )

4. Слушание музыкального произведения

Воспитатель: А сейчас послушайте песенку. А кто знает слова, может подпевать.

(Звучит песня «Солнечный круг» Сл. Л. Ошанин, муз. А. Островский )

6. Беседа о маме .

– О ком эта песня?

– Расскажите, какая у вас мама?

Игра «Замыкая круг»

(сидя в кругу, дети по очереди называют прилагательные, характеризующие их маму, передают эстафету по кругу – кладут ладонь соседу на плечо, и так, пока круг не замкнётся )

Дети: Красивая-добрая-милая-умная-заботливая-нежная-ласковая-любимая…

Воспитатель: Вот как много красивых добрых слов можно сказать о своих мамах! А теперь послушайте, что сказал один мальчик о своей маме:

На ярмарке заблудилось дитя. Бегает. Плачет. Ищет маму. Люди его спрашивают: «Какая она, твоя мама?» Малыш ответил, сквозь слёзы: «Моя мама та, что лучше всех!»

– Согласитесь ли вы с этим мальчиком?

(ответы детей )

Давайте найдём фигуру – маму и наденем её на следующий безымянный пальчик.

7. Представление папы

Воспитатель: Подскажите мне, ребята, чья фигура должна быть рядом с мамой – на среднем пальце?

(надеваем на палец фигуру-папу )

8. Беседа о родителях

Воспитатель: как одним словом мы можем назвать папу и маму? (Родители)

Речевая игра «Скажи, кто?»

Каждый из нас когда-то родился.

– Кто дал нам жизнь?

– Кто заботится о нас?

– Кто учил делать первые шаги, поддерживал, чтобы не упали?

– Кто вытирал наши слёзки, гладил ушибы, утешал, лечил в болезнях?

– Кто самые родные наши и близкие – мама и папа?

– Бог повелел чтить отца своего и матерь свою

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помните это правило всегда и тогда родители ваши будут счастливы.

8. Физкультминутка

Воспитатель: Давайте-ка, мои хорошие мы немного отдохнём, встаньте в круг:

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

9. Встреча с бабушкой и дедушкой

(слышится стук в дверь)


Воспитатель: Кто это к нам в гости торопится? Входите, пожалуйста.

(входит бабушка с сундуком в руках)

Чок, Чок, Чок! Чок, Чок, Чок!

Перед вами – сундучок!

Весь резной, расписной.

Сундучок, секрет открой!

Чтобы сундучок открыть, нужно выполнить моё задание.

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец!

(проводится игра «Доскажи словечко» )

Много, много окон в нём

Мы живем в нем. Это...

На каток ушла с утра

Моя младшая...

Усевшись важно на окошко

Ласково мурлычет кошка.

Угостить её должны,

Ведь бабушка печёт....

На день рожденья Кате

Мама сшила...

Мама, папа, брат и я –

Вместе дружная...

Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки.

Мы съедим оладушки

И пирог с капустой.

Мы же знаем, бабушка –

Ты готовишь вкусно!

(Дети надевают соответствующую фигуру на указательный палец ладошки – силуэта).

Воспитатель: – Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это?

Правильно, дедушка.

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Дети надевают соответствующую фигуру на палец .

10. Обобщение знаний

Воспитатель: – Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.

– А вы помогаете своим близким?

Предлагаю вам поиграть в игру

11 Дидактическая игра «Правильно-неправильно»

(У каждого ребёнка по два солнышка: доброе и сердитое. Детям предлагается ситуация, если она правильная, поднимается доброе солнце, если нет – сердитое солнце )

Ситуации:

– Петя убрал за собой одежду.

– Маша оставила за собой на столе грязную посуду.

– Зоя не сказала маме про то, что получила двойку.

– Витя каждое утро чистит зубы.

– Катя заварила для бабушки чай.

– Ксения взяла без спроса папину книгу.

– Рома помог дедушке найти очки.

12. Беседа о доме

Воспитатель: У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи?

(Ответы детей )

Воспитатель: – Давайте проверим, правильно ли вы думаете. Закройте глаза.

(в это время воспитатель устанавливает заранее приготовленный дом таким образом, чтобы вся семья была видна в окошке )

Предлагаю детям подойти и рассмотреть домик.

Какими цветами раскрашен дом? (яркими )

Почему? (семья дружная, весёлая и счастливая )

Хорошо тому – кто в своём дому.

Наше занятие подошло к концу. Как много интересного мы услышали сегодня от наших маленьких членов семьи! Я желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия!

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели