Столпы православной веры. Столпы церкви христовой

Столпы православной веры. Столпы церкви христовой

27.07.2020

«Подвизаясь единодушно за веру Евангельскую!» (Библия. Фил.1:27)

Архиепископ Сергей Журавлев о пяти важнейших основах учения РПЦХС, как церкви православных христиан веры евангельской, которые являются также и основанием веры всех настоящих христиан, не зависимо от наших различных конфессиональных и деноминационных принадлежностей, юрисдикций, а также культурно-исторических и обрядово-богослужебных отличий Sola Scriptura, sola fide, sola gratia, solus Christus, soli Deo Gloria. Только Писание (Библия), только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава. «Ekklesia semper reformanda» «Церковь непрестанно реформируется» (святитель Киприан Карфагенский (+ 258 г.)) Из подготовительных материалов к VI Собору РПЦХС 31 октября 2017 года, посвященного 500-летию со дня начала великой реформации и обновления мирового христианства. Киев, Украина. Предсоборное совещание 2014 года.

Слава Иисусу Христу, нашему Господу Богу и Спасителю! Во веки слава Святому Богу!

Братья и сестры. Всем нам, принадлежащим к Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя, надо подвизаться ревностно и «единодушно за веру Евангельскую!» (Библия. Фил.1:27)

Христианин настоящий, истинный, не важно какой он деноминации или конфессии, просто обязан иметь веру не свою, не конфессиональную, не веру традиций и обрядов, а Евангельскую! Наша вера должна быть правой, т.к. мы даже и называемся православными христианами.

Апостол Иуда пишет в своем послании: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым». (Библия. Иуд.1:3)

Далее Иуда нам пишет, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Иуда напоминает нам также «предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа… Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям».

К сожалению, в историческом христианстве те самые «некоторые люди», о которых пишет апостол, те, «отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» уже с самого начала IV столетия были в первых рядах начала «великой деформации» мирового христианства.

Благодаря цезарепапизму, – рабской подчиненности церкви государству, – началась деформация мирового христианства.

Деформация христианства выразилась в отступлении от веры Евангельской, Библейской, что привело с течением столетий народ Божий к практически полной деградации.

Главные ереси, пришедшие в многовековую эпоху деформации, деградации исторического христианства:

1) Антисемитизм – ненависть к еврейскому народу, к иудаизму, к своим историческим и духовным корням.

2) Богословский антисемитизм – т.н. «теория замещения». Утверждения что, якобы, Церковь теперь заняло место Израиля. Якобы Церковь вместо еврейского народа, а не частью его ставшая.

3) Цезарепапизм – рабская подчиненность государству, сильным века сего. Маммона стала главою христианства, вместо Христа.

4) Многобожие в теории – ложная вера в, якобы, многих посредниках между Богом и человечеством. Культ умерших святых и ангелов.

5) Многобожие в практике – молитвы к матери Иисуса Марии и прочим умершим святым и ангелам. Вера в их заступничество и ходатайство.

6) Идолопоклонство – почитание изображений и крестов, «культ реликвий». Иконопочитание.

7) Оккультизм – почитание т.н. «мощей», человеческих останков, целование и преклонение перед мертвыми телами и фрагментами.

8) Спиритизм – молитва «за упокой» и все что связано с культом мертвых в историческом христианстве. Антибиблейские учения о «загробном мире», т.н. «мытарства».

Великая деформация мирового христианства стала исполнение самых страшных пророчеств Библии и притч Иисуса Христа, Который говорил много притчами о проблемах Царства Своего. В 13 главе Евангелия от Матфея, к примеру, Иисус говорит нам, что в Царстве Божием, в историческом христианстве, будут расти «между пшеницею плевелы». Далее Иисус рассказывает, что Церковь Его распространится небывало. Он говорит, что в определенный момент истории христианство «становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Это тоже очень страшный духовный знак на то, что всевозможные нечистые духи, бесы, поселятся в Церкви. Царство Небесное деградировав в Великую Блудницу, становится в истории на самом деле «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» (Откр.18:2)

Самая же страшная из притч Иисуса, рассказанная Им о Своем Царстве, следующая: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». (Библия. Матф.13:33) В историческом христианстве на самом деле «вскисло все».

Закваска – знак греха, лицемерия и ханжества. Иисус говорил же «ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». (Лук.12:1)

Фарисейская и саддукейская закваска – это религиозное лицемерие и лжеучения, а вот «Иродова» закваска (см. Мар.8:15) – это политическая, цезарепапистская закваска, которая заквасило мировое историческое христианство. Это и есть деградация и деформация Церкви Христовой.

Религия любит символы. Видимым знаком, неким символом этой деформации стали «куличи» и «просфоры», все квасное …

Эта страшная деградация Церкви, Царства Небесного, так или иначе, продолжилась до того самого 31 октября 1517 года, ставшего Днем начала Великой Реформации.

Христианство медленно, но уже неуклонно с того дня начало возвращаться к Богу, от Которого мы отпадали многие столетия. Путь отступничества завершился и начался путь возвращения, покаяния и исправления!

Пятью столпами Евангельской веры для нас, христиан разных конфессий и деноминаций, ныне являются пять «solas» Реформации:

1) S ola S criptura («только Писание, Библия»),

2) S ola fide («только верой»),

3) S ola gratia («только благодатью»),

4) S olus Christus («только Христос»),

5) S oli Deo gloria («только Богу слава»).

Мы, православные христиане веры евангельской и истинной, вместе с библейски верующими христианами всех иных течений, имеем одну главу – Иисуса, ведь «Христос глава Церкви!» (Библия. Еф.5:23)

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос!» (Библия. 1Кор.3:11) Желая строить свое христианство из «драгоценных камней», а не «дерева, сена, соломы» (сравни с 1Кор.3:11), мы исповедовать и практиковать обязаны веру Евангельскую, истинно-христианскую, Библейскую.

В названных выше пяти столпах евангельской веры, пяти «solas», мы, реформаторы XXI века, как и пионеры Реформации XVI столетия, несем «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам!» (Матф.24:14)

Первый столп Евангельской веры:

S ola S criptura

«Только Писание, Библия»

Вместе с апостолом Павлом мы, православные христиане веры Евангельской, и сегодня повторяем, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим.3:16,17)

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим.10:17)

«Мы верим, что Священное Писание является Богодухновенно, и что автор его есть Святой Дух и никто иной. Мы должны непоколебимо верить в Писание. Ибо как написано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». (2Пет.1:19) Потому и авторитет его выше авторитета Церкви. Ибо велико различие в том, говорит ли Святой Дух или же язык человеческий. Ведь последний по неведению может заблуждаться; он может совратить с пути истинного либо сам сбиться с него. Божественное Писание же не может сбиться с пути истинного и не может заблуждаться. Оно всегда непогрешимо и достоверно». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631))

«О Боге должны мы рассуждать по собственным Его изречениям, а не по чужим». (Святитель Амвросий Медиоланский, IV век, «О покаянии»)

«Все верующие христиане должны знать если и не все Священное Писание, то, во всяком случае, наиболее существенное из него. Они должны верить в него, исповедовать и проповедовать его. А этому нельзя научиться ни из какого иного источника, кроме как из самого Священного Писания, если будем читать его или же только слушать толкование его верующими людьми. Никому ведь из христиан не запрещено слушать Священное Писание, а значит, никому нельзя воспрепятствовать в чтении его; ибо близко к ним Слово, в устах их и в сердцах их. Потому явной несправедливостью в отношении верующего христианина, к какому бы сану или сословию он ни принадлежал, было бы лишение его возможности слушать или читать Священное Писание, а также препятствование ему в этом. Ведь это было бы то же самое, как если бы алчущую душу лишили пищи духовной или же воспрепятствовали дотянуться до нее и отведать ее». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский, ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631))

Второй столп Евангельской веры:

Sola fide

«Только верой»

«Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». (Гал.2:16)

«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». (Евр.11:6)

Основоположник православного реформаторского движения, вселенский патриарх Кирилл Лукарис писал: «Мы верим, что человек оправдывается верою, а не делами. Однако говоря «верою», мы имеем в виду то, к чему вера эта прилагается, т.е. правду Христову, посредством веры постигнутую и данную нам во спасение. Мы сознаем, что это в высшей степени справедливо и что при этом не умаляется значение дел. Ибо сама истина учит нас, что не следует пренебрегать делами, что и они служат необходимым средством и свидетельством нашей веры, подтверждением нашего призвания. Однако было бы ошибочно утверждать, как это делается по слабости человеческой, что их самих по себе достаточно для спасения человека, чтобы тот смог предстать перед судом Христовым, с тем, чтобы они принесли ему спасение по заслугам его. Напротив, только правда Христова, дарованная раскаивающимся, оправдывает и спасает верующего». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский).

Тот же Кирилл, патриарх Константинопольский, писал: «Мы верим, что никто не может спастись без веры. Здесь мы имеем в виду такую веру, которая оправдывает в Иисусе Христе, которая возникла с жизнью и смертью Господа Иисуса Христа, о которой возвещает Евангелие и без которой никто не может снискать благоволения Божия».

Третий столп Евангельской веры:

S ola gratia

«Только благодатью»

Евангельское понимание самой важной темы – спасения: «ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!» (Рим.6:23)

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:1-9)

«Бог даровал нам жизнь вечную!» (1Иоан.5:11) «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе!» (Рим.3:24) В своем послании Иоанн Богослов пишет: «это все написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». (1Иоан.5:13)

Вслед за Августином мы повторяем сегодня: «Я мог бы отчаяться по причине бесчисленных моих грехов, пороков и преступлений, которые совершил и ежедневно не перестаю совершать сердцем, устами, делом, всеми способами, которыми может грешить человеческая немощь, если бы Слово Твое, Боже мой, не стало плотью и в нас не обитало. Но я не осмеливаюсь уже отчаиваться, так как Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной, понес на Себе рукописание грехов наших и, пригвоздив его ко кресту, распял грех и смерть. И я обрел безопасность в Нем, сидящем одесную Тебя и ходатайствующем о нас. Уповая на Него, я желаю прийти к Тебе, Которым мы уже воскресли, и ожили, и взошли на небо. Тебе хвала, Тебе слава, Тебе честь, Тебе благодарение!» (Блаженный Августин (V в.))

Четвертый столп Евангельской веры:

Solus Christus

«только Христос»

«Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20), мы, православные христиане веры Евангельской, провозглашаем: «Христос глава Церкви!» (Еф.5:23) «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». (Кол.1:18)

«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». (Рим.8:34) «Лучшего завета поручителем сделался Иисус. … Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». (Евр.7:22-25)

«Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек … Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета» (Евр.8:1-6) «И потому Он есть ходатай нового завета» (Евр.9:15)

«Мы верим, что Церковь, называющаяся соборной, включает в себя всех верующих во Христа: умерших и пребывающих в отечестве своем, а также тех, кто еще, подобно страннику, находится в пути. Поскольку никому из смертных не дано возглавлять эту Церковь, единственным ее Главой является сам Господь наш Иисус Христос. Все бразды правления этой Церковью Он удерживает в руках своих. Учитывая, однако, что на пути земном мы видим отдельные церкви, каждая из которых имеет для поддержания порядка кого-либо первого по сану, этого человека можно было бы не в прямом, но в переносном смысле назвать главой данной отдельной церкви. Это возможно именно потому, что он является первым среди ее членов». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский, ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631))

«Современная Реформаторская Православная Церковь признает посредничество лишь Иисуса Христа, Который, как писал святитель Кирилл, «один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника!» Ему не требуются помощники в этом, как считают некоторые, но Он один предстоит за всю нашу планету, за каждого из нас, перед Своим Отцом Небесным! Реформаторская Православная Церковь призывает всех верных чад Божьих, ввереных ее попечению, возносить свои молитвы только Отцу Небесному во Имя Иисуса Христа, и всю хвалу воздавать исключительно лишь Богу Всемогущему!» (20 Тезис III Собора УРПЦ, 2008)

Пятый столп Евангельской веры:

Soli Deo gloria

«Только Богу слава»

«Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». (Ис.42:8)

«Славы Моей не дам иному». (Ис.48:11)

«Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий». (Иоан.8:50)

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Иоан.4:23,24)

«Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». (Иуд.1:25)

«Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь». (Рим.14:26)

_______________________________________


Из Устава Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя РПЦХС, с дополнениями к предсоборному совещанию 2014 года. Подготовительно к VI Собору РПЦХС 2017 года, посвященного 500-летию Реформации Церкви.

«Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя (РПЦХС) является международной, многонациональной, христианской, экуменической, поместной, христокефальной, православной церковью, находящейся в единстве и молитвенно-каноническом и евхаристическом общении, на прочном основании Слова Божьего и Божьей любви с любыми другими поместными православными, католическими и протестантскими церквами.

РПЦХС находится в братском единстве вообще со всеми христианами, со всеми признающими Иисуса Христа своим Господом, Богом и Спасителем и любящими Его, со всеми детьми Божиими, не зависимо от их деноминационной и конфессиональной принадлежности!

Как христианская церковь, являющейся частью мирового и исторического христианства, мы осознаем, что рождение наше произошло почти две тысячи лет тому назад на голгофском кресте в крови и страданиях нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Еще прежде нашего рождения Господь Иисус дал нам, христианам, предрек: «Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее!» (Мф.16:18)

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя (РПЦХС) была учреждена на IV Православном Обновленческом Соборе Украинской Реформаторской Православной Церкви (УРПЦ) в Киеве в августе 2012 года. В РПЦХС вошли как церкви Украины, так и Грузии, Белоруссии, России, Молдовы и Румынии. Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя открыта для работы на ниве Божией по всей планете, открыта для церквей всех стран мира. Мы молимся и работаем также над тем, чтобы насаждать православные церкви нового поколения, реформаторского направления, по всему миру. Поэтому, нашу Архиепископию мы называем не только Киевской или «всея Руси», но также и международной.

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя является церковью православных христиан веры евангельской, библейской, истинной, так как апостол Павел в своем послании убеждает всех нас: «живите достойно благовествования Христова … подвизаясь единодушно за веру Евангельскую!» (Библия. Фил.1:27)

Экуменической наша церковь именуется потому, что мы выступали, и будем всегда выступать, за единство всех верующих детей Божиих. Подлинный экуменизм возможен только во Христе Иисусе, Господе нашем и Спасителе, ведь «нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись!» (Деян.4:11) Наша церковь выступала и выступает категорически против антиэкуменизма, этого ложного, сатанинского экуменизма, понимаемого как единство религиозно-политическое, единство вне Истины, вне Христа Иисуса. Единство вне Библии и вне Иисуса Христа, т.е вне Истины Божией – это антиэкуменизм, это ересь. Настоящий, а не поддельный, экуменизм, единство детей Божиих – в Иисусе Христе, нашем Господе и Спасителе!

«Слово твое есть истина». (Иоан.17:17)

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя является поместной, и только в этом смысле слова автокефальной православной церковью, самостоятельной в вопросах обрядовых, богослужебных, административных и вероучительных. Однако, более соответствующим истине является то, что мы не просто автокефальны, а христокефальны. Потому мы теперь чаще именуемся не автокефальной, но христокефальной православной церковью. «Христос глава Церкви!» (Библия. Еф.5:23) что также утверждается и в Кол.1:18. Автокефалия – церковь, что имеет своего отдельного главу и, как бы, «сама себе голова». Христокефалия – церковь, имеющая одну главу – Иисуса Христа!

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя является христокефальной, что выражается в страсти к Истине, в нашем желании и старании все сферы личной и церковной жизни привести в согласие со Словом Божиим, Библией.

Главные задачи и цели Реформации, которую наша церковь планомерно воплощает в жизнь, изложены в Тезисах православной реформации Соборов 2003 и 2008 годов.

Церкви и общины, братства и миссии, которые входят, или будут входить в состав РПЦХС, являются независимыми в вопросах административного и финансового самоуправления, вероучений и обрядов, при условии принятия Иисуса Христа как Господа Бога и Спасителя в согласии с Никео-Цареградским символом веры и принятия Слова Божьего, Библии, как безоговорочного основания истинной христианской веры. Более того, все верующие христиане, какого бы они небыли вероучения и практики, входящие в РПЦХС не могут быть принуждаемы ни к какому обряду, преданию или традиции, противной их совести и Священного Писания Божьего – Библии».


ТЕЗИСЫ КИЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО СОБОРА 2003 года, посвященного 80-летию Обновленческого движения (1923-2003)

I Мы, православные христиане, молимся, поклоняемся и служим лишь Единому Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу! (Мф.4:10) Время “настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе!” (Ин.4:23)

II Мы отрекаемся от молитв Марии, матери нашего Господа Иисуса, как унизительных перед памятью той, которая стала благословенной и счастливейшей среди женщин. (Лук.1:42)

III Мы почитаем память святых Божьих слуг, ушедших в блаженную вечность, подражаем их жизни (Евр.13:7), но отрицаем всякие молитвы им, как противоречащие Библии.

IV Мы, православные христиане, участники сего освященного Собора, выступаем за скорейший пересмотр всего предания Православной Церкви в свете Библии. Праздники нашего православного календаря должны прославлять исключительно только Всемогущего Творца. К примеру: 14 октября мы должны праздновать не “покров пресвятой богородицы”, а Праздник Божьего Покрова (Пс.90, Пс.31:7). 27 сентября мы празднуем не “воздвижение креста Господнего”, а воздвижение (т.е. прославление) Христа Господнего, и т. д. и т. п. Мы отрекаемся от лжепраздников, выдуманных древними еретиками и сектантами, но византийскими императорами введенных в официальную церковь - 4 декабря “введение во храм богородицы”, 21 сентября “рождество богородицы”, а также порочную практику “радуниц - гробков”.

V Мы отрекаемся от всяких прежних и новых попыток заменять “истину Божию ложью,” (Рим.1:25) “слово Божие преданием” (Мар.7:13) “Вожди слепые” (Матф.23:6, Матф.15:14) долго нас вели в пропасть, но мы вернулись к Истине - Слову Божьему, Библии!

VI Мы, православные христиане, отрекаемся от духа антисемитизма “ибо спасение от Иудеев” (Иоан.4:22), мы благословляем всех евреев (Чис.24:9), как наших старших братьев и сестер. Мы каемся за грех “православного антисемитизма”, “хмельнитчину” и еврейские погромы.

VII Мы отрекаемся от нелепого идолопоклонства в церкви - поклонения иконам, мощам, “священным” предметам и кресту. (Лук.4:8, 4Цар.18:4, 1Кор.10:7) Мы отрекаемся также и от “завуалированного” идолопоклонства - сребролюбия, гордости и прочих грехов.

VIII Мы, православные христиане, отрекаемся от духа превозношения перед христианами других деноминаций и юрисдикций. “Дух дышит, где хочет!” (Иоан.3:8) Мы не можем и не имеем право даже и пытаться “монополизировать” истину. Мы - Церковь экуменическая, стоящая на фундаменте Слова Божьего. (Ин.17:17)

IX Мы отрекаемся от всяких молитв “за упокой”, “сорокоустов” и панихид. В современной Православной Церкви есть место лишь только для библейского взгляда на жизнь и смерть. “После сей жизни нет никакой возможности для покаяния” (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский +1638 г.)

X Мы, православные христиане, участники сего освященного Собора, выступаем против наркомании, пьянства, курения и других пороков, зная, “что поступающие так Царствия Божия не наследуют”. (Гал.5:21) Спиртные напитки не допустимы для нас, т.к. мы, христиане, все являемся священниками Божьими (ср. с 1Пет.2:5,9), а для Своих служителей Господь Бог говорит: “вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого”. (Лев.10:9,10)

XI Мы, православные христиане, признаем разнообразные формы проведения богослужений (1Кор.12:5), в том числе с использованием разнообразных музыкальных инструментов. (Пс.149:3, Пс.150, Откр.15:2, 2Цар.6:12-23)

XII Мы против греха “симонии”, т.е. продаж таинств и должностей в Церкви (Деян.8:18), против установления “такс за требы и богослужения”, против коррупции в церкви.

XIII Мы выступаем за восстановление в Церкви женского служения диаконис. (Рим.16, Гал.3:28)

XIV Мы, православные христиане, выступаем против засилья монашества в руководстве Православной Церкви и за скорейшее возрождение в Православии исключительно лишь “белого”, т.е. женатого епископата (1Тим.3:2, Тит.1:6). Рукоположение монахов в священный сан (т. н. “черное духовенство”) теперь мы принимаем лишь в исключительных случаях.

XV Мы выступаем за переведение всего православного монашества на контрактную основу с обязательно оговоренным правом и условиями выхода из монастыря как мужского, так и женского.

XVI Мы, православные христиане, участники сего освященного Собора, выступаем за добровольные посты и постные дни. (Ис.58, Матф.6:16-18) Мы против современной практики “обязательных”, традиционных постов, реально давно уже не соблюдаемых большинством православных. Пост Великой Пятницы перед Пасхой нами оставляется как единственный в году общецерковный пост. Перед причастием пост вообще не обязателен, ведь Иисус Христос совершил первое причастие не “натощак”, а после завершения пасхального седера, “после вечери!” (1Кор.11:25)

XVII Церковь Христова не кладбище (Иез.37:1-10), но ЖИЗНЬ! Мы выступаем за возрождение пятикратного служения в Православной Церкви (Еф.4:11) Живое Евангельское слово должно звучать в каждом Православном храме!

Апостолы Петр и Павел много потрудились в распространении Христовой веры и справедливо вместе почитаются "столпами" Церкви Христовой и Первоверховными апостолами. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Апостол Петр – родной брат апостола Андрея Первозванного. Был он простым рыболовом, звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Спасителя. Он все время находился рядом со Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно поверил в Его Божественное посланничество. За это он был удостоен особой близости ко Господу. Так, с апостолами Иаковом и Петр видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха – отступничества от Бога, который искупал потом всю жизнь.

Искреннее раскаяние его было принято Господом. Явившись апостолам после своего Воскресения, Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: "Паси овец Моих". И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Апостол Петр прославился многими исцелениями, воскрешением мертвых, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед судом синедриона, принял мученическую кончину - распятие вниз головой.

Апостол Павел (евр. Савл), родился в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел испытал чудесное видение на пути в Дамаск, принял святое крещение и стал истовым проповедником христианства среди язычников. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед Христианством Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол.Апостол Павел, как римский гражданин, не подлежал распятию, и был обезглавлен.

Воспоминая жизнь апостолов Петра и Павла, мы можем почерпнуть для себя урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного. Ведь Господу все возможно, и, как бы ни были тяжелы наши грехи, надо уповать на Его неизреченное милосердие.

И примером нам служат святые Первоверховные апостолы, один из которых, вначале отрекшись от Христа, затем сделался незыблемым камнем веры; а другой, - вначале гонитель Церкви, сделался великим благовестником Божией Любви.

По материалам православных СМИ

Скажи мне, кто твои святые и скажу тебе, кто ты.

Почти в каждой машине в России можно увидеть иконку, которая, как правило, крепится на «бардачке» или в другом, не бросающемся в глаза месте. Христос, Дева Мария и Николай Чудотворец - вот стандартный набор. Интересно то, что такие иконки крепят даже те люди, которые совсем не ходят в церковь и, быть может, в Бога не верят. Но "нутром"» чувствуют - лучше с иконами.

В России всегда трепетно относились к святым - людям, которые с Богом и от Бога. Фактически, вся жизнь в древней Руси и в последующей России вращалась вокруг православия. А православие, в свою очередь, заждется на святых. Вот и выходило, что святых на Руси почитали, и почитание это не исчезло даже после антихристианской революции в России. Отнюдь, появились новые личности, которые заменяли собой разрушенное православие и впоследствии их причислили к лику святых.

В статье попытаюсь описать одних из самых популярных русских святых.

Сергий Радонежский

Мало кто не слышал о преподобном отце Сергии. Самое интересное то, что этого святого чтут уже больше 500 лет, а популярность его всё не уменьшается.

Варфоломей. Так родители назвали своего среднего сына. Старшего звали Стефан, а младшего Пётр. Насчёт старшего и младшего не знаю, но относительно среднего можно найти, что он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, которое находилось под городом Ростовом. Это где-то в средней полосе России, не очень далеко - км 500 - от Москвы. Чуть позднее, когда ребятам было лет по 7, родители их перебрались под Москву в маленький городок Радонеж.

Ну и стали жить поживать, да добра наживать. Парней отдали на учение также как и принято сейчас примерно с 7 лет. Папа-то был боярин. Хотя, видимо, и крестьянские дети имели возможность обучиться читать и писать. Только в чём заключается разница между современным образованием и тем, древним, обучением? Сейчас первоклассники начинают с Азбуки, а тогда учились читать на Псалтыри. Азбука - это книга, написанная каким-то мало известным нам автором с почти стандартным содержанием. Буква «А» - слова на эту букву, пословицы-поговорки и так далее. А псалтырь была написана не кем-то, а самим еврейским царём Давидом. Эта книга - вторая по значимости в христианстве, после Евангелия. Таким образом, «первоклашки» тех лет сразу начинали впитывать в себя философию христианства. А как известно, дети всё быстро усваивают.

Быстро учились братаны Варфоломея, только вот у него самого были проблемы… Ну не давалась парню грамота - хоть убей! Он и так, и сяк, а не может. Одноклассники смеялись, учителя ругались и даже наказывали - обидно! А родители только разводили руками, что уж теперь поделаешь…

Бог в те времена на Руси был в почёте и хорошо известен. Так что молиться Ему умели. Вот Богу как раз и молился Варфоломей, излагая Ему своё душевное состояние и проблемы.

Однажды папка Варфоломея послал сына за конями, что на лугу паслись. Пошёл парень на луг и вдруг заметил, что под одиночным деревом поблизости стоит старец в монашеском облачении. Стоял монах и молился. Парень подошёл поближе, стал ждать окончания молитвы. Когда инок окончил, то подозвал к себе Варфоломея и спросил у него, чего он хочет. Мальчик сказал, что больше всего он хочет научиться грамоте.

«Отныне, Бог даст тебе, дитя моё, уразуметь грамоту. Ты превзойдёшь своих братьев и сверстников». Монах достал сосуд, в котором лежали просфоры - кусочки хлеба - и дал одну Варфоломею в знак благословения Бога.

Собрался было инок уйти, но обрадованный мальчик стал настойчиво приглашать старца в гости - его родители были и гостеприимными людьми. И действительно, родители Варфоломея обрадовались неизвестному страннику. Предложили сесть за стол, но инок ответил, что прежде пищи телесной нужно отведать пищу духовную и велел Варфоломею читать псалтырь. Ужаснулись родители, но вида не подали и тут… Парень стал стройно и внятно читать древние тексты, родители были очень удивлены. «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа» - сказал старец и слова эти оказались пророческими.

Варфоломей был необычным парнем. С детства он любил уединение. Тяготел к Богу. Собрался было молодой человек в монастырь уйти - а было ему лет 15, да родители упросили парня остаться с ними, пока они не умрут. Кирилл и Мария - родители будущего святого - к этому времени уже состарились и ослабли. А братья Варфоломея уже успели жениться. Что даже интересно! Ведь старшему тогда было никак не больше 17, а младшему и того лет 14 - и женились! Видимо, тогда это приветствовалось. А что? Говорят, сегодня в половые связи вступают уже лет с 15 - если кого в этом возрасте ребёнком назовёшь, обидятся. Вот и выходит, что жениться в 15 было можно, лишь бы общество к этому нормально относилось, то есть было где средства заработать, где жить и т.п.

Родители будущего подвижника сами вскоре приняли монашество в Хотьковском монастыре в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который находился неподалёку от городка Радонеж. Там они и умерли. В последствии преподобный Сергий завещал, что прежде чем идти к нему в Троице Сергиеву Лавру, неплохо бы заглянуть в Радонеж и помолиться о упокоении его родителей.

К этому времени старший брат Варфоломея овдовел - умерла жена. И тот принял монашество с именем Стефан. И вместе с Варфоломеем они удалились в лес для монашеской пустынной жизни. Конечно, в лесу не пустыня - и трава, и ягоды, и ёлки. Только людей нет. Именно в этом смысле пустыня - весь быт приходилось налаживать самим. Спустя какое-то время старший брат Стефан не выдержал тягот пустынножительства и ушёл в московский Богоявленский монастырь, где стал дружен с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским и всея Руси. В те времена у нас не было патриарха - его заменял патриарх Константинопольский. А вся Русская земля являлась единой митрополией.

7 октября 1337 года Варфоломей принял постриг в монахи с именем Сергий в честь святого Мученика Сергия, который жил в Римской империи и был казнён через отсечение головы за отказ принять языческих богов. Пострижен Сергий был игуменом (видимо того же Богоявленского монастыря) Митрофаном.

Вот так и жил в лесу Сергий. Один. Постоянно молился, псалмы на память читал, занимался огородом, быт устраивал. Постепенно к нему стали привыкать звери, бывало даже волки заходили посмотреть на необычного соседа. Но это ещё не страшно. На пустынножителя стали нападать бесы или дьяволы. Являлись преподобному в виде волков, которые рычали и человеческим голосом угрожали ему, чтобы он ушёл отсюда. Один раз ночью на молитве стена кельи раскололась на двое. И в проёме возникло множество бесов в литовских кафтанах. Преподобный продолжал молиться. Бесы грозили монаху, что, если он отсюда не уйдёт, то они покарают его. Сергий поднял руку и перекрестил незваных гостей. Тут же сборище исчезло и стена стала обычной. Сидя дома на диване можно ухмыльнуться, типа, вот ещё, напридумывали. Но стоит самому без сопровождения ночью погулять по лесу, как вся смелость и ирония куда-то испарятся…

Вскоре к жившему в лесу монаху стали приходить желающие жить вместе с ним, искавшие духовного очищения. Сергий был всем рад, но никогда не ставил себя выше других. Он предупреждал, что жить в лесу очень тяжело и чтобы иноки хорошо подумали, прежде чем решиться на такой шаг. Многие решались.

Так и жили подвижники вместе. Каждый ставил себе келью и молился отдельно. Вскоре молва об отце Сергии достигла самого патриарха. Он передал в дар Сергию крест, параман (часть облачения монаха, в виде креста на ткани) и схиму (тоже облачение монаха). Так же патриарх рекомендовал Сергию перейти к общежительному монастырю, то есть где будет свой игумен и устав. Сергий внял советам Патриарха, пошёл к митрополиту Алексию и получил от него благословение на открытие общежительного монастыря в честь Святой Троицы.

Но жизнь монахов от этого не стала сладкой. Как и предупреждал Сергий, жить в лесу было очень тяжело. Как правило братия получала милостыню от приходящих в монастырь людей в виде еды, денег. Но бывало и так, что посетители не приходили. Однажды в обители закончилась вода. И так долго её не было, что монахи восстали против Сергия, с угрозами приступили к нему и заявили, что если он, проклятый старик, не найдёт им воду, то они все от него уйдут. Напугали, понимаешь. Предупреждал же он! Но Сергий был кроткого духа, он не обозлился на монахов, понимая их состояние. Подошёл преподобный к небольшому холму поблизости, помолился, ударил по холму посохом, и... оттуда хлынула чистейшая вода… Говорят, этот источник есть в Троице Сергиевой Лавре до сих пор.

Однажды дело в обители дошло до того, что Сергий был вынужден уйти из основанного им монастыря. На реке Киржач он основал новый монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где и стал жить. Вскоре дела в оставленной им Лавре совсем пришли в упадок, гордые иноки не смогли держать порядок без основателя монастыря. И те немногие, что остались в Троицком монастыре, пошли к митрополиту Алексию, чтобы тот попросил Сергия вернуться назад. Сергий внял прошению и вернулся.

Митрополит Алексий надеялся, что после своей смерти престол московской митрополии возглавит именно Сергий, но скромный подвижник отказывался, говоря, что не хочет быть начальником, а только самым простым работником. В обители не было своего священника, до монастыря в ту пору пролегала непростая дорога через лес, так что братия долго оставалась без причастия, исповеди. Монахи долго и упорно просили Сергия стать священником, так как всё, что необходимо он знал «на зубок». Но Сергий не хотел и этого малого начальствования. Но в конце концов поддался на уговоры и его воздвигли в сан священника. А в 1354 году епископ Волынский воздвиг преподобного в сан иеромонаха и игумена обители.

Ничем не выделялся Сергий среди окружавших его монахов. Однажды в монастырь пришёл крестьянин, который искал благословения от Сергия. Спросил, где подвижник, ему сказали, что работает в саду. Туда и пошёл крестьянин… Но никого там не нашёл… Только какой-то грязный рабочий ковырялся в земле… Обиделся крестьянин, что над ним смеются и тут увидел… К саду подъехала дружина с самим князем во главе. Спешился князь, подошёл к грязному рабочему и… в ноги поклонился ему. А тот благословил князя. Дар речи пропал у крестьянина… Собравшись с духом, когда князь уехал, он подошёл к тому рабочем, поняв, что это и есть Сергий и попросил у него прощения. Сергий вовсе и не обиделся, напротив, улыбнулся и сказал, что этот крестьянин - единственный человек, который воспринимает его правильно, а остальные его неправильно воспринимают.

8 сентября 1380 года русское войско во главе с князем Дмитрием одержало полную победу на татарами у реки Дон. Именно Сергий Радонежский благословил князя на эту битву и предрёк ему победу. А ещё дал в помощь двух монахов - Александра и Андрея. Первый из них сразился с богатырём Кочубеем перед битвой и победил его.

Мирно отошёл к Богу преподобный 25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет. Свою кончину он предрёк за полгода до смерти. И наставлял монахов в жизни. Больше всего Сергий молился, чтобы основанная им Лавра не попала под искушение, но осталась верна Богу. О том преподобному было дано знамение, что до скончания века Бог сохранит и Лавру и её насельников.

Велика популярность Сергия Радонежского в народе даже спустя почти 600 лет после его смерти. Часто этому святому молятся для помощи в учёбе. Но преподобный помогает во всех житейских сложностях, обращающимся к нему. А Троице Сергиева Лавра так и осталась, даже несмотря на лютые гонения начала 20 века и в другие годы.

Кто-нибудь бывал на Красной площади в Москве? Многие, наверное, бывали. И прежде всего там бросается в глаза величественный храм Покрова на Рву или храм Василия Блаженного. Даже проводили опрос среди иностранцев, с каким архитектурным сооружением у вас ассоциируется Россия, вроде Эйфелевой башни во Франции или статуи свободы в США. Так вот, большинство проголосовало именно за храм Василия Блаженного, а вовсе не за кремль. Что же это за святой, в честь которого назван фактически самый известный храм в стране?

Родился Василий в декабре 1469 года. Мать святого Василия была простой, но благочестивой женщиной. Во время беременности она молилась в Богоявленском храме в Москве (приводится даже точное указание - в Елохове, видимо так село называлось). Как раз на паперти этого храма и родила сына Анна. Паперть - это площадка перед входом в храм. Хода событий не знаю, но могу предположить, что женщина стала рожать после службы, неожиданно для себя.

Парня отдали в учение сапожному ремеслу известным мастерам. Тут и проявился необычный дар Василия. Однажды в мастерскую пришёл богатый купец и попросил сшить ему такие сапоги, чтобы и за год не сносились. А Василий ему в ответ: «Сошьём такие, что и до смерти не сносишь!». Не знаю, как отреагировал купец, но Василия спросили, почему он так сказал, на что парень ответил, что купец скоро умрёт. Через несколько дней купец действительно умер.

В 16 лет парень взял на себя подвиг юродивого. То ест говорил то, что приходит на ум, сейчас о таких покрутили бы у виска, да и тогда крутили. Но этого и надо было подвижнику, таким образом он смирял собственную гордость. А ещё Василий круглый год ходил без одежды, прикрывал только, что все прикрывают. Худой до невозможности, сидел он на паперти храмов и молился. Умереть должен был этот человек в первый же лютый мороз, что случались и случаются в Москве каждую зиму. А он не только не умирал, но и продолжал вести этот строгий подвиг.

Часто смеялись над подвижником, иногда избивали его, а он терпел и молился. Так постепенно Василия овеял ореол славы, но и ему он не поддавался. В то время Россией правил царь Иван Васильевич, прозванный в народе Грозным. Все боялись царя, но только не Василий. Однажды, царь проезжал толи к храму, толи ещё куда-то. Народ перед царём повалился на колени и тут… Посреди огромной, стоящей на коленях, толпы оказался один человек, который не упал перед царём. Возмутились опричники, захотели ударить наглеца. Но царь остановил их, кинул дерзкому богатую милостыню и попросил молиться за него. Дерзким и был Василий Блаженный.

Сам будучи нищим, очень чутко различал истинно нуждавшихся от лжецов. Однажды увидел настоящего беса, сидящего у пречистенскких ворот (видимо Кремля) в облике нищего и собирающего милостыню. За милость бес давал мгновенную помощь в делах. Прогнал беса святой Василий.

В другой раз он подарил царскую шубу, которую ему сам царь пожаловал богатому иностранному купцу. Причина была проста - купец в Москве до нитки разорился, ехать домой было не на что, а попросить он стеснялся.

Однажды, проходя у дома, в котором пьянствовали, Василий со слезами обнимал каждый угол дома и что-то говорил. На вопрос, что он делает, святой отвечал: «Ангелы скорбные стоят по углам. Я же их утешаю и со слезами прошу, чтобы они молились Богу за грешников».

Василий Блаженный был единственным человеком, которого боялся царь Иван Грозный. Однажды, после службы, на которых царь бывал регулярно, Василий подошёл к месту, на котором молился царь с царицей и прилюдно сказал Ивану Васильевичу, что грех во время службы думать о постройке нового дворца на Воробьиных горах. Царь несказанно удивился, он и вправду об этом думал, хоть рядом с ним Василия не было, а только царица да митрополит Макарий.

Предсказал Василий и страшный пожар в Москве, который случился в 1547 году, года выгорело треть построек столицы. А ещё чудесным образом потушил пожар в Новгороде. Однажды Василий подошёл толи к купцу, толи в место, где торговали вином и попросил налить ему полный кубок вина. Слава святого на тот момент была велика и его просьбу выполнили. Но не стал пить зелье Василий, а повернулся в сторону Великого Новгорода и вылил содержание кубка на землю. Никто не понял его действия. Но впоследствии узнали, что в это время в Новгороде разгорелся сильный пожар, а потом вдруг неожиданно прекратился. Как раз в то самое время, когда Василий вылил вино.

Умер юродивый 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. 72 года он провёл в своём подвиге. 72 зимы, осени, весны, лета ходил раздетый и голодный.

Отпевал святого лично Митрополит Макарий. Какой силы должна была быть популярность человека у людей, чтобы нищего стал отпевать лично глава всей Русской Церкви?

Похоронен святой был в пределе Троицкого храма, который вместе с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (наверное раньше в этом месте был нечто типа оврага) позднее стал именоваться Собором Василия Блаженного. Если этот храм - символ России, то, выходит, и главный его святой тоже символ нашей страны.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели