Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты. Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты Станция ясная поляна

Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты. Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты Станция ясная поляна

Ближайшая к Ясной Поляне железнодорожная станция Козлова Засека восстановлена в том виде, какой она была при жизни Льва Толстого. Величайший романист мировой литературы и самобытный философ, именно отсюда он пользовался телефонной связью, здесь получал почтовые отправления, отсюда же начинал свои путешествия. Скромный провинциальный вокзал станции Козлова Засека обрел музейный статус, продолжая обслуживать пассажиров в антураже начала прошлого века.

Единственное значимое несоответствие толстовскому времени – увеличившееся количество рельсовых путей, неизбежное при развитии ж/д сообщения, и электрификация дороги. В начале XX столетия путей было только два, островная платформа между ними и боковая – со стороны Ясной Поляны. Возле железнодорожного моста Лев Николаевич поворачивал своего коня во время прогулок, возвращаясь в родовую усадьбу. Встречала Козлова Засека и траурный поезд, доставивший тело писателя с места кончины, станции Астапово.

Биографы Толстого и исследователи его творческого и жизненного пути излагают несколько версий его последнего путешествия по железной дороге. Одни пишут о рядовой поездке к дочери Татьяне, другие настаивают на бесцельном спонтанном путешествии под воздействием духовных исканий. Судя по описаниям странного маршрута поездки, вторая версия в отношении человека преклонных 82-х лет более вероятна.

На станции Козлова Засека

Название местности, перешедшее при строительстве железной дороги к одной из станций, произошло от древнего укрепления – засеки. Так именовали валы из беспорядочно наваленных древесных стволов с заостренными (затесанными) сучьями, которыми Московское княжество отгораживалось от набегов южных племен и турок. Лесные завалы препятствовали продвижению конницы, облегчая задачу обороняющихся.

Именем предводителя одного из гарнизонов, воеводы Данилы Козлова, назвали укрепления южнее Тулы, затем окружающую местность, далее – станцию. Столетний юбилей со дня рождения Льва Толстого большевистские власти отметили переименованием станции Козлова Засека в Ясную Поляну, таковой она называлась вплоть до восстановления исторического имени в 2001 году. Кроме того, были проведены работы по возвращению вокзалу и окружающей территории того облика, какой они имели в 1910 году.

В рамках реконструкции привели в исходное состояние все станционные постройки и сооружения, насколько это возможно с точки зрения безопасного обслуживания нынешних пассажиров. Среди них сам вокзал и отдельное здание буфетной, багажное отделение и навес на дальнем конце перрона. Восстановлены деревянные ограждения из массивного бруса, осветительные фонари и станционные часы на платформе. Возле входа в музейное помещение, с правого торца станции Козлова Засека, установлен бюст писателя.

Внутри станционного здания

Внутри здания вокзала также восстановлена обстановка типичной небольшой станции начала XX века. Скамейки в зале ожидания, обрамления окошек билетных касс и другие детали обстановки приведены в соответствие с их обликом более чем вековой давности. Именно так выглядели тогда провинциальные железнодорожные станции, никаких световых табло, торговых точек и иных посторонних вещей транспортное ведомство не допускало.

В углу зала ожидания поставили антикварное зеркало в резной оправе. По описанию смотрителя оно оригинальное и стояло на этой станции в те дальние времена. Поодаль установлен макет станции Козлова Засека, где она выглядит полностью такой, какой видел ее Лев Николаевич. На нем всего две рельсовых нитки, отсутствуют столбы и провода железнодорожной электрификации для электровозов. На путях – макеты паровоза с вагонами старого типа, которые сейчас сохранились только в железнодорожных музеях типа или .

Экспозиция на станции Козлова Засека

Руководство РЖД, крупнейшего российского монополиста, организовало и оплатило не только работы по реставрации станции. Была создана экспозиция Железная дорога Льва Толстого, затем ставшая вместе с действующим вокзалом филиалом музея-усадьбы Ясная Поляна. Станционный музей располагает всего одной комнатой небольших габаритов, среди экспонатов не нужно искать личных вещей великого пассажира. Однако историческая достоверность в части времени их происхождения и использования соблюдена.

Выставка неплохо графически оформлена крупными настенными рисунками и увеличенными копиями старинных фотографий. Экспонаты можно разделить на две группы – связанные с функционированием железной дороги и принадлежавшие пассажирам далекого прошлого. Из рабочего инвентаря представлены старые средства связи (телеграфные и телефонные аппараты), масленки для смазки, различные осветительные фонари обходчиков и путейцев. Широко представлены большие и малые чемоданы и саквояжи, дорожная одежда и личные вещи пассажиров.

Завершая краткий обзор связанного с великим писателем провинциального вокзала, предлагаем посмотреть еще одну высотную фотографию. С этого ракурса более заметны характерные отличия нынешнего времени – легковые авто современной конструкции, длинные составы грузовых полувагонов, чего не было в первые годы существования железных дорог. Особенно бросаются в глаза мачты электросети, питающей современные локомотивы.

Посещение исключительно редкого симбиоза музея с действующим вокзалом любопытно даже само по себе. Сознание глубокой связи объекта посещения с жизнью великого соотечественника многократно увеличивает ценность этого краткого путешествия. Планируя побывать в Ясной Поляне, не забудьте предусмотреть и визит на станцию Козлова Засека, расстояние между ними меньше пяти километров.

«Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.

Козловка, или Козлова Засека - это ближайшая к Ясной поляне железнодорожная станция, а ныне вокзал-музей.
>

Откуда пошло такой название? По имени воеводы Данилы Козлова, который со своим гарнизоном отбивал здесь набеги врагов.

Позже, во время строительства железной дороги Москва-Курск, на месте засеки появилась железнодорожная станция. Здесь делали остановку как поезда дальнего следования, идущие на юг, так и пригородные, «дачные» электрички.

Здесь бывали Репин, Шишкин, Страхов, и другие талантливые и известных гости Ясной поляны. Мало какая железнодорожная станция могла похвастаться таким количеством известных людей, ее посетивших. Сюда часто приходил Лев Николаевич Толстой с сыном. Здесь он звонил по телефону, получал свою почту. Все свои поездки семья Толстых совершала через эту маленькую железнодорожную станцию.

Отсюда они отправлялись в Москву или на юг. Именно отсюда он отправился в 1910 году и заболел в дороге.
На станции Астапово писатель умер, и уже траурный поезд доставил его тело обратно на вокзал Козловой Засеки.
В 1928 году, в годовщину столетнего юбилея, станции дали название «»Ясная поляна» в честь имения знаменитого писателя.
В 1974 году Козлова Засека признается памятником культуры и включается в ряд объектов культуры, подлежащих охране.
В 2001 году, по инициативе министра путей сообщения, Козлова Засека вернула себе историческое название. В тот же год начинается масштабная реконструкция и реставрация здания и окружения вокзала. Открывается выставка «Железная дорога Льва Толстого», которую может посетить любой желающий.

>

На второй день путешествия мы отправились в Ясную Поляну. Когда до усадьбы оставалось всего несколько километров (по навигатору), мы уткнулись в "кирпич" - дорога из-за глобального ремонта была полностью перекрыта. Пришлось объезжать через Тулу. Минус навигатора в том, что довольно долго он подозревает водителя в неправильных действиях и упорно предлагает развернуться в каждом приемлемом для этого месте. Но кое-как выправился наш друг, поехали дальше. Тут выясняется, что мы неверно поставили точку на карте. И приведя нас к гигантскому заводу, навигатор объявил, что мы уже в Ясной Поляне. Небольшой взрыв эмоций, потеря ориентации в пространстве и предложенный мной выход из положения - едем на точку Козлова Засека, благо ж/д видели недалеко, а значит и станция где-то рядом. Изначально планировали заехать туда после усадьбы, но вышло всё наоборот.
Эх, а я до сих пор жалею, что не сняла завод. Ну просто монстр! Я такие только в фильмах про индустриализацию видела.
Тем временем наш поезд автомобиль прибывает на станцию Козлова Засека.



Ближайшая к усадьбе Ясная Поляна железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI-XVII вв. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е годы началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г. была открыта станция Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г. на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом.









Толстой называл станцию просто Козловка. «Пишу со станции Козловка. Шумят. Народу пропасть». Лев Николаевич, который любил путешествия и много времени проводил в пути, не сразу принял вторжение цивилизации. Но все же не мог не оценить быстроту и удобство железной дороги, и вскоре для поездок по «чугунке» со всем своим многочисленным семейством он бронировал целый вагон. К писателю, со своей стороны, очень хорошо относились железнодорожники, в частности, выделили ему целое купе, когда он был болен.
На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время - и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.



В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку».
В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».


Мы побродили по небольшой выставке самостоятельно, но можно купить билеты и с экскурсионным обслуживанием.










Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели