Сообщение на тему царский трон ивана 4. Личные вещи ивана грозного

Сообщение на тему царский трон ивана 4. Личные вещи ивана грозного

В России до XVIII века этот важнейший атрибут власти называли Царским престолом, или Царским местом.

С XVI века, подражая традициям Византии, царские места очень пышно украшали. Уникальное собрание царских тронов находится в Оружейной палате Московского Кремля, вот где можно полюбоваться на эту красоту!

Русские цари обычно имели в своем распоряжении не один, а несколько тронов - в Успенском соборе Кремля, где проходило венчание на царство и в палатах для приема гостей. Кроме того, имелись так называемые «переносные» троны, которые при необходимости выносили на время в людные места для придания большей важности проводимым мероприятиям. В дальнейшем царские особы стали устанавливать троны во всех своих дворцах.


«Костяной» белоснежный трон Ивана Грозного


Трон царя Иоанна IV Грозного. XVI в. Западная Европа, XVI век. Слоновая кость, резьба, литьё, золочение.

Самый древний из сохранившихся до нашего времени тронов принадлежал Иоанну IV, прозванному в народе за свою жестокость Иваном Грозным. Он был сделан еще в XV веке - деревянный трон, облицованный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы. Но, как оказалось, наши мастера тоже не лыком шиты. Когда пришлось реставрировать резьбу на этом троне, обратились к народным умельцам из Холмогор, и они прекрасно справились с этой работой.

Мономахов трон

В 1547 году Иван IV впервые венчался на царство с новым для России титулом «царь». Происходило это в Успенском соборе Кремля, в котором для этой цели был установлен изготовленный новгородскими мастерами специальный трон. Украшали его двенадцать барельефов о походе князя Владимира в византийскую Фракию из "Сказаний о князьях Владимирских". В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, приходяшемуся ему внуком, царские регалии. Так и стали называть этот трон - Мономахов.


Кремль. Интерьер Успенского собора. Моленное место Ивана Грозного «Мономахов трон» 1551 год



Изображения на северной стороне Царского места



Дверцы Царского места с текстом отрывков из «Сказания о князьях владимирских»

В дальнейшем все цари венчались на царство в Успенском соборе. И когда в 1724 году кому-то пришла в голову идея разобрать этот трон и сделать из него новый к предстоящему венчанию на царство Екатерины I, супруги Петра, Петр не позволил это сделать:«Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали».

Трон Бориса Годунова

Еще один прекрасный трон в восточном стиле в 1604 году подарил царствующему тогда Борису Годунову шах Персии Аббас I.


Трон персидского шаха Аббаса I Подарок царю Борису Годунову. Персия. Золото, драгоценные камни, канафарение, басма

Троны династии Романовых

Первые троны для царствующих особ династии Романовых, тоже выполненные в восточных традициях, были очень богато украшены.

Трон Михаила Федоровича

Первым из Романовых царствовал Михаил Федорович. Для него в начале XVII века был переделан один из тронов Ивана Грозного, выполненный в восточном стиле. Работали над троном русские мастера, и они немного поменяли его форму, сделав высокую спинку и подняв подлокотники, как у древнерусского кресла. Украшения трогать не стали, уж очень они были красивы.


Трон царя Михаила Романова. Мастерские Московского Кремля, до 1642 года. Золото, драгоценные камни, жемчуг, басма, канафарение



Рябушкин А. Сидение царя Михаила Фёдоровича Романова с боярами

Алмазный трон Алексея Михайловича


Алмазный трон царя Алексея Михайловича. Иран, 1659 год. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литьё, чеканка, резьба, басма, лак миниатюра

Этот один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате, в 1660 году подарили царю армянские купцы, подавшие прошение о беспошлинной торговле в России. Трон, сделанный из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами и украшен огромным количеством алмазов и других драгоценных камней, был великолепен и поистине бесценен. Просьба купцов, конечно же, была удовлетворена, кроме того, им выплатили приличную сумму денег за этот трон.

Двойной трон для двух братьев

Когда умер царь Алексей Михайлович, а случилось это в 1676 году, создалась такая ситуация, что венчать на царство пришлось сразу двух наследников, представителей двух родов - Милославских и Нарышкиных. Старший сын Алексея Михайловича, Федор, неожиданно умер, средний Иван был слаб и умом, и здоровьем. Младший же сын, десятилетний Петр (будущий Петр I), рос довольно смышленым. Тогда и было решено венчать на царство одновременно двух царевичей, Ивана и Петра.


Трон двойной царей Ивана и Петра Алексеевичей. Мастерские Московского Кремля, 1682-1684 годы. Серебро, литьё, чеканка, резьба, гравировка, золочение

Для них и был изготовлен этот огромный серебряный трон с двумя сиденьями. За спинкой трона находилось тайное место, в котором во время важных переговоров находились наставники юных монархов, чаще всего в этой роли выступала их старшая сестра Софья 25 лет, весьма образованная особа. Она-то и подсказывала Петру, как надо отвечать на вопросы иностранных послов. И те не раз были поражены ответами столь юного русского правителя.

Тронное кресло Елизаветы Петровны


Тронное кресло Елизаветы Петровны. Санкт-Петербург, 1740-1742 годы. Резьба, золочение, шитьё.

Это тронное кресло, выполненное в 1742 году в стиле рококо, отличается красотой и элегантностью. И при этом оно не утратило величавой торжественности, присущей тронам. Его изогнутые ножки и подлокотники украшают изящные завитки резных цветочных и растительных орнаментов, присутствуют здесь и чудесные женские головки. На пластинах из серебра и золота, украшающих этот трон, во множестве присутствуют изображения грифонов и единорогов, львов и барсов, символизирующих силу и власть.
Спинка трона украшена личным вензелем Елизаветы в виде буквы "Е" и изображением государственного символа - герба. Выглядит кресло весьма изящно и при взгляде на него сразу становится понятно, что принадлежит оно женщине.

Трон Павла I

Представляет собой копию серебряного трона Анны Иоанновны, который сейчас хранится в Большом Тронном зале Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.


Трон Павла I. Санкт-Петербург, 1799-1801 гг. Мастер Христиан Мейер. Береза, бархат, тесьма, нити (серебряные, золотные, шелковые).Резьба, шитье, аппликация


Трон императрицы Анны Иоановны


Большой тронный зал в Зимнем Дворце

По заказу Павла I придворный мастер-мебельщик Христиан Мейер изготовил шесть таких кресел, только сделаны они были не из серебра, а из дерева, а сверху позолочены. Сохранилось из них лишь три.

Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.

Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.

О щите – ниже.

Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.

Царские регалии. Шапка Мономаха

Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .

На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.

Мономахов трон. Фрагмент

Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.

По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.

Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.

Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.

Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.

Церемония венчания на царство

Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.


Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192

Первая подробно описанная относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы – золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.

В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.

Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.

Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии

Шапка Казанская. Царские регалии

Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ . Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.

В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.

Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.

У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.

При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.

Костяной трон. Царские регалии

«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.

В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.

Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.


Костяной трон. Фрагмент

Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.


Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.

В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).

Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии

Бармы

Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.

Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит – Деисус – молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.

Регалии царя Бориса Годунова

Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.

Трон царя Бориса Годунова

В коллекции ГОП экспонируется и ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА иранской работы. Это подарок 1604 года от персидского шаха Аббаса II.

В Иране такой предмет мебели не служил троном. Обычно делали два таких кресла и столик к ним. Хранители коллекции до сих пор не знают, получил ли Борис Годунов в подарок полный комплект или же только один трон. Использовать это кресло как собственно трон не могли, потому что у него нет спинки. Он мог служить как выносной трон. Подлинная обивка не сохранилась, в современном виде трон обит французской тканью XVIII века.

Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЦАРЯ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА. Миниатюра опубликована в книге И.А.Бобровницкой “Регалии Российских государей”
Держава

Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.

Царь Михаил Фёдорович

Дипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).

Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.

Цепь

К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.


Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.

Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.

Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.


Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.

Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.

Венец царя Михаила Фёдоровича

Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.


Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича

Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.

Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.

Трон царя Михаила Фёдоровича

Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.

Среди камней преобладают камни красного цвета – турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы – сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня – ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости “золотого” трона.

Посох

Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.

Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.

Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии

Алмазный трон

Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.

Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.

Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.

Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии

В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.

Держава и скипетр царя Алексея Михайловича

Хронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.

Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.


Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии

Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.

Двойной трон

Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.

Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).

Алмазные венцы

Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.

Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича Шапка алмазная царя Петра Алексеевича
Шапка алтабасная

Царские регалии XVIII века

В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.

1.Императорская корона императрицы Екатерины I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.

2. Корона императрицы Анны Иоановны.

Корона императрицы Анны Иоанновны

Фенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.

3.Щит . Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.

Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.

Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.

Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.

Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.

Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.

Статья написана по материалам Кремлёвского лектория. Также использовались книги:
И.А.Бобровницкая “Регалии российских государей”, М, 2004

Трон Ивана Грозного, вырезанный из кости, один из немногих предметов далекой эпохи, дошедший до наших дней. Он считается самым ранним из всех известных тронов. С ним связана легенда о появлении в московском кремле, согласно которой его привезла из Рима жена царя Ивана III и племянница последнего императора Византии Софья (Зоя) Палеолог.

Где находится

В настоящее время находится костяной трон Ивана Грозного в Оружейной палате. Престолов у российского царя было несколько. Они находились в брусяной столовой избе, Золотой палате и Покровской церкви XVI-XVII века, находящейся в Александровской слободе (в настоящее время музей-заповедник), где сейчас выставлена его точная копия. Именно здесь государь устраивал пышные приемы зарубежных послов, на которых высшее духовенство и бояре присутствовали в пышных одеждах, украшенных золотом и самоцветами. Цена таких платьев была невероятно высокая. Иностранных дипломатов поражала роскошь, впрочем как и яства, которые подавались на стол.

Где был сделан трон

Есть еще одна версия, согласно которой престол был изготовлен к моменту венчания Ивана IV на царство, поэтому он называется трон Ивана Грозного. Как попал он в Россию и где был изготовлен - остается неизвестным. По одним сведениям, он изготовлен мастерами Германии, по другим - Италии. Специалисты оружейной палаты в описании экспоната записали, что трон (престол) принадлежал Ивану Грозному, поэтому версия появления его в момент венчания на царство вполне оправдана.

Описание

Трон Ивана Грозного полностью оклеен пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны чудесные рисунки на библейские сюжеты. Его украшают мифические птицы и животные, характерные для европейской эпохи Возрождения. Большая часть рисунков воспевает храбрость, добродетельность и мудрость библейского царя Давида. Исследователи предполагают, что резные рисунки, на которых изображены батальные сцены, были добавлены в XVII веке во время реставрации престола.

Трон представляет собой кресло с подлокотниками, подставкой для ног и прямой высокой спинкой, полукруглой сверху. В центре изображен двуглавый орел, а на верхней части спинки трона находится позолоченная фигурка символа Российской империи, который был принят при Иване III. На рисунках пластин исследователи обнаружили знаки зодиака, в которых была зашифрована, по одной версии, дата венчания Ивана III и Софьи Палеолог, а по другой - год рождения Ивана Грозного, который до настоящего времени доподлинно не известен.

Небольшой размер кресла позволил предположить, что оно служило походным троном. Современному человеку сидеть на нем было бы некомфортно, так как в него приходилось бы втискиваться. Это дает право предположить, что люди того времени были значительно мельче, то есть рост Ивана Грозного был равен приблизительно 1 м 50 см.

Легенды, связанные с костяным троном

Как и любая древняя вещь, сохранившаяся до нашего времени, престол последнего из рода Рюриков царя окружен преданиями и легендами. Первая из них касается появления этого кресла. Его, по преданию, привезла Софья Палеолог, которая была из византийского императорского рода. Ее отец, Фома Палеолог, был братом последнего Константина XI, а Софья была матерью царя Василия III и бабушкой Ивана Грозного.

Согласно этой версии, трон был сделан мастерами Европы по просьбе Римского Папы Павла II и привезен в Россию в дар царю Ивану III. Известно, что племянница последнего византийского императора и два ее брата жили в Риме и находились на содержании Папы. Она была отправлена в Россию с особой миссией - склонить Ивана III к принятию католической веры. В Риме она приняла католичество.

Но царь и его жена Софья, вернувшаяся к старой вере, остались преданными православию. То, что этот престол был в кремлевских палатах во времена царя Ивана III, подтверждает написавший «Исторические записки по московитским делам» С. фон Герберштейн. Он пишет, что его принял царь, восседавший на костяном троне, что подтверждает версию о том, что он был привезен Софьей Палеолог.

Еще одна легенда

Существует версия, что этот подарок от Ватикана был снабжен специальным секретом, который должен был повлиять на здоровье Ивана III. Легенда не подтверждена исследованиями, но она имеет право на существование. Согласно ей, в позолоченный герб был добавлен металл, который придает стали прочность -радиоактивный торий. Иван III редко пользовался троном, а Иван Грозный часто сидел на нем. Известно, что у него были проблемы с позвоночником, не исключено, что причина была именно в этом. Он якобы ускорил не только его смерть, но и отразился на здоровье его детей и внуков. Может быть, именно поэтому его и сняли. Металлического герба в последующем не было, судя по скульптуре П. Антакольского, где изображен Иван Грозный на троне. Название скульптуры «Иван Грозный».

Послесловие

Римский Папа Павел II, отправляя Софью в Россию, дал ей в приданое 6 тысяч дукатов и подарки. Это были драгоценные мощевики и либерия - огромная библиотека, ставшая впоследствии легендарной библиотекой Ивана Грозного. Ведь целью свадьбы было заключение унии между католической и православной церквями, склонение Ивана III к принятию католичества. Был ли среди них трон, неизвестно.

На Руси всегда были умельцы-косторезы, которые могли сделать любой узор. История сохранила предание о мастере Кузьме, который изготовил княжеский трон из кости еще за 200 лет до Ивана Грозного. Но Кузьму взяли в плен татары, и он пропал в рабстве.


В России до XVIII века этот важнейший атрибут власти называли Царским престолом, или Царским местом. С XVI века, подражая традициям Византии, царские места очень пышно украшали. Уникальное собрание царских тронов находится в Оружейной палате Московского Кремля, вот где можно полюбоваться на эту красоту!


Русские цари обычно имели в своем распоряжении не один, а несколько тронов – в Успенском соборе Кремля, где проходило венчание на царство и в палатах для приема гостей. Кроме того, имелись так называемые «переносные» троны, которые при необходимости выносили на время в людные места для придания большей важности проводимым мероприятиям. В дальнейшем царские особы стали устанавливать троны во всех своих дворцах.

«Костяной» белоснежный трон Ивана Грозного


Самый древний из сохранившихся до нашего времени тронов принадлежал Иоанну IV, прозванному в народе за свою жестокость Иваном Грозным. Он был сделан еще в XV веке - деревянный трон, облицованный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы. Но, как оказалось, наши мастера тоже не лыком шиты. Когда пришлось реставрировать резьбу на этом троне, обратились к народным умельцам из Холмогор, и они прекрасно справились с этой работой.


Мономахов трон

В 1547 году Иван IV впервые венчался на царство с новым для России титулом «царь». Происходило это в Успенском соборе Кремля, в котором для этой цели был установлен изготовленный новгородскими мастерами специальный трон. Украшали его двенадцать барельефов о походе князя Владимира в византийскую Фракию из "Сказаний о князьях Владимирских ". В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, приходяшемуся ему внуком, царские регалии. Так и стали называть этот трон – Мономахов.





В дальнейшем все цари венчались на царство в Успенском соборе. И когда в 1724 году кому-то пришла в голову идея разобрать этот трон и сделать из него новый к предстоящему венчанию на царство Екатерины I, супруги Петра, Петр не позволил это сделать:«Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали ».

Трон Бориса Годунова

Еще один прекрасный трон в восточном стиле в 1604 году подарил царствующему тогда Борису Годунову шах Персии Аббас I.

Троны династии Романовых


Первые троны для царствующих особ династии Романовых, тоже выполненные в восточных традициях, были очень богато украшены.

Трон Михаила Федоровича
Первым из Романовых царствовал Михаил Федорович. Для него в начале XVII века был переделан один из тронов Ивана Грозного, выполненный в восточном стиле. Работали над троном русские мастера, и они немного поменяли его форму, сделав высокую спинку и подняв подлокотники, как у древнерусского кресла. Украшения трогать не стали, уж очень они были красивы.




Алмазный трон Алексея Михайловича


Этот один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате, в 1660 году подарили царю армянские купцы, подавшие прошение о беспошлинной торговле в России. Трон, сделанный из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами и украшен огромным количеством алмазов и других драгоценных камней, был великолепен и поистине бесценен. Просьба купцов, конечно же, была удовлетворена, кроме того, им выплатили приличную сумму денег за этот трон.

Двойной трон для двух братьев

Когда умер царь Алексей Михайлович, а случилось это в 1676 году, создалась такая ситуация, что венчать на царство пришлось сразу двух наследников, представителей двух родов – Милославских и Нарышкиных. Старший сын Алексея Михайловича, Федор, неожиданно умер, средний Иван был слаб и умом, и здоровьем. Младший же сын, десятилетний Петр (будущий Петр I), рос довольно смышленым. Тогда и было решено венчать на царство одновременно двух царевичей, Ивана и Петра.


Для них и был изготовлен этот огромный серебряный трон с двумя сиденьями. За спинкой трона находилось тайное место, в котором во время важных переговоров находились наставники юных монархов, чаще всего в этой роли выступала их старшая сестра Софья 25 лет, весьма образованная особа. Она-то и подсказывала Петру, как надо отвечать на вопросы иностранных послов. И те не раз были поражены ответами столь юного русского правителя.

Тронное кресло Елизаветы Петровны


Это тронное кресло, выполненное в 1742 году в стиле рококо, отличается красотой и элегантностью. И при этом оно не утратило величавой торжественности, присущей тронам. Его изогнутые ножки и подлокотники украшают изящные завитки резных цветочных и растительных орнаментов, присутствуют здесь и чудесные женские головки. На пластинах из серебра и золота, украшающих этот трон, во множестве присутствуют изображения грифонов и единорогов, львов и барсов, символизирующих силу и власть.
Спинка трона украшена личным вензелем Елизаветы в виде буквы "Е" и изображением государственного символа – герба. Выглядит кресло весьма изящно и при взгляде на него сразу становится понятно, что принадлежит оно женщине.


По заказу Павла I придворный мастер-мебельщик Христиан Мейер изготовил шесть таких кресел, только сделаны они были не из серебра, а из дерева, а сверху позолочены. Сохранилось из них лишь три.


Зал 7. Витрины 47,48,49,51.

Древнейший парадный трон середины XVI века является образцом ренессансной культуры. Белоснежный, подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован пластинами из слоновой и моржовой кости. Резные орнаменты соединяют разнообразные сюжеты, изображения в целостную композицию. Среди сцен исторического, геральдического и бытового содержания выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося в Древней Руси. Предполагают, что трон предназначался для первого русского царя - юного Ивана IV венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте семнадцати лет, и был выполнен западными мастерами.

Здесь же представлен трон восточной работы конца XVI века. Он подарен персидским шахом Аббасом I царю Борису Годунову в 1604 году. Трон имеет типично восточную форму с низкой спинкой и подлокотниками. Мастер использовал любимые на Востоке украшения: золотое басменное тиснение, голубую бирюзу и красные рубины. Спинка сиденья, подлокотники и весь трон снизу были обиты золотым иранским бархатом. В 1742 году, при подготовке трона к коронации, ветхий бархат был заменен на новый, французский.

Трон Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых - был сделан в начале XVII века из старого трона Ивана Грозного восточной работы. Так как его переделывали русские мастера, то они придали трону форму древнерусского кресла с высокими спинкой и подлокотниками, но в украшении оставили восточные мотивы. Трон облицован золотой басмой (на облицовку потребовалось тринадцать килограммов золота). Его украшают бирюза, рубины, хризолиты, топазы и жемчуг.

Одним из самых богатых тронов в коллекции является так называемый Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России. В вознаграждение за трон, купцам пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью. Трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами. Причудливый растительный орнамент прочеканен на пластинах. Резная полоса с крупным узором, изображающим процессию слонов с восседающими на них погонщиками, окаймляет низ трона. На спинке трона в картуше с жемчужной обнизью шитая надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659». Всю поверхность трона покрывает сложная мозаика из бирюзы и алмазов (их около девятисот), делая его поистине бесценным.

В русской истории в конце XVII века сложилась уникальная ситуация, когда на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича осталось три сына. Старший, Федор Алексеевич, царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По обычаю, престол должен был унаследовать его брат, следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван, но тот не отличался ни умом, ни здоровьем. Тогда и были венчаны на престол одновременно Иван (Иван V) и младший его брат - десятилетний Петр (Петр I).

Специально для этого случая и был изготовлен громадный двойной серебряный трон. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место - для наставников царей. Чаше всего его занимала их старшая сестра, двадцатипятилетняя Софья, для своего времени особа весьма образованная: она знала латинский и греческий языки, играла на многих музыкальных нструментах. Во время приема иностранных послов Софья из тайника через окошко, покрытое ковром, подсказывала Петру, наиболее смышленому мальчику, ответы на вопросы заморских представителей. Послы не раз дивились сообразительности десятилетнего русского царя.

Среди разнообразных украшений этого трона выделяются серебряные и золоченые пластины с чеканными фигурами фантастических грифонов, единорогов, барсов и львов. По средневековой символике это знаки силы и власти.

Древнюю коллекцию тронов XVI-XVII веков дополняют тронные кресла. Они использовались при коронациях и в других торжественных случаях. Наибольший интерес представляют тронные кресла XVIII века - императрицы Елизаветы Петровны (1742) и императора Павла I (1796). Образцом искусства нового этапа (переход от барокко к рококо) служит тронное кресло Елизаветы Петровны. Сохраняя величавую торжественность, оно очень элегантно и живописно. Гнутые ножки и подлокотники украшают не только резные цветы и травы, но и прелестные женские головки. Официальное назначение кресла подчеркивает великолеп­ое декоративное шитье спинки кресла с изображением государственного герба и вензеля Елизаветы Петровны. Соединение символов власти с легкостью и воздушным изяществом прихотливых завитков орнамента как бы воплощает принадлежность трона женщине.

Расскажи друзьям:

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели