Социально-психологическая структура личности. Понятие о личности в социальной психологии Понятие о личности в социальной психологии

Социально-психологическая структура личности. Понятие о личности в социальной психологии Понятие о личности в социальной психологии

Проблема личности в психологии необъятна и охватывает огромное поле исследований. В рамках изучения личности также рассматриваются такие социально-психологические феномены, как характер, способности, темперамент, потребности и т. д., при этом многие из них, оставаясь научными понятиями, входят и в повседневный язык.

В настоящее время сложился целый ряд направлений в понимании феномена личности: биологическое, социологическое, индивидуально-психологическое, социально-психологическое и др. В соответствии с первым направлением развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности.

С позиций социологического направления личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. Основной недостаток этого направления заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности.

С точки зрения индивидуально-психологического направления на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.п. Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Специфика социально-психологического направления к пониманию личности заключается в следующем:

1) оно объясняет механизмы социализации личности;

2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;

3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Итак, личность (с точки зрения социальной психологии) – это, во-первых, индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, во-вторых, системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, и формирующееся в совместной деятельности и общении.

В структуре проявлений личности принято выделять три главных составляющих:

1) индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Это отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки природной ограниченности, способное посредством орудий и знаков овладеть собственным поведением и психическими процессами;

2) персона – образуется социально-типическими образованиями личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения;

3) индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого, т.е. это индивид как субъект своего жизненного пути, уникальная, самобытная личность, реализующая себя в жизнетворчестве. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное – это оригинальность личности. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярче, других – менее заметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической жизни человека. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. При этом данное взаимодействие протекает в двух ведущих формах – общении и совместной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное множество подходов и определений феномена личности, что обусловлено глобальностью данного явления, сложностью его структуры и многообразием составляющих элементов.

1. В отечественной психологии существуют следующие подходы:

· В.Г. Ананьев – личность как единство 4-х сторон: человека как биологического вида, онтогенеза и жизненного пути человека как индивида, человека как личности, человека как части человечества;

· К.А. Абульханова-Славская – личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие активности, способности организации времени, социального мышления;

· А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский – личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, поэтому в ней можно выделить компоненты разной меры общности и устойчивости;

· В.Н. Мясищев – ядро личности – система ее отношений к внешнему миру и самому себе, формирующаяся под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, является одной из форм этого отражения;

· К.К. Платонов – личность имеет динамическую функциональную структуру, состоящую из направленности, опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств;

· Д.Н. Узнадзе – личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить неосознанный характер;

· Д.И. Фельдштейн – в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости, а ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность;

· военные психологи – личность – конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями.

2. В западной психологии выделяют такие подходы.

Социогенетический подход – объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими. Его составляют следующие теории:

· теория социализации – человек становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни;

· теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер) – жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков;

· теория ролей (У. Доллард, К. Левин) – роли, предлагаемые обществом, накладывают отпечаток на характер поведения личности.

Биогенетический подход – основа развития личности – биологические процессы созревания организма. В рамках данного подхода выделяют теории:

· З. Фрейда – поведение личности обусловлено биологическими, бессознательными влечениями;

· Э. Кречмера – тип личности зависит от особенностей телосложения;

· С. Холла – развитие личности воспроизводит в свернутом виде стадии развития общества.

Психогенетический подход – на первый план выдвигается развитие собственно психических процессов:

· психодинамическая ориентация (Э. Эриксон) – поведение личности зависит от эмоций и влечений;

· когнитивистская ориентация (Ж. Пиаже, Д. Келли) – личность развивается через интеллект;

· персонологическая ориентация (Э. Шпрангер, А. Маслоу) – уделяют внимание развитию личности в целом.

В настоящее время повышается интерес к проблемам личности как в стремительно изменяющемся обществе, так и в различных общественных науках. Проблема личности занимает центральное положение в философском и социологическом, психологическом, педагогическом, культурологическом и др. научных знаниях.

Исследователи отмечают, что каждая научная дисциплина ищет пути самоопределения в изучении проблем личности. Их мнения совпадают в том, что решить эти проблемы можно только совместными усилиями на основе комплексного подхода, включающего философские основания и выделение области поиска для каждой из них.

Проблема личности рассматривается во многих науках, в том числе и в социальной психологии.

Необходимо выделить и уточнить аспект изучения личности в социальной психологии, сравнивая между собой то, как ставится и решается проблема личности в близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии.

В общей психологии личность изучается, как правило, независимо от тех отношений, которые у нее складываются с окружающими людьми. Общепсихологический анализ личности обычно ограничивается постановкой и решением следующих вопросов:

1. Что такое личность?

2. Какова структура личности?

3. Как возникают личностные свойства человека?

4. Формирование и развитие человека как личности?

5. Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой представляют?

Проблематика личности в общей психологии отличается многообразием точек зрения, отсутствием единства в подходе к пониманию личности. Однако вопрос о социальной детерминации не вызывает споров у исследователей, изучающих проблему личности в отечественной общей психологии. Различия в трактовке личности касаются представления о ее структуре и о включении в структуру личности индивидных психологических особенностей.

Социологический анализ личности предполагает рассмотрение личности с позиции общества и в ее отношениях с обществом. В процессе социологического анализа личности ставятся и решаются такие вопросы:

1. Что в структуре личности характеризует человека как типичного представителя определенной социальной группы?

2. Какова социальная типология личностей?

3. Что представляет собой динамика становления типичной социальной личности в зависимости от процессов, происходящих в обществе?

Таким образом, в социологии личность представлена через ее своеобразный тип, и социологи, изучая личность, обычно абстрагируются от индивидуальных психологических особенностей человека. Главные проблемы социологии личности – построение ее социальной типологии, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом на личность.

В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как индивидуальность, подчеркнуть и ее социальное начало. Соответственно, в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы:

1. Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?

2. Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие?

3. Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?

4. Что представляет собой социальное поведение человека как личности?

5. Какова мотивация социального поведения личности?

По мнению Г.М. Андреевой (2007), социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет: каким образом личность формируется и развивается в различных социальных группах, как реализуется (организуется) ее деятельность в этих группах.

Таким образом, основное внимание социальных психологов в изучении личности направлено на определение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Социальная психология рассматривает личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Основная проблематика личности в отечественной социальной психологии заключается в следующем:

1. Выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.

2. Изучение конкретного жизненного пути личности в целях определения того, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.

3. Анализ результата, полученного в ходе не пассивного следования влияниям общества, а активного освоения личностью всей системы социальных связей.

4. Расширение сферы теоретического поиска и экспериментальной практики изучения проблем личности (проблемы социализации, социальной установки, идентификации и социально-психологических качеств личности).

Если рассматривать этот вопрос в контексте проблемы структуры личности, то в социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека: «Я»-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и другие социальные явления, характеризующие личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются также самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и др.

Понятие самоэффективность – термин, используемый в современной социальной психологии личности и характеризующий «Я»-концепцию человека. Самоэффективность понимается как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в социальной деятельности. Это чувство собственной компетентности, умелости при решении разнообразных жизненных задач (Почебут Л.Г., 2010). А. Бандура выявил, что люди более настойчивы и уверены в себе, не склонны к депрессии и необоснованной тревожности в том случае, если им свойственна оптимистическая вера в собственные силы. Открытая им закономерность была названа самоэффективностью. Это качество отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру «Я»-концепции личности. Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение – это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но тем не менее быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе.

В конце XX века социальные психологи много внимания уделяли локусу контроля. Данное понятие было введено в научный оборот Джулианом Роттером в 1953 г.

Локус контроля – устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке. По характеру локуса контроля выделяют на два типа личности: интерналы и экстерналы. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами – тех, у кого доминирует внешний локус контроля. Интерналы берут ответственность за совершенные поступки, действия на себя, экстерналы – возлагают ответственность на других людей и на сложившиеся, не зависящие от них обстоятельства. Ю. Роттер считал, что локус контроля формируется в детстве. Он зависит от значимых для ребенка людей: родителей, учителей, воспитателей. Родители, имеющие внутренний локус контроля, чаще стараются помогать своим детям, последовательны в предъявляемых им требованиях, не авторитарны в обращении с ними. Родители с внешним локусом контроля обычно ведут себя противоположным образом. В конечном итоге у ребенка складывается тот локус контроля, который характерен для его родителей и их стиля общения с ним.

Самопрезентация – представление человеком себя другим людям или выбор таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других). Это представление себя определенным образом с помощью внешнего вида, речи, мимики и жестов, поступков и действий (Почебут Л.Г., 2010). Большинство людей беспокоится о самопрезентации в обществе. С помощью одежды, прически, выражения лица, манер поведения и смысла произносимых слов люди пытаются произвести то или иное впечатление. Самопрезентация «Я»-образа реализуется через акты поведения и самовыражения.

Самоуничижением (самоунижением) называюттакое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, уничижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей.

Самовосхваление – противоположная форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле. Занимаясь самоуничижением, человек создает о себе неблагоприятное впечатление, а занимаясь самовосхвалением – благоприятное впечатление. Но и в одном и в другом случае впечатление, складывающееся о данном человеке в глазах окружающих людей, является неправильным.

К социальной психологии личности относится и такое явление, как самомониторинг . Это сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желательное впечатление. Самомониторинг – умение контролировать свое поведение в зависимости от реакции окружающих с целью произвести нужное впечатление.

Многие ученые отмечают сложность и тонкость процесса самомониторинга. Например, считается, что большинство людей, представляя себя другим, стремятся к тому, чтобы окружающие люди воспринимали их как способных, честных, скромных. Процедуры представления себя для других людей зависят от культуры. Например, в Китае, Японии в практике самопрезентации личности ценится скромность и самоограничение. В Японии с первых лет жизни детей учат принимать на себя ответственность за неудачи и разделять с другими людьми ответственность за личные успехи. В западных странах (США и некоторых европейских) у детей воспитывают стремление, не стесняясь, гордиться собой, выставлять свои достижения напоказ, приписывая успехи себе, а неудачи списывая за счет внешних обстоятельств.

Социабельность – качество, присущее личности, которая владеет определенным уровнем самомониторинга.

Кроме описанных выше аспектов личности, в социальной психологии сложилась и особая типология личности, в ней выделяются: авторитарная, базовая, маргинальная, а также личность типа «А», личность типа «Б» и др.

Понятие «авторитарная личность» характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Но это понятие не относится к людям, которые находятся у власти и вынужденны в какие-то моменты вести себя авторитарно.

Базовая личность – этнопсихологическая характеристика человека, выявляющая основной тип личности, формируемый культурой того или иного этноса (народа). Это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры.

Маргинальной личностью (от лат. «margo» – «край») называют личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие маргинальной личности введено
Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А.В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений субъекта к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам. В данном случае маргиналомназывают человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности противоречиво сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур. Маргинальными личностями становятся часто люди, которые долгое время жили в одной культуре (стране), а затем переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны пребывания. Маргинальная личность с трудом выбирает одну из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, какой из них надо следовать. Эта сложная социально-пси­хологическая ситуация нередко порождает у человека неприятные переживания, конфликты, внутренние противоречия.

Личностью типа «А» называют человека, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения. Ядром личности в данном случае является сильно выраженное стремление к первенству, социальному превосходству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем занимается личность типа «А». Не только в основном деле, в профессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» пришло в психологию личности из психосоматической медицины. М. Фридман и Р. Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведения и психосоматические последствия, к которым такое поведение приводит.

Личность типа «Б» – это человек, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.

Социализация личности


Похожая информация.


Социальная психология личности изучает человека при помощи использования различных связей и отношений.

Объект социологии личности учитывает включение человека в систему социально-психологических связей, а также особенности их взаимодействия.

Предмет социологии личности – особенности поведения и деятельности человека в социальной сфере. При этом учитываются социальные функции и механизмы их реализации. Кроме этого социология принимает во внимание зависимость ролевых функций от изменения общества.

Структура личности в социальной психологии рассматривается с двух сторон:

  • как платформа определенной деятельности, которая основана на развитии общества;
  • как социальная структура личности.

Определенная структура социальной личности позволяет человеку занимать конкретную нишу в обществе.

Исследование в социальной психологии осуществляется на основе деятельности и социальных отношений, в которые вступает человек в течение жизни. Социальная структура учитывает не только внешнюю, а и внутреннюю соотнесенность человека с обществом. Внешняя соотнесенность определяет положение человека в обществе и его моделью поведения, а внутренняя соотнесенность определяет субъективную позицию.

В социальной психологии адаптация личности происходит в период взаимодействия человека с разными социальными группами, а также во время участия в совместных действиях. Невозможно выделить конкретное положение, в котором личность будет полностью принадлежать к одной группе. Например, человек входит в семью, которая является группой, но при этом он еще является членом группы на работе, а также еще входит группу какой-либо секции.

Изучение личности в социальной психологии

В зависимости от социальных качеств определяется, будет ли человек полноправным членом общества. Определенной классификации нет, но условно социальные качества можно разделить на:

  1. Интеллектуальные, к которым можно отнести самосознание, аналитическое мышление, самооценку, восприятие к окружающей среде и возможным рискам.
  2. Психологические, к которым относятся эмоциональные, поведенческие, коммуникативные и творческие личности.

Социальные качества не передаются генетически, а вырабатываются в течение всей жизни. Механизм их формирования называется социализацией. Качества личности постоянно изменяются, так как социальное общество не стоит на месте.

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности. Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество - истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии - учении о психике человека. И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности - это воспитание ребенка, роль предпринимателя - управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология - это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения - общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии - это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность - это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими. В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:


Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

Личность в социальной психологии

Социальная психология - одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания. Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества. Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность - это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе - это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе. Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью. Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

Тема 2.2.: Социальная психология личности.

План лекции:

  1. Понятие личности в социальной психологии
  2. Социализация личности
  3. Механизмы социального поведения

Почти 150 лет назад философ О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что он не только нечто большее, чем биологическое существо, но и больше, чем «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких то новых, неизвестных качеств, поэтому назрела потребность в появлении специальной науки его изучения и понимания. Такой наукой должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека.

Итак, разные науки изучают различные аспекты личности :

o общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая биологически детерминированные, которые обуславливают социально значимое поведение и деятельность личности.

o для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонализированном виде», как представитель определенной социальной группы, как лишь элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли.

o социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макро-, так и на микро уровне. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена.

Специфика социальной психологии личности связана, во-первых , с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы . В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых , социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

В-третьих , социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

В-четвертых , социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели