Правительство Колчака: "решение" земельного вопроса. Становление колчаковского правительства в годы гражданской войны Основными мероприятиями правительства колчака были

Правительство Колчака: "решение" земельного вопроса. Становление колчаковского правительства в годы гражданской войны Основными мероприятиями правительства колчака были

10.07.2020

Как и в случае с эсеро-меньшевистскими правительствами существовало несколько белых режимов. Сибирь и Дальний Восток находились под властью режима А.В. Колчака со столицей в Омске. Более того, А.В. Колчак стал Верховным правителем России и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами белогвардейцев, а другие вожди Белого движения признали за ним эти титулы.

Формально состав белых правительств был беспартийным. Однако тон в правительствах задавали кадеты. У Колчака это были Г.К. Гинс, Г.Г. Тельберг, В.Н. Пепеляев, Н.В. Устрялов и др. Кадетскими были программа и идеология Омского правительства.

Сразу следует отметить политическую пестроту Белого движения. В этот лагерь вошли не только кадеты, но и сторонники монархии и даже некоторые правые социалисты. Однако некоторые социальные слои и политические силы были только временными сторонниками Белого движения (прежде всего это относится к правым социалистам, средним крестьянам и рабочей аристократии, поддержавшим вначале режим Колчака). Костяк Белого движения составляло монархически настроенное офицерство, которое в связи с непопулярностью монархии открыто не заявляло о своих политических взглядах.

Меры А. В. Колчака по налаживанию дела законности переплетались естественным образом с восстановлением и совершенствованием административных и судебных органов. Был восстановлен Правительствующий сенат, суды, для которых подбирались квалифицированные юристы, разгонявшиеся при большевиках. Был повышен статус администраторов на местах. Во главе губерний (областей), уездов стояли управляющие (в большинстве своем бывшие комиссары Временного Сибирского правительства). В прифронтовых районах, на Урале был введен институт Главных начальников края (Уральского - С. С. Постников, Самаро-Уфимского - Е. К. Вишневский, Южноуральского - А. И. Дутов), с функциями генерал-губернаторов. Исключительно большое внимание уделялось возрождению местных органов самоуправления - городских дум с их управами и широчайшей сетью земств. В Сибири до революции они существовали не везде и теперь во многих местах создавались впервые. На Урале же земства существовали многие годы и по размаху, по результатам своей деятельности относились к числу лучших в стране. Теперь они здесь и возрождались значительно быстрее.

Несмотря на военные условия, местные органы самоуправления имели широкие права. Правда, на местах военными работниками, особенно в прифронтовой полосе, они часто попирались, в связи с чем возникали многочисленные конфликты, чаще разрешавшиеся в пользу военных.

В местных органах самоуправления, как и в кооперативах, было много эсеров и представителей других левых партий, и им сочувствующих. В связи с этим конфликты центральной власти с ними вообще были неизбежны. Однако в целом они так или иначе разрешались. Сложней дело обстояло с военными органами, которые на местах допускали произвол - разгон органов самоуправления, аресты и даже порку их представителей.

Правительство Колчака, претендовавшее на роль общероссийского, а затем и признанное таковым, увлеклось государственным строительством, формированием штатов министерств, других учреждений без всякой меры. Государственная структура формировалась как общероссийская, для обслуживания всей страны. Штаты ее оказались чрезмерно раздутыми. Больше того, многочисленные учреждения заполняли люди часто малоквалифицированные. Громоздкий аппарат становился малоэффективным. За канцелярскими столами отсиживалась масса молодых мужчин, способных сражаться на фронте. Этот безудержный нездоровый процесс, кстати, наблюдавшийся и в системе власти большевиков, отмечали многие. Практически безуспешно пытался с ним бороться и Колчак. Так что государственное строительство было сложным, развертывалось противоречиво, в нем наблюдались негативные явления. Но в целом оно все же давало свои результаты. Наиболее ценным было то, что возрождались многие демократические традиции, не формальная, а фактическая вовлеченность в систему управления через выборы и другие формы активной части населения. Возрождалась самостоятельность масс, попиравшаяся при советской власти и в государственных, и в общественных организациях партийными комитетами коммунистов и различными чрезвычайными, в том числе и военными, органами.

А. В. Колчак, несмотря на официальный статус Верховного правителя-диктатора, единолично решать вопросы управления громадными районами, армией, отношений с союзниками, естественно, не мог. Тем не менее, Совет министров он все более определенно рассматривал как исполнительный орган. Он постепенно ограничил его права, записанные в «Положении о временном устройстве государственной власти в России». Например, пункт о том, что «все проекты законов и указов рассматриваются в Совете министров и, по одобрении их оным, поступают на утверждение Верховного правителя», Колчак фактически игнорировал, все чаще принимал и подписывал законоположения единолично. Совет министров с этим нарушением молча соглашался. В начале 1919 г. Колчак учредил Совет Верховного правителя, который Г. К. Гинс именует «звездной палатой». В этот совет были включены некоторые из министров. Совет был своего рода совещательным органом при Верховном правителе, группой его высших советников по важнейшим вопросам.



Сибирское правительство

Идея сибирской автономии, которая породила Сибирскую Областную Думу, давно была затаённой мыслью лучших сынов Сибири. Она является плотью от плоти и кровью от крови того социально-политического течения общественной мысли начала второй половины XIX в., которое именуется в истории «областничеством». Областнические тенденции этих первых граждан Сибири были сначала неопределённым стремлением к лучшему устройству Сибири вообще: к просвещению её, к развитию её производительных сил, к раскрепощению личности сибиряка от административного гнёта, тяготевшего над страной, к улучшению положения туземцев Сибири, находившихся в экономической кабале у хищнических элементов и под тяжёлым административным прессом.

Видную роль в истории сибирского областничества сыграло казачество.

Дело о «сибирском сепаратизме»

Среди лиц, привлечённых в 1865 г. по так называемому делу «о сибирском сепаратизме», было немало казаков: отставной хорунжий Сибирского казачьего войска Григорий Николаевич Потанин, есаул того же войска Усов, хорунжий Шайтанов и др. Они наряду с H.М. Ядринцевым, С.С. Шашковым, Д.Л. Кузнецовым и др. составили в сибирских городах «Общество независимости Сибири», они же выпустили воззвание «Сибирским патриотам», где доказывалась необходимость и возможность создания из Сибири экономически самостоятельной страны. «Мы, сибиряки, братски подаём руку российским патриотам для совокупной борьбы с нашим врагом. По окончании её Сибирь должна будет созвать своё народное собрание , определить свои будущие отношения к России - это её неотъемлемое право» , - говорится, между прочим, в этом воззвании «Сибирским патриотам». Оканчивалось оно следующим призывом: «Да здравствует Сибирь свободная… от гор Уральских до берегов Восточного океана» .

В 1864 г. в г. Омске были обнаружены названные прокламации, из которых одну занёс в корпус кадет, не сознавая, что это недозволительная политическая вещь. Корпусное начальство нашло прокламацию у кадета и передало её жандармам. Было назначено следствие, последовал ряд обысков в квартире казачьего офицера Усова и у его друзей в Томске; затем последователи аресты лиц, имена которых были найдены в захваченной переписке, также в Красноярске и Иркутске. При обыске в одной квартире в Иркутске была найдена другая прокламация. Более десятка молодых людей было арестовано и свезено в Омск, где была образована следственная комиссия. Громко пронеслось по сибирским городам известие о деле, которое преувеличенно было названо: «Дело о злоумышленниках, возымевших намерение отделить Сибирь от России и основать в ней республику на манер Северо-Американских Штатов».

В результате пострадали лучшие граждане Сибири. Первым мучеником идеи сибирской самостоятельности и первым автором мысли о Сибирской Областной Думе был Григорий Николаевич Потанин.

Наступившая вскоре общая эпоха реакции не благоприятствовала новому пробуждению идеи автономии Сибири. С идеей областничества сжились только группы идеологов этого социально-политического течения, оставшиеся верными ей до самых последних дней своих. Широкого отклика эта идея долгое время не находила в среде сибирского населения. Но идея областничества, как идея, несомненно, демократического происхождения, встречала сочувствие и среди случайных гостей Сибири, демократически настроенных, хотя и идущих иными путями к счастью народа, к установлению основ народоправства. Защитниками идеи областничества, сибирской автономии, являлись такие лица из старых народовольцев, как Ф.В. Волховский, С.Л. Чудновский, С.П. Швецов и др.

В 1917 г., после революции, идеи областничества стали пользоваться большим успехом и нашли поддержку в умеренных социалистах, которые видели в переходе к федеративному строению областей возможность усилить своё влияние в противоположность большевикам.

Идея организации Сибирского Правительства выросла постепенно. Сначала, в августе 1917 г., представители революционных демократических организаций Сибири созвали в г. Томске конференцию для обсуждения вопроса о создании в Сибири истинных основ народоправства, и здесь уже впервые стал на реальную почву вопрос о необходимости конструировать сибирскую власть на особых основаниях. Далее, в октябре месяце созывается всесибирский съезд представителей тех же организаций, который уже решает созвать в декабре того же года чрезвычайный Сибирский областной съезд из представителей тех же организаций; на этом съезде уже прямо был поставлен вопрос о настоятельной необходимости организовать особую сибирскую власть для управления автономной Сибирью. Этот чрезвычайный съезд объявил созыв Сибирской Областной Думы , выработал Положение о временных органах управления Сибири и избрал Временный Сибирский Областной Совет - исполнительный орган съезда.

Созыв Сибирской Областной Думы

В обстановке большевизма надежда на осуществимость созыва Думы могла опираться на удачное использование тех организаций, которые сложились в период советского режима. Составители закона приспособлялись к моменту. Поэтому Положение о Сибирской Областной Думе оказалось крайне несовершенным. Почти половина состава избиралась советскими организациями: советами крестьянских, казачьих, киргизских депутатов. Входили представители фронтовых организаций солдат-сибиряков, включались представители союзов полупрофессионального, полу-политического характера (почтово-телеграфного, железнодорожного, учительского и даже студенческого). Много места отводилось кооперации, профессиональным союзам и национальным организациям.

Представительство буржуазии было вовсе исключено , так же как и в советах. Верховную власть, по образцу советского строя, Положение предоставляло Думе, так что исполнительный орган (министерства) должен был ей всецело подчиняться (система конвента французской революции).

Отношение общественных кругов к Думе

Искусственность подбора представителей в Сибирской Областной Думе вооружила против неё значительную часть интеллигенции, особенно из партии «народной свободы». Вызывала сомнения и сама идея сибирской автономии, которая казалась проявлением сепаратизма. Вооружились против Думы и большевики.

«Сибирская речь» назвала Сибирскую Областную Думу «новой социалистической затеей». Другие влиятельные газеты, как, например, газета Дальнего Востока «Голос Приамурья», сторонница ещё большей децентрализации, назвала фантастической идею объединения всей Сибири и Степного края в одно целое, связывающее в одном централистическом учреждении, Сибирской Областной Думе, чуть ли не шестую часть земной суши.

Советы, поддерживаемые Москвой и Петроградом, по отношению к Сибирской Думе заняли непримиримую позицию. Ачинский совет рабочих и солдатских депутатов, соглашаясь с Красноярским исполнительным комитетом, «попытку контрреволюции под видом автономии Сибири и созыва Сибирского Учредительного Собрания признаёт недопустимой» и просит Томский совдеп принять все меры, начиная с разгона и ареста, не останавливаясь перед использованием вооружённой силы «для того, чтобы отстоять власть советов».

Немудрено после этого, что такое настроение общественного мнения Сибири отразилось на самих членах Думы. Представители Сибирской Областной Думы съезжались к месту своего назначения медленно.

Деятельность Областного Совета

В состав Временного Областного Совета вошли Потанин, ушедший в конце декабря, Дербер, Патушинский, Шатилов, Новоселов и Захаров.

Областному Совету была поставлена съездом очень узкая и ограниченная задача: созвать к 10 января Областную Думу на основаниях, выработанных съездом. Силою вещей, однако, Областной Совет начал осуществлять и некоторые функции управления, главным образом, он вынужден был вступить в переговоры по вопросу об образовании власти. Одно время он сносился с отдельными образованиями, вроде Забайкальского Областного Совета, который временно осуществлял в Забайкальской области верховную власть, и с атаманом Семёновым, тогда есаулом, который приветствовал Областной Совет, а затем Областную Думу, указывая, что он тоже борется с большевиками под лозунгом «Учредительное Собрание». Происходили сношения и с иностранцами в лице случайных представителей, находившихся тогда в Томске, с Китаем, через посла Кудашева, по поводу периодического закрытия границы для провоза товаров на ст. Маньчжурия, и др.

Однако Областной Совет был лишён возможности заниматься чем-либо, кроме переписки и переговоров. Он не имел ни финансов, ни аппарата управления; вся канцелярия его состояла из пяти человек. При Областном Совете состояли финансовый и военный советы, которые занимались разработкой вопросов для Областной Думы.

Г.Н. Потанин

Председатель Областного Совета Потанин был наиболее популярным и всеми уважаемым человеком в Сибири. Потанин, всю свою жизнь посвятивший служению родной Сибири, тщательно исследовавший как её, так и соседние с ней страны, в частности Монголию, обладал исключительной честностью и бескорыстием; его ясный ум, чуждый фанатизма, свойственного партийной русской интеллигенции, невольно привлекал всех. Потанин живо интересовался и принимал деятельное участие в Сибирских съездах, происходивших в конце 1917 г., и был избран председателем Областного Совета на последнем декабрьском чрезвычайном Сибирском съезде. Однако глубокая старость (Потанин родился в 1835 г.) и физическая слабость не позволили ему оказать заметного влияния на ход событий 1917–1918 гг. Свой ясный ум Потанин сохранил, но в бурное время, когда темперамент и энергия брали перевес над доводами и знаниями, он был бессилен осуществить свою задачу - примирить крайности, внести трезвость в действия партийных политиков.

Вокруг Потанина шла ожесточённая борьба. Каждый тянул его в свою сторону. Его, как председателя Областного Совета, вынудили подписать акт, сводившийся к признанию советов, правда, с рядом оговорок. Это послужило поводом к выходу Потанина из Областного Совета. Он чувствовал, что не сможет выполнить принятой на себя роли. Энергичная молодёжь брала верх. Никого примирить не удалось. Члены Областного Совета, вроде Дербера, чуждого Сибири, типичного политического деятеля новой формации, были неприятны Потанину.

Вышедши из Областного Совета, Потанин продолжал чутко прислушиваться к происходящему, благословлял на действия одних, давал советы другим. Он был избран почётным председателем Думы и затем первый пожалован был Сибирским Правительством званием Почётного гражданина Сибири.

П.Я. Дербер

Наиболее энергичным и влиятельным членом Областного Совета был Дербер. Человек недюжинных способностей, хороший оратор, он обладал к тому же большой энергией и настойчивостью, которая как-то не гармонировала с его необычайно миниатюрною, почти карликовою фигурой и забавным детским личиком. Задолго до революции Дербер работал в партии социалистов-революционеров, был профессиональным её деятелем и жил за её счёт. Это особый в России, нелюбимый широкими кругами русского общества тип чисто политического деятеля.

Несмотря на живость характера и способность трезво оценивать обстановку, Дербер всё же был типично партийным человеком в политике. О нравственных качествах его давались неблагоприятные отзывы даже в среде лиц, близких к его партии.

Январские заседания Думы

Между тем кворум Областной Думы не набирался. Это происходило отчасти из-за громадных расстояний Сибири, отчасти потому, что почти все рабочие организации бойкотировали Думу. К 7 января Дума не могла быть открыта. Только к 20 января собралось около ста человек, и на 1 февраля назначено было открытие Думы. До тех пор происходили совещания фракций Думы и частные совещания членов Думы. Наиболее сильные группировки Думы были: фракция социалистов-революционеров и фракция представителей различных народностей Сибири (называлась она «фракцией национальностей»). Эта фракция была настроена умереннее, чем эсеровская. В составе её, кроме туземцев - киргиз, бурят, якутов, - были поляки, украинцы и немцы-колонисты.

Главное внимание во фракциях было сосредоточено на вопросах о пополнении состава Областной Думы представителями «цензовых» элементов и о выработке избирательного закона в Сибирское Учредительное Собрание, которое, по мысли декабрьского чрезвычайного съезда, должно было быть созвано в марте 1918 г. Временное Правительство, которое предположено было избрать в Думе, должно было, в сущности, заняться только проведением выборов в Сибирское Учредительное Собрание. Отчасти этим объяснялось то, что вопрос о кандидатах в состав Временного Сибирского Правительства меньше всего обсуждался во фракциях, и только Областной Совет и лидеры фракций несколько на нём останавливались. А между тем, в то время как Областной Совет и Сибирская Дума стремились собрать Сибирь и начать совместно с другими частями России борьбу с большевиками, большевизм начал уже укрепляться в Сибири не как политическая партия, а как власть. В середине декабря Омск перешёл в руки большевиков. Но партия эсеров ожидала, что Всероссийское Учредительное Собрание одолеет большевизм и что в случае посягательства на Учредительное Собрание по всей России вспыхнет гражданская война с большевиками. В январе большевики стали распространять своё влияние на Томск, не решаясь, однако, выступать решительно против Областного Совета и Думы. В ночь с двадцать пятого на двадцать шестое января большевики, желая, очевидно, предупредить открытие Думы, неожиданно для Областного Совета арестовали членов его: Патушинского, Шатилова и нескольких членов Думы, в том числе Якушева, намеченного фракциями в председатели. Из остальных членов Областного Совета в Томске находился Дербер, которому удалось избежать ареста. Дербер и представители фракций, собираясь конспиративно, решили устроить тайно от большевиков заседание Областной Думы, на котором было бы избрано Временное Сибирское Правительство.

Избрание правительства

Фракция социалистов-революционеров долго возражала против избрания правительства. Она считала невозможным произвести избрание в столь ненормальной обстановке. «Мы можем лишь переизбрать Совет и поручить ему созвать на Дальнем Востоке Областную Думу в более полном составе», - говорили социалисты-революционеры. Только Дербер настаивал на избрании полномочного правительства, которое, перебравшись на Дальний Восток, могло бы действовать и решать. Против избрания правительства высказывались и члены «фракции национальностей». В конце концов фракции уступили настояниям Дербера. Они потребовали только включения в состав правительства социалистов-революционеров в числе, гарантирующем большинство. За неимением достаточного числа «подходящих» кандидатов они предложили в министры членов Областного Совета Шатилова и Захарова, которых первоначально не имели в виду включать в состав правительства за недостаточною их подготовленностью к министерским постам, а также ещё менее подготовленного местного социалиста-революционера Кудрявцева.

«Национальная» фракция потребовала создания, кроме министерства туземных народностей по делам киргиз, бурят и прочих народностей, занимающих определённую территорию, ещё министерства «экстерриториальных» народностей, т.е. иноплеменников, рассеянных по всей Сибири, каковы украинцы, поляки, евреи и пр. Эти два министерства должны были быть замещены кандидатами фракции. Кроме того, фракция требовала предоставления её кандидату также поста министра народного просвещения.

В результате этих переговоров Областная Дума в тайном заседании избрала Временное Правительство.

Нужно ли описывать это заседание?

На частной квартире собравшаяся исподтишка небольшая группа членов Думы, человек около двадцати из полутораста, «избрала» шестнадцать министров с портфелями и четырёх без портфеля. Шесть человек присутствовавших самоизбрали себя в Совет министров.

Постоянно прислушиваясь, не идут ли большевики, храбрые заговорщики быстро выкрикивали имена кандидатов, едва успевая остановиться на их оценке, избирая даже случайных незнакомых лиц, каким был, например, И. Михайлов, предложенный в министры финансов одним случайным участником из состава «аппарата». Никто не задумывался и над тем, согласны ли избираемые, будут ли они довольны «компанией» Дербера и др. Так попали в министры не запрошенные никем об их согласии Вологодский, Устругов, Серебренников, Крутовский.

Процедуры избрания никакой не было. Применена была система «par acclamation» (без голосования. - Ред. ).

В результате Дума избрала: председателем и временно министром земледелия Дербера (фракция социалистов-революционеров потребовала, чтобы пост министра земледелия был предоставлен её кандидату); министром иностранных дел Вологодского; министром здравоохранения Крутовского; военным министром Краковецкого; министром внутренних дел Новоселова; министром финансов Ив. Михайлова; министром снабжения и продовольствия Серебренникова; министром юстиции Патушинского; министром народного просвещения Ринчино; министром торговли и промышленности Колобова; министром путей сообщения Устругова; министром труда Юдина; министром туземных дел Тибер-Петрова; министром экстерриториальных народностей украинца Сулима; государственным контролёром Жернакова; государственным секретарём Моравского; министрами без портфелей: Шатилова, Кудрявцева, Захарова, Неометуллова. Председателем Думы был избран Якушев.

Необходимо сказать, что согласие на вхождение в состав Сибирского Правительства было получено только от находившихся в Томске Дербера, Моравского, Колобова, Тибер-Петрова, Юдина, Неометуллова.

Со многими из избранных, в частности с Вологодским, Серебренниковым, Крутовским, Михайловым и др., никогда не велись переговоры; некоторые об избрании их министрами узнали только накануне антибольшевистского переворота в Сибири.

Избрать правительство только из своей среды Дума не могла ввиду чрезвычайно низкого уровня политической подготовленности её членов.

Результат «выборов»

Условия избрания правительства были вообще крайне ненормальны. Необходимость в кратчайший срок произвести выборы, невозможность сообщаться открыто из-за боязни большевиков, наконец, неподготовленность к этому членов Думы сделали то, что выборы, в сущности, были проведены Дербером, лицами, его окружавшими, не принадлежавшими к составу Думы, и несколькими из наиболее влиятельных членов Думы. Во всяком случае, поскольку Дума оказала своё влияние, правительство было выбрано неудачно. Избрание председателем правительства Дербера, человека, совершенно неизвестного Сибири и ей чуждого, выборы Шатилова, Тибер-Петрова, Захарова, Кудрявцева, Неометуллова, Юдина были сделаны под давлением Думы и оказались очень неудачными. Тибер-Петров мешал работе Сибирского Правительства на Дальнем Востоке. Кудрявцев, Захаров, Неометуллов, Юдин незаметно сошли со сцены. Шатилов был наказанием Сибирского Правительства за его первородный грех - фикцию выборности.

Дербер давал заверения представителям фракции социалистов-революционеров, что Вологодский, Крутовский, Михайлов - правоверные социалисты-революционеры, хотя сам не был уверен в этом. Он ошибся, и между тем именно эти деятели сыграли потом наиболее видную роль.

Разгон Думы

Тем временем большевики объявили Думу распущенной.

«На основании постановления Центрального комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов всей Сибири, Западносибирского областного комитета, Томского губернского комитета Совета рабочих и солдатских депутатов, Западносибирского и Акмолинского комитета Совета крестьянских депутатов и ряда постановлений местных совдепов президиум совета рабочих и солдатских депутатов объявляет временно Сибирскую Областную Думу распущенной, членов временного Сибирского Областного Совета подлежащими аресту и преданию суду революционного трибунала по обвинению их в организации власти, враждебной рабочим и крестьянским советам. Все местные советы должны немедленно принять меры к задержке следующих лиц: Александра Ефимовича Новоселова, Дмитрия Григорьевича Сулима, Александра Александровича Сотникова, Юсуфа Раадовича Саиева, Евгения Васильевича Захарова, Сергея Андреевича Кудрявцева и Ивана Степановича Юдина. Все члены Областной Думы в случае неподчинения постановлению о роспуске объявляются врагами народа и предаются суду революционного трибунала. Президиум Исполнительного Комитета Томского Совета. 26 января 1918 г. Томск».

Оставалось разъехаться и готовиться к борьбе. 27 января Дербером была составлена по поручению Думы декларация.

Декларация Сибирской Думы

Декларация начинается словами возмущения против большевиков.

«Надежда всех областей и народностей, составляющих великую революционную Россию, - Всенародное Учредительное Собрание - преступно разогнано большевиками и так называемыми «левыми эсерами».

То, что составляло мечту и цель многих революционных поколений в тяжёлой борьбе с царизмом; то, что являлось единственным якорем спасения великой революции; то истинное полное народоправство, которое только и могло закрепить и углубить завоевания революции, - разбито и предано большевиками.

Совет народных комиссаров, посягнувший на власть Учредительного Собрания, является врагом народа. Изменниками революции являются большевики, противопоставляющие Учредительному Собранию Советы крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Учредительное Собрание, призванное учреждать основные законы хозяйственной, общественной и политической жизни всей страны, - отнюдь не против советов как классовых организаций; наоборот, в своём законодательном творчестве оно опирается на советы, как и на все трудовые демократические организации страны».

Дума заигрывает, таким образом, с советами рабочих депутатов, не решаясь покончить с ними.

«1. Все силы и средства Дума отдаёт для защиты и скорейшего возобновления работ Всероссийского Учредительного Собрания, признавшего законом о федеративном устройстве Российской демократической республики автономию Сибири и других частей государства.

2. До созыва Всесибирского Учредительного Собрания вся полнота власти в пределах Сибири принадлежит временной Сибирской Областной Думе.

3. Дума примет все меры к незамедлительному созыву Сибирского Учредительного Собрания, которое явится опорой Всероссийского Учредительного Собрания и будет строителем новой жизни трудящихся классов и народов Сибири.

4. Дума выражает свой решительный протест против сепаратного мира, и в случае заключения его большевиками она ни в какой мере ни моральной, ни материальной ответственности за этот преступный шаг на себя не принимает.

5. До заключения мира Дума считает необходимым принять безотлагательно меры:

а) к планомерному отозванию с фронта и ближайшего тыла уставших солдат-сибиряков на родину;

б) к роспуску гарнизонов, находящихся на территории Сибири, и

в) к созданию добровольческой сибирской армии, имеющей целью защиту Всероссийского Учредительного Собрания, автономной Сибири и Сибирского Учредительного Собрания.

6. Народы, живущие на своей территории, в разное время присоединённые к Российскому государству, решают свободно выраженным волеизъявлением, путём конгрессов и референдума, отделяются ли они от Российской федеративной республики и образуют самостоятельные государства или входят как автономно-федеративные единицы в состав Российской республики.

7. В области земельных отношений Дума считает необходимым провести в жизнь принятый Всероссийским Учредительным Собранием закон о безвыкупном переходе всех помещичьих земель , а также всех частновладельческих, казённых и других, с водами, лесами и недрами, в общенародное достояние , устанавливающий незыблемое право всякого трудящегося на землю. В пределах и на основании основного закона о земле Сибирское Учредительное Собрание издает закон о земле в Сибири, учитывающий климатические, этнографические, естественно-исторические и культурно-хозяйственные условия последней.

8. В области добывающей и обрабатывающей промышленности - начало национализации копей, рудников и т. д. и организацию общественного контроля и регулировки».

Вот главные положения декларации Сибирской Областной Думы.

Её заключительные слова таковы:

«С верою в народно-трудовые силы, с сознанием великой ответственности, с беззаветным стремлением спасти погибающую Сибирь Дума вступает на путь верховной законодательной власти в свободной отныне автономной Сибирской республике ».

Из декларации этой видно, что Сибирская Областная Дума построила свою программу на черновских принципах.

Переход земель без выкупа в народное достояние (смысл этого трафаретного положения в Сибири всегда останется непонятным, если не смотреть на декларацию как на выступление демагогическое), национализация добывающей и обрабатывающей промышленности (без обозначения каких-либо пределов её), сохранение советских организаций, объявление Сибири автономной республикой (по принципу федерации) и в то же время предрешение подчинённости Сибирского Учредительного Собрания верховной власти Всероссийского - всё это была не реальная программа, а только политическая игра в соперничество с большевиками. Как только Сибирское Правительство приступило к практическому осуществлению власти, оно должно было отойти от всех этих программных положений.

Переезд Сибирского Правительства на Дальний Восток

Избрав правительство, приняв основы декларации, поручив разработку её президиуму Думы, члены Думы решили разъехаться, с тем чтобы в одиночку затем пробираться на Дальний Восток, куда немедленно должен был направиться президиум Думы и правительства.

Однако находившиеся в Тобольске члены правительства Дербер и Моравский задержались в Томске для организации Комиссариата, который объединил бы в своих руках подготовку борьбы с большевиками в Западной Сибири. Задача эта была возложена на недавно вернувшихся из Петрограда после разгона Учредительного Собрания членов его П. Михайлова и Линдберга.

Были образованы военные антибольшевистские организации, установлена связь с уже существовавшими тайными офицерскими организациями. Аналогичные организации были затем установлены и в Восточной Сибири, в частности в Иркутске и Чите.

Обстановка на Востоке постоянно менялась. Появившиеся было в Забайкалье большевики были ликвидированы вернувшимся с фронта 1-м Забайкальским казачьим полком, но к моменту переезда в Читу президиума Думы и некоторых членов правительства (конец февраля) там восстановилась советская власть, благодаря приходу с фронта большевистски настроенного 2-го Забайкальского полка.

Президиуму Думы, некоторым её членам и членам правительства в составе Дербера, Моравского, Тибер-Петрова, Юдина, Колобова, Жернакова пришлось ехать дальше на Восток, в Харбин. В дальнейшем во Владивосток приехали Краковецкий, Новоселов, Кудрявцев, Неометуллов. Уже раньше там находился Захаров. Прочие члены правительства во Владивосток не приехали, одни за незнанием того, что они были избраны (Вологодский, Крутовский, Серебренников, Михайлов), - они спокойно проживали в Сибири, так как об избрании их министрами не знали и большевики. Ринчино отказался вступить в состав правительства - он занят был исключительно бурятскими делами; Сулима вступил в большевистский совдеп в Барнауле, где и был убит при антибольшевистском выступлении и победе Сибирского Правительства. Он сражался с большевиками против того самого правительства, членом которого состоял. Наконец, Устругов вступил в другую группировку, враждебную Сибирскому Правительству, - группировку генерала Хорвата.

Дальневосточные политические центры

Советские власти внимательно следили за Дальним Востоком, видя назревавшую там контрреволюцию. В № 102 советских «Известий» за 1918 г. даётся следующее описание дальневосточных центров, сопровождаемое обычными эпитетами - «мошенники», «жульё», «бандиты» и т.д.

«Дальний Восток живёт сейчас оживлённой политической жизнью. Харбин стал центром, где собрались все антисоветские элементы Сибири, отчасти России. Одним из центров, вокруг которого, в сущности, нет никакого круговращения, является так называемое Сибирское Правительство, иначе говоря, группа Потанина и Дербера. В первые моменты после Октября эта группа пользовалась довольно большим влиянием в Сибири, но затем развитие большевизма смело её с арены политической жизни. Тем не менее так называемое Сибирское Правительство до самого последнего времени претендовало на руководящую роль оппозиции против советской власти и вело весьма важные переговоры как с представителями великих держав, так и с различными общественными группами. Другим центром, вокруг которого вращаются сибирские, российские и зарубежные политические и финансовые мошенники и авантюристы, представляется «Дальневосточный комитет активной защиты родины и Учредительного Собрания». Политическая физиономия этого комитета весьма неясна. В его состав входят лица, либерализм и демократизм которых не подлежит сомнению, а, с другой стороны, решающее влияние на направление его политики имеет группа финансовых дельцов.

Наконец, третий центр - так называемое «Пекинское правительство». Это уже ассоциация наиболее крупного финансового жулья, во главе которой стоят известный Путилов и В. Львов, брат бывшего премьера (такого правительства в действительности не существовало. - Авт. ).

Большую роль играет в Харбине генерал Хорват. Генерал Хорват в течение последних лет состоял неизменным начальником Восточно-Китайской дороги (Китайской Восточной железной дороги. - Ред. ) и в качестве такового приобрёл большие международные связи и получил популярность в финансовых кругах Дальнего Востока. Генерал Хорват держится несколько особняком, но, по существу, между ним, пекинской группой и дальневосточным комитетом установилось полное тождество во взглядах и выработан общий план деятельности.

Что касается деятельности адмирала Колчака, то он не участвовал непосредственно в выработке первоначального плана деятельности, но, очевидно, был в курсе и в решительный момент согласился дать своё имя тому движению, первым признаком которого является наступление Семёнова.

Между буржуазными группами Дальнего Востока и группой Потанина и Дербера вначале шли переговоры об образовании единого центра и общем плане действий. На таком соглашении настаивали и иностранцы. Переговоры эти, однако, ни к чему не привели, и группа Потанина и Дербера, определённо эсеровского характера, осталась за флагом».

Союзники

Дальше газета характеризует отношение к «дальневосточному вопросу» со стороны Англии, Японии и Америки. «Соглашение между ними , - говорит газета, - уже достигнуто. Одним из условий вмешательства иностранцев является создание такого политического центра на Дальнем Востоке, который носил бы не только местный характер, но и общерусский , и который сумел бы завоевать себе доверие в «широких кругах русского народа»» .

Семёновщина

«Движение, во главе которого стоит есаул Семёнов, само по себе не представляет опасности для советской власти. Лица, стоящие за его спиной, поставили себе целью доказать своим покровителям, что активное вмешательство в дела Дальнего Востока не только не вызовет негодования, но встретит широкое сочувствие среди населения. Но банды Семёнова стали проявлять вскоре навыки дореволюционного периода. Расстрелы, порка нагайками чуть ли не поголовно всех солдат, проезжавших через Маньчжурию, причём их обирали до нитки, создали отряду в низах населения недобрую славу. Вдобавок стало известно, что отряд снабжается оружием Японией».

Как видно из этой заметки в официальном советском органе, красочный язык которого целиком сохранён, большевики были довольно хорошо осведомлены о происходившем на Дальнем Востоке, но недооценивали серьёзности противных сил.

Семёнов - представитель влиятельной на востоке Забайкалья казачьей офицерской семьи. Его мать - бурятка. Он говорит на монгольском и бурятском наречиях, и это обеспечивает ему большое влияние среди этих национальностей. При Керенском он взялся навербовать из бурят и монголов кавалерийский полк. После Октябрьского переворота Семёнов обосновался на ст. Маньчжурия, на границе Забайкалья и Китая. Постепенно его отряд менялся в своём составе и получил наименование «Особого Маньчжурского отряда». Семёнов - атаман отряда - объявил, что ставит себе задачей защиту Учредительного Собрания, органов самоуправления и беспощадную борьбу с большевиками. В это время происходили беспорядки во Внешней Монголии, и Семёнов привлёк на свою сторону недовольных. Так как позиция Семёнова была противокитайская - ибо он поддерживал монгольских сепаратистов, - то он остановился перед возможностью противодействия китайцев, но зато перед ним раскрывались более широкие возможности в отношении помощи японцев.

Старинный антагонизм в Забайкалье бурят и казаков, с одной стороны, и крестьян-старожилов - с другой, - антагонизм, основанный на спорах из-за земли, был тоже на руку Семёнову.

Большевизм в Забайкалье появился только с прибытием туда развращённых и разложившихся на фронте некоторых казачьих частей. Он захватил крестьян-старожилов, которые, как и во многих других частях Сибири, поняли его своеобразно. Мой коллега по кабинету, Серебренников, рассказывал об одном крестьянском приговоре в Забайкалье, в котором заявлялось: земля ничья, народная, поэтому она и должна принадлежать народу, а не бурятам.

Естественно, что такая оригинальная национализация земли отталкивала бурят от большевизма. Возмущались им и многие казаки. Семёнов мог рассчитывать приобрести поддержку солидной части населения области.

автора

Поход Ермака не подчинил Сибирское ханство России Ермак не мог своим походом подчинить Сибирское ханство России по очень простой причине. Эта простая причина состояла в том, что Сибирское ханство с 1555 года находилось в вассальной зависимости от московского государя. Еще

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Ненужный поход на Сибирское ханство Мифологическое сознание не приемлет никаких разумных доводов. Оно так устроено, что отсекает все разумные доводы, все приглашения поразмыслить над сутью дела и над явными противоречиями в описываемых делах. Основной принцип

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Сибирское ханство при Кучуме В 1563 году в Сибирском ханстве стал править новый хан из рода Шейбанидов, Кучум. Он не стал строить для себя новую столицу, заняв дворец прежнего правителя. Перед ним стояли две главные задачи: распространение ислама в ханстве и расширение

Из книги Татары и Русь [Справочник] автора Похлёбкин Вильям Васильевич

IV. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Сибирским ханством и Русским государством (1555-1598 гг.) 1. Предварительные замечания В учебной и популярной исторической литературе, в общих курсах отечественной и всемирной истории все сведения о Сибирском ханстве

Из книги Спор о Сионе автора Рид Дуглас

Глава 14 Кочующее правительство Фарисейские старейшины, переселившиеся в Ямнию ещё до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., ставили себе целью, как в своё время левиты в Вавилоне, установить новый центр власти и контроля, чтобы держать в повиновении рассеянную теперь по

Из книги Русская смута автора

Глава 10. «Ярославское правительство» Занятие Ярославля произвело большое впечатление на города Поволжья. Даже казанская администрация была вынуждена признать власть Минина и Пожарского и отправить к ним большой отряд ратников.4 апреля 1612 г. в Ярославль пришла грамота

Из книги Русская смута автора Широкорад Александр Борисович

Глава 10 «Ярославское правительство» Занятие Ярославля произвело большое впечатление на города Поволжья. Даже казанская администрация была вынуждена признать власть Минина и Пожарского и отправить к ним большой отряд ратников.4 апреля 1612 г. в Ярославль пришла грамота

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Сибирское географическое ядро. Вопрос о государственности в Сибири серьезно запутывает граница, которая отделяет современную Сибирь от Монголии. Она, установленная по русско-цинскому договору в 1723 году, разделила Саяно-Алтай на две части, северная из которых попала под

автора Воложанин К. Ю.

Сибирское воеводство Приведя в русское подданство князей ближайших татарских и мансийских племен, Ермак в декабре 1582 г. отправил в Москву посольство во главе с атаманом Иваном Кольцо. Его сопровождал атаман Черкес Александров с охраной в 25 казаков. Оленьи упряжки,

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Социально-экономическое положение Сибири в XIX веке. Сибирское областничество С ростом капиталистических отношений в Европейской России и распространением их вширь на территории окраин усиливается переселенческое движение в Сибирь, что приводит к росту числа

Правительство А. Шарона (2001–2006) и правительство Э. Ольмерта (2006–2008): от двусторонних соглашений к одностороннему размежеванию После того как в начале февраля 2001 года Эхуд Барак проиграл выборы Ариэлю Шарону, израильское руководство оказалось в очень сложном положении.

100 лет назад, в ноябре 1918 года, Колчак стал Верховным правителем России. Военные свергли «левую» Директорию и передали верховную власть «Верховному правителю».

Антанта немедленно поддержала «Омский переворот». Меньшевистско-эсеровские правительства, образовавшиеся в Поволжье, Сибири, на Урале и на севере, уже не удовлетворяли ни российских «белых» (крупных собственников, капиталистов и военных), ни Запад. В течение 1918 г. социал-демократические правительства не только не сумели организовать мощные вооруженные силы и свергнуть советскую власть, но даже не могли полностью закрепиться на той территории, которая была завоевана чехословаками. В районе своего господства они быстро вызвали недовольство широких масс крестьянства и рабочих, и не могли обеспечить порядка в тылу. Восстания рабочих и партизанские выступления крестьянства в районах господства белых правительств стали повсеместными. Одновременно за время своего управления эсеры и меньшевики, как до них и Временное правительство, показали свою недееспособность, когда надо было действовать они дискутировали и спорили.

Поэтому военные и Антанта решили заменить их на «жесткую руку» - диктатуру. В руках этой военной диктатуры предполагалось сосредоточить всю власть в пределах территории, захваченной белыми. Антанта, особенно Англия и Франция, также требовала создания всероссийского правительства в виде военной диктатуры. Западу необходимо было иметь полностью подконтрольное правительство. Его и возглавил наемник Запада – Колчак.

Вице-адмирал Александр Васильевич Колчак

Предыстория

Среди образованных на освобождённых от большевиков территориях различных белых «правительств» ведущую роль играли два: так называемый Комитет членов Учредительного собрания в Самаре (КОМУЧ) и Временное сибирское правительство Директория) в Омске. В политическом отношении в этих «правительствах» преобладали социал-демократы – эсеры и меньшевики (многие были одновременно и масонами). У каждого из них имелись свои вооружённые силы: у КОМУЧа - Народная армия, у Сибирского правительства - Сибирская армия. Начавшиеся между ними ещё в июне 1918 года переговоры об образовании единой власти привели к окончательному соглашению лишь на сентябрьском совещании в Уфе. Это был съезд представителей всех антибольшевистских правительств, возникших в 1918 году в регионах страны, оппозиционных большевикам политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений.

23 сентября Государственное совещание в Уфе завершилось. Собравшимся удалось договориться об отказе от суверенитета региональных антибольшевистских образований, но было объявлено о неизбежности широкой автономии регионов, обусловленной как многонациональностью России, так и экономико-географическими особенностями регионов. Предписывалось воссоздать единую, сильную и боеспособную российскую армию, отделенную от политики. Уфимское совещание в качестве неотложных задач по восстановлению государственного единства и независимости России назвало борьбу с советской властью, воссоединение с отторгнутыми от России областями, непризнание Брестского мира и всех прочих международных договоров большевиков, продолжение войны против Германии на стороне Антанты.

До нового созыва Всероссийского Учредительного Собрания единственным носителем власти на всем пространстве России объявлялось Временное Всероссийское правительство (Уфимская Директория), как преемник свергнутого большевиками в 1917 году Временного правительства. Председателем правительства был избран эсер Николай Авксентьев. После Февральской революции Авксентьев был избран членом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, председателем ВЦИК Всероссийского совета крестьянских депутатов, был министром внутренних дел в составе второго коалиционного Временного правительства, являлся председателем Всероссийского демократического совещания и избранного на нём Временного совета Российской республики (так называемого «Предпарламента»). Также являлся депутатом Всероссийского Учредительного собрания. Помимо него четырьмя другими членами Директории стали московский кадет, бывший городской голова Николай Астров (фактически не принимал в нём участия, так как находился на Юге России, при Добровольческой армии), генерал Василий Болдырев (он стал командующим войсками Директории), председатель Сибирского правительства Петр Вологодский, председатель архангельского правительства Северной области Николай Чайковский. Реально обязанности Астрова и Чайковского исполняли их заместители - кадет Владимир Виноградов и эсер Владимир Зензинов.

С самого начала не все белые были довольны результатами Уфимского совещания. Прежде всего это были военные. Сформированная «леволиберальная» Директория казалась им слабой, повторением «керенщины», которая быстро пала под натиском большевиков. Им казалось, что в такой сложной ситуации победу сможет одержать только сильная власть – военная диктатура.

Действительно, левые правительства не смогли наладить порядок в тылу и развить первые успехи на фронте. 1 октября 1918 года Красная Армия вышла с юга к железной дороге между Самарой и Сызранью и перерезала её, к 3 октября белые были вынуждены оставить Сызрань. В последующие дни красноармейцы форсировали Волгу и начали продвигаться к Самаре, 7 октября белые были вынуждены сдать город, отступив к Бугуруслану. В результате в руках красных вновь оказалось все течение Волги, что позволило перевозить в центр страны хлеб и нефтепродукты. Другое активное наступление красные вели и в Приуралье – с целью подавить Ижевско-Воткинское восстание. 9 октября Уфимская Директория, из-за угрозы потери Уфы, переехало в Омск.

13 октября в Омск после долгих странствий по всему миру прибыл бывший командующий Черноморским вице-адмирал и агент влияния Запада Александр Колчак. В Англии и США его выбрали на роль диктатора России. 16 октября Болдырев предложил Колчаку пост военного и морского министра - вместо не удовлетворявшего Директорию П. П. Иванова-Ринова). От этого поста, не желая связывать себя с Директорией (первое время он думал направиться на Юг России), Колчак сначала отказался, но потом дал согласие. 5 ноября 1918 года назначен военным и морским министром Временного Всероссийского правительства. Первыми своими приказами он начал формирование центральных органов Военного министерства и Главного штаба.

Тем временем красные продолжали развивать наступление. 16 октября красные, оттесняя белых на восток от Казани и Самары, заняли город Бугульма, 23 октября - город Бугуруслан, 30 октября красные – Бузулук. 7 - 8 ноября красные взяли Ижевск, 11 ноября – Воткинск. Ижевско-Воткинское восстание было подавлено.


Председатель Временного Всероссийского правительства (Директории) Николай Дмитриевич Авксентьев

Омский переворот

4 ноября Временное Всероссийское правительство обратилось ко всем областным правительствам с требованием немедленно распустить «все без исключения Областные Правительства и Областные Представительные Учреждения» и передать все полномочия по управлению Всероссийскому Правительству. В тот же день на базе министерств и центральных управлений Временного Сибирского правительства был сформирован исполнительный орган Директории - Всероссийский Совет министров во главе с Петром Вологодским. Подобная централизация государственной власти была обусловлена потребностью, в первую очередь, «воссоздания боевой мощи родины, столь необходимой в годину борьбы за возрождение Великой и Единой России», «создания условий, необходимых для снабжения армии и организации тыла во всероссийском масштабе».

Преимущественно правоцентристский Совет министров радикально отличался по политической окраске от гораздо более «левой» Директории. Лидером деятелей Совмина, решительно отстаивавших правый политический курс, был министр финансов И. А. Михайлов, пользовавшийся поддержкой Г. К. Гинса, Н. И. Петрова, Г. Г. Тельберга. Именно эта группа стала ядром заговора, имевшего целью установление сильной и однородной власти в форме единоличной военной диктатуры. Между Директорией и Советом министров начался конфликт. Однако Директория, терпя одно за другим поражения на фронте, утратило доверие офицерства и правых кругов, которые желали сильной власти. Таким образом, Директория не имела авторитета, её власть была слабой и непрочной. Кроме того, Директорию постоянно раздирали внутренние противоречия, за что пресса даже иронически сравнивала «Всероссийское правительство» с крыловскими лебедем, раком и щукой.

Непосредственным поводом к свержению Директории стало циркулярное письмо-прокламация ЦК партии эсеров - «Обращение» - написанное лично В. М. Черновым и распространённое по телеграфу 22 октября 1918 г. с традиционным для революционных воззваний того времени заглавием «Всем, всем, всем». В письме осуждался переезд Директории в Омск, выражалось недоверие Временному Всероссийскому правительству, содержался призыв вооружаться всем членам партии для борьбы с Временным Сибирским правительством. В «Обращении» сообщалось: «В предвидении возможных политических кризисов, которые могут быть вызваны замыслами контрреволюции, все силы партии в настоящий момент должны быть мобилизованы, обучены военному делу и вооружены, с тем, чтобы в любой момент быть готовыми выдержать удары контрреволюционных организаторов гражданской войны в тылу противобольшевистского фронта. Работа по вооружению, сплачиванию, всестороннему политическому инструктированию и чисто военная мобилизация сил партии должны явиться основой деятельности ЦК…». Фактически это был призыв к формированию собственных вооруженных сил, чтобы дать отпор правым. Это был скандал. Генерал Болдырев потребовал объяснений от Авксентьева и Зензинова. Вопрос попытались замять, но безуспешно, и противники Директории получили повод к перевороту, обвиняя эсеров в подготовке заговора с целью захвата власти.

Ядро заговора составили военные, в том числе чуть ли не все офицеры Ставки во главе с её генерал-квартирмейстером полковником А. Сыромятниковым. Политическую роль в заговоре выполняли кадетский эмиссар В. Н. Пепеляев и близкий к правым кругам министр финансов Директории И. А. Михайлов. Пепеляев «вербовал» министров и общественных деятелей. В заговор также были вовлечены часть министров и деятели буржуазных организаций. Активную роль в организации свержения Директории играл и полковник Д. А. Лебедев, прибывший в Сибирь из Добровольческой армии и считавшийся представителем генерала А. И. Деникина. Ненадёжные воинские части были заблаговременно под разными предлогами выведены из Омска. Генерал Р. Гайда должен был обеспечить нейтралитет чехов. Акцию поддерживала английская миссия генерала Нокса.

В ночь на 17 ноября 1918 года три казачьих высокопоставленных офицера - начальник Омского гарнизона полковник Сибирского казачьего войска В. И. Волков, войсковые старшины А. В. Катанаев и И. Н. Красильников – совершили провокацию. Они на городском банкете в честь французского генерала Жанена потребовали исполнить русский национальный гимн «Боже, Царя храни». Эсеры потребовали у Колчака арестовать казаков за «неподобающее поведение». Не став дожидаться собственного ареста, Волков и Красильников 18 ноября сами произвели упреждающий арест представителей левого крыла Временного Всероссийского правительства - эсеров Н. Д. Авксентьева, В. М. Зензинова, А. А. Аргунова и товарища министра внутренних дел Е. Ф. Роговского. Состоявший из эсеров батальон охраны Директории был разоружён. В поддержку свергаемой Директории не выступила ни одна воинская часть омского гарнизона. Общественность отнеслась к свершившемуся перевороту или безучастно, или с надеждой, уповая на установление твёрдой власти. Страны Антанты поддержали Колчака. Чехословаки, подчиненные Антанте, ограничились формальным протестом.

Собравшийся на следующее утро после ареста эсеров Совет министров признал Директорию несуществующей (её членов изгнали за границу), объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и заявил о необходимости «полного сосредоточения власти военной и гражданской в руках одного лица с авторитетным именем в военных и общественных кругах», которое будет руководить на принципах единоначалия. Было решено «передать временно осуществление верховной власти одному лицу, опирающемуся на содействие Совета министров, присвоив таковому лицу наименование Верховного правителя». Было выработано и принято «Положение о временном устройстве государственной власти в России» (так называемая «Конституция 18 ноября»). Кандидатами в «диктаторы» рассматривались главнокомандующий войсками Директории генерал В. Г. Болдырев, управляющий КВЖД генерал Д. Л. Хорват и военный и морской министр вице-адмирал А. В. Колчак. Совет министров голосованием выбрал Колчака. Колчак был произведён в полные адмиралы, ему было передано осуществление верховной государственной власти и присвоено звание Верховного правителя. В его подчинение входили все вооружённые силы государства. Деникин считался его заместителем на юге России. Верховный правитель мог предпринимать любые меры, вплоть до чрезвычайных, по обеспечению вооружённых сил, а также по установлению гражданского порядка и законности.


Вице-адмирал А. В. Колчак - военный министр Временного Всероссийского правительства со своим ближайшим окружением. 1918 год

Антинародная сущность режима Колчака

Колчак так определял направление работы на посту Верховного правителя: «Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях Гражданской войны и полного расстройства государственных дел и жизни, объявляю, что я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной целью я ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и порядка».

Белый проект стоял на идее, что после ликвидации царизма жизнь можно устроить только по западным образцам. Западники планировали полную экономическую, социальную, культурную и идеологическую интеграцию с Европой. Планировали ввести демократию парламентского типа, которая бы опиралась на иерархическую систему тайной власти в орденских, масонских и парамасонских структурах и клубах. Рыночная экономика вела к полной власти финансового и промышленного капитала. Идеологический плюрализм обеспечивал манипуляцию общественным сознанием и контроль над народом. Всё это мы наблюдаем в современной России, в которой в начале 1990-х годов была произведена контрреволюцию.

Проблема была в том, что европейский вариант развития не для России. Русь – это отдельная самобытная цивилизация, у неё свой путь. «Золотой телец» - материализм, может победить в России только после уничтожения русского суперэтноса, превращения русских в «этнографический материал». Образ «милой», зажиточной, мирной, обустроенной Европы приемлем для значительной части русской интеллигенции, пораженной космополитизмом, западничеством, для крупных собственников, капиталистов, компрадорской буржуазии, которая строит своё будущее за счёт распродажи Родины. В эту же группу входят люди с «мещанской», «кулацкой» психологией. Однако мощные традиционные культурные пласты русской цивилизации – её матрица-код, оказывают сопротивление процессам вестернизации России. Русские не принимают европейский (западный) путь развития. Таким образом, происходит разрыв интересов вестернизированной верхушки общества, интеллигенции, и цивилизационного, национального проектов. И этот разрыв всегда ведёт к катастрофе.

Диктатура Колчака не имела шансов на успех. Белой проект – он западный по своей сути. Антинародный. В интересах хозяев Запада и прозападной прослойки населения в самой России, крайне незначительной. Концентрация в руках диктатора военной, политической и экономической власти дали возможность белым оправиться от поражений, понесённых в Поволжье осенью 1918 года и перейти в новое наступление. Но успехи были кратковременными. Политическая, социальная база Белого движения стала ещё уже. Руководство Чехословацкого корпуса считало адмирала «узурпатором», эсеры и меньшевики осудили «Омский переворот».

Режим Колчака немедленно вызвал мощное сопротивление. Эсеры призвали к вооружённому сопротивлению. Находившиеся в Уфе и Екатеринбурге члены Учредительного собрания во главе с эсером Черновым заявили, что они не признают власти адмирала Колчака, и будут всеми силами противодействовать новой власти. В итоге партия эсеров ушла в подполье, откуда начала борьбу с властью нового диктатора. Колчак ввел исключительные законы, смертную казнь и военное положение для тыловых территорий. Произвол военных властей оттолкнул от Колчака и умеренную демократию, которая его вначале поддерживала. В то же время в Восточной Сибири в оппозиции Колчаку находились и почти явно ему противодействовали местные контрреволюционные силы, возглавляемые атаманами Семеновым и Калмыковым.

Адмирал с первых же дней своего прихода к власти проявил полную нетерпимость к рабочему движению, искореняя какие бы то ни было следы недавнего господства советской власти. Коммунисты и беспартийные передовые рабочие, принимавшие раньше участие в работе советских органов, беспощадно уничтожались. Одновременно шёл разгром массовых организаций пролетариата, в первую очередь профессиональных союзов. Все выступления рабочих кроваво подавляли.

Установление «законности и правопорядка» на деле вело к возвращению капиталистам и помещикам их прав на отобранную у них собственность. В вопросе о земле политика белого правительства сводилась к возврату помещикам отнятых у них советской властью земель, сельскохозяйственного инвентаря и скота. Часть земли за плату предполагалось передать кулакам. Не удивительно, что наиболее сильно пострадало от режима Колчака крестьянство. Появление белых войск означало для крестьянства, по свидетельству одного из бывших министров колчаковского правительства Гинса, наступление эпохи безграничных реквизиций, всевозможных повинностей и полного произвола военных властей. «Крестьян секли, - говорит Гинс, - обирали, оскорбляли их гражданское достоинство, разоряли». В свою очередь крестьянство вело борьбу с белыми путем непрекращающихся восстаний. Белые отвечали кровавыми карательными экспедициями, которые не только не прекращали восстаний, но еще более расширяли охваченные крестьянской войной районы. Крестьянская война, а также принудительные мобилизации крестьян значительно понизили боеспособность армии Колчака и стали основной причиной внутреннего развала.

Кроме того, политика Колчака способствовала превращению России в полуколонию Запада. Представители Антанты, в первую очередь Англии, США и Франции, являлись фактическими хозяевами Белого движения. Они диктовали белым свою волю. Несмотря на недостаток хлеба и сырья (руды, топлива, шерсти) в занятых белыми областях России, все это вывозилось за границу в значительных размерах по первому требованию союзников. В качестве расплаты за полученное военное имущество крупнейшие предприятия переходили в руки западноевропейских и американских капиталистов. На востоке иностранные капиталисты получили ряд концессий. Удовлетворяя требования союзников Колчак превращал Россию в Китай, разграбляемый и раздираемый иностранными хищниками.

Таким образом, режим Колчака был антинародным, реакционным, в интересах Запада и прозападного, Белого проекта в самой России. Его будущий крах закономерен.

Российское правительство (Правительство Государства Российского , Омское правительство , также известно как Правительство Колчака , Колчаковское правительство ) - высший орган государственной власти, образованный в результате событий 18 ноября 1918 в Омске, во главе с Верховным Правителем России адмиралом .

Состав Омского правительства

Омское Правительство было составлено из Верховного Правителя, Совета Министров и Совета Верховного Правителя. Также в правительство входило Чрезвычайное Государственное экономическое совещание, которое позднее было преобразовано в Государственное экономическое совещание. 17 декабря 1918 при Омском правительстве было создано особое «Подготовительное совещание», занимавшееся вопросами внешней политики и координирующее деятельность с делегацией «Русского Политического Совещания», представляющей Белую Россию на Парижской мирной конференции. При был восстановлен Правительствующий Сенат (высшая судебная инстанция). Департамент милиции и государственной охраны, официально включенный в состав Министерства Внутренних дел, фактически был самостоятельной структурой. Руководство идеологической работой было возложено на Центральный осведомительный отдел при Главном штабе и Отдел печати при канцелярии Совета Министров. Правительство состояло в основном из бывших членов делового (Всероссийского) Совета Министров Уфимской директории , содействовавших перевороту . Объединяло сибирских областников кадетского направления, кадетов, народных социалистов и др.

Постоянные органы Правительства

Верховный правитель России

Верховный Правитель России как глава государства сосредоточил в своих руках все ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную. Он обладал неограниченной властью. Он являлся высшей руководящей инстанцией. Любой законодательный акт становился действующим лишь после подписи Верховным Правителем. Также Верховный Правитель являлся одновременно и Верховным Главнокомандующим.

Власть Верховного Правителя рассматривалась как исключительно временная, до победы над большевиками и созыва Учредительного собрания.

Совет Министров

При Колчаке Совмин был наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Это был орган не только исполнительной, но и законодательной власти. Совет Министров рассматривал проекты указов и законов до утверждения их Верховным Правителем. В Совет Министров входили:

    Председатель Совета Министров (Вологодский Петр Васильевич , )

    Министр Внутренних Дел (Гаттенбергер Александр Николаевич , Пепеляев Виктор Николаевич , Червен-Водали Александр Александрович )

    Министр Иностранных Дел (Ключников Юрий Вениаминович , Сукин Иван Иванович, Третьяков Сергей Николаевич )

    Министр Финансов (Михайлов Иван Адрианович , Гойер Лев Викторович, Бурышкин Павел Афанасьевич)

    Министр Юстиции (Старынкевич Сергей Созонтович , Тельберг Георгий Густавович , Морозов Александр Павлович )

    Военный Министр (Н. А. Степанов, Д. А. Лебедев, М. К. Дитерихс, А. П. Будберг, М. В. Ханжин)

    Морской Министр (М. И. Смирнов)

    Министр Труда (Л. И. Шумиловский)

    Министр Земледелия (Н. И. Петров )

    Министр Путей Сообщения (Л. А. Устругов, А. М. Ларионов)

    Министр Народного Просвещения (В. В. Сапожников, П. И. Преображенский)

    Министр Торговли и Промышленности (Н. Н. Щукин , И. А. Щукин, С. Н. Третьяков)

    Министр Продовольствия (с 27 декабря 1918 - Продовольствия и Снабжения) (Н. С. Зефиров , К. Н. Неклютин )

    Государственный контролер (Г. А. Краснов)

    Управляющий делами Верховного Правителя и Совета Министров (Г. Тельберг, К. Гинс).

Совет Верховного Правителя

Совет Верховного Правителя - формально - консультативный орган при правительстве Верховного правителя, фактически - орган принятия основных политических решений, законодательно оформлявшихся указами Верховного правителя, Советом Министров. Он был учрежден приказом Колчака от 21 ноября 1918. В его состав входили:

    Вологодский П. В.

    Гаттенбергер А. Н. (с мая 1919 его сменил Пепеляев В. Н.)

    Михайлов И. А.

    Тельберг

    Сукин И. И. (до него - Ключников Ю. В.)

    Любое лицо (возможно и несколько) по личному усмотрению Верховного Правителя.

Cовету Верховного Правителя суждено было обратиться в своего рода «звездную палату». Основная цель его - установить общие линии политики - с самого начала стушевалась перед злободневной: устранить закулисные влияния.

Результатом создания Совета Верховного Правителя стало то, что Совет министров оказался отрешен от политики. Совет Министров утратил многие свои исполнительные функции, сосредоточившись почти исключительно на законодательной деятельности. Так, однако, продолжалось недолго.

Центральное место в Совете Верховного Правителя занял министр финансов И. А. Михайлов. Он был одним из самых влиятельных членов правительства, популярность его, однако, была невысока. Под давлением общественности 16 августа 1919 Михайлов был отправлен в отставку. После этого Совет Верховного Правителя стал собираться крайне нерегулярно, а его значение практически сошло на нет. После падения Омска ни разу не собирался.

Временные органы Правительства

Чрезвычайное Государственное экономическое совещание

Через несколько дней после переворота последний государственный контролер царского правительства, С. Г. Федосьев подал Колчаку записку об учреждении Чрезвычайного Государственного Экономического совещания. По первоначальному проекту предполагалось преобладание в нём представителей от торговли и промышленности. Совет Министров расширил представительство от кооперации. В таком виде указ был утвержден Верховным Правителем 22 ноября 1918 . Первоначально был практически исключительно бюрократической организацией с задачей разработки экстренных мероприятий в области финансов, снабжения армии и восстановления торгово-промышленного аппарата, потенциально мог стать представительным органом, что и случилось 2 мая 1919, когда ЧГЭС было преобразовано в Государственное экономическое совещание. В состав ЧГЭС входили:

    Председатель ЧГЭС - Федосьев С.

    Министр финансов

    Военный министр

    Министр продовольствия и снабжения

    Министр торговли и промышленности

    Министр путей сообщения

    Государственный контролер

    3 представителя правлений частных и кооперативных банков

    5 представителей Всероссийского Совета Съездов торговли и промышленности

    3 представителя Совета Кооперативных Съездов

Государственное экономическое совещание (ГЭС) - представительный орган разрабатывавший экстренные мероприятия в области финансов, снабжения армии и восстановления торгово-промышленного аппарата. Был создан указом Верховного Правителя от 2 мая 1919. Торжественное открытие состоялось 19 июня 1919 в Омске. Включал в свой состав 60 членов - министров, представителей от банков, кооперативов, земских собраний и городских дум, а также от Сибирского , Уральского , Оренбургского и Забайкальского казачьих войск. Председателем данного органа был К. Гинс. После взятия Омска красными ГЭС переехало в Иркутск, где после 8 декабря заседания были возобновлены.

Все проекты Чрезвычайного государственного экономического совещания и Государственного экономического совещания могли начать воплощаться в жизнь только после утверждения их Верховным Правителем.

Особое Подготовительное Совещание

Внешняя политика и международное признание

Российское правительство было признано на международном уровне формально (де-юре) только одним государством - Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев. В конце июня 1919 в Омск прибыл поверенный в делах Югославского МИДа Й. Миланкович. Посланником в Белграде был утверждён В. Н. Штрандман.

Де-факто Российское правительство было признано странами Антанты (союзницами России по Первой мировой войне) и странами, возникшими после крушения европейских империй - Чехословакией , Финляндией, Польшей , лимитрофные государства Прибалтики .

Падение правительства

Накануне падения Омска, утром 10 ноября 1919 Совет Министров выехал в по . Здесь он оказался оторванным от армии и от . 14 ноября пал Омск, фронт разваливался. Подавленный неудачами, Вологодский подал в отставку, которая была принята 21 ноября. Сформировать новое правительство было поручено , который вскоре уехал из к Колчаку. По всей Сибири начались массовые восстания, белые неумолимо отступали на восток. В этой обстановке 21 декабря 1919 в вспыхнуло , 24-го поддержанное в самом . Руководство над Правительством взял на себя Управляющий Министерством Внутренних Дел А. А. Червен-Водали . 28-го он вместе с военным министром М. В. Ханжиным и временно управляющим министерством путей сообщения А. М. Ларионовым образовал оперативный орган государственного управления - так называемую «троекторию». Из-за пассивности чехословаков, объявивших о своём нейтралитете, «троектория», не имевшая должного количества войск под рукой, была вынуждена пойти на переговоры с лидерами антиколчаковского восстания. Осознавая близость своего краха, 4 января 1920 подписал указ об отречении, согласно которому следующим Верховным Правителем России должен был стать генерал Деникин, власть на Востоке России переходила к атаману Семенову. 5 января власть над Иркутском оказалась в руках эсеро-меньшевистского . Российское правительство было низложено.

Весной 1918 г. чехословацкий корпус поднял мятеж. Он двинулся к Волге, отрезав центральную Россию от Сибири. В июне белочехи взяли Самару. Антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Сибирью. Антибольшевистский лагерь на Востоке ослабляло противостояние самарского и омского правительств. В отличие от однопартийного Комуча Временное сибирское правительство было коалиционным. Во главе его встал П.В. Вологодский. Левое крыло в правительстве составляли эсеры Б.М. Шатилов, Г.Б. Патушинскии, В.М. Крутовский. Правая часть правительства - И.А. Михайлов, И.Н. Серебренников, Н.Н. Петров - занимала кадетские и промонархические позиции.

Программа правительства формировалась под значительным давлением его правого крыла. Уже в начале июля 1918 г. правительство объявило об отмене всех декретов, изданных СНК, и ликвидации Советов, возвращении владельцам их имений со всем инвентарем. Сибирское правительство проводило политику репрессий против инакомыслящих, печати, собраний и пр. Комуч выступил с протестом против подобной политики.

Несмотря на острые противоречия, двум соперничавшим правительствам пришлось пойти на переговоры. На уфимском государственном совещании была создана «временная всероссийская власть». Совещание завершило свою работу избранием Директории. В состав последней были избраны Н.Д. Авксентьев, Н.И. Астров, В.Г. Болдырев, П.В. Вологодский, Н.В. Чайковский.

В своей политической программе Директория в качестве главных задач объявляла борьбу за свержение власти большевиков, аннулирование Брестского мира и продолжение войны с Германией. Кратковременный характер новой власти подчеркивался пунктом о том, что Учредительное собрание должно было собраться в ближайшее время -- 1 января или 1 февраля 1919 г., после чего Директория сложит свои полномочия.

Директория, упразднив сибирское правительство, теперь могла, казалось, осуществить программу, альтернативную большевистской. Однако равновесие между демократией и диктатурой было нарушено. Самарский Комуч, представлявший демократию, был распущен. Предпринятая эсерами попытка восстановить Учредительное собрание провалилась.

Установившийся в Сибири в 1918--1919 гг. политический режим, руководимый Директорией, во главе с Верховным правителем России был более либеральный, чем на Юге России. Политический блок, на который опиралось Сибирское правительство (со столицей в Омске), включал широкий спектр партий - от монархистов до социалистов (эсеров и меньшевиков). На территории Сибирского правительства было созвано Учредительное собрание, обсуждавшее вопросы, поставленные им еще в январе 1918 г. Были восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, профессиональные союзы и общественные организации, а также действие уставов и уложений, принятых до октября 1917 г.

В сентябре 1918 г. на Уфимском совещании была предпринята попытка, объединить все эти территории под единым руководством. На совещании присутствовали представители Омского, Самарского правительств, национальных (казахского, тюрско-татарского, башкирского) и казачьих военных правительств. Они подписали акт, учреждавший Всероссийское временное правительство. Власть сосредоточилась в руках Директории с центром в Омске. В ночь с 17 на 18 ноября 1918 г. лидеры Директории были арестованы. Директорию заменила диктатура А.В. Колчака. Казалось, что с выдвижением на роль диктатора А.В. Колчака у белых появился вождь, который возглавит все антибольшевистское движение. В положении о временном устройстве государственной власти, утвержденном в день переворота, Совет министров, верховная государственная власть временно передавалась Верховному правителю, ему же подчинялись все Вооруженные Силы Российского государства. А.В. Колчак был вскоре признан как Верховный правитель руководителями других белых фронтов, а западные союзники признали его де-факто.

Политические и идеологические идеи вождей и рядовых участников белого движения были столь же разнообразны, как и социально неоднородно само движение. Разумеется, какая-то часть стремилась к реставрации монархии, старого, дореволюционного режима вообще. Но вожди белого движения отказались поднять монархическое знамя и выдвинуть монархическую программу. Это относится и к А.В. Колчаку.

На прямой вопрос председателя комиссии, был ли он монархистом, Колчак откровенно и честно ответил: «Я был монархистом и нисколько от этого не уклоняюсь... я... не мог считать себя республиканцем, потому что тогда такого не существовало в природе. До революции 1917 г. я считал себя монархистом». Затем адмирал заявил, что, тем не менее, перемену правительства в результате Февральской революции он приветствовал, добровольно принял присягу на верность Временному правительству и совершенной революции «по совести» и с этого момента стал рассматривать себя «совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии» Цит по: Колчак Александр Васильевич - последние дни жизни /Сост.Г.В. Егоров. - М.,2005. - С. 135..

Что касается вопроса будущего государственного устройства страны, то бывший глава всероссийского белого движения полагал, что только «сам народ должен установить в учредительном органе форму правления» и что бы он не выбрал, Колчак бы подчинился. «Я считал, что монархия, вероятно, будет совершенно уничтожена, -- заключал далее адмирал, -- для меня было ясно, что восстановить прежнюю монархию совершенно невозможно, а новую династию в наше время уже не выбирают, я считал, что с этим вопросом уже покончено, и думал, что, вероятно, будет установлен какой-нибудь республиканский образ правления, и этот республиканский образ правления я считал отвечающим потребностям страны» Цит по: Колчак Александр Васильевич - последние дни жизни /Сост.Г.В. Егоров. - М.,2005. - С. 136..

Колчак соглашался на созыв нового Учредительного собрания после восстановления порядка. Он заверял западные правительства, что не может быть «возврата к режиму, существовавшему в России до февраля 1917 г.» Колчак А.В. «…Приняв крест этой власти…». Обращение к населению// Хрестоматия по истории России 1917 - 1940/Под ред проф. М.Е. Главацкого - М.,1995. - С.134., широкие массы населения будут наделены землей, будут устранены различия по религиозному и национальному признакам. Подтвердив полную независимость Польши и ограниченную независимость Финляндии, Колчак согласился «подготовить решения» о судьбе прибалтийских государств, кавказских и закаспийских народностей. Верховный Правитель следующим образом обрисовал свою программу: после «очищения» европейской России от большевиков следовало бы ввести твердую военную власть с задачей недопущения анархии и водворения порядка, после чего немедленно «приступить к выборам в Учредительное собрание, которое и установит образ правления в государстве». При открытии собрания он и возглавляемое им правительство заявили бы о сложении своих полномочий. Самым трудным для антибольшевистского движения был аграрный вопрос. Колчаку решить его так и не удалось. Война с большевиками, пока ее вел Колчак, не могла гарантировать крестьянам передачи им помещичьей земли. Таким же глубоким внутренним противоречием отмечена и национальная политика правительства Колчака. Действуя под лозунгом «единой и неделимой» России, оно не отвергало как идеал «самоопределение народов».

Требования делегаций Азербайджана, Эстонии, Грузии, Латвии, Северного Кавказа, Белоруссии и Украины, выдвинутые на Версальской конференции, Колчак фактически отклонил. Отказавшись от создания в освободившихся от большевиков регионах противобольшевистской конференции, Колчак проводил политику, обреченную на неудачу.

С середины 1919 г. военная удача отвернулась от адмирала и наступила пора горьких поражений и предательств, завершившаяся зимой 1919/20 гг. стремительным падением Колчака и его личной трагедией. 7 февраля 1920 г. А.Колчака и его премьера В.Пепеляева расстреляли.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели