Понимание труда как предназначения человека характерно для. Психологическое понимание труда и профессии

Понимание труда как предназначения человека характерно для. Психологическое понимание труда и профессии

18. Психологические признаки труда.

Е.А. Климов выделил конкретные психологические признаки труда:

    Сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию).

    Сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности).

    Сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);

    Осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Например, даже если человек за рамками своих непосредственных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т.п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем выделенным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда, или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зарплату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е.А. Климовым слова "сознание", "осознанное" стоят на главных позициях). А собственно "эффективность труда" является скорее заботой самих работников и их руководителей.

В контексте психологии труда, труд – функциональная психическая система, характеризующаяся рассмотренными выше четырьмя признаками. Эти признаки следует мыслить как соединенные союзом "И" (конъюнктивно). Это означает, что некая активность человека может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть хоть в какой-то степени приписан каждый из четырех признаков. Если хотя бы один признак не может быть приписан (нет для этого фактических оснований), то данная активность пока еще не есть труд в психологическом смысле слова.
Знать эти признаки и оперировать ими важно, чтобы удержаться именно на профессиональной психологической позиции по отношению к миру труда. Ведь труд изучают и стремятся усовершенствовать многие науки - социология, экономика, техническая эстетика, физиология, гигиена. Среди этих наук определенное место занимает и психология, поскольку человек в труде характеризуется системой психической регуляции и, главное, саморегуляции.

Указанные выше психологические признаки труда можно использовать в качестве программы для экспертной оценки уровня сформированности человека как субъекта труда. В зависимости от выявленных сильных и слабых его сторон возникает возможность дифференцированно подходить к самовоспитанию, воспитанию, - корректировать то, что слабо развито, и не тратить сил на то, что находится на удовлетворительном и хорошем уровне.

19. Понятие «эргатические функции» и их классификация.

Е.А. Климов выделил основные «эргатические функции», которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развёрнутом виде – это система «человек – машина – среда – социум – культура». Сама эргатическая функция определяется как «любое уменьшение неопределённости связи элементов внутри эргатической системы и её связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, то есть – это любая трудовая функция (функция эргатической системы).

Выделяют следующие основные группы эргатических функций: 1. Духовное производство (построение идеалогий, образование, искусство, наука…). 2. Производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации – СМИ, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами…). 3. Производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское и ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем…). 4. Материальное производство (оперативно-гностическое – обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое – организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда – транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда…).

20. Психологическое понимание профессии, специальности, квалификации и должности.

Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия" :

    область приложения сил человека (как субъекта труда);

    общность людей-профессионалов;

    подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;

    деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.

Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". "Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии", - отмечает Е.А. Климов. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются.

Можно выделить следующие основные характеристики профессии:

    это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

    это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше;

    это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

    это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

    это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

    наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: "Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деятельность "…признается за профессию личным самосознанием данного лица" (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 161 ). Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Специальность конкретизируется в профессии. Специальность (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника - один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.). Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).

Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют:

1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях;

2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.

Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят "по блату" на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо это вызывает их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство собственного достоинства).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: "меня на должность поставили" нередко и переводится так, что "из меня начальника сделали"). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу: "место работы и должность").

21.Типы и уровни профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека и соответственно человек постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной "профессионал", да и окружающие говорят о таком человеке как о "настоящем поэте".
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

1. Для профессионального самоопределения характерны: а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); б) для профессионального самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

2. Для жизненного самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

3. Для личностного самоопределения характерны: а) невозможность формализации полноценного развития личности (трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является… Личностью"); б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не "благоприятные" в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Условно выделяют следующие уровни реализации имеющихся возможностей (по профессиональному типу самоопределения): 1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей. Например, для психолога это может выражаться в постоянных "выяснениях отношений", склоками со своими коллегами, начальством или клиентами. 2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу. Например, психолог ищет на работе любую возможность, чтобы не выполнять свои профессиональные обязанности. 3. Реализация стереотипных способов деятельности. Например, психолог работает только "по инструкции", сам существенно обедняя свою профессиональную жизнь и не реализуя в полной мере даже те возможности, которые у него наверняка имеются. 4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности. Например, психолог не просто делает, что "положено", но стремится сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, берется за новые, более сложные задачи или ищет неординарные способы и методы работы. 5. Наконец, высший уровень - стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом. Например, психолог в своей работе кардинально меняет уже не отдельные способы, а весь характер и даже цели своего труда, что часто предполагает непонимание окружающих и даже конфликты с ними, что, естественно, не каждому "по плечу, не каждому дано.

4. Теодор Жерико.

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г

Больше всего художник любил изображать …

Ответ: лошадь

Первые произведения Ф. Жерико, в том числе и представленная картина «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г., вдохновлены …

Ответ: идеями Великой Французской революции, победами армии Наполеона

Французский художник Теодор Жерико является родоначальником _____ в живописи.

Ответ: романтизма

5. Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Описанный и представленный на рисунке собор является …

Ответ: главным собором Северо-Восточной Руси, образцом для строительства русских храмов

Описанный в тексте и представленный на фото собор был заложен князем …

Ответ: Андреем Боголюбским

Описанный в тексте изображённый на фото собор называется ______ собор во Владимире.

Ответ: Успенский

6. П. С. Гуревич:

«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.

Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…

Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».

Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

Ответ: Реформации

Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Ответ: Жан Кальвин, Мартин Лютер

Понимание труда как предназначения человека характерно для _______ этики.

Ответ: протестантской

7. Из былины «Садко»:

«…Ай как был Садко да гусельщик-от,

Ай как только он ходил по честным пирам,

Спотешал как он да купцей, бояр,

Веселил как он их на честных пирах.

…Ай пошел Садко да ко Ильмень он озеру,

Ай садился он на синь на горючь камень,

Ай как начал он играть во гусли во яровчаты,

А играл с утра как день теперь до вечера.

… Ай как сделал церковь соборную

Николы да Можайскому,

Ай как другую церковь сделал Пресвятыи богородицы,

Ай как начал господу богу он да молиться,

Ай о своих грехах да он прощатися».

Былины про Садко относятся к сказаниям _______ цикла.

Ответ: Новгородского

Возникновение сказаний о Садко исследователи относят к XII веку –

Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества

труд общество маркс философский

Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и важнейшая сфера общественной жизни издавна волнует лучшие умы человечества. Труд сегодня изучается большим количеством наук с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов: трудовое право, экономика труда, психология и социология труда, гигиена и охрана труда, эргология (теория производительности труда), эргономика (теория оптимальных условий труда), социология труда и т.д.

Но ни одна наука самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры - как труд. Отсюда возникают проблемы интеграции значений различных наук о труде: право и социология, философия и психология и т.д. Для лучшего понимания специфики труда необходимо рассмотреть понятие «труд» в широком контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, прежде всего этическое.

В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи». Труд рассматривается, как «стремление стать над вещью», как «способ познания вещи и самого себя».

В «Философском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей».

Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, не только заложившие основу современного понимания трудовой деятельности, но и ставшие во многом фундаментом для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане. Труд по известной характеристике К. Маркса, всеобщее условие, «первая предпосылка всякого человеческого существования», а соответственно, и всякого существования общества. Именно труд сделал возможным выделение общества из мира природы, а человека из мира животных («создал самого человека»). И как таковой является необходимым фактором общественного прогресса, одной из его главных движущих сил. В целом основные положения К. Маркса сводятся к следующему:

  • - труд - это целенаправленная деятельность;
  • - труд носит предметный и орудийный характер;
  • - труд (как деятельность) материализуется в предмете труда, из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т.е. преобразует самого (трудящегося) человека;
  • - труд носит общественный характер (поскольку в труде человек «подчиняется чужой воле», к результату своего труда он относится как к «чужому результату», «так, труд, отрицаемый как изолированный труд, на самом деле является утверждаемым общественным или комбинированным трудом»).

В социальном плане труд выступает генеральной связью человека с обществом, сферой утверждения и развития его личностных ролестатусных позиций («порождение человека человеческим трудом»), а соответственно, и одним из ведущих факторов социальной структуры общества: «Труд и объединяет и разъединяет людей, он - основание социальной структуры общества».

Если взять в качестве критериев развития представлений о труде, представления о соответствии вклада человека в общую пользу и благ, получаемых данным человеком (работником), то условно можно выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества.

  • 1. Труд как необходимость выживания человека в сложном не понятном и часто враждебном мире природы. Мы солидарны с точкой зрения, согласно которой груд, а точнее - коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву), создал человека как носителя особого коллективного сознания. Заметим, что, и чувство собственного достоинства конкретного индивида определялось его эффективным участием в общих делах. Поскольку труд на данном этапе развития человечества оставался достаточно простым и понятным для большинства, то и представления о справедливом вознаграждении носили в основном коллективный, т.е. понятный и признаваемый большинством характер.
  • 2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже и перед обществом. Через труд человек показывает свою «полезность» данному сообществу и благодаря труду вообще может рассматривать себя как полноценного члена данной социальной системы. На данном этапе развития представлений о труде каждый конкретный человек (работник) мог уже несколько по-своему понимать свой долг перед людьми и соответственно по-своему гордиться тем, что он делает, чем он полезен остальным людям. Понятно, что представления о такой полезности были разными у вождей и обычных членов общества.
  • 3. По мере развития общественного производства труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-работник все больше становится элементом (позже стали говорить «фактором») эффективного производства. Ситуация осложнялась тем, что конечные результаты производства все больше отдалялись от самого человека-работника и было уже сложнее оценить свой реальный вклад в общее дело. Естественно, сложнее стало для него оценить и блага (зарплата), на которые он мог рассчитывать. В итоге работнику все больше приходилось «доверять» в этом вопросе работодателю, а также различным помощникам, которые «объясняли» работнику, на что он может претендовать в плане оценки своего труда. Чувство сопричастности к тому или иному производству (предприятию), а чувство причастности к тем или иным производимым товарам все больше становится для работника основой для его самореализации и удовлетворения в труде. Это своеобразная компенсация той эксплуатации (и ущемления в оплате), которая была характерна для капитализма времен XIX - начала XX столетия. К этому можно добавить и влияние на чувство такой сопричастности общественного мнения, а также мнения, складывающегося в конкретных трудовых коллективах работников.
  • 4. По мере демократизации общества труд все больше рассматривается (и осознается конкретными людьми) как социально - экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе. Ставшее более образованным в области экономики, на-селение ряда стран (в том числе и благодаря распространению идей К. Маркса) уже с гораздо большим пониманием рассматривало свой вклад в общественное благосостояние и вознаграждения (блага), получаемые за свою работу. Именно поэтому во всех цивилизованных странах начались забастовки и возникли профсоюзные движения. Реальностью стала борьба рабочих за свои права. В итоге западное общество достигло более или менее справедливого состояния, когда каждый труд стал вознаграждаться в зависимости от трудоемкости, необходимого уровня квалификации работников, а главное - от востребованности данной работы для большинства населения. Иными словами, всемогущий «рынок» стал во многом определять и представления о «полезности» того или иного труда. Отсюда сам статус человека в обществе, а соответственно и чувство удовлетворенности от труда, от которого во многом зависит и чувство собственного достоинства, стали определяться заработком, получаемым за «полезную» для общества работу.
  • 5. Труд как личностная потребность и условие развития человека. Даже в рамках «рыночного» представления о ценности труда некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад в производимые блага через востребованность со стороны большинства людей (со стороны «рынка»). Например, в ситуациях, когда большинство населения ориентировано на достаточно примитивную продукцию, некоторые профессионалы уже не могут получить удовлетворение от производства такой продукции. Возникает «отчужденность труда от личности работника».

По мнению К. Маркса, отчуждение труда, при котором труд становится лишь средством для поддержания существования: продукты и сам процесс труда приобретают самостоятельное бытие, независимое от воли и планов человека. Поэтому в процессе труда рабочий относится к своей собственной деятельности как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему, и только вне труда рабочий не чувствует себя оторванным от самого себя. Отчужденный труд связан с отчуждением человека от себя как творящего существа, от других людей, от всего мира, который воспринимается как чужой и враждебный. Отчужденный труд разрушает креативные способности человека (которые могут и должны проявляться именно в трудовой деятельности), тем самым разрушает его личность и превращает человека в вещь.

И тогда важнейшим условием сохранения и развития чувства собственного достоинства становится труд, выполняемый в соответствии с личными представлениями работника об общественной пользе (а это может существенно расходиться с существующими представлениями на уровне массового сознания). И лишь в этом случае, когда реализуется своя собственная концепция создаваемого блага, работник получает возможность наиболее полноценно реализовать себя в труде.

Даже тогда, когда у человека несправедливо забирают большую часть заработанного им, его прежде всего лишают возможности ощущать себя подлинным субъектом, хозяином своего труда, лишают гордости и радости за свой труд.

И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудится, радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд или научился несправедливо определять чувство собственной значимости других людей с помощью различных коммуникативных игр и методов, тот и ощущает себя намного лучше («элитнее»).

Эти размышления близки пониманию «первичного блага», определенного философом и социологом Дж. Ролзом в его известной книге «Теория справедливости». По Дж. Ролзу, само «первое благо» - это прежде всего «чувство собственного достоинства». Оно включает два основных аспекта. Во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации». Во-вторых, уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения.

Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который «уверен в собственных способностях» и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет и трудится в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои «концепции блага», которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. И только в «справедливом обществе», отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т.е. «договориться» и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в «справедливом обществе» неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, как в чувстве собственного достоинства, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества.

И именно здесь человек превращается из «отдельно взятого индивида» в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется «чувство сопричастности с обществом».

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек - общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи). Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

Понятия «личности» и «индивида» в своем развитии прошли долгую историю и, изменением своего содержания, отразили те процессы, которые происходили в обществе. Личность - такая обществоведческая и социально-философская категория, синтетически характеризующая черты человека с разных сторон. И вряд ли на полное прояснение понятия личности может монопольно претендовать какая-либо одна наука. Это синтетическое понятие, которое может быть охарактеризовано следующим образом:

  • 1. Устойчивая система индивидуальных и социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена какой-либо общности.
  • 2. Индивидуальный носитель этих черт является свободным, сознательным субъектом деятельности.

Очевидно, что понятие личности отличается от понятия индивидуальности, характеризующего своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Древнегреческая философия рассматривала личность только в контексте полиса или общины. Однако сразу же высветилась проблема несовпадения реального поведения человека и «его сущности», какой он сам ее видит. В дальнейшем разнообразные философские направления по-своему старались ее разрешить.

В философии нового времени утверждается дуалистическое понимание личности, акцент делается на проблеме самосознания как отношения человека к самому себе. Философское понимание личности характерно тем, что с его помощью можно ответить на вопросы; какое место занимает человек в мире, чем он является, чем он может и должен стать; как индивидуальный потенциал человека реализован в его социальной предназначенности, как он играет свою социальную роль, какова его мера ответственности за слова и поступки, мера свободы; как он контролирует себя, развивается, как живет.

Современная наука понимает под личностью индивидуально определенную совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми.

Личность - это термин, обозначающий устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Понятие личности нельзя отождествлять с понятием «индивид». Последнее определяет человека как единичного представителя некоего целого - биологического или социального. Индивид становится личностью, когда он достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он не «теряется» в той или иной социальной организации. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.

Человек вступает в контакт с окружающим миром. Он анализирует окружающую действительность, познает моральные и правовые правила поведения, социальные и культурные ценности, сложившиеся в данном обществе.

Личность максимально приспособлена к жизненным условиям. Личность активна. Зная закономерности общественного развития, личность влияет на окружающую действительность, формирует свою жизнь на благо общества. Общество и личность взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве. Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая на основе разделения труда.

Именно труд, удовлетворяя повседневные жизненные потребности общественного человека, выступает материальным базисом - «источником всякого богатства» - любого исторически известного общества.

Повседневную жизнедеятельность человека, обеспечивающую его естественное и социальное воспроизводство как индивида и личности, определяет одна из основных форм социально необходимой деятельности - это, безусловно, трудовая деятельность.

В творчестве К.Д. Ушинского трудовая деятельность выделялась из всех других форм и видов деятельности людей, как играющая особую роль в историческом и онтогенетическом развитии человека.

Целительная и развивающая роль труда связана с такими его признаками, как общественно-ценный результат труда, свободный и осознанный характер труда, возможность проявления самостоятельности и творческого начала в труде.

Воспроизводство новых поколений трудящихся, как оказалось, требует особой воспитательной технологии, опирающейся на представления о «норме» трудовой деятельности и качествах человека - субъекта труда, а также на представления об отклонениях от этой нормы (проявлениях лени), их признаках, этиологии, способах профилактики и коррекции.

В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) К.Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства. Человек, лишенный, в силу разных жизненных обстоятельств, необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен, согласно К.Д. Ушинскому, на нравственную гибель, разрушение личности еще при жизни. Нельзя жить наслаждениями, они «приедаются», ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к формированию дурных, антиобщественных наклонностей. Поэтому одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы «…готовить дитя к труду». Человек, по мнению К.Д. Ушинского, утративший или не нашедший для себя дела, труда, становится либо жертвой недовольства жизнью, мрачной апатии, либо оказывается жертвой добровольного самоуничтожения, опускается до детских прихотей или скотских наслаждений.

В процессе трудовой деятельности человек не только создает необходимые средства существования, но и приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде. Производя те или иные материальные и духовные блага, он вступает во взаимодействие с другими людьми. Эти взаимодействия, представляющие собой общественные отношения по поводу удовлетворения экономических, социальных, политических, культурных и иных интересов, составляют общество. Как писал Рубинштейн С.Л.: «Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разнообразной деятельности для их удовлетворения».

Труд в жизни каждого человека занимает одно из самых ведущих мест. Этот род деятельности движет прогресс, будучи сам движим научными открытиями и развитием техники и технологий, созидает богатство страны, ее вес на международной арене, а также коллективный труд, который проявляется в единстве целей, благодаря своей направленности на удовлетворение нужд общества в целом, обладает огромной созидающей силой. Труд, таким образом, можно рассматривать в качестве неотъемлемого признака, характеризующего как отдельного индивида, так и общество в целом в качестве человека и в качестве человеческого общества.

Подчеркивая нераздельность человеческого общества и труда, можно говорить о взаимообусловленности этих двух категорий: по тому в какие социальные формы облекается трудовая деятельность, можно судить об обществе в целом, и наоборот, общество определенного типа и уровня развития использует свои специфические средства регулирования общественного труда. И, прежде всего, таким средством, которое общество использует для урегулирования отношений, возникающих в процессе труда, является, конечно, право.

Без развития и совершенствования права, обеспечивающего максимально широкому кругу людей равную меру свободы и защиты основных прав, были бы невозможны современные индустриальные общества с их высокопродуктивным экономическим строем, широкой политической демократией, правовой государственностью.

Основное назначение права состоит в регулировании общественных отношений, что определяется как предмет правового регулирования. Конечно, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом отношения, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства, так как с ними вполне управляются нормы морали, обычай, иные социальные предписания.

Предмет правого регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства исключаются отдельные нормы или целые их блоки. Но может и расширяться - это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правого воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Труд, как явление, касается каждого и как любое другое социальное явление, нуждается в регулировании правовыми нормами особого характера со стороны государства. Конкретный труд имеет величайшее множество разновидностей. Однако государство и общество заинтересованы в регулировании далеко не всех отношений, порождаемых различными видами труда, к тому же не все эти отношения вообще нуждаются в правовом регулировании. Не нуждается в правовом регулировании и разнообразная деятельность, осуществляемая человеком для поддержания собственной жизнедеятельности и удовлетворения личных потребительских нужд.

Одним из элементов в правовой системе является отрасль трудового права, специально ориентированная на урегулирование трудовых отношений. Трудовое право, выделяя основных субъектов работника и работодателя, наделяет их субъективными правами и юридическими обязанностями, как участников трудовых правоотношений. Однако, их правовое положение не одинаково. А.С. Пашков указывает, что хотя в основе возникновения трудового правоотношения лежит договор работника и работодателя, такое соединение предполагает подчинение совместной трудовой деятельности единой цели и воле - воле руководителя. Поэтому трудовое правоотношение оформляет включение трудящегося в кооперацию людей и связанное с этим подчинение его в процессе труда другой стороне правоотношения - работодателю. И, чтобы оградить работника от чрезмерной эксплуатации со стороны работодателя, в трудовом законодательстве закреплен обязательный для всех работодателей комплекс трудовых прав работников.

Полное и беспрепятственное осуществление работниками трудовых прав, предоставленных трудовым законодательством, так же, во многом зависит от действий работодателя (его администрации), призванного обеспечивать это осуществление. Для этого работодатель четко должен исполнять возложенные на него законодательством обязанности, которые можно свести к двум группам.

Первую группу составляет обязанность предоставить работу. Работодатель должен предоставить работу в соответствии с трудовой функцией, указанной в трудовом договоре. Предоставляемая работа должна соответствовать требованиям, установленным трудовым договором. Кроме того, работодатель должен создать технические и организационные условия, необходимые для выполнения работником работы (предоставить в пользование работнику необходимые вещественные факторы производства; создать для работника условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; надлежащим образом организовать его труд).

Ко второй группе можно отнести обязанность оплатить труд. Эта обязанность складывается из комплекса более простых по содержанию обязанностей. В главе I «Основные начала трудового законодательства» Трудовой кодекс РФ в числе основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права называет обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статья 130 Трудового кодекса РФ закрепляет основные государственные гарантии по оплате труда работников. В их числе названы: ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя; ограничение оплаты труда в натуральной форме; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы и т.д. Статья 136 Кодекса, устанавливая порядок, место и сроки выплаты заработной платы, особо указывает на то, что место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором, поскольку именно этими актами предусматривается возможность по письменному заявлению работника производить оплату его труда не только в валюте РФ (рублях), но и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Более того, в соответствии со ст. 4 Кодекса нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере относится к принудительному труду, а в соответствии со ст. 37 Конституции РФ он запрещен.

Право на труд, его охрана и другие трудовые права российских граждан детально регламентированы, являются непосредственным выражением организации труда, вытекают из нее, совершенствуют и закрепляют ее. Охране трудовых прав граждан в России служат различные нормативно - правовые акты, обеспечивая права и создавая благоприятные условия для их реализации. Однако в реальности эти права нарушаются, и возникает необходимость их защиты. Поэтому значительное место в защите трудовых прав граждан занимает уголовное законодательство, призванное пресекать и наказывать наиболее опасные посягательства на данные права.

В арсенале юридических средств, с помощью которых государство обеспечивает реализацию работниками предоставленных им прав, основное место занимает установление различных видов юридической ответственности работодателей за нарушение трудовых прав граждан.

В теории права не сформулирована единая позиция по вопросу о сущности юридической ответственности. Так, в частности, под юридической ответственностью понимают негативную реакцию государства на противоправное поведение нарушителя, выражающуюся в применении санкций. Более распространенной является точка зрения на ответственность как обязанность правонарушителя претерпеть какие-либо неблагоприятные последствия, содержание и процедура применения которых установлены законодательно.

Вместе с тем, юридическое понятие ответственности не может быть оторвано от общего ее понятия. Наоборот, это понятие должно рассматриваться как применение этого общего понятия к специфическим условиям и свойствам права, правовой деятельности, регулирования правом действий, поведения людей.

Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. В этой связи В. Франкл подчеркивал, что «быть человеком - это значит быть сознательным и ответственным».

В основе индивидуальной ответственности лежит «понимание и осознание личностью задач, стоящих перед обществом, его норм требований и выбор путей их реализации, которые соответствовали бы интересам общественного развития».

Многие исследователи, касающиеся изучения проблемы ответственности личности как представителя той или другой профессиональной группы, придерживаются мнения о том, что профессиональная ответственность - не есть сумма разного плана ответственностей, а принципиально новое качество, которое предполагает социальную ответственность за состояние и направление изменений в обществе и определяют ее вслед за Ричардом Макклоном как «социальную ответственность личности», и как «индивидуальную ответственность профессионала».

С конца 80-х годов ХХ века в отечественных юридических трудах стала утверждаться концепция о так называемой проспективной (позитивной, перспективной) социальной ответственности и ретроспективной (негативной) социальной ответственности, которые рассматриваются как две производные от социальной ответственности личности. А.Н. Леонтьев, Н.И. Мазутов, А.С. Шабуров, оставляющие данное положение, рассматривают проблему ответственности в более широком философском, общественно - политическом, социально - правовом и социально - психологическом ракурсах. Сущность социальной позитивной (перспективной) ответственности, указывают ученые, состоит в обязанности субъекта ответственности (группы, коллектива, отдельной личности) подчинять свое поведение общественно значимой необходимости, правильно понимать свою роль в социальном процессе, выполнять требования, предъявляемые к нему обществом, причем, выбирая такой вид поведения на благо обществу с перспективой на будущее. Отсюда следует, что социальная ответственность существует не только в случае нарушения субъектом ответственности (группой, коллективом, отдельной личностью) правовых установок (негативная ретроспективная социальная ответственность), а, прежде всего, она выступает в своем позитивном значении как ответственное отношение субъекта ответственности (группа, коллектив, специалист - профессионал, отдельная личность) к своим профессиональным и гражданским обязанностям, как законопослушное поведение в виде позитивной проспективной (перспективной) социальной ответственности (группы, коллектива, специалист - профессионала, отдельной личности).

Этот факт подтверждается и законодательно закреплен основным законом страны - Конституцией РФ (ст. 2, 17, 18, 37, 42, 42, 58, 71, 72, 74). В ее преамбуле говорится, что государство обеспечивает «сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанности и ответственностью перед обществом», а в п. 2 ст. 15 и п. 3 ст. 17 устанавливается, что «граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» и что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Изложенные в Конституции РФ нормы и правила поведения налагают на участников общественных отношений обязанность действовать должным образом, т.е. действовать ответственно, что в свою очередь является главным основанием позитивного аспекта социальной ответственности: социальная ответственность уже существует как общеохранительное качество личности и призвана быть средством обеспечения и формирования правомерного поведения граждан в обществе. Ответственность в указанном смысле рассматривается в качестве осознанной и воспринятой лицом социальной необходимости инициативного выполнения долга, всей суммы лежащих на нем обязанностей - социальных, политических, этических, правовых, профессиональных. Это ответственность личности за свое будущее поведение в позитивном (проспективном) общественно полезном векторе жизнедеятельности. Тогда как негативная (ретроспективная) социальная ответственность или так называемая «юридическая ответственность» связана не столько с осознанием ее личностью, сколько, и что более важно, с внешним воздействием на личность со стороны общества (общественно - моральное воздействие) или государства (юридическое воздействие и наказание соответствующими государственными инстанциями), и определяет негативный (общественно вредный) вектор поведения. Тогда «юридическая ответственность» представляет собой одно из специфических проявлений социальной ответственности и происходит от нее, но она неотделима от правонарушения, выступая его следствием, и связана с реализацией санкций правовых норм.

Юридическая ответственность лежит на лице, несущем в силу закона обязанность все время, в течение которого эта обязанность подлежит выполнению. Она выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности, необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности, в требованиях, предъявляемых к лицу обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей. Неправильным является мнение, что юридическая ответственность наступает только тогда, когда лицо не выполнило лежащую на нем обязанность, нарушило закон. Только в случае неисполнения или неправильного исполнения им своих обязанностей, когда лицо не оправдало оказанного ему доверия, юридическая ответственность принимает негативную форму осуждения, взыскания, принуждения, санкции.

Подробно и обстоятельно исследовав юридическую ответственность, Полетаев Ю.Н. сделал следующие выводы: «Юридическая ответственность - это социально - правовой институт, нормы которого вносят вклад в процесс формирования основных элементов существования правового демократического государства. Она является составной частью социальной ответственности, но имеет свои характерные черты. Юридическая ответственность является властно - принудительным способом воздействия на субъектов правоотношений, как и государственное принуждение. В целом смысл юридической ответственности состоит в наказании за нарушение правовых норм. Она всегда сопряжена с государственным осуждением субъекта правоотношения, привлекаемого к ответственности, ограничением прав лица, нарушившего правовую норму. Реализация санкций, указанных в правовых актах представляет не что иное, как юридическую ответственность. Фактическим основанием ее применения является состав правонарушения, предусматривающий вид санкций. Юридическая ответственность может наступить только за виновный противоправный проступок. Необходимым субъективным основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Юридическая ответственность всегда приобретает характер наказания».

Если бы каждый работодатель понимал значение ответственности в таком широком понятии, и значение труда в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом, возможно, взаимоотношения работодателя со своими работниками складывались более позитивно. Вместе с тем, постепенно работодатели осознают, что недопустимо стоять в стороне от социально-трудовых проблем, занимаясь исключительно извлечением прибыли из своей деятельности. Укрепление позиций отдельных работодателей невозможно без нормального развития общества в целом. Начинать необходимо с тех, с кем непосредственно связана эта деятельность - с работников организации. Пока каждый работодателей это не осознает, будут продолжаться грубые нарушения трудовых прав граждан.

В завершение, процитируем В.Н. Иванова, который отмечает, что «уголовно-правовые нормы, охраняющие права граждан на труд, занимают особо важное место в системе других мер уголовной защиты основных прав граждан. Это особое место обуславливается тем исключительным значением, которое имеет право на труд в жизни каждого гражданина. Право на труд является основополагающим для всех основных прав. Без возможности осуществления права на труд другие права теряют свой смысл и ценность»

Эразм роттердамский

Франсуа Виньон

Мартин Лютер

Жан Кальвин

То же Понимание труда как предназначения человека характерно для_христианской этики

Храм Василия блаженного

Был построен в память…

Победе над поляками

Воцарении династии Романовых

Взятии Казани

Освобождении от монголо-татарского ига

Собор Василия Блаженного

Архангельский собор Московского Кремля

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву

Успенский собор Московского Кремля

28.Собор был воздвигнут:

Зодчими Бармой и Постником

29.Из афоризмов известного итальянского гуманиста: «Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека»

Светской культуры

Нового идеала красоты

Нового типа личности

Светской этики

Гуманизм обратился к человеку. Его движение ознаменовало начало формирования ренессансного

Антропологизма

Космизма

Теоцентризма

Антропоцентризма

Представителем раннего гуманизма, поставившим центральную проблему ренессанса, автором приведенных строк является

Франческо Петрарка

ТЕСТ 2

1.Сделать диахронный «срез» изучаемого культурного объекта или процесса, проследить его развитие позволяет ______________подход

Аксиологический

Структурно-функциональный

Генетический

Семиотический

Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее

Объяснительную задачу изучения культуры

Сравнительное изучение культурных форм

Наблюдение за культурными феноменами

Описательный подход к изучению культуры

Решением прикладных проблем культурологи традиционно занимаются

Госуд. Учреждения

Академические институты

Международные организации

Культурные институты

4.На определенный образец для подражания опираются _____нормы

Искусственные

Художественные

Эталонные

Национальные

5.Предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи, называется:

6.Внимание на процессах социального наследования и традиции акцентируют_____определения кульутры

Исторические

Нормативные

Психологические

Описательные

Кульутрогенез включает процесс

Демонтажа культурных систем

Стагнации культурной деятельности

Консервации традиционных культурных систем

Генезиса культурных форм

8.Одной из функций социальных институтов культуры является…

Политическое регулирование

Идеологический контроль

Регулирование общественного поведения

Античный тип культуры определяется как.

Рациональный

Геоцентрический

Антропокосмогоничсекий

Теоцентрический

10.В русской культуре исторически сложился культ…

Демократизма

Государства

Европеизма

11.Целостное восприятие мира как свойство сознания первобытного человека называется…

Архаизмом

Фетишизмом

Синкретизмом

Политеизмом

Центральное место в религиозных представлениях древнего Китая занимал образ

13.Для средневековой городской культуры характерно развитие…

Театральной культуры

Агональной культуры

Карнавальной культуры

Судебной риторики

14.Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает…

Летопись

Панегирик

15.Кульутрология, выделившаяся как отрасль знания из философии, состоит из __________и _________уровней

Теоретического

Эмпирического

Нормативного

Специализированного

По мнению шпенглера

Европейская культура превосходит культуры остальных народов

История культуры – процесс ее поступательного развития

Существует множество культур, имеющих собственную форму и собственную идею

Ни одна культура не может занимать преимущественного положения

16.В концепции З.Фрейда культура предстает как…

Знаково-символическая система

Репрессивный механизм

Стена, отгораживающая человека от реальности

Система норм и запретов, подавляющих естественные влечения

17.Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря…

Возникновению новых феноменов

Трансформации уже существующих форм

Теоретическому моделированию

Накоплению исторического опыта

18.Для западного образа жизни характерны…

Уход во внутреннюю духовную жизнь

Активное воздействие на внешний мир

Самоизоляция от внешнего мира

Ускоренный темп жизни

19.Для культуры Древнего мира хар-но появление…

Письменности

Первых городов

Искусства

Сословий

20. Установите соответствие:

1.О природе вещей

2.О земледелии

3.Записки о галльской войне

1.лукреций Кар

2.Гай Юлий Цезарь

3.Катон старший

4.Тит Ливий

21Любая эпоха расцвета заканчивается кризисом и поисками главного, способного возвратить смысл существованию общества. Первым таким великим кризисом было «осевое время», время разрушения обособленных культур и создания империй. Империи сначала грубо перемешивали племена, разрушая племенную солидарность, не создавая новой, но постепенно на вызов духовной пустоты родился свет – мировые религии. Выходом из кризиса «осевого времени» были религии, давшие многим народам одну главную книгу. Главная книга – это Библия, Коран, Бхагавадгита (Г.С,Померанц)

Вопрос: «Осевое время» знаменует собой

Начало вел.геогр.открытий

Возникновение первых цивилизаций

Возникновение мировых империй

Возникновение современного человека

Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии. Е.А. Климов выделил следующие основные "предрассудки" о труде и психике (см.Климов, 1998. С. 21-32 ):

1. Идеал "легкого труда". Например, таким "идеалом" мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориентировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т.п. Получается что-то страшное, что-то вообще не похожее на человека. Именно способность переживать, мучиться (знаменитые "муки творчества"), рисковать, мобилизовывать свою волю отличает человека от машины, от робота. Но все это предполагает определенные усилия.

2. Наивный антиэнтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явления в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все "разложено по полочкам", во всем есть "порядок" и любая инициатива, любое творчество могут этот "порядок" разрушить… Но любая настоящая общественная и психологическая система (в отличие от структуры) находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых отношениях. И именно это обеспечивает настоящую жизнь с ее проблемами и сложностями. Поэтому труд психолога не сводится к тому, чтобы во всем "наводить порядок". Более интересная задача психолога - помогать человеку обнаруживать противоречия жизни (включая и противоречия собственной души) и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.

3. Душеведческая "слепота" проявляется в неспособности "со-переживать и со-веселиться другому человеку" (по А.Н. Радищеву). Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по анализу различных обстоятельств составлять правдивый образ другого человека. И очень часто психолог опирается не только на свои "методики" (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюдений, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.

4. Презумпция превосходства "ученого" над "практиком" проявляется в том, что те, кто считают себя "учеными", начинают учить "практиков". Хотя так называемые "практики" часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что большинство выдающихся психологов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс и др.) - "выходцы из практики"…

И даже в советской России, где долгое время некоторые направления психологической практики были под запретом (как "ненужные"), многие психологи, сами вынужденно оказавшиеся "теоретиками" и "исследователями", относились к практике с большим уважением и надеждой. А если вспомнить 20-е начало 30-х гг., когда в РСФСР активно развивалось такое практическое направление, как "психотехника" ("советская психотехника"), то ее успехи сразу же были оценены мировым психологическим сообществом.

Как уже отмечалось, подходы К. Маркса и Ф. Энгельса, по сути, и легли в основу разработки деятельностных теорий в отечественной психологии советского периода. В частности, А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства", "вне зависимости от отношения к ней субъекта", а главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда" (см. Леонтьев, 1981 , а также -Гиппенрейтер, 1988 ). При этом самколлективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим :

1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны.

2. Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую единицу - отдельное трудовое действие.

3. В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия.

4. Наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык...

Само развитие человека и человеческого труда связано с появлением возможности для большего выбора, с увеличением степеней свободы действия и всей деятельности (в основе чего лежало высвобождение передних конечностей еще у предшественников человека и т.п.). Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит - и планировать свою деятельность, что и послужило формированием человеческого сознания и его особой трудовой субъектности . При этом все равно остается множество проблем, связанных с психологическим изучением человека как субъекта труда, поэтому есть смысл попытаться разобраться с психологическими характеристиками если не человека во всей его сложности и противоречивости, то самого трудового процесса.

    На основании представлений К. Маркса о специфичности труда человека, В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности :

    • предметно-действенный (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда");

      физиологический (как "функции человеческого организма");

      психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). При этом отмечается, что "в психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль" (Шадриков, 1982. С. 23-24 ).

    Е.А. Климов выделилосновные психологические регуляторы труда (см.Климов, 1988. С. 19-21 ):

    • образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение...);

      образ субъекта труда (актуальный "образ Я"; обобщенный "Я-образ" - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества...);

      образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение...).

    Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда (см. Климов, 1988. С. 61-68 ):

    • сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию);

      сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

      сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);

      осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Например, даже если человек за рамками своих непосредственных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т.п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем выделенным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда, или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зарплату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е.А. Климовым слова "сознание", "осознанное" стоят на главных позициях). А собственно "эффективность труда" является скорее заботой самих работников и их руководителей.

Е.А. Климовым выделены также основные "эргатические функции" , которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности (см.Климов, 1988. С. 29-39 ). Напомним, что подэргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Самаэргатическая функция определяется как"любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

    Можно выделить следующие основные группы эргатических функций (см. рис.3.2):

    • духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);

      производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

      производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);

      материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

Выделение и рассмотрение понятия "трудовой пост и его структура" важно для уточнения производственного "смысла" данной профессиональной деятельности (см. Климов, 1988. С. 39-45).

Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто "отсиживание" на конкретном стуле и, по сути, имитацию работы). Такое понимание "трудового поста", возможно, поможет многим работникам, особенно творческих профессий, проще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их "не видно на рабочем месте"…

Для организации работы психолога труда важно выделить главный принцип его деятельности , который отражен в"золотом правиле психологии труда" (см.Климов, 1988. С. 56-58 ).

"Золотое правило" - это правило организации взаимосоответствия элементов системы: "человек - предмет труда - средства труда - среда" (если, например, вводятся новые требования к человеку-работнику, то это необходимо компенсировать в других элементах эргатической системы ). Различные "исходы" при реализации "золотого правила психологии труда" отражены в специальной таблице (см. табл.).

Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии:

Уровни самостоятельности человека в труде

Возможные "исходы" соответствия/несоответствия человека и труда

Согласование имеющихся возможностей

Формирование потребных возможностей

Профотбор

Подбор труда для человека

Формирование ПВК человека

Создание средств труда

Самостоятельная активность без помощи специалиста

"Естественный" отбор кадров

Самостоятельное профессиональное самоопределение человека

Профессиональное саморазвитие и самообразование

Самостоятельное улучшение и рационализация условий и средств труда

Самостоятельная активностьв условияхоптимального научного обслуживания

Профотбор на научной основе

Профконсультация

Специально организованное профессиональное образование

Специальное проектирование эргатических систем (инженерная психология)

Человек рассматривается как некомпетентный и пассивный

Профотбор как "отсев" непригодных

Профконсультация с позиций "жесткого" управления человеческим фактором

Направленное "жесткое" формирование ПВК

Проектирование эргатических систем как "вытеснение" человека из этих систем

    Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия" (см.Климов, 1988. С. 107 ):

    • область приложения сил человека (как субъекта труда);

      общность людей-профессионалов;

      подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;

      деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.

Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия" (см.Климов, 1996. С. 145-205 ):

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". "Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии", - отмечает Е.А. Климов (Там же. С. 177-178). Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды ("темные эпохи") использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную "миссию") в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции". Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Вероятно, подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько "благодаря" сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько "вопреки" этим обстоятельствам. А идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, т.к. нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

    Можно выделить следующие основные характеристики профессии :

    • это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

      это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает сильную спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно, обосновывается, что и получать он должен намного больше (в десятки раз - пример современной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не только традиционный анализ операционально-технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологического и культурологического анализа (см. подробнее об этом втеме 4 );

      это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что "при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию"). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не присваивается квалификация ("ключевая квалификация" - по Д. Мартенсу), если работник не демонстрирует "способность адаптироваться к динамичному производству и к легкому переходу от одного вида труда к другому") (см. Зеер, 1997);

      это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

      это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

      наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: "Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деятельность "…признается за профессию личным самосознанием данного лица" (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 161 ). Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п.

Примечательно, что у американцев различаются понятия "труд", "трудовые занятия" (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственнопонятие "профессия" (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы (см.Климов, 1995. С. 46 ).

Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).

Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят "по блату" на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо это вызывает их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство собственного достоинства).

Интересно, что А.К. Маркова выделяет близкое понятие - "профессиональную компетентность" , понимаемую как "индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне" (Маркова, 1996. С. 31 ).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: "меня на должность поставили" нередко и переводится так, что "из меня начальника сделали"). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу: "место работы и должность").

Исходя из сказанного, на трудный для многих студентов-психологов вопрос, "Что из себя представляет "руководитель психологической службы", профессию или должность?", существует простой ответ - "Это одновременно и профессия (как особый, ограниченный вид труда), и должность (и у руководителя есть своя должностная инструкция)". К этому можно добавить, что это, одновременно, и специальность (т.к. речь идет о руководителе в сфере психологических услуг), и трудовой пост, и квалификация (см. рис. 3.3)…

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели