Почему мужчины XVIII века носили парики. Зачем мужчины носили парики — медицинский аспект (8 фото) Почему в 18 веке носили белые парики

Почему мужчины XVIII века носили парики. Зачем мужчины носили парики — медицинский аспект (8 фото) Почему в 18 веке носили белые парики


Из какого материала в средние века делали парики?

История создания париков берет свое начало в Древнем Египте - их носителями были представители высшего общества египтян, включая самого фараона. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений и при этом обильно пропитывались ароматическими маслами или эссенциями. Позже мода на египетские парики распространилась на страны ближнего Востока и Средиземноморья.

В Европе бум на ношение париков приходится на 16-17 ввека. Как и в древности, введению их в обиход и моду способствовали монархи. Уважающий себя человек должен был иметь как минимум три парика: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Парадные парики отличались своей изысканностью их создание требовало работы настоящих мастеров постижерного искусства:знаменитый аллонжевый парик Людовика XIV имел длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. В повседневной жизни использовали небольшие парики с кудрями, собранными в пучок. В домашней же обстановке обходились париком с короткой косицей, иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки. 80 годы ХХ века стали еще одним периодом возрождения моды на парики - это произошло спустя почти 200 лет перерыва, когда после революций, прокатившившихся по Европе, парики стали ассоциироваться с королевской властью и их ношение могло стоить человеку жизни. В ХХ столетии парики стали дополнительным модным аксессуаром, наряду с перчатками и бижутерией. Высокий спрос на парики вызвал потребность в изобретении специальных машин для их изготовления, а основным материалом для постижерного искусства стало созданное в это же время искусственное волокно: акриловые, виниловые, полиамидовые. Парики не скрывали своего искусственного происхождения и часто гармонировали с цветом одежды, туфель, сумочки. Последнее время более актуальными стали парики из настоящих волос, большой прогресс мастера постижерногодела достигли также в искусстве наращивания волос.

В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских.
Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV-ХVIII вв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации “цирюльников, банщиков, парильщиков”, она была основана в 1292 г. в Западной Европе.

В XVII-XVIII веках мужчины и женщины по всей Европе следовали своеобразной моде, носив напудренные парики. Многие современники считают понятие о красоте того времени несколько чудаковатыми, но они не были лишены смысла, поэтому данные парики носили не только ради модных тенденций.

Ученые разобрались, зачем людям данного периода истории были необходимы такие парики.

Практически все граждане в период XVII-XVIII веков из высшего общества и не только любили носить выделяющиеся напудренные парики. Сейчас популярные в то время мужские прически вызывают недоумение, поскольку они были белыми, покрытыми пудрой и стойким парфюмом.

Принято считать, что моду на парики среди всего населения Европы основал французский правитель Людовик XIV, который был без ума от этого предмета гардероба. Изначально церковь не считала данную деталь уместной в гардеробе мужчин и пыталась бороться с такого рода модой. Впрочем, ничего так и не вышло, и за несколько лет парики заняли прочную позицию в моде высшего света той эпохи.

Парики выполняли не одну только эстетическую функцию, но и были полезны с медицинской точки зрения. Дело в том, что многие в былые времена страдали из-за сифилиса, от которого выпадали отдельные участки волос непосредственно на голове. Парик весьма эффективным образом скрывал указанную проблему и оставался модным аксессуаром.

Парики известны еще с тех пор, как появилась первая цивилизация, сим украшением пользовались ассирийцы, шумеры, вавилоняне, позже мода перекочевала и в Древней Египет, где стала отчасти религиозных атрибутом. Волосы сбривались и приносились в жертву богам, на лысую голову надевался парик. У древних греков парик в моду не вошел, зато стал использоваться для театральных постановок, римляне успешно пользовались им в чисто практических целях - скрыть лысину.

В общем, парик куда древнее XVII века. Так что привело его в Европу? Да ничего не привело, он был известно еще со времен падения империи, только носителей почти не было. Церковь рьяно вступилась за права натуральных волос. Раннехристианские писатели и апологеты призывали народ не пользоваться дьявольской шапкой, запрещали духовным лицам под любым предлогом их носить. Чем им не угодил парик я, честно говоря, не знаю. Так или иначе мода на мужские парики возникла лишь в XVII веке.

Любое движение в сфере одежды, как всегда, пришло из Парижа. А именно от Людовика XIV, того самого Короля-Солнце. Кому же быть главным модником в стране, если не королю сверхдержавы? Именно он ввел в моду длинные напудренные парики, так называемые "аллонж".

Людовик парики обожал, а еще очень не хотел лысеть, вот прям очень. Настолько не хотел, что заставил весь мир их носить, чтобы в одиночестве не прозябать. Сначала местную знать приодел в новомодное украшение, потом и остальной мир сам подтянулся - Франция же, Париж. В итоге аллонж завоевал мир, через каких-то пару десятков лет дворянин уже не мог появится на званном обеде без парика, настолько прочно он вошел в обиход. Качественный парик, кстати, стоил приличных сумм. Те, кто побогаче, заказывали аллонж из натуральных женских локонов, порой не брезговали и волосами мертвых преступников. Те, кто победнее, ограничивались шерстью животных, от коз и до собак.

Помимо эстетических функций аллонжа, пускай и не совсем понятных современному человеку, у него есть еще и практическое применение. По одной из версий (правда, сомнительной) французскую моду подогрел еще и сифилис. Лысеть все массово начали. Вот и пришлось компенсировать утерянное искусственным. Собственно, как раз в то время происходит расцвет парикмахеров. Кстати, чувствуете связь между словами? "Парикмахер" - это немецкое слово, означает мастера делающего парик.

Для чего люди носили парики в 17-18 веках?

  1. В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи.
    Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.

    Один из героев А. Дюма "Три мушкетера" французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.)
    Людовик XIY унаследовал от папаши не только престол, но и редкие волосы. Разумеется, он тоже носил парик. Да с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера.
    Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой.
    Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы.. . В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
    При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Они придумали знаменитый аллонжевый парик, который нередко можно видеть на старинных портретах.
    У него были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост.
    Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки. В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось.. . Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы.
    Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге. Однажды из-за парика едва не возник серьезный международный инцидент. Находясь в Данциге в 1716 году, Петр присутствовал на службе в местном храме. Неожиданно он сорвал парик с головы находившегося рядом бургомистра и надел его. Наступила нехорошая тишина.

  2. Изначально скрыть лысину и показать что есть много волос, и постепенно это пошло в традицию
  3. В 17 веке голову, шею и плечи европейского воина защищал парик. Парик уже сам по себе, особенно, если его обсыпать пудрой, держал рубящие удары шпаг. На случай же удара саблей поверх парика надевалась треуголка. Треуголка с париком давала лучшую защиту, чем бронзовый шлем с конским хвостом, но всадники еще долгое время предпочитали жесткие шлемы. Парик мало помогал при падении с лошади.
    В 18 веке на смену непрактичному парику пришел удобный кожаный шлем кивер с заимствованным у турецких тюрбанов султаном торчащим вверх пучком конского волоса и проволоки. Гвардейцы вместо киверов использовали огромные меховые папахи.
    Людовик XIV первым, после того, как ношение парика попало под запрет церкви, начал носить картинно эффектные искусственные волосы. Затем специальным указом он велел всем придворным тоже носить искусственные волосы. И они выполнили этот приказ, превратив век Людовика XIV в эпоху париков. Естественно, свита короля носила парики меньших размеров, получивших название под болонку, под пуделя.
  4. это как щас у девушек одна купила большую сумку потому что надо было другие увидели о прикольно я тоже куплю. "мода"так и там один одел лысину спрятать или судью изобразить остальные повторили….

Мужской костюм XVIII века

Мужской костюм также претерпевает целый ряд изменений и в конце века окончательно упрощается в цвете и форме, раз и навсегда уступая первенство украшения женской моде. Но в период Регентства и расцвета рококо изящество, богатство и женственность его находятся еще в своем апогее.

Кафтан плавно облегает тонкий стан, хотя полностью и не застегивается (рис. 139).
В полы кафтана вставляется проволока или сильно проклеенная ткань (рис. 140),

что дает право кавалеру дю Кап Веру (главное действующее лицо одноименной пьесы Вольтера) на примерке, обращаясь к портному, воскликнуть: «…сделайте мне полы так, чтобы, когда я вхожу в карету, они стояли, как панье у дам… » Широко распахнутые полы открывали камзол весту, который по форме был копией кафтана, но из легкой ткани на спине и летом без рукавов. Он мог быть и из однородной с кафтаном ткани, но чаще из узорной парчи, бархата, репса и атласа.

Рукава кафтана делали узкими и довольно короткими, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями или даже из узорной другой ткани. Из-под манжет высовывалась богатая кружевная оборка (рис. 141).

В расстегнутом на груди камзоле виднелось жабо, также отделанное дорогим кружевом. Штаны-кюлот (рис. 142)

носили заправленными в высокие чулки или чаще застегивали под коленом. Ноги, обтянутые шелковым чулком, погружались в туфли с пряжками, на среднем каблуке (см. рис. 141).

Форма мужской одежды принимает общепринятую для всех классов конфигурацию. Сложность кроя, драгоценные отделки, богатство тканей делают эту общепринятость относительной.
Панталоны этого времени были узкими, застегивались под коленом на пуговицу и уже не имели, как в 17 веке, отделки из лент и кружев.
Обувь в моде осталась прежней: и высокие, выше колена сапоги-ботфорты, и туфли на красном каблуке, являвшиеся привилегией дворянства.

Мужские парики и головные уборы 18 века

В XVIII веке резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Профессия мужчины часто диктовала форму парика, который он носил,каждое сословие предпочитало свою форму парика. Адвокаты носили full-bottom парики (длинные парики, достигающие к груди), торговцы tie-wigs и queue-wigs (волосы в шее были связаны с лентой), и церковнослужители носили bob-wigs (завитые парики).
Парик принял маленькие размеры, делая мужскую голову похожей на женскую, что при изяществе и тонкости талии давало возможность сравнить мужчину с «порхающей бабочкой». У парика могли быть букли с боков и над лбом. Из бережного отношения к парику и из чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой.
Треуголки появились уже в конце царствования Людовика XIV, который в этот период изрек, что он не любит больших шляп, модных при его отце. Поэтому поля шляп еще в начале XVIII века уменьшили и скромно загнули вверх.

Треуголки были различной величины - большие, средние и совсем маленькие, они очень хорошо выглядели на белых пудреных волосах с косичкой. Солдаты армии Суворова были все в париках, что особенно рьяно выдерживалось при императоре Павле. Сам Суворов не носил парика. «Пудра не порох, коса не тесак, а я не немец, а природный русак»,- говорил он. Но мода оставалась модой, и редкий дворянин в России на торжественных выходах мог появиться без парика.

Дома мужчины ходили в халате и в домашних маленьких шапочках (под париком голову стригли). К халату-неглиже надевался в тон камзол. Это и составляло домашний костюм, в котором можно было принять посетителя.

С 1750 года известное упрощение коснулось и мужской одежды: исчезли торчащие полы кафтана, удлинились и сузились рукава, уменьшились размеры манжет, баски камзола, изменился весь объем мужского костюма. Строгость сказалась и на рисунках тканей: прихотливо изогнутые линии рисунков постепенно вышли из моды, их заменил мелкий растительный орнамент, расположенный вертикальной полосой (рис. 143).

С 1782 по 1794 год наметилось резкое различие между придворным французским костюмом и городским. При дворе уважение к традициям и стремление поднять престиж его не позволяли целиком следовать английской моде. Начиная с 1783 года несколько укороченный жилет (всегда белый) и украшения (аппликация или вышивка цветочного характера) подчеркивали изысканность костюма.

Английский костюм 18 века

В Англии, где верховая езда являлась обязательным времяпрепровождением аристократии, еще с XVII века полы кафтана для удобства начали пристегивать назад. В продолжение всего XVIII века этот прием настолько укоренился, что к концу века сформировалась новая одежда - фрак. Фраку предшествовали военные камзолы, у которых полы заворачивали цветной подкладкой вверх. Характерно, что, родившись из охотничьего кафтана с двумя рядами пуговиц, фрак в первозданном своем виде был двубортным, сильно прилегающим к телу, открытым спереди и с отворотами.

Так как фрак носили застегнутым, то естественно, что камзол-веста, превратившийся к этому времени в жилет, стал невидим. Следствием этого было экспериментирование портных, вырезавших перед фрака таким образом, что выглядывавший из него жилет при общей строгости всего костюма один мог бы обнаруживать вкус и изобретательность владельца. Отвороты фрака служили предметом соревнования фантазии портных, их контуры и размеры менялись с неподдающейся учету быстротой. Даже жилет получил отвороты, количество и цвет которых зависели от средств щеголя и фантазии портного.

Деловые англичане подарили миру прообраз современного пальто-редингот (рис. 144).

Это сильно приталенный кафтан, с длинными полами и одним-двумя высокими воротниками, которые можно было поднимать в ненастную погоду, скрывая свое лицо по самый нос. Для полного комфорта редингот опоясывали ремнем на пряжке. Характерно, что в конце века верхние вещи стали подшивать волосом на месте шва по талии и носили их с высоким воротником и такими узкими рукавами, что приходилось делать разрез у запястья.

Высокие сапоги с цветными отворотами и кисточкой, длинные штаны для верховой езды были приняты как городская одежда. Шляпы круглые и с углами - тремя или двумя - надевали на маленькую и низкую прическу - парик или прическу с длинными волосами до ушей (рис. 145).

Ткани и краски

Ткани выбирались с мелким рисунком растительного и геометрического характера. Фантазия особенно изощрялась в рисунках для жилетов, остававшихся единственным украшением в скромном и простом мужском костюме. Жилеты шили из бархата с мелким рельефным рисунком с металлической ниткой, из бархата полосатого с атласом и самых разнообразных оттенков.

В мужской одежде большее значение стали придавать покрою, цвету, технической форме исполнения и аксессуарам, которые в это время еще звучали как остатки блестящего костюма XVIII века. В костюмах этого времени играют «Школу злословия» Шеридана.

Цветные и полосатые чулки плотно облегали икры ног, выступающих из не менее плотно сидящих штанов - кюлот. Туфли с пряжками, а для балов - с розетками из лент или даже кружев завершали костюм. К концу века появились вязаные шелковые и шерстяные вещи: жилеты, шарфы.

Галстуки в мужском костюме второй половины XVIII века
Относительная «бедность» мужского костюма заставила сосредоточить внимание на галстуке, риверах, воротничках, истории которых мы и посвятим небольшое отступление.

Отделкой розовых ногтей,

Зевая, занялся небрежно,

И галстук вяжет неприлежно…

А. Пушкин. «Граф Нулин»

Во французскую терминологию галстук вошел в XVII веке под названием краватт - от неправильного произношения слова «хорват». Хорваты, народ теперешней Югославии, носили шарф, повязанный вокруг шеи. Это удобная находка в деталях костюма была принята французскими солдатами. Вскоре и парижане, а за ними жители Англии и всей Европы стали носить шарфы-краватт. Они могли быть из тонкого полотна, батиста и кружев. Такой галстук достигал в длину около двух ярдов и обматывался вокруг шеи несколько раз.

В 1684 году во время сражения при Стейнкерке (упоминание о нем осталось только в истории костюма) застигнутые ночью врасплох французские солдаты, одеваясь наспех, намотали шарфы вокруг шеи, концы скрутили вместе, продели в петлю камзола и бросились в атаку на англичан. Битва была выиграна, а оригинальный способ надевания галстука вошел в моду под названием а-ля стейнкерк (рис. 146).


Галстуки, получившие название стейнкерк, надевали и женщины, были они не только кружевными и белыми, но и черными, зелеными и продержались в моде до первой четверти XVIII века. В 1720 году стейнкерк уступил место мягкому, сложенному в складку галстуку, который застегивался или же продевался сзади в пряжку. Открытая грудь в вырезе камзола закрывалась кружевным жабо или оборкой на рубашке из кружева или батиста.

Ношение пудреного парика с мешочком вызвало новую форму воротников и галстуков. Сзади к верхней части парика прикреплялась большая черная лента, которой и обматывали шею. К черной ленте, получившей название солитер, как и к манжетам, пришивалась оборочка тонкого кружева. Все это с хорошо подобранным париком являлось признаком хорошего тона в костюме.

**********************************************************
Мужская мода в первой половине XVIII века приспосабливается к тенденциям женской моды. И она делает фигуру причудливой, и она также роскошна, декоративна и даже женоподобна. Эта мода создает свою «юбку на обручах» из фалд камзола. Для украшения мужского костюма используются кружева, воланы, пуговицы и ленты. Жилет несколько сократился и утратил рукава. Теперь штаны достигают только колен, они узкие и их дополняют белые чулки. Самой главной переменой является изменение причесок, которые из завитых волос барокко превращаются в гораздо меньшие, более плоские и более простые прически. Теперь волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, а позже - стягиваются и переплетаются в характерные косы. Во второй половине XVIII века соревнование с женской модой заканчивается, и мужской костюм начинает пробивать свой собственный независимый стиль. Он освобождается от воланов, кружев и лент, тем самым упрощает свой камзол -жюс-о-кор. Из негоравивается фрак, который стал основой мужской одежды XIX века. После 1778 года уже исчезают почти все украшения мужского костюма. Но в это время мужское платье еще шьется из тканей нежных пасцветок эпохи рококо, которые тогда были одинаковы как для женского, так и для мужского пола. Наибольшей популярностью в то время пользовались атлас и сатин, ткани мягкие наощупь. Их качество, как по волшебству, позволяло создать с помощью света богатую игру складок, которая была обязательна в одежде эпохи рококо. Блеск атласа сочетался с матовыми кружевами, и все это компоновалось в светлых, нежных пастельных тонах, которые заменили яркие краски XVII века. Возникают новые виды одежды, которые становятся составной частью придворной моды. Основным видом этой одежды становится манто (manteau). Это - собственно свободный плащ, плавно, без складок, ниспадающий с плеч вниз, который однако имел форму, т. к. она определялась нижней одеждой с прилегающим корсажем и кринолином. Возникает целый ряд такого рода верхней одежды; одной из них, много раз изображенной на картинах Ватто, является контуш (contouche), богато присборенный в виде мягких складок на спине {а дофлоттан - a dos flottant), иногда продолженный до шлейфа. С течением времени свободный контуш видоизменился в одежду, имеющую форму фигуры и получившую различные названия, например - адриен, олландэз, левит (adrienne, hollandaise, levite) и т. д.

********************************************************
История мужского костюма
Мужики не стеснялись одеться как можно ярче и изящней.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели