Ознакомление дошкольников с народно прикладным искусством. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста

Ознакомление дошкольников с народно прикладным искусством. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста

14.10.2020

Елена Савиных
Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

СЛАЙД :2 Определение и значение ДПИ

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками .

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать , облагораживать и преобразовывать предметный мир. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального .

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

СЛАЙД 4 :Раскидка по возрастам (читать таблицу в слайде)

В соответствии с ФГОС такие рассматриваются виды ДПИ, связанные с возрастом детей .

СЛАЙД 5 :Формы работы педагога с детьми

Выставки.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Развлечения. Досуги.

Экскурсии. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно -прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве детей искусства .

Контактный музей :Состав

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ :

В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ГЖЕЛЬ РОСПИСЬ

МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

ГОРОДЕТСКАЯ РОСПИСЬ.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей , для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главным назначение созданного нами данного мини-музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, воздействовании на их эмоциональную сферу. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку : восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Дети чувствуют своё непосредственное причастие к мини – музею. Они пополняют экспонатами выставочные стеллажи, участвуют в обсуждении его тематики, готовят и проводят самостоятельно экскурсии для малышей.

Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей . Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.

Беседы. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве : рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей , помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства .

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам : "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свистулек", "Каргопольские легенды", "Знакомьтенсь, русская матрешка", "Богородская резная игрушка", "Красота вологодских кружев""Праздничный русский народный костюм".

НОД (декоративное рисование и лепка ) .

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи :

Формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

Учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

Выделять элементы узора.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы :

1. создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

2. сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

3. использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

При объяснении расположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а просто обрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Для старших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить ее самостоятельно.

4. показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

5. сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства , педагог учит их видеть и выделять элементы узора : мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов) .

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки) . Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Для детей , которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковы) . При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности четырехлетних детей , следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей , что повышает их активность.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете.

Символ Вятской земли – дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура , близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали : нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т. п.

Филимоновская игрушка. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области , около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки : коней, оленей, баранов и т. д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета : красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

СЛАЙД 8. Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы : глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами : нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д. ,- обучение которым вполне доступно.

СЛАЙД 9 : Богородские игрушки Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) . Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. Красочные куры, клюющие зерно, мишка мотоциклист, ворона и лиса – уникальные подвижные деревянные игрушки, выполненные вручную резчиками из подмосковного села. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы» , обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой , по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Матрешки

Русская матрешка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст .

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы : «цветы» , «травки» , «пестрение» , «домики» . Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

ПОСУДА-деревянная, глиняная, металл (Жостовские подносы)

Городецкие расписные доски

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился . С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись". Городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.

Используемые цвета : напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны : от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.

Хохломская посуда

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.

Жостовские расписные подносы. Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов, что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

СЛАЙД 11 :УГОЛКИ ДПИ

Можно представить такой вариант уголка, где есть мини выставка предметов ДПИ, плакаты по декоративному искусству по тематике выставки, альбомы по ДПИ для рассматривания их детьми, дидактические игры.

СЛАЙД 12 :ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Игры, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством можно условно разделить на несколько групп :

1. игры, помогающие различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;, Дидактическая игра «Домино» , «ЛОТО» , «Собери картинку»

2. игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора; Дидактическое упражнение «Собери картинку» , Дидактическая игра «ЛОТО» , «Чудо узоры»

3. игры, для знакомства с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии. Дидактическая игра «Найди элементы узора»

СЛАЙД 13 :В основе дидактических игр лежат традиционные принципы, но их содержание-освоение особенностей декоративно-прикладного искусства . Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Дидактические игры способствуют обогащению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве , традициях, истории возникновения того или иного вида народного промысла. Им становится понятна и близка стилистика народного творчества, дети находят и выделяют особенности росписи, цветовую палитру.

СЛАЙД 14 : АЛЬБОМЫ ПО ДПИ

1. Альбомы для творчества с образцами росписи

2. Альбомы традиций изготовления предметов ДПИ

3. Альбом наглядно –дидактическое пособие

Светлана Даваева

Декоративно-прикладное искусство уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно- прикладного искусства , которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им освоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Маленькому ребенку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве . Однако, работу по ознакомлению детей с народно-художественными промыслами, их признаками, проводить необходимо и нужно, конечно же, учитывая возрастные индивидуальные особенности.

В этом лучшим помощником является дидактическая игра . Ведь дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка.

Сейчас в продаже появляются различные игры, пособия по декоративно-прикладному искусству , что радует и обнадеживает, что педагоги стали понимать их наиважнейшую роль в художественном развитии.

Пролистывая страницы журнала «Дошкольное воспитание» за 2004 год, наткнулась на статью Н. Вершининой и О. Горбовой «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр ». Интересный материал, но особенно понравились образцы дидактических игр . Я срисовала их, некоторые покрыла бесцветным лаком, другие обклеила скотчем и вот на протяжении десяти лет пользуюсь замечательными пособиями , знакомя детей с уникальным декоративно-прикладным искусством .

"Парные картинки"


"Разрезные картинки"


"Узнай элементы узора"




"Составь узор"


"Найди пару"


"Найди пару"

"Разрезные картинки"



"Узнай элементы узора"

"Разрезные картинки"



"Составь узор"


"Найди пару"






Филимоново (игры из другого журнала)

"Разрезные картинки"






Публикации по теме:

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Цель: -знакомить детей с декоративно–прикладным искусством, бытом и традициями русского и мордовского народа; - прививать эстетический.

Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем.

Дидактическая игра по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Составь узор в стиле городецкой росписи» Задачи: познакомить.

Дидактическая игра по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Укрась поднос в стиле жостовской росписи» Цель: знакомство.

Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи: - Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку! Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла.

Елена Гунченко
Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами , создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства .

Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа . Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости . По верованиям всех народов , символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров , знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Академик Д. С. Лихачёв писал : «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам

Цель. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством , через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи :

Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории .

Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством .

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям .

Создать условия для активации творческого мышления детей.

Расширять сотрудничество с родителями.

Длительность работы над опытом.

Работа по «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством » ведется систематически :

Анкетирование родителей,

Диагностическое обследование детей,

Изучение методической и специальной литературы по данной теме,

Оформление уголка родного края;

Организация кружковой работы,

Сотрудничество с социальными партнерами в деле воспитания и развития дошкольников : краеведческим музеем, Этнокультурным центром, детской библиотекой;

Разработка тематических планов, конспектов, сценариев, плана работы.

Обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование, описание опыта.

Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через :

Игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;

Тематическое планирование;

Цикл дидактических, подвижных и народных игр ;

Тематику консультаций для родителей и для педагогов ДОО.

Использование литературных произведений.

(поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа ).

Начала свою работу с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства , учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями, организации встреч с народными мастерами .

На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой , природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству и культуре Кубани . Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров , несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

На третьем этапе большое внимание истории названия города, сел, поселков, рек, природе, заповедникам и памятным местам. Расширяются знания детей о выдающихся земляках, чьи имена носят улицы нашего города.

Дети знакомятся с гербами города Краснодара, флагом. Семье, родовым и семейным традициям и преданиям отводится особое место. Полученные знания закрепляются детьми на экскурсиях по городу, в музей, в лес, библиотеку, во время встреч с интересными людьми.

В нашем ДОО стало традицией посещение музея школ МБОУ МО г. Краснодар «Лицей № 90» , Гимназии № 87, где дети знакомятся с посудой , одеждой, предметами быта кубанских казаков.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы :

Организация выставок;

Беседы по ознакомлению с искусством ;

Занятия по декоративному рисованию , лепке и аппликации;

Проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так , чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации использую следующие методы и приемы :

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

На протяжении многих лет я веду дополнительный кружок в ДОО по ИЗО деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ИЗО . Кружок проводится один раз в неделю.

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Составленный план работы кружка позволяет использовать в полной мере разнообразные методы и формы работы : сбор природного материала, рисование, организацию выставок детских и совместных с родителями работ, рассматривание и изготовление народных игрушек , сочинение сказок, рассказов, проведение игр-путешествий, оформление познавательных уголков и многое другое, подготовка презентаций.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое. Ребятам это помогло не только правильно называть свои имена, фамилии, домашний адрес, но и без труда вспоминать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, а иногда и прабабушек.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет) .

К концу обучения дети очень много знают о народно декоративно -прикладном творчестве :

Умеют различать разные виды народно -прикладного творчества;

Владеют навыками и умениями расписывая игрушки;

С гордостью рассказывают о достопримечательностях города Краснодара и о знаменитых земляках;

Знают флаги и гимны России, города Краснодара.

Детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа , освоения народной культуры .

С.В.Погодина указывает на то, что ознакомление дошкольника с русским народным декоративно-прикладным искусством должно опираться на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности . С.В.Погодина выделяет ряд последовательных фаз ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством (рис. 5).

Рис. 5.

С.В.Погодиной подчеркивается, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, в первую очередь дошкольникам необходимо понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Такого вида ознакомление содержит ряд компонентов (рис. 6).


Рис. 6.

С.В.Погодина отмечает, что при наличии возможности, целесообразно дать детям свободу действовать с вещами, использовать их. Так исследователь указывает, что в процессе рассмотрения элементов узора можно внести элемент игры - например, предложить детям найти одинаковые либо однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов .

Педагогу необходимо подводить детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования. Если эстетическое восприятие предметов и изделий народных мастеров осуществляется с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребенком красивым, то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развернутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства используются такие методы обучения как показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и другие методы .

К основным формам, используемым при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством относится непосредственная образовательная деятельность, экскурсии и выставки, праздники и развлечения, игры. Непосредственная образовательная деятельность, как и экскурсии, могут быть отражение разных этапов ознакомления: общеознакомительными, на которых формируется общее представление дошкольников о народном искусстве или его отдельных видах, и обучающие, на которых формируется прочная основа знаний, умений. Во время общеознакомительной экскурсии педагог в основном отвечает на вопросы детей, обращает внимание на какие-то отдельные экспонаты, но глубоких знаний не дает. Его роль заключается в поддержании интереса. Вторая встреча сопровождается беседой-монологом с вопросами, примерами, сравнениями, которые дети сами пытаются привести. Основная задача педагога в этом случаи - вызвать интерес и сохранить его на протяжении всего процесса ознакомления .

С.В.Погодиной в качестве формы ознакомления с декоративно-прикладным искусством выдвигается беседа. В ходе беседы педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома).

Многофункциональной и доступной формой ознакомления С.В.Погодина называет игры (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры: игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, пазлы, игры-конструкторы, подвижные и малоподвижные игры).

С.В.Погодиной указывается на то, что предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности .

При ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством необходимо подключать воображение детей. Так деревянная матрешка в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько. При ознакомлении с матрешкой основными выступают следующие :

  • - Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).
  • - Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.
  • - Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

С целью реализации данных задач используются такие методы и приемы как рассматривание и описание детьми матрешек, рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах, составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой, а также дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Соответственно работа по ознакомлению с матрешкой проходит в несколько этапов:

  • - изучение представлений детей о матрешке.
  • - ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.
  • - умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.
  • - составление сказок и рассказов о матрешке.
  • - использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

В свою очередь, при ознакомлении с глиняной игрушкой решаются следующие задачи :

  • 1. Освоение росписи и начало лепки игрушек (старшая группа);
  • 2. Лепка и роспись игрушек (подготовительная группа).

Дошкольники учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало - освоения лепных форм.

При ознакомлении дошкольников с росписью, необходимо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

В подготовительной группе ставятся задачи сложнее: глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию.

На образовательной деятельности детей знакомят сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.

На занятиях дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и их изображения, репродукции, открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые - глиняные, расписные» (Филимоновская игрушка), «Барыни красивы, да беда - спесивы» (Каргопольская игрушка) и т.п.

Таким образом, при ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства используются такие методы воспитания как показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого, а также методы обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций). Основными формами используемыми при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством выступают непосредственная образовательная деятельность, экскурсии и выставки, праздники и развлечения, игры.

«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить

в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность. Декоративно – прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно – прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

Н. П. Сакулина говорила о том, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

С целью ознакомления детей с народного декоративно – прикладным искусством мы создали все необходимые условия работы: подобрали литературу, готовые изделия и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал, установили связь с музеем и фабрикой «Хохломская роспись».

А также поставили следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношение и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
  3. Формировать обобщенные знания и умения:
  • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
  • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  1. Развивать художественно – творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
  2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству начинаем со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом приманивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка» Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграфе, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Также при ознакомлении детей с декоративно прикладным искусством проводим экскурсии в музей, фабрику хохломской росписи, проводим беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «составь узор», «подбери элемент узора», «собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

Так как наш город Семенов - столица «Золотой Хохломы» данный вид промысла является для нас более близким и родным и занимает большее места в воспитании детей.

Очень интересна и сложна технология изготовления хохломских изделий. Она заключается не только в росписи художником, а в предварительном проведении большого количества подготовительных операций: выточенное изделие многократно шпаклюют, олифят, лудят – покрывают порошком алюминия, подвергаются закалке в печи при высокой температуре.

Характерной чертой росписи является сочетание пылающей киновари желтого, черного и зеленого цвета.

Наиболее распространенным орнаментом является вьющаяся ветвь с гроздями разнообразных ягод и листьев, окруженных травкой.

Существует три вида росписи: «верховое письмо» - «травка» - наиболее простое и более сложное «фоновое» и «кудрина».

Перед началом работы по ознакомлению детей хохломской росписью для рассматривания и использования в качестве образцов были отобраны три группы предметов, в которых четко вырисовывались элементы узора: травки, цветы, бутоны, ягоды и листья.

В первой группе предметов: низенькие солонки, чашки, небольшие поставцы, ложки, написанные «травкой». Элементы узора расположены в узкой полосе, и ритмически чередуясь, соединяются между собой «кустиками травки».

Во второй группе предметов находятся также поставцы, чаши, бочата, бокалы написанные верховым письмом, а композиция узора была более сложной – в виде нескольких украшенных завитков.

В третью группу входят предметы хохломы, разные по форме: ковши, вазы, подносы, написанные «кудриной» и «под фон».

Изделия первых двух групп используются в качестве предметов – образцов, а предметы третьей группы для формирования чувства восхищения радости при общении с прекрасным, для рассматривания

Также мы ознакомились с методической и специальной литературой по истории и технологии хохломской обработки древесины, с продукцией и технологией изготовления предметов хохломы, овладели простейшими приемами в манере хохломского письма, подготовили альбомы с последовательностью обучения декоративному рисованию.

Наша работа строится путем постепенного усложнения материала. В начале путем рассказа, через показ и объяснение вызывали у детей эстетические эмоции, воспитывали у них умение видеть узор и интерес к народному искусству хохломы, желание передавать этот узор в своем рисунке.

С помощью показа способов действия учим детей видеть элементы узора, особенности его расположения, характерные цветосочетания, хохломской росписи, закрепляем умение рисовать кончиком кисти. Затем детям предоставляем возможность самим создавать узор из элементов нескольких образцов.

Стараемся предоставить детям больше самостоятельности в выборе темы, композиции, в предоставлении замысла. Вместе с этим ведем обучению планированию действий, последовательности выполнения узора, особенно на первых прах обучения. Именно на занятиях такого типа дети приобретают умение творчески работать: самостоятельно ставить цель, планировать свою работу, выполнять ее до конца, подбирать необходимый материал.

Работу с детьми условно разбиваем на несколько этапов.

На первом этапе ставим задачи ознакомления детей с хохломской росписью и прививаем уважение к людям, творящим красоту, а также желание украшать рисунок элементами растительного орнамента в стиле народного искусства хохломы.

С этой целью провели несколько занятий:

  • Экскурсии в музей и фабрику Золотой Хохломы.
  • Беседы «Наша золотая хохлома», «Семеновская матрешка»
  • Наблюдение за работой художницы, приглашенной в детский сад.
  • Дидактические игры.
  • Рассматривание изделий.

Во время бесед подчеркнули, что изделия хохломской росписи и семеновская матрешка известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Также прозвучали и народные предания о возникновение промысла и об умельцах родного края. Мы старались дать эмоциональную характеристику вещи. Широко использовали стихотворения о хохломе разных авторов: Ю. Андрианова, Ю. Николаевой, В. Автономова и др.

Большое влияние на формирование интереса к хохломе и желание самим делать красивые вещи оказало наблюдение за трудом художницы, которая была приглашена в детский сад. Дети увидели приемы свободной росписи, своеобразие цветовых сочетаний. Они с большим вниманием наблюдали, что делает художница. Свою работу художница сопровождала объяснением и отвечала на вопросы детей.

Во время рассматривания вещей знакомились с их наименованием, искали на изделиях, знакомые элементы: травку, листья, цветы, сравнивали рисунки.

Во время экскурсии в музей и фабрику хохломской росписи дети увидели, как появляются изделия, как их готовят к росписи, познакомились с историей и первыми, старинными изделиями, разными видами росписи («травкой», «кудриной», «фоном»), а в заключении сами стали настоящими мастерами, что вызвало у них особую радость. На прощание детям подарили подарки.

В результате работы у детей развилось эстетическое восприятие, заметно возрос интерес к произведениям народного искусства.

Далее нами были проведена серия занятий по обучению детей некоторым элементам хохломской росписи на занятиях по декоративному рисованию. При планировании задач каждого занятия учитывалась сложность задач и усвоение детьми пройденного материала. На первых занятиях мы учили детей рисовать элементы узора: травку, перышки, штрихи, завитки, ягоды, листья рябины, земляники и т. д. А также дети учились подбирать цвета соответственно фону бумаги (красному, черному, желтому).

Все занятия проводились в игровой форме. Большое место на них отводилось рассматриванию отдельных элементов узора, которые дети должны передать в рисунке. Рассматривание проводим как на занятии, так и в повседневной жизни. Делаем частичный и общий показ отдельных элементов, учим планировать свою работу на бумаге, предварительно намечая работу концом кисти.

На всех первых занятиях приходилось проводить большую индивидуальную работу т. к. при рисовании у детей возникали трудности.

В ходе индивидуальной работы обращалось внимание детей на образец,
на котором имелся изображаемый элемент; наводящими вопросами помогали детям отыскивать свою ошибку, показывать на своем листе бумаги как надо рисовать. Трудный элемент «травки» давался рисовать по образцу воспитателя, в котором изображение несколько упрощалось.

Большое внимание уделялось обучению детей вертикальному движению кисти, смелому ведению кисти.

Научив детей изображать отдельные элементы хохломы, перешли к следующему этапу – обучение детей композиции узора на форматах бумаги в виде чашей, поставцов, ваз и т.д.

На первых занятиях учили рисовать ветку с ритмично и последовательно расположенными элементами узора, соединяемых штрихами или кустиками травки. При объяснении использовался анализ композиции узора на предметах образцах.

Кроме анализа образцов на таких занятиях применялись специально изготовленные таблицы, на которых была последовательность рисования: основной завиток, цветы, ягоды, листья и травка.

Во время объяснения при помощи вопросов уточняем, как могут располагаться завитки, сколько их может быть; затем на мольберте можно показать, как можно расположить завитки. Какое количество завитков дети решили сделать сами. Старались поддержать ребенка помочь проявить свою активность.

Во время работ с помощью указаний и вопросов направляем детей: «подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

Большое внимание уделяем анализу работ, например, вывешенные работы называли «витриной магазина» и предлагали детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавали наводящие вопросы «что бы вы нарисовали по-другому?», «чтобы вы посоветовали нарисовать Лене, чтобы ее работа была красочнее?».

После проделанной работы было проведено контрольное обследование, которое включало опрос-беседу с детьми, проведение занятия декоративного рисования, наблюдение за детьми и анализ детских работ.

Данные опроса показали, что у детей значительно расширились и углубились знания о народном искусстве хохломы, а также и других видах росписи. Особенно важно то, что у детей заметно развивается эстетическое восприятие.

Анализ детских работ показывает, что в своих рисунках дети смогли передать поэтическую выразительность народного искусства, научились располагать узор по всему листу бумаги, рисовать различные элементы орнамента, красиво сочетать краски между собой и с фоном бумаги.

Наша работа позволяет сделать следующие выводы:

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией узора в манере хохломской росписи и передать ее стиль в декоративном рисовании.

В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказали положительное влияние в будущей жизни детей.


© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели