Оратор и его аудитория кратко. Тема «Оратор и его аудитория

Оратор и его аудитория кратко. Тема «Оратор и его аудитория

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

С.Ф. Иванова в работе "Специфика публичной речи" (М., 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы "сидит у них внутри", и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. "Логиками" чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и "свести концы с концами". План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - "философы" более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента. Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Схема. Критерии оценки аудитории


Схема. Признаки аудитории


Схема. "Образ аудитории" и ее социо-психологические параметры

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.

Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например:

"Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил:

"Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

Оратор (от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство.

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность) , т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.



21. Таким образом, запомним: краткость вашего выступления – гарантия внимания аудитории.

Есть и специальные технические приемы, позволяющие активизировать аудиторию, поддержать ее внимание на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные и доступные приемы поддержания внимания.

Диалогизация выступления. Выступление можно построить по вопросно-ответной схеме: задавать себе вопрос и отвечать на него. Этот прием в практике современных ораторов используется очень часто.

Вопросы к аудитории. Вопросы способны очень существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки, Важно только, чтобы вопросы были простыми – то есть, они могут быть и сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы аудитория могла ответить просто «да» или «нет». Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит – в таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

Организация дискуссии. Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, «заведите дискуссию» (О. Эрнст). Обычно используют «прием провокации»: на короткое время попробуйте вызвать у аудитории активное несогласие с вами – выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.

Обращение к отдельным слушателям. Скажите: Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения? Активизирующую роль играют и чисто организационные вопросы, к которым тоже можно прибегать: – Вам не дует от окна? Товарищи, не душно здесь? Может быть, мне спуститься в зал – будет лучше слышно? Когда у вас обычно перерыв (обед)? Вы не подскажете, который сейчас час? и т. д. Интересно, что вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.

Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: – Но об этом несколько позже; Об этом подробнее я расскажу потом и т. д.

Акцентировка. Заметное активизирующее воздействие на аудиторию оказывает акцентировка оратором тех или иных слов, фраз, отдельных мыслей. Акцентировка может осуществляться разными способами. Акцентировка может быть только звуковой – изменением темпа, ритма, нажима, интонации, паузами. По некоторым данным, до 70% информации, передаваемой устным сообщением, избыточно, поэтому выделение главного в устной речи особенно необходимо. При монотонном, бесстрастном изложении показатели понимания значительно ухудшаются. По данным Е. А. Ножина, монотонность ухудшает понимание на 35–55%, а неправильная смысловая акцентировка – на 72–87% (с. 16). Отсутствие звуковой акцентировки резко снижает активность аудитории, понижает уровень внимания. Как указывал О. Эрнст, «монотонной речью голод не утолишь, но сыт ею будешь по горло», поскольку монотонное изложение создает так называемый «эффект насыщения» – информация перестает восприниматься.

Способность общаться друг с другом - это одно из главных достижений человечества, приобретенное человеком в ходе его эволюции. Каждому из нас постоянно нужно учиться искусству общения, непрерывно практиковаться и совершенствовать свои навыки общения. Если мы умеем грамотно построить высказывание, то мы умеем четко выразить свои мысли, представления, взгляды, предложения и рекомендации, а это значит, что мы сможем кратчайшим путем достичь своей цели в любой нашей деятельности.

Ораторское мастерство, основой которого является логика, особую роль играет в демократических обществах. Возможность свободно выражать свои мысли, общаться с людьми, принимать активное участие в судьбоносных политических событиях делает искусство полемики весьма актуальным. Рост интенсивности политической жизни в нашей стране, привлечение больших масс людей к различным политическим и общественных акций, постоянное внимание средств массовой информации к этим событиям - все эти признаки демократического общества спонтанно порождают интерес к качеству публичных выступлений.

23.Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

24. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель – дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т. п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Некоторому виду политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"

Институт энергетики и автоматики

Оратор и его аудитория

Выполнил: группа АВ-10-1

Терентьева Екатерина Вячеславовна

Проверил: Суедова Л.А.

Магнитогорск 2011

План

Введение

2. Аудитория и взаимосвязь с оратором

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема моего доклада: «Оратор и его аудитория». Всем нам предстоит выступать перед публикой, когда мы будем защищать диплом. Важнейшее условие эффективности - это контакт с аудиторией. По определению психологов, контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

В докладе будут рассматриваться два вопроса:

1. Основные требования к оратору

2. Аудитория и ее взаимодействие с оратором

В разделе «Основные требования к оратору» я буду говорить о внешнем виде, поведении и о тоне и тембре голоса.

Потом перейду к вопросу о психологии и основных характеристиках аудитории.

1. Основные требования к оратору

Общие требования к оратору

Какие существуют требования к выступающему? Основные требования к оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, выступающий прежде всего должен отлично знать предмет своего выступления, быть широко эрудированным в этой области и образованным человеком. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чем пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны -- ему не поверят.

«Можно научиться технике говоренья,-- подчеркивал А.В. Луначарский,-- но оратор, который не имеет, что сказать, конечно, нуль…Там, где имеется великолепный передаточный аппарат, но нечего передавать, дело, конечно, дрянь. Это ясно»

Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента и не подражать ораторам, манера которых им не свойственна.

Для успешного выступления ему необходимо иметь особые качества.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать выступающий?

Добавим еще, что оратор не должен терять самообладания в случае неожиданной помехи или неурядицы и иметь такие качества, как уверенность в себе, обаяние и т.д.

Внешний вид оратора

Большое значение имеет внешний вид. Еще до выступления аудитория формирует свое мнение об ораторе по его внешнему виду. Вот что рассказывал о своей лекции советский ученый, профессор Юдин:

«Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, прежде чем начать слушать, они любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма»

Рассмотрим еще один пример. Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: "Ну что ж... Все-таки я пойду".

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной.

Поведение оратора

Во время выступления слушатели внимательно наблюдают за поведением оратора. Для установления контакта с аудиторией очень важно, куда смотрит выступающий. Это вовсе не означает, что нужно стараться смотреть на всех и каждого. Можно медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это создает впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Также для установления контакта имеет значение то, как оратор произносит свою речь.

Человеческий голос обладает очень большой силой воздействия на слушателей. Это богатейший музыкальный инструмент, в работе которого принимает участие весь наш организм. Голос индивидуален и очень богат характеристиками, по его звучанию мы узнаем невидимого собеседника, состояние того, с кем говорим, его настроение, отношение к нам. Нам дано от природы управлять своим голосом, изменяя его высоту, силу, тон, тембральную окрашенность.

Нервное напряжение приводит к мышечной скованности, которая в момент волнения охватывает весь организм человека, в том числе дыхательный и голосовой аппарат. Именно от мышечной скованности идут такие дефекты звучащей речи, как «сдавленный тусклый» голос, внезапная охриплость, прерывистое дыхание и т.п.

1. нельзя выступать с больным, простуженным горлом;

2. во время произнесения речи поза должна быть свободной, не затрудняющей дыхания;

3. в небольшой аудитории лучше стремиться к «домашней», естественной интонации, «беречь тишину», усиливая голос только в необходимых случаях; в большой аудитории можно говорит громче, но также следить за тем, чтобы оставалась возможность для увеличения диапазона громкости, не начинать сразу очень громко и вообще использовать этот предельный регистр в самых крайних случаях;

4. зная что, где-то в подсознании у нас засело, что «докладчик» должен говорить особым голосом, стараться отделываться от этого стереотипа, стремиться найти свой собственный произносительный стиль для каждой ситуации;

5. зная о недостатках своего голоса -- повышенной громкости, визгливости или, наоборот, слабости его, неразвитости диапазонов, следует сознательно регулировать громкость, тренировать гибкость голоса, стремясь к возможному снижению неприятного эффекта.

Не забывайте также, что лишние, механические жесты выступающего отвлекают внимание слушателей. Слушатели фиксируют свое внимание на этих досадных мелочах и не успевают следить за речью, ее содержанием. Интересно отметить, что подобные недостатки одинаково мешают установлению контакта с аудиторией как в том случае, когда лектор не замечает их, так и в том, когда он знает и думает об этом. Последняя ситуация даже хуже, так как сковывает лектора, он не в силах полностью сосредоточиться на произнесении текста.

Давайте обратимся к воспоминаниям Горького о выступающих на съезде партии в Лондоне, чтобы лучше понять, какое значение имеет наше поведение при выступлении:

«Г.В. Плеханов в сюртуке, застегнутом на все пуговицы, похожий на протестантского пастора, открывая съезд, говорил как законоучитель, уверенный, что его мысли неоспоримы, каждое слово -- драгоценно, так же как и пауза между словами. Очень искусно он развешивал в воздухе над головами съездовцев красиво закругленные фразы, и когда на скамьях большевиков кто-нибудь шевелил языком, перешептываясь с товарищем, почтенный оратор, сделав маленькую паузу, вонзал в него свой взгляд, точно гвоздь.

Одна из пуговиц на его сюртуке была любима Плехановым больше других, он ее ласково и непрерывно гладил пальцем, а во время паузы прижимал ее, точно кнопку звонка,-- можно было думать, что именно этот нажим и прерывает плавное течение речи…

Не помню, выступал ли на первом заседании Мартов. Этот удивительно симпатичный человек говорил юношески пламенно, и казалось, что он особенно глубоко чувствует драму раскола, боль противоречий.

Он весь содрогался, качался, судорожно расстегивал воротник крахмальной рубашки, размахивал руками; обшлага, выскакивая из рукава пиджака, закрывали ему кисть руки, он высоко поднимал руку и тряс ею, чтобы водрузить обшлаг на его законное место. Мне казалось, что Мартов не доказывает, а -- упрашивает, умоляет: раскол необходимо изжить, партия слишком слаба для того, чтобы разбиваться на две, рабочий прежде всего нуждается в «свободах», надобно поддерживать душу. Иногда его первая речь звучала почти истерически, обилие слов делало ее непонятной, а сам оратор вызывал впечатление тяжелое. В конце речи и как будто вне связи ее, все-таки «боевым» тоном, он все так же пламенно стал кричать против боевых дружин и вообще работы, направленной к подготовке вооруженного восстания…

Красиво, страстно и резко говорила Роза Люксембург, отлично владея оружием иронии. Но вот поспешно взошел на кафедру Владимир Ильич, картаво произнес «товарищи». Мне показалось, что он плохо говорит, но уже через минуту я, как и все, был «поглощен» его речью. Первый раз слышал я, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изумительно легко обнажая его точный смысл. Очень трудно передать необычное впечатление, которое он вызывал.

Его рука, протянутая вперед и немного поднятая вверх, ладонь, которая как бы взвешивала каждое слово, отсеивая фразы противников, заменяя их вескими положениями, доказательствами права и долга рабочего класса идти своим путем, а не сзади и даже не рядом с либеральной буржуазией,-- все это было необыкновенно и говорилось им, Лениным, как-то не от себя, а действительно по воле истории. Слитность, законченность, прямота и сила его речи, весь он на кафедре,-- точно произведение классического искусства: все есть и ничего лишнего, никаких украшений, а если они были -- их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев на руке.

По счету времени он говорил меньше ораторов, которые выступали до него, а по впечатлению -- значительно больше; не один я чувствовал это, сзади меня восторженно шептали:

Густо говорит…».

До сих пор я говорила об основных требованиях к оратору. Перейдем к следующему пункту доклада «Аудитория и ее взаимодействие с оратором»

2. Ауд итория и взаимосвязь с оратором

Количественный и качественный состав

Когда лектор только еще принимается за подготовку текста выступления, он в первую очередь анализирует аудиторию, перед которой предстоит выступать. Аудитория может быть однородной и неоднородной.

А по каким признакам можно судить об однородности слушателей?

Такими признаками являются: возраст, пол, образование и примерный уровень знаний слушателей по рассказываемой теме, мотивы, приведшие их на лекцию, особенности жизни, работы и др. Чем аудитория однородней тем проще с ней найти контакт.

Очень важный признак аудитории - это количественный состав. Чем больше зал, чем больше людей он вмещает, тем труднее управлять этим «оркестром», тем больше мастерства должен проявить лектор, чтобы овладеть слушателями. Отсюда вывод: на первых порах молодому лектору следует стремиться к более «тесной» аудитории, к более близкому контакту со слушателями. Связь между оратором и аудиторией не односторонняя -- это взаимосвязь, при которой наиболее активной стороной является оратор, но «пассивная» аудитория в свою очередь очень сильно влияет на его поведение.

Количественный состав может определить форму преподнесения материала. Так, например, в небольших аудиториях советуют как можно меньше заглядывать в листок. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении воспринимается лишь 17% информации.

Порой выступающий в основном занят чтением текста. Такая форма публичного выступления допустима и даже желательна на научных конференциях или симпозиумах, а также в условиях официально деловых отношений. Чтение же с листа публичной лекции непозволительно, так как нарушает то главное условие, ради которого произносится монолог, -- активное воздействие на слушателей в желаемом направлении.

Очень важно занять такое место в аудитории, чтобы ни одна часть слушателей не была поставлена в положение «зрителя сзади» или «из ложи для слепых». оратор речь аудитория

Общность аудитории и ее сопереживание

Одна из психологических особенностей аудитории заключается именно в чувстве общности. Правда, и в этом чувстве наблюдаются деление на группы. В зале всегда есть люди, пришедшие для того расширить свои знания. Есть группа слушателей, которые пришли не из интереса к самой теме, а для того, чтобы использовать сам факт присутствия на лекции в каких-то целях. Наконец, несколько человек пришли именно «на лектора», как на выступление актера, от которого ждут эстетического наслаждения. Имеется среди слушателей и немалый процент «безразличных», т.е. пришедших, чтобы «не ругали». Они представляют наибольшую трудность для выступающего, так как их откровенно незаинтересованный вид, занятость своими делами не только создают психологическую трудность для оратора, но заражают своим настроем окружающих.

Как же определить удалось ли установить контакт с аудиторией?Главными показателями взаимопонимания между говорящими и слушателями - это положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, возгласы ободрения). Если контакт уже налажен и вы стали единомышленниками, зал сочувственно промолчит даже в том случае, если произойдет какая-то заминка. Но при этом оратор не имеет права отключаться от аудитории. Можно извиниться, поблагодарить за терпение или подшутить над своей незадачливостью, но не пугаться, не терять нить контакта.

Заключение

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления.

В заключение подчеркну, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы на все случаи жизни. Совершенствование ораторского мастерства -- процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это.

Список используемой литературы

1. Введенская. Русский язык и культура речи

2. Иванова. Специфика публичной речи

3. Гоголь. Рассказы, очерки, воспоминания

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Подготовка к конкретному выступлению, работа на докоммуникативном этапе. Оценка обстановки и состава слушателей. Структура ораторской речи. Основные нормы публичной речи. Значение логических законов для оратора. Техника произношения и дикция оратора.

    реферат , добавлен 15.02.2013

    Рассмотрение особенностей произношения речи людей из разных социальных групп. Определение молодежного французского произношения как стилистической характеристики, его основных отличий. Описание феномена молодежного произношения на практических примерах.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2016

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Рассмотрение понятия и признаков разговорного стиля русского языка. Ознакомление со статистикой пользования социальными сетями. Положительные черты общения в Интернете. Изучение положительных и отрицательных языковых особенностей виртуального общения.

    презентация , добавлен 24.04.2015

    Ораторство как сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Публичная речь, ее воздействие на чувство и сознание. Важность зрительного контакта с аудиторией. Речевые приемы удержания внимания аудитории. Поза мимика, жесты как индивидуальный стиль оратора.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Специфика понятия публичного выступления, под которым понимают коммуникативное взаимодействие оратора с аудиторией слушателей. Особенности, действия и этапы подготовки к публичному выступлению: докоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативный.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Становление, интенсивное развитие, методология гендерной лингвистики. История лингвистических исследований влияния фактора пола на язык. Характеристика мужских и женских особенностей речи в русском языке. Стилистические особенности мужской и женской речи.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Определение и характеристика сущности дискурса, как лингвистического понятия. Ознакомление с основными функциями политического дискурса. Исследование значения использования метафор в политической деятельности. Рассмотрение особенностей идеологемы.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2017

    Соответствие, теме, условиям, аудитории как признак хорошей речи. Употребление слов в соответствии с их языковым значением. Выбор слов из синонимического ряда. Лексическое разнообразие речи. Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2010

    Причастие как атрибутивная форма глагола, в которой совмещаются значения двух частей речи: глагола и прилагательного. Знакомство с основными признаками прилагательного у причастия. Общая характеристика причастного оборота, рассмотрение особенностей.

В истории России вопросы риторики решались в труде М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию или риторика», здесь автор говорит об успехе выступления и видит главную причину его в умении оратора проникнуться чувством любви к слушателям и возбудить в них ответное. Такая взаимная симпатия – необходимое условие успешного выступления.

Вопросы публичного выступления связаны, прежде всего, с поведением оратора, его подготовкой и взаимодействием с аудиторией. Мы рассмотрим основные принципы подготовки публицистического выступления, его виды, типы ораторов, характер взаимодействия со слушателями.

Мастерство публичного выступления необходимо не только людям, связанным профессионально с речевой деятельностью, но и представителям делового мира, так как успех предпринимательской деятельности зависит от умения воздействовать речью на собеседника. В практике риторики сформировались основные подходы к произнесению речи перед слушателями:

1) Никогда не произносите одну и ту же речь только один раз.

2) Если вы произносите речь, то разве нет смысла отнестись к ней так, как вы относитесь к любому другому важному продукту, производимому вашей фирмой.

3) Шлифуйте текст до тех пор, пока вы не будете абсолютно уверены, что эта речь будет иметь успех.

Большинство преуспевающих людей – замечательные ораторы. Наше общество является информационным, поэтому умение донести до аудитории сведения в краткой, доходчивой форме - задача каждого служащего и руководителя. Именно поэтому в наши дни обращается внимание на языковую подготовку специалиста. Недаром говорят: «Каждый, кто является словоплётом, уже чего-то достиг». Важность произнесения речи подчёркивается и в таких словах: «В жизни человека бывают два момента, когда вы остаётесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления». Острота этого переживания оправдана результатом, так как навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх, перед тем, как мы встаём и начинаем говорить всё, что считаем нужным, остаются с нами на всю жизнь. Благодаря такой деятельности у нас появляется уверенность в себе, настойчивость, мы становимся лучше. Ораторская деятельность способствует совершенствованию человека. Является не только речевой тренировкой, но и психологическим тренингом. Конечно же, стать хорошим оратором можно только, занимаясь этим профессионально. Но созидательная роль выступления обнаруживается и в других сферах человеческой жизни, где надо отстоять себя, там необходимо действовать уверенным, эмоциональным словом. Таким образом, встречается много вариантом выступлений и все они так или иначе связаны с жизнью и деятельность различного рода.

В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли научиться говорить хорошо, овладеть ораторским мастерством? Несомненно, ответ здесь положительный. Конечно же, навыки публичного мастерства приобретаются с практикой. Ещё в Древней Греции красноречие добывалось длительными и непростыми упражнениями. Заразительный пример, убеждающей речи действовал на слушателей и заставлял боготворить слово, повернувшее ход дела. Следовать образцу красноречия. Наилучшим способом упражняться в публичном выступлении с древних времён было судебное красноречие. В историю вошли имена Демосфена, Плутарха, Каллистрата, Деметрия Фалерского и других.

Для того чтобы научиться хорошо писать и говорить риторики рекомендуют:

1) найти уместный образ и манеру речи; 2) быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь; 3) уметь анализировать свою и чужую речь; 4) развивать речевые способности, произнося много речей, своих и чужих.

Даже небольшая речь в три минуты является первым опытом ораторской деятельности. Какие требования предъявляются к оратору? Образ оратора во многом обусловлен видом речи. Ещё Аристотель выделил три вида речей: судебную речь, совещательную, показательную. В современном обществе развились и другие виды речей и ораторов. Вид речи зависит от повода, по которому собралась аудитория. Если речь будет не по поводу, то оратора не будут слушать. В современной риторике выделяют несколько типов ораторов : судебный, педагог-оратор, оратор-агитатор, оратор-пропагандист, оратор-государственный служащий.

Судебный оратор. Этот тип оратора сложился ещё в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления-коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате реформы, введшей суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно требовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязания сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в к. 19 в. стала самым влиятельным типом речи. Примером такого красноречия является практика произнесения речи в суде А.Ф. Кони. Он использовал художественные образы, рисовал портреты и психологические характеристики. Это и было главным средством аргументации. Такими же признаками отличалась речь адвоката Ф.Н. Плевако. Искусство речи на суде рассмотрено не только в многочисленных книгах самих ораторов, ему посвящены многочисленные исследования в современной риторике.

Кони и Плевако были образованными людьми, мастерами своего дела, обладали знаниями психологии и риторики. Их речи отличались безупречной логикой и остроумием.

Современная судебная речь используется не только в суде, но и в заседаниях различных комиссий, органах по расследованию дел, научных обществах юристов. Изменилась традиция речи. Современный судебный оратор понимает, что разного рода красивости могут ему повредить.

В условиях современного судебного производства речь стала меньше по объёму, доказательная сторона судебной речи приобрела большее значение, чем психологический анализ. В судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественной литературы. Меньше, чем в дореволюционных судах затрагиваются моральные, общие вопросы. Судебное красноречие наших дней в большей степени схоже с официально-деловой речью. Если предшествующие эпохи отличались соединением в речи оратора публицистического и художественного стиля, современное судебное выступление является примером синтеза делового и публицистического стиля речи.

Вопросы стилистики судебной речи составляют отдельную отрасль знания – судебная стилистика. В ней выделяются различные варианты судебной речи, подходы к построению отдельных видов таких выступлений, устанавливается отличие защитной речи от обвинительной на уровни композиции и языка.

Другим видом оратора в современной риторике является педагог-оратор .

Этот вид оратора известен также издавна. В риторике России педагог-оратор – это одновременно и гражданин, и профессионал, и государственный служащий.

Признанными мастерами педагогической речи были В.О. Ключевский, А.В. Луначарский, К.А. Тимирязев, А.С. Макаренко и др.

Мастерство их выступлений отличалось проблемностью изложения материала, логичностью и ясностью. Необходимой чертой педагогической речи было и остаётся умение раскрыть основные понятия, входящие в тему, раскрывающие суть вопроса. Владение родным языком, умелый выбор слова, одного из многих вариантов, становится неотъемлемой чертой педагога-оратора.

Успех речи педагога определяется и умением включить в текст лирическое отступление, каламбур, шутку, пояснить сказанное красочным примером. Главная цель такого выступления – донести знание, сформировать представление о предмете, образовать мышление, направить интересы слушателей. По этой причине основным требованием педагогической речи остаётся важное умение – говорить не уху, а глазу, то есть обучающая речь должна быть зримой, чтобы слушатель представлял то, что он слышит, а значит, лучше понимал и осваивал, предложенную информацию. Недаром говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Мастерство педагогической речи, конечно же, основано на общих правилах публицистического выступления. Однако здесь является неизменным одно требование – установление контакта с аудиторией, умение оценить уровень подготовки слушателей и говорить с ними на понятном им языке, понимать, что для учащихся станет новым знанием, а что является уже известным и не требует дополнительных пояснений. Владение педагогической речью – это профессиональное качество и от его совершенствования во многом зависит уровень образования и обучения.

В истории России сложился такой тип оратора как оратор-агитатор . Этот оратор выступает перед толпой, то есть неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора-агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор-агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть как бы выразителем её интересов. Для настоящего времени этот вид выступления менее актуален и является вопросом истории.

Оратор-пропагандист . Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие, материалистическое мировоззрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию. Подробно эти виды риторической деятельности рассмотрены в книге Ю.В. Рождественского «Теория риторики». Для сегодняшнего дня этот вид оратора, как и предыдущий, является историческим.

Оратор государственный служащий . Обычно этот вид оратора встречается на различных собраниях, заседаниях, конференциях. Он соединяет в себе черты государственного человека, учёного, агитатора, так как он говорит, с одной стороны, от лица участников собрания, а с другой – он советует, как обернуть дело во благо аудитории. Иными словами, такой оратор находит своё решение затронутого вопроса, раскрывает его и предлагает своё видение проблемы.

Многие политические выступления сочетают в себе черты агитатора, пропагандиста, государственного деятеля. Признанным политическим оратором был В.И. Ленин. Его речь была отточенной до мельчайших подробностей, ответы – краткими, объясняющими самое главное, самое запутанное. Свою речь он произносил с чувством, особой интонацией. Его политические выступления отличались выразительностью, аналитичностью, прогнозированием и имели убеждающую силу, настраивали аудиторию на деловой лад, рождали у малообразованной аудитории энтузиазм.

Кроме того, ценным качеством оратора-политика, каким был В.И. Ленин, является огромное самообладание, которое обнаруживалось во время дебатов. Он умел подвергнуть замечание или вопрос выявлению оплошностей, что обезоруживало оппонента.

Таким образом, предшествующие типы ораторов сливаются в политическом выступлении, оно становится вариантом речи агитатора, пропагандиста или государственного служащего. Для каждого человека важно умение произносить речь служащего, так как профессиональная деятельность часто обязывает к этому.

Оратор-проповедник . На Руси издревле в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Красноречие было связано, прежде всего, с выступлением на религиозные темы. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. Теоретические, моральные и социальные основы проповеди даны в Евангелии.

Искусство проповеди получило название гомилетики. Основы этого мастерства сводятся к особому отношению проповедника и слушателей. В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы она была благосклонна к проповеднику, то есть имела интерес к новому слову, желала «приближения Царства Небесного». Сам же проповедник должен быть бескорыстным, исполненным сострадания к ближнему человеку, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд, не накапливая имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищённым. Проповедь приводит к изменениям в обществе, затрагивая этические, юридические нормы жизни, не случайно многие проповедники погибли от государства.

Таким образом, этот вид оратора отличается специальным назначением речи, и особым отношением оратора к аудитории и к себе.

Другим, не менее важным вопросом ораторского мастерства является умение владеть аудиторией во время выступления. Несмотря на то, что выделяются несколько типов, для всех характерны общие признаки. Чтобы речь была успешной, оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он выступает. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые и т.п. признаки аудитории. Ещё М.В. Ломоносов в «Риторике» предлагал оратору учитывать возраст, образование и воспитание аудитории, а в более поздних русских риториках указывается задача оратора - сделать слушателя восприимчивым, поэтому необходимо продумывать психологические приёмы воздействия на слушателей. Речь – это то, ради чего ведётся вся подготовительная работа оратора.

Различают несколько типов аудиторий. Уже в античной риторике сказано о том, что оратор в содержании и этической направленности своей речи зависит от объёма аудитории и от типа собрания. Эти факторы определяют время и условие произнесения речи, типы аргументации. Также отмечается способность аудитории заразиться пафосом речи, проявить свои эмоции и чувства.

В современных исследованиях типов аудиторий выделяются психологические особенности слушателей. Так, молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожней, она с трудом поддаётся эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.

Влияет на восприятие речи и социальное положение слушателей, их имущественный статус. Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу услышанной речи. Нравственное состояние слушателей также сказывается на их внимании. Так, счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.

Конечно же, реальная аудитория сочетает в себе все эти признаки, т.е. она может одновременно быть молодой и бедной, старой и богатой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций реакции слушателей будут также сочетанием различных эмоций и чувств, направленности мысли.

В современной риторике существует термин «чувство аудитории» или ораторской коммуникативности. Это важнейшее качество убеждающей, воздействующей речи. Чувство аудитории выражается в ощущении живого общения с оратором. Слушатели видят, что выступающий человек разговаривает с ними, а не зачитывает свою речь. Такой эффект достигается несколькими способами.

Опытный оратор имитирует разговорную речь , используя короткие фразы, избегая газетных формулировок, книжных фраз и выражений. Несомненно, что книжные слова портят устную речь. Они связаны с некоторой торжественностью, с официальностью обстановки, то есть отдаляют оратора от аудитории, исключая необходимый с ней контакт. Книжная речь без обращения к слушателю менее конкретна. Отвлечённые понятия затрагивают только ум, а лектор должен затронуть ещё и чувства слушателя. Вот почему вполне понятно недовольство, когда о простых вещах говорят заумным языком. Нельзя говорить в пространство . Беседа с конкретными людьми делает речь доступной и выразительной.

Не менее важен и зрительный контакт с аудиторией. Необходимо смотреть на аудиторию, переводя взгляд с одного на другого слушателя. Взгляд в сторону или в окно говорит о неуважении к аудитории, нежелании говорить с нею, что снижает уровень общения оратора и слушателей.

Начинающему оратору трудно соблюдать все правила. Существуют четыре основных правила , помогающие на первых порах сформировать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично:

Начинайте речь с сильным стремлением дойти до цели. Создайте в себе подъём, вспомнив обо всех выгодах, которые принесут силы, потраченные на обучение. От силы стремления зависит быстрота достижения успехов. Нужно твёрдо знать то, о чём вы собираетесь говорить. Готовьтесь к выступлению, иначе вы будете чувствовать себя неуверенно. Проявляете свою уверенность . Действуйте смело и мужественно. Практикуйтесь . Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность исходит от незнания, само же незнание – результат недостатка опыта.

Залогом успеха любой деятельности являются три качества, определяющие отношения к себе и людям: уважение, любовь и мужество.

Несмотря на общие рекомендации необходимо знать и конкретные приёмы активизации внимания слушателей. Они помогут достичь коммуникативного успеха. Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Известно, что внимание пульсирует, то сосредоточено, то отвлечено. По этой причине речь должна делиться на части, после каждой следует привлечь внимание слушателей. Мы перечислим наиболее распространённые приёмы активизации внимания:

Создание проблемных ситуаций. (Давайте проверим, рассмотрим, предположим…); Использование местного материала в качестве аргументов; Обращение к личному опыту слушателей; Использование доказательств от противного; Приём личного присутствия, сообщение сведений имеющихся только у оратора; Использование наглядных пособий; Цифровые данные, необходимые для раскрытия темы.

Последний приём является успешным только в том случае, если приводятся только необходимые цифры, наиболее показательные статистические данные.

Цитирование в уместном масштабе.Учитывать информированность аудитории, чем менее образованы слушатели, чем многочисленнее, тем короче должно быть изложение, тем меньше вопросов необходимо рассматривать. Соблюдение этикета. Выбор уместной дистанции с аудиторией. Хорошая речь оратора, культура его речи. Мимика, жесты.

Выражение лица способствует установлению контакта с аудиторией. Улыбка – это лучший вариант для выражения отношения к слушателям и к своей деятельности, передачи чувства радости от встречи. В этом отношении большую роль играет язык тела. Положение головы, рук, туловища бессознательно выдают настроение человека, его отношение к окружающим.

Наибольшее количество информации поступает в первые четыре минуты после встречи, поэтому впечатление, произведённое за это время, оказывается решающим, оно влияет на установление контакта.

Начинающему оратору необходимо помнить: Движения должны быть естественными и умеренными. Однообразная поза, мимика, жесты утомляют слушателей. Интонация, содержание речи и манера держаться должны сочетаться и производить впечатление уверенности, убеждённости, способности владеть аудиторией.

Основы ораторского искусства включают в себя не только типологию ораторов, слушателей, но и способы устанавливать контакт с аудиторией, общие этические нормы общения. Здесь необходимо знание различных вариантов выступлений, слушателей, приёмов активизации внимания слушателей. Несомненно, что практика публичных выступлений формирует важные навыки речевой культуры, умения выбирать уместный вариант сообщения, обращения к слушателям, приобрести возможность закрепить свой успех ораторской деятельности и совершенствоваться в речевой культуре и культуре общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Ю.В. Теория риторики.- М., 1997

2. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.- М., 1982

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте каждый из основных типов ораторов.

2. Какие типы аудиторий вы знаете?

3. Перечислите основные приёмы активизации внимания слушателей.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки»

Кафедра «Лингвистика»

«Оратор и его аудитория»

Выполнил:

студент группы 2-65-1 Созыкина М.С.

д.ф.н., профессор Баранов В.А.

Ижевск 2008

Введение 3

1.Понятие об ораторском искусстве 3

1.1.Типы ораторов 4

2.Подготовка и проведение публичного выступления 5

2.2.Владение материалом («что говорить») 5

2.3.Владение собой («как говорить») 7

2.4.Естественность поведения 7

2.5.Техника речи 7

2.6. Критерии оценки речи оратора 8 3. Контакт с аудиторией 9

3.1. Некоторые способы активизации внимания слушателей 10

Заключение 11

Список литературы 12

Введение

Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.

Марк Туллий Цицерон

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания? Практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и высказываниями, как раз высказывания и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей.

Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

Большинство преуспевающих людей – хорошие ораторы. Наше общество является информационным, поэтому умение довести до аудитории соответствующую информацию в доходчивой, краткой и убедительной форме – весьма ценный талант. "Блестящий человек, но говорит невразумительно" – такая характеристика может годиться для специалиста по ядерной физике, но не подходит ни к одному из известных мне полновластных руководителей корпораций. Они и блестящие люди, и говорят вразумительно.

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников. Ораторскому искусству можно обучиться. Открыть свой потенциал, научиться произносить речь перед публикой, обрести уверенность в себе могут практически все желающие.

1.Понятие об ораторском искусстве

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria ). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike ) и "красноречие" (рус.).

Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения". Монологическая речь, по мнению Платона и Сократа, Аристотеля и других философов, призвана обратить в свою веру слушающих.

Начиная с Древней Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупны­ми политическими деятелями (Перикл, Демосфен).

Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать "искусство говорить хорошо ". Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл:

1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант;

2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

1.1. Типы ораторов

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978)выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

2.Подготовка и проведение публичного выступления

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. Словесное выражение", литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

Как видно из выше написанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

2.2. Владение материалом («что говорить»)

Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка.

Словарный запас . Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным . Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного.

Задача оратора – увеличивать активный словарный запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы .

Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.

Речь состоит из трех частей: 1. Вступление, 2. Основная часть, 3. Заключение. Их основное назначение таково (см. табл. 2).

Таблица 2

Назначение частей речи

Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:

Изложение плана предстоящей речи;

Актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;

История вопроса.

При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты.

В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.

2.3. Владение собой («как говорить»)

Публичная речь – это владение информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

2.4. Естественность поведения

Естественность поведения оратора – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.

2.5. Техника речи

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

1.Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

2. Темп . Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп ("строчит как из пулемета") или замедленная речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3.Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке.

Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 3).

Таблица 3

2.6. Критерии оценки речи оратора

Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора
положительные отрицательные
1 2 3
Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов
Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления
Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.)

3. Контакт с аудиторией

«Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру... В одно и то же время приходится изображать из себя ученого, педагога и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот». Это слова А. П. Чехова. С тех времен аудитория мало изменилась. Для большинства выступающих слушатели и сегодня предстают «многоголовой гидрой».

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт . Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт… ), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

3.1 Некоторые способы активизации внимания слушателей

Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Ведь известно, что внимание как бы пульсирует: около 5 минут оно (внимание) сосредоточено, потом на несколько минут оно отвлечено, поэтому речь должна как бы делиться на части, между которыми (через 5 минут) необходима активизация внимания. Известны некоторые приемы активизации внимания аудитории.

а) Создание проблемных ситуаций, гипотез, которые следует решить вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.).

б) Использование местного материала в качестве аргументов при раскрытии какой-либо проблемы.

в) Обращение к личному опыту слушателей.

г) Использование доказательств "от противного".

д) Прием личного присутствия, когда оратор делится со слушателями сведениями, которые могут получить только от него.

е) Использование наглядных пособий

ж) Важное значение для раскрытия темы часто имеет употребление цифровых данных.

з) Для раскрытия содержания ораторы часто используют цитаты из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

и) Учитывается информированность аудитории. Чем менее образованны слушатели, чем многочисленнее, тем меньше следует давать новой информации, тем меньше вопросов рассматривать.

л) Большое значение, как уже говорилось, имеет хорошая речь оратора, потому риторика тесно связана с такой лингвистической дисциплиной, как культура речи (см. далее).

м) Немаловажную роль играют мимика, жесты. Например, Вы поднимаете плечи, опускаете голову, говорите повышенным тоном, и у слушателей (-я) создается одно из следующих впечатлений:

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, радость, враждебность, злобу, скепсис и т.п. Известно, что улыбка – одно из самых главных выражений человеческого контакта.

Именно неосознанный язык тела наиболее интересен и важен для понимания душевного состояния людей, их отношений и намерений.

Начинающий оратор должен помнить :

1. Движение оратора должны быть естественными. Чрезмерная неподвижность во время выступления невозможна, а чрезмерная подвижность отвлекает от смысла речи.

2. Однообразная поза, жесты, мимика утомляет слушателей. Смена движений особенно уместна тогда, когда намечается переход от одной мысли к другой.

Здесь перечислены не все приемы активизации внимания. Главное состоит в том, что оратор должен хорошо знать то, о чем он собирается говорить, поэтому работа над содержанием речи – его основная задача. Первых преподавателей красноречия в 5 в. до н.э. греки называли софистами (мудрецами). Софисты не только существовали за счет умственного труда, но и сделали умственный труд своим отличием, элементом престижа. Таким образом, внимание к содержанию речи – важнейшее правило риторики. Не случайно еще Цицерон писал, что величайшее из достоинств оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Заключение

Мастерство публичного выступления приходит с опытом работы в профессии. И все же узнать о главных "секретах" ораторского искусства и применении их в аудитории полезно как можно раньше, начиная со студенческой скамьи.

Убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это в известной мере логическая задача, решение которой как кажется многим ораторам (руководителям), не представляет особого труда. Однако результаты исследования в области современной психологии позволяют сделать вывод о том, что большинство говорящих оценивают свои возможности убеждать, а еще в большей мере - переубеждать слишком оптимистично. Чтобы эта оценка не оказалась преувеличенной, необходимо придерживаться некоторых правил. Вот они:

Помните о цели своего выступления.

Подготавливайте речь:

а) прорабатывайте большой объем литературы;

б) «вынашивайте» речь как минимум неделю;

в) не пытайтесь затронуть слишком много вопросов;

г) говорите с людьми на привычном языке;

д) помните что начало и окончание речи нужно тщательно готовить.

Готовьте себя к выступлению:

а) репетируйте речь;

б) не выступайте, если вы утомлены;

г) следите за своим внешним видом и поведением. Всегда поддерживайте контакт с аудиторией.

Убедительность речи в значительной мере зависит от ее характера, образности, афористичности. Если ваша речь суха, невыразительна, то она вряд ли заинтересует слушателей, и вести здесь речь об убеждении вряд ли стоит. Если же вы полны вдохновения, то непременно вызовите интерес у слушателей, передав им его часть. Не думайте, что они проявят большую заинтересованность, чем сам говорящий, к тому, о чем идет речь. Еще Гораций когда-то сказал: «Если хочешь заставить меня плакать, то, прежде всего, должен заплакать сам».

Список литературы

1. Филиппова Л. С., В. А. Филиппов В. А. Русский язык и культура речи. – М., 1993

2. Львов М. Р. Риторика. - Москва, 1995.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М., 1989

4. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. - К., 1989.

6. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.

7. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М. , 1995.

8. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М. , 1981.

9. Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели