Названия уральских гор в разные времена. Уральские горы, урал

Названия уральских гор в разные времена. Уральские горы, урал

Часто в источниках по теме статьи сообщается, что самыми древними горами на планете Земля являются Уральские горы. Но у Урала есть конкуренты в этой теме….

Интересно, что античные географы делили уральские горы на разные участки. Так, например:

  • средний Урал назывался Римнус,
  • северный – Гиперборейские горы,
  • а Южный – Норосские.

Что касается самой древней из сохранившихся летописей Руси, небезызвестной «Повести временных лет», современные уральские горы зовуться Поясовым, Большим Камнем, или Земным Поясом.

Первоначально слово «Урал» на Руси применялось только к территории Южного Урала. Исследователь XIX века В. Н. Шишонко отмечал, что к «Уралу» относилась местность, где стояли златоуствоские заводы, а также районы чуть южнее и чуть севернее». Естественно, в число исконно «уральских» гор входили и вершины Таганая.

Современным восприятием того, что и где есть Уральские горы мы обязаны Василию Татищеву. Для всего этого гигантского горного пояса именно он прочно закрепил название «Урал». Узнав, что местные жители, издревле называют родные горы «Урал», а свою страну «Урал иле» («страна Урала»), он решил дать такое имя всей горной цепи простирающейся на 2600 километров. И вскоре в деловой, а также разговорной речи весь «каменный пояс» превратился в «уральские горы».

Впрочем, пожалуй, справедливо, что именно Южная часть Урала дала имя всей огромной горной гряде. Именно здесь в полной мере можно ощутить красоту и разнообразие уральской природы с характерными для нее чертами: обилием гор и озер, многообразием климатических зон, ландшафтов, а также разнообразием животного и растительного мира. И символично, что именно сказочные горы Таганая – являются первыми, «истинно» уральскими горами. Сейчас Таганай — национальный парк, доступ в который ограничен.

Кстати коренные народы Урала имеют иные традиционные названия Уральских гор:

  • коми называли их «Из»,
  • манси - Нёр,
  • ханты -Кев,
  • ненцы - Нгарка Пэ

Также в составе уральских гор, на территории Челябинской области находится самая древняя гора… на планете(!)? Название горы незатейливое — Карандаш, находится она в Кусинском районе. По предварительным оценкам ее возраст 4,2 миллиарда лет (для сравнения: возраст планеты Земля ориентировочно 4,6 миллиардов).

Когда-то эта гора была намного выше. А сегодня ее высота каких-то 600 метров. Это все, что не уничтожили воздух, вода и ветер. Большинство ее «ровестников» уже давно разрушило время.

Гора Карандаш уникальна те только возрастом, а и тем, что состоит из древнейшего и редчайшего камня израндита. Встретить его на планете, практически, невозможно. Это почти черная порода, которая по составу ближе к земной мантии, нежели к земной коре.

Но перенесемся в Канаду

Ученые определили, что возраст скал, что находятся у эскимосского поселка Нуввуагиттук , равен 4,3 миллиардам лет . Данное горное образование получило название от того же эскимосского поселка — Нуввуагиттук .

Уральские горы - уникальный для нашей страны природный объект. Наверное, не стоит задумываться, чтобы ответить на вопрос почему. Уральские горы - единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг, является границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями (макрорегионами) нашей страны - Европейской и Азиатской.

Географическое положение Уральских гор

Уральские горы протянулись с севера на юг, преимущественно вдоль 60-го меридиана. На севере они изгибаются в направлении на северо-восток, к полуострову Ямал, на юге - поворачивают к юго-западу. Одной из их особенностей является то, что горная территория расширяется по мере продвижения с севера на юг (это хорошо видно на карте справа). На самом юге, в районе Оренбургской области , Уральские горы соединяются с расположенными рядом возвышениями, такими как Общий Сырт.

Как бы то ни казалось странным, точную геологическую границу Уральских гор (следовательно, и точную географическую границу между Европой и Азией) до сих пор не могут точно определить.

Уральские горы условно делят на пять областей: Полярный Урал , Приполярный Урал , Северный Урал , Средний Урал и Южный Урал .

В той или иной степени часть Уральских гор захватывают следующие регионы (с севера на юг): Архангельская область, республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Пермский край, Свердловская область, Челябинская область, республика Башкортостан, Оренбургская область, а также часть Казахстана.

Происхождение Уральских гор

Уральские горы имеют длинную и сложную историю. Она начинается ещё в протерозойскую эру - настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на месте будущих гор произошёл разрыв земной коры, который вскоре достиг глубины более десяти километров. В течение почти двух миллиардов лет этот разлом расширялся, так что примерно 430 миллионов лет назад образовался целый океан, шириной до тысячи километров. Однако вскоре после этого началось сближение литосферных плит; океан сравнительно быстро исчез, а на его месте образовались горы. Произошло это около 300 миллионов лет назад - это соответствует эпохе так называемой герцинской складчатости.

Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал - примерно на 300-400 метров.

В настоящее время Уральские горы стабилизировались - крупных движений земной коры здесь не наблюдается. Тем не менее, они и по сей день напоминают людям о своей активной истории: время от времени здесь случаются землетрясения , причём весьма крупные (самое сильное имело амплитуду 7 баллов и было зарегистрировано не так уж и давно - в 1914 году).

Особенности строения и рельефа Урала

С геологической точки зрения , Уральские горы очень сложно устроены. Они образованы породами самых разных типов и возрастов. Во многом особенности внутреннего строения Урала связаны с его историей, например до сих пор сохраняются следы глубинных разломов и даже участки океанической коры.

Уральские горы средние и низкие по высоте, наивысшая точка - гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. В профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 400-500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.

Вид Главного Уральского хребта на территории Пермского края. Автор фотографии - Юлия Вандышева

Можно сказать, что Уральским горам «не повезло» в отношении высоты: они образовались в один период с Алтаем, но впоследствии испытывали куда менее сильные поднятия. Результат - наивысшая точка Алтая, гора Белуха, достигает четырёх с половиной километров, а Уральские горы более чем в два раза ниже. Впрочем, такое «возвышенное» положение Алтая обернулось опасностью землетрясений - Урал в этом отношении куда более безопасен для жизни.

Типичная растительность пояса горных тундр в Уральских горах. Снимок сделан на склоне горы Гумбольдта (Главный Уральский хребет, Северный Урал) на высоте 1310 метров. Автор фотографии - Наталья Шмаенкова

Долгая, непрерывная борьба вулканических сил против сил ветра и вод (в географии первые называют эндогенными, а вторые - экзогенными) создала на Урале огромное количество уникальных природных достопримечательностей : скал, пещер и многих других.

Урал также известен благодаря огромным запасам полезных ископаемых всех типов. Это, в первую очередь, железных, медных, никелевых, марганцовых и многих других видов руд, строительных материалов. Качканарское месторождение железа - одно из крупнейших в стране. Хотя содержание металла в руде невелико, она содержит редкие, но очень ценные металлы - марганец, ванадий.

На севере, в Печорском каменноугольном бассейне, добывают каменный уголь . Есть в нашем крае и благородные металлы - золото, серебро, платина. Несомненно, широко известны уральские драгоценные и полудрагоценные камни: изумруды, добывавшиеся близ Екатеринбурга, алмазы, самоцветы Мурзинской полосы, и, конечно же, уральский малахит.

К сожалению, многие ценные старые месторождения уже выработаны. «Магнитные горы», содержащие большие запасы железной руды, превращены в карьеры, а запасы малахита сохранились разве что в музеях да в виде отдельных включений на месте старых разработок - найти сейчас даже трёхсоткилограммовый монолит вряд ли возможно. Тем не менее, эти полезные ископаемые во многом обеспечили экономическое могущество и славу Урала на века.

Текст © Павел Сёмин, 2011
сайт

Фильм об Уральских горах:

Древние называли Урал Рифейскими или Гиперборейскими горами, средневековые географы - Поясом, Камнем, Каменным Поясом, Земным Поясом, русские первопроходцы, как правило, - Камнем. Это название, которое до XVII - XVIII веков употреблялось и в официальных документах,-перевод с местных языков: ненцы именуют Урал Игарка Пэ («Большие Камни»), ханты - Кев («Камень»), манси - Нёр («Камень»), коми - Из («Камень»).

Название Урал впервые упоминается в русских документах конца XVII века, но только в XVIII веке оно прочно входит как в деловой, так и в разговорный язык.

О топониме Урал написано множество работ, однако вопрос до конца так и не решен. Давно и серьезно обсуждаются две версии происхождения этого названия - финно-угорская (мансийская) и тюркская.

Создателями финно-угорской (мансийской) версии были известные исследователи Северного Урала Э. К. Гофман и М. А. Ковальский. Они сравнивали название Урал с мансийским словом ур - «гора». Уже в наши дни венгерские ученые Б. Кальман и Я. Гуя развили мансийскую версию и сопоставили слово «Урал» с мансийским ур ала - «вершина горы». При всей внешней убедительности этой версии она не выдерживает критики, так как сами манси называют Урал только Нёр - «Камень» и никогда не употребляют как по отношению к Уралу в целом, так и к отдельным горам выражение ур ала - «вершина горы».

Сторонники второй версии утверждают, что название Урал по происхождению связано с тюркскими языками - башкирским, татарским, казахским. За эту версию многое: и внешние приметы слова «Урал», характерные для тюркских языков, например, ударение на последнем слоге, и записанное П. С. Палласом еще в XVIII веке наименование водораздельного хребта Урал-Тау, который протянулся через всю Башкирию с ССВ на ЮЮЗ чуть ли не на 300 км, и, наконец, древние формы Арал(ь)това и Орал(ь)това гора, зафиксированные в «Книге Большому Чертежу» 1627 г. и явно относящиеся к Южному Уралу.

Но вот в толковании слова единства нет. Ряд исследователей, начиная с В. Н. Татищева, считают, что этот ороним имеет значение «Пояс» и связывает его с тюркским глаголом уралу, оралу - «опоясываться». Такой путь хорошо согласуется с данными физической географии, но не вполне соответствует фактам тюркской лексики и грамматики.

Другие ученые сопоставляют башкирское название Арал дингезе - Аральское море («Островное море») и уже упомянутое Арал(ь)това гора, допуская перенос по смежности: ведь южная часть Уральского хребта- горная цепь Мугоджары - оканчивается недалеко от Аральского моря. Недавно И. Г. Добродомов показал, что переход Арал в Урал объясним на почве древних чувашско-булгарских диалектов, но высказано и другое предположение: формы Арал(ь)това, Орал(ь)това гора в «Книге Большому Чертежу» ошибочны, фактически должно быть Урал(ь)това гора.

Наконец, географ Е. В. Ястребов считает, что название Урал восходит к башкирскому фольклору. В башкирских преданиях рассказывается об Урал-батыре («богатыре Урале»), который храбро бился с врагами башкирского народа - разными духами и чудищами. Но очень похоже, что это красивое предание вторично и что не название хребта обязано происхождением имени героя, а, напротив, имя герою дано по названию хребта.

Так или иначе, предположение о тюркском происхождении названия Урал более правдоподобно, чем мансийская версия, хотя полной ясности пока нет. Поэтому и появляются все новые объяснения этого загадочного слова.

Несколько лет тому назад пермский краевед Е. Н. Шумилов высказал мнение, что топоним Урал - монгольского происхождения (см. газету «Большая Кама» за 1978 г., № 28). Первоначальная форма названия Урал, по Е. Н. Шумилову,- Хурал уул, то есть «Собрание гор». Тюрки, которые ассимилировали с течением времени уральских монголов, переняли у них название Хурал уул и заменили монгольское уул на тождественное ему тюркское тау - «гора». Позднее начальное х отпало и возникло тюркское название Урал-Тау.

Можно допустить, что какие-то монгольские племена жили на Урале и что в уральской топонимии могут быть и монгольские элементы. Но «Собрание гор» будет не Хурал уул, а Уулын хурал, так как в монгольском языке определение всегда стоит перед определяемым (ср. уулын нуруу - «горный хребет», дословно «хребет горы, гор»). Поэтому гипотеза Шумилова встречает сильный контраргумент со стороны грамматики монгольского языка.

И еще одно предположение высказано совсем недавно - о тунгусо-маньчжурском происхождении слова «Урал». Оно основано на звуковой близости оронима Урал и эвенкийского географического термина урэ - «гора». Поскольку л в эвенкийском языке - суффикс множественного числа, то, следовательно, слово «Урал» надо толковать просто «Горы». Слабость тунгусо-маньчжурской версии прежде всего в том, что остается непонятным, как русские, продвигаясь с запада на восток, могли позаимствовать название Урал у эвенков - жителей Восточной Сибири.

Трудно предугадать, какие новые гипотезы еще появятся и какие исторические документы будут обнаружены. Но скорее всего название Уральского хребта пришло с юга - из тюркских языков.


Откуда пришли арии заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии, Малой Азии и Средиземноморья.

Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия , упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.


Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими .

До настоящего времени не предпринималось попытки воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям, разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих исследователей.

Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли арии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня, имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и алмазу.

Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.
Есть основания полагать, что распространение культуры микролитов происходило с Урала.
Попробуем наложить схему их распространения на современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские народы в настоящее время.

Если предположить, что расселение ариев происходило с Урала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и далее в Иран и Индию.

Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте. В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории современной Индии и Ирана.
Исследуя геологические, палеонтологические и астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники, один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851—1920 гг.) сделал вывод, что обитатели прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина в Ведах».

В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев — множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата, как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.

В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта . Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп арийских (индоиранских) племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и ремесла.
Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.

Возле Синташты расположен «Большой курган» — предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то это был грандиозный Храм.
Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают 4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том, что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.

По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).
Покинув свой народ, который не понял его, он отправился в странствия и с почтением принимался в других землях.

Зороастр создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.

Связь между античными культурами народов Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои, пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики, найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.
Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии (часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости Микенах — идентичны.

Путь племен из уральских степей, через Южную Украину до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном импульсе распространения, достигшем Урала.

Н.К.Рерих. «Зороастр»
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на территории Южного Урала.
В древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря».
Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен… То с востока прибой гремит, то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».
Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем… по берегу океана».
Он говорит здесь о Северном океане.
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.

Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)

Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.
Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.
А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В «Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:

Представление о Земле Геродота (V в. до н.э.)

«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди, на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».

Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.
Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир людей боги направили великие потоки.
К северу от Меру также простирается обширный океан, часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)

В зороастрийской литературе встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).
Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил — быстроконного Солнца, Луны и звезд.

И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой Хараити.
Отсюда берут начало великие земные реки.
Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем эти горные массивы находятся на севере.

Интересно сопоставление сведений о чудесной стране, содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.
«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».
«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот «счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом, была свободна от холодных и знойных ветров.

Во всех источниках это — благая страна небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.
При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи. Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями: «Сперва гора восстала, … Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).

Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами.
Возможно, здесь содержится указание на первые государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.

Если понимать эти священные горы древних не только в материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также первое Великое Духовное Учение нашей пятой или арийской расы и (или) место его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования, ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.
Множество сходных деталей и сюжетов в античной, древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции. Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как Уральский.

Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных греческих авторов:
Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы», Угимн III книги).

Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи. Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и многообразных контактах финно-угорских и арийских племен

Уральские горы являются горной системой, расположенной между Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнинами, и представляют собой своеобразную границу, отделяющую Европу от Азии. Они образовались путём столкновения Африканской и Евроазиатской литосферных плит, в результате чего одна из них буквально подмяла под себя другую. С точки зрения геологов, эти горы возникли сложным способом, так как состоят из пород разного возраста и типа.

Протяженностью более чем 2000 км, Уральские горы формируют Южный, Северный, Приполярный, Полярный и Средний Урал. Из-за такой длины их ещё в первых упоминаниях XI века называли Земным поясом. Повсеместно там можно увидеть кристально чистые горные ручьи и реки, которые выливаются потом в более крупные водоемы. Из больших рек там протекают следующие: Кама, Урал, Белая, Чусовая и Печора.

Высота Уральских гор не превышает 1895 метров. Так, является средним по уровню (600-800 м) и самым узким по ширине хребта. Для этой части характерны пикообразные и резкие формы с крутыми склонами и глубокими долинами. Наибольший подъем (1500 м) имеет вершина Пай-Ер.

Приполярная зона немного расширяется и считается наивысшей частью хребта. Здесь расположены следующие вершины: гора Народная (1894 м), которая является самой высокой, Карпинского (1795 м), Сабля (1425 м) и многие другие Уральские горы, средний подъем которых колеблется от 1300 до 1400 метров.

Они также характеризуются острыми формами рельефа и большими долинами. Примечательна эта часть и тем, что тут существует несколько ледников, самый большой из них тянется в длину практически на 1 км.

В северной части Уральские горы, высота которых не превышает 600 метров, характеризуются сглаженными и округлыми формами. Некоторые из них, сложенные из кристаллических пород, под воздействием дождя и ветра принимают забавные формы. Ближе к югу они становятся ещё ниже, а в средней части они принимают форму пологой дуги, где наиболее значительную отметку (886 м) занимает вершина Качканар. Рельеф здесь сглаженный и больше равнинный.

В южной зоне Уральские горы заметно повышаются, образуя множество параллельных хребтов. Из высших точек можно отметить (1638 м) Ямантау и (1586 м) Иремель, остальные - чуть ниже (Большой Шолом, Нургуш и др.).

На Урале помимо красивых гор и пещер есть очень живописная, разнообразная природа, а также много других достопримечательностей. И поэтому он так привлекателен для многих туристов. Здесь можно подобрать маршруты для людей разного уровня подготовки - как для новичков, так и для любителей экстремальных путешествий. Кроме всех прочих достоинств, Уральские горы являются кладезем полезных ископаемых, к которым относятся такие: руды меди, хрома, никеля, титана; россыпи золота, платины, серебра; залежи каменного угля, газа, нефти; драгоценные малахит, алмазы, ямша, хрусталь, аметист и пр.).

Как говорят, лучше гор могут быть лишь горы. И это правда, потому что их непередаваемая атмосфера, красота, гармония, величие и чистый воздух вдохновляют и заряжают позитивом, энергией и яркими впечатлениями на долгое время.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели