Микеланджело буонарроти роспись потолка сикстинской капеллы. Полный обзор росписи на потолке сикстинской капеллы

Микеланджело буонарроти роспись потолка сикстинской капеллы. Полный обзор росписи на потолке сикстинской капеллы

05.08.2020

Капелла носит имя своего основателя. Она строилась в неспокойный период конца XV в. Предполагалось, что при необходимости в ней сможет укрыться понтифик со свитой. Поэтому Cappella Sistina снаружи больше похожа на бастион, чем на церковь. Где именно находится Сикстинская капелла? Это серое неприметное снаружи здание примыкает к Собору св. Петра. Его стены после постройки были покрыты фресками известных итальянских художников, включая Боттичелли и Перуджино.

В начале XVI в. на своде капеллы образовались трещины. Произведённый ремонт испортил рисунок потолка в виде звёзд в ночном небе. В 1508 г. Юлий II решил заказать новую роспись великому скульптору Микеланджело Буонаротти. Четверть века спустя мастер дополнил своё творение приалтарной фреской «Страшный суд», заказанной ему Папой Климентом VII.

Сикстинская капелла - одно из двух (наряду со станцами Рафаэля) главных сокровищ музеев Ватикана. Все экскурсии по музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле. Здесь проводятся важнейшие собрания (конклавы) кардиналов, выбирающих нового понтифика.

  • Размеры капеллы повторяют длину и ширину иерусалимского храма Соломона - 41 и 13,5 метров соответственно.
  • Микеланджело, создавший один из величайших живописных шедевров человечества, считал себя скульптором, а не художником.
  • Титанический 4-летний труд по росписи потолка капеллы серьёзно подорвал здоровье мастера.
  • Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно устойчивыми. До нас не дошёл лишь небольшой фрагмент «Всемирного потопа», отвалившийся от потолка при взрыве порохового склада в XVII в.
  • Великая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» не имеет никакого отношения к капелле. Участие художника в её интерьере минимально: гобелены капеллы были вытканы по его эскизам.
  • Некоторым духовным сановникам, наблюдавшим за процессом создания фрески «Страшный суд», не понравились неприкрытые гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поместил на фреску одного из критиков - церемониймейстера двора Чезена. Он изображён судьёй мёртвых царём Миносом с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеёй. На жалобу Чезена Папа Павел III ответил, что не властен над Адом.
  • Ещё при жизни Микеланджело, в 1560 г., Пий IV приказал прикрыть гениталии обнажённых фигур фиговыми листками. Узнав об этом, художник сказал, что куда труднее придать пристойный вид земному миру. Большинство фиговых листков удалили только в конце XX в., при масштабной реставрации.

Росписи фресок итальянских художников

Стены капеллы опоясывают 12 сохранившихся фресок из первоначальных 16. На южной стене расположено 6 изображений ветхозаветной истории Моисея. Две из них принадлежат Боттичелли. Это - «Избиение младенцев и призвание Моисея» и «Возмущение законами Моисея». Две фрески - «Переход через Красное море» и «Дарование заповедей» выполнил Россели. Перуджино нарисовал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли - фреску «Смерть и завещание Моисея».

На северной стене находятся новозаветные фрески. Кисти Перуджино принадлежат «Крещение Иисуса» и «Передача ключей Петру». «Призвание первых апостолов» - работа Гирландайо, а «Искушение Христа» - Боттичелли. Россели представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».

Завершающие эпизоды этих циклов, изображённые на восточной стене - «Спор у тела Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо, не сохранились. После их разрушения они были воссозданы менее известными живописцами. Ещё двумя фресками Перуджино пожертвовали ради «Страшного суда».

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в ветхозаветной Книге Бытия. Хронологически они предваряют сюжеты росписей боковых стен. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Небес и Земли:

  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение светил и планет».

Следующие фрески посвящены сотворению первых людей и грехопадению:

  • «Сотворение Адама»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Грехопадение и изгнание из Рая».

Последние три относится к истории Ноя. Это:

  • «Потоп»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Каждая фреска - живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Она поражает красотой и гармоничностью позы Адама, которому его Создатель передаёт жизнь касанием руки.

Большинство исследователей в женщине, находящейся рядом с Творцом, склонны видеть образ Софии - Божественной мудрости.

Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (прорицательниц), а также медальонами с религиозными сюжетами. В этих картинах отражена история человечества после утраты Рая. Пророки и сивиллы символизируют её главное грядущее событие - пришествие Спасителя.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Эта масштабная фреска на алтарной стене посвящена новозаветным предсказаниям будущего человечества. Его ожидает апокалипсис, второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре потрясающей динамизмом и выразительностью композиции - грозная фигура Христа. Он вершит суровый суд над людьми соответственно их земным деяниям. Рядом с Ним - Богоматерь.

В верху композиции - ангелы, опрокидывающие крест и символ земной власти - колонну. В нижней части показаны апокалиптические сцены конца времён с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. А в лике апостола Варфоломея, находящегося недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.

Как попасть в Cикстинскую капеллу?

Отдельного входа в неё нет, поэтому добираться нужно до ватиканских музеев. Для этого можно использовать:

  • метро линии A до станций Musei Vaticani, San Pietro или Ottaviano;
  • трамвай № 19 до Piazza Del Risorgimento;
  • автобусы из разных районов города - № 49 до самого входа, №№ 81, 32, 492, 990 и 982 до Piazza Del Risorgimento, №№ 990 и 492 до Via Leone.

Часы работы музеев - 9:00 - 18:00, но кассы и вход закрываются в 16:00. Выходной день - воскресенье, исключая последнее в месяце. В этот день посещение бесплатно, но только до 12:30. Музеи закрыты в религиозные праздники. За билетами, стоящими 16 EUR, часто бывают большие очереди. Меньше народу перед открытием и в послеобеденное время.

Больше всего посетителей в среду - день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Билеты лучше приобретать заранее в онлайн на сайте музейного комплекса или . Правда, придётся заплатить дополнительные 4 EUR. Купленный онлайн билет обеспечит отдельный вход. Отзывы посетителей Сикстинской капеллы, воспользовавшихся этой услугой - сугубо положительные. Обязательный дресс-код исключает шорты, открытые плечи и колени. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются.

Для того чтобы посещение Сикстинской капеллы было максимально познавательным и информативным, рекомендуется воспользоваться очень удобным виртуальным туром на сайте Ватикана по ссылке . Непосредственно в капелле рассмотреть потолочные фрески в таких подробностях невозможно.

У входа в музеи за 7 EUR можно получить русскоязычный аудиогид под залог паспорта. Возврат аудиогида и паспорта производится не там же, а на выходе из музеев в специальном пункте . Можно также заказать экскурсию работающим в Риме русскоязычным гидам.

Сикстинская капелла (Sistina capрella) — центр притяжения всех, кто отправляется в музеи Ватикана, и мало кого останавливает тот факт, что даже просто для того, чтобы дойти от входа в музеи до знаменитой капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, дабы избрать нового Папу, любопытному туристу придется потратить несколько часов.

Любопытно, что изначально никто не собирался делать Сикстинскую капеллу центром всеобщего притяжения. Как часто бывает в жизни — все произошло почти случайно.

НАЗЛО РАФАЭЛЮ

Прежде чем попасть в Сикстинскую капеллу турист неизбежно должен пройти сквозь красивейшие покои, украшенные фресками на тему «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встреча Льва I с Аттилой». Когда узнаешь, что создал эти фрески не кто-нибудь, а сам Рафаэль, вопросы относительно того, почему они выполнены столь мастерски, отпадают сами собой.

На фото: Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати, их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).

Фреска «Диспут» («Спор о Святом причастии»), Рафаэль Санти, Stanza делла Segnatura, 1509 год

А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, поэтому они сговорились и порекомендовали Буонарроти Папе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ФРЕСКИ НА ПОТОЛКЕ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ?

Над потолком Сикстинской капеллы Микеланджело начал работать в 1508 году. Роспись художник делал лежа на спине, с кисточкой в руках. Известно, что во времена Ренессанса художник должен был быть и инженером, поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации своих замыслов Буонарроти разработал собственную конструкцию «летящих лесов».

Фреска «Сотворение Адама», многие предполагают, что Творца Микеланджело изобразил в человеческом мозге

Они представляли собой настил, который опирался на крепления, вмонтированные в отверстия в стенах у верхней части окон. Этот хитрый прием позволил художнику работать сразу на всей поверхности свода. А ниже лесов было натянуто еще одно полотно, чтобы предотвращать падение краски на пол.

КАКИЕ ИМЕННО ФРЕСКИ СОЗДАЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО?

Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли, и Козимо Росселли, и Гирландайо, и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».

«Сотворение Солнца, Луны и Земли» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы

Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Но, не тут-то было.

МУКИ «СТРАШНОГО СУДА»

После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером, и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда», и, несмотря на то, что Буонарроти отказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.

«Страшный суд» (Giudizio universale), название фрески можно также перевести, как «Последний суд» или «Последний приговор»

Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер, и художник посчитал вопрос закрытым. Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался, и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции, и от идеи пришлось отказаться.

Святой Варфоломей на фреске «Страшный суд» — автопортрет Микеладжело

«Страшный суд» был завершен в 1541 году. По силе впечатления, оказываемого на зрителя, фреска не уступает ветхозаветным сценам на куполе капеллы, и все же чувствуется, что эта работа далась мастеру непросто, как говорится, через надрыв. Недаром же на фреске можно увидеть автопортрет самого Микеланджело, и он считается одним из самых жутких в истории искусств, ведь художник изобразил себя в виде Святого Варфоломея, того самого, с которого живьем содрали кожу.

НИКАКОЙ ОБНАЖЕНКИ ИЛИ, КАК ХУДОЖНИК СТАЛ ШТАНОПИСЦЕМ

Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллы Павлу IV Карафа не понравились, и, воспользовавшись тем, что Тридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.

«Ад» — фрагмент фрески «Страшный суд»

Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Он сообщил Папе, что «Удалить наготу легко, для этого всего лишь нужно привести весь мир в приличный вид», то есть, проще говоря, снова не слишком вежливым образом послал понтифика.

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Поза, мол, у них слишком неприличная.

Одетые в тоги Святая Екатерина и Святой Власий

Что характерно, саркастичные римляне, не упускавшие случай позлословить на тему ближнего своего, немедленно окрестили Даниеле да Вольтерра «Il Braghettone», что означает «штанописец» или «исподнишник». Под таким прозвищем он и вошел в мировую историю искусств. Бедолага!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]


15 августа 1483 года Папа Сикст IV освятил Сикстинскую капеллу. На тот момент она еще не была украшена гениальными работами Микеланджело. В то время будущему великому художнику было всего восемь лет. Впрочем, ещё до того, как Микеланджело расписал потолок своими удивительными фресками, Сикстинская капелла играла важную роль в Ватикане.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны


Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма


По мнению многих ученых, главный зал капеллы - точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы


Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело - не единственный художник, работами которого украшена капелла


Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д"Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине


В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д"Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником


Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса


Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает "изогнутый назад", хотя некоторые интерпретировали его как "лежа на спине".

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень


В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: "Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено". Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, "на лету". При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога


Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы


Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, как гимн физической и духовной красоте. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти — один из титанов итальянского Возрождения. Если бы за всю свою долгую жизнь он создал лишь фрески Сикстинской капеллы , то и тогда эту жизнь по праву можно было бы назвать подвигом. Но несравненный скульптор, живописец, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений! И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей на гробнице папы Юлия II.

Внешний вид капеллы

Вид на алтарную стену

Вид от алтарной стены

Подняв головы вверх, надолго застывают люди перед творениями Микеланджело, и не в силах порой сдержаться вполголоса обмениваются восторженными впечатлениями. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.

Фрески потолка, 1511-1512
Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.

Капелла имеет прямоугольную форму (40,93 м в длину и 13,41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы — 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод.
В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо ... На одной стене изображены сцены из жизни Христа , на другой — из жизни Моисея . Однако свод был покрыт живописью, изображающей звездное небо.


Чтобы увидеть фрески знаменитых художников, нажми здесь:

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте , главного архитектора собора Святого Петра. Микеланджело был настроен критически ко всему, что его окружало. Он не питал симпатии ни к кому из великих мастеров того времени, а с Браманте у него сложились напряженные отношения. И тот задумался избавиться от соперника.
Зная силу Микеланджело-скульптора, Браманте решил отстранить его от скульптур и заставить заниматься живописью. Расчет был прост. Художник, не имевший дел с фресками, потерпит неудачу и впадет в отчаяние. И Браманте настоятельно рекомендует папе: не доверять никому роспись капеллы, кроме Микеланджело.
Скульптор, конечно же, понимал этот замысел Браманте и был страшно зол. Кисти он предпочитал резец скульптора, мечтая воздвигнуть грандиозное сооружение со множеством статуй, в которое задумал превратить давно заказанную ему Юлием II гробницу, а его заставляли переключаться на живопись. Напрасно он отказывался, говорил, что «живопись — не его дело», что с техникой фрески он не знаком. Папа был неумолим и Микеланджело пришлось все же согласиться выполнить ответственнейший заказ, как бы бросив тем самым вызов врагам и завистникам, и в первую очередь самому себе. Заметка самого Микеланджело 10 мая 1508 года «сегодня я начал работать» указывает дату начала этого грандиозного труда.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года . Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры) . Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:

Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Юлию II не терпелось поскорее увидеть фрески на своде капеллы, и его очень раздражало нежелание художника показать свою работу. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И в ответ услышал: «Когда смогу». Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку».
31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен, и капелла открыта. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Эти две работы — свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля — стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения.
Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы.
В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах.
Несколько меньше них — группы фигур в распалубках* нал окнами и люнетах** . В них художник изобразил многочисленных предков Христа.


*распалубка — треугольный свод, образованный двумя криволинейными ребрами;
**люнет — арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонталью;
в люнетах помещаются окна; глухие люнеты украшают росписью.

При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, изображающих основные библейские события . Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Вот некоторые из этих фресок:


Сотворение солнца и луны и
сотворение животных и растений, 1511

Грехопадение и изгнание
Адама и Евы из рая, 1510

Сотворение Адама, 1510

Всемирный потоп, 1509

Чтобы увидеть все фрески на библейские сюжеты, нажми здесь:

В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей , сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant"Angelo в 1797 году.
Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Как и во всей росписи Сикстинской капеллы, мастер стремился при помощи человеческого тела показать сложную внутреннюю жизнь человека, охватившие его страсти. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности; прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни.
Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Большинство же из них дано в сильном движении, их фигуры и лица выражают напряженное внимание и беспокойство. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

Чтобы увидеть все фрески, изображающие юношей, нажми здесь:

В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл , сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Здесь, как и всюду, основной темой является человек, человек в действии, в напряжении, которое чувствуется в каждом движении тела. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Мастер стремился подчеркнуть в их образах сверхчеловеческую мощь и нравственное совершенство. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.


Пророк Иезекиил

Ливийская сивилла

Дельфийская сивилла

Пророк Захария

Чтобы увидеть все фрески, изображающие пророков, нажми здесь:

Группы фигур в распалубках и люнетах изображают многочисленных предков Христа .
Перед вами несколько фресок в распалубках (небольшие треугольные своды, образованные двумя криволинейными ребрами):

А вот фрески, расположенные в люнетах (арочные проемы в своде или стене над окнами, ограниченныу снизу горизонталью):

Чтобы увидеть все фрески, изображающие предков, нажми здесь:

Четыре угловых распалубки вдвое больше остальных и заполнены изображением четырех драматических эпизодов из жизни древних евреев :

Юдифь и Олоферн, 1509, распалубка свода

Давид и Голиаф, 1509, распалубка свода

Медный змий, 1511, распалубка свода

Падение Амана, 1511, распалубка свода

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв.м) совсем один, без помощников. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование.
Четыреста фигур (высотой до 2,5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых. Мастера обвинили в кощунстве: в святом месте он изобразил обнаженные тела! В начале 1564 года (через 20 лет) одному из учеников Микеланджело было поручено «одеть» 25 фигур фрески! Так появились на них стыдливые драпировки. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе.
Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», — решил он. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра, и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Итогом этих исследований стала книга «Тайное искусство Микеланджело», опубликованная в прошлом году в Бразилии.

В ходе своей работы бразильские врачи выяснили, что еще один американский врач, некто Гарабед Экноян, нашел изображение почки в «Отделении земли от воды». В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела.
Некоторые их них тематические. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.

Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Некоторые считают, что слишком много воображения. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что, и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». (Я согласна с этим высказыванием, а вы?)
В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле? Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле.

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы как произведение искусства

В 1508 году римский папа Юлий II поставил перед молодым скульптором Микеланджело непростую задачу - расписать свод Сикстинской капеллы в кратчайшие сроки. На тот момент художнику было 33 года и до этого он никогда не занимался настенной живописью.

Приступая к работе, Микеланджело Буонарроти построил подмостки у потолка - и то лежа, то стоя, запрокинув шею, наносил фрески. Картины под сводом Сикстинской капеллы изображают девять сюжетов из Книги Бытия, которые разделяются на три группы:

  • I - сотворение Мира;
  • II - создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая;
  • III - испытания, которые выпали на долю всего человечества.

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Первая композиция, которую выполнил Микеланджело, называется «Потоп» - всемирная катастрофа, которая обрушилась на людей. В центре плафона Сикстинской капеллы расположена фреска «Сотворение Адама», где Бог прикасается к руке первого человека, давая ему жизнь. Эта картина является одной из наиболее знаменитых в истории мировой живописи. Другая тема центрального произведения - «Сотворение Евы», а заключительная - «Грехопадение и изгнание из Рая».

Спустя четверть века, с тех пор как Микеланджело Буонарроти подарил Риму свои произведения под сводом церкви, новый понтифик Павел III назначил ему новую задачу. Художнику предстояло расписать стены Сикстинской капеллы. Так появилась величайшая фреска «Страшный суд», выполненная в 1537 - 1541 годах.

Техника росписи такой масштабной картины заключалась в том, что вся фреска была разделена на фрагменты в Сикстинской капелле - всего 450 квадратов. В верхней части Микеланджело изобразил ангелов, в центре - Иисуса и деву Марию в окружении блаженных. Особое внимание привлекает нижний ярус, где изображен Конец времен и Страшный суд - грешников спускают в Ад, а праведники восходят в Рай.

1. Снаружи Сикстинская капелла - не примечательная церковь 15 века, схожа с типичным крепостным сооружением.

2. До Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывали такие мастера как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Спустя 27 лет молодому художнику предстояло отреставрировать некоторые картины предшественников или нанести сверху свои фрески.

3. В медицине появился термин «Синдром Сикстинской капеллы» - потеря сознания при резком запрокидывании головы. Чтобы посмотреть шедевр под потолком, нужно запрокидывать голову, при этом пережимаются позвоночные артерии и нарушается кровообращение головного мозга. Человек с таким нарушением теряет сознание.

4. В 1940 году на юго-западе Франции была обнаружена пещера Ласко с древними наскальными рисунками, вскоре она названа «Сикстинской капеллой первобытной живописи». На камнях нарисованы сюжеты эпохи позднего палеолита, возраст изображений примерно 20 тысяч лет.

5. Известно, что молодой художник Микеланджело нехотя взялся за работу расписывать Сикстинскую капеллу, об этом свидетельствуют строки из стиха, который он написал: «Я получил за труд лишь зоб, хворобу… Да подбородком вклинился в утробу. Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу полез к горбу, и дыбом борода, и с кисти на лицо течет бурда…».

6. В книге «Тайны Сикстинской капеллы» Бенджамин Блех и Рой Долинер дают свое толкование фресок Микеланджело Буонарроти и раскрывают истинное значение изображений.

Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу

Режим работы : понедельник - суббота - с 9:00 до 18:00 (касса работает до 16:00).
Цена билета : 16 евро (полный); 8 евро (льготный).
Правила посещения : фото и видеосъемка запрещены.

В 100 метрах от Сикстинской капеллы находится и другая известная достопримечательность Ватикана - Собор Святого Петра .

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели