Капитанская дочка экспозиция завязка кульминация развязка. Композиция повести Капитанская дочка (Пушкин А

Капитанская дочка экспозиция завязка кульминация развязка. Композиция повести Капитанская дочка (Пушкин А

Итоговое произведение Пушкина. Роман, сконцентрировавший все волнующие Пушкина идеи.

  • 1833-1836года. Замысел появился во время работы над «Дубровским»
  • 2 проблемы:
  • 1)крестьянское восстание
  • 2)история дворянина, офицера, изменившего своему классу

Истинного реализма до этого не было.

Этическая ценность - воплощение пушкинского идеала: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

06.02.1833 - просьба предоставить доступ к следственному делу Пугачёва.

Сложна история романа:

Сначала интерес - дворяне, перешедший к Пугачёву - Швалевич.

7планов романа, где менялись герои, но в итоге Пушкин приходит к той конечной форме, где за отражением главного героя вырисовывается образ Пугачёва как центральный.

Октябрь 1836 год - роман сдаётся в печать. 14 глав и эпилог.

«Капитанская дочка» - название не случайно, это семейная хроника. Этот жанр - историческая основа повествования.

Выдвинув на первый план Машу Миронову подчёркивает важнейшую идею произведения: в грозных исторических бурях, испытаниях, уничтожающих благополучие, высшая ценность - человек, умение его сохранить в себе идеал гуманности, благородства. Это важнейший гуманистический смысл произведения.

Для Пушкина была важна доля достоверности.

Проблематика разнообразная: национальная, этическая, философская.

Жанровая основа, его композиционная основа обусловлена типом повествования: от первого лица - дворянина Петра Алексеевича Гринёва. Он записал всё это уже будучи взрослым человеком, осмыслив произошедшие с ним события.

Пушкин совершает отделение от себя рассказчика и добивается эффекта достоверности, историчности и объективности. Чистый реализм.

В центре романа - нарастающий бунт, возглавляемый реальным историческим лицом - Емельяном Пугачёвым. В это историческое движение силой обстоятельств вовлечён дворянин Пётр Гринёв. Нет союза между дворянами и восставшими казаками, Гринёв и Пугачёв - социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг у другу. Вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно.

Пушкин сделал своё повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим и включив в них цитаты из подлинных бумаг.

Пушкин описывает быт семьи Гринёвых и Мироновых. Их простая, незаметная жизнь с их старинным патриархальным укладом - тоже русская история.

Все иллюзии Пушкина, относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась ещё больше. И тем отчётливее стала задача найти положительный ответ, решающий трагическое противоречие. С этой мыслью Пушкин организует сюжет.

Роман, стержень которого любовная история Маши и Пета, превратился в мировое историческое повествование. Этот принцип - от частных судеб к историческим судьбам народа - пронизывает сюжет «Капитанской дочки».

Герои и второстепенные лица выведены многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных только отрицательных персонажей. Именно ход истории определил действия героев, выхватывая их судьбу и выявляя качества, которые в повседневной жизни могли и не проявиться.

Благодаря принципу историзма ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию. Пушкин мечтает о том, что бы в будущем не чувствовалось социальное расслоение.

Пушкинские герои предстают в романе с 2-х сторон: как люди, т.е. в своих общечеловеческих и общенациональных качества, и как персонажи, играющие социальное расслоение.

Гринёв - и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание и, в тоже время, обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином. Настоящим дворянином-офицером.

Пугачёв - и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств и, в то же время - жёсткий предводитель бунта, ненавидевший дворянин и чиновничество.

Екатерина 2 - и пожилая дама с собачкой, готовая помочь несправедливо обиженной сироте и самовластная самодержавица.

Капитан Миронов - добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под начальством жены и офицер, преданный государыне.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и подлинно социальное.

Человеческое по Пушкину - выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил.

По мнению Пушкина, и дворянство и крестьянство лагеря недостаточно человечны, но что бы гуманность победила необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, чинов и титулов. Человечность может стать достоянием всех людей и сословий.

Мера человечности стала наряду с историзмом, простотой и совершенством формы неотъемлемым признаком пушкинского реализма, вобравшего в себя и строгую логику и свободную игру воображения романтизма.

«Урок по Евгению Онегину» - Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Боже мой! Татьяна. Владимир Ленский. Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин». Александр Сергеевич Пушкин. Я думал: вольность и покой Замена счастью. Работа с опорной схемой. Евгений Онегин. Все ярко, все бело кругом.

«Евгений Онегин письмо» - Н.М.Карамзин. 4. Образ Евгения Онегина. 7. Заключение. Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824г.,Одесса). 6. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. Зачем вы посетили нас? Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. (Из письма Онегина к Татьяне). С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас (гл.

«О Евгении Онегине» - История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Жанр – роман в стихах. Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Владимир Ленский - сам Пушкин или скорее его идеализированный образ.

«Роман Онегин» - В.Г.Белинский. Как звали отца Ольги и Татьяны Лариных? Реализм (от позднелатинского realis – вещественный). Добролюбов. Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом? Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Какое время года больше всего любила Татьяна?

«Евгений Онегин образ автора» - Лирическое отступление – отступление от непосредственного сюжета в литературном произведении. Онегин, Ленский, семья Лариных, второстепенные персонажи романа. Сюжет – последовательность изображенных в художественном произведении событий. Вспомните, что такое сюжет? Тематика и роль лирических отступлений в романе.

«Евгений Онегин роман» - Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин – лишний человек. Гипотеза: Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Ход исследования. Ход исследования: Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком? Цель работы: Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!..

Всего в теме 14 презентаций

Жанр произведения — историческая повесть, написанная в форме воспоминаний.

Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпи-граф. Основа исторических событий, описанных в повести, — вос-стание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов.

Композиция. В завязке повествуется о детстве и отрочестве Петруши Гринева, о жизни в родительском семействе. Кульмина-ция повести — захват мятежниками Белогорской крепости и казнь капитана Миронова и его жены.

Вторая кульминация — появление Гринева в захваченной кре-пости для спасения Маши. Развязка — известие о помиловании Гринева императрицей. Заканчивается повесть небольшим эпило-гом, хотя не указывается, что это эпилог.

В повести нарисована яркая картина стихийного народного восстания. Пушкин упоминает о некоторых причинах восстания, рисует разнообразный национальный и социальный состав участ-ников движения. Народ в повести — не безликая масса, ведомая своим предводителем, это разноплановые личности, объединен-ные определенной целью: изувеченный башкирец, Хлопуша, ка-заки, крестьяне и многие другие, вставшие под знамена Пуга-чева.

Основные образы. Рисуя образ старика Гринева, Пушкин под-нимает проблему воспитания и образования молодежи. Автор не идеализирует семью Гриневых: глава семьи скор и на принятие решений, и на расправу, нетверд в поисках правды. Симпатию вызывает его сын Петр, в трудных обстоятельствах, будучи со-всем еще молодым, с честью хранивший верность своему слову. Искренний, порядочный, верный присяге, не струсивший перед лицом опасности и военного суда, он вызывает чувство уважения.

С симпатией же, хотя и с некоторой долей юмора, обрисована автором семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что имен-но в такой семье и могла вырасти замечательная девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.

Искреннюю неприязнь вызывает Швабрин — сначала клевет-ник, который может нанести удар в спину, потом изменник, пе-решедший на сторону мятежников, и тюремщик сироты, а после разгрома восстания — и лживый доносчик. Материал с сайта

Сложен образ Пугачева. Глубокая народная любовь, беспощад-ность ко всему антинародному — и гуманность, сметливость; та-лант народного вождя — и наивность; вандализм — и щедрость. Гриневу было искренне жаль, что этот человек не погиб в бою, а сложил голову на плахе. В целом, образ трагичен.

Образ Савельича — выражение Пушкиным высоких нравствен-ных качеств простого русского человека.

Идеализирован образ императрицы, поставившей точку в деле Петра Гринева.

Язык повести исключительно прост, лаконичен, точен и бе-зыскусствен в изображении действительности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткий анализ капитанской дочки
  • анализ капитанской дочки
  • анализ рассказа капитанская дочка
  • пушкин капитанская дочка краткое цитаты
  • козельск капитанская дочка

Повесть построена в форме семейных записок Гринева, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринёв - рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачёвское восстание, как на разбой, а на войско Пугачёва, как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой.

На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной П. Между ними идет борьба, и основные герои «семейственных записок» - Гринёв и Маша Миронова - волею обстоятельств сталкиваются и с тем, и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему укреплениях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой - у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва - живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» - закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести - не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый - единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз «вожатым» парода, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым, и судьба Гринёва сложилась бы1 иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь - прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

«Капитанская дочка», которую Пушкин писал в течение четырех лет и закончил в 1836 году, продолжает развитие его историческо-философской концепции. Размышляя над соотношением действующих в России общественных сил, Пушкин убеждается в неизбежности и исторической оправданности их противостояния, непримиримость которого наиболее отчетливо проявляется в народном бунте. Но в то же время поэт понимает, что только человечность может смягчить жестокость социальных конфликтов. Если недостаток гуманности ставился в упрек преобразовательной деятельности Петра I в поэме «Медный всадник», то в «Капитанской дочке», изображая судьбы простых людей в трагических исторических обстоятельствах, Пушкин, размышляя о соотношении исторически неизбежного и человечного, показывает, как человечность позволяет героям возвыситься над «жестоким веком». Выражению этих мыслей служат все художественные средства исторической повести, среди которых важное место" принадлежит композиции произведения.

«Капитанской дочки» связаны прежде всего своеобразием ее сюжета, которое заключается в том, что события вымышленной истории обретения семейного счастья Петрушей Гриневым происходят на фоне реальной крестьянской войны под предводительством Пугачева. Повествованию придан мемуарный характер, что дает возможность автору наиболее достоверно отразить быт, нравы, дух эпохи, а изложение событий крестьянской войны наблюдателем-дворянином позволяет сделать оценки более объективными. Но голос рассказчика не заглушает голоса автора, позицию которого помогают выявить различные композиционные приемы: симметрия и параллелизм в развитии сюжетных линий, зеркальное сопоставление эпизодов, использование эпиграфов и вставных элементов. Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями - носителями идеалов дворянского и крестьянского миров, изображению противостояния которых подчинена вся художественная ткань «Капитанской дочки». Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева, предваряемый эпиграфом из поэзии Княжина, погружают нас в мир старого поместного дворянства, вызывая ассоциации с фонвизинскими персонажами. Но здесь нет резкой сатиричности Фонвизина. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций, о которых с таким уважением говорится в издательском послесловии и которые Пушкин считал «животворящей святыней». Этой же атмосферой пронизано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской крепости в трех первых главах основной части повествования: «Крепость», «Поединок», «Любовь».

в которых дворянский мир сталкивается с крестьянским. Крестьянский уклад овеян своей поэзией. Повествование о народе насыщено песнями, сказками, пословицами. Этот язык пословиц и загадок, чуждый и непонятный Гриневу, который «ничего не мог понять из этого воровского разговора» мужиков, описанного во второй главе, - сгусток национально-самобытной стихии языка. Крестьянская стихия, неукротимая и разрушительная, противостоит ценностям дворянского мира. Не случайно крестьянский вождь появляется перед Гриневым из бурана как «незнакомый предмет». Но этим героям суждено узнать друг друга так, что это знание позволит каждому выйти из круга свойственных им классовых представлений, и это предстоящее сближение предсказывает «пророческий» сон Гринева.

«Топор», которым размахивает «мужик», «мертвые тела», «кровавые лужи» - эта яркая символика сна предвещает события, свидетелем которых станет Гринев после взятия Пугачёвым Бело-горской крепости. Тесная связь между сном и последующей явью усиливается прямыми перекличками. «Не бось» мужика из сна, повторяют казаки, которые тащат Гринева к виселице: «Не бось, не бось». «Поцелуй у него ручку», - советует матушка Петруше во сне. Эти же слова произносит Савельич, когда помилованного Гринева приводят к Пугачеву. «Страшный мужик ласково» кличет Петрушу во сне - Пугачев «ласково» обращается к Марье Ивановне в главе «Сирота»; это же слово связано с Пугачевым в эпиграфе «Мятежная слобода»: «... Спросил он ласково». Наконец, слова Гринева: «... вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая», - перекликаются е неоднократными упоминаниями о черной бороде и веселости Пугачева. Мотив «пророческого» сна скрепил отдельные звенья повести в стройное композиционное целое.

Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогорской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Швабриным развивается действие, а объяснение в любви между раненым Гриневым и Машей является кульминацией развития их отношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событиях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина». Эта глава отделяет «семейные» главы от тех, в которых романтические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий, то есть отделяет белогорскую идиллию от белогорской трагедии. Соответственно меняется и темп рассказа. События первых трех белогорских глав развивались в течение года, в трех последних белогорских главах описано то, что произошло в течение суток.

непримиримых социальных концепций. Добрый капитан Миронов не испытывал личной вражды к пленному башкиру, приказывая «выстрочить ему спину», а казаки-«губители», притащив Гринева под виселицу, даже желали его ободрить. Но жестокость порождает жестокость, поэтому веревку на перекладине виселицы, приготовленную для старого капитана, держит «изувеченный башкирец». С другой стороны, добрый поступок вызывает цепную реакцию доброты. Мотив «заячьего тулупчика», спасшего жизнь Гриневу, повторяется в ослабленном виде в случае с урядником Максимычем, доставившим в Оренбург письмо от Маши Гриневу, которйй не потребовал у урядника посланной Пугачевым «полтины денег».

До десятой главы Гринев, хотя и сталкивается неоднократно с представителями враждебного лагеря, убежден в справедливости законов дворянского государства. Нравственные и юридические нормы его среды совпадают с его стремлениями как человека. Поэтому так легко торжествует в нем «чувство долга... над слабостью человеческою», когда он отказывается служить Пугачеву. Их разговор происходит в главе «Незваный гость» непосредственно после эпизода, в котором казацкие старшины поют «заунывную бурлацкую песню». Недаром этот эпизод потряс Гринева «политическим ужасом»: последующий разговор с «мошенником» зеркально повторяет песню. Как в песне «надежа православный царь» допрашивает крестьянского сына-разбойника, который отвечает «всю правду», так самозванец Пугачев задает вопросы дворянину, отвечающему столь же правдиво. Царь за правду хвалит разбойника, искренность Гринева поражает Пугачева. Но царь казнит вора, то есть поступает по закону, а Пугачев Гринева милует, то есть поступает по-человечески.

поэтому Гринев выходит из сферы действия дворянских законов и обращается за помощью к мужицкому царю.

«Осада города» генерал отказывает Гриневу в помощи - в следующей главе «Мятежная слобода» Пугачев ее обещает. В главе «Сирота» Пугачев освобождает Машу из-под власти Швабрина, обращаясь с ней «ласково», а в идущей далее главе «Арест» представители правительственного лагеря «с ужасной бранью» останавливают Машу с Гриневым, которого в конце главы арестовывают.

то теперь законы дворянской государственности сулят беду Гриневу, а Маша, обращаясь к дворянской царице, спасает своего жениха.

трагедией, когда старики Гриневы получают известие об осуждении Петруши за участие «в замыслах бунтовщиков», поэтому внешний параллелизм сцен, которые начинаются словами «Однажды осенью...» в первой главе и «Однажды вечером...» в последней, подчеркивает изменение настроения. Например, батюшка уже невнимательно читает Придворный Календарь, а рассеянно переворачивает листы; матушка плачет не горькими слезами при мысли о разлуке с сыном, а радостными слезами надежды на то, что Марья Ивановна добьется оправдания Петруши.

«просить милости, а не правосудия». Когда-то, создавая оду «Вольность», Пушкин считал закон справедливой силой, стоящей и над народом, и над правительством. В «Капитанской дочке» столкновение героев с законом грозит им смертельной опасностью. Пугачев, поступая по законам восстания, должен был бы прислушаться к советам Белобородова и расправиться с Гриневым и Машей. Екатерина II, осуществляя правосудие, должна была бы осудить оставившего осажденный город Гринева. Но они поступают так, как велят им не политические соображения, а человеческие чувства.

«мутного кружения метели» неким оборотнем, исчадьем ада: «что-то черное», «или волк, или человек». Не зря Савельич крестится и читает молитву перед «резиденцией» самозванца, на которой как бы лежит отсвет адского пламени: красные рубахи, кафтаны и «рожи», блистающие глаза, сальные свечи. Да и стоит этот «дворец» «на углу перекрестка» - Место, по народным поверьям, нечистое. Императрица возникает в обстановке райского сада ангельским голубоглазым видением: в белом платье, с белой собачкой, окруженная белыми лебедями. И когда мы читаем, как в этом саду солнце освещает пожелтевшие вершины лип, то вспоминаем бумажное золото на стенах избы Пугачева. Самозванец пытается украсить себя искусственным величием - наделенная властью от Бога кажется обыкновенною дамой. Но оба образа неоднозначны. Ангельский ореол Екатерины меркнет, если вспомнить, что это ее именем у людей вырывали языки и ноздри, арестовывали невиновных, вершили неправедный суд. А Пугачев, хоть и окружен дьявольского вида подручными, все же сидит «под образами», а лев и орел, которым уподобляется бунтовщик в одном из эпиграфов и в калмыцкой сказке, - не только царственные хищники, но и символы евангелистов.

«Капитанской дочки» важным оказывается не различие между крестьянским царем и дворянской царицей, а их способность к милосердию. Императрица разговаривает с Машей так же ласково, как и Пугачев. Пренебрегая мнением сподвижников, каждый из правителей принимает такие решения, без которых оказалась бы невозможной счастливая развязка истории повести. «Капитанская дочка» выявляет авторскую позицию Пушкина, стремящегося возвести человечность в государственный принцип, а к оценке исторических событий применять нравственный закон, в рамках которого снимается антитеза «дворянство - народ», поэтому эпиграфом повести стала пословица, одинаково значимая для человека любого сословия: «Береги честь смолоду».

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели