Как воспитывалась софья горе от ума. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" А

Как воспитывалась софья горе от ума. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" А

09.01.2021

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".


Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом.

А. С. Грибоедов

" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

Это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду", который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.

Каждый человек, который прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.

Софья Павловна Фамусова - центральный женский персонаж комедии. Вокруг неё разворачиваются события. Софье 17 лет, её воспитывал отец и старушка Розье. Мать она потеряла когда была совсем маленькой. Софья очень красива, умна, остроумна и сообразительна, но из-за чтения французских романов, она немного сентиментальна и романтична. Она старается жить по законам общества: в глазах других казаться примерной и обворожительной.

Её образ меняется по ходу комедии. Софья очень находчива, она быстро находит выход из сложных ситуаций. У неё ранимая натура, но твёрдый характер. Когда Молчалин свалился с лошади, она упала в обморок, но очнувшись, быстро придумала отговорку, чтоб никто не догадался о её чувствах к секретарю. Как только Чацкий плохо отозвался о её возлюбленном, она сразу ему отомстила, распустив слух о его безумии.

Софью немного жаль, так как она оказалась жертвой: Молчалин её предал, Чацкий уехал, а отец разочарован в ней и ждёт осуждения общества. Она просто хотела быть счастливой, но полюбила не того человека и не смогла сразу распознать его жалкую натуру.

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность . Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Фамустова - дочь богатого помещика, Павла. Юная красавица «на выданье», не просто вхожая в свет высшего общества, а изначально рождённая в нём. Быть точнее: в семье, держащей светское общество. Софья молода и красива - это её главные отличительные черты. Она обучена всем подобающим манерам поведения и ведёт стандартные девичьи обязанности по дому: читает вслух французских писателей, играет на фортепиано, принимает с улыбкой и мило гостей в доме отца. Юная особа выращена без материнского тепла (Павел рано овдовел), однако, не обделена заботой и вниманием. С детства к ней была приставлена великолепная няня, заменившая ей родного человека.

Софья любит своего отца и названного брата, Чацкого. По крови они не имеют друг к другу отношения, но Фамусов вырастил Чацкого при своём доме, заменив ему безвременно ушедших родителей. То, что Чацкий без ума от Софии и его чувства далеко не родственны, читатель узнаёт из комедии несколько позже. Что касается самой Софьи, стоит заметить, что девушка далеко не глупа, не трусиха, однако, с самоопределением у юной леди действительно не всё гладко. Хотя, такое поведение можно легко обосновать подростковым возрастом и, само собой, влиянием общества, давшим Софье безбедную жизнь, не знающую действительных переживаний.

Характеристика героини

(Софья. Художник П. Соколов, 1866 )

Софья, не смотря на прямое отношение к обществу светскому, живущему «фамустовщиной», имеет своё личное мнение и не желает сливаться с общественностью. Первое противостояние всему, что происходит вокруг, видно в её упорной любви к самосовершенствованию. Софья Павловна - любит читать, что невероятно раздражает её отца. Он негодует от тяги Сонечки перечитывать французскую литературу, считает это непонятным, пустым занятием, особенно для юной леди.

Далее оборона от общего мнения идёт куда глубже: «Что мне молва?» Говорит Софья об их тайной связи с Молчалиным. В то время, когда молодой человек судорожно взвешивает все «за» и «против», молодая Фамустова без зазрения совести проводит с ним и вечера и ночи на тайных свиданиях, прекрасно понимая, что такие отношения ставят на её репутации клеймо позора. В веке, описанном в комедии самим Грибоедовым, такое общение между мужчиной и женщиной считалось равносильно необдуманной разгульной жизни со стороны девушки из семьи с громкой фамилией.

(Роль Софьи, артистка СССР Вера Ершова "Горе от ума", 1939 )

Однако, как бы не стремилась её душа к обособленности и освобождению от людского мнения, сердечный выбор свой Софья останавливает рационально. Молчалин - не потому, что влюблена, а потому, что это спокойнее и выгоднее, чем с очернённым Чацким, любящего её с малых лет. Симпатия - симпатией, а чин ей был изначально к лицу, тем и пользовались по назначению.

Образ героини в произведении

(Анна Снаткина в образе Софьи Фамусовой, Театр одного актёра - проект Е. Рождественской )

Софья - не злой персонаж. В меру открыта, в меру наивна и ой, как хороша. В свои 18, она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью.

Основная её роль в работе Грибоедова - показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно: 10 человек - соседей в твоём доме составляют это самое «общественное мнение» или же, отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека.

Не смогла побороть в себе желание жить в комфорте и сама Софья «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого. Нет уверенности, что Софья испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающееся, прежде всего, её самой, а потом уже и всех, кто стоял поближе.

Образ Софьи Павловны Фамусовой сложен. От природы она наделена хорошими качествами. Это девушка умная, гордая, с сильным и независимым характером, с горячим сердцем, мечтательная. Эти черты отчётливо проявляются и в её поведении, и в её языке. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) О ней так говорит народная артистка СССР А. А. Яблочкина, одна из лучших исполнительниц роли Софьи: «Разве особый язык грибоедов-скоп Софьи, такой отличный от языка других персонажей «Горя от ума», не раскрывает её образ? Её речь ясно показывает, что, несмотря на то, что ей семнадцать лет, - это...не речь девушки, а хозяйки дома, привычной к общему подчинению. Она давно без матери, она чувствует себя госпожой. Отсюда её властный тон, её самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В её речи есть что-то и от крепостных, с ними ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских мадам и французских книг».

Софья постоянно говорит о различных душевных переживаниях: «прикинулся влюблённым, взыскательным и огорчённым», «убийственны холодностью своей», «из глубины души вздохнёт» и т. д.

Её"ум проявляется в высказываниях обобщающего характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждёт из-за угла» и т. п.

Воспитание Софья получила под руководством француженок-гувернанток. Отсюда - обилие галлицизмов1 в её речи: «сказать вам сон», «делить смех». С другой стороны, в её языке есть и просторечия, например: «изволили вбежать», «пересмеять», «к прикмахеру, щипцы простудит».

Хорошие черты и природные задатки Софьи не могли получить в фамусовском обществе своего развития. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательного, сделало её" представительницей общепринятых в этом кругу взглядов, приучило её ко лжи и лицемерию. И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно говорит о Софье: «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Представления о людях, о жизни Софья почерпнула из наблюдений над бытом людей своего круга да из французских сентиментальных романов, которые были тогда очень популярны в дворянской среде, особенно среди девушек.

Вот эта-то сентиментальная литература и развила в Софье мечтательность и чувствительность, по ней она рисовала героя своего романа - человека незнатного, чувствительного. Эти-то романы и могли заставить её обратить внимание на Молчалина, некоторыми своими чертами и поведением напоминавшего её" любимых героев. Сыграло известную роль в её увлечении Молчалиным н другое обстоятельство, па которое указывает Гончаров: «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастливым и иметь в нём вечного раба. Не сё вина, что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга - идеал московских мужей!» На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова».

В Софье Гончаров видит «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости», но «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». За эти хорошие качества Софьи её и любил Чацкий, и тем больнее было ему увидеть в ней после трёхлетнего отсутствия в Москве типичную представительницу фамусовского круга. Но и Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в настоящем свете. По замечанию Гончарова, «ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого».

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели