Еврейская семейная жизнь. Дела семейные: евреи и смешанные браки

Еврейская семейная жизнь. Дела семейные: евреи и смешанные браки

Т етя Еся сидела напротив молодой пары. Вечерело. На столе остывал ужин. Наступил 1946 год. Напротив Еси сидел мой дядя Миша и его избранница Надюша – так ласково он будет называть ее всю свою жизнь.

Закончилась война. Миша вернулся живым, и это было большим счастьем. Еся разглядывала сына, к которому все никак не могла привыкнуть, и девушку, которая сидела рядом с сыном. Все хорошо, и горе позади, и война закончилась, и новая жизнь налаживается, и Миша собирался жениться. Именно поэтому и проходили все эти смотрины в тот вечер. Одно Есю не устраивало: Надюша была нееврейкой. Это не то, чтобы трагедия, но все-таки и не праздник. Именно эти эмоции и передавало лицо Еси.

В наших еврейских семьях негласно присутствует правило: евреи вступают в брак только с евреями. Тому есть много причин, а именно: чтобы не смешиваться с другими народами, чтобы сохранить нацию, чтобы родителей не расстроить, чтобы род свой продлить и т.д. и т.п. Но к слову сказать, и сегодня это факт, что более 55% еврейских браков – это так называемые «смешанные браки». Я тут не собираюсь читать мораль, кому на ком женится или с кем жить. Единственная цель – это рассказать, как жить и как жить с тем человеком, которого ты все-таки полюбил, выйдя за него замуж или женившись на нем.

Кстати о Надюше. Она оказалась замечательной девушкой с добрым сердцем, любящей женой и стала как дочь для Еси. Все они были нашими родственниками, которые жили недалеко от Одессы. Замечательные люди, которые оставили мне большой пример любви и отношения друг ко другу. Их трепетные супружеские отношения до сих пор всплывают у меня перед глазами. Вспоминая о них, я думаю, насколько же я еще несовершенный муж и насколько мне еще есть к чему стремиться в отношениях с моей собственной женой.

Наверное, каждый из нас мечтает построить семью и семейный быт, чтобы жена любила, чтобы муж не имел бóльшего счастья, как вернуться после работы домой, совместный ужин, топот детишек в квартире, прогулки, походы в кинотеатр, да хоть и на базар, и многое другое, что так необходимо каждому из нас.

Говоря о смешанных браках, я говорю о явлении, которое существует сегодня, и мы никуда не можем от этого деться.

Каждая семья – это целый отдельный мир, маленькая вселенная, где существуют свои законы и постановления. Часто мы влазим в эту вселенную, чтобы объяснить, как должна работать любовь, как строят уважение супруги друг ко другу, как должны слушаться дети. Но после таких «курсов ученичества» становится только хуже. И себе и близким людям одно расстройство доставили.

Знаете, как бывает, когда родители все покоя себе не найдут, учат и учат своих сорокалетних детей, как им жить, любить, воспитывать детей… Все мы знаем такие примеры, а иногда и сами ведем себя подобным образом.

Люди, живущие в смешанных браках между евреями и неевреями, не дадут соврать, что в начале совместной жизни, а иногда и пройдя со своей половиной какой-то отрезок жизненного пути, надо привыкать жить заново.

У евреев специфический юмор, отношение к жизни, а еврейские родители – это вообще «что-то с чем-то». Иногда их забота бывает чрезмерной. У евреев своя кухня, которую они хотят видеть и кушать по праздникам. И когда муж или жена – неевреи, то некоторым вещам нужно учиться, чтобы понять их так, как понимает твоя половина, а еврею в этой паре – наоборот. Каждой культуре присущи свои характерные черты.

Давайте поговорим о некоторых жизненных головоломках в смешанных браках.

Что у нас сегодня в меню?

Я помню, как попал в один дом, где один из супругов был русский из средней полосы России. За обедом они меня убедили, что мне обязательно надо попробовать щи.

– Что, – переспросил я, – вы предлагаете мне попробовать?

– Щи, – повторили они мне.

Я родился и вырос в Одессе, я знаю, что такое куриный бульон, я знаю, что такое зеленый борщ с мясом и мелко порезанным яйцом. Но, что такое «щи», я понятия не имел.

Меня усадили за стол, и я вкусил это произведение искусства. В тот день я для себя решил, что щи – это явно не моя еда.

Но эти замечательные и без сомнения искренние люди, которые угостили меня, уплетали это блюдо за обе щеки. Моя бабушка говорила, что если еда не вкусная или не нравится, то ешь больше хлеба, этим ты перебьешь свое кислое выражения лица, и все подумают, что ты доволен. В тот день все так и произошло. Я ел щи, хлеб и был доволен. Поймите правильно, не потому, что щи плохие. Нет и еще раз нет! Просто культура, в которой я вырос, не подразумевала появление щей в моем рационе питания. Так иногда происходит в наших семьях – евреи кушают бульон, а русские обожают щи.

Время в браке научит наш желудок переваривать и бульон, и щи, и другие блюда с наших многонациональных столов.

О чем это я? О том, что даже в такой мелочи, как наш ежедневный рацион питания, мы должны быть гибкими, выясняя, что по вкусу нашей половинке. Потому что сказать: «На! Жри, что приготовила!» или же «Свиней нет! Доедай, что есть!» – для этого большого ума не надо.

Я южный человек, люблю рыбу, но моя супруга никак не могла приготовить такое же настоящее еврейское рыбное блюдо, которое я ел в детстве и в юношестве, которое готовили у нас дома. И что вы думаете, она разочаровалась? Нет. Она пробовала и пробовала – и как-то наткнулась на один армянский рецепт приготовления рыбы. Это блюдо превзошло все мои ожидания! Рыба была по-армянски, но сколько счастья она принесла моему еврейскому желудку, передать это невозможно!

Юмор и отношение к жизни

Так сложилось, что евреи научились относиться к жизни и ее вызовам с юмором, шутя и иронизируя над той или иной ситуацией. Вспомните массу шуток, которые евреи рассказывают сами о себе, о том, например, как Фима считал, что женился неудачно, потому что окна выходили во двор. А майса [«байка»] про Карла Маркса, когда маленький Боря спросил у папы, кем он был? На что папа ответил:

– Он экономист, сынок.

– А! Как наша мама?

– Нет, Боренька. Наша мама – старший экономист.

Всем этим шуткам нет конца.

С таким складом мышления мы и приходим в семейную жизнь. Иногда наши нееврейские половинки переспрашивают нас: «А что ты имел ввиду, когда сказал ту или иную шутку?» И надо объяснять все сначала, стараясь не выйти из себя, потому что, когда в пятый раз объясняешь в чем смысл твоего афоризма, тебя самого это начинает, если так можно выразиться, крутить изнутри.

Один мой знакомый, который женат на нееврейке, начинал свое посещение кухни с громких слов:

– Милая Любаша! А что у нас сегодня здесь сдохло?

Жена первое время обижалась.

– Валера, у нас ничего не сдохло. Нет никакого запаха. Ты что, любимый? – оправдывалась жена.

И начинала отчитываться, что рыба свежая в холодильнике, что фарш уже в голубцах и так далее. Валера, любящий муж, глядя на свою супругу, улыбался, совершенно не раздражаясь от ее недоумения. Со временем они стали чудесной парой и стали понимать друг друга с полуслова. Валера практически перестал спрашивать, что у нас тут сдохло, потому что Любочка, его жена, научилась достойно отвечать Валере.

– Валера, не начинай! Курица новая, сутки как умерла, а рыба – всего трое суток. Если выпустить в речку, сойдет как за живую.

Согласитесь, что в семейной жизни, в наших повседневных отношениях, юмор занимает не последнее место. Он помогает нам реагировать на совершенно разных людей, не огорчаясь и не раздражаясь.

Вера в Бога и наши религиозные представления

Ох! Это не простой вопрос. Бог. Религиозные представления. Как поступить правильно в том или ином случае?

Большинство из нас не задумывается над этими вопросами. Но время от времени они начинают нас беспокоить.

Мы все с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что жизнь – она сложнее всех формул, которые мы сами для себя вывели. Иногда бывают такие моменты, когда без Бога или без решения каких-либо важных религиозных вопросов – как без кислорода.

Рая всю свою жизнь прожила, не веруя в Бога. Самое дорогое, самое ценное, что у нее было – это ее муж и мама.

К сожалению, так бывает со всеми, нам приходится отпускать самое любимое и дорогое из нашей жизни. В один мрачный день мамы не стало. Мама умерла. Рая, еврейка, совершенно не знающая, что делать в таких ситуациях, обратилась ко мне.

– Как поступить? К раввину не пойду. Я даже не знаю с чего начать? К священнику тоже не пойду. Хотя Вася мой и украинец, но в церковь мы не никогда ходили. Хочется похоронить маму, отдать ей последний долг, проводить в последний путь. Как мне поступить?

И мы составили план похорон мамы по еврейской традиции, но так, чтобы она была понятна всем присутствующим неевреям. И люди, пришедшие на похороны, остались благодарны.

Часто наши религиозные представления в наших смешанных браках натыкаются друг на друга. Пейсах или Пасха? Кулич или маца? Ну, не разводиться же из-за квасного или неквасного хлеба? И не отгораживаться же друг от друга? Конечно нет и еще раз нет.

Любите своих еврейских или нееврейских мужей и жен! Есть более важные моменты в религиозных вопросах, чем еда, похороны любимых людей или названия праздников на русский или еврейский лад. Вот о них нам и стоит задумываться.

Все эти трепетные моменты касаются напрямую нас и нашего отношения с Господом Богом.

Пару слов о себе

В юношестве я впервые задумался о том, какой Он – Бог. Нужен ли Он мне? Что со мной будет после смерти? Для чего я живу, в чем смысл?

Спустя некоторое время я открыл Библию. Эта книга меня дико раздражала, особенно раздражал меня Новый Завет, потому что, читая его, я приходил в ярость. Как можно поверить в эти слова и, если даже поверить, то что значит «изменить свою жизнь»? А затем через долгий внутренний поиск я пришел к вере в то, что еврейские Писания (Библия) – это истина и что Новый Завет, который рассказывает о Йешуа (Иисусе) – это не просто рядовое событие, а исполнение предсказаний древних пророков Израиля.

Первое, что я услышал от своей семьи:

– Чтоооооо? Иисус? Да ты выжил из ума! Это же Бог гоев?

– Почему Он Бог гоев? – спрашивал я.

В моем доме мне ответить не могли. Продолжая читать еврейские Писания, я все больше и больше убеждался в том, что Он – наш еврейский Спаситель и Он – не случайная личность для еврейского народа; Он умер за грехи народа Израиля и на третий день воскрес из мертвых.

Но в доме начались разногласия, а это было ох как неприятно. Споры о том, кто такой Иисус, достигали временами температуры, как в сталепрокатном цеху. Мне казалось, что мы говорим на одном языке, но совершенно с разных сторон. «Если он не Мессия и не Спаситель, то о ком все эти слова древних пророков Израиля?» спрашивал я.

«И ты, Вифлеем‐Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (книга пророка Михея 5:2)

Вифлеем – это небольшое село в Израиле, и Евангелие от Матфея повествует, что именно там родился Йешуа (Иисус). Дальше говорится, Он станет Владыкой Израиля и что Его происхождение будет таинственным.

Получается, что пророчество исполнилось? В маленьком селе родился мальчик по имени Йешуа, личность Которого вызывает интерес, споры и раздражения тысячи лет! Если бы Он был простым евреем, совершенно рядовым и незаурядным, тогда тысячи и сотни тысяч евреев, начиная с первого века и до наших дней, не признавали бы Его владычества, Его имя просто стерлось бы в веках. А сегодня в одном только Израиле существует уже более 300 общин, исповедующих мессианство Йешуа. Более того, миллионы неевреев по всему миру признают факт Его владычества над своей жизнью.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (книга пророка Исайи 53:4-5)

– Кто Он, который взял наши болезни, грехи, был мучим за нас? Если все эти предсказания ложь и исполнения их случайны, то почему сотни и тысячи евреев и неевреев принимают их всем сердцем? – спрашивал я.

В истории еврейского народа и всего мира был лишь Один, который взял на себе грехи мира и понес наказания за нас. Мы неспособны сами искупить свою вину и свой грех. Это сделал Йешуа, умерев, согласно древним пророчествам, на кресте за нас и воскреснув из мертвых на третий день.

В моей семье эта весть вызывала большие споры. Наши мнения разделялись. Наши обсуждения достигали точки кипения. Но шаг за шагом все мои родственники признали Йешуа, как своего Спасителя.

А что думаете вы, дорогие читатели? Кем является Йешуа (Иисус) лично для вас?

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

Что вы знаете о традициях еврейской семьи? Начнем с ее создания. Все хотят счастья, и вот жених и невеста стоят под хупой, которая символизирует крышу их будущего дома. Две половинки становятся единым целым, и Творец находится между ними. По любовь зарождается после хупы и растет от общих усилий мужа и жены, когда они учатся отдавать друг другу. Научиться жалеть, понимать, принимать, прощать – вот ступени к счастью и пройти по ним нужно вместе. Мир в семье — вот идеал, к которому стремятся супруги.

Немного о моей семье

Вы любите подглядывать в замочную скважину? А пробовали? Давайте сегодня заглянем ко мне, а потом и до вас очередь дойдет. Я хочу рассказать вам о семье моей бабушки Муси. Ее мама осталась одна с двумя детьми, а потом и сама заболела и умерла. Время было такое, тиф свирепствовал. Бабушка тоже заболела, но выжила. И этих двух детей забрал в свою семью брат их мамы. А в семье было своих шесть детей, но другие варианты даже не рассматривались. Тетя и дядя относились к бабушке и ее брату как к своим детям, не лучше и не хуже.

А дети их были просто счастливы, хотя семья жила небогато и еду приходилось теперь делить на десять человек. Все дети выросли, выучились и сохранили прекрасные отношения. Ездили друг к другу в гости и тогда вспоминали смешные случаи из своего детства.

Бабушка часто рассказывала мне про свою тетю Бесю, на которую свалились все дополнительные заботы, и была ей благодарна до конца своей жизни. У тети был особенный характер. Она никогда не думала о плохом заранее, и это помогло им всем выжить в то тяжелое время. Она была стержнем семьи, дарила любовь и оптимизм всем детям и мужу. Даже, когда они выросли и разъехались по всей стране (в Ташкенте жила одна сестра, в Ленинграде еще одна, остальные жили в Одессе и Краснодаре), она объединяла всех и дети с семьями часто собирались в . В то время не считалось подвигом взять детей и вырастить, но привить им любовь к семье и любовь и уважение ко всем родственникам — это дело не такое простое и всегда зависит от матери. Атмосферу дома создает мать, и она же объединяет семью.

Моей бабушке удалось перенять все эти навыки объединения семьи и, даже передать троим детям и внукам. И для правнуков ее – семья на первом месте.

Семейные ценности всегда передавались из поколения в поколение. Многие женщины хотели бы иметь мужа – еврея, потому что слышали, что они все делают для своей семьи. А какое трепетное отношение к детям. Для современного еврейского папы нет проблем присутствовать на родах, менять памперсы, купать ребенка и даже остаться с малышом на целый день.

Отношение к чужим детям, особенно к солдатам, тоже впечатляет. Ну, в какой стране может быть такое объявление в кафе, которые появляется у нас во время обострения конфликтов «Для солдат – еда бесплатно».

Наши из России, с ними мы ездили на горячие источники, с удивлением заметили, как много там отдыхают семьями: родители, дети, бабушки, дедушки.

Как-то пошли в кафе семьей, брат, сестра, дети их, с нами еще была тетя — 90 лет. Когда выходили, в дверях встретили такую же компанию и тоже с ними бабушка примерно такого же возраста. Семейные связи сильны в еврейских семьях.

Куда пропадает тепло в отношениях?

Но вот вопрос, куда же пропадает это тепло и любовь, когда мы выходим на улицу? Я не говорю про поведение на дорогах, там всегда впереди — козел, а сзади – идиот. Не знали? А вы проследите, как вы их называете. Как – то нам пришлось ехать в аэропорт на двух машинах, встречать друзей. Мой муж на дороге вел себя идеально, он знал, что за ним еду я. Почему бы каждому не представить, что впереди едет его сын или дочь, а сзади жена или друг и тогда поведение на дороге изменится. Ведь на самом деле – мы одна семья и все друг другу родные люди, только жаль, что вспоминаем мы об этом только когда нам угрожают и на нас нападают. Так может нужно сказать спасибо нашим врагам? Ведь благодаря им, мы просыпаемся ото сна, где ненавидим друг друга и становимся семьей. Враги пробуждают в нас лучшие чувства, благодаря им наши отношения становятся исправленными и мы опять ощущаем себя любимыми и любящими. Когда каждый думает о каждом.

Семья – это ежедневные усилия

Семья – это постоянная стройка, это ежедневные усилия. Только у животных – это инстинкт и им не нужно делать никаких усилий.

Есть такое выражение – «Мой дом – моя крепость», но это верно, если человек один. Растущий эгоизм отдаляет членов семьи друг от друга и они становятся врагами, не могут жить вместе, ведь каждый считает, что другой живет за его счет.

У разных народов есть один обычай, если не получается построить семейные отношения, то обращаются к знающим, опытным людям, к мудрецам. И с этого начинается семья.

В семье соединяются не просто животной частью. Есть обязательства друг перед другом, перед детьми, родителями, обществом. Если бы не взаимные обязательства, то люди не ощущали бы семейную связь.

Всю мудрость жизни мы черпаем из Природы и она показывает нам на сколько может быть чудесной жизнь в гармонии с Природой и между собой, жизнь в объединении и процветании. И к этой цели – быть одной семьей в гармонии друг с другом мы и должны прийти.

Семья – это основа, потом район, город, государство, отношения между странами, весь мир. Но объединение начинается в семье.


(Теилим, 104:31). Всесвятой, благословен Он, радуется тому, что Им создан мир совершенства и гармонии, "удостоились - Шехина между супругами".

"Свободен да будет он для дома своего..." (Доварим, 24:5)

"Сефер hа-Хинух" объясняет, почему Тора повелела освободить молодожена от воинской службы в первый год после женитьбы. И даже в военное время он обязан оставаться дома весь первый год. Это потому, что даже в трудный для народа час войны необходимо беречь и лелеять семью - основу счастья каждого человека в отдельности и народа в целом. И автор добавляет: "...муж должен находиться вместе со своей женой, предназначенной ему для создания семьи, в течение целого года с момента женитьбы, с тем, чтобы привыкнуть к ней, лучше прочувствовать свою связь с ней, сохранить ее образ в сердце своем и тем самым отдалиться от чужой женщины".

Важность приспособления супругов друг к другу

Интересно, что это пояснение о необходимости привыкнуть и приспособиться друг к другу по меньшей мере в течение года, которое "Сефер Ахинух" приводит как аргумент, поясняющий одну из заповедей Торы, использует и американский раввин, он же психолог, д-р Нахум Драйзер, в своей книге "Зивуг мин hа-шамаим"

Взаимопонимание, терпимость и внимательное отношение супругов друг к другу играют особую роль именно в интимной жизни. Поскольку эта область связана с естественным чувством скромности, мы сказали бы - стыдливости, это может иногда создавать нежелательные проблемы в отношениях между супругами. Поэтому супругам рекомендуется быть откровенными друг с другом и взаимно доброжелательными, уметь в нужный момент сказать доброе слово, ободрить. Это усиливает чувство уверенности и способствует взаимной приспособляемости.

У ребенка, зачатого в чистоте, душа чище и способности лучше Духовный облик еврейского народа в немалой степени определился благодаря соблюдению в народе законов чистоты. Ибо, если мы поражаемся тому, как велик гений еврейского народа и как велика и глубока еврейская душа, устоявшая против беспримерных многовековых гонений и бедствий; тому, как велика нравственная сила народа, в среде которого преступный элемент всегда был минимален (не в пример другим угнетенным и многострадальным народам), то объяснение этому мы должны искать в чистоте еврейской семейной жизни, в его "чистом источнике". Мы уже говорили о том, что в тот момент интимного единения супругов, когда возникает тело ребенка, в него вселяется его душа. И потому, чем возвышеннее в этот момент чувства родителей, тем благороднее душа ребенка.

У евреев Марокко и Туниса было принято вечер окунания очистившейся жены отмечать как праздник. Дом убирался по-праздничному, детей укладывали спать пораньше, вечером готовили праздничный стол и супруги ужинали вместе, будто вновь справляли свадьбу. В некоторых местах матери наставляли дочерей исполнять тяжелые и неприятные домашние работы в течение двух недель отдаления, в день же окунания стараться не уставать, сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть и телом и душой к моменту заповеданной интимности.

На протяжении многих поколений существовала традиция проводить минуты интимности в состоянии душевного подъема. Поэтому семейная жизнь еврея повсюду, во всей диаспоре, была столь возвышенной, а души детей, зачатых в святости и чистоте, - чистыми.

Прошло всего несколько поколений с тех пор, как в определенных кругах начали пренебрегать соблюдением правил чистоты. И вот мы, к сожалению, наблюдаем небывалое у евреев явление - резкое падение нравственности. Участились случаи убийств, грабежей и насилия, которых в прошлом не знала еврейская община.

До замужества невесте следует изучать законы чистоты с помощью замужней женщины, желательно - приятельницы

Законы чистоты семейной жизни включают как общие, так и частные правила. Их нужно знать, соблюдать и выполнять во всех деталях. Чем тщательнее соблюдают эти законы даже в мелочах, тем глубже вживаются в самое мицву и тем благотворней ее влияние.

Изучая эти законы, желательно прибегать к помощи замужней женщины, которая может дать необходимые указания и советы. Не следует довольствоваться самостоятельными занятиями по книгам, поскольку иногда можно неверно истолковать то или иное правило или понятие и по незнанию совершить грубейший проступок.

Выполнение законов как повелений Творца Мы соблюдаем "законы об очищении ниды" не только потому, что мы понимаем их важность с точки зрения утилитарной, т. е. с точки зрения пользы. Мы соблюдаем эти законы потому, что поступать так нам повелел Творец. Все то, что мы доказали и разъяснили, - это только одна сторона вопроса. Возможно, что со временем мы поймем также, что такое святость и в какой зависимости она находится от выполнения нами В-жьих законов. Сейчас мы можем только указать на результаты выполнения законов и заповедей Торы. Мы чувствуем, что их выполнение облагораживает нас, чувствуем, как велико их влияние на нас. Что же касается смысла тех или иных заповедей, то он сокрыт от нас, и все наши истолкования - не более, как предположения. Их подлинный смысл ведом лишь Творцу. Только Он один может указать человеку, как жить в чистоте и святости, дабы заслужить истинное счастье.

На протяжение всех поколений все заповеди Б-жьи выполнялись без мудрствования и независимо от поисков их причин и смысла. Все евреи знали, что заповедь о ниде - строгий закон и что нарушающие его подлежат жесточайшему наказанию - карет (гибель). И этого было достаточно, чтобы еврейские женщины ходили окунаться, причем не в блистающую чистотой и хорошо подогретую современную микву, - они окунались и в холодную воду, и даже в покрытые ледяной коркой замерзшие реки ради того, чтобы жить святой и чистой супружеской жизнью. Это духовно закаляло еврейский народ. И верно сказал раби Иосеф Козенман из Поневежа - ЗАЦАЛЬ:

"Окунание, совершенное нашими матерями в ледяной воде, дало их сыновьям душевную силу идти в пламя огня".

Соблюдение ритуальной чистоты - это не только частное дело. Наши женщины на протяжении всех поколений хранят облик нашего народа. Каждый еврейский мужчина и каждая еврейская женщина должны знать, что в их руках судьба нашего народа. В той мере, в какой они будут соблюдать законы ритуальной чистоты, они удостоятся, с Б-жьей помощью, истинной счастливой жизни. Как потомки и продолжатели поколений, оставшихся верными Превечному, они выполняют свое назначение и тем самым удостаиваются почетного звания - МАМЛАХАТ ЦОhЭНИМ ВАГОЙ КОДОШ (Царство священнослужителей и священный народ).

ЗАКОНЫ ЧИСТОТЫ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ

Под редакцией раввина Н-Бар-Плана

ЗАКОНЫ РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ

Жених и невеста до женитьбы должны ознакомиться с законами ритуальной чистоты, которые им надлежит соблюдать. По природе вещей эта заповедь заповедь о ниде - не афишируется, и даже тщательно соблюдающие ее воздерживаются от публичных выступлений на эту тему. Это приводит к тому, что некоторые понятия, связанные с соблюдением ритуальной чистоты в интимной жизни, малоизвестны или вовсе неизвестны многим молодоженам ведь они не могут усвоить их с детства, как законы о соблюдении кашрута и другие мицвот. Цель настоящей брошюры - подготовить молодую пару ко дню вступления в брак, познакомить ее с лежащей на супругах обязанностью соблюдать заповеди, касающиеся брака, объяснить им основные положения и понятия, относящиеся к законам ритуальной чистоты интимной жизни и разъяснить им практическое применение этих законов. Само собой разумеется, что брошюра предназначена также для молодых супругов, заинтересованных в том, чтобы познакомиться с законами ритуальной чистоты.

Сжатое изложение их дается ниже.

Законы очищения ниды многочисленны и довольно сложны, т. к, учитывают индивидуальные особенности физического и психического состояния женщины. В настоящей брошюре, как сказано, изложены только основные законы ритуальной чистоты, поэтому молодым супругам понадобится в отдельных случаях совет и разъяснения раввина. Раввины обладают большими знаниями и опытом в данной области, они поймут проблемы и личные трудности, которые могут возникнуть в связи с выполнением законов ритуальной чистоты, они всегда готовы помочь советом и разрешить возникшие проблемы. Поэтому упаси Б-г воздерживаться от обращения к раввину, когда у молодоженов возникают какие-либо трудности и сомнения. Следует подчеркнуть, что соблюдение в точности законов очищения ниды невозможно, если жена стесняется посоветоваться с мужем в каждом сомнительном случае и если она воздержится от обращения к раввину непосредственно или через мужа, подругу или через жену раввина.

Брошюра состоит из двух частей: 1) Краткое изложение законов очищения ниды и 2)

Особые разъяснения для жениха и невесты перед свадьбой.

1. Что такое н и д а

Когда у женщины появляется весэт - менструация (или вообще начинается кровотечение) - даже если это мельчайшая капелька крови, мужу и жене воспрещается телесная близость. Им нельзя проявлять каких бы то ни было признаков супружеского тяготения друг к другу, они обязаны отдалиться друг от друга. В силу такого отдаления супругов жена называется нида, что означает:

отдаленная. Отсюда уподобление ниде Йерушалаима после разрушения Храма и изгнания евреев, как сказано: "Поэтому она /столица/ стала нидои" (Эйха,

Трактаты Мишны и Гемары, в которых изложены законы очищения ниды, так и названы:

Тактат Нида.

Между перечисленными в Торе видами ритуальной скверны (ТУМЪА) значится также скверна ниды. В те времена, когда фактически соблюдались все законы ритуальной чистоты, женщине-ниде запрещалось входить в Бейт-hа-микдаш, есть от жертвоприношений и т. д. В наше время понятие нида утратило этот практический аспект (за исключением интимной близости) - женщина-нида ведет себя во всем, как в обычное время, подобно всем другим женщинам. Некоторые применяют и сейчас выражение "чистая" (ТААРА) и "нечистая" (ТМУА) при изучении законов очищения ниды, как это было принято некогда, когда это понятие имело практическое значение для определения состояния человека - "чист" (ТАОР) он или "нечист"

(ТЕМЪА). Ныне выражение "нечистая" применяют по отношению к женщине-ниде, близость с которой мужу запрещена, и "чистая" - когда эта близость допускается.

Хотя законы чистоты в подлинном их ритуальном смысле (т. е. "ТУМЪА" и "ТААРА")

уже не применяются, - запрет нида остался в силе. Следует помнить, что законы очищения ниды касаются любой женщины, не окунувшейся в микву, - до замужества, замужней или вдовы. Запреты, связанные с состоянием нида, отпадают после того, как прекратилось кровотечение и женщина окунулась в воды кашерной миквы. До тех пор, пока женщина не окунулась в микву, даже если прошло много времени после прекращения у нее кровотечения, остаются в силе все запреты, связанные с состоянием нида. Окунание же в микву действенно только при условии соблюдения до окунания всех указанных ниже правил.

Семья в иудаизме , как и в других ведущих мировых религиях, играет одну из ключевых ролей. Согласно истинам иудаизма, когда Всевышний сотворил наш мир, но заложил в человека стремление семейного единства. Это подтверждает изречение Торы: "И сотворил Бог человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил он их".

Сущность Всевышнего - абсолютная целостность. Создав единую сущность по Своему подобию, а затем разбив её на две половинки, он поставил необыкновенную цель перед людьми: вернуть единство на землю, проявив на ней цельность Творца.

Таким образом, Бог заложил в человеке стремление к балансу через . Уделом мужчины становится борьба, он доминирует на территории зла. А - поддерживать всё доброе и хорошее, что есть на свете.

Довольно странно, но семья в иудаизме и само иудейское общество, в целом, много внимания уделяет негативным моментам, которые присутствуют в жизни. Акцент делается на различных проблемах. Возможно, их было бы меньше, если бы мир заимствовал больше женских качеств?

Заповедь: "Плодитесь и умножайтесь" в иудаизме относится, главным образом, . Потому что для него есть чёткий наказ властвовать над всем, что он встретит на земле.

Книга Зоар говорит, что во время встречи молодых людей, юноше больше по душе завоевание и защита во всех смыслах и проявлениях этих понятий. Девушка, которую воспитали в традиционной иудейской семье, скромна. Её внутренний взгляд обращён, главным образом, на .

Но, когда начинается семейная жизнь, в какой-то степени происходит взаимный обмен качествами. Женщина в семье перенимает некоторые мужские качества, пускай не в полной мере. В свою очередь, мужчина получает от своей женщины некоторую мягкость и гибкость в отношениях. Подобные качества муж и жена стремятся воспитать в своих детях.

Подобный баланс в семье поддерживает её и не позволяет какой-нибудь стороне взять верх над другой стороной. В конечном итоге, получается такое единство двух разных людей, о котором мы говорили вначале статьи. Вполне естественно, что чем больше будет подобных сбалансированных семей, тем более крепким и сбалансированным будет и общество, из них состоящее. И тем больше путей у него для развития.

Отдельному человеку, которому не удалось , намного сложнее привнести какие-либо изменения в этот мир. Потому что одинокий человек, как бы не был он талантлив и целеустремлён в своих намерениях, намерен скорее брать, а не отдавать.

"Мужчина не жить один без женщины, а женщина не должна жить без мужа, и вдвоём они не могут быть без Бога", - так гласит мидраш. При этом, духовная составляющая в браке отнюдь не исключает . В Торе нет ни одного указания на то, что это нечто постыдное и греховное.

Крепкие, защищённые, сокровенные отношения всегда начинаются от сердца и заканчиваются интимной близостью. В них чувствуется присутствие божественности, которая способна создать новые и новые души, независимо от того, проходят ли эти души воплощения в тела или нет.

На основе работ молодой матери шестерых детей,
жены раввина, консультанта в области семейной
жизни и воспитании детей, Мириам Рэйбин.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели