Частное и публичное право институт права. Понятие системы права

Частное и публичное право институт права. Понятие системы права


?15

миниcтерство образования и науки российской федерации
федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Институт экономики и права
Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Допущен к защите:
Руководитель работы
____________ / к.ю.н. С.В.Лозовская

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: ПРАВО КАК СИСТЕМА. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

Исполнитель: студент очной формы обучения группы 571-4
ТАЙШИХИН ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ /___________/

Руководитель работы /__________ / ____________ / к.ю.н. С.В.Лозовская

Улан-Удэ 2012

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика публичного и частного права…………......6
1.1. История и причины разделения права на публичное и частное…...….….6
1.2. Основания деления права на публичное и частное…………………….…8
ГЛАВА 2. Вопросы соотношения публичного и частного права…………....11
2.1. Специфические особенности публичного и частного права………….…11
2.2. Общие черты публичного и частного права…………………………..….13
ГЛАВА 3. Частное и публичное право в системе Российской Федерации….16
3.1.Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи………………………………………………… .16
3.2.Международное публичное и частное право в правовой системе России……………………………………………………………… …………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…29

ВВЕДЕНИЕ

В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.
За исходное при определении публичного и частного права предлагается взять высказывание Ульпиана, которое получило дальнейшее развитие в трудах многих ученых прошлого и современности. Ульпиан полагал, что публичное право характеризует положение Римского государства в целом, а частное право относится к пользе отдельных лиц (Д.1.1.1.2). С тех пор считается, что первое отражает и охраняет общие интересы государства, а второе направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов конкретного человека.
Сразу же отмечу, что интерес выступает общим и решающим критерием при определении правовой системы в целом и при характеристике публичного и частного права. Однако как внеправовой (внешний) критерий он здесь проявляется неодинаково. Для уяснения подлинного значения интереса применительно к рассматриваемой проблеме необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, интерес всегда привязан к человеку, его объединениям, социальным группам, слоям, всему обществу. Для позитивного права он изначально не является правовой категорией, в основе интереса могут лежать биологические, психологические, экономические, политические и иные потребности. Правовым интерес становится тогда, когда для его обозначения и реализации необходимы юридические формы и средства. Таковыми выступают субъекты и нормы права, субъективные права, обязанности, юридические гарантии, методы и формы их осуществления и др.
Во-вторых, интерес категория весьма динамичная во времени, пространстве и субъектном проявлении. Разумеется, надо учитывать, что со времен Древнего Рима публичные и частные интересы вместе с общественными и правовыми системами претерпели существенные изменения. Нуждаются в современной интерпретации и сами термины. Необходимо иметь в виду и то, что деление на публичное и частное право принято не во всех культурах и правовых системах. Традиционным примером такого деления выступает романо-германская правовая семья.
Исторический опыт государственного и правового строительства показывает, что формируются тенденции сближения публичных и частных начал и что наиболее положительные результаты общественного развития достигаются при оптимальном сочетании частных и публичных интересов в праве. На таком сочетании принципиальное юридическое равенство субъектов права в рамках единой правовой системы, устанавливается относительная стабильность общественных отношений, становится реальной возможность восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.
В-третьих, реализация любого интереса идет как бы по двумя направлениям.
Одно из них не правовое, в его рамках какие-то интересы субъекта выражаются в нравственных или общественных полномочиях, обязанностях и нацелены на отношения, не входящие в сферу правового регулирования.
Правовое направление расщепляется на легитимное и антилегитимное, интересы здесь осуществляются через права и обязанности, только в первом случае реализация интереса конкретного субъекта права не затрагивает интересы и права других субъектов или интересы участников данных правоотношений совпадают, во втором случае интересы других субъектов ущемляются путем нарушения контрагентом их прав или невыполнения своих обязанностей. Первый случай характеризует действие частноправовых норм, обеспечивающих гармоническое совпадение всех интересов человека, во втором случае в дело включаются публично-правовые нормы, обеспечивающие защиту частных легитимных интересов индивида.
Таким образом, интерес надо рассматривать как принципиальный, но не абсолютный критерий, применение которого помогает ответить на вопрос, чьи интересы (индивида или государства) и в какой степени право отражает и охраняет.
Целью настоящей работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, выявление особенностей публичного и частного права.
Объектом исследования в данной работе является соотношение публично-правовых и частноправовых начал в системе права.
В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания. По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
Задачи:
- изучить историю и причины разделения права на частное и публичное;
- уточнить понятие публичного и частного права;
- выделить основания разделения права на публичное и частное;
- рассмотреть общие и специфические признаки публичного и частного права.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1. История и причины разделения права на публичное и частное

Деление права на частное и публичное берет свое начало из римского права и связано с именем древнеримского юриста Ульпиана. Публичным правом он считал все, что относится к положению государства, а частным - то, что служит пользе или интересам отдельных лиц. В качестве образца частного права Ульпиан рассматривал римское гражданское право. Он, в частности, пришел к следующему выводу: «Публичное право есть то, которое относится к состоянию Римского государства, частное право есть то, которое относится к пользе отдельных лиц, ибо существует польза публичная и польза частная».
И нужно отметить, что подразделение права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли, в частности французский философ Ш.Л.Монтескье, английский философ Т.Гоббс, немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Подобный подход к делению права на публичное и частное представлен в исследованиях российских дореволюционных правоведов - Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и др.
Концепция разделения права на частное и публичное прошла испытание временем и во многом определила юридическую доктрину и практику законотворчества многих государств. Как справедливо указывает С.В. Поленина, «идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств».
Становление частного и публичного права происходит вместе с развитием общества и государства. Поскольку жизнь первобытного общества определялась коллективными началами - общиной, родом, интересы индивида полностью поглощались обществом, нет оснований говорить о существовании в этот период частного права, гарантирующего и защищающего права и интересы частных лиц. Деление права на публичное и частное обусловлено существующим различием между гражданским обществом и государством. Общество, отличное от государства, существовало всегда. Однако гражданское общество возникает в результате отделения государства от социальных структур и разгосударствления ряда общественных отношений. Вместе с этим также необходимо признать, что частное право существовало и до становления гражданского общества, но его сопоставление с публичным правом началось после формирования общества, независимого от государства. «Частноправовое развитие тесно связано со свободой общественного элемента, дающей простор гражданской жизни и позволяющей наиболее полно проявляться правовому творчеству общества».
С.С. Алексеев указывает, что Римское право «содержит не столько собрание юридических конструкций, сколько то, что уже в то время они (юридические конструкции) несли в себе начала частного права: юридическое равенство субъектов, их юридическую автономию, свободу договоров, диспозитивность». Анализ древнерусского права, в частности, Русской правды также свидетельствует о наличии норм частного права, в том числе в ней содержатся статьи о праве собственности и защите прав собственников от нарушителей.
Среди социально-экономических причин деления права на публичное и частное можно выделить:
Во-первых, случившиеся в Новое время, социально-экономические и политико-культурные изменения, которые привели к коренным сдвигам во всех строениях общества, а также к изменению места отдельного человека и различных социальных групп в этих структурах. Поэтому, идея о прирожденных и неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность оказала влияние на все последующие отношения между человеком и государством. На смену юридическое равенстве свободных людей. Впервые в истории все люди, независимо от их социального происхождения и занимаемого положения, были признаны равными участниками общественной жизни, наделенными законом определенными правами и свободами.
Во-вторых, главным институтом экономической системы становится рынок, а ее главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Эти изменения содействовали пробуждению личной инициативы, расширению возможностей отдельного индивида, укрепление его самостоятельности и независимости. Гражданское общество - это общество равноправных людей, легко проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от ненужных запретов и всесторонней регламентации.
В третьих, с конца XIX века ведущее место в промышленности и торговле от мелких предпринимателей переходит к крупным, торговым, финансовым корпорациям. Кроме того, рабочий класс, объединившийся в профессиональные союзы начал представлять внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели. Государство уже не может выступать только как «ночной сторож», все большее место в его деятельности занимают организация социального обеспечения, вопросы образования и здравоохранения, другие социальные функции.
1.2. Основания деления права на публичное и частное.
Деление права на частное и публичное берет свое начало с античного Рима. Источником всего публичного и частного права считаются законы XII таблиц. Классическое разграничение публичного и частного права сказано известным римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное – к пользе отдельных лиц».
Разграничение частного и публичного права может быть произведено по различным критериям.
Материальный критерий – по содержанию регулируемых отношений. «Единственной теоретически правильной сферой гражданского права является сфера отношений имущественных».
Формальный критерий – по процессуальным особенностям судебной защиты. Публичное право охраняется в рамках уголовного и административного судопроизводства, а частное – в рамках гражданского.
По способам и приемам правового регулирования (методу регулирования) различают метод власти и подчинения (императивный метод), который характерен для публичного права, и метод равенства участников (диапозитивный метод), который присущ частному праву. В публично-правовых отношениях один из участников обладает властными полномочиями по отношению к другому, а в частноправовых отношениях все участники юридически равны между собой.
По преобладанию определенного вида норм. Для публичного права характерно преобладание императивных норм, от которых участники правоотношений не могут отступать. Для частного права характерно преобладание диспозитивных норм, которые применяются лишь в том случае, когда участники правоотношений избрали иное поведение.

По составу участников правоотношений. В публичных правоотношениях одним из участников является публичное образование (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), от имени которых выступают соответствующие органы. В частных правоотношениях участниками, как правило, выступают физические и юридические лица. Публичные образования могут быть участниками частных правоотношений, но лишь на началах равенства с другими субъектами.
Ни один из показанных критериев не является абсолютным. Отчетливого разграничения между частным и публичным правом нет и на протяжении истории «граница между публичным и частным правом не всегда проходила в одном и том же месте».
Гражданское право представляет собой базовую отрасль частного права, основанную на принципах частного права, некоторые из которых сложились еще во времена римского частного права. Среди них:
-равенство участников правоотношений;
-неприкосновенность права собственности;
-свобода договора;
-автономия воли участников;
-недопустимость произвольного вмешательства в частные дела.
Для того чтобы правоотношение было публичным, а не частным, необходимо, во-первых, чтобы одному субъекту принадлежало полномочие на власть по отношению к другому, а другой имел бы обязанность подчиняться первому. Это означает, что публичное правоотношение есть правоотношение юридически не равных субъектов: один является юридически независимым от другого (в пределах этого правоотношения!) и при этом авторитетным для него; другой, наоборот, обязан «признавать» авторитет первого, т.е. повиноваться ему и постольку является подчиненным. Понятно, что отношение каждого из нас к тому внешнему авторитету (к государственной власти, церковной власти), который устанавливает правовые нормы, следит за их исполнением и применяет их – является всегда публично-правовым. Отсюда ясно, что частное правоотношение есть правоотношение юридически равных субъектов: ни один из них не является для другого правовым авторитетом; однако при этом оба одинаково подчинены третьему, вне их правоотношения стоящему правовому авторитету, которому они обязаны повиноваться и к которому могут обратиться за разрешением спора о полномочиях и обязанностях.

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА
2.1. Специфические особенности публичного и частного права

Частное право включает основные принципы правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства. Основы частного права, например неприкосновенность собственности или свобода договора, почти нигде и никогда не действовали в чистом виде, подвергаясь по необходимости тем или иным ограничениям. Типы или виды правовых систем отличаются по степени и характеру этих ограничений. Тем не менее, даже при самых грубых ограничениях, частное права никогда не исчезала полностью, поскольку в любой из известных цивилизации нельзя было совершенно убрать товарообмен и товарное хозяйство.
Ценность частного права заключается в том, что оно регулирует, разнообразные взгляда по определению или использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом равноправии участников, самостоятельности их воли и их имущественной обособленности. Имущественные отношения могут и не упираться на указанные признаки, например отношения по формированию государственного бюджета путем взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. Значит, в этих случаях между участниками существует отношения не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т. е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны перед другой, например налоговые и другие финансовые отношения, составляют основу регулирования финансового (публичного) и административного права. Если, например, продавец по договору купли-продажи требует от покупателя уплаты стоимости товара, то это требование основано на том, что покупатель при заключении договора сам согласился на данные условия. Если же одна из сторон нарушит условия заключенного договора, то возникший спор может быть разрешен либо все-таки по их взаимному соглашению, либо по решению не заинтересованной в исходе спора третьего лица (стороны)- суда. А если деньги изымаются у лица в качестве налога, то никакого его согласия на это и не требуется и осуществление такого изъятия проводит сама заинтересованная сторона без обращения к суду даже в случае спора. Автономия воли участников частноправовых отношений, т. е. их свободное решение относительно того, вступать ли им в имущественные отношения, с какой стороны (контрагентом) и на каких условиях, обозначает, что такие решения участники принимают по своей инициативе, на свой страх и риск и под собственную имущественную ответственность. Они также сами определяют, осуществлять ли принадлежащие им права, включая и право на предъявление каких-либо имущественных требований через суд. Наконец, участники частноправовых отношений имущественно самостоятельны. Они являются собственниками своего имущества и в этом качестве присваивают полученный доход и несут риски вероятных убытков. Своим имуществом они отвечают по своим обязательствам перед другими участниками оборота. Все это не только формально, но и по существу побуждает их быть не только истинными хозяевами, но и расчетливыми предпринимателями.
Сферу гражданского (частного) права составляет и некоторые неимущественные отношения, участники которых также обладают автономией воли и самостоятельностью в их правовом определении. С позиций об учении частного права, гражданское право следует определить как основную отрасль права, регулирующего частные (имущественные и неимущественные) взаимные отношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, организовавшиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных (частных) интересов.
Проблема, таким образом, состоит не в разрешении или исключении вмешательства государства в имущественный оборот, а в ограничении этого вмешательства, в установлении законом его четких рамок и форм.

2.2. Общие черты публичного и частного права.

Правопорядок основывается на существовании, различии частноправового и публично-правового регулирования. Частное право с эпох Древнего Рима отображает частноправовую сферу с характерными ей основами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, самостоятельной судебной защиты нарушенных прав и интересов.
Развитие человеческой культуры с той поры привело к неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально новейших общественных феноменов, вызванных к жизни последствиями технических и социальных, а затем научной и информационной революций. Все это видоизменило, но не отменило полностью основы правовой системы, покоящейся на различии частного и публичного права. Сохраняется и общее деление права на частное и публичное. Их различие основывается на принципиальном различии частных и публичных интересов, входящих в основу их первоначального различия. Как говорил древнеримский юрист Ульпиан: «Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц».
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось нелегким вопросом. Все потому, что в области частного права законодатель часто вынужден применять общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан.
Тем не менее, наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого разграничения частного и публичного права, так как отношения, входящие в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки раскрыть критерии разграничения этих сфер решались как отечественными, так и зарубежными учеными на протяжении многих веков. В итоге, стало очевидным, что это отличие включает в характере и приемах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников.
Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.

ГЛАВА 3. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи

Отрасли права – это наиболее крупные и основные звенья строения советского права. Охватывающие важнейшие виды общественных отношений, которые по своему социально-политическому, экономическому содержанию требуют обособленного и юридически своеобразного регулирования. Наряду с этим для отраслей права свойственно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования.
Под юридическим режимом (в данной сфере правовых явлений) следует понимать особенную, единую систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфичными способами регулирования – особенным порядком появления, развития и формированием содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм. Хотя отраслевые режимы могут быть различными (они делятся на генеральные, видовые и специальные), любая отрасль права с юридической стороны выделяется в правовой системе именно таким режимом регулирования.
Отраслевой режим – является сложным по своей структуре. Более главными его черты могут быть характеризованы двумя основными составляющими, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права:
а) особым приемом регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания;
б) особенностью принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны.
Характерной особенностью регулятивных свойств данной правовой общности, присущих ей приемов регулирования является определяющим в отраслевом режиме. Для основных отраслей правовой системы– эти особенности настоль значительны, что они воплощаются в своеобразных, специфических только для данной отрасли методе и механизме правового регулирования. И хотя отраслевые методы и присущие им механизмы по своим элементам построена из двух простейших начел – централизованном и диспозитивном регулировании (1.17.4.)- последние в любой отрасли в сочетании со всей совокупностью приемов и способов правового воздействия (запретами, дозволениями, позитивным связыванием), (1.17.5.) получают своеобразное выражение. Это и является отражением, прежде всего, на правовом статусе субъектов – важнейшей черте каждой основной отрасли права и присущих ей метода и механизма регулирования.
Для каждой основной отрасли свойственен также свой, весьма специфический «набор» отраслевых принципов, общих положений, составляющих общую часть отрасли. Но все - таки определяющие, что придает правовому режиму основных отраслей юридически четкое, контрастное выражение и позволяет рассматривать его в качестве видового или даже генерального, – это наличие особых, только данной отрасли присущих метода и механизма регулирования.
В настоящие время присутствие, особого юридического режима регулирования и его, наиболее ярких для основных отраслей черт– своеобразного метода и механизма регулирования (которые проявляются, в особенностях правового статуса субъектов) – служит важным и непосредственным, безошибочным критерием того, что перед нами реально существующее подразделение в правовой системе, самостоятельная отрасль права.
В настоящие время, юридические признаки также нуждаются в толковании; они все производны, зависят, от материальных условий жизни общества. Для раскрытия первичной основы деления права на отрасли, нужно все время ссылаться на систематизирующие факторы, которые определяют строение права, и к тому, что определяющее значение при формировании подразделений правовой системы обладает предмет правового регулирования. Отраслевой режим регулирования всегда складывается применительно к одному из видов общественных отношений, экономическое, социально-политическое содержание, которого предопределяет и сам факт его формирования, и его юридическую особенность. Также во внимание должны быть приняты и другие систематизирующие факторы, а также независимость юридических режимов, возможность их распространения на другие, не характерные отношения. Также нужно учитывать субъективные факторы, в том числе возможность недочетов законодателя в определении юридического режима, используемого при опосредствовании.
Характеризующие особенности фундаментальных (профилирующих) отраслей, определяющие их значение в качестве основы правовой системы, заключаются в том, что они охватывают такие виды общественных отношений, которые по своему глубинному социально-политическому, экономическому содержанию требуют качественно своеобразного, по специфике правового регулирования и потому предопределяют основные, видовые особенности юридического инструментария. В связи с этим профилирующие отрасли:
1) централизуют генеральные юридические режимы, групповые способы правового регулирования;
2) отличаются яркой контрастностью, юридической "чистотой", юридической несовместимостью и при этом исключают возможность взаимного субсидиарного использования входящих в данные отрасли норм;
3) юридически первичны, т.е. содержат начальный правовой материал, который затем все равно используется при образовании правовых режимов других отраслей, и при этом выступают в качестве заглавных подразделений целых групп, семей отраслей права, например, гражданское право – главной частью семьи отраслей цивилистического профиля;
4) имеют стройную, законченную структуру, связанные четкими закономерными зависимостями, иерархическими связями.
Основной отраслью правовой системы является государственное право. Над ним основываются, с одной стороны, гражданское и административное право – две профилирующие отрасли регулятивного плана, а с другой стороны, – профилирующая отрасль, направлена в основном на исполнения охранительных задач, – уголовное право. И в дальнейшем от государственного и указанных трех других профилирующих материальных отраслей права (гражданского, административного, уголовного) идут генетические, функциональные и структурные связи к соответствующим трем процессуальным отраслям – административно- процессуальному, уголовно - процессуальному, гражданскому -процессуальному.

3.2. Международное публичное и частное право в правовой системе России
Глобализация и распад в правовой и экономической областях деятельности современных государств являются основными направлениями в современном мире и подвергают к образованию иного мнения на роль международно-правовых норм в функционировании межнациональных правовых систем, к пересмотру содержания точки зрения государственного суверенитета, его объема. Самым важным элементом этого процесса для каждого независимого государства является разрешение проблемы о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права.
В тоже время в мире существует много проблем, которые связанны с решениями соблюдения прав и свобод человека. Основы построения связей человека и государства в различных государствах различаются. Вследствие этого возрастает роль общечеловеческих ценностей, которые лежат в основе общего международного права - комплекса общепризнанных принципов и норм международного права. Современное международное публичное право содержит в своих началах общечеловеческие ценности и способно достаточно эффективно оказывать влияние на формирование внутригосударственного права в тех или других формах.
По-моему, результативно решить проблему соотношения норм права - элементов различных нормативных систем на государственном уровне способно конституционное право. Оно проявляет общие публичные интересы, такие как обеспечение безопасности и обороны или экономические интересы государства, его целостность, фиксирует главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр приемов правового регулирования. До принятия Конституции РФ в 1993 году как в теории, так и в практике вопрос о соотношении норм международного права, общепризнанных принципов и норм междуна
и т.д.................

Под системой права понимается объективно существующая внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве норм права, подразделяемых на относительно самостоятельные части.

Система права имеет несколько уровней . Первичной клеточкой (элементом) является

юридическая норма, которая имеет свои внутренние связи и структуру.

Второй уровень системы права – правовые институты . Общественное отношение обычно охраняется и регулируется не одной, а несколькими нормами права. Это является основанием для объединения таких норм в единый правовой институт.

Третьим, основным уровнем системы права отрасль права . Это относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее нормы права, регулирующие большую группу однородных общественных отношений.

Система права современного российского общества включает следующие отрасли :

· государственное (конституционное),

· административное,

· финансовое,

· гражданское,

· гражданско-процессуальное,

· трудовое,

· семейное,

· экологическое,

· уголовное,

· уголовно-процессуальное,

· уголовно-исполнительное.

Частное право основано на признании юридического равенства, имущественной самостоятельности, свободы воли, инициативы и самостоятельности лиц при регулировании имущественных и иных отношений.

Публичное право регулирует отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, например, налоговые и другие финансовые отношения.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив - институт права , который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т. д.), трудовой дисциплины (привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и проч.).

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.



Институту права как основному элементу системы права свойственны :

однородность фактического содержания . Каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений (регулирует типичные отношения);

юридическое единство . Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);

полнота регулируемых отношений . Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

▪ нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).

Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности и т. д. Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения.

Как правило, для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).



Частное право основано на признании юридического равенства , имущественной самостоятельности, свободы воли, инициативы и самостоятельности лиц при регулировании имущественных и иных отношений.

Публичное право регулирует отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой , например, налоговые и другие финансовые отношения.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:
  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

Сферы публичного и частного права

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких , как , земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В , например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

По своему содержанию общественные отношения могут быть разнообразны - имущественные, финансовые, земельные, трудовые и т.д. каждый вид отношений регулируется определенными группами правовых норм. Таким образом, системность общественных отношений обуславливает системность права. Право как система - это органическое целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм:

· Система права характеризуется объективностью, она отражает объективно существующую систему общественных отношений. Если право в своих нормах не будет адекватно отражать эти отношения оно будет тормозить развитие общества. (С другой стороны право регулирует эти отношения).

· Система права - это единство и взаимосвязь всех ее элементов, которые неодинаковы по своему объему и содержанию: нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

· Таким образом, система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Элементы системы права:

1. Норма права (регулирует типовое общественное отношение) образует первичный элемент системы права. Из различных сочетаний правовых норм образуются другие элементы системы, институты, подотрасли, отрасли, которые регулируют уже более сложные группы общественных отношений.

2. Правовой институт объединяет нормы права, которые регулируют какую-то часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права. Например, институт «гражданства», институт «избирательного права» входят в состав отрасли конституционного права.

3. Подотрасль права образуется из родственных институтов одной и той же отрасли права. Нормы подотрасли регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, «обязательственное право» в составе гражданского права объединяет правовые институты - «поставки», «мены», «подряда» и т.д.

4. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права. Отрасль права подразделяется на подотрасли права и состоит из институтов права. Например, отрасль финансового права состоит из института денег, ценных бумаг и т.д.

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты. Система права современного общества состоит из следующих основных отраслей права:

1. Конституционное право (государственное право) - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государственной власти и их основные полномочия.


2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право - представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения (например, честь и достоинство).

6. Трудовое право регулирует общественные отношения в процессе трудовой деятельности.

7. Семейное право регулирует брачно-семейные отношения

8. Гражданско -процессуальное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание применяется.

10.Уголовно -процессуальное право объединяет нормы права, определяющие порядок производства по уголовным делам. Регулирует деятельность органов дознания, прокуратуры и суда и их взаимоотношения с гражданами при расследованиях, в ходе судебного разбирательства и т.д.

11.Исправительно -трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном развитии, с возникновение новых общественных отношений возникают новые правовые нормы, правовые институты и отрасли - авторское право, таможенное право и т.д.

Исторически вся система права условно делиться на частное и публичное право. Это отражает тот факт, что в обществе есть интересы индивида (частные интересы) и всего общества (публичные интересы). В идеальном случае эти частные и публичные интересы должны совпадать, но на самом деле часто расходятся. Эта граница между общественными и частными интересами и обуславливает существование частного и публичного права. Право частного лица (например, право частной собственности на землю) относится к частному праву. А тоже право того же лица (но как представителя государственной организации) уже относится к публичному праву. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, - это частное право. Если субъект выступает как часть социального целого, - это публичное право. Например, имея право частной собственности на землю, использование этой земли в определенных рамках лежит в сфере регулируемой частным правом (что сажать, как совместно использовать с членами семьи); но в случае продажи земли в действие вступает публичное право. Традиционно к частному праву относятся те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частного лица (гражданское, банковское, страховое, патентное право и др.) к публичному праву относятся отрасли права конституционного, административного и уголовного права.

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

С философской точки зрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ по меньшей мере на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти

вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права – специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части – отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права. Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права – явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя.

Итак, система права – это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права. 1. Институт права – это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е.обособление образующих правовой институт норм з главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты.

Кроме названных принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права – это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты – группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного Закона (ст. 16 п. 2 Конституции РФ).

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем с;амым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других.

Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являют-

ся крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные , земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Системное построение права означает; что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности должностных лиц и соответствующих государственных органов в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (непредоставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве – корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, – означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве.

Несомненно значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

12.2. Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)

Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли.

Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий.

В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938–1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на

отрасли является материальный критерий – особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право, как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль – судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный – метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.

Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е.те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании. В отличие от предмета правового регулирования метод пра-

вового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.):

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диапозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений и 2) императивный, или метод власти и подчинения, основывающийся на соподчиненности одних участников отношений другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный – в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.

12.3. Публичное и частное право

Деление права на публичное (jus publicum ) и частное (jus privatum ) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное, – которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е годы при разработке Гражданского кодекса РСФСР В. И. Лениным о том,

что «мы ничего «частного» не признаем, для нас всё в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость.

Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частно-правовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма.

Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу.

Интеграция России в сообщество европейских государств – Совет Европы – предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что делание права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?

Сущность частного права выражена в его принципах – независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публично-правовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.

Частное право – это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право – это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частно-правовая системы могут быть представлены следующим образом.

Публичное право: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право; международное публичное право .

Частное право: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право.

Безусловно, что абсолютной публично-правовой или частно-правовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление – определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства – административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права – процессуальное право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора – нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства в то это одновременно будет означать усиление публично-правовых начал в общественной жиз-

ни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частно-правовые начала будут расширять сферы своего влияния.

12.4. Система права и система законодательства

В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные.

В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма.

Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства – детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность.

Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);

2) комплексные отрасли законодательства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное и некоторые другие;

3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели