Барятинский монастырь. Богородично-Рождественская девичья пустынь

Барятинский монастырь. Богородично-Рождественская девичья пустынь

находился в с. Барятине Данковского у. Рязанской губ. (ныне Данковский р-н Липецкой обл.).

Основан как община весной 1900 г. вдовой действительного статского советника Софией Петровной Муромцевой (урожд. кнж. Голицыной) при своем имении. Муромцева пожертвовала буд. обители 1357 дес. 378 саж. земли и капитал в 100 тыс. р. Первые сестры начали приходить в общину с авг. 1900 г. К 1903 г. число насельниц достигло 130 чел. 16 нояб. 1902 г. Муромцева обратилась в Святейший Синод и в Рязанское епархиальное управление с ходатайством об учреждении монашеской общины. В дек. того же года с. Барятино посетил еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии Владимир (Благоразумов) . Определением Святейшего Синода от 18-26 марта 1903 г. община была официально утверждена. Настоятельницей стала Муромцева, принявшая монашеский постриг с именем София. Внутренняя жизнь организовывалась по монастырскому уставу, сестер окормлял священник: с 15 дек. 1902 г.- Андрей Куницын, затем - Успенский (имя неизв., вероятно, священник сельской церкви), в 1917 г. - священники Михаил Вяземский и Григорий Панфилов. В 1907 г. община была преобразована в Софийский нештатный общежительный мон-рь, а мон. София 24 окт. 1907 г. возведена в сан игумении. По штату 1911 г., в Д. м. было 100 сестер, в 1914 г. - свыше 300 сестер, к 1919 г. проживали настоятельница, казначея, 25 монахинь, 230 указных послушниц, 5 трудниц.

К 1902 г. в общине были построены деревянный 2-этажный на каменном фундаменте келейный корпус с комнатой для спевок, чайной, 17 комнатами для насельниц и домовой церковью, освященной во имя мц. Софии 2 сент. 1901 г. настоятелем Владимирской ц. Рязанской ДС прот. Ионой Солнцевым. К 1904 г. были также сооружены деревянный на 8 комнат дом священника, трапезная с хлебопекарней и подвалом, странноприимный дом с гостиницей, двор для приезжих, дровяной сарай, кирпичный ледник, прачечная, 2-этажный кирпичный корпус. Впосл. были построены 2 кирпичных 2-этажных дома, а также кирпичный дом настоятельницы. Последний, с реминисценциями средневек. североевроп. зодчества, отличался оригинальной композицией: к основному прямоугольному в плане зданию были пристроены 3 высокие 8-гранные башни, увенчанные шатрами. Монастырские постройки были окружены высокой кирпичной стеной и, по воспоминаниям очевидцев, занимали площадь ок. 10 га. Для водоснабжения был устроен артезианский колодец глубиной 246 аршин. При обители был организован скит, мон-рю принадлежала паровая молотилка, действовала церковноприходская школа для 40 девочек-сирот.

В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И. С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции.

15 июня 1914 г. в присутствии еп. Димитрия (Сперовского) состоялась закладка 3-престольного храма в честь Преображения Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мч. Трифона. Храм, рассчитанный на 2 тыс. чел., достроен не был.

В дек. 1917 г. началось разграбление Д. м. рязанским продотрядом, была проведена реквизиция хлеба: на сестру выделялось продовольствия 30 фунтов муки и 4,5 фунта пшена в месяц, на лошадь - 2 пуда овса, «кроме того дали дров, и причт не отказался, так как крестьяне тащили с монастыря все, что можно» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Стол 3. Д. 8. Св. 3. Л. 12-19). В янв. 1918 г. Д. м. был разграблен: имущество, включая церковную утварь, иконы, книги, инвентарь, денежные средства, скот, вывезено в с. Барятино и поделено между участниками грабежа, отобрана почти вся земля (от 1300 дес. осталось под посевами 25). Часть построек была снесена, разрушен монастырский хутор. При этом, по словам настоятельницы, «крестьяне дошли до неистовства, подобно татарской орде, избивали до полусмерти сестер» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Д. 8. Св. 3. Л. 1-1 об., 14).

В марте 1919 г. постановлением Рязанского губисполкома в Д. м. был организован санаторий для туберкулезных больных, сестры проживали в 2 корпусах. К маю 1920 г. Д. м. был закрыт. В 1925 г. в зданиях обители находилась Барятинская коммуна. К нач. 30-х гг. XX в. в коммуне было ок. 100 га пахотной земли, до 300 свиней, до 50 коров, более 500 овец, 50 лошадей; имелось 2 трактора «Фордзон» с комплектом плугов и сеялок. В 1930-1931 гг. большинство зданий и ограда были сломаны, 200 тыс. шт. кирпича увезено в Воронеж. 77-летняя игум. София подвергалась репрессиям и была вынуждена уехать в Москву. В 1933 г. коммуну расформировали, совхоз «Барятинский» вскоре был упразднен, территория мон-ря пребывала в запустении. В 2005 г. рухнула колокольня. По состоянию на 2007 г. сохранились настоятельский корпус с 2 башнями, кирпичный одноэтажный дом, 2 деревянных келейных корпуса на каменных фундаментах, 2 кирпичных амбара; восстановление Д. м. не планировалось.

Арх.: ГА Липецкой обл. Ф. Р-1569. Оп. 1. Д. 4; Д. 21; ГАРО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 2398; Ф. 1033. Оп. 1. Д. 657а; Оп. 4. Стол 3. Д. 8.

Ю. Клоков, А. А. Найдёнов

СЕМЬ ЗАКАТОВ В БАРЯТИНО, ИЛИ ЗАЧЕМ МИРЯНИНУ ЕХАТЬ В МОНАСТЫРЬ Если на пороге вашего дома появится незнакомый человек и скажет, что он у вас будет жить, например, неделю, при этом будет помогать вам по хозяйству и молиться с вами, вы его примете за сумасшедшего и, если он добром не уйдет, вызовете неотложку. Если паломник появляется на пороге монастыря и заявляет то же самое, его с радостью принимают, первым делом кормят, оставляют ночевать… Право же, не от мира сего эти монахи. Хотя все же лучше предупредить о своем приезде по телефону. У монастыря сейчас по человеческим меркам должен быть переходный возраст: обители четырнадцать лет. В 1993 году в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря - планировался скит с сельскохозяйственным направлением. Однако в 1995 году здесь был учрежден самостоятельный женский монастырь, монахиня Феофила (Лепешинская) стала настоятельницей, а потом и игуменьей. Обитель создавалась с практической целью: село угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Храм - образец ампирного стиля в архитектуре - посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Второй престол освящен в честь святых врачей-бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана; в монастыре хранится частица мощей этих угодников Божиих, пострадавших в Риме в стародавние времена, но почитаемых и на Руси, и во всем православном мире. Когда-то не было в монастыре ни этой святыни, ни благолепного убранства в храме. Долго не хватало средств привести в порядок неоштукатуренный, темный от копоти купол; с нуля обживались запустевшие кельи в переданном общине доме. Не могло быть легко. Однако следующей после богослужения заботой стали библиотека, огород и коровник. Как ухитрились монахини, в основном горожанки, уже на начальных порах обеспечить себя продуктами натурального хозяйства - уму непостижимо. При этом книги не лежали мертвым грузом: с первых же дней c тали вести богословский семинар. Изучают историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви и монашества, христианскую антропологию, греческий язык Нового Завета, иконопись. Устав, то есть правило, присутствует во всяком деле как некая основа для любого творчества и фантазии. В каждой семье, даже безалаберной, есть свои традиции и распорядок: в определенное время просыпаются, расходятся на работу, собираются… Монастырь - большая семья, и здесь необходим стройный распорядок. В этот уклад и включается паломник, даже приехавший на короткое время. Первым делом вы узнаете, во сколько начинается служба и трапеза, когда следует приходить на то или иное послушание, когда можно отдохнуть. А еще уставом определяется порядок богослужения - не ради же трапезы мы приехали в монастырь. Будние дни в Барятино отличаются от праздничных в первую очередь тем, что служба вычитывается без священника. В приходских храмах мы обычно не слышим полунощницы, повечерия, изобразительных. Здесь, встав на рассвете, вы войдете в тихий храм, где уже зажигает лампады пожилая монахиня, и скоро зазвучат обычные утренние молитвы, семнадцатая кафизма, удивительные «се Жених грядет в полунощи» и каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю, Часы и Изобразительны. Перечислять долго, но в итоге получается не так уж и много: устав насквозь пронизан милостью к слабому, но не дает ему ослабеть вовсе, а сильному не позволяет возноситься в подвижническом рвении. В воскресенье служба будет мало чем отличаться от приходской - придут несколько человек из деревни, кто-то приедет из райцентра, а кто-то - из Калуги… А на Петра и Павла в храме будет даже немного тесно, но игуменья Феофила будет благословлять каждого, здороваясь по имени. Утром и вечером сестры и паломники преклоняют колени перед главной святыней обители - Ломовской иконой Божией Матери. Особым торжеством становится здесь 25 июня - день чествования этой иконы. Почему именно эта дата - неизвестно: может быть, именно в этот день кто-то заметил две плывущие по реке Угре дощечки, соединил их - и с изумлением увидел образ Божией Матери в короне, с Царственным Младенцем со скипетром в руке. Неизвестно даже, в каком веке это произошло, но вполне вероятно, что в дониконовские времена, хоть письмо и неканоническое. Пережила икона и период гонений в ХХ веке, и бомбардировки в Великую Отечественную. Помнят в монастыре и еще одно обретение святыни: в 1997 году храм ограбили, и лишь 25 июня 1999 года чудотворный образ вернулся в обитель - знакомый священник, увидев ее в продаже, выкупил и вернул сестрам. Такого праздника, как в тот день, не было здесь никогда… За время сиротства сестры составили для Божией Матери тропарь, кондак, величание, даже стихиры и канон, которые впервые звучали в тот памятный день. Множество чудесных исцелений навсегда внесены в монастырскую летопись. Идут и идут к Милостивой Заступнице люди. Точка отсчета - пожар В 1996 году началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, большим помещением для библиотеки, зимним садом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях недолго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет. «Мы стали монахами - у нас ничего нет», - сказали тогда сестры. С тех пор отстроились - как и утешали добрые люди после пожара. Трапезная теперь больше и лучше прежней, и росписи в ней запомнятся любому гостю обители. А вот завершить второй корпус не дал кризис, так что библиотеки до сих пор нет, и книги стоят в мансарде келейного корпуса: невмоготу уже жить, не пользуясь тем, что подарено и куплено за два года. До сих пор летоисчисление здесь ведется от пожара. В кухне ищут какой-то особенный кривой ножик, удобный для разделки рыбы, пока не вспоминают: он же был «до». C лава Богу, никто из сестер при пожаре не пострадал. Погибло несколько кошек - их жалеют до сих пор. Может быть, на вечерней службе вам тоже дадут почитать помянник. Очень трогательный список: многие имена сопровождаются пояснениями в скобках. Часто это фамилии: о здравии рабов Божиих Димитрия (Медведева), Владимира (Путина), Георгия (Лужкова) и иже с ними во «властех и воинстве ея»; о здравии, например, Людмилы (Москва, иконы), Бориса (отец такого-то), Василия (7000 долл.). И я, прилежно читая помянник, не могла не думать о том, что для живущих в монастыре каждое имя вызывает в памяти живой образ человека, так что проговаривание имен превращается в сердечную молитву за страждущих, за друзей, за жертвователей. Из окна комнаты, то есть кельи, где меня поселили, я видела яркое желтое поле невдалеке; дойдя до него, услышала ровное деловитое гудение: оказалось, что это луг, где трудятся пчелы с монастырской пасеки. Знаете, как чудно идет монахине шляпа пчеловода с защитной сеткой, надетая прямо поверх апостольника? В каждой келье монастыря есть письменный стол и кресло с бра – специальное место для чтения В каждой келье монастыря есть письменный стол и кресло с бра – специальное место для чтения Пчелы - это не только цветы и мед, это еще и воск, а воск - это свечи. «Только вот мать О. в свежий воск добавляет огарки, вот и получаются свечи темными, так что ставим мы их только на будни, а на праздники - покупные идут», - сетует мать И. Она же спрашивает меня, почему я чай без сахара пью: «Сразу видно, что ты недавно в монастыре. Поживешь подольше - станешь сахар есть…» Странно, но это «пророчество» запоминается. Что же такого трудного в монастыре, что без сахара никак? Не знаю… Но знаю, что здесь не пытаются выжать из человека невозможное, не «ломают» непосильной работой (а ведь часто приходится читать «страшилки» о женских обителях). Немного смущенно объясняют: зелени со своего огорода хватает только летом, а на зиму матушка закупает - не прокормишься женским трудом. Послушания по-барятински - Ну какие у нас послушания? - проводит «экскурсию» по монастырю мать О. - Самообслуживание в основном. Кухня, уборка, немного на огороде… Порежешь зеленый лук после ужина? «Да о чем тут говорить, всего-то и дела - лук порезать», - думаю я, но, увидев тазик, полный буйной зелени, понимаю, что на кухне я останусь часа на полтора-два. Сбор клубники на грядке - сплошное удовольствие: даже слегка порченые ягоды на стол не годятся, их можно отправлять прямо в рот. Клубника приправлена беседой. - Очень хороший у меня препод по французскому был, - рассказывает мать Е. - Я уж думала, что буду говорить, как сами французы. Да не успела - в монастырь ушла. Специфическая забота в Барятино - о кошках. Накормить 64 зверушки (подкидывают!) каждый день - особое послушание, и я не раз наблюдала, как мать А. идет через двор с большой кастрюлей, а за ней бежит мяукающая толпа. Поделюсь и открытием: рыбьи потроха и плавники с кухни достаются не кошкам, а курицам… Неделя в монастыре обогатит и некоторыми новыми навыками. Вот, например, как разделать рыбу под названием зубатка? Теперь я это умею. Правда, говорят, мне повезло - досталась туша всего в пять килограммов весом. Ее хоть как-то можно было ворочать. А бывают они и гораздо крупнее. - Никак опять об Диккенса! - восклицает мать А., споткнувшись об котенка по имени Диккенс, и все, кто в это время трудится на кухне, понимают, что это игра с цитатой из Хармса. Кажется, чтение здесь - одно из важнейших послушаний. На следующий день после пожара игуменья закупила одежды-обуви, посуды-тазиков и… несколько томиков стихов для утешения сестер. А монастырский сайт, где регулярно появляются новые статьи и фотографии, поражает и живостью языка, и тонким вкусом. Здесь об истории и о планах на будущее, о буднях и о православных праздниках, о некнижных утешениях от Господа… Например, в одну из ночей на кресте храма ночевал аист - взъерошенный крылатый паломник, - и я видела его не только на сайте. Не знаю; может быть, соединение хорошего образования с непревзойденной поэтичностью (а подлинная поэзия лишена слащавости) окрестных пейзажей и дает эффект «творческого отпуска»? Неделя в обители - это, например, семь совершенно разных закатов. Напомню, что службу Ломовской иконе Божией Матери составили именно здесь. Думается, гимнография - одна из высших областей литературы. Неделя в монастыре - это очень мало. Глупо и самонадеянно думать, что за столь короткий срок можно взглянуть на жизнь обители изнутри. Но за это время Барятино успевает стать местом заповедным, обетованным. Поэтому, когда матушка Феофила, благословляя на прощание, приглашает приезжать еще, думаешь: Господи, пожалуйста, приведи меня сюда еще не раз! «Фирменный» барятинский сувенир – шерстяные ослики. Их вяжут в память о любимице сестер, ослице Камилле, долго е время жившей при монастыре. Вязанием осликов занимаются те, кто по состоянию здоровья не может нести более тяжелые послушания «Фирменный» барятинский сувенир – шерстяные ослики. Их вяжут в память о любимице сестер, ослице Камилле, долго е время жившей при монастыре. Вязанием осликов занимаются те, кто по состоянию здоровья не может нести более тяжелые послушания Как проехать Монастырь расположен в 4 км от шоссе Медынь-Калуга, вблизи районного центра Кондрово. Проезд от Москвы (с Киевского вокзала) до ж/д станции Малоярославец или Калуга, далее автобусом до города Кондрова или автобусом Москва-Кондрово от метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан». От Кондрова до Барятино можно доехать на такси.

Монастырь создавался c конкретной практической целью: село, подобно многим и многим российским селам, угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Ее архитектура представляет собой образец ампирного стиля. Главный престол освящен в 1796 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

Другим основанием для открытия монастыря было фактическое существование при храме небольшой монашеской общины, сложившейсяв 70-е годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры; он служил здесь, с небольшим перерывом, с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года и назначения на Южно-Сахалинскую кафедру. В Барятине собрались прошедшие лагеря, утратившие здоровье и вернувшиеся в родные места монахини: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможность поселитьсярядом с единственным действующим на территории от Медыни до Калуги храмом. Община пополнялась за счет местных одиноких прихожанок,но к 1993 году обессилела: состарившиеся постриженницы дореволюционных монастырей ушли ко Господу, а те, кого постригали в Барятине, достигли преклонных лет и не могли как прежде петь и читать за богослужением, ухаживать за храмом, который ветшал вместе с ними.

Приехавшие 3 апреля 1993 года сестры пришли в опустевший дом, выстроенный двадцать лет назад для общины, и все начали с нуля. Прежде всего позаботились о ежедневном кругебогослужения, который неукоснительно соблюдается по сей день: в шесть утра начинается утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в 17 часов совершается вечерня и утреня, в 21 час читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Насельницы пустыни живут по уставу общежительного монастыря: посещают все церковныеслужбы, имеют общую трапезу, трудятся на послушаниях.

Отсутствие средств долго не позволяло начать ремонт храма, приходилось мириться с неоштукатуренным, темным от копоти куполом, лет двадцать назад покрашенным белой масляной краской, неопределенного цвета стенами с разводами от мытья на высоте, куда бабушки доставали со стремянки, нелепыми росписями потолка. Но букеты живых цветов возле особо чтимых икон, грамотное монашеское пение и чтение придавали службе неповторимый колорит.

Большинство сестер горожанки; поселившись в деревне, они вдохновенно занялись сельским трудом: в первую весну посадили картофель, вскопали грядки под овощи, завели козу и корову, за лето построили скотный двор. К осени обитель уже имела свое подсобное хозяйство, обеспечивающее ее натуральными деревенскими продуктами. В 1995 году заложили фруктовый сад. Спустя несколько лет отважились поставить несколько ульев. Сегодня в собственности монастыря 18 гектаров кормовых угодий, два сада, большой огород, пасека, на новом скотном дворе три коровы, коза, ослик, куры.

С первых дней существования обители начали собирать библиотеку, и с первых же дней ввели богословский семинар по системе докладов. Так сложилось, что большинство сестер имеют интеллектуальную потребность, т.е. стремление постигать Бога не только всем сердцем и душою, но и всем разумением (Мф. 22, 37). Каждый год с сентября до Пасхи еженедельно проходят занятия по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию, историю монашества, историю русского монашества, кроме того, греческий язык Нового Завета, иконопись.

В октябре 1996 года началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, подвалами; через шесть лет к нему была сделана пристройка с новыми кельями, большим помещением для библиотеки,зимнимсадом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях не долго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет; подробности на странице

В монастырь часто обращаются люди, оказавшиеся в скорбных обстоятельствах, малоимущие, престарелые, одинокие, и никто не уходит без утешения. Нуждающиеся получают продукты, лекарства, одежду, духовные советы.

В дни школьных летних и зимних каникул обитель принимает девочек-подростков, желающих увидеть монашескую жизнь изнутри. Они живут в сестринском келейном корпусе, посещают богослужения, обучаются церковному чтению, выполняют посильные послушания в трапезной, швейной мастерской, на огороде, пользуются книгами из монастырской библиотеки.

АЛЬ МЫ НЕ ХРИСТИАНЕ?

С началом весны все наши мысли, волнения, надежды сосредоточены на одном событии: продолжение капитального наружного ремонта храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Трудно искать деньги, живя в деревне, вдали от больших дорог, от богатых людей. Выход один - вымолить у Бога попечение о храме.

Начали ремонт 31 августа 2016 года ремонт. Больше месяца освобождали стены от панциря старой штукатурки, местами вцепившейся в кладку намертво, местами отлетавшей мелкой крошкой. Затем строители обмазали стены штукатурным раствором с армирующими волокнам, что позволяло стенам дышать. Зимой лишняя влага вымерзала, а сестры ходили мимо этих серых стен и просили: "Господи, пощади создание Твое. Нас и храм пощади, чтобы бригада вернулась и продолжила работу. Россию пощади - "мирное и благоденственное житие подай, Господи!". Молились усердно за всех, кто присылал пожертвования на счет монастыря и карту Сбербанка, радовались тому, что россияне - самый щедрый народ на планете Земля.

Наш ремонт находится в абсолютной зависимости от помощи извне, потому что монастырь живет только на милостыню. Обитель не имеет никаких производств, перепродажей чужого товара не занимаемся, только молимся и трудимся. Огород и небольшое подсобное хозяйство (две коровы, две козы, куры, пчелы) дают продукты для монастырской трапезы, но есть много прочих расходов - содержание храма, оплата счетов за газ и электроэнергию, приобретение медикаментов, одежды и обуви.

Мы очень тревожимся за финансовое обеспечение продолжения работ. Помогите закончить ремонт, чтобы старинный храм снова засиял своей первозданной красотой. Аль мы не христиане?

После пожара 4 мая 2007 года монастырь получал помощь от благотворителей именно через Фонд "Русская береза", за что мы благодарны сотрудникам. Надеемся, что и сейчас наше обращение не останется без благих последствий. Вы помогаете монастырю - в монастыре молятся о вас.

На монастырском сайте "Киновия" http://feofila.ru/index.php можно познакомиться с другими способами оказания помощи нашей обители, историей монастыря, новостями повседневной жизни. Будем признательны за любую помощь.

Монахиня Серафима (Гриценко), эконом монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.


Дорогие сотрудники благотворительного фонда ""Русская береза". Благодарим за пожертвования в сумме 22 000 рублей и 100 000 рублей, перечисленные на счет монастыря.

Это очень своевременная помощь. В конце августа приступили к наружному ремонту храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Мы рассказывали о предыдущем крайне неудачном ремонте в 2010 году, которого хватило на одну зиму. Из-за использования неправильных материалов состояние кирпичной кладки очень ухудшилось, новый ремонт потребовал огромных затрат. Приходится буквально спасать старинный храм от разрушения. Специалисты составили смету на сумму, которой нет в наличии у строительной организации, приходится брать кредиты. Поэтому будем признательны за любые суммы, отправленные для обители в БФ "Русская береза" или непосредственно на счет монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

О всех, кто нам жертвует, усердно молимся, читая Неусыпаемую Псалтирь.

По благословению игумении Феофилы ответила монахиня Серафима, эконом монастыря.


Дорогие Оксана Михайловна и Марина! Благодарим сердечно за заботу о нас. Деньги в сумме 102 000 рублей поступили на счёт монастыря, использованы на оплату газа и электроэнергии. Сейчас это самые насущные нужды обители. Если вовремя не сделать предоплату и не оплатить итоговые счета, тут же следуют претензии, такой опыт имеется. Желаем вам, всем вашим подопечным, всем благотворителям помощи Божией! Игумения Феофила, настоятельница монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

Сегодня Благотворительный Фонд «Русская Береза» порадовал нас сообщением о пожертвовании для монастыря 102 000 рублей и перечислении этой суммы на счёт обители. Для нас это означает, что на ближайший месяц практически решена проблема оплаты газа и частично электроэнергии. Сердечно благодарим Михаила, Георгия и Ирину за своевременную помощь! Ваши имена внесены в монастырский синодик о здравии для молитвенного поминовения при чтении Неусыпаемой Псалтири. Благодарим руководителя фонда Оксану Гарнаеву и сотрудницу Марину Филатову за публикацию материалов о нуждах сельской пустыньки, не имеющей богатого прихода и, соответственно, доходов.


4 мая 2007 года нашу обитель постигло великое испытание: дотла сгорел сестринский корпус со множеством святынь и всем имуществом, которое собирали в течение четырнадцати лет, включая библиотеку, насчитывавшую не менее восьми тысяч книг. Четыре года минуло с того страшного дня, но до полного восстановления монастыря еще далеко. Мы живем в селе Барятине (в 4-5 км от райцентра, здесь нет крупных предприятий, богатых собственников), приход у нас маленький, ждать помощи не от кого. Стало проблемой не только строить, но и платить за электричество и газ. Экономический кризис усугубил наше бедственное положение. Нижайше просим Вас ради христианского милосердия пожертвовать на восстановительные работы и уставные нужды монастыря сколько сможете.

Добрый день! Высылаем фотографии на тему ремонта храма. Придется заново штукатурить, а это уже очень дорого. Нам никогда не собрать нужную сумму без помощи добрых людей. Предыстория ремонта такова. Всего шесть лет назад храм стоял в лесах, старая штукатурка была отбита до кирпичей, для шпаклевки и покраски использовались лучшие материалы. Работами руководил А.А. Байрошевский, технический директор ОАО «Опал». Получив аванс в сумме 200 000 руб., Алексей Анатольевич в расписке от 9 мая 2009 года сообщает, что «сознает ответственность за невыполнение взятых обязательств и согласен с суммой 660 000 рублей за всю работу». Вскоре привёз интернациональную бригаду, набрал на дорожной обочине приезжих с юга бывшего Союза. Монастырь предоставил жильё, трехразовое питание. За лето оштукатурили стены, покрасили, заменили обрешетку крыши, положили новенькую медь. Осенью расплатились с Байрошевским. Но красоты хватило ненадолго. Запись от 25 февраля 2012 года в журнале заседаний Попечительского совета монастыря свидетельствует: «В течение зимы выяснилось, что наружная отделка храма Рождества Пресвятой Богородицы выполнена с очень низким качеством: краска пузырится, отваливается вместе со шпаклевкой и штукатуркой». Совет обязал призвать ОАО «Опал» исправить недостатки ремонта. Призвать не удалось. ОАО «Опал» таинственно исчезло. Фирм с таким названием в интернете полно, но рязанской нет. Поговорили с Байрошевским по телефону. Исправлять брак категорически отказался, нашёл тысячу оправданий. На том дело кончилось. Судебную тяжбу затевать не в наших правилах. По нынешним ценам новый ремонт обойдется в пределах шести миллионов рублей. У бедного сельского монастыря таких денег никогда не было, нет и без вашей помощи не будет. Поэтому ниже ставлю ссылку на информацию о том, как поучаствовать в сборе средств на будущий ремонт. http://feofila.ru/index.php?go=Content&id=13.

Ремонт очень нужен, стыдно за такое состояние храма. Издалека выглядит благополучно, а вблизи - позорище. Мы на жизнь еле-еле собираем, а ремонт вовсе не потянем, если добрые люди не помогут. При этом в монастырь чуть не ежедневно приходят нищие со всей округи, беженцы с Украины, в почте постоянно просительные письма. Подаем помаленьку, просящему - дай, это даже не обсуждается. Так и живем. Простите. Мон. Серафима, эконом монастыря.


Уважаемая Оксана Михайловна! 9 декабря на наш счет поступила сумма 150 000 рублей, переданная фондом "Русская Береза" от неизвестного благотворителя для нашей обители. Благодаря этим деньгам мы смогли оплатить в декабре счета на электроэнергию, газоснабжение, связь, взносы в Епархию, отправить инокиню Магдалину (Филонову) на обследование в ФГБУ "НЦССХ" им. А.Н. Бакулева" РАМН, приобрести лекарства. Богородично-Рождественская девичья пустынь находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (18 век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ночтожно мал. А затраты на содержание обители постоянно умножаются соответсвенно увеличению числа насельниц, паломников и росту цен. Монастырь остро нуждается в средствах на жизнь и не может существовать без помощи добрых людей. Сердечно благодарим за присланное вспомоществование и надеемся, что Благотворительный фонд "Русская Береза" еще не раз поможет маленькой сельской области.


Дорогая о Господе Оксана Михайловна! Сердечно благодарим за заботу о нашей обители Богородично-Рождественская девичья пустынь в селе Барятине (Калужская епархия), за то, что находимся в числе подопечных возглавляемого Вами Благотворительного фонда "Русская береза".

4 мая исполнится пять лет, как мы сгорели. Благодаря помощи многих россиян, местной власти и крупной московской строительной фирмы основные восстановительные работы близятся к завершению. Но мы, как и до пожара, по-прежнему остро нуждаемся в средствах на жизнь и не можем существовать без помощи добрых людей, поэтому постоянно шлем огромное количество писем с прошениями о помощи, иначе нам просто не выжить. Наша маленькая обитель находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ничтожно мал. А затраты на содержание обители растут соответственно инфляции в стране. Опять нуждается в ремонте храм, строители напортачили, уже краска осыпается. Будем признательны, если монастырь останется в списке подопечных Фонда. С надеждой и благодарностью игум. Феофила с сестрами.

Монастырь создавался c конкретной практической целью: село, подобно многим и многим российским селам, угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Ее архитектура представляет собой образец ампирного стиля. Главный престол освящен в 1796 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

Другим основанием для открытия монастыря было фактическое существование при храме небольшой монашеской общины, сложившейсяв 70-е годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры; он служил здесь, с небольшим перерывом, с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года и назначения на Южно-Сахалинскую кафедру. В Барятине собрались прошедшие лагеря, утратившие здоровье и вернувшиеся в родные места монахини: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможность поселитьсярядом с единственным действующим на территории от Медыни до Калуги храмом. Община пополнялась за счет местных одиноких прихожанок,но к 1993 году обессилела: состарившиеся постриженницы дореволюционных монастырей ушли ко Господу, а те, кого постригали в Барятине, достигли преклонных лет и не могли как прежде петь и читать за богослужением, ухаживать за храмом, который ветшал вместе с ними.

Приехавшие 3 апреля 1993 года сестры пришли в опустевший дом, выстроенный двадцать лет назад для общины, и все начали с нуля. Прежде всего позаботились о ежедневном кругебогослужения, который неукоснительно соблюдается по сей день: в шесть утра начинается утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в 17 часов совершается вечерня и утреня, в 21 час читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Насельницы пустыни живут по уставу общежительного монастыря: посещают все церковныеслужбы, имеют общую трапезу, трудятся на послушаниях.

Отсутствие средств долго не позволяло начать ремонт храма, приходилось мириться с неоштукатуренным, темным от копоти куполом, лет двадцать назад покрашенным белой масляной краской, неопределенного цвета стенами с разводами от мытья на высоте, куда бабушки доставали со стремянки, нелепыми росписями потолка. Но букеты живых цветов возле особо чтимых икон, грамотное монашеское пение и чтение придавали службе неповторимый колорит.

Большинство сестер горожанки; поселившись в деревне, они вдохновенно занялись сельским трудом: в первую весну посадили картофель, вскопали грядки под овощи, завели козу и корову, за лето построили скотный двор. К осени обитель уже имела свое подсобное хозяйство, обеспечивающее ее натуральными деревенскими продуктами. В 1995 году заложили фруктовый сад. Спустя несколько лет отважились поставить несколько ульев. Сегодня в собственности монастыря 18 гектаров кормовых угодий, два сада, большой огород, пасека, на новом скотном дворе три коровы, коза, ослик, куры.

С первых дней существования обители начали собирать библиотеку, и с первых же дней ввели богословский семинар по системе докладов. Так сложилось, что большинство сестер имеют интеллектуальную потребность, т.е. стремление постигать Бога не только всем сердцем и душою, но и всем разумением (Мф. 22, 37). Каждый год с сентября до Пасхи еженедельно проходят занятия по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию, историю монашества, историю русского монашества, кроме того, греческий язык Нового Завета, иконопись.

В октябре 1996 года началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, подвалами; через шесть лет к нему была сделана пристройка с новыми кельями, большим помещением для библиотеки,зимнимсадом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях не долго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет; подробности на странице

В монастырь часто обращаются люди, оказавшиеся в скорбных обстоятельствах, малоимущие, престарелые, одинокие, и никто не уходит без утешения. Нуждающиеся получают продукты, лекарства, одежду, духовные советы.

В дни школьных летних и зимних каникул обитель принимает девочек-подростков, желающих увидеть монашескую жизнь изнутри. Они живут в сестринском келейном корпусе, посещают богослужения, обучаются церковному чтению, выполняют посильные послушания в трапезной, швейной мастерской, на огороде, пользуются книгами из монастырской библиотеки.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели