Занятие на тему витамины. Конспект занятия в старшей группе «Витамины укрепляют организм

Занятие на тему витамины. Конспект занятия в старшей группе «Витамины укрепляют организм

28.06.2022

Конспект интегрированного занятия для средней группы на тему: «Витамины для здоровья».

Подготовила: Мамедова Марина Викторовна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ"Тамбовский детский сад".

Цель:
знания об овощах, фруктах и ягодах.
Задачи: Расширить знания детей о витаминах и витаминосодержащих продуктах, закрепить
знания об овощах, фруктах и ягодах;
Приобщить детей дошкольного возраста к изобразительному искусству;
Воспитать у дошкольников чувство взаимопомощи;
Вызывать положительный отклик от проделанной работы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Давайте я его вам прочитаю:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. У меня случилась беда, я заболела. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старалась, ела все только вкусное: чипсы, конфеты, пила газировку. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже, а вчера, меня положили в больницу. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть?»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем надо питаться, чтобы расти крепкими и здоровыми, и подойдут ли для этого наши любимые конфеты и чипсы?
Дети: Сладкое и пепси-кола вредят нашим зубам, могут вызвать аллергию.
Газированные напитки могут стать причиной плохого сна и даже плохих оценок в школе.
Воспитатель: А какие же продукты мы называем полезными?
Дети: Самыми полезными для здоровья человека являются фрукты и овощи.
Воспитатель: Организму человека нужны разные продукты. Особенно полезны сырые овощи, фрукты и ягоды, так как это огромный клад всевозможных витаминов и минералов! Употребляя их каждый день, человек всегда выглядит жизнерадостным и счастливым!
Если человек будет редко употреблять такие продукты в пищу, то он начнет чувствовать недомогание, станет быстро уставать, потеряет аппетит и заболеет. Это и произошло с нашей Машей, она ела только сладкое, чипсы и газировку, поэтому и заболела.
Воспитатель: Ребята, какие овощи вы знаете, где их выращивают?
Дети: Овощи выращивают в поле или в огороде на грядках: лук, морковь, редис, капуста, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны и др.
Воспитатель: Ребята, какие фрукты и ягоды вы знаете, где их выращивают?
Дети: Фрукты и ягоды выращивают в садах: яблоки, груши, сливы, смородина, клубника. Много фруктов к нам привозят из теплых стран: бананы, персики, апельсины, мандарины, лимоны и др.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Цвет фруктов и овощей», я называю цвет, а вы – фрукты или овощи такого цвета, который я назвала, и наоборот. Например, красный – это…(ответ: помидор).
Красный – (помидор, яблоко);
синий – (баклажан);
зеленый – (капуста, огурец, кабачок, груша);
желтый – (яблоко, помидор, лимон);
морковь – (оранжевая);
кабачок – (зеленый);
свекла – (красная);
чеснок – (белый);
репа – (желтая);
оранжевый – (мандарин, апельсин, морковь).
Воспитатель: А вот еще загадка, какие фрукты, ягоды или овощи могут быть
разноцветными?
Ответы:
Яблоко – (красное, зеленое, желтое).
Перец – (зеленый, красный, желтый).
Малина – (красная, белая, желтая).
Смородина – (красная, черная, белая)
Воспитатель: Вы уже многое знаете о полезных продуктах, о важности витаминов. Ребята, предлагаю не терять времени даром и нарисовать все те продукты, которые помогут Маше быстрее выздороветь и вернуться домой, к своим друзьям.
Ребята, во время работы будьте аккуратными, помните, что продукты, богатые витаминами, не только вкусные, полезные, но и очень красивые.

Цель:

  1. воспитывать у детей культуру питания, чувство меры, любознательность .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по основам безопасностям жизни в подготовительной группе.

Тема: «Витамины укрепляют организм».

Цель:

  1. познакомить с понятием «витамины»;
  2. закреплять знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;
  3. убедить детей, что сохранение здоровья имеет первостепенное значение, ведь от состояния организма зависит успешная деятельность человека;
  4. воспитывать у детей культуру питания, чувство меры, любознательность.

Материалы: большая театрализованная кукла, демонстрационный материал «Фрукты», «Овощи», «Молочные продукты», «Рыба», «Крупы», «Хлеб», «Ягоды», карточки условных обозначений витамин «А», «В», «С», «Д», «РР», «Е», муляжи.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришел новый мальчик Ваня Заболейкин. (Воспитатель приводит большую театрализованную куклу). Познакомьтесь с ним, поздоровайтесь! (дети знакомятся с Ваней).

Ванечка, ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия у тебя какая-то странная - Заболейкин !

Ваня: А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравится все время болеть. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра заболею, и буду дома сидеть. Потом на денек приду в детский сад и опять заболею.

Воспитатель: Ну, Ванечка, что-то непонятно с тобой творится. Неужели тебе нравится дома сидеть, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще, дома сидеть скучно, поиграть не с кем!

Ребята, а вы любите болеть? (ответы детей )

Действительно, иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если хочешь быть здоров, запомни один секрет.

Дети: «Какой секрет?»

Воспитатель: Если хочешь быть веселым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, не поддаваться никаким болезням - каждый день принимай витамины! И станешь сильным как богатыри!

Физкультминутка «Дружно встали».

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево)

Ваня: А что такое витамины?

Воспитатель: Садись, Ванечка, рядом с ребятами. Сегодня мы узнаем, что такое витамины.

Витамины - это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.

Хотите, я вам расскажу, откуда берутся витамины?

В почве притаилось несметное количество бактерий. Микробы - самые распространенные обитатели Земли. Они существуют везде и всюду: в воздухе, в почве, в воде. Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими воздух и почву. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловит солнечные лучи - источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет. С его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, появляются витамины. Их принято обозначать буквами: «А», «В», «С», «Д», «РР», «Е» (показ карточек). Количество поступающих в наш организм с пищей витаминов зависит от времени года.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витамин? (ответы детей)

Правильно, летом и осенью их в продуктах больше, поэтому зимой и особенно весной необходимо покупать витамины в аптеке. Их нужно употреблять в определенных дозах: или как прописал врач, или соблюдать инструкцию. Они необходимы человеку, как белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли.

Витамины нужны всем: и маленьким детям, и взрослым папами мамам, и пожилым бабушкам и дедушкам.

Растения могут сами вырабатывать витамины, а человек не способен делать этого, он должен получать витамины с пищей.

Нет такого пищевого продукта, который содержал бы все нужные нам витамины в нужном количестве.

Есть такие животные и растения, которые специализируются на «изготовлении» определенных витаминов.

Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки:

  1. В летнем солнечном тепле А зимою на боку

Я расту, расту, Я лежу без кос.

Голова моя в земле, Из меня снеговику

Косы на свету. Можно сделать нос. (морковь)

  1. Тут и там, там и тут Наша внучка морщит лоб.

Что за зонтики растут? Это, милая….(укроп)

  1. Верите - не верите, В сказке мы синьоры,

Мы родом из Америки. На грядке ….(помидоры)

Воспитатель : Вы, правильно отгадали, эти овощи. А так же в тыкве, абрикосах, шпинате, печени, сливочном масле, желтках яиц и молочных продуктах содержится витамин «А». (показ иллюстраций).

Особенно важен витамин « А » для детей, так как при недостатке его дети легко подвергаются всяким заболеваниям. Если малорослого ребенка начать усиленно кормить витамином «А », то у него быстро увеличивается рост.

  1. Само с кулачок, Тронешь пальцем - гладко,

Красный бочок. А откусишь - сладко. (яблоко)

  1. Ярко-желтый, ароматный. Хорош очень с чаем он,

Кислый, но на вкус приятный. Называется…..(лимон)

Витамин «С» имеется в свежих фруктах , особенно в апельсинах, лимонах, грейпфрутах, хурме и бананах, а также в овощах, главным образом сырых — помидорах, моркови, капусте, шпинате, салате, шведской желтой репе и картофеле (сваренном в кожуре), в луке и чесноке. (показ муляжей)

Витамина «В » — в мясе, печенке, свежих помидорах, спарже, яйцах, салате, стручковой фасоли, гречке. (показ иллюстраций)

Больше всего витамина «Е» имеется в яичном желтке, печенке, желтой кукурузе, прованском масле и пшеничных зародышах, орехах. (показ иллюстраций )

Больше всего витамин «Д» имеется в рыбьем жире (но при долгом хранении теряет витамин «Д »), свежих яйцах и сырой капусте. (показ иллюстраций)

Занятие: "Путешествие за витаминами".
Программное содержание:

Уточнить знания детей о пользе овощей и фруктов для здоровья..

Закреплять представления детей о роли витаминов в здоровье человека..

Помочь осознать взаимосвязь между действием витаминов и физкультурой на организм человека.

Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствовать слоговую структуру слова.

Закреплять у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты); выполнять основные виды движений (подлезание, равновесие, координация).

Коррекционая задача: развивать у детей логическое мышление, координацию движения. Коррекция эмоционально волевой сферы.

Материал:

1.Овощи и фрукты.

2 Кубики, дуги, веревка, замок, шапочки А, В,С.

3. Две корзины.

4.Мультимедийная установка. (Слайд презентация)

Предварительная работа:

Беседа об овощах и фруктах.

Дидактическая игра: "Разложи овощи и фрукты в корзины".

Рассматривание иллюстраций (продукты питания, овощи, фрукты).

Чтение: «Витаминная сказка».

Беседа: «Где прячутся витамины?».

Ход занятия:

I . Организационный момент.

(дети стоят полукругом)

-Воспитатель: Здравствуй ребята! Сегодня на улице холодно, а в нашей группе светло и тепло. А тепло нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться. Давайте улыбнемся и подарим хорошее настроение друг другу. (жестом) На нашем занятии вас ждут волшебные путешествия, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение.

(дети садятся на ковёр на подушки)

II . Основная часть.

-Воспитатель: Сначала мы с вами отправляемся в путешествие по необыкновенному городу. Называется он "Витаминки". Это не простой город, в нем живут разные витамины, у которых есть имена. Зовут их так: "А", "В" и "С". А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на экран и назовите продукты, которые здесь изображены

Показ слайда.

(Дети называют: мясо, рыба, масло, сыр, хлеб, яйца).

-Воспитатель: Во всех перечисленных продуктах находятся наши витамины "А", "В" и "С". Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах. Встали, покружились в городе «Витаминки очутились». Вот и чудесный город «Витаминки» Давайте поближе познакомимся с ними. В зеленом домике живет витамин «С». Посмотрите, он нас встречает.

Выходит ребёнок в шапочке витамина «С».

-Витамин "С":


Заставит плакать всех вокруг,

Хотя он не драчун, а ...лук

На июльской грядке

Все у нас в порядке

Строем словно молодцы

Зеленеют ...огурцы

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …лимон

С виду он как рыжий мяч

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин

Это спелый...апельсин
А сейчас нас встречает следующий Витамин "А" он живёт в красном домике.

Выходит ребёнок в шапочке витамина «А».

-Витамин "А":


Чья коса лежит на грядке?

Где оранжевые пятки?

В землю спрятала плутовка

Витаминная морковь

Среди овощей

Нет сочней помидора

С королевой овощей

Подружитесь поскорей!

На столе не будет пусто,

Если в доме есть... капуста
-Воспитатель: А вот ещё один полезный витамин "В". Он живет в синем домике. Выходит ребёнок в шапочке витамина «В».

-Витамин "В":


Хоть на вид и неуклюжа

Но очень вкусненькая груша

Родом он из жарких стран.

В тропиках растет …банан

Ты кругла, вкусна, красива!

Ты сочна, ну просто диво!

Разукрасить нас смогла,

А зовут тебя... свекла

-Воспитатель : Итак, дети, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужны ЧТО?

-Дети: «Витамины!»

-Воспитатель: Ребята, если витаминов больше всего в овощах и фруктах, где мы их можем взять?

-Дети: В магазине, на рынке, в саду, в огороде.

-Воспитатель: Правильно. Я предлагаю продолжить путешествие по городу и отправиться за витаминами на огород.

-Витаминоед: Стойте!!! Я Великий Витаминоед,

Витамины ем на ужин и в обед.

Мне без них нет жизни никакой,

Поищите лучше огород другой!
-Воспитатель: Что же делать? Может, мы попросим Витаминоеда, чтобы он нас пропустил?

-Дети просят: - Витаминоед, миленький, пропусти нас в огород. Мы хотим набрать овощей и фруктов, потому что там много витаминов.

-Витаминоед: Вы такие крепкие, сильные, щечки розовые, а я такой несчастный, ем витамины целыми днями, жевать устал, а все такой же хиленький, слабенький, ложка из рук падает. Вот если вы мне поможете, тогда я вас пущу.

-Воспитатель: Мне-то все ясно, а вы догадались, почему он таким стал? Что ему нужно сделать, чтобы стать здоровым и сильным, кроме того, что есть витамины?

-Дети: Делать зарядку, заниматься спортом, закаляться:
Воспитатель: Поможем, ребята?

Ответы детей.

-Витаминоед: Вы такие добрые, хотите мне помочь, а я вот хотел вам навредить и путь в огород заколдовал. Но, думаю, что с помощью воспитателя вы преодолеете все трудности.

-Воспитатель: Отправляемся в путь, но нам надо преодолеть препятствия, чтобы попасть на огород. Перед нами болото, надо по кочкам чтобы перейти его.

(Упражнение на равновесие: на полу кубики, дети идут по кубикам).

-Воспитатель: Ура! Первое испытание пройдено. Ребята, я вижу, дальше дорога идёт по обрыву. Смотрите, не соскользните, идите строго по верёвке.

(Упражнение на координацию движения: ноги ставятся на верёвку, а руки слева и справа от неё. Следить, чтобы ноги не соскользнули с верёвки).

-Воспитатель: - Ой, как страшно было идти по обрыву, но мы преодолели это испытание. Посмотрите, какая поляна, видимо на этой поляне все отдыхают и расслабляются, давайте и мы немного отдохнем.

(дети ложатся на ковёр под спокойную музыку расслабляются)

Релаксация:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2р.)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают.

Тяжелеют, засыпают…(2р.)

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись, улыбнулись! И совсем уже проснулись!

(пока дети отдыхают поставить дуги)

-Воспитатель: Ну что, отдохнули? Пора отправляться дальше в путь. Посмотрите впереди заросли шиповника. Они колючие поэтому, когда будете проползать, наклоняйтесь ниже, не поцарапайте спину.

(подлезание под дугами на маленьких четвереньках).

-Воспитатель: Вот мы и добрались до огорода, но здесь висит замок. Что же делать?

-Ответы детей.

-Воспитатель: Давайте попросим Витаминоеда открыть замок.

-Витаминоед: Для того, чтобы открыть этот замок, вы должны назвать овощи, которые растут в огороде, но только ласково. Например, морковь - морковка.

Дидактическая игра. « Назовите ласково».

Дети называют.

-Витаминоед: Ой, ребята, беда тучи закрыли солнце, я ничего не вижу. Разгоните тучи, и я тогда смогу открыть замок.

Дыхательное упражнение. Ноги на ширине плеч, вдох - через нос, руки плавно через стороны вверх ко рту, пальцы расставить, выдох – руки плавно через стороны вниз.
(звучит голос)

Витаминоед: - Спасибо, ребята, я понял, что нужно делать, чтобы быть сильным и здоровым. Теперь я буду делать зарядку, заниматься физкультурой и есть свои любимые витамины. Проходите в огород, и угощайтесь моим урожаем.

В это время замок на воротах открывается. Дети подходят к «огороду».

-Воспитатель: Как много овощей в огороде ребята, назовите их.

Ответы детей.

-Воспитатель: А теперь назовите фрукты в саду.

Ответы детей.

-Воспитатель: Давайте соберём их и сделаем в группе салат. Фрукты в одну корзину овощи в другую.

Дети собирают овощи и фрукты

А теперь нам надо возвращаться в группу, посмотрите, на нашем пути нет никаких препятствий. И мы сейчас быстро дойдём. Вокруг себя обойдём и в группу попадем.

(проходят на ковёр)

III . Итог.

О каких витаминах мы сегодня говорили?

В каких продуктах они встречаются?

Какую пользу они приносят?

(Дети отвечают на вопросы).
-Воспитатель: Ребята, вы молодцы - не только сами вспомнили, что нужно делать, чтобы быть здоровыми, но и научили Витаминоеда. Теперь мы все будем сильными и здоровыми.

А что вы скажете нашим гостям?

-Витамин "С": Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Я Витамин «С» – Меня называют витамином здоровья.

А в каких овощах и фруктах я нахожусь, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

(Загадывает загадки, дети отгадывают, на экране в домике зеленого цвета появляются отгадки - лимон, лук, апельсин, огурец).
Заставит плакать всех вокруг,

Хотя он не драчун, а ...лук

На июльской грядке

Все у нас в порядке

Строем словно молодцы

Зеленеют ...огурцы

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …лимон

С виду он как рыжий мяч

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин –

Это спелый...апельсин

-Витамин "А": Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я - Витамин "А". Меня ещё зовут витамином роста. А в каких овощах и фруктах я нахожусь, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

(загадывает загадки, дети отгадывают, и на экране в домике красного цвета появляются отгадки морковь, помидор, капуста).
Чья коса лежит на грядке?

Где оранжевые пятки?

В землю спрятала плутовка

Витаминная морковь

Он круглый и красный, Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней помидора

С королевой овощей

Подружитесь поскорей!

На столе не будет пусто,

Если в доме есть... капуста

-Витамин "В": Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите

огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен Я - Витамин "В". А в каких овощах и фруктах я нахожусь, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

(Загадывает загадки, дети отгадывают, на экране в домике синего цвета появляются отгадки – свекла, груша, банан).
Хоть на вид и неуклюжа

Но очень вкусненькая груша

Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

В тропиках растет …банан

Ты кругла, вкусна, красива!

Ты сочна, ну просто диво!

Разукрасить нас смогла,

А зовут тебя... свекла

Помни истину простую – лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую, или пьёт морковный сок.
-Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам, и не только по утрам.
Рыбий жир всего полезней, хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней, без болезней лучше жить.
От простуды и ангины помогают апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Вы попробуйте решить нехитрую задачку,

Что полезнее жевать – репу или жвачку.

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2р.)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают.

Тяжелеют, засыпают…(2р.)

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2р.)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись, улыбнулись! И совсем уже проснулись!

Цель урока: Дать учащимся представление о витаминах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника:)
  • Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.

Коррекционно-развивающие.

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.
  • Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.

Воспитательные.

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании.

Наглядность: презентация , иллюстрационный материал.

Словарь: витамины, авитаминоз, аллергия.

1. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе". Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

2. Проверка домашнего задания:

В какой пище нуждается человек? (в пище растительного и животного происхождения, чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается).

От чего зависят нормы питания? (у детей на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий и количеством суточного объема калорий - надо разложить их по парам).

Как правильно подобрать продукты для вашего питания в будни и выходные? (в зависимости от времени года, от активности и физической нагрузки: выполнение уроков или занятия спортом, или работа в огородах).

3. Актуализация знаний к новой теме: В следующем задании найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов в зависимости от возможностей ребёнка).

Завтрак, белки, обед, жиры, углеводы, режим питания, полдник, ужин,

Должна получиться цепочка: Завтра, обед, полдник, ужин - режим питания.

  • А что такое белки, жиры, углеводы?
  • Для чего нужны они?
  • Только ли они нужны для правильного роста и развития организма?

Много лет назад этим вопросом задался русский врач Николай Иванович Лунин.

4. Сообщение темы урока.

На этом уроке мы познакомимся с веществами, которые также необходимы для правильного роста и развития. Это витамины.

5. План урока (вывешивается на доске):

1. Что такое витамины?

2. История открытия витаминов.

3. Группы витаминов и их значение.

5. Новый материал.

1. Витамины - это поступающие с пищей органические вещества, необходимые для правильного обмена веществ, роста и развития организма. Современной науке известно более 25 витаминов

2. В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано - сделано, и вот уже две группы "мучеников науки" - мышей, готовы к эксперименту. Опытную группу Лунина снабжал составленным по образцу коровьего молока идеальным коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным коровьим молоком. Результат был неутешительным. Контрольная набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла. Исследователь сделал вывод: одних белков, жиров и углеводов, по-видимому, организму недостаточно, в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни. Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимир Функ (1884-1967). Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В 1 или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово "витамин" придумал Функ - от латинского слова vita - "жизнь".

Жизнь без витаминов невозможна. Их роль в обмене веществ сродни какой-нибудь маленькой гаечке в огромном самосвале: ее и не разглядишь, но если гаечка не на месте, многотонная махина не сдвинется с места. Так же и витамины. Нужно их совсем немного. Витамина В 1 нужно не более 30 г за всю жизнь, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет?

Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина - и обмен веществ останавливается

3, 4. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Познакомимся с некоторыми из них (в ходе ответа составляется таблица).

Витамин А содержится в жире камбалы и палтуса, молоке, масле, куриных яйцах.

Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток приводит к "куриной слепоте".

Физкультминутка: Конечно не надо забывать и о гимнастике для глаз. Смотрим на кружочек - точку на окне и вдаль.

Витамин В - комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие В 1 , В 6 , В 9 , В 12 .

Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке.

Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни "бери-бери", которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни - потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.

Физкультминутка: Выполнить несколько упражнений на движение руками и ногами. При этом вы не чувствуете усталости. Это благодаря витамину В.

Витамин С, или аскорбиновая кислота "прославлен" знакомыми каждому с детства сладко-кислыми "аскорбинками". Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге - заболеванию, при котором выпадают зубы.

Д.Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки - всего по 1 картофелине в день на брата - и им хватило, чтобы выжить.

Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени - капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.

Витамин Д. Под его личиной прячутся сразу 5 родственников Д 1 -Д 5 .

Раньше для пополнения Д 3 детям давали рыбий жир. Сейчас жировая ткань морских животных накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность. В организме человека этот витамин может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.

Физкультминутка: Представим, что вышло солнышко, потянем к нему ручки.

Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.

Физкультминутка: Упражнение "Колечки" (развитие межполушарного взаимодействия).

Для правильного роста и развития человек должен получать с пищей необходимое количество витаминов. Для этого нужно знать, что витамины - очень неустойчивые вещества. Так, например, они разрушаются при термической обработке пищи. Поэтому надо соблюдать нормы термической обработки продуктов. Яблоки, собранные осенью, теряют витамины к новому году. Витамины разрушаются от соприкосновения с металлом и т.д.

Существует много витаминов синтезированных искусственным путем. Но специалисты ВОЗ считают, что свежие овощи и фрукты куда полезнее витаминных препаратов, ибо "природный витамин совсем не то же, что таблетка, рожденная в пробирке".

Например, чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1 в 1,4 мг, нужно съедать 700-800 г хлеба из муки грубого помола или килограмм нежирного мяса. А сколько хлеба едите вы? Как вы думаете, получаете ли вы необходимое количество витаминов? Значит можно сделать вывод, что мы получаем их с пищей недостаточно.

6. Закрепление. А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня съев завтрак в школе. (Меню завтрака записывается на доске. Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве).

Недостатком витаминов - авитаминоз. Он возникает в результате перегрузок, несоблюдении режима дня. Авитаминозом объясняют множество болезней, даже наркоманию. По данным некоторых американских экспертов у подростков, испытывающих витаминный голод, шанс "подсесть на иглу" в 3 раза выше, чем у их "витаминизированных" сверстников. Избыток витаминов приводит к аллергии. Влияние курения и алкоголя на потребность в витаминах Вредные привычки увеличивают потребность в витаминах группы В (особенно B1, В6, B12), бета-каротине (провитамине А), фолиевой кислоте. Витамина С курильщикам требуется на 25 мг в день больше. Граждане, часто употребляющие алкогольные напитки, должны помнить, что витамин B6 в их организме практически отсутствует, а восполнить потери этого витамина им помогут... бананы.

7. Итог урока и выставление оценок (в виде викторины "Проверь себя"). Какие вещества необходимы организму человека для правильного роста и развития? Какие витамины вы знаете?

8. Домашнее задание: с 119-123.

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Задачи:

1. Учить детей различать витаминосодержащие продукты;

2. объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека;

3. помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезно;

4. развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

5. воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа: беседа с детьми о своем здоровье.

Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.

Ход занятия:

— Ребята, нам пришло письмо от незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилось беда, я заболел. Говорят,чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире неподверженным к простудам. Если все – таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится.

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В,С.

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы детей)

— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.

— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.

Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов.

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозоранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный надо пить

Он спасет от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Но а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ты попробуй – кА решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

— Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содрежиться витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержит в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпенат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень, трески, говяжья печень, сливочное масло.

Физкультминутка «Обжорка»

Один пузатый здоровяк (округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком (изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержится витамин А,Б,С,Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.

Дети рисуют продукты.

Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (ответы детей). Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

МБДОУ ЦРР Детский сад №17, г. Анжеро-Судженск, Россия.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели