Восстановление и закрепление трассы. Закрепление трассы, осей и опорных сетей инженерных сооружений

Восстановление и закрепление трассы. Закрепление трассы, осей и опорных сетей инженерных сооружений

07.10.2023

Создание геодезической разбивочной основы

Разбивочные работы призваны систематически контролировать соответствия выполняемых земляных работ проекту в части геометрического очертания земляного полотна

Для геодезической разбивочной основы должны быть на местности в пределах полосы отвода, но вне зоны основных строительных работ устанавливают следующие геодезические точки и знаки: знаки, закрепляющие створные точки на прямых участках дороги не реже, чем через один километр; а также вершины углов поворота и главные точки круговых и переходных кривых, реперы, расположенные через два километра вдоль трассы у каждого искусственного сооружения.

При разбивке земляного полотна устанавливаются и фиксируются места пересечения откосов земляных сооружений с поверхностью, земли, высота насыпей и кавальеров и уклоны откосов. Для указания высоты сооружения на пикетах и плюсах (не реже чем через 30-50 м) устанавливаются осевые вехи --высотники представляющие собой шест, на верху которого укрепляется планка с указанием высоты насыпи (кавальера) с учетом запаса на осадку и положение высотника на трассе: пикет, плюс. От оси линии в обе стороны откладывается половина ширины подошвы насыпи, в полученных точках А и В забиваются колья. Направление откоса насыпи фиксируется откосником-- доской, прибитой наклонно к вертикальным кольям. Правильность установки откосников проверяется откосным лекалом, представляющим собой деревянный шаблон в виде прямоугольного треугольника с уровнем.

Откосники и высотники для разбивки насыпи.

В процессе отсыпки насыпи размеры ее периодически контролируются промерами и нивелировкой, а при достижении отметки близкой к проектной проводится повторная и окончательная разбивка каждого поперечника.

Разбивка выемок проводится аналогично разбивке насыпи. На осевых кольях (высотник) указывается глубина выемки с вычетом из рабочей отметки высоты сливной призмы. Выемка разрабатывается с недобором дна и откосов, которые окончательно планируются при производстве отделочных работ. Разбивка станционных площадок проводится от оси главного пути. При большой ширине площадок разбивается базис, на который наносятся все необходимые размеры и отметки. Базис надежно закрепляется на местности. Одновременно с разбивкой насыпей, выемок и станционных площадок разбиваются границы резервов, кавальеров и канав. Точки разбивки на местности закрепляются забивкой кольев и пропашкой борозд.

Восстановление и закрепление трассы

земляное полотно железная дорога

Ось трассы закрепляют точками со сторожками, осевыми и условными столбами, выносными кольями и столбами, установленными вне зоны расположения насыпей, выемок и мест производства работ. Точки со сторожками устанавливают на каждом пикете (ПК) и плюсовых точках, в точках начала переходной кривой (НПК), конца переходной кривой (КПК) и середины круговой кривой (СКК), а также в промежуточных точках при детальной разбивке кривых. На длинных прямых не реже чем через 1000 м устанавливают по теодолиту осевые столбы (места стоянки инструмента),определяющие направление трассы. Выносными столбами закрепляют места стоянки теодолита, вершины углов (ВУ) и точки начала переходных кривых. Выносными кольями закрепляют все четные пикеты точки КПК, места расположения мостов и труб, а в холмистом и горном и осевые точки нулевых работ. При закреплении трасы деревянными столбами и кольями створ обозначают гвоздями, забиваемыми в них. После установки столбы в радиусе 1…1,2 м скапывают канавкой глубиной до 0.3 м. На выносных столбах и кольях делают надписи с указанием закрепляемой точки: ось, НПК, КПК, ПК13+37, ВУ№ и т.д. Все надписи на выносных столбах и кольях должны быть обращены в сторону трассы, а на сторожках - в сторону начала пикетажа.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА МЕСТНОСТИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее - ТТК) - организационно-технологический документ, разработанный для выполнения технологического процесса на основе методов научной организации труда. Технологическая карта содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

Типовые чертежи;

Строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

Заводские инструкции и технические условия (ТУ);

Нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

Производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

Местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, для обеспечения их высокого качества, а также:

Снижение себестоимости работ;

Сокращение сроков строительства;

Обеспечение безопасности выполняемых работ;

Организации ритмичной работы;

Рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

Унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства"). Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

Рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

Проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

Корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

Пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

Оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации геодезических работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Протяженность трассы

- L=10,0 км .

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности.

2.2. Геодезические разбивочные работы по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-ти часовой смены составляет:

2.3. При восстановлении и закреплении трассы автомобильной дороги на местности, выполняют следующие производственные операции:

Восстановление и закрепление оси трассы;

Разбивка кривых закруглений;

Восстановление и закрепление пикетажа;

Проверка направления и длины трассы;

Контрольное нивелирование трассы.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ с использованием следующих приборов и инструментов: землемерная стальная лента длиной 50 м ЛЗ-50 с двумя комплектами шпилек ; рулетка на крестовине из ПВХ длиной 20 м РВ-20 ; пружинный динамометр для натяжения рулетки с нормальной силой Р=10 кг; цифровой нивелир Sokkia SDL50; электронный тахеометр Sokkia SET 230 RK; бортовой автомобиль УАЗ-3303 (колёсная формула 4х4, грузоподъемность Q=1225 кг, масса машины m=1845 кг, габаритные размеры 4477х2100х2355 мм, мощность двигателя =112 л.с.).

Рис.1. Стальная землемерная лента длиной 50 м тип ЛЗ-50

а - вид при хранении; б - вид штриховки; в - комплект стальных шпилек

Рис.2. Стальные рулетки

а - длиной 50 м тип РК-50; б - длиной 20 м РВ-20; в - пружинный динамометр

Рис.3. Тахеометр Sokkia SET 230 RK

Рис.4. Нивелир Sokkia SDL50

Рис.5. Бортовой автомобиль УАЗ-3303

2.5. При разработке ТТК на выполнение геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- ГОСТ Р 51872-2002. "Документация исполнительная геодезическая. Правила исполнения" ;

- СП 34.13330.2012. "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.02.05-85*" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- ГОСТ 32867-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования" ;

- ГОСТ 32756-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приёмки выполненных работ" ;

- ГОСТ 32755-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приёмки в эксплуатацию выполненных работ" ;

- ГОСТ Р 52398-2005. "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" ;

- ГОСТ Р 52399-2005. "Геометрические элементы автомобильных дорог" ;

- ВСН 19-89. "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- ПТБ-88. "Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них , Утвержденный распоряжением Росавтодора от 23.05.2002 N ИС-478-р ";

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ по восстановлению и закреплению оси вдоль трассового автомобильного проезда на местности в плане и профиле, необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

Укомплектовать бригаду (звено) геодезистов, соответствующей квалификации, а также владеющих смежными профессиями;

Назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

Ознакомить бригадира (звеньевого) с Проектом производства работ, Технологической картой и технической документацией, а также выдать бригаде (звену) Наряд-задание и Калькуляцию на весь объем поручаемых работ;

Провести инструктаж членов бригады (звена) по технике безопасности;

Обеспечить рабочих средствами индивидуальной защиты для безопасного производства работ;

Подготовить к производству работ необходимые измерительные приборы, инструменты и приспособления и доставить их на объект;

3.3. Общие указания к выполнению работ

3.3.1. Положение оси дороги на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изысканий до начала строительства дороги проходит определенный, иногда значительный промежуток времени, за который точки закрепления трассы на местности, выполненные заказчиком при полевом трассировании, утрачиваются или могут измениться условия использования выделенных для строительства дороги земельных угодий. Поэтому перед началом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепление трассы. При этом руководствуются следующими документами рабочего проекта:

Ведомостями прямых, круговых и переходных кривых, закрепления трассы и реперов;

Планом трассы;

Продольным профилем с проектными данными;

Графиком распределения земляных масс и полос отвода;

Поперечными профилями земляного полотна индивидуального проектирования;

Привязкой типовых профилей к пикетажу;

Ведомостями и чертежами переустраиваемых коммуникаций;

Ведомостью проектируемых сложных мест с проектными решениями;

Чертежами регуляционных и берегоукрепительных сооружений;

Планом размещений нагорных канав и их поперечных профилей, привязки к трассе перепадов быстротоков и водобойных колодцев;

Чертежами поперечных сечений быстротоков, конструкций перепадов и водобойных колодцев;

Ведомостями и типовыми поперечными профилями проектируемой дорожной одежды, ведомостями уширений на горизонтальных и вертикальных кривых, ведомостями и чертежами разбивки виражей;

Ведомостями и чертежами привязки съездов и переездов;

Ведомостями и планами привязки к трассе специальных инженерных сооружений и чертежи их конструкций в высотных отметках трассы;

Ведомостями и паспортами сосредоточенных грунтовых резервов и карьеров;

Материалами и чертежами согласования изыскательских и проектных материалов с заинтересованными организациями.

Эта задача решается в подготовительный период строительства.

3.3.2. При восстановлении трассы выполняют геодезические работы с целью переноса проекта на местность и контроля соответствия проекту размеров высотных отметок сооружения.

3.3.3. До начала строительства, включая подготовительные работы, выполняется восстановление обозначенных в период проектных изысканий:

Оси трассы;

Осей искусственных сооружений;

Границ отведённой территории;

Геодезической разбивочной основы, служащей для привязок отметок и расстояний к государственной геодезической сети.

3.3.4. Точность построения разбивочной основы и выноса проекта на местность в соответствии с нормативными требованиями должна обеспечивать величины средних квадратических погрешностей не более ниже приведённых:

Угловые измерения - 30°;

Линейные измерения - 1/2000;

Превышения на 1 км хода - 15 мм.

3.3.5. При разбивочных работах устанавливают:

Пределы точности перенесения оси трассы относительно местных объектов;

Пределы точности размещения осей отдельных элементов между собой и относительно главных осей сооружения или относительно опорной геодезической сети строительства.

3.3.6. При перенесении проектов сооружении на местность пределы точности работ по размещению трассы и главных осей сооружения относительно местных объектов и элементов местности должны соответствовать проектным.

3.3.7. Точность размещения отдельных частей и осей сооружения между собой и относительно главных осей и геодезической опорной сети должна соответствовать действующим строительным допускам.

3.3.8. Подрядчик на основе проектной документации и геодезической разбивочной основы должен подготовить схемы расположения разбиваемых в натуре осей и других контролируемых параметров и элементов автомобильной дороги.

3.3.9. Схемы должны быть разработаны с учетом обеспечения технологической доступности ориентиров, разбиваемых в натуре, при контроле точности положения элементов и конструкций на всех этапах строительства.

3.3.10. Вынос в натуру указанных геодезических ориентиров осуществляется подрядчиком до начала выполнения строительных работ, поэтапно - в соответствии с установленной проектом организации строительства последовательностью их выполнения.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. В ходе подготовительных работ необходимо:

Произвести полевую приёмку трассы автомобильной дороги;

Расчистить территорию в полосе отвода под строительство от строений подлежащих сносу, переносу и переустройству;

Изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

Выбрать методику измерений;

Составить разбивочные схемы и чертежи;

Разработать календарный план производства геодезических работ на объекте;

Визуально обследовать трассу строительства автомобильной дороги;

Укомплектовать бригаду геодезистов, ознакомить их с Технологической картой и технологией производства геодезических разбивочных работ;

Подготовить к производству работ необходимые измерительные приборы и инструменты приспособления и доставить их на объект;

Обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ.

3.4.2. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приёмку вынесенной и закреплённой, геодезическими знаками на местности, трассы автомобильной дороги. Трасса дороги, вынесенная на местность и надёжно закреплённая на ней типовыми знаками, является геодезической основой для разбивки осей всех сооружений, разбивочных и контрольных геодезических работ в процессе строительства.

Приёмо-передача закреплённой трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приёмке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.3. Приемка геодезической разбивочной основы и технической документации на неё производится после осмотра полосы отвода и проверки всех знаков специальной комиссией. В состав комиссии должны входить представители Заказчика, Проектной организации, Генерального Подрядчика и Субподрядчика. Комиссия создается приказом Заказчика.

3.4.4. Производство контроля геодезической разбивочной основы производится с точностью линейных измерений не менее 1/500 угловых 2 мин и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы.

Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

К акту приемки ГРО должен быть приложены:

Схематический план трассы с указанием местоположения пунктов;

Типы и глубины заложения закрепляющих их знаков;

Координат пунктов;

Их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот;

Необходимые ведомости и журналы.

3.4.5. Состав отчетной технической документации по созданию геодезической разбивочной основы должен включать в соответствии с п.5.19 СНиП 11-02-96 :

Разбивочный чертеж с привязкой к знакам геодезической основы разбивочных осей автомобильной дороги (составляется в масштабе генерального плана строительной площадки);

Каталоги координат и высот пунктов геодезической основы по форме таблицы 1;

Чертежи геодезических знаков;

Технический отчет.

Каталог координат и высот

Таблица 1

N угла поворота

Расстояние между ВУ, м

Расстояние по кривой м, от ПК до НК или КК

Координаты угла

Направление

Минута

3.4.6. По опорной геодезической сети дополнительно представляются:

Карточки установленных постоянных геодезических знаков и центров;

Абрисы геодезических пунктов, привязанных к постоянным предметам местности;

Абрисы нивелирных знаков (марок, стенных и грунтовых реперов);

Материалы по определению базисов и длин линий их высот;

Ведомость закрепления трассы по форме таблицы 2;

Ведомости превышений по форме таблицы 3;

Ведомость линейных промеров трассы по форме таблицы 4;

Ведомость реперов по форме таблицы 5;

Ведомость углов поворота по форме таблицы 6;

Ведомость прямых и кривых по форме таблицы 7.

Ведомость закрепления трассы

Таблица 2

N знака закрепления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Приме-
чание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м

Положение оси дороги на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательных работ. Однако со времени проведения изысканий до начала строительства дороги проходит иногда значительный промежуток времени, в течение которого могут измениться условия использования выделенных для строительства дороги земельных угодий, часто бывают повреждены отдельные знаки, указывающие положение трассы. Поэтому перед началом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепление трассы.

Восстановление и закрепление трассы производят в следующей последовательности (рис. 3.1.1):

Находят, а в случае утраты восстанавливают, углы поворота. Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов, которые закапывают на расстоянии 0,5 м от фактической вершины угла на продолжении биссектрисы. На этих столбах записывают порядковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой;

На прямых участках осевую линию трассы закрепляют столбами через 200...400 м, в зависимости от рельефа местности. На криволинейных участках выносные столбы располагают через 100 м;

Производят контрольный промер осевой линии с установкой дополнительных плюсовых точек и разбивают поперечные профили для более точного подсчета объемов земляных работ. Промежуточные точки на кривых разбивают через 5; 10 или 20 м в зависимости от радиуса кривой (до 100 м, от 100 до 500 и более 500 м);

Производят продольное и поперечное нивелирование и съемку поперечных профилей.

Рис. 3.1.1. Закрепление трассы дороги:
а - на прямом участке; б - на кривой;
1 - выносной столбик с отметкой; 2 - выносные колья; 3 - граница полосы отвода; 4 - ось дороги; 5 - пикеты; В - ширина полосы отвода; НК - начало кривой; КК - конец кривой; ВУ - вершина угла; Т - тангенс кривой; R - радиус кривой; К - касательная к кривой

Высотные отметки закрепляют реперами через каждые 1000...2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими автомобильными или железными дорогами, около малых искусственных сооружений, на пересечениях рек, у высоких насыпей и глубоких выемок (более 5 м). Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают неглубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве реперов можно использовать опоры мостов, крупные камни и др.

Закрепление оси дороги заключается в выносе пикетов и плюсовых точек за пределы полосы отвода. Пикетаж закрепляют сторожками, на которых указывают расстояния выноски (ведут журнал выноски пикетажа). При расхождении с изыскательским пикетажем более чем на 1 м устанавливают рубленые пикеты для увязки точек с проектным продольным профилем.

Водоотводные канавы закрепляют колышками вдоль их осей с указанием глубины в местах их установки. Резервы обозначают колышками по бровкам через 10...50 м. При широких резервах колышки устанавливают не только по бровкам, но и по оси с указанием на них глубины разработки.

Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

По плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

Вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

Полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

Перед срезкой растительного слоя грунта:

Визуально провесить ось дороги;

Закрепить пикетаж;

Установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах. Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли. После срезки растительного слоя грунта:

восстановление и закрепление границ полосы отвода;

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

проверка отметок существующих реперов;

Расхождение проверенных, двойным нивелирным ходом, значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

установка дополнительных реперов;

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.



восстановление и закрепление пикетов и плюсовых точек;

Пикеты и плюсовые точки восстанавливают от начала дороги или от последнего пикета ранее восстановленного участка. При этом закрепляются все пикеты и плюсы запроектированного продольного профиля. Закрепление (выноска) ПК, ПК+ производится под прямым углом к оси дороги, забивкой колышка и сторожка за границей полосы отвода с одной или обеих сторон от оси дороги в створе с пикетным или плюсовым колышком.

На выносных колышках указывается расстояние их выноски от оси дороги N пикета и его высотная отметка. Расхождение в отметках точек дороги между проектными данными и данными двойного нивелирного хода или относительно высот реперов не должно превышать величину (в см) ( в км).

При восстановлении пикетажа на круговых и переходных кривых, вдоль дороги находят на кривой положение всех пикетов, переломных точек, точек начала, середины и конца кривой. НК и КК устанавливают по их проектным пикетажным значениям, а СК - отложением длины биссектрисы от вершины угла.

восстановление и закрепление углов поворота;

Вершины углов поворота восстанавливают по промерам от постоянных предметов местности, к которым они были привязаны; по створным точкам, оставшимся на линиях по трассе, а также угловой засечкой из смежных углов поворота трассы. ВУ поворота и створные точки закрепляют колышками и сторожками за границей земляных работ. На сторожках обозначают N угла поворота и его пикетажное положение.

При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья.

Рис.2. Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы

На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой.

Рис.3.Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы

Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражем.

Детальные разбивочные работы производятся после окончания подготовительных работ, восстановления и закрепления дороги. Разбивку выполняют, опираясь на планово-высотную основу восстановленной и закрепленной трассы, а также на проектные и изыскательские материалы, уточненные в процессе восстановления трассы по рабочим чертежам. Последовательность детальной разбивки следующая:

Используя основные осевые точки и выноски их закрепления, намечают положение поперечников на трассе, как правило, их разбивают на всех пикетных и плюсовых точках;

На прямолинейных участках трассы поперечники располагают по перпендикулярам к оси на расстоянии между ними не более 50 м;

На криволинейных участках трассы поперечники разбивают по линии перпендикулярной к касательной в точках кривой, расположенных через 5 м при радиусе до 100 м;

Через 10 м при радиусе от 100 до 500 м и через 20 м при радиусе свыше 500 м.

После контроля геодезической разбивочной основы теодолитными ходами приступают к разбивке пикетажа дороги. В состав работ по разбивке пикетажа входит:

Забивка кольев в пикетах и в характерных промежуточных точках между ними;

Съемка полосы вправо и влево от дороги, шириной, устанавливаемой в зависимости от ширины полосы отвода под трассу газопровода (согласно поперечного профиля);

Разбивка по трассе главных точек кривой (конец, начало и середина кривой);

Ведение пикетажного журнала.

Пикеты разбивают стальной лентой или рулеткой, двойными промерами длин, через каждые 100 метров (на прямых участках), по заранее провешенному направлению и закрепленному вешками во время восстановления дороги.

Чтобы избежать грубых погрешностей при измерении линий лентой, следует особенно внимательно выполнять следующие действия:

Подсчет числа уложенных лент.

По окончании измерений линий следует непрерывно проверить число шпилек, оставшихся у первого рабочего и число шпилек в руках у заднего рабочего, причем одна шпилька при подсчете должна оставаться вертикально установленной в вырезе ленты. Общее количество шпилек в руках должно быть 5 при комплекте в 6 шпилек и 10 при комплекте в 11 шпилек;

Отсчитывание остатка ленты.

Нужно проследить, чтобы не отсчитывать от другого конца ленты. отсчитывание целых метров у цифры 6 нередко принимают за 9 и 9 - за 6. При отсчете этих цифр следует непременно посмотреть оцифровку соседних метров.

Пикеты и плюсовые точки закрепляют по оси дороги колышками, забитыми в землю так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному фактическому отсчету.

Впереди колышков по ходу трассы забивают сторожки, высотой 30 см, на которых указывают N пикета и его высотную отметку. Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы - с нуля, и до конца трассы. Промежуточные (плюсовые) точки между пикетами обозначают только сторожками, на которых подписывают N пикета и + то расстояние, которое отмерено от пикета по ходу дороги.

Расхождение между отдельными результатами не должно быть больше 1/2000 на ровной местности и 1/1000 на неровной, заболоченной, заросшей. Сравнение результатов промеров ведется от одной вершины угла до другой. За окончательный результат принимается среднее арифметическое двух измерений.

Разбивку кривых закруглений выполняется после разбивки дороги. Разбивку круговой кривой ведут от ее конечных точек, начала и конца кривой (далее НК и КК), к середине кривой (далее СК). Разбивка кривой требует от пикетажиста знаний технических условий строительства автодороги. Разбивка кривой в трех главных точках сопровождается введением в измеренную длину трассы поправки Д (домера), а также выносом пикетов на кривую.

При разбивке кривых в соответствии с принятым интервалом устанавливают положение всех точек на кривой по оси дороги. В полученных точках находят направления нормалей к кривой и затем от оси дороги вдоль каждой нормали устанавливают положение всех точек поперечного профиля дорожного полотна в данном месте.

Геодезические работы при строительстве должны выполняться подрядчиком в объёме и с точностью, обеспечивающей соответствие геометрических параметров и требованиям строительных норм и правил.

Разбивку кривой производят в следующем порядке:

Теодолит центрируют в вынесенной на местность точке ВУ и наводят объектив на прямую ограниченную предыдущим пикетом

По этому направлению рулеткой или стальной лентой откладывают длину тангенса и закрепляют полученную точку НК колышком;

Прибор наводят на центр кривой по радиусу и устанавливают лимб на 0 градусов, затем наводят прибор на вбитый колышек отмеряя по лимбу величину угла поворота деленного напополам. Точное положение точки НК устанавливают гвоздем на колышке;

Наводят прибор, от НК на величину угла поворота отмеренного по лимбу, и отложив в данном направлении рулеткой или стальной лентой длину тангенса плюс домер получают точку КК, которую закрепляют колышком;

Из ВУ прибор визируют на точку НК и устанавливают лимб на 0 градусов, затем наводят прибор по радиусу, отмеряя по лимбу величину угла поворота деленного напополам и в этом направлении рулеткой или стальной лентой откладывают длину биссектрисы и закрепляют полученную точку СК колышком.

-
Рис.4.Схема разбивки горизонтальной круговой кривой

По окончании разбивки кривой вычисляют радиус разбитой кривой по формуле:

-

И сравнивают полученное значение с проложенным на местности, вешением по оси дороги.

Разбивка поперечных профилей земляного полотна

Поперечные профили земляного полотна, заданные в проекте, разбивают на прямых горизонтальных участках - через 50 метров; на вогнутых кривых через 10-20 метров; на горизонтальных и вертикальных выпуклых кривых - через 20-50 метров.

Разбивке насыпей следует давать запас по высоте на их осадку при уплотнении, который можно принимать в следующем процентном отношении, если грунт земляного полотна:

Песчаный, при высоте насыпи до 4 метров - 3%;

Супесчаный и суглинистый, при высоте насыпи до 4 метров - 8%;

Глинистый и пылеватый суглинистый, при высоте насыпи до 4 метров - 12%.

На каждом поперечном профиле обозначают колышками ось дороги, бровки и подошвы насыпей и выемок, а также кюветы, бермы, кавальеры, нагорные канавы и др. В случае мелких выемках колышек забивают в углублении, чтобы его верхний срез был на проектной отметке. У подошвы откосов насыпей и бровок выемок устанавливают откосники, обозначающие направление откосов.

При разбивке насыпей, возводимых в несколько слоев, применяются переносные шаблоны, которые устанавливаются в точках подошвы откоса насыпи, наклон визира шаблона устанавливается в соответствии с принятой крутизной откоса насыпи (выемки), что позволяет контролировать заложение откосов. При высоте насыпи до 2-х метров высотники устанавливают по оси дороги на каждом ПК и ПК+.

Разбивка границ откосов земляного полотна (подошв насыпей и бровок выемок) производится раздельно на каждом проектном участке вдоль поперечников или нормалей к кривым, проложенным во всех основных переломных точках местности и продольного профиля.

Рис.5.Схема разбивки выемки

Рис.6.Схема разбивки насыпи

Разбивку земляного полотна производят путем непосредственного откладывания вычисленных проектных элементов поперечного профиля земляного полотна от оси дороги.

.

Рис.7. Поперечный профиль насыпи в равнинной местности, при заложении ее откоса n не более 10

, где .

Рис.18. Поперечный профиль насыпи с водоотводными канавами

Разбивка дорожной одежды

Перед устройством дорожной одежды проверяют отметки земляного полотна путем нивелирования поперечников, определяя соответствие в натуре проектному поперечному профилю земляного полотна, наличие осевых и выносных закрепительных знаков и реперов.

В случае частичного или полного их отсутствия производится восстановление разбивки. Погрешности, допущенные при возведении земляного полотна, как показывает практика, исправить дорожной одеждой не удается. Поэтому контроль готовности земляного полотна во всех отношениях должен быть самым взыскательным.

При установке высотного положения каждого слоя дорожной одежды нивелировкой производится их увязка с высотными отметками земляного полотна.

Разбивка дорожной одежды начинается с расстановки маяков, являющихся ориентирами, на которых указывается толщина каждого конструктивного слоя дорожной одежды. Разбивку производят поперечниками, отстоящими друг от друга на расстоянии не более 50 м на прямолинейных участках; не более 20 м на вертикальных выпуклых кривых и не более 10 м - на вогнутых.

Маяки для подстилающего слоя, основания и покрытия устанавливают на обочинах, на расстоянии, обеспечивающим их сохранность до окончания устройства дорожной одежды.

Разбивку конструктивных слоев производят в следующей последовательности:

Находят ось дороги;

От оси в обе стороны рулеткой откладывают расстояние, равное половине ширины слоя;

В полученных точках кромки конструктивного слоя забивают колья на уровне верха слоя;

Промежуточные точки определяют при помощи визирок.

Разбивка дорожной одежды должна опережать строительные работы на одну-две смены.

Рис.9.Схема разбивки поперечника

Разбивка искусственных сооружений

Разбивку котлована под водопропускную трубу начинают с нахождения и закрепления продольной оси трубы, выполняя следующие действия:

Восстанавливают ось дороги;

Измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от ПК до продольной оси трубы по оси дороги;

Забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

Центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между осью трубы и осью дороги;

Закрепляют полученную продольную ось трубы четырьмя контрольными столбиками, по два, на каждую сторону, установленными не ближе 3 м от границ котлована;

Переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки лотков входного и выходного оголовков;

Разбивают очертания котлована согласно разбивочному чертежу с закреплением его контуров колышками, забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки котлована;

Производят разбивку подводящего и отводящего русел.

Точность плановой разбивки котлована должна быть в пределах 5 см. Закрепительные знаки (колышки с отметками, дополнительные реперы) сохраняются на все время строительства сооружения, до сдачи трубы в эксплуатацию.

Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

Все земельные участки, отводимые в период строительства для притрассовых резервов, временных сооружений и зданий подлежат возврату землепользователю после окончания строительства в пригодном для сельского хозяйства состоянии, т.е. необходимо произвести рекультивацию земель. Размеры полосы отвода определяют по ширине подошвы насыпи и размеров выемок поверху, а также ширине боковых и забанкетных канав, банкетов и предохранительных полос (с каждой стороны по 1м.).

Технология подготовительных работ исходит из последовательности выполнения отдельных групп и видов, а именно:

Восстановление и закрепление трассы;

Отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование;

Очистка полосы отвода (перенос инженерных коммуникаций, расчистка от старых строений, снятие растительного слоя);

Разбивочные работы;

Устройство водоотводных канав и дренажей.

1. Расчистка дорожной полосы перед возведением земляного полотна (от кустарника, пней, камней): кусторезы, бульдозеры, корчеватели – собиратели, можно использовать специальные захватные приспособления.

2. Снятие, перемещение и обвалование (складирование) растительного (плодородного) слоя: бульдозер на гусеничном ходу и пневмоколёсных тягачах, фронтальные погрузчики, автомобили – самосвалы.

3. Рыхление грунтов в резервах и выемках: рыхлители на тракторах или использование буро–взрывного способа для скальных грунтов.

4. Снос и перенос зданий и сооружений: бульдозеры, экскаваторы, автокраны, фронтальные погрузчики.

5. Подготовка землевозных дорог: автогрейдеры, скреперы, катки, автомобили – самосвалы.

3.1.1 Восстановление и закрепление трассы. Схема работ.

Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изыскания до начала строительства дороги проходит время, в течение которого могут измениться условия ис­пользования, выделенных для строи­тельства дороги земельных угодий, иногда бывают повреждены отдель­ные знаки, указывающие положение трассы, и т. п.. Поэтому перед нача­лом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепле­ние трассы (Рисунок 9).

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 - выносные колья

Рисунок 9 – Схема закрепления оси дороги

Промежуточные точки на кривых разбивают через каждые 5, 10 или 20м соответственно радиусам кривых до 100, от 100 до 500 и более 500 м.

1-выносной столб с отметкой; 2-граница полосы отвода; 3-полоса отвода; 4-точки со сторожками; 5-касательная к кривой; 6-вершина угла.

Рисунок 10 – Закрепление оси дороги на кривой

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов,которые закапывают на расстоянии 0,5 м от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы. На этих столбах записывают порядковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

На виражах, переходных кривых, отгонах, серпантинах ось дороги закрепляют в соответствии с местоположением и рельефом местности.

Высотные отметки закрепляют реперами через каждые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими автомобильными или железными дорогами, около малых искусственных сооружений, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высота более 5 м) и глубоких выемок (глубина более 5 м). Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают неглубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.

Трасса - это линия, определяю­щая положение на местности геомет­рической оси дороги. Трасса может быть в местах насыпей выше земной поверхности, а в местах выемок - ниже ее. Разметку трассы произво­дят, применяя реперы, располагае­мые вблизи будущего земляного по­лотна (репер - постоянная, закреп­ленная на месте точка, с известной отметкой).

Строительная организация-под­рядчик, на которую возложено строи­тельство автомобильной дороги, ор­ганизует в своем составе геодезичес­кую службу, выполняющую все гео­дезические разбивочные работы на протяжении всего строительства до­роги.

Организация-заказчик не менее чем за 10 дней до начала работ пере­дает организации-подрядчику всю необходимую проектную документацию и данные о геодезической основе, представляющей опорную сеть, т. е. совокупность всех реперов и всех точек с известными координа­тами (опорных пунктов), установ­ленных на местности при изыскатель­ских работах. Организация-заказчик силами своей геодезической службы производит восстановление на местности опорной ee сети и передачу ее геодезической службе строительной организации.

Восстановление трассы состоит в нанесении на местности основных осей сооружений, а также развитии (сгущении точек) опорной сети с вос­становлением и закреплением всех точек и осей как земляного полотна, так и всех дорожных сооружений.

Для сохранения всех точек до на­чала строительных работ их закреп­ляют на местности. На прямых уча­стках дороги закрепление произво­дят на границах однородных проект­ных участков.

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов, ко­торые закапывают на расстоянии 0,5м. от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы.

На этих столбах записывают поряд­ковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

Высоты точек закрепляют репе­рами, устанавливаемыми через каж­дые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, ре­перы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими ав­томобильными или железными доро­гами, около искусственных сооруже­ний, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высо­той более 5м) и глубоких выемок (глубиной более 5 м). Реперы уста­навливают в стороне от дороги, ока­пывают неглубокими канавками и об­сыпают землей в виде конуса. В ка­честве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, круп­ные камни и скалы.

При восстановлении трассы про­водят закрепление на местности до­полнительных земельных участков, отводимых для резервов и карьеров, для различных производственных предприятий и размещения дорож­ных и транспортных служб. Во вре­мя этих работ граница земельных участков обозначается бороздами, столбами, узкими просеками, отмет­ками на отдельных деревьях.

Отвод земель для временного и постоянного пользования проводят с учетом охраны природы, использо­вания ненужных земель, рациональ­ного учета сельскохозяйственных земель и естественных природных ресурсов.

Закрепленную дорожную полосу оформляют в виде плана отводимых земель с приложением журнала за­крепления и утверждают в соответ­ствующих организациях. Если в пре­делах намеченной постоянной полосы отвода находятся здания и соору­жения, то на них составляют допол­нительные чертежи, и положения, характеризующие их конструкцию и состояние.

На подлежащие уничтожению сады, посевы сельскохозяйственных культур и прочее составляют акты совместно с землепользователем.

Полосу временного отвода, кото­рая необходима для производства работ и несколько шире постоянной полосы отвода, устанавливают в за­висимости от характера и ценности придорожных земель, типа применяе­мых машин, способов работы и не­обходимости размещения с каждой стороны возводимого земляного полотна подъездных путей для достав­ки грунта и материалов, проезда в период технологического закрытия движения по дороге (твердения цементобетона, асфальтобетона и т. п.), а также в местах строящихся ис­кусственных сооружений

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели