Теплый ящик для докотловой очистки питательной воды. Теплый ящик Закрытая питательная система

Теплый ящик для докотловой очистки питательной воды. Теплый ящик Закрытая питательная система

02.09.2023

В каких случаях вахтенный механик имеет право самостоятельно
остановить главный двигатель с докладом на мостик?
1 При неисправности ГД.
2 Не имеет права в любом случае.
3 При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни
людей.


какие бывают готовности на судах?
1 Часовая и получасовая готовность.
2 Постоянная и к определенному сроку.
3 Четырехчасовая и суточная.

Кто дает разрешение механику по заведованию право на вывод
из действия для устранения неисправности или производства
профилактики любого механизма, если вывод этого механизма не
угрожает безопасности мореплавания и не нарушает нормальную
эксплуатацию энергетической установки?
1 Не требуется разрешения.
2 Старший механик.
3 Вахтенный механик.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА
какими приборами и средствами должен быть оборудован
КОНТРОЛЬНЫЙ ПОСТ?
1 Только сигнализацией.
2 Только средствами защиты.
3 Всеми приборами управления, сигнализации и защиты.
4 Только средствами управления.

Что учитывает эффективный КПД двигателя?
1 Тепловые потери в цилиндрах.
2 Потери на трение.
3 Тепловые потери и потери на трение.

Каким параметрам для данного двигателя прямо пропорциональна
индикаторная мощность двигателя?
1 Только частоте вращения.
2 Только среднему индикаторному давлению.
3 Среднему индикаторному давлению и частоте вращения.

Влияют ли силы инерции на мощность двигателя?
1 Не влияют.
2 Влияют.

Что определяет метацентрическую высоту?
1 Расстояние между центром тяжести и метацентром.
2 Расстояние между центром тяжести и центром величины.
3 Расстояние между центром величины и метацентром.

Если в системе смазки дейдвуда используется смазочное масло,
то из какого материала изготовлен подшипник дейдвуда?
1 Из стали.
2 Из баббита.
3 Из бакаута.
4 Из резины.

Для какой цели служит терморегулирующий вентиль(ТРВ) в ком-
прессорных холодильных установках?
1 Для регулирования температуры в холодильных камерах.
2 Для поддержания определенной температуры паров фреона на
выходе из испарителя.
3 Для регулирования давления паров хладагента перед испарителем

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОР-
ПУСА, как часто проверяются расхождения в показаниях между
действительным углом перекладки и аксиометрами рулевой машины?
1 Перед каждым выходом в рейс.
2 Ежевахтенно.
3 Один раз в месяц.

Имеется ли ошибка в указанной последовательности действий
при продувке водоуказательной колонки:открыть клапан проду-
вания колонки-закрыть паровой клапан-открыть паровой и зак-
рыть водяной-открыть водяной, закрыть клапан продувания колонки?
1 Ошибки нет.
2 Ошибка есть.

Имеется ли ошибка в последовательности действий при упуске
воды в вспомогательном котле:прекратить горение, закрыть
стопорный клапан, прекратить питание и т.д. ?
1 Ошибки нет.
2 Ошибка есть.

Почему температуру воды в теплом ящике вспомогательного кот-
ла не рекомендуется держать выше 85 гр. ?
1 Увеличивается содержание кислорода в питательной воде, опре-
деляющее интенсивность коррозии поверхностей нагрева водяно-
го пространства.
2 Увеличиваются термические напряжения в деталях котла.
3 Возможен срыв подачи котельно-питательного насоса.

Выбрать наилучший режим верхнего продувания вспомогательного котла?
1 Открыть клапан верхнего продувания на одну минуту и закрыть.
2 Немного приоткрыть клапан продувания, примерно через 0.5 мин.
открыть полностью и закрыть при появлении признаков выдувания пара.
3 Открыть клапан полностью и закрыть при появлении признаков пара
Какую сальниковую набивку нельзя применять в арматуре вспо могательного котла?
1 Пеньковую.
2 Асбестовую.
3 Содержащую масло.
4 Содержащую свинец.

Какая наиболее вероятная причина образования выпучин на по-
верхности огневой камеры?
1 Попадание в котельную воду топлива и масла.
2 Некоторые отклонения в режиме водообработки.
3 Некоторые отклонения в режиме продувания.

Почему для каждого типа вспомогательного котла указывается
своё время ввода котла в действие при пуске из холодного
состояния?
1 Из-за габаритов котла.
2 Из-за величины рабочего давления.
3 Из-за величины термических напряжений в деталях котла.

Почему водоуказательное стекло перед установкой рекомендует-
ся прокипятить в масле?
1 Для улучшения видимости воды в стекле.
2 Для снятия внутренних термических напряжений в стекле.

Можно ли обжимать крышки горловин вспомогательного котла во
время подъема пара?
1 Можно при давлении менее 5 бар.
2 Нельзя.

Вы занимаетесь регулировкой форсунки по соотношению воздух-
топливо.По каким признакам можно определить избыток подачи
воздуха?
1 Пламя яркое, факел имеет обрывистые языки, дым из трубы
сизо-белый.
2 Пламя оранжевое, по краям темное, дым темного цвета.

При работе форсунки вспомогательного котла должен ли факел
касаться поверхности огневой камеры?
1 Должен касаться для большей паропроизводительности.
2 Не должен ни при каких условиях.

В соответствии с ПТЭ котлов какая разница допускается между
температурой стенки котла и температурой питательной воды
при его заполнении?
1 Разница не допускается.
2 Не более 20-30 градусов.
3 Не более 50-100 градусов.

В соответствии с ПТЭ котлов какое максимальное количество
воды можно выдувать при каждом продувании в процентах от
всего объема воды?
1 До 5%
2 До 10%
3 До 20%

На какое максимальное давление производится регулировка пре-
дохранительных клапанов вспомогательных и утилизационных
котлов?
1 На 10% выше рабочего.
2 На 25% выше рабочего.
3 На 50% выше рабочего.

Как нужно действовать в случае попадания в котел нефтепроду-
ктов и котел по условиям эксплуатации нельзя вывести из действия?

  1. Продуть нижним и верхним продуванием.
  2. Производить химическую обработку воды в котле.
  3. Снизить нагрузку котла и производить усиленное верхнее продувание.

В соответствии с ПТЭ котлов обязательно ли включение всех
защит при разводке котла?

  1. Не обязательно.
  2. Обязательно.
  3. Обязательно должна быть включена защита по уровню.

Потекли водогрейные трубки котла, согласно ПРАВИЛ МОРСКОГО
РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА сколько в процентах трубок котла от
общего их количества можно заглушить и в таком состоянии
продолжать его эксплуатировать?

  1. Не допускается ни при каком количестве.
  2. Не более 10%
  3. Не более 20%

Согласно ПТЭ котлов допускается ли работа котла с одним
водоуказательным стеклом?

  1. Не допускается.
  2. Можно работать без ограничения по времени.
  3. Допускается не более одного часа.

Что нужно сделать при угрозе явного затопления котельного
отделения?

1. Прекратить горение и открыть принудительно предохранительный клапан.
2. Прекратить горение и закрыть стопорный клапан.
3. Не производить никаких операций с котлом.
При ремонте котельно-питательного центробежного насоса воз-
никла необходимость проточки всасывающих патрубков крылаток.
Вал насоса дефектов не имеет. Выбрать наиболее правильную
технологию ремонта.

  1. Проточить, взяв за базу наружные диаметры крылаток.
  2. Все крылатки монтировать на вал насоса, вал установить в станок с использованием центра и проточить патрубки за один проход на одинаковую величину.
  3. Проточить в станке поочередно, насаживая крылатки на оправку

В старой стальной трубе появился свищ. Какая технология ре-
монта будет наиболее правильной для данного случая?

  1. Заварить электросваркой, после опрессовать.
  2. Трубу зачистить и плотно обмотать стеклотканью на эпоксидной

смоле, после застывания опрессовать.

Какая поверхность канавки в ободе шкива является рабочей для
клинового ремня?

  1. Дно канавки.
  2. Боковые стороны канавки.

Центробежный насос не создает номинальное давление. Какая
неисправность насоса наиболее вероятна?
Износ подшипников.
Износ вала.
Большие зазоры в уплотнительных буртах на стороне всасывания
и нагнетания.

При производстве анализа котловой воды обнаруживается очень
высокое содержание хлоридов (предыдущий анализ был нормаль-
ным). Какая наиболее вероятная причина?
Течь конденсатора котла.
Отклонения в режиме водообработки.
Отклонения в режиме продувания.

В соответствии с ПРАВИЛАМИ МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА,
как часто производится гидравлическое испытание котлов при
нормальных условиях эксплуатации?
При каждом ежегодном освидетельствовании.
При каждом втором очередном освидетельствовании.
При каждом очередно освидетельствовании.

Можно ли эксплуатировать вспомогательный или утилизационный
котел, если предохранительные клапаны не работают (не срабатывают на подрыв?
Можно, но на пониженном рабочем давлении.
Нельзя.

В соответствии с ПТЭ котлов при какой максимальной темпера-
туре котловой воды (в случае необходимости осушения котла)
разрешается удалять её из котла, если при этом нет указаний завода-изготовителя?
Можно удалять сразу после остановки котла.
При температуре воды в 50 гр.
При температуре воды 20гр.

В соответствии с ПТЭ котлов, если не призошло зажигание фор-
сунки, требуется ли предварительная вентиляция топки после
этого и если требуется, то какое минимальное время вентиляции установлено?
Вентиляция не требуется.
Необходима вентиляция в течении 1 минуты.
Необходима вентиляция в течении 3 минут.

Как должен действовать наиболее правильно вахтенный механик
в соответствии с НБЖС в аварийных ситуациях:угрозе затопле-
ния машинного отделения или пожара в нем?
Обнаружить причину аварийной ситуации и немедленно присту-
пить к её устранению.
Объявить судовую тревогу, нажав кнопку авральной сигнализа-
ции, сообщить на мостики ст.механику, загерметизировать
отсек и приступить к ликвидации аварийной ситуации до прибы-
тия аварийной партии.
Немедленно покинуть аварийный отсек.

“Если двигатель идет в “”разнос””, теоретически какой способ”
“его предотвращения или уменьшения последствий зтого “”разноса”
является наиболее действенным?
Необходимо перекрыть подачу топлива.
Необходимо перекрыть подачу воздуха.

Как правильно действовать, если вдруг давление смазочного
масла ГД упало ниже предельно-допустимого значения?
Немедленно остановить ГД и сообщить на мостик и старшему механику
Уменьшить частоту вращения ГД и сообщить на мостик и старше-
му механику.
Доложить старшему механику.

Как правильно действовать в случае, если упало давление пресной воды на ГД ниже
предельно-допустимого, но её температура не превышает предельного значения?
Снизить нагрузку ГД до малого хода, перейти на резервный на-
сос, если нет автоматического включения резервного насоса.
Немедленно остановить ГД.
Доложить ст.механику.

Как наиболее правильно действовать, если двигатель останови-
лся при срабатывании защиты по температуре охлаждающей воды?
Прокачивать двигатель маслом и проворачивать валоповоротным
устройством.
Немедленно включить охлаждение двигателя.
Немедленно снова запустить двигатель.

Что нужно делать первоначально, если произошел взрыв в картере двигателя?
Немедленно двигатель остановить, включить валоповоротное ус-
тройство при одновременном прокачивании маслом.
Снизить нагрузку двигателя.
Немедленно остановить двигатель и осмотреть картер.

Какие ваши первоначальные действия, если в системе прокачки
дейдвуда упало давление воды ниже допустимого значения или,
если дейдвуд на масляной смазке, обнаружено отсутствие масла
в цистерне дейдвуда(температура дейдвуда не достигла предельных значений?
Cрочно остановить ГД и доложить на мостик и ст.механику.
Снизить обороты до малого хода и доложить на мостик и
старшему механику.
Доложить старшему механику.

Какими будут ваши первые действия, если вы обнаружили, что на работающем котле
уровень воды в водоуказательных стёклах опустился ниже допустимого предела?
Немедленно запустить питательный насос и поднять уровень в котле
Прекратить горение, питание водой, подачу воздуха, закрыть
стопорные клапана.

Какие будут ваши первоначальные действия, если при следова-
нии ПХ произошел отказ подачи топлива одного из цилиндров и начался помпаж ГТН?
Увеличить частоту вращения ГД и доложить ст.механику.
Остановить ГД.
Уменьшить частоту вращения ГД до исчезновения явления помпажа

Если у ГД выходит из строя один из ГТН, с какой нагрузкой
должна производиться эксплуатация ГД в соответствии с ПТЭ СТС?
Нагрузка не меняется.
С нагрузкой малого хода.
С нагрузкой, при которой температура выпускных газов за
цилиндрами не должна превышать допустимую при работе дизеля
с исправным ГТН.

На судах-теплоходах устанавливаются водотрубные и огнетрубные вспомогательные паровые котлы, а также утилизационные и водогрейные котлы. На современных судах могут быть установлены стояночные и утилизационные термомасляные котлы.

7.3.1. Неисправности, при которых запрещается вводить в работу паровой котел.

1. Неисправный предохранительный клапан, водоуказательный прибор или манометр.

2. Отсутствие двух исправных питательных средств.

3. Неисправные системы и клапана продувания, сажеобдувки, подачи топлива и воздуха.

4. Неисправные аварийные дистанционные приводы предохранительных, стопорных и быстрозапорных клапанов.

5. Незаделанные трещины в ответственных частях котла.

6. Неисправные АПС и защита котла.

7. С числом заглушенных труб и их провисанием, превышающим нормы, установленные Классификационным обществом, с обрывами труб и связей.

8. Течь в трубных решетках.

9. Разрушение обмуровки топки и защищенных частей пароводяных и водных коллекторов.

10. Выпучины на плоских стенках огневых частей, местные выпучины жаровых труб более двух толщин листа, деформация жаровых труб.

11. Местные или общие коррозионные разъедания барабанов, листов, утончение труб.

12. Неисправные конденсаторы, фильтры питательной воды, деаэраторы, дозировочные устройства для ввода химических реагентов в котел и маслоотделители.

7.3.2. Подготовка парового котла к работе.

1. Современные паровые котлы имеют системы автоматического управления, АПС и защиты. Поэтому при подготовке к работе котла, находящегося в эксплуатации, необходимо проверить систему автоматического управления и включить ее.

2. Система автоматического управления состоит из следующих компонентов:

· Система автоматического управления процессом горения.

· Система автоматического управления процессом питания котла.

· Система аварийно-предупредительной сигнализации.

· Система автоматической защиты.

3. АПС котельной установки обычно подает следующие сигналы:

· Низкий уровень воды в котле.

· Низкий уровень воды в теплом ящике.

· Остановка питательного насоса котла.

· Низкая температура топлива.

· Низкое давление топлива.

· Высокая соленость воды в теплом ящике.

4. Защита котла прекращает работу котла в следующих случаях:

· Очень низкий уровень воды в котле.

· Давление пара достигло установленного значения.

· Произошел обрыв факела.

· Остановилась воздуходувка форсунки.

5. При подготовке котла к работе после его чистки необходимо выполнить следующие операции:

· Произвести наружный осмотр котла, топочного устройства, арматуры, аварийных приводов арматуры котла с палубы, манометров, механизмов и систем, обслуживающих котел. Убедиться в открытии воздушного клапана на котле..



· Заполнить котел водой, отвечающей по качеству требованиям заводской инструкции.

· Температура воды при заполнении не должна отличаться от температуры металла более чем на 30° С и во всех случаях должна быть не ниже 5° С.

· Котел заполняется водой до уровня, указанного в заводской инструкции.

· После заполнения котла водой необходимо убедиться в отсутствии течи через неплотности.

7.3.3 Пуск котла.

При пуске котла необходимо выполнить следующие операции:

1. До розжига форсунки необходимо осмотреть топку на предмет отсутствия в ней несгоревшего топлива. Скопления топлива в топке не должно быть. Для удаления взрывоопасной смеси паров топлива топку необходимо провентилировать в течение времени, указанного в заводской инструкции, но не менее 3 минут.

2. Включить систему автоматического управления котлом, которая и произведет розжиг форсунки котла. Если после двух попыток факел в топке не вспыхнет, необходимо прекратить попытки розжига форсунки, выяснить и устранить причину, а затем, провентилировав топку, снова попытаться разжечь форсунку.

3. С момента розжига форсунки должен быть установлен контроль за уровнем воды в котле.

4. Продолжительность подъема давления пара должна быть согласно заводской инструкции.

5. При появлении пара в котле (при появлении непрерывной струи пара из воздушного клапана) необходимо:

Закрыть воздушный клапан;

Продуть манометровую трубку и включить котловой манометр;

Прогреть водоуказательные приборы котла;

6. При давлении пара в котле (не более 5 кг/см 2) необходимо проверить обжатие крышек лазов и горловин без применения рычагов и ударов.

7. После подъема давления пара до рабочего необходимо тщательно осмотреть котел и проверить в действии водоуказательные приборы, клапаны верхнего и нижнего продувания, питательные насосы, теплый ящик. При удовлетворительных результатах осмотра и проверок подъем давления пара в котле считается законченным.

7.3.4. Обслуживание котла во время работы.

1. При работе котла должен быть постоянный контроль за:

· Уровнем воды в котле.

· Горением факела.

· Давлением пара.

· Соблюдением водного режима и водоконтроля.

· Исправным состоянием котла, обслуживающего его оборудования, систем автоматики и КИП.

2. При наблюдении за работой систем автоматического управления котла необходимо периодически проверять правильность их работы. Порядок этих проверок, их периодичность указываются в заводской инструкции. При эксплуатации системы автоматического управления котла возможны отказы ее элементов, которые приводят к ненормальностям в работе котла.

3. Наиболее характерные отказы:

· Автоматика питания не реагирует на изменение уровня воды в котле.

· Уровень воды поддерживается не в заданных пределах.

· Питательный насос не включается.

· Срабатывает защита по низкому уровню при исправных насосах и датчиках.

· Не подается топливо к форсунке.

· Не зажигается форсунка.

· Факел гаснет.

4. Во время работы котла необходимо систематически производить осмотры:

· Котла и его арматуры.

· Топочного устройства.

· Обмуровки топки.

· Видимых поверхностей нагрева.

· Трубопроводов в пределах котла.

· Газовоздушного тракта.

5. Контролировать показания КИП. Давление пара в котле должно контролироваться не менее чем двумя манометрами.

6. Для предупреждения упуска воды необходимо содержать в постоянной исправности питательную систему котла и водоуказательные приборы. Не реже одного раза за вахту производить продувку водоуказательных приборов.

7. Работа котла с неисправными водоуказательными приборами запрещена.

8. При вскипании воды в котле необходимо немедленно снизить нагрузку котла, прикрыть стопорный клапан до прекращения вскипания воды и продуть котел верхним и нижним продуванием. Затем, в зависимости от результатов анализа котловой воды, котел необходимо продуть дополнительно или вывести его из действия до полной смены воды.

9. Необходимо систематически контролировать теплый ящик на отсутствие в нем нефтепродуктов, которые могут попасть в теплый ящик вместе с конденсатом из топливо- и маслоподогревателей, из систем подогрева тяжелого топлива в танках и цистернах, из систем подогрева смазочного масла в цистернах. При попадании нефтепродуктов в котел его необходимо вывести из действия для очистки. В случае невозможности вывода котла из действия необходимо снизить нагрузку котла и проводить усиленные верхние продувания до тех пор, когда появится возможность вывести котел из действия для очистки.

10. Контроль за процессом горения должен осуществляться систематически, путем наблюдения за факелом и дымом, выходящим из дымовой трубы. Наиболее характерные признаки при визуальном контроле следующие:

· Черный дым и пламя темно-красного цвета-причинами могут быть недостаток воздуха, плохой распыл топлива, низкая температура и низкое давление топлива перед форсункой.

· Дым светло-серого цвета, а пламя оранжево-красное-это нормальное соотношение топлива и воздуха.

· Дым белый или с желтоватым оттенком, пламя ярко-белое-это чрезмерный избыток воздуха.

· Факел не должен ударять в обмуровку топки и поверхности нагрева.

· Работа котла с повреждениями обмуровки топки свыше 40% ее толщины не допускается. Это опасно для котла и обслуживающего персонала.

· Если по какой-либо причине произошел перегрев частей котла, необходимо немедленно прекратить горение и питание котла, вывести котел из действия и дать ему медленно остыть.

7.3.5. Меры безопасности при упуске воды.

Упуск воды может быть следствием недостаточного контроля вахты за работой котла, неисправности системы автоматического управления питанием, системы АПС и защиты котла, разрыва трубок котла.

Признаками упуска воды в котле являются:

· Отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах и на табло световой индикации уровня воды в котле на пульте ЦПУ; срабатывание световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации о низком уровне воды в котле.

· Свист сухого пара при открывании нижних пробных кранов.

· Покраснение и побеление от перегрева отдельных труб поверхностей нагрева.

· Заметные провисания групп или отдельных труб.

При упуске воды из котла необходимо немедленно выполнить следующие операции:

· На котлах, имеющих автоматическую систему управления котлом, выключить эту систему и тогда автоматически прекратится горение и питание котла.

· На котлах, не имеющих системы автоматического управления котлом, вручную прекратить горение и питание котла, дополнительно закрыв клапана подачи топлива на топочное устройство котла и питательные клапана. Это нужно делать не раздумывая, не тратя времени ни на что другое, потому что котел имеет серьезную неисправность-не срабатывает защита по очень низкому уровню воды в котле и сколько времени котел работает без подпитки водой и его состояние пока не известно.

· После прекращения горения и питания котла можно убедиться в том, что тревога не была ложной. Для этого нужно продуть водоуказательные приборы и возможно после этого в них появится нормальный уровень воды. Если же этого не произойдет, то необходимо выполнить следующие операции:

· Закрыть стопорный клапан.

· Принять меры к недопущению местного и общего охлаждения котла.

· Вахтенному механику доложить о случившемся старшему механику.

· Старший механик вместе с вахтенным механиком или механиком, в чьем заведовании находится котел, должны тщательно осмотреть котел. Возможно, после этого будет необходимо стравить пар и, при отсутствии видимых повреждений, произвести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если при этом течей и деформации не будет обнаружено, то котел можно эксплуатировать дальше.

7.3.6. Докотловая обработка питательной воды.

1. Докотловая обработка питательной воды производится для очистки ее от нефтепродуктов и механических примесей, для удаления кислорода (деаэрация), солей и накипи.

1. Нефтепродукты удаляются из воды путем фильтрации ее через фильтры, установленные в теплом ящике и на напорной магистрали. В качестве фильтрующих материалов в теплом ящике применяются пенополиуретан (поролон), древесная стружка, манила, сезаль, махровая ткань, кокс, активированный уголь. Периодичность замены фильтрующих материалов зависит от режима работы питательной системы и содержания нефтепродуктов в воде. При эксплуатации фильтров, устанавливаемых на напорной магистрали питательной воды, смену фильтрующих материалов следует производить по мере повышения давления перед фильтром до установленного предела.

2. Докотловая обработка питательной воды производится и с помощью химических препаратов, выпускаемых различными фирмами. Химическую обработку воды осуществляют по инструкциям, разработанным фирмами для каждого препарата, Правильность дозировки препаратов и эффективность их действия периодически контролируют с помощью судовых экспресс-лабораторий. В качестве такого препарата применяется CONDENSATE CONTROL, выпускаемый фирмой NALFLEET. Он нейтрализует кислоту в системах конденсата и питательной воды, предотвращая коррозию элементов системы. Вводится в теплый ящик или цистерну возврата конденсата.

2. Удаление кислорода из питательной воды применяется в котельных установках с рабочим давлением пара более 2 МПа. Содержание кислорода в питательной воде открытых систем питания составляет 4,5-10,0 мг/л. Растворимость кислорода зависит от температуры воды. С повышением температуры растворимость кислорода падает. В кипящей воде растворимость кислорода равна нулю. Поэтому для максимально возможного удаления кислорода из питательной воды в открытых системах питания необходимо поддерживать температуру воды в теплом ящике не ниже 55--65° С. Это обеспечивает содержание кислорода в питательной воде не более 5,0 мг/л. Для удаления кислорода из питательной воды может также применяться химический препарат OXYTREAT 79600. Лучше всего добавлять его непрерывным впрыскиванием в теплый ящик. Может применться для защиты котлов в режиме хранения. Также для удаления кислорода используются следующие химические препараты: гидразин-гидрат N 2 H 2 H 2 O, гидразин сернокислый N 2 H 2 H 2 SO 4 и сульфит натрия кристаллический Na 2 SO 4 /

Внутрикотловая обработка воды.

Целью внутрикотловой обработки воды является обеспечение таких качественных показателей воды, которые препятствуют накипеобразованию и коррозии в котлах.

Основные режимы внутрикотловой обработки воды-это фосфатно-щелочной и фосфатно-нитратный.

Фосфатно-щелочной режим применяется в котлах с давлением пара до 2 Мпа. При этом режиме необходимо поддерживать в котловой воде определенное соотношение между щелочностью и общим солесодержанием, получившим название относительной щелочности. Относительная щелочность котловой воды должна быть не менее чем в 5 раз выше ее щелочного числа. Практически, это значит, что в паровых котлах, работающих при давлении пара до 4 Мпа, содержание хлоридов в котловой воде должно превышать значение щелочного числа не менее чем в 3 раза.

Фосфатно-нитратный режим применяется в водотрубных котлах с давлением пара до 6МПа, работающих на питательной воде улучшенного качества.

Химические препараты, применяемые для внутрикотловой обработки воды.

В состав химических препаратов зарубежных фирм для фосфатно-нитратной и фосфатно-щелочной внутрикотловой обработки воды входят следующие химические препараты: а) Известный механикам тринатрийфосфат (Na 3 PO 4 12H 2 O). Предназначен для поддержания содержания фосфатов и щелочей в котловой воде паровых котлов низкого и среднего давления с целью предотвращения образования накипи и коррозии металла. Дозировку контролируют по показателю концентации фосфатов в котловой воде. б) Селитра калиевая техническая (KNO 3) или селитра натриевая (NaNO 3). Предназначена для предотвращения межкристаллитной коррозии металла в паровых котлах низкого и среднего давления. Дозировку контролируют по показателю концентрации нитратов в котловой воде.

Кроме этих известных препаратов применяются еще следующие химические препараты, выпускаемые различными фирмами для обработки котловой воды.

Фирма «UNITOR»:

COMBITREAT-обеспечивает фосфатный режим, препятствует образованию накипи.

HARDNESS CONTROL-поддерживает оптимальное значение фосфатного уровня, препятствует образованию накипи.

ALKALINITY CINTROL-применяется для обеспечения рекомендованных щелочных условий в котловой воде, содействует свертыванию нефтяного загрязнения котловой воды.

BOILER COAGULANT-для предотвращения накипи и свертывания небольшого количества нефти, попавшей в котельную воду.

Фирма «DREW AMEROID»:

AMEROID AGK-100-предотвращает коррозию и образование накипи.

AMEROID GC-также предотвращает коррозию и образование накипи.

LIQUID COAGULANT-предотвращает отложения на поверхностях нагрева нефти, попадающей в котел с питательной водой.

Фирма «DREW AMEROID MARINE»:

SAFASIO-сульфаминовая кислота для удаления отложений накипи и ржавчины в паровых котлах, испарителях и теплообменных аппаратах.

AMEROID HDI 777-применяется для предварительной очистки внутренних поверхностей паровых котлов от маслянистых загрязнений перед их очисткой от накипи и коррозии с помощью кислоты.

Метод применения и дозировка каждого препарата указывается в фирменных инструкциях.

Остановка и охлаждение котла.

1. Остановка и охлаждение котла должны производиться в соответствии с указаниями заводской инструкции по эксплуатации.

2. В случае отсутствия таких указаний необходимо выполнить следующее:

· Произвести, по возможности, обдувку всех поверхностей нагрева.

· Снять нагрузку. Вывести из действия систему автоматического управления, защиты и сигнализации.

· Произвести верхнее и нижнее продувание с последующей подпиткой.

· Если не предполагается спуск воды, довести показатели качества котловой воды до норм, указанных в инструкции по эксплуатации.

· Охлаждение котла производить медленно. Продолжительность и порядок охлаждения, а также удаление воды из котла производить согласно указаниям инструкции по эксплуатации. Запрещается для ускорения охлаждения котла подпитывать котел холодной водой с последующей продувкой, открывать топочные дверцы, регистры и т.п.

· После спуска воды из котла необходимо убедиться в том, что все клапаны парового и водяного пространства котла плотно закрыты.

· Перед вскрытием лазов необходимо убедиться в отсутствии давления в котле по манометру и по воздушному клапану.

Характерные неисправности паровых котлов, их

1. Давление пара в котле падает или растет, одновременно понижается уровень воды в водоуказательных приборах, возможен хлопок в топке, выход пара из дымовой трубы.

Причинами этого могут быть:

· Лопнула испарительная или дымогарная труба в котле.

· Неисправен предохранительный клапан.

· Свищи в трубах.

· Неисправны автоматические регуляторы.

2. Уровень воды в водоуказательных приборах повышается или понижается.

Причины и способы устранения.

· Водоуказательный прибор показывает неправильный уровень-продуть водоуказательный прибор.

· Ненормально работает регулятор питания-перейти на ручное управление питанием.

· Ненормально работает питательный насос-перейти на второй насос.

3. Уровень воды в водоуказательном приборе резко колеблется.

Причины и способы устранения.

· «Вскипание» воды-снизить уровень воды в котле.

· В котел попали нефтепродукты-явление подобно «вскипанию» и те же действия.

4. Уровень воды в водоуказательном приборе не колеблется или отличается от уровня в другом приборе и медленно восстанавливается после продувания.

Причины и способы устранения.

· Засорены каналы в водоуказательном приборе или неправильно установлены прокладки-заменить прибор запасным.

· Засорены каналы к водоуказательному прибору-снять прибор, очистить каналы досекущих клапанов.

5. Распыливание топлива неудовлетворительное.

· Причины и способы устранения.

· Низкая температура и низкое давление топлив.

· Топливные каналы форсунки засорились.

· Плохое перемешивание топлива с воздухом из-за неправильной установки воздухонаправляющих устройств.

· Форсунки или диффузор неправильно установлены вдоль оси фурмы.

· Подтекает топливо в форсунке.

6. Пульсация и хлопки факела, вибрация фронта котла.

· Причины.

· В топливе много воды.

· Причины, указанные в предыдущем пункте.

· Колебания давления топлива из-за неисправности топливного насоса.

7. Шипение и затухание факела.

· Причины.

· В топливе вода.

· В топливе повышенное содержание механических примесей.

8. Появление рваного пламени с искрами.

· Причины.

· Чрезмерный перегрев топлива.

9. Мощный хлопок с выбросом топочных газов из топки.

· Причина и способы действия.

· Взрыв газов в топке-прекратить горение, провентилировать топку в течение 5 минут, осмотреть котел и газоходы; только после этого можно зажечь форсунку.

10.Перегрев обшивки котла.

* Причины и способы устранения.

* Догорание топлива в газоходах-произвести сажеобдувку и при выводе котла из действия произвести наружную чистку поверхностей нагрева котла.

* Обмуровка топки разрушилась, изоляция прогорела-устранить дефекты обмуровки топки и изоляции.

Эксплуатация утилизационных и водогрейных котлов.

Утилизационный котел

1. На режимах малых нагрузок ГД производить отвод выпускных газов через байпас мимо котла.

2. После включения утиль-котла в работу проверить средства автоматизации и КИП.

3. Включение циркуляционных насосов утиль-котла в работу производится после пуска двигателя.

4. Систематически следить за работой водяных затворов утиль-котла.

5. Очистку утиль-котла от сажи, гудрона и накипи можно производить во время работы двигателя путем осушения котла и его прокаливания выпускными газами в течение 1-2 часов при открытом воздушном клапане, но делать это можно только в строгом соответствии с указаниями заводской инструкции.

6. При длительной остановке ГД и плюсовой температуре в машинном отделении утиль-котел и сепаратор пара держать полностью заполненными водой.

7. Запрещается ввод в действие утиль-котла при неисправном устройстве для предотвращения попадания воды в ГД.

Водогрейные котлы

1. Перед вводом водогрейного котла в работу после ремонта его или трубопроводов систему водяного отопления необходимо промыть до полного осветления воды.

2. При вводе в работу водогрейного котла закрытой системы водяного отопления необходимо проверить систему автоматики и защиты, а также действие предохранительного клапана.

3. Качество воды для подпитки должно удовлетворять требованиям заводской инструкции.

4. Изменение температуры воды на выходе из котла должно производиться постепенно и равномерно (со скоростью не более 30° С в течение часа).

5. Во время работы водогрейного котла необходимо следить за уровнем воды в расширительном баке и за исправностью устройства для выпуска воздуха из системы водяного отопления.

Термомасляные стояночные и утилизационные котлы.

В термомасляных котлах в качестве теплоносителя используется масла и котельная установка с термомасляными стояночным и утилизационным котлами работает следующим образом.

1. Змеевики в обоих котлах, во всех потребителях тепла, все трубы масляной системы постоянно заполнены маслом, что обеспечивается расширительной цистерной. Расширительная цистерна находится в фальш-трубе, выше утиль-котла. Уровень масла в ней контролируется визуально и датчиками максимального и минимального уровня. В случае утечки масла из системы расширительная цистерна пополняется насосом, который запускают и останавливают датчики уровня в расширительной цистерне.

2. При работе стояночного и утилизационного котла масло в системе циркулирует с помощью одного из циркуляционных насосов. Второй насос автоматически запускается при остановке первого, сигнал на запуск насос получает от датчиков расхода. Насос поддерживает давление масла в системе в пределах 9,6-10 бар.

3. Стояночный насос запускается и останавливается автоматически. Сигнал на запуск и остановку котла дают датчики температуры масла, Запускается котел при температуре масла 170° С, останавливается при температуре 180° С, предельная максимальная температура в эксплуатации 250° С. Значения температуры запуска и остановки котла можно оперативно регулировать.

4. На стоянке форсунка котла работает приблизительно 50% стояночного времени зимой и приблизительно 30% летом. Топливо перед топливным насосом топочного устройства греется постоянно до температуры, задаваемой заводской инструкцией.

5. На ходу утиль-котел работает постоянно, стояночный котел не работает. На малых нагрузках ГД, при недостатке тепла, стояночный котел может быть запущен. Температура масла при работе утиль-котла регулируется автоматическим клапаном подачи масла на теплообменный аппарат, работающий от системы охлаждения ГД. Количество охлаждающей воды на теплообменный аппарат также автоматически регулируется в зависимости от температуры масла.

6. Расход масла при подключении и отключении потребителей тепла автоматически регулируется байпасирующим клапаном с электроприводом. Сигнал на клапан поступает от датчиков расхода.

Контроль на вахте стояночного и утиль-котла.

Во время вахты необходимо контролировать на термомасляном стояночном котле:

1. Работу циркуляционного насоса.

2. Уровень масла в расширительной цистерне.

3. Давление и температуру масла в системе.

4. Отсутствие утечек масла.

5. Работу топочного устройства котла.

6. Уровень топлива в расходной цистерне топлива.

7. Отсутствие утечек топлива, температуру его нагрева.

8. Работу систем автоматики, АПС и защиты.

При работеутилизационного котла необходимо контролировать то же самое, что и при работе стояночного котла, за исключением позиций, связанных с работой топочного устройства котла.

Защиты термомасляного стояночного и утилизационного котла.

1. Утечки масла при разрушении змеевиков. Сигнал подается датчиком уровня емкостного типа.

2. Уменьшение скорости движения масла в системе. Сигнал подается датчиком расхода.

3. Уменьшение или увеличение уровня масла в расширительной цистерне.

4. Остановка стояночного котла при достижении температуры масла установленного значения. Сигнал от датчика температуры масла.

5. Сброс масла из утиль-котла на маслоохладитель при достижении температуры масла установленного значения. Сигнал-отдатчика температуры масла.

6. Сброс масла из расширительной цистерне при пожаре (аварийный сброс). Сигнал-от системы пожарной сигнализации.

7. Защита топочного устройства обычная-по обрыву факела, по низкому давлению топлива, по открытию дверцы топочного устройства.

Докотловая обработка питательной воды предусматривает : очистку ее от масла и механических примесей; удаление кислорода (деаэрация), солей (умягчение, термическое обессоливание) и накипи (магнитная обработка).

Очистка конденсата от масла и механических примесей особенно важна на судах, имеющих паровые поршневые насосы и другие паровые машины, на танкерах, рыбообрабатывающих плавбазах и транспортных рефрижераторах, использующих пар для подогрева нефтяных грузов с прямым возвратом конденсата этого пара в котел, а также на всех добывающих и рыбообрабатывающих судах, имеющих рыбомучные и жиротопные установки.

Масло, находящееся в виде капель и пленок, удаляется из воды путем фильтрации ее через механические фильтры, установленные в теплом ящике и на напорной питательной магистрали. Эмульгированное масло, составляющее около 10 ... 20 % общего маслосодержания конденсата, почти не задерживается механическими фильтрами и может быть удалено из конденсата путем фильтрации его через сорбционные фильтры (например фильтры с активированным углем, диатомитовые фильтры и др.). Правильная эксплуатация механических фильтров позволяет снизить содержание масла в питательной воде до установленного нормой. Одновременно производится очистка конденсата от механических примесей. Характеристика фильтрующих материалов, применяющихся в механических фильтрах, приведена в табл. 3.6.

Существуют различные конструкции теплых ящиков. Одна из наиболее совершенных и простых с классической схемой расположения фильтрующих материалов (волокнистые, зернистые, тканевые) приведена на рис. 3.3. В первом по ходу конденсата отсеке на решетку укладывается манила, сизаль или люфа слоем 2 ... 3 см. Далее загружается древесная стружка или куски поролона в сетках размерами 15 х 20 х 20 мм и устанавливается железная решетка. На решетку кладется лист поролона толщиной 15 мм, который собирает всплывшее масло.

Во второй отсек входят три ящика с решетчатыми днищами, установленные один на другой. В каждый ящик загружаются куски кокса размерами 15x15 мм. Сверху кокса укладываются куски поролона размерами 15 х 20 х 20 мм слоем 2 ... 3 см. Ящик без усилия (чтобы не сжать поролон) закрывается решеткой. Для сбора плавающего масла на поверхности воды по размерам отсека укладывается лист поролона толщиной 25 мм.

Третий отсек содержит матерчатые фильтры и ящик с коксом размерами 15 х 15 мм. Сверху кокса укладываются куски поролона размерами 15 х 20 х 20 мм слоем 8 ... 10 см. Коксовый ящик закрывается решеткой (не сжимая поролон).

Матерчатые фильтры состоят из двенадцати стаканов, на которые одеваются мешки из махровой ткани, так называемые чулки. Каждый чулок сшивается с одной стороны и одевается на стакан вверх дном. Внизу стакана ткань для уплотнения закрепляется проволокой или веревкой. Собранные таким образом стаканы аккуратно вставляются конической частью в гнезда теплого ящика. На поверхность конденсата укладываются листы поролона для сбора плавающего масла. Обслуживание теплого ящика заключается в периодической смене фильтрующих материалов.

Периодичность смены фильтрующих материалов зависит от режима работы питательной системы и содержания масла в конденсате. При круглосуточной работе питательной системы на номинальном режиме и содержании масла в конденсате (до теплого ящика) около 15 мг/л плавающие листы поролона в первом и втором отсеках рекомендуется через 24 ч переворачивать и через 48 ч заменять. В третьем отсеке указанные операции проводятся соответственно через 2 и 4 сут.

Стружку и манилу в первом отсеке следует менять через 24 ч, а если вместо стружки был заложен поролон в сетках, то смену его производить через 3 сут. Поролон в ящиках второго отсека рекомендуется менять следующим образом: через 48 ч работы снять верхний ящик, сменить поролон, поставить ящик на место. Через следующие 48 ч снять два верхних ящика, поставить верхний на место второго, во втором сменить поролон и поставить на место первого. Через следующие 48 ч снять все три ящика, поставить верхний ящик вниз, затем второй ящик и, сменив поролон, поставить сверху третий ящик. В дальнейшем цикл смены фильтромате-риалов повторяется. В третьем отсеке поролон в коксовом ящике необходимо менять по одному через каждые 24 ч работы. При смене фильтрующего тканевого элемента до постановки нового необходимо закрывать отверстие посадочного гнезда заранее приготовленной заглушкой. В зависимости от степени загрязнения фильтров, но не реже чем через каждые 20 сут производить смену кокса во всех отсеках с полной промывкой всех деталей фильтров и теплого ящика.

Фильтры, устанавливаемые на напорной магистрали питательной воды, также разнообразны по своей конструкции. Одна из наиболее совершенных и простых приведена на рис. 3.4. Обычно устанавливается по два фильтра, которые могут работать параллельно и по одному. При эксплуатации фильтров смену фильтрующих материалов следует производить по мере повышения давления перед фильтром до установленного предела (что характеризует загрязнение фильтрующих материалов). В целом работа нагнетательных фильтров не является эффективной. Удаление кислорода из питательной воды предусматривается для котельных установок с рабочим давлением пара более 2 МПа. Содержание кислорода в питательной воде открытых систем питания составляет 4,5 ... 10,0 мг/л. Растворимость кислорода зависит от температуры воды. С повышением температуры воды растворимость кислорода падает (рис. 3.5). В кипящей воде растворимость кислорода равна нулю. Поэтому для максимально возможного удаления кислорода из питательной воды в открытых системах питания необходимо поддерживать температуру воды в теплом ящике не ниже 55 ... 65 °С,что обеспечит содержание кислорода в питательной воде не более 5,0 мг/л. Следует отметить, что подогрев питательной воды в водоподогревателях, устанавливаемых на напорных участках питательных систем, не приводит к снижению содержания кислорода, так как не обеспечивается его отвод из воды.

На многих типах судовых котлов (КВВА-2,5/5; VX; КВС-30/П-А; КВА-1,0/5 и др.) с рабочим давлением пара до 2 МПа наблюдается сравнительно интенсивная кислородная коррозия. Поэтому на судах с указанными типами котлов необходимо внимательно следить за температурой воды в теплых ящиках,особенно в период работы котлов на пониженных нагрузках. Нельзя.допускать переохлаждения конденсата в водоохладите-лях, а в ряде случаев целесообразно оборудовать теплые ящики змееви-ками-подогревателями, работающими на отработавшем паре.

Для водотрубных котлов с давлением пара выше 2 МПа используются только закрытые системы питания с термическими деаэраторами, принцип действия которых основан на „нулевой” растворимости кислорода в кипящей воде. Применяются вакуумные и безвакуумные деаэраторы, которые одновременно являются подогревателями питательной воды. Схема простейшего безвакуумного одноступенчатого деаэратора представлена на рис. 3.6.

Уровень воды в деаэраторе поддерживается регулятором 1. Вода поступает по трубопроводу 9 к разбрызгивающей головке 2 через охладитель выпара 3, где она немного подогревается. В разбрызгивающую головку по трубопроводу 5 через регулятор 4 подается также греющий пар. Для обеспечения быстрого нагрева поступающей питательной воды необходимо, чтобы поверхность соприкосновения паровой и жидкой фаз была максимальной. В головке 2 это обеспечивается с помощью разбрызгивающих устройств в виде форсунок либо перфорированных тарелок, что увеличивает поверхность контакта воды и пара. Пар, двигаясь навстречу струям воды, нагревает воду до температуры кипения, что способствует интенсивному выделению из нее газов. В процессе нагрева воды значительная часть греющего пара конденсируется. Смесь выделившихся газов и части несконденсировавшегося пара, называется выпаром, идет в охладитель выпара 3, где пар конденсируется и стекает в бак-аккумулятор 7, а газы отводятся в атмосферу.

Время пребывания воды в разбрызгивающей головке деаэратора мало, поэтому стекающая из нее в бак-аккумулятор деаэрированная вода может содержать некоторое количество растворенного газа. Для его удаления через воду в баке с помощью барботажного устройства дополнительно пропускают пар, что способствует более полной деаэрации.

еаэрированная- вода по трубопроводу 8 забирается питательным насосом котла. Для обеспечения надежной работы насоса деаэратор располагают на 8 ... 10 м выше всасывающего патрубка питательного насоса.

При термической деаэрации остаточное содержание кислорода не превышает 30 мг/л. Однако при работе паротурбинных установок на пониженных нагрузках качество деаэрации питательной воды ухудшается. Для удаления из питательной воды остатков кислорода обычно применяют химические методы. Наибольшее распространение получил ввод в питательную воду гидразина N2H4 после деаэратора. При этом происходит реакция

N2 Н4 + 02--- 2H20+N2.

Расход гидразина составляет около 0,1 ... 0,2 г на 1 т деаэрированной питательной воды. Избыточная концентрация его в котловой воде должна находиться в пределах 0,02 ... 0,03 мг/л. Гидразин токсичен и огнеопасен, поэтому обращаться с ним надо очень осторожно. Для ввода гидразина в обрабатываемую воду применяются специальные герметичные устройства, обеспечивающие непрерывную подачу его в трубопровод питательной воды непосредственно после деаэратора.

Умягчение питательной воды применяется для паровых котлов низкого давления путем пропускания ее через натрийкатионитовый фильтр. Фильтрующим веществом является катионит КУ-2-8, выпускаемый по ГОСТ 20298-74. По внешнему виду он представляет сферические зерна от желтого до коричневого цветов размером 0,315 ... 1,25 мм. Динамическая обменная емкость имеет вместимость не менее 500 г-экв/м3. Катионит КУ-2-8 нерастворим в воде, растворах минеральных кислот, щелочей и органических растворителях. Он хорошо сохраняет свою работоспособность при температуре до 100 ... 120 °С, не взрывоопасен, не воспламеняется и не оказывает токсического воздействия на человека.

Схема серийно выпускаемого фильтра представлена на рис. 3.7. На нижнюю решетку фильтра загружается дренажная подложка 6 из нержавеющей стали или сплава титана (рубленная проволока диаметром 2 мм). Щелевые колпачки 4 и дренажная подложка 6 в нижней решетке предназначены для предотвращения попадания катионита 3 в питательную воду. Щелевые колпачки 2, установленные в верхней решетке, предназначены для равномерного распределения потока питательной воды и предотвращения уноса катионита в период взрыхления и регенерации его. При этом проходное сечение штатных щелевых колпачков верхней решетки увеличено с 0,3 до 1,0 мм. Фильтр имеет пропускную способность 2 м3/ч, рабочее давление 0,7 МПа при температуре питательной воды до 80 °С. Потеря напора в фильтре 0,005 МПа. Высота фильтрующей загрузки 910 мм, объем загрузки катионита 60 л и объем дренажа 4,5 ... 5,0 л. Принципиальная схема включения фильтра в систему трубопроводов питательной воды котлоагрегата КВА-1,0/5 приведена на рис. 3.8.

Сущность катионирования заключается в замене накипеобразующих ионов Са2+ и Mg2+ катионами. В результате реакций в котел поступает вода, лишенная накипеобразующих солей. Соли натрия, имея высокий коэффициент растворимости, не являются источником образования накипи и шлама в паровых котлах. После истощения фильтра производится его регенерация (восстановление) морской забортной водой. В результате регенерации ионы Са2+ вновь заменяются катионитом Na+.

При переходе на натрийкатионитовую обработку питательной воды необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Осмотреть и очистить теплый ящик, фильтр и щелевые колпачки от грязи, промыть чистой пресной водой. Загрузить дренажную подложку и разравнять

по всей площади нижней решетки фильтра. Высота слоя дренажной подложки должна доходить до уровня среза разгрузочного штуцера 5, т. е. закрывать щелевые колпачки 4 нижней решетки (см. рис. 3.7). Фильтр заполнить до половины объема 5 %-ным раствором поваренной соли, предварительно приготовленным в металлической таре вместимостью 200 л. Катионит в количестве 50 кг засыпать в фильтр и в течение 1 ч выдержать под слоем солевого раствора для набухания (во избежание механического разрушения структуры зерен). Произвести перевод загруженного в фильтр катионита из водородносолевой формы в натриевую с помощью 5 %-ного раствора поваренной соли. Для перевода 50 кг катионита в натриевую форму необходимо пропустить через него 1 т раствора. Емкость с раствором подключить гибким шлангом к клапану 8 фильтра (см. рис. 3.8). Раствор проходит через фильтр и далее через клапан 15 стекает в льяла. После окончания перевода катионита в натриевую форму фильтр промывается потоком пресной (питательной) воды. Отмывка катионита от соли производится до тех пор, пока содержание хлоридов в пробах промывочной воды, отобранных до и после фильтра, не сравняется.

После окончания подготовительных работ фильтр подключается к системе питательной воды котлоагрегата (см. рис. 3.8). Уход за работой фильтра заключается в контроле качества воды и перепада давлений. Качество питательной воды проверяют до и после фильтра путем анализа отобранных проб в судовой экспресс-лаборатории. Отбор проб и анализ производят не менее 1 раза в сутки. Контролируемыми показателями являются: общая жесткость, которая должна быть не более 0,3 до фильтра и 0,01 мг-экв/л после фильтра; содержание ионов хлора - не более 15 мг/л; гидравлическое сопротивление фильтра определяют по показаниям манометров, установленных до и после фильтра; перепад давления не должен превышать 0,12 МПа. Если общая жесткость питательной воды после фильтра превысит указанную выше, а сопротивление фильтра достигнет предельного значения (0,12 МПа), то это будет свидетельствовать

О потере фильтром работоспособности. Для приведения фильтра в исходное (рабочее) состояние необходимо произвести его регенерацию путем временного подключения фильтра к магистрали забортной воды с давлением не менее 0,4 МПа, например, к пожарной магистрали. Процесс регенерации состоит из трех этапов: взрыхления, собственно регенерации и отмывки.

Взрыхление и регенерация фильтра производятся одновременно противотоком забортной морской воды и только в открытом море. При этом работающий котлоагрегат и система его питания с натрийкатионитовым фильтром выводятся из действия. На период регенерации в работу вводится резервный котел со своей системой питания и натрийкатионитовым фильтром. На фильтре, выведенном из действия, необходимо закрыть клапаны 6 и 13 (см. рис. 3.8). К штуцеру клапана 14 закрепить резиновый шланг, другой конец шланга подсоединить к клапану 11 на пожарной магистрали. Открыть клапан 11 для подачи соленой забортной воды в фильтр 9. После того как давления в фильтре и пожарной магистрали сравняются, медленно открыть клапан 8 для сброса воды в льяла.

Скорость воды в фильтре установить такой, чтобы не было уноса катионита вместе с водой в льяла. Скорость воды в фильтре регулируется клапаном 9, при этом клапан 77 на пожарной магистрали находится постоянно в открытом положении.

Контроль за предотвращением уноса катионита ведется путем периодического (не менее 3 раз) отбора проб воды, сбрасываемой после фильтра. Наличие катионита в пробе определяется визуально. Продолжительность этапов взрыхления и регенерации в среднем составляет около

3 ч. По окончании регенерации фильтр отключается от пожарной магистрали и отсоединяется резиновый шланг. Далее фильтр отмывают питательной водой котла. Для этого следует открыть клапаны 14 и 15 сброса воды из фильтра в дренаж. Затем, медленно открывая клапан 6 подвода питательной воды к фильтру, через клапан 8 удалить воздух из фильтра. Клапаном 6 отрегулировать количество воды, требуемой для отмывки. Отмывку катионита в фильтре производить до тех пор, пока содержание ионов хлора по результатам анализа проб отмывочной воды, отобранных до и после фильтра, не сравняется. Продолжительность отмывки в среднем составляет 45 ... 60 мин. После этого фильтр готов к подключению в работу или остается в качестве резервного.

Катионит КУ-2-8 в натриевой форме в период эксплуатации длительно сохраняет свою работоспособность (до 3 лет и более). Однако в процессе работы зерна катионита покрываются масляной пленкой, окисными отложениями продуктов железа и меди, механически повреждаются и т. д. Указанные факторы снижают обменный контакт между ионами солей жесткости и натрия. Катионит частично теряет обменную емкость. Кроме того, в период взрыхления и регенерации фильтра имеет место некоторый унос зерен катионита и таким образом требуется его частичное пополнение. Необходимо производить контрольное вскрытие фильтра с полной выгрузкой катионита и промывкой его горячей пресной водой (60 °С). После промывки катионит загрузить в фильтр и добавить свежий, предварительно переведя его в натриевую форму.

Отбор проб и передача на анализ в береговую теплохимическую лабораторию для определения динамической обменной емкости производится 1 раз в год. Проба отбирается с глубины 200 мм от поверхности слоя катионита в чистую стеклянную банку вместимостью 0,5 л. На этикетке банки следует указать: наименование судна, марку катионита, число часов работы, дату отбора пробы.

Термический метод обработки используется как основной способ получения добавочной воды из забортной в судовых опреснителях при длительном нахождении судов в море. Общее солесодержание дистиллята морской воды обычно не превышает 10 ... 20 мг/л. При двухкратном испарении (бидистиллят) солесодержание может быть снижено до

0,5 ... 1,0 мг/л, т. е. такой бидистиллят пригоден в качестве добавочной воды для большинства высоконапряженных водотрубных котлов. Дистиллят получают в глубоковакуумных или адиабатных опреснителях, использующих тепло охлаждающей воды ДВС на дизельных судах.

Магнитная обработка воды относится к физическим методам предотвращения накипеобразования. Под влиянием магнитного поля кристаллическая структура солей и их физико-химические свойства изменяются, и при последующем нагревании воды в пересыщенных растворах эти соли выпадают в виде мелкодисперсного шлама,. который находится во взвешенном состоянии и удаляется продувкой. Магнитная обработка питательной воды способствует также разрушению накипи, ранее образовавшейся на поверхностях нагрева.

Магнитная обработка воды производится с помощью специальных аппаратов, которые классифицируются (по способу создания магнитного поля) на аппараты с постоянными магнитами и электромагнитами. Первые подразделяются на аппараты с постоянным и регулируемым рабочими зазорами (для поддержания оптимальной скорости воды в пределах 1 ... 2 м/с). Вторые делятся на аппараты с постоянной и переменной напряженностями магнитного поля.

В питательной воде не исключено содержание ферромагнитных загрязнений, которые отлагаются на внутренних полостях аппарата и снижают напряженность магнитного поля в рабочем зазоре аппарата. Вместе с тем судовые котлы работают в широком диапазоне нагрузок, из-за чего скорость питательной воды в рабочем зазоре аппарата не всегда является оптимальной. Жесткость котловой воды при магнитной обработке повышается до 15 ... 18 мг-экв/л. Отсутствие достоверных методов текущего контроля эффективности магнитной обработки воды и безнакипного режима привело к тому, что рассматриваемый метод не получил признания как самостоятельный вид водообработки. Независимо от наличия аппаратов магнитной обработки питательной воды на всех судах устанавливаются обычные реагентные внутрикотловые воднохимические режимы.

Для обеспечения требуемых норм качества питательную воду подвергают различной обработке: фильтрации, деаэрации, дистилляции, электрохимическому и химическому обессоливанию и т. д.

Фильтрация воды и очистка конденсата от масла имеют особо важное значение для судов с паровыми поршневыми механизмами и для котлов дизельных танкеров, где имеется подогрев груза. Для очистки конденсата от масла применяют фильтры, установленные в теплых ящиках или на магистралях питательной воды и состоящие из кокса, люфы, махровой ткани, синтетических материалов (поролона) и т.д. Фильтрующий материал выбирают главным образом по его способности очищать воду от нефтепродуктов. Для этой же цели на некоторых судах теплый ящик имеет внутри ряд перегородок, образующих каскадное движение воды (рис. 1).

Рис. 1. Принципиальная схема теплого ящика судов типа "Вытегралес".

Конденсат отработанного пара по трубопроводу 3 поступает в верхнюю часть теплого ящика и прежде, чем попадет в фильтр 1 , проходит каскадный маслоотделитель 2. По перепускному патрубку 7 конденсат направляется в нижнюю часть теплого ящика, а оттуда по трубопроводу 5 к питательным насосам. В нижней части теплого ящика установлен змеевик 6 для охлаждения питательной воды. Существенным недостатком этой установки является подача добавочной воды в нижнюю часть теплого ящика 4. Это приводит к тому, что если вода в танках запаса содержит механические примеси, то они беспрепятственно попадают в питательную магистраль котла. Особенно интенсивные загрязнения теплого ящика и магистрали наблюдаются в плохую погоду, когда качка судна вызывает переход осадка в танках во взвешенное состояние.

Конденсат к теплому ящику подводится от подогревателей топлива и масла, как правило, через специальную контрольную цистерну, имеющую смотровое стекло для визуального наблюдения за качеством конденсата. В случае необходимости загрязненный конденсат может перепускаться в сточную цистерну. Пар из системы отопления и других потребителей, где нет опасности загрязнения, идет в конденсатор и оттуда конденсат поступает в теплый ящик.

Рис. 2. Конденсатно-питательная система судов типа "Иловайск".

Подвод конденсата от обогрева танков 2 (рис. 2) и других потребителей 3 возможен через охладитель 4 конденсата, если нет опасности загрязнений, минуя контрольную цистерну 12. В тех случаях, когда конденсат направляется через контрольную цистерну, он охлаждается специальным змеевиком, установленным в ней, по которому проходит забортная вода из той же магистрали 1, что и для охладителя конденсата. Кроме того, цистерна 12 расположена в теплом ящике 5 и частично теплота от нее отводится омывающей снаружи водой. Цистерна оборудована смотровым стеклом, патрубками слива нефтепродуктов 11 и осушения 10.

Питание котлов на этих судах может осуществляться автоматически через регуляторы питания (трубопроводы 7 ) или вручную по обводной системе 9. Питательные насосы 8 могут брать воду как из теплого ящика, так и непосредственно из танка. Для ввода в котел химических препаратов обработки воды в системе предусмотрен дозировочный бачок 6 вместимостью 10 л.

Рис. 3. Система охлаждения конденсата на судах типа "Игорь Грабарь".

На судах отдельных серий (преимущественно финской постройки) охладитель конденсата отсутствет, а его роль выполняет змеевик, установленный в теплом ящике (рис. 3). Пароконденсатная смесь от потребителей по трубопроводу 9 поступает в змеевик и только после этого попадает в ящик. В змеевике происходят конденсация остатков пара и охлаждение конденсата. Для охлаждения воды в теплом ящике установлены дополнительно два змеевика, прокачиваемые забортной водой. Подвод забортной воды (трубопровод 1) осуществляется из системы охлаждения главного и вспомогательного двигателей, температура ее на входе в теплый ящик составляет около 20 °С даже в зимнее время. Это приводит к тому, что вода в теплом ящике нагревается до 90 °С, а иногда и выше. Отводится забортная вода через трубу 3. Конденсат от подогрева топлива и масла по магистрали 6 подается через контрольную цистерну 5 , в случае загрязнения его предусмотрен слив 7 . Добавочная вода подается через трубу 8, а на случай переполнения теплого ящика предусмотрен перепуск 2 в танк. Для предотвращения избыточного давления в теплом ящике и контрольной цистерне они оборудованы воздушной трубой 4 .

Деаэрация воды производится с целью удаления растворенных в ней газов. Для СКУ главной задачей этого вида обработки является удаление из воды кислорода и углекислоты. Наиболее эффективный способ удаления растворенных газов из воды - десорбция . Он основан на известных законах Генри - Дальтона, характеризующих зависимость между концентрацией растворенного газа и его парциальным давлением. Концентрация растворенного в воде газа выражается уравнением

С Г = К Г Р Г = К Г (Р О -Р ВП)

где К Г - коэффициент абсорбции газа водой (растворимости); Р Г и Р ВП - парциальное давление газа и водяного пара, МПа; Р О - общее давление над поверхностью воды, МПа.

Из приведенного выражения видно, что концентрация газа в воде уменьшается при увеличении парциального давления водяных паров, чему способствует повышение температуры воды. От температуры воды существенно зависит и коэффициент абсорбции газа водой (растворимость в воде). На рис. 4 показана эта зависимость для кислорода и углекислоты,т. е. наиболее характерных газов для питательной воды СКУ.

Рис. 4. Зависимость растворимости углекислого газа (1) и кослорода (2) в воде от температуры.

Основным коррозионно-активным газом для судовых котлов является кислород. Выбор и использование эффективного способа обескислороживания питательной воды зависят от назначения и типа котельной установки, параметров пара, условий работы и принятой системы питания и водоподготовки, исходной и конечной концентраций растворенного в воде кислорода.

Кислород удаляют из воды десорбционными (физическими) и химическими методами. Применительно к СКУ десорбционный метод реализуется преимущественно на паротурбинных судах (главные котлы) с использованием термических деаэраторов. В деаэраторах вода нагревается до температуры кипения при одновременном распылении и удалении из нее газов. В соответствии с законами Генри и Дальтона (закон Дальтона является частным случаем закона Генри) условиями хорошей работы деаэратора являются нагревание воды до температуры кипения при давлении, поддерживаемом в аппарате, тонкое распыление и равномерное распределение воды по сечению деаэратора, удаление паровоздушной смеси из аппарата.

Для вспомогательных КУ большое распространение получили химические методы деаэрации , основанные на связывании кислорода в коррозионно-инертные вещества в результате окислительно-восстановительных процессов. В качестве восстановителей используют такие реагенты, как сульфит натрия, гидразин.

Обработка воды сульфитом натрия основана на реакции окисления сульфита растворенным в воде кислородом.

Интенсивность реакции зависит от температуры воды и водородного показателя. Наиболее благоприятные условия для ее протекания существуют при температуре воды не менее 80 °С и pH≤8.

Обескислороживание воды гидразином осуществляется с применением преимущественно гидразингидрата N 2 H 4 ·H 2 O, который активно взаимодействует с кислородом, не увеличивая при этом солесодержание воды.

В зарубежной практике используют химические реагенты на основе гидразина с введением катализаторов. Так, в Германии активированный гидразин имеет товарное наименование левоксина, а фирма „Дрю Амероид" (США) выпускает подобный препарат с названием амерзин. Интенсивность обескислороживания гидразином значительно выше, чем при сульфитировании, и быстро увеличивается при повышении температуры воды. В обоих случаях препараты вводят в питательную воду, и температурный режим контролируют по воде в теплом ящике.

Гидразин, вводимый в питательную воду, взаимодействует с оксидами железа и меди, присутствующими в воде и на поверхности металла.

В котловой воде и в пароперегревателях избыток гидразина разлагается с образованием аммиака.

При использовании гидразингидрата необходимо учитывать его свойства. Гидразингидрат - бесцветная жидкость, легко поглощающая из воздуха кислород, углекислоту и водяные пары, хорошо растворим в воде. Гидразин токсичен, а при концентрации более 40% - горюч. При обращении с ним следует строго соблюдать соответствующие правила безопасности труда.

Ионообменную обработку питательной воды производят с целью снижения ее жесткости и предотвращения таким образом накипеобразования в котле. В зависимости от типа применяемых материалов для ионного обмена процесс, происходящий в ионообменном фильтре, может быть катионным и анионным.

В судовой практике чаще всего применяют метод катионирования , сущность которого заключается в замене накипеобразующих ионов Са 2+ , Mg 2+ ионами Na + или Н + при фильтрации жесткой воды через особые материалы, склонные к ионному обмену.

При истощении фильтра катионит подвергается регенерации пропусканием через него 5-10 %-ного раствора поваренной соли для Na-катионита или 2 %-ного раствора серной кислоты для Н-катионита со скоростью 7-10 м/ч. В результате регенерации ионы Са 2+ и Mg 2+ вновь заменяются катионами Na или Н. Регенерация производится, как правило, ежесуточно продолжительностью около 1 ч.

Наиболее распространены Na-катионитовые фильтры. Фильтрующими материалами могут быть естественные (глауконит - минерал, водный алюмосиликат железа и калия сложного химического состава, имеющий зеленоватый оттенок) и искусственные (сульфоуголь).

При Na-катионировании жесткость воды уменьшается, но растет щелочность вследствие образования едкого натра и отпадает необходимость вводить дополнительную щелочь. Однако если обработке Na-катионированием подвергается вода с большой жесткостью, то в котле может появиться избыток щелочи и привести к щелочной коррозии.

Для предотвращения образования избытка щелочи целесообразно использовать смешанное (параллельное или последовательное) катионирование, пропуская воду через Na и Н-катионитовые фильтры.

Сложность оборудования, большие размеры, а также необходимость иметь на судне материалы регенерации являются причинами ограниченного применения этого метода водообработки на судах.

Применительно к малым установкам использование сложных схем водообработки экономически нецелесообразно. В этих случаях рациональное решение проблемы водоподготовки может быть достигнуто путем применения простых и дешевых средств, к числу которых могут быть отнесены физические методы обработки воды (ультразвуковой, электростатический, магнитный и т. д.).

Ввиду простоты применяемых устройств и удобства эксплуатации большое применение находит магнитный метод обработки . В составе отечественного флота этот способ используют на судах типов „Беломорсклес", „Ленинская гвардия", „Игорь Грабарь", „Муром", имеющих магнитные фильтры (постоянные магниты) на магистралях питательной воды.

Как показывает практика эксплуатации магнитных устройств, вода, обработанная в магнитном поле, значительно уменьшает свои накипеобразующие свойства. При этом наблюдается интенсивное разрушение прочных накипных отложений, образовавшихся до применения магнитного метода водоподготовки.

Основная цель магнитного метода водообработки - изменить условия кристаллизации накипеобразователей и обеспечить их выпадение не на поверхности нагрева, а в виде шлама в объеме воды, поступающей в котел. Поэтому результаты применения этого метода в основном зависят от эффективности устройств и мероприятий, обеспечивающих своевременное удаление взвешенных частиц из объема воды. В котле скапливается илообразная масса, которая легко может удаляться продуванием его.

Применение магнитной обработки воды не требует систематического введения химических реактивов внутрь котла.

Исключает регулярное использование водокоррекционных препаратов и ультразвуковая обработка . Приборы ультразвуковой обработки есть и на судах отечественного флота. Например, на судах типа „Красноград", „Краснокамск", „Айнажи" установлены на котлах приборы системы „Крустекс" (Англия). Следует иметь в виду, что эти приборы воздействуют не на воду, а служат для разрыхления уже образующихся отложений. Они предотвращают скопление накипи на поверхностях нагрева, но не препятствуют ее образованию. Разрыхление накипи способствует удалению ее при продувании котла.

Не менее 15мин.

    Какая допустимая продолжительность работы котла с неисправным одним водоуказателем, с неисправными двумя водоуказательными приборами?

Работа котла с одним неисправным водоуказательным прибором более 1часа запрещена. При выходе из строя второго водоуказательного прибора котел должен быть немедленно выведен из действия.

    При каких повреждениях футеровки котла запрещена его эксплуатация?

Не допускается работа котла с повреждением футеровки свыше 40% ее толщины или при выпадении группы кирпичей из блока.

    Какой период проверки, в присутствии ст. меха, исправности действия предохранительных клапанов котла?

Не реже одного раза в месяц путем подрыва на максимальное давление.

    Какие основные показатели качества питательной воды?

Основными показателями являются содержание хлоридов, общая жесткость, содержание кислорода и нефтепродуктов.

    Какая должна быть температура питательной воды в теплом ящике (в открытых системах питания)?

Температура должна быть не ниже 50-60 градусов Цельсия.

    При какой температуре разрешается удаление воды из котла?

Удаление воды из котла разрешается, производить только после того как ее температура снизится до 50ºС.

    Какие есть способы хранения котлов?

Есть два основных способа:

    «мокрое» хранение, при котором котел заполняют полностью водой и подключают к расширительному баку. Длительность «мокрого» хранения допускается не более 30 суток;

    «сухое» хранение, при котором котел полностью осушают и герметизируют, предварительно поместив в его внутренние полости влагопоглатитель. В зависимости от порядка осуществления «сухое» хранение обеспечивает сохранность котла и его элементов до двух лет.

    Что необходимо сделать при упуске воды из котла?

Необходимо выполнить требуемые действия в следующем порядке:

    прекратить горение;

    прекратить питание котла водой;

    прекратить подачу воздуха в топку котла;

    закрыть стопорные клапана;

    сообщить старшему механику, вахтенному помощнику.

    Почему топливо впрыскивается в цилиндр дизеля до прихода поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка)?

При самовоспламенении топлива, как это происходит в дизелях, требуется время для его нагревания, испарения и протекания предпламенных физико-химических реакций. Такой промежуток называется периодом задержки воспламенения. Поэтому впрыскивание топлива в цилиндр производится с некоторым опережением до прихода поршня в ВМТ. Этот угол считается от начала впрыска до ВМТ и зависит от системы подачи топлива, частоты вращения двигателя. Он составляет 5 – 35 градусов поворота коленчатого вала до ВМТ.

    Назовите виды регулировок ТНВД дизеля?

Назначение ТНВД – впрыск топлива через форсунку непосредственно в цилиндр двигателя. При этом они должны создавать необходимое давление для качественного распыливания топлива, дозировать и регулировать цикловую подачу топлива в зависимости от режима работы двигателя.

ТНВД осуществляет подачу топлива в цилиндр только на определенной части хода плунжера. На остальной части топливо через специальное устройство перепускается в приемную полость насоса. Ход плунжера, в течение которого происходит подача топлива к форсунке, называется активным ходом.

Все ТНВД начинают подавать топливо в цилиндр до ВМТ. Угол поворота кривошипа (отсчитанный от ВМТ), при котором начинается впрыск, называют углом опережения подачи топлива. Оптимальный угол опережения подачи топлива зависит от частоты вращения двигателя. В высокооборотных двигателях он равен 20 – 30 градусов угла п.к.в.

Конструкции ТНВД позволяют регулировать количество подаваемого топлива как изменением момента начала подачи, так и изменением момента конца подачи. В некоторых ТНВД моменты начала и конца подачи могут изменяться одновременно.

Для дизель генераторов, работающих с постоянной частотой вращения, наиболее пригодны ТНВД с регулировкой конца подачи, у которых угол опережения впрыска топлива остается постоянным на всех режимах.

    Регулировка параметров рабочего процесса дизеля.

Регулировка параметров рабочего процесса должна производиться в соответствии с указаниями, которые есть в инструкции по эксплуатации. Под регулировку параметров следует производить на установившемся режиме при мощности и частоте вращения дизеля, максимально близких к заданным.

Неравномерность распределения параметров рабочего процесса по цилиндрам, характеризуемая отклонением от среднего значения, не должна превышать указанных ниже значений, если в инструкции не оговорены другие отклонения:

1) среднее индикаторное давление +/- 2,5%;

2) максимальное давление сгорания +/- 3,5%;

3) давление конца сжатия +/- 2,5%;

4) среднее давление по времени +/- 3,0%;

5) температура выпускных газов +/- 5,0%.

Рекомендуется каждый раз до выполнения регулировочных работ проверить работоспособность форсунки (путем ее замены). Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (ТНВД и форсунок), механизма газораспределения, а также исправности контрольно- измерительных приборов. Запись о регулировке двигателя вносится в машинный журнал.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели