Геометрическая резьба по дереву чертежи с размерами. Геометрическая резьба

Геометрическая резьба по дереву чертежи с размерами. Геометрическая резьба

11.09.2023

Изготовление киота для иконы

05.02.2019, 09:14

Изготовление оглавления с резьбой по дереву для киота

Похожим способом были сделаны оглавления (верх) для киотов на фото внизу.
Чтобы увеличить изображение - кликните на нём мышью.

Вначале на бумаге, в соответствии с размерами и пропорциями будущего киота, рисуется эскиз оглавления в реальном размере. Определяется где будет располагаться резьба по дереву, предварительно рисуется и сам эскиз резьбы.
Затем рисунок переносится на лист ДВП или фанеры и аккуратно, как можно точнее, выпиливается лобзиком на небольшой скорости, без включения маятникового хода. Пилка с мелким зубом (я использую пилки BOCH T101 AO или Gepard Т101 АО)
Таким образом мы изготовили шаблон, по которому при помощи фрезера будем изготавливать сам верх (корону, оглавление) киота.
На фото внизу два готовых шаблона: первый из ДВП - это стенка оглавления, фон, на который будет крепиться резьба по дереву. Второй шаблон из фанеры - это карниз, арочный фриз киота, он будет изготовлен из дерева.
Все изгибы, закругления, линии шаблонов тщательно вышлифовываются наждачной шкуркой. От того насколько симметричным, ровным и аккуратным будет наш шаблон - зависит внешний вид готового оглавления киота в будущем.

Следующие фото - это шаблон для нижней и верхней части киота

Шаблон из ДВП ложим на лист фанеры и обводим карандашом.
После этого выпиливаем лобзиком близко к нарисованной линии, но не касаясь самой линии.

Прикручиваем шаблон в фанерной заготовке.
С помощью фрезера и прямой копировальной фрезы с подшипником обходим заготовку по контуру.
Подшипник на фрезе двигается по краю шаблона, а фреза убирает на заготовке лишний материал.
При этом заготовка в точности копирует профиль шаблона.
Арочный карниз тоже обводим карандашом на деревянном щите.

Вырезаем лобзиком, грубо, не касаясь линии.
Прикрепляем шаблон к заготовке и повторяем предыдущие операции.
Шаблон крепим при помощи саморезов на обратную сторону детали, не на лицевую - чтобы на готовом элементе не было видно следов от саморезов.
Хотя если и ошибётесь - шпаклёвка в помощь.

То же самое повторяем при изготовлении элемента для нижней части киота.

С помощью кромочной калёвочной фрезы выбираем нужный профиль с лицевой стороны карниза.
Затем выбираем неглубокий (5-8мм) паз внутри карниза.

Соединяем карниз со стенкой оглавления.
Можно сразу склеивать между собой две детали и красить потом в сборе, но мне удобнее лакировать и тонировать эти два элемента по отдельности.

Вид с лицевой и обратной стороны.

Эскиз, шаблон резьбы по дереву

Накладная резьба для киота

25.01.2019, 06:50

Изготовление резного декора для оглавления напольного киота.

Верх (или оглавление, корона) напольного киота представляет собой арку с накладной резьбой по дереву.
Внутри арки будет находиться православный восьмиконечный крест с резным декором.

В начале чертим саму арку в масштабе 1:1 и затем крест, вокруг которого будет размещаться наша резьба по дереву.
Первоначально эскиз рисуется "от руки", точность линий, плавность закруглений на этом этапе не играют существенной роли. Главное - расположить узор равномерно вокруг креста, соблюдая в общих чертах пропорции, создать логичный и законченный рисунок растительного орнамента.
После этого при помощи лекал выравниваем нарисованные "от руки" линии, добиваясь плавности переходов, округлости завитков, добавляем мелкие детали в эскиз.
Рисуем, как обычно, только одну левую часть узора - правая будет строго ей симметрична.
Для того, чтобы понять как будет выглядеть готовая резьба можно приложить зеркало вдоль вертикальной линии (проходящей по кресту). В зеркале отразится правая часть эскиза резьбы, то есть нам станет виден весь узор в целом.

Карандашом затушёвываю те части эскиза, которые будут резаться прямыми стамесками. Незатенённые участки - полукруглыми резцами.

Некоторые мастера вырезают эскиз и приклеивают его на деревянную заготовку. Затем по линиям эскиза с помощью лобзика удаляют ненужные части узора и режут резцами прямо по бумаге и по заготовке одновременно.
При таком способе шаблон эскиза не сохраняется и если в последствии потребуется в точности изготовить аналогичный декор - приходится заново создавать рисунок.
Я делаю иначе: ламинирую рисунок эскиза простым прозрачным скотчем с двух сторон. Затем с помощью резцов аккуратно вырезаю его и получаю шаблон для резьбы, который можно использовать много раз. Можно назвать это трафаретом.
Шаблон прикладываю к заготовке и обвожу острозаточенным карандашом или ручкой. При помощи лобзика убираю всё лишнее и получаю заготовку для резьбы. Внешне - это домовая прорезная резьба, но нам ещё предстоит поработать над ней резцами и стамесками. Для того, чтобы мне было понятно где, что и чем резать - я переношу рисунок эскиза на деревянную деталь. Тоже с помощью лекал.

После обработки резцами готовый декор вручную шлифуется мелкой шкуркой.
Шкуркой убираем подпалины от пилки лобзика, сглаживаем неровности после работы стамесками.

Перевернув резьбу можно подрезать резцами в некоторых местах обратную сторону узора. Таким образом мы как бы приподнимем, отделим наш резной декор от фона, к которому он будет крепиться.

На следующих фото резьба по дереву покрыта прозрачным лаком.
Деревянный щит для заготовки клеился из разных делянок - это видно по разному цвету дощечек. В данном случае это не важно - готовый резной декор будет окрашиваться краской "под золото".
Лак играет роль грунта и несколько нанесённых слоёв позволят получить гладкую поверхность перед покрытием золотом.

Резьба по дереву на киоте окрашеная "под золото".

Напольный киот с резьбой по дереву

Резьба по дереву, эскизы, фото

14.09.2018, 04:29

Перенесение эскиза резьбы по дереву на липовую доску с помощью шаблона

Если накладная резьба симметрична в горизонтальной или вертикальной плоскости, то рисуется лишь половина эскиза (шаблона)

"Ель и дрель" - мастерская ручной резьбы по дереву в Беларуси

Панно декоративное, для церковной мебели

12.09.2018, 06:50

Панно изготавливаются нами только из дерева: ясень, дуб, берёза, ольха. Чаще всего, конечно, из липы.
При необходимости сделаем отделку: тонировка морилками или бейцем, лакирование.
Вся резьба по дереву вырезается только вручную.
Рисунок, эскиз, набросок резного орнамента предварительно обсуждается. Как и размеры.

Резные панно могут использоваться как накладная резьба по дереву для церковной мебели, например, для напольного киота или церковного иконостаса.

Резное панно для деревянного жертвенника

08.09.2018, 07:57

Декоративное панно из дерева, вырезанное вручную

На первом этапе работы над панно склеивается деревянный щит, набранный из одинаковых липовых реек (ламелей).
На щите размечается эскиз для резьбы по дереву и с помощью электрического лобзика удаляются все ненужные части орнамента. Получается прорезная или сквозная пропильная резьба.

Декоративное панно может стать элементом мебельного фасада

В нашем случае резьба по дереву (резное панно) изготавливалась для дверки деревянного жертвенника в православный храм.

У нас можно заказать изготовление и купить жертвенник с сенью, в виде напольного киота.

06.09.2018, 07:36

Резьба по дереву - от эскиза до готового изделия

Создание эскиза или рисунка - первый шаг при изготовлении резного декора.
Эскиз рисуется в масштабе 1:1.
При этом учитывается не только внешний, эстетический вид будущего изделия, но и возможности резчика, его мастерство, наличие необходимых резцов, сложность и размеры резного декора.

Для увеличения картинки - кликните на ней мышью.

Следующий шаг, после создания эскиза резьбы по дереву, его ламинирование (например, обычным прозрачным скотчем) и вырезание шаблона по контуру рисунка.

При таком способе шаблон резьбы можно использовать многократно, если предстоит вырезать несколько резных узоров.

Просто обводим карандашом шаблон по контурам.

Следующий шаг - выпиливание лобзиком прорезного узора.

Удаляем всё лишнее, оставляем то, с чем будем работать резцами.

В принципе это уже так называемая домовая резьба.
Простая прорезная накладная резьба по дереву, используемая для украшения домов.

С помощью лекал или "от руки" наносим линии реза, рисунка на заготовку.

После работы с резцами, шлифования, тонирования и покраски получается вот такой деревянный резной декор.

Этот накладной крест с резным узором вырезался для изготовленного нашей мастерской церковного аналоя.

Посмотреть его фото и описание можно в разделе "Аналои".

При копировании изображений и перепечатки статьи ссылка на сайт обязательна!

21.05.2016, 07:50

Резьба по дереву для лицевой части церковного аналоя.
Пошаговое изготовление.

Перенесение рисунка, эскиза на доску.
Перенести узор на заготовку можно через копирку или с помощью вырезанного шаблона.
При втором способе - однажды изготовленный шаблон и вырезанный, например, из плотного картона, можно использовать много раз, если надо сделать много одинаковых изделий.

Готовый прорезной узор обрабатывается резцами и стамесками различной формы.
На конечном этапе резьба по дереву шлифуется мелкозернистой шкуркой перед покраской или покрытием маслом, воском, морилкой.

Резьба по дереву, для зеркала

26.03.2016, 09:19

Выполнение эскиза резного узора

Перенос рисунка на липовую дощечку и вырезание контура лобзиком

Готовая работа... Потом шлифовка, тонировка, покраска...

Небольшой видео-ролик мастер класса изготовления резной рамы для зеркала или картины

Среди местных жителей ходит легенда, в которой рассказывается почему деревня имеет такое название: говорят, что когда-то под Слонимом сгорела небольшая неизвестная деревня. Двое жителей этой деревни - два брата, носившие фамилию Кракот, по речке Иорданке спустились в эти места. Первый брат поселился в верховье реки Иорданка, а другой спустился по реке вниз. Место, где поселился старший брат, назвалиВеликая Кракотка , а где младший — Малая Кракотка . На сегодняшний день две эти Кракотки так и находятся одна рядом с другой....

А вот ещё одна история из того времени

Однажды решили бояр, проживающих в Великой Кракотке привлечь к обычной повседневной работе, которой занимались крестьяне. Бояре тогда начали противиться, сказав, что землю копать, сено возить — это обязанности и занятия для крестьян. А их, боярское дело, - воинская служба. Обиделись и пошли в столицу - Варшаву, к самому королюЖигимонту Ваза.
Он выслушал бояр и сказал, что с ними так никто поступать больше не будет и выдал им бумагу, в которой было написано, что бояр не до каких других работ, кроме войсковой службы, не привлекать. Не давали в обиду короли своих подданных и старались придерживаться старинных законов.

После трех разделов Речи Посполитой Кракотка оказалась в Российской империи в Слонимском повете. Есть данные, что в 1798 году в деревне проживало 31 мужчин. Дело в том, что перед этим было освободительное восстание под командованиемТадеуша Костюшко.

В 18 веке наша страна почти вся была униатская. Униаты жили тогда и вВеликой Кракотке, и в Малой Кракотке , за которой издавна было униатское кладбище.

На кладбище Кракотки

Достопримечательности

Деревня знаменита своими памятниками природы.

На самой окраине деревни располагается Республиканский геологический геоморфологический памятник природы«Кракотская гряда». Ученые говорят, что она появилась еще 220 тысяч лет тому назад в Ледниковый период! Такие гряды, говорят, появлялись из песка, камней, в проймах водных потоков в трещинах льда.

Знаменитый Кракотский валун

Когда сошёл лёд, сюда пришел человек.

На окраине Кракотки, в лесу, есть очень красиваяможжевеловая роща . Если кто-то был в Крыму, то он видел такие можжевеловые рощи. В Беларуси такие рощи встречаются редко.

На окраине можжевеловой рощи сохранилось старинное кладбище, вдоль которого разбросаны камни. Дело в том, что по местному обряду, когда хоронили того, кто сам себя лишил жизни, то камень клали над головой и в ногах, где также ставили деревянный крест. Считается, что когда будет судный день, и все будут идти на суд Божий, то ему будет легче вставать, держась за крест. Сейчас эти камни разрушены, потому что кладбище вспахали и сделали там посадку.

Про святой целебный источник

В деревне есть святая криничка с целебной водой, которая известна с древних времен.

Про криничку есть местная легенда.

Говорят, что когда-то эта земля принадлежала пану Скурату, у которого была дочка, у нее было очень плохое зрение. Однажды в деревню пришел старец, остановился возле горы, с которой текла вода.

Старец попил этой воды, ополоснул лицо, и сразу у него глаза начали видеть лучше. Они пришел в деревню, рассказал про это людям, которые все передали пану Скурату. Пан начал брать эту воду и лечить свою дочку, протирать ей глаза — вылечилась девочка. Тогда пан Скурат выкопал колодец на горе и с того времени эту криничку начали называть криничка пана Скурата.

Сейчас криничка освящена в честьПредтечи и Крестителя Господня Иоанна. Говорят, что в праздники воду здесь вычерпывают до дна, однако она быстро набирается. Вода помогает от болезней глаз и желудка. Есть примеры, что люди вылечивались этой водой. Но известно, что вода помогает тем, кто верит.

Святая криничка находится возле речки с интересным названиемИорданка . Она была глубже и шире, пока не провели мелиорацию. А когда провели мелиорацию, то она стала небольшим ручейком. Название речки загадочное. Легенда говорит, что когда-то в этих местах убили одного человека, который называл себя Иорданас. А может, есть связь речки Иорданка с той знаменитой речкой Иордан, в которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа?

Здесь совершаются водоосвятные молебны, с особой торжественностью - в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля). Воду из этого источника берут не только местные жители, но и паломники, путешественники из ближнего и дальнего зарубежья.

Известные личности Великой Кракотки

В части деревни, которая раньше называлась Малая Кракотка, родился Иван Соломевич — белорусский литературовед, фольклорист, библиограф, переводчик, энциклопедист.

Он подписывал свои произведения псевдонимом Кракотский или Ян Соломевич.

Писатель родился в Малой Кракотке, а в школу ходил в Великой.

В Великой Кракотке, кстати, родился и знаменитый белорусГригорий Окулевич.Он во время оккупации в Полоцке был активным деятелем национально-освободительного белорусского движения. Также был одним из организаторов БКРГ и ТБШ. Когда поляки начали охотиться на Окулевича, он, чтобы избежать ареста, был вынужден эмигрировать в Канаду. Но там не оставил белорусскую деятельность, а вместе с друзьями создал первую русскую газету в Канаде, которая имела свою белорусскую страничку на белорусском языке. А когда началась Вторая мировая, то Григорий Окулевич пошел добровольцем на войну. После войны он в Канаде стал главным секретарем Федерации «русские в Канаде», а позже стал главным редактором эмигрантской газеты. В Канаде Окулевич написал и выдал две книги: «50 лет Белорусской Республике» и «Русские в Канаде».

В Великой Кракотке Григорий Окулевич и его друзья на базе ТБШ создали белорусскую библиотеку и назвали её в честь Янки Купалы. А полякам не нравилось все, что было белорусским, им не нравилось здешнее белорусское движение, поэтому поляки и закрыли библиотеку. Все белорусские книги из библиотеки вывезли. Только в 1939 году в деревне была обновлена белорусская библиотека Янки Купалы.

Началась Вторая мировая война, и библиотека была уничтожена, но в 1946 году библиотека Янки Купалы в Великой Кракотке отродилась в третий раз. С этой библиотекой вела переписку жена Янки Купалы - Влада Францевна Луцевич.

Досылали книги со своими автографами в библиотеку Якуб Колас, Аркадий Кулешов, Кондрат Крапива, Иван Шамякин,МихаилЛыньков.В 1970 году в деревне построили новую библиотеку имени Янки Купалы, но на сегодняшний день её уже не существует. Активное участие в строительстве Янки Купалы принималПавелТавлай,отец знаменитого белорусского поэтаВалентинаТавлая.

Тавлай начал писать стихи в раннем возрасте. Когда он учился в Слонимской учительской семинарии, он во время переписи записался белорусом, а родным языком написал белорусский, за что и был исключен из семинарии. В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения поэта Валентина Тавлая. Он 7 лет отмучился в польских тюрьмах за свою белорусскую деятельность, но, к счастью, он не попал под советские репрессии и не сгнил в сталинских лагерях, умер он своей смертью в 1947 году. Много про Валентина Тавлая писал, исследовал его творчество, посвятил ему много стихотворений его земляк, белорусский поэт Микола Арочка.

Михаил родился в соседней деревне, но любил приезжать в Великую Кракотку, он любил эти места. В деревне гордятся своим земляком-поэтом.

Великая Отечественная Война

В 1941 году возле Великой Кракотки состоялась сильная битва. С немецкой стороны против Красной армии здесь воевал полк Гульдена. Здесь погибли 160 немецких солдат, которых похоронили на горе возле церкви. А в 1944 году, когда немцы отступали, то останки каждого своего погибшего солдата они выкопали, переложили в новые гробы и повезли в Германию.

Сколько погибло красноармейцев не может сказать сегодня никто. Только в плен попало 1600 солдат, их провели по улицам деревни. Посреди деревни Великая Кракотка в братской могиле посреди деревни похоронены 17 известных и 338 неизвестных красноармейцев. А сколько их лежит еще, засыпанных в воронках, траншеях?

В деревне недавно построили дом и нашли останки еще 4 красноармейцев. Их привезли на братскую могилу и похоронили там.

На окраинах деревни и в лесах и сейчас ещё любители, изучающие историю Великой Отечественной Войны, историю Великой Кракотки находят предметы тех времён, свидетельствующие о сильных, кровопролитных боях.

Одна из старых находок, крест найден на дороге, ведущей к храму в Малой Кракотке

Поиск у монастырского озера (раньше озеро Школьное)

Солид 1663 года. Много было найдено у дороги возле храма в Малой Кракотке

Колечко

10 пфенингов

Программа "Путешествие дилетанта" и "Надежда на село"

Интересная и познавательная программа БТ наконец-то побывала и в нашей деревне!

Великая Кракотка богата интересными достопримечательностями и людьми.
Рассказ о них и о многом другом - в предлагаемом вам видео-репортаже.

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для: жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В праздники и часы досуга веселил и душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы,)

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс, до н.э.). Это всевозможные сочетания треугольников, ромбе в, витых линий, точек, завитков и т.п.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

- розетка с лучами или просто круг - символ солнца, жизни;

Спираль - вихрь, беспокойство, буря;

Капля - вода, зерно, символ жизни;

Клетка - поле, какое-либо пространство;

Ромб - мощь, сила, удача;

Крест - человек, душа;

Точка - первооснова всего;

Вертикальная линия - возвышенность;

Горизонтальная линия - покой, спокойствие;

- волнистая линия - движение;

- ломаная линия - противоборство.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.

А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4-5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены - «чтобы заеды не попадали» (заедами. называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи),

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в ноле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчиские мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты,

В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов - много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.

Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.
Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву

Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.


Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти.
Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.


Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Читайте также

Элементы резьбы по дереву

Подрезанный треугольник отколется в итоге, отсюда и название – «сколышек». Это движение называется «выстрел». Когда делаете его, старайтесь держать угол 45 градусов. Рисунок выходит простым с этой фигурой, но это основа геометрии.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.


Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Ромбик – вторая фигура

Орнаменты для геометрической резьбы составляют простые детали, такие как сколышки и ромбики. Ромб состоит из двух треугольников, соединенный своими основаниями.

Технология та же, только сначала нужно вырезать верхний ряд, а потом повернуть доску и сделать нижний.

Витейка – третья фигура

Заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.


Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу.
Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.


Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Звездочка – пятая фигура

Орнаменты геометрической резки могут быть разнообразны, но в основном состоят из одних элементов, которые компонуют вместе. Также и с фигурой звездочка. Она состоит из четырех пирамид, и эту фигуру несложно будет сделать. Просто нужно последовательно вырезать одну за другой четыре пирамидки.

Все фото из статьи

Самым простым видом резьбы по древесине является геометрическая, с которой и начинается обучение данной технике ремесла. Орнамент формируется из различных фигур – квадратов, прямоугольников, многоугольников, овалов, полос, кругов, сегментов – частей круга, треугольников. Сегодня наша задача сводится к тому, чтобы вы узнали как можно больше о том, что такое геометрическая резьба по дереву, где она применяется, как выбирать и заготавливать материал для нее, об инструментах и технике исполнения.

Особенности и сфера применения

Оригинальный и необычный орнаментальный узор геометрической выемки получается путем создания двухгранных, трехгранных и четырехгранных выемок в древесине, которые и складываются в геометрические элементы.

Несмотря на то, что данный вид резьбы считается самым простым, на протяжении многих лет цена изделий, оформленных с его помощью, довольно высокая, а сам он получил особое место среди остальных видов ремесел.

Совет: резные детали при изготовлении мебели изготавливайте из той же породы древесины, что и основной предмет.

Ограничением в сферах применения геометрической резьбы может послужить разве что только фантазия автора, его чувство меры и вкус.

Сегодня существует большое количество мебели, украшенной таким способом, вот только некоторые:

  • буфеты;
  • шкафы;
  • колыбели;
  • полки;
  • журнальные столики;
  • бюро;
  • комоды.

Узоры геометрической резьбы по дереву, созданные профессионалами своего дела, можно встретить не только в частных домах коллекционеров и ценителей ремесел, но и в различных музеях – к примеру, в Екатерининском дворце в Пушкине или в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Как выбрать древесину

Тренировать навык и учиться работать по дереву стоит начинать с небольших деталей и элементов, это даст возможность получить основу ремесла. Чтобы лучше прочувствовать дерево, самый первый рисунок лучше выполнять на древесине мягкой породы:

После наработки опыта можно приступать к выполнению узоров на более дорогих материалах, не боясь их испортить. Наиболее ценными считаются твердые породы древесины. К примеру, для производства дорогой и уникальной мебели нередко используют такие породы деревьев, произрастающих в России, как бук, дуб и груша.

У первого достаточно мягкая структура, зато древесина обладает привлекательными эстетическими характеристиками, два последних представителя отличаются большей твердостью. Кстати, со многих точек зрения характеристики орешника самые востребованные, поэтому в салонах мебели, торгующих антиквариатом можно встретить изделия именно из него.

Резьба по дереву – прекрасное домашнее украшение для множества людей, но для некоторых – это необычный и занимательный процесс. Изделия, созданные из дерева, украшали жилища наших древних предков, а узоры на разных предметах быта использовали не только для красоты, но и в плане защиты.

Для начинающих понадобятся подробные мк, схемы и эскизы розеток, чертежи и шаблоны, фотографии и картинки готовых изделий для примера.

Какие инструменты и материалы понадобятся для резьбы по дереву:

  • Специальный нож-косяк.
  • Круглая стамеска.
  • Брусок.
  • Наждачная бумага.
  • Лак определенного цвета.
  • Морилка.
  • Напильники.
  • Линейка и ластик.
  • Ножи для геометрической резьбы.

Для того чтобы научиться правильно вырезать из дерева по какой-либо технике, нужно пойти к хорошему специалисту на курсы или самому освоить материал при помощи видео и фото.

Новичкам нужно учиться правильно, держать ножик в руке. Освоить это действие можно, пытаясь вырезать бороздки на обычных брусках. Не следует пропускать этот шаг и переходить к работе с орнаментом, ведь без первоначального обучения, ваши изделия получатся неровными. Первый вырез: создание борозды вдоль волокон дерева.

Чтобы правильно понимать, как работать с эскизами и как вырезать, глядя на изображения и рисунки, нужно разобраться, каким образом применяются самые простые приемы .

Прорезание борозды поперек кусков дерева .

Поперек волокна дерево тяжелее прорезать, поэтому резка должна проходить так же, как и по длине волокон, с одним существенным отличием: пятка резака должна приподниматься, а не быть над самим деревом. Таким образом, прорезать дерево будет легче, но надо хорошо следить за тем, чтобы ножик не скатывался в другую сторону от прямой линии.

Галерея: геометрическая резьба по дереву (25 фото)






















Создание узора сетка и квадраты на специальной заготовке из дерева

Сетка или квадраты – новый элемент в освоении геометрической резьбы. Чтобы создать этот простой орнамент, вначале нужно сделать полоски по длине волокон с одинаковой шириной друг от друга, потом вырезать борозды поперек волокон. В итоге получается этот великолепный узор. Еще можно сделать сетку не вдоль и поперек бруска, а чисто по диагонали.

В таком случае, необходимо еще больше следить за точностью руки и прямотой вырезанных линий. Если у вас получился ненужный разрез, в процессе он будет мало заметен, но потом, после морения или покраски, он будет сильно выделяться.

Как правильно вырезать треугольники на дереве?

Треугольники – это популярный орнамент на разных вещах домашнего быта. Часто можно увидеть треугольники на разделочных досках, рамах для фото и на шкатулках. Треугольники, создаются следующим образом: сверху от треугольника к его центру рисуют линии, по которым делают надкол резаком.

Для этого острая часть ножа, проникает внутрь материала, а пятка лишь дотрагивается, но не вводится, в вершину треугольника. Такое действие выполняется с каждой из вершин. Так центр нашего орнамента будет самой глубокой точкой в узоре.

Потом нужно наклонить резак вправо и вырезать по стороне справа налево и к себе подрезку. Новую грань нужно сделать не слева направо, а после того, как вы перевернули брусок. Рука должна делать те же движения, что и с первой гранью.

После создания самых легких треугольников можно попробовать разработать треугольники с кривым центром или с круглыми сторонами . В таком случае, техника резки будет такой же, главное, это следить за движением руки по намеченным линиям.

Эта техника геометрии намного сложнее, но, если больше тренироваться, можно с легкостью создать рисунок любой сложности.

Оформление шкатулок, эскиз

Стоит поговорить о красивых рисунках для шкатулок . Их можно сделать с помощью разных техник: прорезной резьбой, укладывая под рисунок основу из ткани, фольги или доски из дерева нужного цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой присоединяется геометрическая и контурная. Ее отличие в том, что в плоском фоне делаются углубления на одну и ту же глубину.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели