Cвятая мученица царица Александра Римская была супругой императора Диоклетиана (284 — 305 годы). Он вошел в историю как ревностный идолопоклонник и жестокий преследователь христиан.
На одном из собраний своего сената в Никомидии в 303 году Диоклетиан дал всем подданным право свободно расправляться над верующими в единого Бога, обещая при этом свою поддержку.
Узнав о таком приказе, святой мученик Георгий Победоносец не побоялся объявить себя верующим в Бога и пойти против императора. По старому стилю днем его памяти считается 23 апреля, по новому же календарю этот день выпадает на 6 мая.
В ответ на такое поведение Диоклетиан приказал придать отступника наиболее страшным пыткам, какие только существовали в то время при дворе. Но святого спас Бог: неожиданно загремел гром, и все услышали Божественный голос, обещающий свою поддержку и призывающий Георгия ничего не бояться. В тот самый момент мученик был исцелен Ангелом.
Все, включая императора, были страшно напуганы. Однако ужас не вразумил Диоклетиана. Люди же, ставшие свидетелями этого события, поверили в Господа христиан.
Тогда же истинного Бога познала и жена императора, язычница царица Александра. Она, так же как и Георгий, хотела объявить императору о своей вере. Но узнавший об этом епарх, увел ее во дворец, чтобы удержать от признания мужу и тем самым сохранить ее жизнь.
На следующее утро, услышав крики вновь истязаемого Георгия, Александра поспешила к месту пыток. Она старалась пробраться через толпу людей и во всеуслышание призывала Бога помочь ей, называя его Всесильным и Единым. Она упала к ногам Георгия и при всех стала прославлять Христа и уничижать идолов и тех, кто им поклоняется.
Обезумев от негодования, Диоклетиан распорядился придать смерти не только Георгия, но и свою супругу. Она же, ничуть не сопротивляясь, спокойно пошла вслед за святым мучеником. Царицу уморила дорога, и она припала к стене, лишившись сознания. Люди подумали, что женщина умерла, и ее мнимая кончина была зафиксирована в документах, составленных после казни Георгия.
В действительности же, царица приняла смерть только через несколько лет: в 319 году. Она приняла мученический конец в одно время с родной дочерью Валерией, так же причисленной к лику святых.
За эти несколько лет случилось множество событий. В 305 году к управлению страной приступил Максимиан Галерий (303-311). Прежний же император добровольно отказался от власти.
Новый правитель был злым язычником и воином. Супругой его стала Валерия – дочь Александры, выданная насильно замуж еще вовремя царствования своего отца. Александра растила дочь в соответствии законами христианской веры. После смерти Галерия, император Максимин захотел жениться на ней. Но, после того как Валерия ему отказала, он сослал их с Александрой в Сирию.
В 313 году Максимин умирает, и мать с дочерью едут в Никомидию в надежде, что император Ликиния пощадит их. Ведь они вместе с царем Константином подписали соглашение, согласно которому всем христианам разрешалась свободно исповедовать свою веру. Однако им было неизвестно, что в душе император ненавидел христиан. Он отдал приказ обезглавить святых женщин. Приказ императора был исполнен, женщины казнены, а их тела брошены на морское дно. Так царица Александра, приняв от Бога венец мученичества, окончила свой жизненный путь на земле.
На Руси всегда почитали святую царицу Александру. Многие храмы освящали в честь нее свои престолы. Александра Римская являлась любимой святой и покровительницей Александры Федоровны – жены последнего русского царя Николая II, тоже принявшую мученическую смерть в 1918 году в подвале
Свя-тая Алек-сандра, су-пру-га им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на, бы-ла тай-ной хри-сти-ан-кой. Ви-дя твер-дость ве-ры свя-то-го Ге-ор-гия во вре-мя его му-че-ний, она ре-ши-лась от-кры-то сви-де-тель-ство-вать о сво-ей ве-ре в Иису-са Хри-ста. Она от-пра-ви-лась к ме-сту, где му-чи-ли св. Ге-ор-гия, упа-ла к но-гам ве-ли-ко-му-че-ни-ка и пе-ред все-ми объ-яви-ла се-бя хри-сти-ан-кой. Озлоб-лен-ный Дио-кли-ти-ан при-го-во-рил ца-ри-цу к смер-ти. Свя-тая Алек-сандра му-же-ствен-но при-ня-ла этот при-го-вор и крот-ко по-шла на ме-сто каз-ни, мо-лит-вен-но об-ра-щая свой взор на небо. По до-ро-ге она, уто-мив-шись, по-про-си-ла во-и-нов поз-во-лить ей немно-го от-дох-нуть. При-сло-нив-шись к стене од-но-го зда-ния, она ти-хо скон-ча-лась. Ее мир-ная кон-чи-на по-сле-до-ва-ла 21 ап-ре-ля 303 го-да, но па-мять ее празд-ну-ют од-новре-мен-но с ве-ли-ко-му-че-ни-ком Ге-ор-ги-ем, 23 ап-ре-ля по цер-ков-но-му ка-лен-да-рю.
Полное житие мученицы Александры, Римской императрицы
Свя-тая ца-ри-ца Алек-сандра, о мни-мой кон-чине ко-то-рой бы-ло за-пи-са-но в му-че-ни-че-ских ак-тах свя-то-го Ге-ор-гия, со-став-лен-ных сра-зу по-сле его кон-чи-ны, спо-до-би-лась, од-на-ко, му-че-ни-че-ско-го вен-ца несколь-ки-ми го-да-ми поз-же, в 314 го-ду.
За эти го-ды про-изо-шло мно-го со-бы-тий. Им-пе-ра-тор Дио-кли-ти-ан в 305 го-ду от-рек-ся от пре-сто-ла, и власть пе-ре-шла к его со-пра-ви-те-лю Мак-си-ми-а-ну Га-ле-рию (305-311), фа-на-ти-ку язы-че-ства, гру-бо-му и же-сто-ко-му во-и-ну. Его же-ной бы-ла дочь свя-той ца-ри-цы Алек-сан-дры - свя-тая му-че-ни-ца Ва-ле-рия, ко-то-рую Дио-кли-ти-ан вы-дал за-муж про-тив ее во-ли еще в го-ды сво-е-го прав-ле-ния. Свя-тая Алек-сандра вос-пи-та-ла дочь в хри-сти-ан-ском бла-го-че-стии. Ко-гда умер Га-ле-рий, им-пе-ра-тор Мак-си-мин стал до-мо-гать-ся ее ру-ки. По-лу-чив от-каз, он со-слал свя-тую Ва-ле-рию в Си-рию, где она жи-ла вме-сте с ма-те-рью. По-сле смер-ти Мак-си-ми-на в 313 го-ду мать и дочь при-бы-ли в Ни-ко-ми-дию, на-де-ясь на ми-лость им-пе-ра-то-ра Ли-ки-ния (313-324). Вме-сте со свя-тым рав-ноап-о-столь-ным ца-рем Кон-стан-ти-ном он под-пи-сал Ми-лан-ский эдикт, ко-то-рый предо-став-лял хри-сти-а-нам сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния, од-на-ко втайне оста-вал-ся вра-гом хри-сти-ан-ства. Ли-ки-ний при-ка-зал каз-нить свя-тую ца-ри-цу Алек-сан-дру и дочь ее Ва-ле-рию. Они бы-ли обез-глав-ле-ны, и те-ла их бро-си-ли в мо-ре.
Александра Царица [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем Александра Царица увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Александра Царица узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и Александра Царица с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову.
Можно предположить, что Александра Царица была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, - с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов Александра Царица не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть Александры Царицы в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.
Краткое житие Александры Царицы переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90).
Гимнография
Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-Х вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного Александре Царице (Ταμεῖον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование Александры Царицы не совершается. Александра Царица. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь Александре.
Иконография
В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями Александры Царицы представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александры Царицы перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (Александра Царицы в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и Александры Царицы - в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: "Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу" (Ч. 3. § 21. № 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: "Аки Екатерина, подобием такова".
Мученица царица Александра Римская. Икона, конец XIX века
Александра Царица традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.; с вмц. Варварой - на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной - на московской иконе "Четыредесятница", кон. XIV в. (ГТГ); на иконе "О Тебе радуется" из Соловецкого мон-ря, сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной - на шитой пелене "Похвала Богородицы", кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII - нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894-1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп - Александра Царица., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова, поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божией Матери "Знамение" с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села.
В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.
Александр Бугаевский, Александра Никифорова
Использованная литература
Арх.: Vat. gr. 1660 (916 г.), Paris. gr. 499 (XI в.), Paris. gr. 1534 (XI в.).
Ист.: ActaSS. April. T. 3. P. 100-163; ВМЧ. Апрель. М., 1916. C. 862-878; PG. 97. Col. 1169-1192; SynCP. P. 619-620; Casson L., Hettich E. L. Excavationes at Nassana II: Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128-142 [папирусные фрагменты]; Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Überlieferung // Abhandlungen der Bayer. Akad. der Wiss. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3. S. 1-40; 78-83 [публ. апокрифов]; Мусульманское сказание о святом Георгии // Этнографическое обозрение. Т. 26. С. 122-134.
Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43- 52; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998.
Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 192; Большаков. Подлинник иконописный. М., 1903, 1998. С. 91; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 89-90; Миjовић. Менолог. C. 338; Антонова, Мнёва. Т. 1. № 218. Илл. 168; Т. 2. № 640. Илл. 80; Сорок сороков. М., 1992-1995. Т. 2. № 38, 90. Т. 3. № 39, 273; Бутиков Г. П. Музей-памятник "Спас на крови". СПб., 1996. С. 87, 95; Вздорнов Г. И. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (перечень композиций) / Музей фресок Дионисия. М.; Ферапонтово. 1998. С. 11. № 79; Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX в. Кат. выст. / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000 г. С. 444-447. R-237, R-239.
***
Молитва мученице царице Александре Римской:
- Молитва мученице царице Александре Римской . Царица Александра, возможно, была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, при котором она и пострадала. Ей молятся о даровании крепкой веры, о помощи в преодолении искушений и гонениях.
Акафист мученице царице Александре Римской:
Канон мученице царице Александре Римской:
- Канон мученице царице Александре Римской
Житийная и научно-историческая литература о мученице царице Александре Римской:
- Мученица царица Александра Римская - Александр Бугаевский, Александра Никифорова
Александра Римская (греч. Αλεξάνδρα, царица Александра; ? — 21 апреля 303 года) — христианская святая, почитаемая как мученица. Память совершается в православной церкви 23 апреля (по юлианскому календарю), в коптской церкви — 10 апреля.
Святая царица Александра
Бодаревский Николай Корнилиевич.(1850—1921)
Жизнеописание
Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом. По пути к месту казни Александра, устав, попросила воинов остановиться и, прислонившись к стене здания, мирно скончалась (по другой версии жития она, как и святой Георгий, была усечена мечом).
Мнение историков
Женой императора Диоклетиана была Приска, о которой известно, что она действительно исповедовала христианство. Существует вероятность, что имя Александра она действительно могла получить после своего крещения. При этом у Симеона Метафраста, в Ватиканском кодексе (916 год), других византийских и латинских древних текстах Александра не называется женой Диоклетиана. Исключение составляет компиляция Феодора Дафнопата. Возможно, она являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана.
Попытка отождествить Александру и Приску была сделана только в XX веке. Так в минее, изданной Московской патриархией, смерть Александры в 303 году названа мнимой и мученическая кончина отнесена к 313 году (смерть Приски). Однако эта версия не подтверждается древними каноническими житиями и восточными апокрифами
Почитание.
6 мая (23 апреля по старому стилю) - Дата памяти Александры известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также других греческих рукописях. На славянский язык краткое житие Александры было переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. Отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где ей написан отдельный тропарь.
В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия. В «Ерминии» про изображение Александры сказано в контексте сцены казни Георгия: «Поодаль… царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу». В иконописном подлиннике сообщается: «Аки Екатерина, подобием такова».
Фёдоровский собор в Царском Селе. Мозаика Царского крыльца (правая сторона)
В XIX веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве, в том числе нижний престол Церкви царевича Иоасафа в Измайлове.
Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.
За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305 - 311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину.
Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии.
Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313 - 324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.
Икона «Святая царица Александра» в Царском Селе.
Святая царица Александра, вознесенная на небо
К.П. Брюллов, 1845
Икона «Святая царица Александра» - необыкновенное произведение в творчестве Карла Павловича Брюллова. Образу великомученицы, царицы Александры художник придал портретные черты младшей дочери императора Николая I Александры, умершей в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте.
В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым.
Тропарь мученицы царицы Александры
глас 4
Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.
Современники, говоря о старших дочерях императора, подчеркивали их особую красоту, у Адини, как звали в семейном кругу Александру Николаевну, отмечали "большой талант души и сердца". В 18 лет она была неотразима: " Кто тогда видел великую княжну, ... тот должен был сказать, что небо наделило свое лучшее создание всеми талантами духа и всем блеском земли".
Перед очарованием княжны не смог устоять приехавший в Россию 22-х летний наследник датского престола гессенский принц Фридрих Вильгельм. В январе 1844 г. состоялась свадьба. В тот период, когда будущее представлялось Адини "как заря прекрасного дня", развился незамеченный докторами недуг (чахотка), быстро получивший дальнейшее развитие в связи с беременностью.
Мужественно и безропотно переносившая страдания, Александра Николаевна в июле "дала жизнь" шестимесячному мальчику, который скончался спустя 9о минут после своего рождения. Через пять часов за ним последовала его прекрасная мать. Весь Петербург оделся в траур, в городе не было "ни одного сухого глаза".
В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника, всячески игнорировавшего царские заказы, потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился. Преображенцы преподнесли икону императору.
День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия - 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.
Житие святой мученицы Александры
Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) - ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги - сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.
На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.
За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.
Покровительница русских монархов
Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны - супруги Николая I, Александры Фёдоровны - супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.
Храм в честь великомученицы в Петергофе
В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры - «кокошники».
Резной деревянный иконостас - подарок императора Николая I - явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.
Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.
Разрушение храма
Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.
После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.
Восстановление храма
В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.
Другие храмы во имя святой Александры
В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны - галантерейному предприятию.
В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.
В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.
Иконы
Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.
Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.
В чем помогает святая
Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.