Биография гутенберга. Печатный станок гутенберга

Биография гутенберга. Печатный станок гутенберга

К. Н. Беркова

Иоганн Гутенберг в молодости занимался шлифовкой зеркал и драгоценных камней. Из-за междоусобиц, вспыхнувших в Майнце между бюргерами и дворянами, Гутенбергу пришлось бежать в Страсбург. Здесь прежнюю работу найти было трудно, Гутенберг для заработка занялся ксилографией.
Ксилография – резьба по дереву – была первой, довольно малоуспешной попыткой размножения рукописей.

Иоганн Гутенберг

На деревянной доске рисовали картинку или буквы и затем острыми ножичками вырезывали все ненужные части. Полученный выпуклый рисунок смазывался краской (смесь сажи с растительным маслом). Сверху накладывали влажный лист бумаги и притискивали его к доске деревянным или кожаным валиком. На бумаге получался оттиск рисунка или текста. Готовый лист снимали и сушили. Затем доску опять намазывали краской и делали новые оттиски, пока не изнашивалась доска.
Таким образом изготовлялись сперва игральные карты и изображения святых с пояснительным текстом. Позже перешли к тиснению небольших книг.
Ксилография была, конечно, большим достижением по сравнению с перепиской рукописей. Но этот способ тиснения имел много существенных недостатков. Доска-оригинал после печатания нескольких листов уже никуда не годилась, ее приходилось выбрасывать. Оттиски получались только на одной стороне листа. А главное, вся масса времени и труда затрачивалась на печатание одного единственного текста.
Гутенберг живо ощущал все неудобства ксилографического производства. Неужели нельзя найти более выгодный, более продуктивный способ печатания? Как сберечь труд и удешевить книгу?
Надо придумать такой способ, чтобы раз вырезанные буквы-литеры могли служить для набора любого нового текста. Как это сделать? Эта мысль сверлила мозг Гутенберга. Идя на работу, он упорно думал об одном. По ночам он вскакивал с постели и шагал по комнате, сдвинув брови, сосредоточенно размышляя...
В один из таких моментов в его уме молнией сверкнула догадка: почему бы не разрезать доску на подвижные литеры?
Загородный монастырь в Страсбурге, на берегу тихой речки Ила. Гутенберг один в своей душной келье, вдали от городского шума. Жаркий летний день. С реки веет прохладой. Из трапезной (столовой) несется аппетитный запах жирной монастырской ухи, слышится звон стаканов. Но Гутенберг ничего не замечает. Он весь поглощен своей работой.
Перед ним на столе маленькие деревянные плитки одинаковой величины – ровно столько, сколько букв в азбуке. На каждой плитке он вырезывает выпуклую букву и сбоку просверливает дырочку. Затем ставит все плитки рядом и продергивает нитку через дырочки, чтобы буквы не рассыпались. Задыхаясь от волнения, он покрывает буквы краской, накладывает на них лист бумаги и прижимает его сверху. Сняв бумагу, он видит, что на ней отпечаталась вся азбука.
О, чудесная минута! Прочь возня с досками, с резчиками, с переписчиками! Теперь можно сразу вырезать подвижные буквы всего алфавита и печатать сколько угодно. Уже не придется из-за ничтожной ошибки перепечатывать весь текст. Достаточно вынуть неправильно поставленную букву и вместо нее вставить другую.
Книгопечатание появилось в Европе. Остается широко пустить в ход новое открытие и щедрой рукой рассыпать деревянный шрифт по бумажному полю.
Но... сразу же встретилось большое препятствие. Дело в том, что дерево оказалось неподходящим материалом для литер. От краски и воды оно разбухало, высыхало, буквы получались неровные. Из дерева нельзя было вырезать мелкий шрифт, необходимый для печатания больших книг. Каждую деревянную букву приходилось вырезать от руки. Все эти неудобства натолкнули изобретателя на мысль изготовлять металлический шрифт.
Это было крупнейшее событие.

Печатный станок Гутенберга

Другим нововведением был печатный станок. Станок Гутенберга, конечно, не походил на современные усовершенствованные типографские машины. Это был простой деревянный винтовой пресс. Но для своего времени он представлял гениальное изобретение. Печатный станок, ускоряя во много раз процесс печатания, разрешал задачу массового производства книги. Гутенберг уже изготовлял сотни печатных листов в день.
Первыми изданиями, вышедшими из-под печатного станка Гутенберга в городе Страсбурге, были богослужебная книга (1445) и астрономический календарь (1448). Обе книги были отпечатаны металлическими подвижными литерами.
Но первые же печатные опыты Гутенберга истощили его скудные средства. Печатание книг оказалось очень дорогим предприятием. Изготовление металлического шрифта, бумага, краски, наем помещения, расплата с рабочими – все это стоило больших денег. А где их взять?
Не находя средств в Страсбурге, Гутенберг решает переселиться в родной город Майнц. Здесь есть богатые бюргеры, они помогут. Взять хоть бы его тезку, известного в городе богача Иоганна Фуста...

Гутенберг за работой (со старинной гравюры)

Изобретатель скрепя сердце отправляется к Фусту и посвящает его в свое открытие. С низким поклоном он просит ссудить его деньгами на типографию. Но почтенный бюргер неохотно идет навстречу.
– Уважаемый господин Фуст, вы сделаете выгодное дело. Ваши деньги вернутся к вам с лихвой.
– Э, сын мой, это еще бабушка надвое сказала! Лучше синицу в руки, чем журавля в небе. Сколько вам нужно денег?
– На первый случай тысячу гульденов господин Фуст.
– Вы с ума сошли, Гутенберг! Откуда я возьму такую сумму?
– Уважаемый господин Фуст, вы получите шесть процентов с вашего капитала.
– И, кроме того, прибыль пополам, Гутенберг. Иначе я вам не компаньон!
Прижатый к стене, изобретатель вынужден был согласиться на все условия. Фуст дал восемьсот гульденов на оборудование типографии и обещал триста гульденов ежегодно на ведение дела.
Гутенберг приступил к печатанию обширного издания – Библии. Начатое в 1450 году, оно было закончено в 1455 году. До нас дошло около сорока экземпляров Гутенберговой Библии. Имеются эти издания и в Российской государственной библиотеке в Москве и в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Библия Гутенберга (в музее Майнца)

Первая Библия печаталась в течение пяти лет, а в наше время Библию можно напечатать и переплести в один день.
Книгопечатание отнимало заработок у бесчисленных монахов-переписчиков. Новое искусство подрывало не только «духовную», но и материальную мощь церкви. И церковь прибегла к своему излюбленному приему: она объявила печатание книг делом рук дьявола. Есть сведения, что первые экземпляры печатной Библии были сожжены в Кёльне как порождение сатаны.
Над головой Гутенберга постоянно висел меч, готовый поразить его. Он работал под угрозой церковных преследований, судебных процессов, полного разорения. Вся жизнь гениального изобретателя – непрерывная цепь трудов, лишений, борьбы. Он постоянно вынужден искать богатых компаньонов и брать взаймы крупные суммы на печатание книг. Его дважды привлекают к суду за долги, отнимают у него типографские принадлежности и даже напечатанные книги.
Бесчестные компаньоны, Фуст и зять его Шеффер, не только разоряют Гутенберга, но и оспаривают у него честь великого изобретения. Они стараются утаить от потомства самое имя изобретателя. В предисловии к одной из книг Шеффер глухо говорит, что «искусство книгопечатания изобрели два Иоганна» (Иоганн Фуст и Иоганн Гутенберг).
Гутенберг умер в 1463 году. Умер он в нищете и безвестности. Последующим поколениям с трудом удалось распутать клубок его жизни и установить его великие заслуги перед человечеством.

Имя: Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг

Государство: Германия

Сфера деятельности: Печатное дело

Величайшее достижение: Изобрел печатный станок, стал одним из первых книгопечатников

Иоганн Гутенберг (1395 – 1468) – немецкий изобретатель. Он разработал метод книгопечатания подвижными литерами. Первой книгой, отпечатанной подобным способом, была Библия.

Иоганн Гутенберг родился в 1395 году в Майнце, Германия. Уже в 1438 году он начал свои эксперименты с печатью. В 1450 году Гутенберг получил серьезную финансовую поддержку от Иогана Фуста – известного финансиста и ростовщика своего времени. Именно нетерпеливость Фуста, помимо прочих факторов, привела в итоге к гибели Гутенберга некоторое время спустя.

Изобретение Иоганна Гутенберга

Библия, напечатанная Гутенбергом в «сорок две строки» — это первая книга в мире, отпечатанная методом подвижных литер. Она увидела свет в 1455 году, в то время как уже в 1468 году Гутенберг умер. Его метод печати применялся вплоть до середины XX века. Изобретение Гутенберга считается одним из самых знаковых в истории.

Труды Гутенберга повлияли на развитие книгопечатания, образования и культуры для всего человечества. Гутенберг родился в семье майнцкого торговца в 1395 году. Он был третьим ребенком в семье, все трое были сыновьями.

О ранних годах его жизни известно мало. Однако, местные приходские архивы Майнца содержат информацию о том, что Гутенберг проходил обучение в качестве подмастерья ювелира.

В 1428 году в Майнце прошли восстания ремесленников. Гутенберг вместе с семьей участвовал в мятеже, за что все они были сосланы в Страсбург (Франция). Именно там он начал проводить свои первые опыты с книгопечатанием. Будучи уже знаком с печатью, Гутенберг начал с усовершенствования формата существующих на тот момент литер. В ту эпоху для печатания использовались литеры, вырезанные из дерева и составленные в блоки. Гутенберг заменил их металлическими литерами меньшего размера. Это было очень практично и удобно.

Надо признать, что метод с подвижными литерами применялся и до Гутенберга, в Азии, но он доработал его использовав литье и применив вращающиеся барабанные механизмы. По сути своей, он создал совершенно новый вид печати используя азиатские наработки. Метод Гутенберга позволил сделать книгопечатание быстрым и экономным. Благодаря ему книги перестали быть предметами роскоши и смогли стать общедоступными.

Книгопечатание Иоганна Гутенберга

В 1448 году Иоганн Гутенберг вернулся в Майнц, а к 1450 году открыл свою типографию. Для этого он взял заем у финансиста Фуста в размере 800 гульденов. На полученные деньги Гутенберг приобрел необходимые инструменты и оборудование. В декабре 1452 года Гутенберг осознал, что не в состоянии вернуть Фусту долг. По этой причине между ними было подписано новое соглашение, по условиям которого Фуст становился совладельцем типографии Гутенберга.

Однако, даже к 1455 году Гутенберг не смог выплатить Фусту остаток долга и тот подал на него в суд. Судебные записи обрывочны, однако ученые сходятся во мнении, что именно в качестве аргумента для судебного разбирательства Гутенберг напечатал свою знаменитую Библию.

В конечном итоге, Фуст выиграл дело и получил в свое распоряжение типографию Гутенберга. Он начал серийное производство Библии по тому же методу «сорок две строки». Новым совладельцем Фуста стал его зять Питер Шуффер, который, к слову, давал против него показания на суде. Помимо издательство продавало теперь и Псалтырь. К этому моменту Фуст и Шуффер уже выпускали книги под своим патентом на метод печати (метод Фуста и Шуффера). Однако, историки уверены, что ни один из них не был причастен к разработке столь сложного типографского принципа.

В 1462 году город Майнц был расформирован епископом Адольфом II и все печатные предприятия в следствие этого уничтожили. Многие печатники в это время бежали в другие немецкие города, вместе со своим оборудованием и технологиями. Гутенберг же остался в Майнце, в полной нищете. Архиепископ проявил к нему великодушие, назначив Гутенбергу титул Хофмана в 1465 году. Титул обеспечивал для Гутенберга жалование и некоторые привилегии. Гутенберг смог продолжить свою печатную деятельность.

Записи о поздних годах Гутенберга также обрывочны, как и о ранних. Считается, что остаток своих дней он также провел в Майнце, и под конец жизни полностью ослеп. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года и был похоронен на церковном кладбище францисканского монастыря в соседнем городе Эльтвилле, Германия.

Само по себе изобретение печатного станка является важнейшим фактором возникновения журналистики. Оно оказало огромное влияние на все сферы человеческой деятельности, и в особенности на журналистику, поскольку без печатного станка она невозможна принципиально, только печатный станок делает её массовой и оперативной. Без этих качеств журналистики как специфической формы общественной деятельности не существует.

Человечество шло к изобретению печатного станка очень долго, несколько тысячелетий. Идея печатного оттиска заложена ещё в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров, а также в личных печатях вождей древнейших цивилизаций. Одним тавром или печатью можно было отметить тысячи голов скота, огромное количество товаров. Археологи до сих пор не могут расшифровать текст, запечатленный на так называемом диске из Феста., который был найден на острове Крит. На глиняный диск спиралеобразно нанесены с помощью штемпелей-печаток знаки. При наличии штемпелей таких дисков можно было сделать множество. Фактически этот диск является первым образцом печатания связного текста. Следующий этап – печатание монет. Если верить Геродоту, первым этот шаг сделал лидийский царь Гигос в 7 в. до н.э.

Изобретателями первого печатного станка являются китайцы. Но этот станок недалеко ушел от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, насчитывающей около 40 тысяч знаков, каждый из которых обозначает отдельное слово. Писец, знавший не более 3 – 5 тысяч знаков, не мог размножать от руки философские или литературные произведения, так как не все понимал в них. И вот для распространения трудов Конфуция Ли Бо или Бо Цзюйи был придуман следующий способ: текст копировался на деревянную доску (вырезались иероглифы), а с доски, намазанной краской, переносился на лист бумаги. Таким образом можно было до бесконечности размножать один текст, но, чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать иероглифы на новой доске.

Этот способ печатания в Европе не был известен. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, а вернее способ печатания текста с помощью подвижных литер самостоятельно, и его станок был более совершенным, чем китайский. Он соединил в себе принцип штемпелевания (критский диск) и оттиска с досок, или ксилографии (Китай).

Идея печатания возникла, разумеется, раньше изобретения Гутенберга. Европа была знакома с книжными шедеврами Востока. Ксилографирование (печатание с досок) имело довольно широкое распространение в средние века. Что же печатали? Гравюры с религиозными сюжетами (текст вписывался от руки) и игральные карты, привезенные крестоносцами с Востока и получившие в средневековой Европе очень широкое распространение. Несколько позже ксилографированием стали размножать календари и некоторые университетские учебники (например, пособие по латинской грамматике Элия Доната).

Гутенберг родился в городе Майнце в 1400 году (дата условная). Первые сведения о нем относятся к 1434 году. В это время он жил в Страсбурге, в монастыре Аргобасте, занимаясь вместе с местными жителями изготовлением зеркал. Не известно, были это зеркала в прямом значении этого слова или же речь идет об омониме этого немецкого слова. Слово Spiegel означало в те времена не только зеркало, но и лубочную книгу с картинками. Одна из самых распространенных книг догутенберговской эпохи называлась «Зеркало человеческого спасения», она и дала название себе подобным. В 1438 году Гутенберг рассорился со своими компаньонами. Упоминание станка или пресса в бумагах о разделе имущества наводит на мысль о том, что уже в те годы Гутенберг занимался книгопечатанием. В 1448 году в Майнце уже действовала типография Гутенберга, его печатный станок с подвижными буквами, произвел переворот в книгопечатании. Принцип действия станка Гутенберга остается незыблемым и поныне. Из железа вырезается модель буквы – пуансон. Затем пуансон накладывают на мягкий металл, медь например, и получают обратное изображение буквы – матрицу. Матрицу заливают свинцом или оловом и получают литеру. Чтобы набрать слово или текст, надо взять линейку с бортами – верстатку – и набрать в нее литеры. Полученную строку кладут под пресс на лист бумаги и делают оттиски. Подвижность литер позволяет составлять с их помощью неограниченное количество текстов, вносить в них изменения. Буквы можно использовать многократно.

Итак, история европейского книгопечатания восходит к 15 столетию. Изобретение Гутенберга получило очень быстрое распространение. В Италии первый печатный станок был установлен в бенедектинском монастыре в предместье Рима усилиями немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца в 1465 г. Вскоре книгопечатание появилось в Риме, затем в – Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции. Итальянское книгопечатание быстро обрело собственное лицо. В противовес готическому шрифту был разработан «венецианский» шрифт, или «антиква». Венеция стала столицей итальянского книгопечатания. В 16 веке в ней насчитывалось до 113 печатен и обитало более половины всех итальянских издателей и книготорговцев.

Самое знаменитое венецианское издательство – типография Альда (1469 год), основанная Альдом Пием Мануцием. Она просуществовала до 1597года, то есть 100 лет, выпустив в свет 952 книги. Альд Мануций произвел революцию в издательском деле, предложив в 1501 году новый шрифт и уменьшенный формат изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название «альдины». Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным вкладом в европейскую культуру.

Первая книга на английском языке была напечатана в 1474 г. в городе Брюгге. Эту книгу («Собрание повествований о Трое») перевел с французского и издал английский первопечатник Уильям Кэкстон. Вернувшись в Англию в 1477 г., он основал первую английскую типографию, и первой книгой, напечатанной в Англии, стала «Изречения философов». Всего отпечатано около 90 книг, среди которых – полное издание «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера, и «Смерть Артура» Т. Мэлори.

Что касается Франции, то в конце 15 столетия во Франции уже насчитывалось 50 типографий.

А книгопечатание быстро распространялось в Европе. Примерно за 40 лет в 260 городах континента открылись не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10 – 12 млн. экз. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500г., называют инкунабулами.

Необходимо заметить, что распространение типографского дела в Европе практически совпало с началом Реформации. Традиционно начало Реформации связывают с событием, имевшим место 31 октября 1517 г. В тот день мятежный доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои 95 тезисов против католической церкви. С этого символического акта началась Реформация, приведшая к религиозным войнам и разделению Европы на католические и протестантские государства. Деятели Реформации первыми использовали преимущества типографского пресса для ведения пропаганды. Лютер и его сторонники в большом количестве тиражировали полемические листки, в доходчивой форме разъяснявшие сторонникам нового вероучения основные теологические проблемы и специфику текущего политического момента.

Таким образом, листовки, «летучие листки», прокламации, памфлеты, диалоги, пародии и сатиры – стали основным идеологическим инструментом в эпоху Реформации. Это было мощное оружие в актуальной религиозной и политической борьбе, ставшее возможным лишь после успехов книгопечатания; оно обладало огромной действенной силой и использовалось всеми без исключения политическими и религиозными лагерями.

Для печатания газет станки стали использовать несколько позже, так как необходим был ещё ряд преобразований и перемен в жизни Европы. Дешевую бумагу к этому времени европейцы уже научились делать, а вот система связи была ещё архаичной.

Ф.Энгельс в «Диалектике природы» наряду с изобретением станка и производством бумаги обращает внимание на такой немаловажный фактор в истории журналистики, как зарождение и организация почтовой связи и распространение грамотности среди относительно широких слоев населения. Средневековье ограничило духовную жизнь человека религией. Черная тень инквизиции закрыла истину перед человеческим разумом, подавляющая часть европейцев была безграмотна и темна. Инквизиция объявила познание тяжким грехом. Преодоление средневековья было и преодолением невежества, пробуждением человеческого разума. Вместе с первыми станками, торговыми фирмами и книгами развивалась жажда знаний. Читать и писать учились уже не только монахи, но и купцы и даже некоторые простые горожане. Рождалась интеллигенция, как единая, социально-значимая прослойка общества, а это значит, что в эпоху средневековья духовную и политическую жизнь общества стала определять книга. Она была доступна далеко не всем, и тем не менее сыграла огромную роль в распространении знаний.

Познание, особенно если оно следует за периодом длительного пребывания в невежестве, всегда ведет к интенсификации социальных процессов. Эпоха распада феодализма и формирования капиталистического общества знаменуется активизацией не только экономической и культурной жизни общества, но и социальной. Этот фактор имеет не менее важное значение для развития журналистики, чем ранее названные. Журналистика родилась в огне буржуазных революций, крестьянских войн и Реформации – тех жестоких, отличавшихся доселе массовостью классовых битв, в которых рождались буржуазия и пролетариат. Она стала новым, необычайно эффективным оружием классовой борьбы. Это оружие прошло испытание в эпоху немецкой Реформации, которую Ф.Энгельс считал первой буржуазной революцией, революцией в религиозном обличье, это оружие сделало Томаса Мюнцера и Ульриха фон Гуттена вождями народа. Этим оружием блестяще владел английский публицист, поэт и государственный деятель Джон Мильтон (соратник Кромвеля). С помощью журналистики Мирабо, Марат и Робеспьер объединили французов вокруг идеи Свободы, Равенства и Братства.

Итак, журналистика имеет две стороны: коммерческую и идеологическую. Она, как бизнес возникла в силу развития производственных капиталистических отношений и рыночного обмена, а как идеологическое оружие – детище классовых битв огромного масштаба.

Сначала журналистика имела преимущественно коммерческий характер. Первые её проявления связаны с деятельностью торговых фирм, купеческих гильдий и отчасти монастырей. Газетам, отпечатанным на станках, предшествовали многочисленные рукописные прообразы, которые скорее походили на письма или донесения. Но мы упоминаем их в истории журналистики, потому что они функционально очень близки газете. Эти писаные ведомости или листки специально предназначались для передачи информации за определенную плату, они имели ещё неустойчивую периодичность и были плодом деятельности первых профессионалов, зарабатывающих свой хлеб на задворках купеческих или императорских дворов.

Европа позднего средневековья и Возрождения с её бурной торговой жизнью, войнами, междоусобицами, территориальной раздробленностью требовали информации как коммерческой, так и политической. Успех торговли часто зависел не только от рыночной конъюнктуры, но и политических интриг и, конечно, междоусобных войн. Пожалуй, трудно найти другой такой период в истории человечества, когда коммерческая деятельность была бы так тесно переплетена с политическими событиями: многочисленными большими и локальными войнами, междоусобицами феодалов, постоянно возникающими и распадающимися альянсами. Сама жизнь сделала необходимостью появление в средневековых городах лиц, занимавшихся собиранием известий, которые они получали от частных лиц и, заходивших в порты, кораблей. Эти сведения записывались на бумаге, размножались (рукописные копии) и продавались на ярмарках, а также рассылались с гонцами в разные города Европы королям, их придворным, но более всего купцам.

Венеция, как известно, была главным торговым центром и морским портом Европы того времени, что собственно и делало её местом, куда стекалась информация со всего света: сведения с Востока (Индия, Турция, Китай, арабские страны), из папского двора в Риме, игравшего первостепенную роль в жизни Европы, из императорской Вены. Богатейший информационный материал требовал систематизации, а в систематизированном виде являлся уже товаром. Предприимчивые венецианцы не замедлили пустить его в оборот. В самом центре города было основано бюро, занимавшееся сбором всех новостей, прибывших в Венецию с кораблями и торговыми караванами, далее переписыванием их на специальные листки бумаги и продажей этих письменных новостей за мелкую монету, которая называлась gazetta. Впоследствии название денежной единицы было перенесено на листок новостей, а в результате появился один из первых терминов журналистики – газета. Кстати, нужно заметить, что он перешел далеко не во все языки. Во Франции, Германии, Англии газеты называют другими словами, которые отражают уже не коммерческую суть журналистики, а скорее политическую. Эти названия возникли в более поздние времена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Гутенберг: изобретение книгопечатания

Ключевые элементы, без которых книгопечатание было бы невозможным, медленно, один за другим, создавались в средневековой Западной Европе, где для этого были наиболее благоприятные культурные и экономические условия.

Ксилография

«Кузнец», ксилография Дж.Аммана, 1568 г.Ксилография, техника печати с деревянной формы, появилась в Европе не ранее второй половины XIV века. Это совпадает по времени и, скорее всего, является прямым следствием появления в Европе бумаги. Бумага как нельзя лучше подходила для репродуцирования, будучи существенно прочнее такого материала, как папирус, и гораздо доступнее чрезвычайно дорогого пергамента, к тому же имеющего грубую, неровную поверхность.Вначале ксилография использовалась лишь для воспроизведения орнаментальных буквиц в рукописных манускриптах, но вскоре с ее помощью начали печатать религиозные рисунки. Позже они стали сопровождаться пояснительным текстом. С ростом мастерства граверов текст начал приобретать большее значение, чем иллюстрация. В первой половине XV века начали появляться маленькие, еще убогие книжицы из нескольких страниц. Эти «первокниги», будь то религиозные труды или латинская грамматика Элиуса Донатуса (их называли «донатами»), печатались с помощью техники, крайне схожей с китайской.

Одновременно в разных частях Европы велась работа по созданию шрифта, вырезанного из деревянных блоков, по одной букве на каждом бруске, с тем, чтобы на вырезать всю страницу целиком, а составлять ее из таких литер. Изобретение первого типографского шрифта приписывают голландцу Лауренсу Янсену, иначе Костеру, создавшему такой шрифт около 1430 года. Однако эти первые попытки были несовершенными из-за необходимости сделать буквы относительно малого размера. Буквы латиницы гораздо меньше китайских иероглифов, и гравировка их на дереве была очень сложной операцией. Более того, полученный шрифт оказался чрезвычайно хрупким, и использовать его можно было лишь ограниченное количество раз.

Металлографическая печать (примерно 1430 год)

Металлографическая печать считается прямой предшественницей полиграфии. Средневековые ремесленники, прежде всего граверы и кузнецы, владели технологией использования пресс-форм. Кто-то из них понял, что эту технику можно применить и для создания печатных форм, более качественных и долговечных, чем вырезанные из дерева. Процесс изготовления, скорее всего, состоял из трех этапов: 1) создавался набор медных или бронзовых пресс-форм, на каждой из которых выгравировывалась определенная буква алфавита; 2) с помощью этих пресс-форм шрифт выдавливался на глиняной матрице; 3) в углубления заливался свинец, который, застывая, превращался в литеры.Теоретически такой способ изготовления шрифта имел неоспоримые преимущества. Для создания любого количества литер определенной буквы нужно было изготовить всего одну пресс-форму, и все эти литеры были идентичны между собой. Создание глиняной матрицы и заливка свинца были простыми и быстрыми операциями, а свинец имел гораздо более высокую прочность, чем дерево.Считается, что металлографическая печать была изобретена в Голландии около 1430 года. Между 1434 и 1439 годами ее применял и Гутенберг в Штрассбурге (ныне Страсбург, Франция).Эти ранние эксперименты не наши практического применения из-за проблем с созданием глиняных матриц. Было очень сложным делом выдавливать каждую букву с одной и той же силой - в результате шрифт получался разной высоты. Что еще хуже, при выдавливании каждой буквы соседние буквы деформировались.

Поэтому главным значением этой технологии стало появления самих понятий пресс-формы, матрицы и литер.

Изобретение книгопечатания Гутенбергом (около 1450 года)

Сочетание пресс-формы, матрицы и свинца при массовом производстве идентичного шрифта было одним из двух важнейших компонентов, необходимых для создания европейской технологии книгопечатания. Вторым компонентом стала собственно концепция печатного пресса, идея, никогда не возникавшая на Дальнем Востоке.

Иоганн Гутенберг считается создателем сразу двух этих компонентов.

Как это ни удивительно, но его подписи нет ни на одной из приписываемых ему печатных работ. Гутенберг был серебряных дел мастером; считается, что он работал не один, а в содружестве с купцом Иоганном Фустом и его каллиграфом Петером Шаффером, будущим зятем Фуста. Гутенберг в этом сообществе выполнял роль инженера, и именно поэтому не подписывал печатаемые книги. Предположение о наличие у его изобретения соавторов основывается исключительно на толковании некоторых аспектов иска, который Гутенберг подал против своих компаньонов и который он проиграл в 1455 году.Самый убедительный довод в пользу того, что именно Гутенберг изобрел книгопечатание, как ни странно, исходит от главного его хулителя, Иоганна Шаффера, сына Петера Шаффера и внука Иоганна Фуста. Хотя Шаффер в 1509 году заявил, что это изобретение принадлежит целиком и полностью его отцу и деду, в 1505 году он писал, что «похвальное искуство книгопечатания изобретено удачливым Иоганном Гутенбергом в Майнце в 1450 году». Можно предположить, что Иоганн Шаффер знал об этом от своего отца; в таком случае, совершенно неясно, что же заставило его впоследствии столь кардинально изменить свое мнение. Ведь к тому времени ни его отца, ни его деда уже не было в живых: Иоганн Фуст умер в 1466 году, а Петер Шаффер - в 1502.Первый печатный шрифт был изготовлен следующим образом: пресс-форма была выгравирована на мягком металле (меди либо бронзе); затем в пресс-форму был залит свинец, являвшийся матрицей для собственно литер, изготавливаемых из особого сплава, который, в свою очередь, заливался в матрицу.Спектральный анализ раннего шрифта показал, что сплав состоял из свинца, олова и сурьмы, тех же компонентов, которые используются и в наши дни: олово, потому что чистый свинец быстро окисляется и портит матрицу, в которую заливается; сурьма, потому что сплав свинца и олова недолговечен.Вероятно, именно Петер Шаффер около 1475 года предложил заменить пресс-формы из мягкого металла на стальные, а матрицы делать из меди. Этот метод просуществовал, не меняясь, до середины XIX века.

Работа печатника с самого начала состояла из четырех базовых операций: 1) выбор литер буква за буквой из кассы печатного шрифта; 2) выстраивание их друг за другом на специальной сборной «палочке» - деревянной полоске с уголками; 3) выравнивание строк - создание пробелов между буквами с помощью «пробельного материала», небольших чистых кусочков свинца; и 4) после печати - возвращение литер обратно в кассу.

Печатный пресс Гутенберга

Печатный пресс ГутенбергаСвидетельства того периода, включая материалы судебного иска 1439 года, связанного с деятельностью Гутенберга в Штрассбурге, не оставляют практически никаких сомнений в том, что с самого начала для книгопечатания использовался печатный пресс.Сперва печатный пресс был слегка переделанный давильным прессом, с неподвижным «ложем» (нижней пластиной) и подвижным «столом» (верхней пластиной), перемещаемым в вертикальной плоскости с помощью небольшого ворота на стержне с резьбой. Набранный шрифт, закрепленный лигатурами или с усилием вставленный в металлическую рамку-форму, покрывался краской, сверху на него помещали лист бумаги, а затем все это вместе зажималось в «тиски», образованные «ложем» и «столом».Такая технология была значительным шагом вперед по сравнению с техникой, используемой в Китае, так как теперь можно было получить четкое, качественное изображение с обеих сторон бумажного листа. Однако такая печать была непростой и медленной работой: было довольно сложно вставить лист кожи, используемый для нанесения краски, между «столом» и формой; кроме того, для достижения необходимого давления нужно было сделать несколько поворотов ворота, а затем столько же в обратную сторону - чтобы вставить новый лист бумаги.Считается, что печатный пресс описанной конструкции появился довольно рано, возможно, даже до 1470 года.Первым принципиальным усовершенствованием пресса стало появление сдвигаемого по направляющим «ложа», что позволяло печатнику вынимать форму и наносить на нее краску после каждого оттиска. Затем единственный стержень с резьбой был заменен тремя или четырьмя параллельными стержнями, что позволило поднимать «стол» одним коротким движением ворота. Однако при этом «стол» оказывал на «ложе» гораздо меньшее давление. Выходом стало разделение операций при печати: форма под прессом располагалась таким образом, что сперва печаталась одна половина страницы, а потом другая. Так появился принцип печати «в два приема», просуществовавший три столетия.

досудебное психиатрическое освидетельствование

dryk.info

Иоганн Гутенберг – изобретатель книгопечатания | Эпоха Возрождения | Читать онлайн, без регистрации

Иоганн Гутенберг – изобретатель книгопечатания

Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг, появился на свет в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце во втором браке майнцского патриция Фриле Генсфлейша и непатрицианки – дочери торговца сукном Эльзы Вирих цум Гутенберг. У Фриле и Эльзы было два сына и дочь – именно младший сын получил имя Иоганн (естественно, Генсфлейш). Позднее, в результате многих жизненных перипетий, он взял в качестве фамилии название родового имения матери – Гутенберг – и навсегда вошел в историю как изобретатель принципиально нового способа печати.

Генсфлейши имели наследственную привилегию чеканки монеты, поэтому понятен интерес Иоганна к ювелирной работе, проявившийся у него еще с малолетства.

В XV веке особенно сильно разгорелось революционное движение цехов. В Майнце оно проходило, когда Иоганн был еще мальчиком (1411) и юношей (1420).

Во время восстания цехов некоторые члены рода Генсфлейш и родственных им семейств были вынуждены оставить Майнц. Эта судьба постигла и семью Иоганна. Согласно другой версии, семья переехала в соседний Страсбург по той причине, что город состоял в феодальной распре со своим сюзереном, епископом Нассауским.

В культурном отношении существенным различием между этими двумя рейнскими городами было то, что Майнц являлся центром одного из важнейших архиепископств, тогда как в Страсбурге церковное влияние чувствовалось слабее. Зато Страсбург был известен более успешным развитием гуманистического движения. Это сыграло свою роль в становлении будущего великого изобретателя, учитывая, что в XV веке развитие человеческого общества подошло к тому периоду, когда книгопечатание стало просто необходимым как для дальнейшего прогресса общества, так и для обработки постоянно возрастающего объема информации.

Достоверно о детских и юношеских годах Иоганна ничего не известно. Не установлен точно даже год его рождения, так как записей о крещении не обнаружено. Принято считать, что родился он между 1394–1399 годами, и условно его рождение отмечается в день Иоанна Крестителя – 24 июля 1400 года.

Нет достоверных сведений также о его обучении и образовании, хотя знанием латыни, хотя бы пассивным, он обладал, а значит, учился в приходской, городской или монастырской школе. Кроме того, Иоганн досконально знал ювелирное дело и имел звание мастера, без которого не имел бы права обучать, а Гутенберг профессионально обучал в Страсбурге ювелирной технике своих учеников.

Определенные биографические сведения о жизни Гутенберга начинаются лишь с 1434 года, и первый достоверный документ свидетельствует, что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Он был золотых дел мастером. Одаренный выдающимися техническими способностями, Гутенберг соединил с этим основным занятием и другие – например, шлифование камней для ювелирных изделий. Первые же его печатные опыты датируются 1440 годом, это были «Грамматика латинского языка» Элия Доната, астрологический календарь, папские индульгенции.

В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и возвращается в Майнц, где принимается за подготовку к печати полной Библии на латинском языке.

В свой родной город Гутенберг привез вполне разработанную им идею изобретения книгопечатания, и в 1445 или в 1446 году приступил к непрерывному печатанию книг.

До Гутенберга наиболее совершенными образцами европейского печатного ремесла были народные картины, нередко с несколькими строками текста, поясняющего их содержание. Техника изготовления данных картин такова: писцы-рисовальщики делали на деревянной (обычно грушевой) доске рисунок и подписи. Все части доски, свободные от рисунка, углублялись, вырезались, и рисунок становился выпуклым. Доску покрывали краской, накладывали на нее лист бумаги и притирали его деревяшкой. Получался оттиск.

Конечно же, с такими примитивными техническими средствами и так кустарно организованным процессом печатания нечего было и думать о воспроизведении книг с обтекаемым текстом, ибо процесс вырезания и печатания в оттисках получился бы страшно длительным и дорогим. Кроме того, деревянный шрифт быстро снашивался при многократном тиснении – после изготовления всего нескольких экземпляров пришлось бы вновь начинать трудное дело вырезания текста на досках.

По сравнению со всеми существующими до Гутенберга способами передачи информации преимущества книгопечатания заключались в:

Значительном облегчении изготовления печатной формы, которая составлялась из заранее подготовленных технических элементов и деталей;

Возможности неоднократного повторного их использования;

Общем упрощении и облегчении всего процесса накопления и передачи информации.

Суть изобретения типографии технически заключалась в том, чтобы, разложив письмо на составные элементы (буквы, знаки препинания и др., включая пробельный материал), обеспечить наиболее рациональный способ неограниченного производства каждой литеры и возможность в любой последовательности составлять из них печатную форму. Это требовало стандартизации и взаимозаменяемости литер по кеглю (высота литеры) и по росту (длина ножки).

Главная проблема заключалась в способе производства шрифта. Для этого нужно было создать постоянный образец каждой литеры – зеркально и выпукло гравированный пунсон, при помощи которого чеканилась форма (матрица) для отливки. Обеспечивающий же отливку в одинаковом кегле и росте словолитный инструмент из-за разной высоты и ширины букв алфавита обязан был иметь раздвижные стенки. Поэтому следовало изобрести разные составы металла: твердый и нехрупкий для пунсона и более мягкий – для матрицы. От сплава для шрифта требовались как легкоплавкость (чтобы он принимал форму тончайших линий буквы), так и достаточная твердость, но без хрупкости (чтобы он выдерживал давление, не деформируясь и не ломаясь, да при этом еще и не рвал бумагу). Для печати с металла требовался иной – жирный – состав краски, чем пригодная для ксилографии водяная краска. Необходима была также механизация оттискивания – печатный стан, не считая уже привходящих решений (например способа закрепления бумаги при печатании).

Гутенберг создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении, которые затем вдавливались в мягкую и податливую медную пластину. Получалась матрица, она заливалась также разработанным Гутенбергом сплавом металлов, куда входили олово, свинец, сурьма. Сущность данного способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в любом количестве.

Гутенбергу, очевидно, принадлежало и введение первой наборной кассы (наклонного деревянного ящика с ячейками, в которых помещались буквы и знаки препинания), и самое крупное новшество в печатании – создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга был крайне прост – винтовой пресс, целиком изготовленный из дерева, производительность его была небольшой.

Но книгопечатание лишало заработка монахов-переписчиков, поэтому им ничего не стоило объявить творение изобретателя дьявольщиной, а его самого – прислужником Сатаны. О том, что такое гонение было вполне реальным для Гутенберга, доказывает сожжение в Кельне первых экземпляров печатной Библии, как дела рук Сатаны.

Около 1445 года из-под печатного станка Гутенберга вышла так называемая «Севильская книга» – старинная поэма на немецком языке. В настоящее время она не известна ни в одном экземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о ее существовании. В 1892 году в Майнце был обнаружен небольшой клочок бумаги – все, что осталось от книги, имевшей приблизительно 74 страницы, по 28 строк в каждой. По своему содержанию этот клочок бумаги получил название «фрагмент о Страшном суде» и хранится в музее Гутенберга в Майнце. Также Иоганном был напечатан астрономический календарь на 1448 год, то есть имеются все основания полагать, что отпечатан он был не позднее конца 1447 года.

Первая печатная продукция Гутенберга представляла собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. Поэтому в начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолжившим печатнику денежные средства. Тогда же проект капитального издания начал овладевать мыслями Гутенберга – замысел по тому времени грандиозный. Предполагалось издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста крупные суммы денег. Имеются сведения, что для печатания Библии была оборудована самостоятельная мастерская.

В 1450–1455 годах Гутенберг напечатал свою первую Библию, называемую 42-строчной, поскольку в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. В книге 1282 страницы, все художественные элементы иллюстрированы от руки. Часть тиража была выполнена на бумаге, а часть отпечатана на пергаменте.

Долгое время Библия Гутенберга почиталась как первая печатная книга вообще, ибо издания, выходившие ранее, по своему объему, скорее, заслуживали названия брошюр. Кроме того, это первая книга, дошедшая до нас целиком, притом в довольно большом количестве экземпляров, в то время как все предшествующие сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению 42-строчная Библия принадлежит к числу прекраснейших книг, а что касается ее стоимости в XIX – начале XX века, то ни за какую другую книгу не платили такие баснословные суммы. К сожалению, после того как печатание было начато, произошел разрыв между Гутенбергом и Фустом, вследствие которого Гутенберг был устранен от работы второй типографии. В самый разгар трудов над Библией Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить львиную часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся для Гутенберга трагически: он лишился не только помещения, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по-видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; хотя сам шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга.

К слову, Иоганн Гутенберг воспроизводил механическим способом один лишь текст, а всевозможные украшения и иллюстрации рисовали в готовых оттисках от руки. В 1457 году Петер Шеффер (ок. 1425–1503) на страницах «Псалтыри» сумел воспроизвести многокрасочные буквицы – инициалы и свой издательский знак. Вместе с Гутенбергом они собирались усовершенствовать книжную печать.

Гениальный творческий замысел Гутенберга и Шеффера был закончен, по-видимому, одним Шеффером, а прибыль от выпуска Библии потекла в карман Иоганна Фуста. Но наиболее тяжким ударом для Гутенберга было то, что тайна печатания перестала быть тайной, и тем самым он утратил монополию применения изобретенного им процесса. При сложившихся условиях Гутенберг не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, прекратил дело. Возобновить печатание ему удалось лишь на короткий срок в 1460–1462 годах, но после разграбления и пожара в Майнце 28 октября 1462 года Гутенберг больше не выступал в роли печатника.

В начале 1465 года архиепископ Майнцский (епископ Нассауский) в награду за заслуги в деле книгопечатания включил Гутенберга в свой придворный штат, что по тем временам равнялось назначению пенсии.

Иоганн Гутенберг скончался 3 февраля 1468 года и был похоронен в Майнце в церкви францисканцев.

Франц Меринг писал: «Долгий и ожесточенный спор о действительном изобретателе книгопечатания никогда не будет разрешен… Гутенберг сделал в этом направлении последний решительный шаг… И это нисколько не умаляет его заслуги…»

Изобретение Иоганном Гутенбергом механического книгопечатания способствовало:

Распространению книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества;

Становлению и совершенствованию национальных и международных литератур;

Развитию грамотности в целом, образования и культуры.

«Замечательное искусство книгопечатания было изобретено в Майнце. Это искусство искусств, наука наук. Его чрезвычайная продуктивность позволила вызволить из мрака сокровища знаний и мудрости, чтобы обогатить и просветить мир» (В. Ролевинк, 1474 г.).

«Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания» (В. И. Вернадский).

«Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, нежели тот, что в пулях» (Г. X. Лихтенберг).

Книгопечатание – «второе искупление рода человеческого» (Мартин Лютер).

Печатание с досок распространилось в Европе в конце XIV в. В Германии, Италии, Фландрии этим способом печатали бумажные деньги, игральные карты и картинки религиозного толка. Сначала на них не было текста, он вписывался от руки, потом появились и картинки с печатным текстом. Напечатанные ксилографическим способом (то есть с доски) книги появились примерно в 1450 г. Техника печатания с досок напоминала во всех отношениях китайскую технику. Одна сторона листа при этом оставалась чистой.

Изобретатель европейского книгопечатания Иоганн Гутенберг сначала тоже занимался печатанием с досок. Но этот способ производства книг не был приспособлен к европейским алфавитам. И у Гуттенберга появилась идея: набирать текст из отдельных букв. Реализовать ее, однако, оказалось делом непростым, на это ушло десять лет упорного труда. Главная проблема состояла в том, что трудно было изготовлять буквы в больших количествах, не вырезая каждую по отдельности. Иными словами, нужно было придумать способ массового производства букв. Найденный в конце концов Гуттенбергом способ предполагал отказ от деревянных букв и отливку их из металла.

Делал он это следующим образом. Сначала готовил выпуклые изображения букв, вырезая их на железных брусочках. Потом это изображение приставлял к медному брусочку и бил по букве молотком. В результате на меди отпечатывалось вогнутое изображение буквы. Такое изображение в полиграфии называется матрицей. В нее Гуттенберг лил расплавленный свинец, и, когда металл застывал, он вынимал из матрицы брусочек с выпуклым изображением буквы. Оно было зеркальным. Свинцовые бруски с оттиснутой на них буквой называются литерами. Одну букву можно использовать для изготовления тысяч одинаковых литер - так же, как вырезанная на железе буква позволяла изготовить множество одинаковых матриц.

Массовое изготовление металлических литер, из которых составлялся набор - в этом заключается смысл изобретения книгопечатания Гуттенберга. Дальше надо было придумать способ ставить буквы в ряд так, чтобы получилась ровная строка, и при этом составить из строчек страницу. Для этого Иоганн изобрел простое приспособление - он использовал металлическую пластинку с тремя бортами, причем два из них были неподвижны, а третий мог перемещаться. Такое устройство назвали верстаткой. Наборщик, в соответствии с текстом набираемой книги укладывал в нужном порядке одну литеру за другой; борта же не давали им рассыпаться. Когда страница была набрана, борт закрепляли. Получалась страница в рамке; она называлась печатной формой. Форму покрывали специальной краской и прижимали к ней лист бумаги. В итоге получается оттиск набора - печатный текст.

Первый печатный станок

Помимо способа изготовления литер и набора текста, Иоганн Гуттенберг создал печатный станок. Он приспособил для печатания ручной пресс, применявшийся для выжимания виноградного сока. Печатный станок состоял из нижней доски, на которой в рамке укреплялся покрытый краской набор, и верхней доски, которая опускалась с помощью винта. Верхняя доска плотно прижимала лист бумаги к набору - и получался четкий оттиск. Таким образом, Гуттенберг разработал и создал весь процесс книгопечатания - от литья металлических литер до выпуска готовой книги.

Вся подготовительная работа - изготовление первых комплектов шрифтов и постройка станка - потребовала немалых денег. У Гуттенберга их не было, и ему пришлось вступить в сделку с богатым купцом Фустом. Условие было таким: прибыль от изобретения они делят пополам. Но у Фуста аппетит был, больше - ему хотелось прибрать к рукам всю типографию. И он выдвинул дополнительное условие: деньги, которые он дает на создание типографии, считаются долгом Гуттенберга. Если тот не возвращает его в срок, то типография переходит в собственность Фуста.

Дела у Гуттенберга сразу пошли удачно. Книги печатались и поначалу хорошо раскупались. Гуттенберг взял себе помощника и сделал из него отличного мастера. Всю свою долю прибыли изобретатель тратил на отливку новых шрифтов и постройку печатных станков; Фуст же свою долю клал в карман. А когда деньги у Гуттенберга кончились, Фуст стал требовать с него долг, подал в суд и выиграл свой иск.

Гуттенберг, голодая, стал вновь печатать книги, залезая при этом в долги. Кредиторы грозились подать в суд, и все могло кончиться печально, если бы не обстоятельство, столь типичное уже для нашего времени: печатное слово впервые показало свою силу в политической борьбе .

В городе Майнце, где жил Гуттенберг, враждовали между собой два архиепископа - два высших духовных лица. А надо сказать, что они обладали и огромной гражданской властью - делали, что хотели, каждый имел собственное войско. Гутенберг выступил на стороне одного из них - стал печатать листы в его поддержку, стремясь привлечь на его сторону население города. А Фуст сражался за другого священника. В результате победил первый архиепископ. Вклад Гуттенберга в эту победу был «высоко» оценен: каждый год он мог получать бесплатно новое платье, двести мер зерна и два воза вина, а также разрешение получать обед со стола архиепископа.

Первая книга Гутенберга

Первой полнообъемной книгой, напечатанной Гутенбергом, стала так называемая 42-строчная Библия, состоявшая из двух томов в 1286 страниц. Эта книга, признанная шедевром ранней печати, имитировала готические средневековые рукописные книги. Цветные инициалы (заглавные буквы) и орнамент выполнялись художниками от руки.

К 1500 г. книгопечатание проникло в 12 европейских стран. За 60 лет, прошедших с начала применения нового способа, было напечатано более 30 тыс. наименований книг, средний тираж одной книги был равен 300 экземплярам. Эти книги получили название «инкунабулы».

Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Особенно больших успехов здесь достиг белорусский печатник Франциск Скорина, в 1517-1519 гг. печатавший книги в Праге, а в 1525 г. - в Вильно.

В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI в. Основателем его был Иван Федоров. Первая книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (это была первая московская типография), датируется 1564 г.

Своим открытием создатель технологии книгопечатания Иоганн Гутенберг произвел настоящую революцию, благодаря которой книги и знания стали доступными для самых широких слоев населения Европы. Его изобретение оказалось одним из главных символов наступившего Нового времени.

Детство

Точная дата рождения Иоганна Гутенберга неизвестна. Биографы изобретателя относят ее приблизительно к 1398 году. Иоганн Гутенберг принадлежал к роду богатых граждан Майнца, которых, на римский манер, называли патрициями. О детстве мальчика также практически нет никаких подтвержденных данных. Тем не менее, как сын из состоятельной семьи, он, без сомнения, получил хорошее городское образование.

Средневековый Майнц раздирали внутренние конфликты. Власть в нем принадлежала то патрициям, то их противникам ремесленникам. Вооруженные столкновения между разными социальными слоями считались обычным делом. Один из них произошел, когда Иоганн Гутенберг был в юношеском возрасте. Ремесленники напали на квартал богачей и разорили их дома. Погром заставил семью Гутенбергов эмигрировать в Страсбург. Иоганн еще долго не возвращался в родной город, несмотря на то, что в 1430 году политический маятник качнулся в противоположную сторону, и всем бежавшим патрициям была объявлена амнистия.

Карьера ювелира

После многих лет достатка Гутенбергам пришлось приспосабливаться к новым тяжелым условиям жизни. Молодость Иоганна прошла в бедности. Отсутствие достатка приучило его к самостоятельности и тяжелому труду. Традиционно патриции гнушались заниматься ремеслами, считая подобное занятие неблагородным. Иоганн Гутенберг думал иначе. Он завел знакомства с умелыми ювелирами Страсбурга и стал обучаться их делу. Получив соответствующее образование, молодой человек начал работать в компании, занимавшейся шлифовкой драгоценных камней и производством зеркал.

Постепенно Иоганн Гутенберг становился все более известным и именитым мастером. У него начали появляться первые ученики. История сохранила имя одного из этих подмастерьев - Андреаса Дрицена. В 1435 году Гутенберг заключил с учеником контракт и создал с ним совместное предприятие. К этому времени историки относят появление идеи книгопечатания, которой загорелся страсбургский ювелир. На протяжении всей своей жизни он старался не предавать огласке секреты этого искусства. Именно поэтому, даже заключая контракт с Дриценом, Гутенберг не стал напрямую говорить о том, что их предприятие будет печатать книги. Публично была создана очередная мастерская по производству зеркал.

Создание литер

Революционный печатный станок Иоганна Гутенберга появился не в одночасье. Сначала он придумал изображать буквы на деревянных столбиках и соединять получавшиеся литеры в удобный набор. Сегодня эта идея кажется простой и очевидной. Однако для Средневековья это был великий прорыв.

В 1438 году ярмарка Ахена, где мастерская Гутенберга продавала большую часть своих зеркал, была перенесена на два года. Изобретатель воспользовался образовавшимся свободным временем для продолжения работы над своей тайной машиной.

На пути к открытию

Эпохальное изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом на несколько отсрочилось из-за смерти его ученика и напарника Андреаса Дрицена. Мастерская распалась. Более того, на Гутенберга подали в суд наследники Дрицена. Затянувшийся процесс отвлек изобретателя от работы всей его жизни. Суд разбирал спор об имуществе. Наследники Андреаса требовали часть мастерской. Поэтому в судебных бумагах фигурировали упоминания о прессе, формах для литер, свинце и т. д. Тем не менее Гутенбергу удалось сохранить секрет еще не готового изобретения в тайне.

В 1439 году ювелир выиграл судебный процесс. После этого он в одиночку погрузился в работу над книгопечатной конструкцией. Создав подвижные литеры, Гутенберг получил возможность перемещать их в бесчисленном количестве комбинаций. Немец предавался заветной задумке в рабочей комнате в загородном страсбургском монастыре на берегу реки Иль, пока наконец не довел прототип до рабочего варианта. Историки относят это событие к 1440 году.

Финансовые трудности

Даже после изобретения литер и прототипа станка отпечатанные по новой технологии книги Иоганна Гутенберга появились далеко не сразу. Экспериментируя, он работал с деревянными формочками. Однако для регулярной работы они не годились, так как изображения букв быстро портились.

Для усовершенствования станка требовалось продолжать эксперименты с иными материалами. Такие изыскания стоили больших денег. Забросив зеркала и ювелирную работу, Иоганн Гутенберг, кратко говоря, остался без серьезных средств. Он принялся за поиски кредиторов, однако в Страсбурге никто не рискнул вложить деньги в затею изобретателя. Недоверие знакомых богачей усиливалось из-за того, что отец книгопечатания не раскрывал все карты и не рассказывал в деталях о своем станке.

Сотрудничество с Фустом

В 1445 году Иоганн Гутенберг, биография которого вновь оказалась связанной с Майнцем, наконец вернулся в родной город. Здесь он надеялся на помощь своей семьи. Однако на протяжении пяти лет изобретатель так и не продвинулся в своем главном предприятии. Теоретическая идея книгопечатания была готова, а вот ее реализация затягивалась.

В 1450 году Гутенбергу все-таки улыбнулась удача. Он познакомился с богатым предпринимателем Иоганном Фустом. Делец заключил с изобретателем договор, по которому дал ему кредит в 800 гульденов. Сумма выдавалась по частям на протяжении нескольких лет. Благодаря капиталу Фуста отец книгопечатания наконец усовершенствовал свою технологию.

На ссуженные деньги Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное - он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фус,т как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.

«Латинская грамматика» и индульгенции

Взяв у Фуста новый заем (прежних денег уже не хватало), Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Путь к стабильно работавшему станку был долгим, но в конце концов конструкция была готова. Первой книгой, созданной по новой технологии, стала «Латинская грамматика», автором которой являлся Элий Донат. Ни одного целого экземпляра до нашего времени не сохранилось. Остались только отдельные листки, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке.

Изобретение Гутенберга быстро нашло прибыльное применение. Папа римский Николай V, боясь турецкой угрозы, объявил против турок Крестовый поход и пообещал отпущение грехов тем, кто пожертвует деньги на предстоящую войну. В 1453 году османы захватили Константинополь, и немцы ринулись массово скупать индульгенции. Потребовалось огромное количество экземпляров этой квитанции. Тут и объявился Гутенберг. На его станке индульгенции печатались с немыслимой для своего времени скоростью. Некоторые экземпляры того тиража сохранились и сегодня принадлежат музеям.

Библия Гутенберга

Грамматика и индульгенции были для Гутенберга разведкой перед боем. Мечтой всей его жизни было наладить массовую печать Библии. Подготовка, набор книги и другие предварительные работы заняли без малого пять лет. Знаменитая 42-строчная Библия появилась в 1455 году. Она была издана в виде двухтомного фолианта (первая часть содержала 324 листа, вторая - 317 листов).

Библия получила название Гутенбурговой. Заглавные буквы в ней были пропущены. Их от руки рисовал каллиграф. Также отсутствовала привычная сегодня нумерация страниц. Это неудивительно, ведь только-только появилось книгопечатание. Иоганн Гутенберг издал эту Библию на пергаменте и бумаге (пергаментные версии стоили дороже). Тем не менее книги были моментально распроданы.

Последние годы и смерть

Типография, в которой Гутенберг напечатал свою Библию и другие обессмертившие его имя книги, была закрыта из-за долгов перед Фустом. Изобретатель не смог выплатить причитавшиеся ростовщику проценты и проиграл ему в суде. Фуст стал единственным собственником типографии. Он продавал книги по всей Европе и сказочно разбогател.

Оставшись ни с чем, Гутенберг не опустил рук. С новыми партнерами он открыл другую типографию. В ней была выпущена новая латинская грамматика «Католикон», а также книга доминиканского священника Иоагана Бальба. В 1465 году издатель в качестве камергера поступил на «вечную службу» к архиепископу Майнцскому и курфюрсту Адольфу Нассаусскому. С тех пор Гутенберг забыл о материальных невзгодах и смог полностью сосредоточиться на любимом деле. К тому времени изобретатель уже был стариком. Он скончался в 1468 году, к собственному счастью, застав начавшийся успех технологии книгопечатания. Гутенберг был похоронен в Майнце, однако его могила была предана забвению, а ее местоположение сегодня неизвестно.

Секретная технология издателя не могла вечно оставаться в тайне. После смерти мастера его верные ученики распространили ценнейшее знание по всей Германии, а оттуда и в другие страны. Уже в Новое время имя основоположника книгопечатания вызывало у историков споры и сомнения. Версия о Гутенберге восторжествовала только в конце XIX веке, когда были обнаружены его судебные бумаги и другие документы, подтвердившие, что именно он первым создал типографский станок.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели